Жан Жене – биография, фото, личная жизнь, книги, смерть
Биография
В ХХ столетии проза представляла собой неповторимое художественно-эстетическое и нравственно-этическое явление, а писатели составляли интеллигенцию общества, но и тогда случались исключения. В их число входит писатель и драматург из Франции Жан Жене.
Писатель Жан ЖенеЕго произведения не имеют аналогов в мировой литературе того периода. Особая специфическая тематика произведений Жене стала следствием его непростого жизненного пути. Жан придерживался позиции имморализма, что отражается в каждом его литературном произведении. За это нетрадиционное для писателя мировоззрение критики довольно прохладно принимали все работы Жене.
Детство и юность
Жан Жене родился 19 декабря 1910 года в Париже. Об отце писателя биография умалчивает, его личность неизвестна. Камила Жене страдала тяжелым психическим заболеванием. Когда родился Жан, Камила отдала его в приют (мальчику было всего шесть месяцев). Вскоре ребенка усыновила бедная крестьянская семья.
Выросший Жан часто говорил, что любил своих приемных родителей. По некоторым источникам, семья Ренье, усыновившая Жана, представляла собой пару гомосексуалистов. В детстве мальчик доставлял родителям массу проблем. Жан поначалу рос послушным ребенком, регулярно посещал церковные службы.
Жан ЖенеКогда Жану исполнилось десять лет, в жизни будущего писателя произошел неприятный эпизод. Ранее послушного ребенка обвинили в краже собственные родители, которые были для него единственными близкими людьми. Учитывая, что обвинен он был безосновательно и несправедливо, для Жана это стало шоком. Происшествие оставило глубокий след в душе мальчика и сильно ожесточило его.
С тех пор поведение Жана изменилось коренным образом. Он стал действительно воровать, за что мальчика должны были поместить в колонию для несовершеннолетних, откуда Жене сбежал. Кстати, никаких документальных подтверждений пребывания будущего писателя в тюрьме не сохранилось – разве что коллективное фото, но узнать Жана среди 60 подростков в одинаковой одежде практически невозможно.
Жан Жене в молодостиМальчик бродяжничал, попрошайничал, воровал и даже занялся проституцией. В то время в Европе процветал гомосексуализм, и Жан, недолго думая, стал продавать свое тело взрослым мужчинам. Этот период своей жизни Жене позднее описал в автобиографической книге «Дневник вора». В 15 лет юноша все же оказался в тюрьме за кражи, но там стал любимчиком за счет своего богатого гомосексуального опыта.
В 18 лет молодой человек, чтобы вырваться из тюрьмы, записался в войсковое соединение, состоящее из граждан других государств. Но и армейская дисциплина не изменила привычек Жана – он украл вещи офицера и дезертировал. После молодой человек еще не раз оказывался за решеткой за кражи и подделку документов. В тюремном заключении прошла для Жене и вся Вторая мировая война.
Литература
Ведя откровенно асоциальный образ жизни, не имея образования, переходя от бродяжничества к тюремному заключению и обратно, в 1940-х годах Жене открыл в себе литературный талант и начал писать книги. В конце 1930-х годов Жан состоял в интимных отношениях с мошенником Морисом Пилоржем. Познакомились молодые люди в армии. Морис ограбил и убил своего партнера по имени Эскудеро, за что позднее был приговорен к смертной казни. Эта история вдохновила Жана Жене на создание первого романа «Богоматерь цветов».
Жан Жене и Андре ЖидЗнакомство с писателем и драматургом Андре Полем Гийомом Жидом обеспечило Жене пропуск в мир литературы. Жид свел Жана с издателем Жаном Декарненом, который помог Жене опубликовать свои книги. Впоследствии Декарнен и Жене стали любовниками. В число первых поклонников, а затем и друзей писателя вошли такие известные французские литераторы, как Сартр, Кокто и другие.
Последним асоциальным поступком писателя стала кража книги Верлена, за которую ему грозило пожизненное тюремное заключение. Влиятельные знакомые в литературных кругах помогли Жене избежать законного наказания, после чего Жан целиком погрузился в литературу. При этом сам Жан книг никогда не читал, считая это бессмысленным. Склонный к мистификациям и аферам, Жан часто рассказывал, что своей фамилией Жене он обязан траве дрок (по-французски «жене») – дескать, в детстве его нашли в поле, заросшем дроком, и прозвали Жене в честь этого растения.
Писатель Жан ЖенеВсе литературное творчество писателя – это описание самых мерзких человеческих пороков, изобличение лицемерия общества, описание мира воров, проституток и гомосексуалистов. Несмотря на отсутствие образования и как такового воспитания, Жан Жене обладал удивительным красноречием и литературным талантом: его своеобразный язык привлекает читателя, а хлесткий смысл произведений одновременно отвращает, но никого не оставляет равнодушным.
Еще при жизни став известным писателем, Жан никогда не стыдился своего прошлого и того образа жизни, который он вел в молодости – скорее наоборот, даже хвастался своей асоциальностью, которую он называл свободой от общественных догм. В книге «Богоматерь цветов» Жан, ничего не скрывая, подробно рассказывает о жизни проституток-гомосексуалистов. Отдельные фрагменты книги автобиографичны, своих героев автор писал с себя, в связи с чем читателю еще сложнее психологически воспринимать произведение.
Книги Жана ЖенеОднако, если абстрагироваться от нарочито грязных и грубых подробностей сюжета, в произведениях Жене скрывается глубинный философский смысл. Автор в своих произведениях затрагивает тему одиночества человека во Вселенной, морального выбора, взаимодействия с обществом.
А тема гомосексуализма в книгах Жана – это некий метафорический вызов Бога обычному человеку, на который тот отвечает социальным бунтом – воровством, убийствами, проституцией и другими поступками асоциального характера. При этом Жене всегда подчеркивает утилитарную природу общественной морали и в своих литературных произведениях, и в образе жизни.
Жан-Поль Сартр – близкий друг Жана Жене — посвятил отдельную книгу биографии Жене и анализу его творчества. Работа Сартра, а также признание обществом литературного таланта бывшего асоциального элемента стали для Жана настоящим шоком, в результате которого он истощился морально и перестал писать.
Жан Жене в последние годыТолько в конце 1950-х годов Жене издал несколько пьес, которые позднее были поставлены на сценах театров мира. Автор самостоятельно работал над сценариями постановок и даже подбирал актерский состав, пресекая все попытки режиссеров истолковать текст первоисточника на собственный лад.
Еще при жизни писателя были сняты два короткометражных документальных фильма о его жизни и творчестве. Короткометражная кинолента «Песнь любви», режиссером которой выступил сам писатель, носила чрезмерно откровенный сексуальный характер, поэтому в тот период в прокат не вышла, к тому же так пожелал сам режиссер.
Личная жизнь
Учитывая непростую судьбу Жана, знакомство его с миром физической любви состоялось довольно рано – в подростковом возрасте мальчик открыл в себе гомосексуальные наклонности. В тот период запрет на гомосексуальные связи в Европе уже был снят, и Жан открыто проявлял свою нетрадиционную ориентацию. Будучи брошенным матерью, а затем сбежав от приемных родителей, Жан занимался проституцией.
Жан Жене если и не пропагандировал, то уж точно никогда не скрывал того, что был геем. Более того, он открыто восхищался сексуальностью нацизма, в результате чего работы писателя находились под запретом на территории Советского Союза. Учитывая сексуальную ориентацию Жана Жене, жены и детей у него никогда не было, как, впрочем, и длительных отношений с постоянным партнером.
Жан Жене и Абдула БентагаСреди официальных партнеров Жана было множество общественных деятелей и писателей, Жене не отличался постоянством в личной жизни. Последней любовью писателя стал молодой циркач-канатоходец Абдула. Но вскоре после начала отношений циркач покончил жизнь самоубийством, вследствие чего Жене впал в депрессию. С тех пор писатель не написал больше ни одного произведения.
Смерть Жана Жене
В середине 1980-х годов стало известно, что эпатажный писатель серьезно болен. Жан, страдавший онкологическим заболеванием, жил в дешевой гостинице Марокко. Там и нашли тело писателя, умершего 15 апреля 1986 года. Согласно завещанию Жене, авторские права на его произведения принадлежат его последнему любовнику-арабу.
Библиография
- 1942 – «Смертник»
- 1944 – «Богоматерь цветов»
- 1946 – «Чудо о розе»
- 1947 – «Торжество похорон»
- 1947 – «Служанки»
- 1947 – «Кэрель»
- 1949 – «Высокий надзор»
- 1949 – «Дневник вора»
- 1955 – «Она»
- 1956 – «Балкон»
- 1959 – «Негры»
- 1961 – «Ставни»
Жан Жене цитаты (43 цитат)
11 2
Жан Жене
Дата рождения: 19. Декабрь 1910
Дата смерти: 15. Апрель 1986
Жан Жене́ — французский писатель, поэт, драматург и общественный деятель, творчество которого вызывает споры. Главными героями его произведений были воры, убийцы, проститутки, сутенеры, контрабандисты и прочие обитатели социального дна. Wikipedia
Фото: International Progress Organization, http://i-p-o.org/genet.htm / CC BY-SA 3. 0
Цитаты Жан Жене
„Красота нравственного деяния зависит от красоты его выражения. Сказать, что поступок красив, значит сделать его таким.“
— Жан Жене
Дневник вора (1949)
О красоте
„Жестокость — это спокойствие, которое вас будоражит.“
— Жан Жене
Дневник вора (1949)
„Большая часть жизни проходит в дурацком отупении, в убогом идиотизме: открываешь дверь, зажигаешь сигарету… В жизни человека бывает лишь несколько проблесков. Всё остальное — серая мгла“
— Жан Жене
О жизни, О мужчинах
„Одиночество не дано мне изначально, я завоевываю его. Меня ведет стремление к красоте. Я жажду в нем утвердиться, обозначить свои пределы, избавиться от неясности и упорядочить самого себя.“
— Жан Жене
Дневник вора (1949)
О красоте, Об одиночестве
„Главные темы этой книги — предательство, воровство и гомосексуализм. Они связаны между собой единой, не всегда очевидной нитью; по крайней мере, мне кажется, что я распознаю некий кровообмен между моей тягой к предательству, воровству и моими страстями. “
— Жан Жене
Дневник вора (1949)
О книгах, О страсти, О предательстве
„Французское гестапо сочетало в себе два прелестных явления: предательство и воровство. Если бы к этому добавился гомосексуализм, оно стало бы сиятельно безупречным.“
— Жан Жене
Дневник вора (1949)
О предательстве
„Талант — это учтивое отношение к материи, он заключается в том, чтобы вложить песню в уста немоты.“
— Жан Жене
Дневник вора (1949)
„Однако что значит их жестокость по сравнению с моей, заключающейся в том, чтобы принять их жестокость, присвоить, пленить, использовать в своих целях, внушить ее самому себе, задумать и распознать ее, постигнуть и взять на себя сопряженные с ней опасности? Да-да, что значила моя вынужденная жестокость, необходимая для моей защиты, для моей твердости и суровости, по сравнению с жестокостью, которая проклятьем тяготеет над ними, вытекает из заключенного в них огня, что вспыхивает при соприкосновении с внешним, озаряющим нас светом?“
— Жан Жене
Дневник вора (1949)
О свете
„Будучи недоступным, он стал в моих глазах воплощением этих образов, которые подавляют меня. Следовательно, я был целомудренным.“
— Жан Жене
Дневник вора (1949)
„Если герой сражается с мраком и побеждает его, пусть он продолжает ходить в лохмотьях.“
— Жан Жене
Дневник вора (1949)
„Но при этом я обожал бы ее, эту воровку, которая является моей матерью.“
— Жан Жене
Дневник вора (1949)
„Fierce and pure, I was the theater of a fairyland restored to life.“
Help us translate this quote
— Jean Genet, книга The Thief’s Journal
The Thief’s Journal (1949)
„I could not take lightly the idea that people made love without me.“
Help us translate this quote
— Jean Genet, книга The Thief’s Journal
Источник: The Thief’s Journal
„My heart’s in my hand, and my hand is pierced, and my hand’s in the bag, and the bag is shut, and my heart is caught.“
Help us translate this quote
— Jean Genet, книга Our Lady of the Flowers
Источник: Our Lady of the Flowers
„If we behave like those on the other side, then we are the other side. Instead of changing the world, all we’ll achieve is a reflection of the one we want to destroy.“
Help us translate this quote
— Jean Genet, The Balcony
Источник: The Balcony
„Worse than not realizing the dreams of your youth would be to have been young and never dreamed at all.“
Help us translate this quote
— Jean Genet
„A man must dream a long time in order to act with grandeur, and dreaming is nursed in darkness.“
Help us translate this quote
— Jean Genet
„To achieve harmony in bad taste is the height of elegance.“
Help us translate this quote
— Jean Genet, книга The Thief’s Journal
The Thief’s Journal (1949)
„Anyone who hasn’t experienced the ecstasy of betrayal knows nothing of ecstasy at all.“
Help us translate this quote
— Jean Genet
Источник: Prisoner of Love
„They spent their time doing nothing… they let intimacy fuse them.“
Help us translate this quote
— Jean Genet, книга Our Lady of the Flowers
Источник: Our Lady of the Flowers
Подобные авторы
Архив Джин и Джейн — Вы должны помнить это
Джейн Фонда и Джин Сиберг, две белые американские актрисы, начавшие свою карьеру в хвостовой части классической голливудской студийной системы, обрели большой успех (и мужей) во Франции, прежде чем смело и неоднозначно прославились такими делами, как гражданские права и борьба против -военное движение.
Эпизоды:
ГОЛЛИВУДСКАЯ РОЯЛТИ/СРЕДНЕАМЕРИКАНСКАЯ МУЧЕНИЦА : В первом эпизоде сезона мы отслеживаем трудное воспитание Джейн с ее знаменитым, но отсутствующим отцом и проблемной матерью, а также путь привилегий — и трагедия — вот что привело ее в Актерскую студию. Между тем, в маленьком городке Айовы, где доминирует церковь, Джин Себерг объявила себя городским мятежником в 14 лет, когда она присоединилась к NAACP. Три года спустя безумный гениальный кинорежиссер вытащил ее из безвестности, чтобы она снялась в одном из самых громких голливудских фильмов конца 50-х годов. Слушай
Джин и Отто Премингер/Джейн в Нью -Йорке : Джин Себерг сняла свои первые два фильма, Святой Джоан и Tristesse , для режиссера, Атюра С. персонаж, методы которого травмируют Джин на всю оставшуюся жизнь и карьеру. Неудивительно, что она восстала против этого плохого отца, выйдя замуж за красивого французского оппортуниста. Тем временем Джейн Фонда переезжает в Нью-Йорк, присоединяется к Актерской студии, встречается со своим гиперконтролирующим партнером-мужчиной и пытается определить себя как нечто иное, чем дочь Генри Фонды. Слушайте
ЖАН И ДЖЕЙН В ПАРИЖЕ : Джин Сиберг, которая уже несколько разочаровалась в голливудской карьере, рискнула заполучить французского кинокритика, ставшего режиссером-новичком, который хотел, чтобы она сыграла аморального Американец в экспериментальном кино без сценария. Результатом стал «
ДЖАН ПРОТИВ. ЛИЛИТ : Оставив мужа, чтобы стать любовницей писателя/дипломата Ромена Гэри, Джин тайно родила сына, а затем сняла фильм, который, как она думала, раз и навсегда проявит себя как актриса. В Лилит Себерг пошла бы на все, изображая ее безумие — возможно, слишком глубокое. После неудачного сотрудничества с Гэри Джин с радостью приняла предложение сняться в крупнобюджетном голливудском мюзикле. Но было 1969, студийная система рухнула, и этот мюзикл — Paint Your Wagon — стал символом всего, что было не так с голливудским истеблишментом. Слушай
ДЖЕЙН ПРОТИВ. БАРБАРЕЛЛА : Уговорив Джейн участвовать в открытом браке, Вадим начал снимать ее в фильмах как мужскую фантазию о женской сексуальной свободе. Пик этой фазы ее карьеры пришелся на Barbarella , научно-фантастический фильм, основанный на эротическом комиксе, в котором Джейн играет возбужденного космического воина. Идеальное тело Джейн было выставлено на всеобщее обозрение и фетишизировалось во всем мире, но никто не знал о саморазрушении, которое происходило за кулисами, чтобы сохранить ее внешность. Пока Вадим воспитывал в ней интернационального сексуального котенка, Джейн постепенно становилась более социально сознательной. При всем своем опыте общения с женщинами Роже Вадим не знал, что делать с проснувшейся женой.
ДЖАН И ДЖЕЙН СТАНОВЯТСЯ ВРАГАМИ ОБЩЕСТВА : Вслед за созданием своего самого большого голливудского фильма за последние годы, Джин Сиберг связывается с двумя чернокожими радикалами, один из которых является двоюродным братом Малкольма Икса. агрессивная антибелая риторика, другой лидер Черных пантер. Джин начинает предлагать деньги и поддержку этим людям и их делам, что привлекает внимание ФБР. Тем временем Джейн покидает Вадима и Голливуд, чтобы найти себя в качестве политического активиста, работающего от имени американских индейцев, Черных пантер и ветеранов Вьетнама. Несмотря на все свои усилия, Джейн еще не оттолкнула Голливуд — пока за ней наблюдало ФБР, Джейн снялась в одном из величайших детективных триллеров 19-го века.70-х годов, Клют . Слушай
ХАНОЙ ДЖЕЙН И ФБР ПРОТИВ. РЕБЕНОК ДЖАН СЕБЕРГ : После съемок фильма с сильно изменившимся Жаном-Люком Годаром Джейн Фонда едет во Вьетнам, где она наивно участвует в трюке, благодаря которому ее имя «Ханойская Джейн» останется на десятилетия. Мировые СМИ устроили полевой день, насмехаясь над ней, правительство США приступило к работе над заговором, чтобы уничтожить ее, а Джейн искала убежища в новых отношениях с активистом, ставшим политиком Томом Хейденом. Между тем, в разгар развода с Роменом Гэри Джин оказалась беременной. Прослушав телефонный разговор Джин и Черной Пантеры о ее беременности, ФБР решило «обезвредить» и Сиберг, и ее будущего ребенка. Прослушать
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ : Джин хоронит своего ребенка в Айове, а затем возвращается в Париж в слабом психическом состоянии. Все больше и больше страдающая от оправданной паранойи и бреда, она снимает свои последние важные фильмы (включая еще одно ошибочное сотрудничество с Роменом Гэри) и еще одну попытку выйти замуж. Вернувшись в Штаты, Джейн объединяет свою страсть к активизму с новым браком с Томом Хейденом и работает над тем, чтобы вернуть свою кинокарьеру в нужное русло, производя коммерческие, но социально сознательные автомобили, в которых она может сниматься. Один из этих фильмов, Coming Home , станет одновременно антивоенной и феминистской вехой и принесет Джейн еще один Оскар. Listen
ПОСЛЕДНЯЯ РАБОТА ДЖАН/ДЖЕЙН : Джин Сиберг, страдающая психическим заболеванием и алкоголизмом, трагически погибает в Париже. Джейн Фонда снова изобретает себя для 80-х. Слушать
Опубликовано в Архив, Джин и Джейн Теги: Подкаст, Старый Голливуд, Мэрилин Монро, Мертвые блондинки, Джейн Мэнсфилд, Грейс Келли
Королевская семья Голливуда/Мученик Средней Америки (Джин и Джейн, Эпизод 1) — Вы должны помнить это
Послушайте этот выпуск в Apple Podcasts.
Представляем наш новый сериал «Джин и Джейн», в котором рассказывается о параллельных жизнях Джейн Фонда и Джин Сиберг, двух белых американских актрис, которые добились большого успеха (и мужей) во Франции, прежде чем смело и вызывающе прославились такими делами, как гражданские права. и антивоенное движение. Фонда и Себерг были отслежены ФБР во время администрации Никсона, которая считала обеих актрис угрозой национальной безопасности. Но, несмотря на все их сходство, Джейн и Джин пошли разными путями. Они тоже стартовали из совсем других обстоятельств. Сегодня мы проследим за трудным воспитанием Джейн с ее знаменитым, но отсутствующим отцом и беспокойной матерью, а также путь привилегий — и трагедии — который привел ее в Актерскую студию. Между тем, в маленьком городке Айовы, где доминирует церковь, Джин Себерг объявила себя городским мятежником в 14 лет, когда она присоединилась к NAACP. Три года спустя безумный гениальный кинорежиссер вытащил ее из безвестности, чтобы она снялась в одном из самых громких голливудских фильмов конца 50-х годов.
Джин Сиберг на пробах фильма «Святая Иоанна», 1956 год, фото Боба Уиллоуби
Семья Фонда, 1949 год. Фото Женевьев НейлорПРИМЕЧАНИЯ К ШОУ:
Источники:
Джейн Фонда: Частная жизнь публичной женщины Патриции Босуорт
Моя жизнь до сих пор Джейн Фонда
Мир и его двойник Ото: Жизнь и работа Премингер Криса Фудзивара
Played Out: The Jean Seberg Story by David Richards
Видео против Джейн Фонды, упомянутое в этом эпизоде.
Музыка:
Вся музыка, использованная в этом эпизоде, за исключением вступления и концовки, взята из бесплатных музыкальных библиотек и лицензированных музыкальных коллекций. Интро включает в себя отрывок из фильма Касабланка . Заключительная песня: «Modern Girl» Слейтер-Кинни. В эпизоде использовались отрывки из следующих песен: «След света 2» Магнуса Рингблома, «Воспоминания о ноябре» Мартина Ланда, «Танец вдов» Хакана Эрикссона, «Musique A La Carte» Джона Алина, « Mediterranean Mix 10″ Стефана Нетсмана, «Upbeat Flatfeet 2» Мартина Гауффина, «Les Beaux Jours» 3 Мартина Гауффина, «Ambient Acoustic Guitar 18» Андерса Экенгрена, «Ripples» Питера Сандберга, «By the Lake in the Вечер» Франца Гордона, «Gypsy Guitar Swing» Мартина Карлсберга, «Discretion» Питера Сандберга.