Желание. Что такое «Желание»? Понятие и определение термина «Желание» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Желание — одна из форм переживания потребности, для которой характерны осознанность (чего я хочу), понимание мотива (почему я этого хочу) и существует представление о возможных способах удовлетворения (как мне этого достичь). Количество желаний у одной личности ничем не ограничено – они различаются по объектам, устойчивости, способам удовлетворения и тд. В соответствии с этими критериями выделяют выполнимые желание и нереальные, безрассудные, целевые и прочие.
Как правило, желание связывают с чувствами, однако в психологии принято рассматривать желание не только как эмоциональную категорию, но и в целом как одно из важнейших психических состояний личности, которое обуславливает его поведенческую активность с точки зрения мотивационных и волевых актов.
Особое внимание желанию как психической категории уделял австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд, который в рамках психоанализа описывал осознанные и неосознанные (вытесненные) желания. Вытесненные желания, в свою очередь, делятся на сексуальные и желания ненависти. Стоит отметить, что сексуальные могут включать даже те, которые выходят за рамки общественных и этических норм (например, инцест), а проявления ненависти – распространяться даже на самых близких людей. Осознанные желания, согласно Фрейду, определяют сновидения.
< ДПДГ (десенсибилизация и проработка травм движением глаз)
Жизненный путь >
Популярные термины
Желание
Все будет так, как я хочу
Где проходят наши личные границы? Как повысить самооценку и научиться не давать себя в обиду? Когда нужно говорить «нет» даже самым близким людям? Разбираемся вместе с психотерапевтом.
Новости СМИ2
новое на сайте- Как убедить близкого пойти на терапию: 8 советов
- «Развод снова лишил мою дочь отца»: история одного переезда и двух замужеств
- «Среди взрослых куча злых — зачем детям их уважать?»: монолог режиссера Бориса Хлебникова
- «Дома думаю о работе, на работе — о доме. Как научиться быть в моменте?»
- Пропускать душ и грызть ногти: 6 детских привычек, которые вообще-то полезны
- Как выжить в вынужденной эмиграции и не потерять себя: 5 советов из личного опыта
- Любит мужчин за 70: почему беременная от Аль Пачино 29-летняя Нур Альфалла выбирает стариков
- Рефрейминг: как научиться видеть хорошее в плохом — раздвиньте рамки
- 40 вопросов, которые помогут понять, чего вы на самом деле хотите
- Как выявить скрытого нарцисса в своем окружении: необычный способ предложили ученые
- «После смерти мамы отец хочет съехаться с новой женщиной, но я против»
- «После развода все мои отношения длятся две-три встречи. Что со мной?»
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерЛЕТО 2023 №74
Подробнееспецпроекты
что это такое и что они говорят о человеке?
Каждое желание, которое рождается внутри человека, является кирпичиком его личности. Оно указывает на цели, мысли, намерения. Важно прислушиваться к своим мечтам и вовремя уловить момент, если голос, который их диктовал, вдруг затих.
Что такое желание?
Желание — это внутреннее ощущение необходимости к осуществлению чего-либо либо обладания чем-либо. Для этого понятия характерны:
- Осознанность. Понимание, чего хочется.
- Мотив. Осознание, почему это желание возникло и что даст его исполнение.
- Способы реализации. Знание того, как достичь задуманного.
Если три эти условия соблюдаются, то мечта сможет исполниться.
Хотеть не вредно, вредно – не хотеть!
Желания являются движущей силой, заставляющей людей жить, достигать целей. Самая распространенная причина личностного кризиса заключается в том, что человек не знает, чего хочет. Попав в эту ловушку, сложно из нее выбраться. Периодически все испытывают кратковременные приступы «ничего нехотения». Они выражаются в том, что сложно определить, чего бы хотелось в конкретный момент времени. В это время мозг начинает автоматически перебирать варианты: еда, досуг, сон, пр. Если ни один из них не находит отклика, наступает скука, растерянность, угнетение. Важно не путать это состояние с ленью.
Пройти тест на характер человека
Хотеть полезно по следующим причинам:
- В момент осуществления желания человек испытывает ощущение радости, счастья.
- Желания мотивируют к деятельности. К примеру, мечта о путешествиях приводит к тому, что человек ищет более высокооплачиваемую работу, компактнее организовывает время.
- Появляется ощущение смысла жизни.
- Возможность исполнять желания повышает самооценку.
О чем говорит отсутствие желаний?
У человека всегда есть желания, просто негативные мысли и психологические блоки могут их заслонять. Чтобы их открыть, можно провести упражнение «Выигрыш в лотерею». Нужно представить, что вы выиграли крупную сумму и написать на листе, как бы изменилась после этого жизнь. Внимание, это должен быть не список покупок, а перечень действий примерно с такими пунктами:
- Взяла бы отпуск и съездила в тур по Европе.
- Уволился бы с работы и открыл магазин по продаже обуви.
- Развелась бы и переехала в другой город.
- Обзавелся бы квартиру в центре.
Будет полезно маркером выделить нематериальные желания. Это упражнение помогает понять, чего действительно хочется. Например, увольнение укажет на то, что человеку не нравится его работа, развод – на неудовлетворенность отношениями. Цель упражнения – понять, что изменить жизнь можно, не дожидаясь выигрыша в лотерею.
О чем говорят желания?
Желания и действия (или бездействие) по их реализации могут многое сказать о человеке.
1. Оптимист или пессимист.
Часто причиной, по которой человек отказывается желать, является отсутствие веры в себя и исполнение мечты. Неверие может усугубляться постоянными жалобами на невозможность получения того, что хочется. Это приводит к формированию внутренних блоков. Даже если пессимист получит то, что он хочет в глубине души, он не сможет этим воспользоваться или даже не заметит этого.
У оптимистов все иначе. Они ищут возможности. Такие люди открыты для нового, легче адаптируются к переменам, проще переносят неудачи и быстрее восстанавливаются после них. Даже если исполнение желания требует от них приложения усилий, они в состоянии добиться успеха.
2. Сила характера.
Чтобы исполнить желания, нужны терпение, целеустремленность, стрессоустойчивость. Это важные черты характера. И именно их отсутствие или недостаточное развитие заставляет человека отказываться от того, чтобы получить то, что хочется. Чтобы себя мотивировать, можно составить список желаний и отмечать, когда они сбываются.
3. Интересы и ценности.
По тому, чего хочет человек, можно понять, чем он интересуется и что для него наиболее ценно. Особенно это важно, когда люди завязывают отношения. Достаточно спросить, чего бы человек хотел достичь в ближайшее время, и можно понять, в чем он наиболее заинтересован. Кто-то назовет продвижение по карьерной лестнице, кому-то хочется завести семью. Третий расскажет о том, что планирует путешествие или копит на квартиру.
Пройти тест: оптимист или пессимист
Что произойдет, если не исполнять свои желания?
Если не воплощать в жизнь мечты, можно столкнуться с такими проблемами:
- Крах самооценки. Постоянное игнорирование желаний на глубинном уровне может означать, что человек просто не верит, что достоин их исполнения. Это указывает на низкую самооценку.
- Депрессия. Постоянные неудачи приводят к угнетенному состоянию. У человека опускаются руки, падает мотивация. Пропадает желание даже хотеть чего-либо.
- Замкнутость. Человеку, чьи желания не исполняются, сложно общаться с более удачливыми людьми. Потому он чаще всего отказывается от общения, реже видится с друзьями и близкими.
Что делать, если желания не исполняются?
Бывает так, что желания долгое время не исполняются. Это приводит к тому, что даже самый ярый оптимист теряет веру. Есть несколько способов исправить ситуацию:
- Не ставить себя в зависимость от своих желаний. Есть философская мысль: «Человек должен управлять желаниями, а не наоборот». Не стоит рассматривать неисполнение мечты, как крах, проигрыш, неудачу. Если желание реализуется, будет здорово, если нет, есть десятки других, к реализации которых можно приступить сейчас.
- Понять, что не очень-то и хотелось. Будет полезно прокрутить в голове, что произойдет, если мечта не исполнится. Эта техника помогает раскрыть истинные желания, найти новые пути их реализации, высвободить страхи и победить их.
- Составить список мелких радостей. Далее нужно действовать, чтобы как можно большее количество пунктов в этом перечне оказалось достигнутым. Это поможет поддерживать бодрость духа.
- Разбить большую цель на маленькие, легко достижимые. Если считать покупку квартиры за одно большое желание, то кажется, что цель труднодостижима. Но если попытаться рассмотреть варианты (ипотеку, сокращение расходов, займы у друзей), поставить реальные сроки, можно уже через пару лет обзавестись жильем.
Самое главное желание, которое должно быть у человека – реализовывать собственные мечты. Это не только путь к счастью, но еще и способ сохранить крепкое психическое здоровье.
Пройти тест на самооценку
Четыре стадии желания: от всего к одной вещи
Наша культура с самого начала испытывала двойственные чувства по поводу чувства желания. Христианская традиция, как правило, смутно смотрит на желание, главным образом потому, что она имеет тенденцию сосредотачиваться на эфемерных удовлетворениях этого мира, называемых по-разному похотью плоти или гордостью очей, а не на вечных наградах в следующем мире. Западные философы, с другой стороны, обычно рассматривали желание как основу человеческой жизни. Быть человеком значит желать того, чего у нас нет.
Желание мотивирует нас многими важными способами: физическое желание, например, называется голодом или жаждой; интеллектуальное желание называется любопытством; сексуальное желание называется похотью; экономическое желание называется потребительским спросом. Уберите эти выражения желания, и человеческая жизнь, какой мы ее знаем, перестанет существовать. Наша культура в целом и наша экономика в частности построены на нашем стремлении к вещам и опыту, которых у нас нет.
Индийский мистик XV века Кабир, поэт и философ, которого сегодня почитают как индуисты, так и мусульмане, утверждал, что желание составляет истинное богатство человечества. Одним из ведущих толкователей Кабира в 20-м веке был духовный учитель по имени Экнат Исваран, который однажды объяснил на записанном на видео уроке, что Кабир рассматривает желание как имеющее четыре стадии.
Подавляющее большинство людей, говорит Кабир, рождаются с бесчисленными желаниями — слишком многими желаниями, чтобы следовать одному из них с убеждением или преданностью. Большинство касается поверхностных аспектов жизни, таких как внешний вид или личное имущество. Кабир говорит, что люди, у которых много желаний, — самые бедные из людей, и они редко добиваются успеха в какой-либо области. Их жизнь также и самая печальная, потому что они самые поверхностные, в них преобладает слишком много желаний, которые слишком мало значат.
Есть и другие люди, продолжает Кабир, которые рождаются с некоторыми желаниями, и обычно это люди, которые ведут, как считается, успешную жизнь. Какую бы сферу деятельности они ни выбрали, им удается достичь хотя бы скромных целей, поскольку они способны сосредоточиться только на некоторых желаниях.
У немногих счастливчиков, однако, есть лишь несколько желаний. Из них выходят гении: великие ученые, такие как мадам Кюри и Альберт Эйнштейн, великие музыканты и поэты, великие гуманисты и политические лидеры. У этих людей очень мало желаний, и поэтому они оставят свой след в любой области, в которой посвятят себя.
Наконец, у некоторых редких людей есть только одно желание. Это великие мистики — духовные лидеры, которые часто практикуют медитацию, требовательную дисциплину, предназначенную для уменьшения количества желаний. Со временем, говорит Кабир, медитация может уменьшить количество желаний человека от бесчисленных до многих; затем от многих к некоторым; от некоторых к нескольким; и от нескольких до одного. По мере того, как количество желаний становится меньше, сами желания становятся менее поверхностными и более глубокими.
Кабир также описывает модель эмоционального развития, которая соответствует уменьшению количества желаний. По его словам, у людей, у которых много желаний, эмоциональная жизнь часто изменчива. Их эмоции усиливаются; они спускаются. Они легко расстраиваются; они быстро успокаиваются. Однако ни одно из этих эмоциональных состояний не длится очень долго; одно из больших преимуществ поверхностности заключается в том, что вы никогда не расстраиваетесь надолго, потому что вещи, которые вас расстраивают, не важны. Но ни одно из ваших удовольствий не является важным или продолжительным. Ничто не длится долго, потому что ничто не имеет большого значения.
Люди, у которых мало желаний, напротив, обладают страстью. В какой бы области жизни они ни посвятили себя, у них есть огромная страсть к упорству и успеху. Движимые страстным желанием, которое распространяется лишь на несколько желаний, страстные люди часто достигают великих целей.
Последний шаг в эмоциональной прогрессии происходит, когда все страсти человека — личные амбиции, погоня за удовольствиями, потребность в престиже, озабоченность прибылью — сливаются в одну пламенную страсть, обжигающую сердце. Кабир называет эту исключительную страсть преданностью. В мистической традиции преданность ведет к открытию себя. Проще говоря, по мере того, как мы движемся от бесчисленных желаний к множеству, к малому количеству, к одному, и по мере того, как мы движемся от эмоций к страсти и к преданности, мы открываем, кто мы на самом деле и что действительно важно для нас.
Один из способов сократить список, как заметил Кабир, — это медитация. Другое — несчастье, известное в мистической традиции как страдание. Когда жизнь становится трудной и неопределенной, поверхностные желания отпадают, и остается то, что действительно важно для нас. Люди, пережившие экстремальные лишения, — солдаты в бою, женщины, живущие при репрессивных режимах, узники совести, рабы, жертвы пыток — все сообщают более или менее одно и то же о последствиях страданий. Когда сама жизнь неопределенна, важно только одно: выживание. Жизнь становится чрезвычайно простой, ее цель кристально ясной. Многочисленные желания жизни очищаются огнем невзгод; остается только одно, что требует и заслуживает полной преданности.
Будь то медитация или невзгоды, мы начинаем с вопроса, чего мы хотим. Затем мы спрашиваем, чем из этих вещей мы можем быть увлечены. Наконец, мы спрашиваем, чему мы можем полностью посвятить себя, даже свою жизнь. В конце концов, процесс самопознания начинается с очень простого вопроса: чего ты хочешь?
16 основных человеческих желаний
Я всегда советую своим клиентам лучше понять их клиентов. Мы должны, если мы собираемся оставаться актуальными. Нам это необходимо, если мы собираемся создавать для них ценность, а также выживать и процветать как бизнес. Сказать, что нам не нужно понимать наших клиентов, значит укусить руку, которая кормит, и закончиться катастрофой для бизнеса. Принятие решений с мыслью о потребителе лежит в основе построения бренда.
Бренд — это то значение, которое ваша аудитория придает вам, вашему продукту, вашей услуге или вашему предложению. Это ваша «репутация». Он существует в сердцах и умах вашей аудитории. Брендинг — это стратегический акт стремления управлять этим значением. Постоянно ставить своих клиентов в центр своего мышления и ориентировать свой бизнес на предоставление им наилучшего опыта в соответствии с их желаниями.
Это может быть трудно для руководителей, принимающих решения, которые работают со многими «луковичными слоями» вдали от клиентов, которых они обслуживают. Однако очень важно, чтобы лидеры прониклись мышлением своей аудитории, чтобы решения, которые принимаются, принимались с мыслью о потребителе. Опыт сотрудников, опыт клиентов, инновации, продукты и услуги должны быть созданы для того, чтобы дать клиенту подарок: удовлетворить потребность клиента. Помочь клиенту исполнить его желание. Взамен клиент окунет руку в карман и заплатит вам с трудом заработанные деньги. Чем больше ценности придается потребности, которую вы удовлетворяете, тем больше денег покупатель готов потратить.
Конечно, первым шагом в управлении смыслом является определение того, в какой игре вы участвуете. Чтобы определить, кто ваша аудитория, и понять, чего они хотят.
Недавно Натан Хендрикс (креативный директор LPK — следите за грядущим эпизодом JUSTBranding с ним и Джейкобом Кассом) познакомил меня с работой Стивена Рейсса, и я был очарован ею и тем, как его работа может быть использована в построение бренда.
Во многих компаниях, которым я помогал в последние годы, я на собственном опыте убедился в силе заставить руководящие команды долго и тщательно думать о своих клиентах и основывать свои решения на них. Я склонен использовать комбинацию маркетинговых исследований и портретов клиентов, чтобы помочь в этом. 16 желаний Рейсса быстро становятся ключевой частью этого аспекта моей работы.
Американский психолог Стивен Рейсс (1947–2016) Источник: Википедия
Стивен Рейсс был американским психологом, который был экспертом в том, что заставляет нас двигаться (или, говоря техническим языком, «внутренней мотивации»). Он умер в 2016 году. В рамках своей работы Рейсс провел одно из первых крупных межкультурных исследований мотивации. С четырех континентов он оценил 6000 человек и обнаружил 16 «основных желаний» (или психологических потребностей человека). Они свойственны всем нам и глубоко укоренены в человеческой природе, в том, как мы думаем, и в поведении, которое мы демонстрируем. В своей книге «Кто я?» (рекомендуется к прочтению) Рейсс объясняет, что всеми нами движет 16 основных желаний, но как личности мы расставляем приоритеты по-разному. В своей работе он описывает полезный психологический инструмент для оценки того, что мотивирует человека, и он выводит «Профиль желания» (я бы предложил интересный для классического маркетингового построения личности).
Обзор 16 желаний
«Что это за 16 желаний?» Я слышал, вы говорите. Я рад, что вы спросили. Вот краткое изложение ниже:
Желание №1: Власть
Конечные цели: Достижение, компетентность, лидерство
Связанные эмоции: Компетентность, влияние
Поведение: 90 054 Лидерство, достижение
Желание №2: Независимость
Конечные цели: Свобода
Связанные эмоции: Свобода
Поведение: Уверенность в себе
Желание №3: Любопытство
Конечные цели : Знание, истина
Связанная эмоция: Удивление
Поведение: Поиск истины, решение проблем
Желание № 4: Принятие
Конечные цели: Самоуважение, позитивное представление о себе
Связанные эмоции: Уверенность в себе
Поведение: Напористое поведение
Желание № 5: Порядок
Конечные цели: Стабильность, организация
Связанные эмоции: Безопасность, стабильность
Поведение: Установление правил, стремление к совершенству, согласие ulsive
Желание №6: Спасение
Конечные цели: Коллекция, собственность
Связанные эмоции: Собственность
Поведение: Коллекционирование, бережливость
Желание №7: Честь
9000 2 Конечные цели: Нравственность, верностьСвязанные эмоции: Лояльность
Поведение: Характер, нравственность, принципиальность
Желание № 8: Идеализм
Конечные цели: 90 054 Справедливость, справедливость
Связанная эмоция: Сострадание, чувство справедливости
Поведение: Социальные причины, честная игра
Желание № 9: Социальный контакт
Конечные цели: Дружба, веселье
Связанные эмоции: Счастье, принадлежность
Поведение: Расставание, вступление в клубы/группы
Желание №10: Семья
Конечные цели: Дети
Связанная эмоция: 9 0054 Любовь
Поведение: Воспитание детей, ведение домашнего хозяйства
Желание № 11: Статус
Конечные цели: Богатство, звания, награды, внимание
Ассоциированная эмоция: Самомнение, превосходство
Поведение: Забота о репутации, хвастовство
Желание #12: Месть
Конечные цели: Победа
Связанная эмоция: Гнев, ненависть
Поведение: Агрессивное, Месть 9 0003
Желание №13: Романтика
Конечные цели: Красота, секс
Ассоциированные эмоции: Вожделение, восхищение красотой
Поведение: Сексуальность, флирт, ухаживание
Желание №14: Еда
Конечные цели: Еда, столовая, охота
Связанная эмоция: Голод
Поведение: Еда, обед, приготовление пищи
Желание №15: Физические упражнения
Конечные цели: Фитнес
Связанная эмоция: Живучесть
Поведение: Физическое активность, спорт
Желание #16: Спокойствие
Конечные цели: Расслабление, безопасность
Связанные эмоции: Безопасность, чувство покоя
Поведение: Избегает стрессовых ситуаций
16 Желаний Заключение
Итак, в заключение, подумайте о своем бренде.
Какое желание (я) оно исполняет? Это большой вопрос для руководителей, ориентированных на привлечение и удержание клиентов. Если вы можете сосредоточиться на одном или двух ключевых желаниях и убедиться, что ваши команды согласованы со значением этого желания, и все они принимают решения, чтобы создать тонны ценности и реализовать это наилучшим образом для вашей аудитории, тогда вы будете уверены. основу для построения долгосрочного устойчивого бизнеса, который будет процветать.Если вы не знаете, какие желания удовлетворяет ваш бренд, возможно, вам стоит выйти и спросить. Если вы стремитесь исполнить слишком много желаний, возможно, пришло время упростить и сосредоточиться, чтобы вы могли прославиться в умах своей аудитории тем, что действительно хорошо выполнили одно или два желания, а не восемь или девять в среднем.
Еще одна вещь, которую следует учитывать, это желание ваших сотрудников. Как вы можете мотивировать их, помогая им исполнить их желания, не идя на компромисс с желаниями вашей аудитории? Это большие вопросы о бренде и культуре для тех, кто занимается HR.