ЗАВИСИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ЖЕРТВА-ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ-СПАСАТЕЛЬ | Живи своей жизнью!
Для тех, кто чувствует себя жертвой в отношениях, кому кажется, что он не может ничего изменить в своей жизни — статья американского психотерапевта Линн Форрест (Lynne Forrest) о треугольнике Карпмана «Три лица жертвы» (2008):
В драматическом треугольнике Карпмана три роли: Преследователь, Спаситель и Жертва. Карпман описал их как три аспекта или три лица жертвы. Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов мы всегда превращаемся в жертву. Если мы в треугольнике, мы живем как жертвы.
У каждого человека есть основная или наиболее знакомая для него роль в треугольнике. Это то место, в котором мы обычно входим в треугольник, «подсаживаемся» на него. Мы перенимаем эту роль в нашей родительской семье. Хотя мы начинаем с какой-то одной роли, но попав в драматический треугольник, мы всегда проходим через все три роли, иногда в считанные минуты или даже секунды, много раз каждый день.
Спасатели видят себя в качестве “помощников” и “воспитателей”. Им нужно кого-то спасать для того, чтобы чувствовать себя важными и нужными. Им трудно быть жертвой, так как они привыкли быть теми, у кого есть ответ на любой вопрос.
Преследователи часто считают себя жертвами ситуации. Они отказываются признавать, что их тактика — обвинение. Когда им на это указывают, они утверждают, что нападение является оправданным и необходимым для самозащиты. Роли Спасателя и Преследователя — две противоположные роли Жертвы. Но независимо от того, где мы начинает действовать в треугольнике, мы обязательно попадаем в роль Жертвы. Это неизбежно.
Преследователь и Спаситель считают, что они лучше, сильнее, умнее, чем жертва. Жертва всегда чувствует себя униженной и рано или поздно начинает мстить, превращаясь в Преследователя. Преследователь или Спасатель в этот момент перемещается в жертву.
Пример: отец приходит с работы домой, и обнаруживает, что мама и сын ссорятся. “Убери свою комнату, а не то… ”, -угрожает мама. Отец тут же приходит на помощь. Он может сказать : “Дай ребенку отдохнуть. Он был в школе весь день”.
После этого может быть несколько вариантов. Мама может почувствовать себя Жертвой, затем станет Преследователем и обратит свой гнев на папу. Так отец перемещается из Спасателя в Жертву. Они могут проделать несколько быстрых путешествий вокруг треугольника с сыном на обочине.
Или сын может почувствовать, что отец набрасывается на маму, и начнет спасать мать: “Не твое дело, папа. Я не нуждаюсь в твоей защите.” Вариации бесконечны, но это всегда перемещение по вершинам треугольника Карпмана. Для многих семей это единственный известный им способ взаимодействия.
Роль, через которую мы чаще всего входим в треугольник, становится значительной частью нашей идентичности. Каждая роль — это свой особый способ смотреть и реагировать на мир.
Мать Салли была наркоманкой. Даже в самых ранних своих воспоминаниях Салли несла ответственность за мать. Вместо того, чтобы самой получать помощь от родителей, она стала маленьким родителем своей матери, которая играла роль беспомощного ребенка. С детства Салли усвоила роль Спасателя, которая стала ее главным способом иметь дело с другими людьми.
У Спасателя есть бессознательное убеждение, что его потребности не важны, что его всего ценят за то, что он может сделать для других. И эта идея требует того, чтобы в ее жизни всегда был кто-то, кого она сможет спасать.
Салли никогда не признается в том, что она жертва, потому что в ее представлении она единственная, у кого есть ответы на все вопросы. Тем не менее, она периодически становится мучеником, громко жалуясь: «После всего, что я для тебя сделала… вот она, твоя благодарность!”
Преследователи не считают себя жертвами, нуждающимися в защите. Свое мстительное поведение они легко оправдывают тем, что обидчики получили то, что заслужили, вот как они это видят. Их основное убеждение — «мир опасен, людям нельзя доверять, поэтому мне нужно нанести удар прежде, чем они сделают мне больно”.
Боб — врач, который часто обижает других. Нападение является его основным способом борьбы с неудобствами, разочарованием или болью. Однажды, например, он упомянул, что работал с пациентом на поле для гольфа. Он сказал: «Линн, вы можете поверить, что пациент имел наглость спросить меня вылечить его коленную чашечку прямо там, в мой единственный выходной день?»
«Да», -ответила я, — некоторые люди просто не уважают чужие границы. Как вы на это отреагировали?”
“О-о, я привел его к себе в кабинет для лечения, все в порядке, — усмехнулся он, — и я так больно сделал ему укол, что он никогда этого не забудет.»
Иными словами Боб спас бесцеремонного пациента, но таким образом, чтобы “наказать” его за наглость. Бобу его действия казались рациональными, даже оправданными. Его пациент посягнул на его свободное время, тем самым заслужил грубое обращение, и он его получил. Это — яркий пример мышления Преследователя. Боб не знал, что он мог бы просто сказали «нет» на просьбу пациента лечить его в выходной день. Он не должен чувствовать себя жертвой, и он не должен спасать пациента. Бобу не пришло в голову установить границы, в качестве варианта выхода из ситуации. В душе он считал, что с ним обращаются несправедливо, и поэтому он имел право получить сатисфакцию.
Те, кто начинает путешествие по треугольнику из роли Жертвы, считают, что они не могут заботиться о себе. Они смотрят на Спасателя снизу вверх и говорят: «Ты единственный, кто может мне помочь.» Эти то, что жаждет услышать любой Спасатель.
На формирование устойчивой роли жертвы, как правило, влияют установки в детстве. Например, если один из родителей не побуждал своих детей к тому, чтобы они приняли на себя соответствующую их возрасту ответственность, поэтому, став взрослыми, они могут чувствовать свою неадекватность в уходе за собой или чувствовать обиду на взрослых, когда не получают помощи.
Есть много вариантов, и каждый случай следует рассматривать индивидуально. Мы движемся по треугольнику не только в отношениях с другими, мы проигрываем эти роли и в наших собственных умах. Например, мы можем обрушиться на себя из-за незавершенного проекта. Мы ругаем себя за лень, недостатки, чувствую нарастание гнева и ощущения собственной никчемности. Наконец, когда мы больше не можем этого выносить, мы снимаем себя с крючка ожиданий, и устраиваем побег в форме вечеринки или чего-то в этом роде. Это похоже на спасение себя. Это может длится несколько минут, часов или дней.
Делая это, мы испытываем стыд, вот почему я называют треугольник Карпмана генератором стыда. С помощью этого треугольника мы можем снова и снова генерировать стыд по поводу старых ран или проблем.
Мы не можем выйти из треугольника, пока мы не признаем, что мы в нем находимся. Как только мы это сделаем сознательно, мы начинаем наблюдать за нашими взаимодействиями с другими, чтобы определить способ, которым мы начинаем действовать в треугольнике. Что служит для нас крючком, начальным стимулом?
Каждая роль имеет свой собственный язык, убеждения и поведение — полезно знать их. Это поможет нам определить, когда мы подсаживаемся на треугольник. Изучение роли также способствует более быстрому пониманию, когда мы увлекаемся приманкой, брошенной нам, что мы начали играть. Поэтому давайте рассмотрим каждую роль более тщательно.
Спасатель
Спасатель может быть описан как аспект роли матери. Вместо адекватного выражения поддержки и воспитания, Спасатель, как правило, пытается «задушить» в другом инициативу, чтобы управлять и манипулировать им — «для его же собственного блага», конечно. Их проблема в ошибочном понимании того, что именно нужно для поощрения, поддержки и защиты.
Спасатель, как правило, ищет зависимых людей, проявляет себя с ними, как благожелательный, заботливый человек, — тот, кто может «исправить» зависимого. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасателям необходимо чувствовать, что их ценят. Нет лучшего способа почувствовать себя важным, чем роль Спасителя.
Спасатели, как правило, вырастают в семьях, где их потребности не признаются. Это психологический факт, что мы относимся к самим себе так, как к нам относились в детстве. Начинающий Спасатель растет в среде, где его потребности сведены на нет, и поэтому, как правило, относится к себе с той же степенью небрежности, что он испытал, когда когда был ребенком. Ему не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.
Спасатели испытывают большое удовлетворение, они, как правило, гордился собой и получают социальное признание, даже вознаграждение, поскольку их поступки можно рассматривать, как бескорыстные. Они верят в свою доброту и видят себя в качестве героев.
За всем этим стоит убеждение: “Если я позабочусь о них достаточно долго, то, рано или поздно, они будут заботиться обо мне тоже.” Но, такое редко случается. Когда мы спасаем нуждающихся, мы не можем ожидать ничего обратно. Они даже не могут заботиться о себе — еще меньше они могут позаботиться о нас. И тогда Спасатель превращается в жертву, точнее, в мученика, так как ему очень сложно признать себя жертвой.
Чувства предательства, использованности и отчаяния являются торговой маркой позиции Жертвы Спасателя. Обычные фразы для замученного Спасателя: “После всего, что я для тебя сделал, вот твоя благодарность?” или “Не важно, как много я делаю, этого никогда не бывает достаточно”, или: “Если бы ты меня любила, ты бы не относилась ко мне так!”
Самый большой страх Спасателя — что они в конечном итоге останутся в одиночестве. Они считают, что их ценность возрастает от того, как много они делают для других. Спасатели бессознательно поощряют зависимость, потому что они верят: «Если я вам нужен, вы не оставите меня». Они пытаются стать незаменимыми для того, чтобы избежать одиночества.
Чем больше они спасают, тем меньше ответственности берет на себя тот, о ком они заботятся. Чем меньше ответственности берут на себя их подопечные, тем больше они их спасают, и это нисходящая спираль, которая часто заканчивается катастрофой.
Мать двоих сыновей подростков хорошо описала это. Она сказала: «Я думала, что моя роль, как хорошей матери, состоит в том, чтобы убедиться, что мои сыновья поступили правильно. Поэтому я считала, что я была ответственна за выбор, который они делали, я говорила им, что делать, и постоянно пыталась контролировать их поведение.»
Чему же удивляться тогда, что ее сыновья винят всех вокруг них за болезненные последствия их собственных неправильных решений? Они научились думать, что их поведение — это ее ответственность, а не их собственная. Ее бесконечные и бесплодные попытки контролировать их — причина постоянной борьбы между ними. Созависимая мать невольно учит своих сыновей видеть себя жертвами, в чьих несчастьях всегда виноват кто-то другой. Есть вероятность, что один из этих мальчиков станет Гонителем.
Такая мать бывает убеждена, что ее сыновья не в состоянии сделать правильный выбор. У нее есть перечень доказательств, подкрепляющих ее позицию. Это накопленные данные оправдывают ее “обязанность” контролировать выбор ее сыновей. Но когда они стали подростками, она уже не смогла заставлять их соответствовать своей роли, как она могла это делать, когда они были младше. Она неизбежно будет чувствовать себя беспомощной и неудачницей, то есть жертвой. Она будет либо уступать их требованиям или “гнать” их за неповиновение. Так или иначе, она (и они) будут чувствовать себя плохо. Их чувство вины и раскаяния может снова мотивировать ее на исходную роль Спасатель, чтобы начать все заново.
Я уже писала о Салли, которая выросла, видя мать беспомощной и беззащитной. С раннего возраста она чувствовала огромную ответственность. Ее собственное благополучие зависело от этого! С течение лет она едва могла сдерживать свою ярость по отношению к матери за то, что она была такой слабой. В качестве Спасателя она будет делать все, что может, чтобы поддержать мать, снова и снова чувствуя поражение, потому что мать ничего не пыталась изменить. Неизбежно обида возьмет свое, и Салли будет с презрением относиться к матери, перемещаясь в роль преследователя. Это стало ее главным паттерном в общении, не только с матерью, но в других отношения. К тому времени, когда мы встретились, она была эмоционально, физически и духовно вымотана, проведя жизнь в заботе об одном больном и зависимом человеке за другим.
Иметь рядом Жертву необходимо для того, чтобы Спасатель мог поддерживать свою иллюзию о том, что он нужен. Это означает, что всегда будет существовать по крайней мере один человек в жизни каждого Спасателя, кто будет больным, слабым, глупым и, следовательно, зависимым от них. Если Жертва начнет брать ответственность на себя, Спасателю придется либо найти новую жертву, либо попытаться вернуть прежнюю к привычной роли.
Если вы привыкли играть роль Спасателя, это не означает, что вы не можете быть любящим, великодушным и добрым. Существует четкое различие между тем, чтобы быть по-настоящему полезным, и Спасательством.
Подлинный помощник действует без надежды на взаимность. Он делает, чтобы побудить взять на себя ответственность, а не поощрять иждивенчество. Он считает, что каждый человек имеет право на ошибки и учится через иногда жесткие последствия. Они верят, что у другого есть силы на то, чтобы увидеть себя впоследствии без них, Спасателей.
Спасатели не берут на себя ответственность за собственные потребности. Вместо этого, они делают это для других в попытке получить подтверждение или почувствовать себя нужным, или в качестве способа обеспечения зависимости. Поэтому роль Жертвы для них неминуема.
Гонитель (Преследователь)
Роль Гонителя характерна для тех, кто подвергался открытому психическому и/или физическому насилию в детстве. Внутренне они часто кипят от стыда, чувствуют гнев, и эти два чувства управляют их жизнью. Они могут подражать их обидчику в детстве, предпочитая быть похожими на тех, у кого сила и власть. Гонитель как будто говорит: «Мир жесток, и только бессердечные могут выжить. И я буду одним из них». Таким образом, что Спасатель это тень матери, то Преследователь — тень отца.
Гонитель преодолевает чувство беспомощности и стыда, нападая на других. Доминирование становится самым частым стилем взаимодействия. Это означает, что он всегда должен быть прав. Его методы — запугивание, проповеди, угрозы, обвинения, чтение лекций, проведение допросов и прямые атаки. Спасателю нужен кто-то, за кого может принять решение, Гонителю нужен кто-то, кто был бы виноват. Гонители отрицают свою уязвимость, в то же время как Спасатели отрицают свои потребности. Больше всего они боятся беспомощности. Им нужна жертва, чтобы спроецировать на нее свою беспомощность.
Преследователи, как правило, пытаются компенсировать внутреннее чувство никчемности грандиозными замашками. Грандиозность неизбежно приходит от стыда. Это — компенсация и прикрытие для глубокой неполноценности.
Самое трудное для Гонителя — взять на себя ответственность за то, что они делают больно другим. По их мнению, другие заслуживают то, что получают.
Иосиф был из известной, состоятельной семьи. Его родители развелись, и отец его был зол, отчужден и использовал свои деньги, чтобы контролировать других. Его мать была алкоголичкой, которая приводила домой мужчин, злоупотребляющих ею и Иосифом на протяжении всего его пред-подросткового и подросткового возраста. Он рано узнал, что его единственный шанс на выживание — сражаться. Он построил свою жизнь так, чтобы там всегда был враг, с которым приходится бороться.
Снаружи Иосиф выглядит так, как будто транслирует «мне наплевать». Но внутри ему горько и неприятно. Иосиф был постоянно вовлечен в судебные процессы и даже в драки. Смысл всех этих происшествий был в том, что всегда кто-то другой виноват. Он не мог противиться тому, что, как он чувствовал, было оправданным возмездием.
Иосиф является примером классического Преследователя. Преследователь — не плохой человек, он просто раненный, который видит мир опасным местом. Это требует постоянной готовности нанести ответный удар.
Преследователи не осознают себя таковыми. Они воспринимают себя в качестве жертв. У преследователя цикл выглядит примерно так: «Я просто пытался помочь (Спасатель), а они на меня напали (Жертва), так что мне пришлось защищаться (Преследователь).»
Если Гонитель будет честен с самим собой, он поймет, что опасен для других, и почувствует вину. Чтобы не допустить этого, Гонителю всегда нужен кто-то, чтобы винить его во всем. Гнев придает им энергию, чтобы жить, как другим — кофе по утрам.
Как и для других ролей, чтобы выйти из роли Гонителя нужно принять на себя ответственность за свои действия. Как ни странно, но из роли Гонителя проще всего выйти из треугольника.
Жертва
Роль Жертвы — это раненный аспект нашего внутреннего ребенка; та часть нас, которая невинна, уязвима и нуждается. Но мы превращаемся в Жертву только тогда, когда полагаем, что не можем позаботиться о себе. Их самый большой страх, что у них ничего не получится. Это беспокойство заставляет их быть всегда в поиске кого-то более сильного и более способного позаботиться о них.
Жертвы отрицают, что у них есть возможности решения проблем и потенциал для самостоятельной выработки энергии. Вместо этого они, как правило, считают себя неумелыми в обращении с жизнью. Это не мешает им чувствовать обиду по отношению к тем, от кого они зависят. Они настаивают, что о них нужно заботиться, но не любят, когда им указывают на их неадекватность.
Жертвам в конце концов надоедает быть ниже Спасателя, и они начинают искать способы чувствовать себя равными. Однако чаще всего это выглядит, как превращение в Гонителя для Спасателя, путем саботажа усилий по их спасению, чаще всего через пассивно-агрессивное поведение. Например, они играют в игру «да, но … «
Вот как это работает…
Спасатель предлагает полезный совет в ответ на жалобы или проблемы, озвученные Жертвой. Жертва сразу дает ответ типа: «да, но это не будет работать, потому что…» Жертва пытается доказать, что их проблемы неразрешимы, таким образом Спасатель оставляет усилия, чувствуя себя полным импотентом.
Убежденная в своей внутренней неполноценности, Жертва часто злоупотребляет наркотиками, алкоголем и едой, азартными играми, и это только часть саморазрушительного поведения, практикуемого Жертвой.
Линда была вторым ребенком в семье. Она вечно попадала в неприятности, с самого детства. Она пропускала школу и часто болела. В подростковом возрасте она начала принимать наркотики. Ее мать Стелла была Спасителем. Она была уверена в бездарности Линды и постоянно выручала ее из неприятностей. Смягчая последствия выборов Линды, Стелла лишила Линду возможности учиться на своих ошибках. В результате, Линда становилась все более некомпетентной и зависимой от других. Ее мать, руководимая благими намерениями, способствовала тому, чтобы Линда заняла в жизни позицию Жертвы.
Поскольку Жертвы часто являются идентифицированными пациентами в семье, они обращаются за профессиональной помощью чаще всего. Среди профессиональных психологов изобилуют Спасатели. В этом случае специалист может сам войти в треугольник. Это означает, что реальная проблема не будет решаться.
Жертвы должны научиться нести ответственность за себя и заботиться о себе, а не искать для себя Спасителя. Они должны бросить вызов укоренившимся убеждениям, что они не могут позаботиться о себе, если они хотят избежать треугольника. Вместо того, чтобы чувствовать себя бессильными, они должны признать свою способность решать проблемы, а также свои лидерские качества.
Быть жертвой — это бесконечный цикл чувства поражения и бесполезности. Нет никакого спасения, кроме того, чтобы взять на себя полную ответственность за собственные чувства, мысли и реакции.
Вход в треугольник
Каждый начинает свой круг по треугольнику по-своему. Эти сценарии состоят из определенного набора убеждений, через которые мы и видим мир.
История Спасателя
Спасатели считают, что их потребности не имеют значения. Это означает, что только так они считают себя вправе сближаться с другими, и их потребности удовлетворяются через заднюю дверь. Их стартовые ворота: “Если я забочусь о других, достаточно хорошо и достаточно долго, то и мои потребности будут удовлетворены другими. Это единственный способ быть любимым”. К сожалению, Жертвы, о которых заботятся Спасатели, не имеют понятия о том, как позаботиться о Спасателях.
История Жертвы
Вина и стыд являются движущей силой для сохранения Треугольника. Чувство вины часто используется Жертвой в попытке манипулировать своим Спасителем: “Если вы не сделаете этого, то кто же?” Жертвы полагают, что беспомощны от рождения, поэтому они проводят жизнь, ища для себя Спасателя. Однако при этом они злы на своих спасителей, потому что им приходится смотреть на них снизу вверх.
История Преследователя
Преследователи считают, что мир опасен, и используют страх и запугивание как инструменты для возвращения других на их место. Они не видят, что их методы для обеспечения “безопасности” в итоге доказывают им, что жизнь действительно так опасна, как они верят. Их история говорит, что они — ни в чем не повинные жертвы в опасном мире, где другие будут всегда делать им больно. Выживают наиболее приспособленные, и их единственный шанс — ударить первым. Эта история держит их в состоянии постоянной обороны.
live-your-life.ru
Драматический треугольник Карпмана: кто Вы – Жертва, Спасатель или Преследователь?
Модель взаимодействия между людьми под названием Треугольник Карпмана описывает наиболее распространенные роли, которые люди занимают в жизненных ситуациях. Всего автор теории выделил три роли – жертва, спасатель и преследователь. В статье мы расскажем о признаках каждой роли, о том, как это сказывается на жизни человека и возможно ли покинуть драматический треугольник.
Роль Жертвы, Спасателя и Агрессора в драматическом треугольнике Карпмана
Жизнь является настолько непредсказуемой, что невозможно предугадать, в какой ситуации Вы выступите в той или иной роли. Также роли могут постоянно меняться, если отношения между людьми достаточно сложные.
Роль жертвы
Жертва – это человек, который чувствует себя абсолютно несчастным, никому не нужным и совершенно беспомощным. Тот, кто исполняет роль жертвы постоянно испытывает стыд и чувство вины, пытается как можно ярче демонстрировать свою неспособность справиться с трудностями. Такой человек находится в постоянном ожидании помощи извне, чем бессознательно “призывает” Спасателя, а также считает себя недостойным любви, чем вызывает желание нанести себе вред, отправляя “запрос” Преследователю.
При этом, важно не путать настоящую жертву – человека, который пострадал в пожаре, пережил тяжелое горе и драматическую Жертву – человека, который успешно прикрывается своей воображаемой беспомощностью.
Поведение человека в роли Жертвы
- Женщина непрерывно жалуется на свою супружескую жизнь – муж стал холоден, не уделяет ей внимание, не дарит подарки и т.д. Она изливает душу подругам, которые выступают в роли Спасателей. При этом, из-за постоянных упреков сам муж может занять роль Преследователя (агрессора), что заставит Жертву еще больше укорениться в своей роли. Вместо того, чтобы постоянно жаловаться и изливать душу подругам, жена могла бы заняться саморазвитием – записаться на танцы, йогу, начать рисовать. Возможно муж взгляну бы на нее с совершенно другой стороны, а продуктивный искренний диалог укрепил результат.
- Человек жалуется всем вокруг, что ему не удается найти работу. Однако, он не предпринимает ровным счетом никаких мер для того чтобы повысить квалификацию и не желает устроиться на менее престижную должность, которая позволит получить больше опыта. Как результат – человек занимает позицию “никто не сможет оценить меня по достоинству”.
Роль Спасателя
Драматического Спасателя от просто порядочного человека отличает то, что он помогает всегда, ведь уверен, что человек не способен справиться без его помощи. Спасатель рвется решить чужие проблемы, при этом полностью игнорируя собственные желание и потребности.
Существует 2 варианта – Спасатель может найти Жертву и выполнять ее постоянно растущие запросы, либо будет постоянно натыкаться на агрессию со стороны тех, кто не хотел его помощи.
Драматический Спасатель чувствует свое превосходство, но при этом считает, что может заслужить чью-то любовь лишь помогая и “спасая”. При этом такой человек безумно переживает что ошибется и его помощь больше не понадобится.
Поведение человека в роли Спасателя
- Парень, который стремится решить все проблемы своей возлюбленной.
- Мать, решающая все проблемы своих детей, оберегая тех от “трудностей реального мира”.
К сожалению, такое поведение со стороны матери приводит лишь к тому, что ребенок не приспособлен к самостоятельным поступкам, что в будущем сказывается на отношениях с окружающими людьми, личной жизни и т.д.
- Жена алкоголика или азартного игрока – типичный пример человека в роли Спасателя. Такая женщина в собственных глазах выглядит словно героиня, которая преодолевает трудности и ее вполне устраивает этот образ. Упорно борясь с болезнью мужа она не осознает, что все усилия бессмысленны, пока алкоголик сам не захочет прекратить пить.
Роль Преследователя (Агрессора)
В отношениях Жертва-Спасатель все идеально лишь на первых порах. Однако со временем запросы человека, находящегося в роли жертвы, продолжают расти, и он требует от Спасателя все больше усилий. На этом этапе происходит трансформация Жертвы в Агрессора, которым движут чувства собственной правоты и оскорбленного самолюбия.
Поведение человека в роли Агрессора
- Мать – “Спасатель”, которая всю жизнь жертвовала всем ради своих детей. Когда те становятся взрослыми и начинают жить самостоятельной жизнью в их сторону то и дело звучат обвинения в предательства со стороны матери.
- Человек, который пытается найти “крайнего”, того, кого можно обвинить в собственных неудачах. К примеру, когда он не может устроиться на работу в этом обязательно будут виноваты работодатели, которые просто не способны оценить всех его достоинств из-за своей ограниченности.
Драматический треугольник Карпмана стремится задействовать как можно большее количество участников. Люди в рамках одних отношений постоянно меняют свои роли в треугольнике. При этом, в таких отношениях отсутствует эмоциональная близость и искреннее проявление чувств. Сначала люди друг друга обижают, причиняют боль, после страдают по очереди, а затем предпринимают попытки спасти разбитые отношения.
Как покинуть драматический треугольник Карпмана?
Шаг 1. Развивайте осознанность – следите за своими мыслями, чувствами и действиями. Это поможет понять, в каком из углов треугольника Вы находитесь в различных отношениях и какую роль Вы примеряете чаще всего.
Шаг 2. Поменяйте подход к отношениям. Это означает, что нужно заменить роли на
продуктивные – Жертву воспринимать как Ученика, Спасателя в роли Помощника (Тренера), а Агрессора в роли учителя.
Если Вы заметили, что часто выступаете в роли Жертвы – начинайте учиться. Когда человек лежит на диване и ничего не делает ему можно помочь лишь полежав рядом.
Чтобы избавить себя от роли Спасателя – перестаньте воспринимать всех как беспомощных и слабых. Не делайте все вместо человека, дайте ему возможность научиться это делать самому.
Выйти из роли Агрессора в треугольнике Карпмана возможно лишь если Вы сумеете принять окружающих людей такими, какие они есть и перестанете пытаться их менять.
estet-portal.com
Треугольник Карпмана: преследователь, жертва, спасатель
У всех людей независимо от их профессии или знаний существует потребность в эмоциональном общении. То есть в общении, которое вызывает заметное изменение типичного эмоционального состояния. Именно данный контекст лежит в основе образования желаемых вторичных выгод от разыгрывания тех или иных ролей и ролевого поведения. Отношения в рамках “Треугольника Карпмана” чётко следуют по эмоциональной динамике общения, минуя рациональный контекст. Каждый из участников “треугольных” отношений стремится в первую очередь достигнуть необходимых ему на текущий момент чувств. Для достижения необходимого и используются соответствующие роли. Итак, попробуем разобраться, как эти роли разыгрываются на эмоциональном уровне.
1) Агрессор
“Агрессор” реализует в рамках треугольника своё подавленное желание в доминировании (превосходстве) посредством легитимного настаивания на своей правоте. Для этого “агрессор” находит для себя обоснованный повод диктовать “жертве” свои условия, в виде обвинений или ультиматумов. В силу того, что “жертва” сопротивляется предъявленным условиям, “агрессор” поднимает своё эмоциональное состояние за счёт её подавления. Это и есть та базовая потребность, которая держит данную роль.Для роли “агрессора” очень важно наличие внутреннего обоснования своей правоты.Это условие является ключом для изменения этой ролевой установки и для трансформации отношений. Изменение у “агрессора” ощущения внутренней непогрешимости приводит к разрушению ролевого поведения. Но противодействие на уровне ответной агрессии со стороны “жертвы” или другого лица наоборот приводит “агрессора” в ещё большее возбуждение и усилению его агрессии.
2) Жертва
“Жертва” реализует в рамках треугольника своё базовое подавленное желание свободы путём отказа от всякой ответственности за свои действия и свой выбор. Дополнительно “жертва” может стремиться получать стороннее внимание, заботу, путём привлечения внимания к своим “несправедливым страданиям”.Так же тут может отрабатываться пассивно-агрессивная позиция провокации явных агрессоров на свои действия с перекладыванием видимой ответственности за возникший конфликт на них. В качестве компенсации за свои “страдания” “жертва” может позже предъявлять материальные или эмоциональные претензии к бывшему агрессору, становясь по отношению к нему новым “агрессором”.Именно “жертва” является базовой ролью в рамках “Треугольника Карпмана”, остальные роли могут даже отсутствовать или быть виртуальными.”Жертва” легко переходит из своей роли “жертвы” в роль “агрессора” и наоборот. Основная трудность в работе с “жертвой” заключена в том, что она принципиально не видит причинно-следственных связей своих действий, ибо это как раз и есть та самая ответственность, от которой она стремится уйти. Реальным выходом из сложившегося ролевого расклада со стороны “жертвы” является изменение типичной эмоциональной динамики. Если показать бывшей “жертве” реальную возможность удовлетворить свои эмоциональные потребности иными способами, то есть вероятность того, что она пойдёт на принятие ответственности за свои действия,, которое позволит “жертве” выйти из своей привычной роли.
3) Спасатель
“Спасатель” реализует в рамках треугольника своё подавленное желание проявлять агрессию. Но в отличии от “агрессора” он не может позволить себе открытое проявление своих желаний, вместо этого он использует механизм сопричастности с бывшей “жертвой”, которую он переключает из типичной ей роли “жертвы” в комплиментарную роль “агрессора”.”Спасатель” не желает вывести “жертву” из “треугольного расклада”, ибо тогда он теряет эмоциональные выгоды от контакта с ней. Как и “жертва”, “спасатель” не видит своей доли ответственности и стремится переложить её через “жертву” на её “агрессора”. Ключом для разрушения роли “спасателя” является его принятие собственной агресии. Как только “спасатель” понимает свой вклад в реализацию сторонней агрессивности пар “жертва” – “агрессор”, то он теряет интерес к данным “треугольным отношениям”.
Треугольники Карпмана встречаются в нашем социуме довольно часто. Их много и в семейных отношениях (жена-муж-родитель жены (мужа), бабушка-мама-дочь и дедушка-папа-сын, часто треугольником Карпмана становится и так называемый “любовный треугольник”), в отношениях рабочих (начальник – сотрудник – другой сотрудник или внешний консультант), в психотерапии и особенно в лечении зависимостей (пациент – родственник пациента – врач), и так далее, и тому подобное.
Как любая система с положительной обратной связью (то есть – действие вызывает еще более сильное действие, и так по кругу), треугольник Карпмана имеет тенденцию к усилению: причем к усилению деструктивного состояния, в котором Преследователь третирует Жертву все сильнее.
Иными словами, такой треугольник – игра, в которой два участника так или иначе сговариваются против третьего. Поэтому в этой модели постоянно кого-то бьют: психологически, а то подчас и физически. И каждый держится при этом за данную модель коммуникаций, чтобы в свою очередь, когда роли в очередной раз поменяются, иметь возможность тоже “побить” другого, как недавно побили его самого.
Внутренние ресурсы участников в таком треугольнике тратятся достаточно непродуктивно. В этой игре практически нет выигрыша: вернее, выигрыш там кажущийся, как в старой истории про двух ковбоев, каждый из которых поспорил с другим, что тот наестся отходов человеческой жизнедеятельности за пять долларов, а потом вышло, что оба наелись этих отходов бесплатно. Только в треугольнике Карпмана так “наедаются” в итоге все трое.
Еще в этом треугольнике постоянно нарастает внутренне напряжение: что неудивительно, если там всегда кого-то “бьют”. И когда напряжение достигает своего предела – происходит своего рода взрыв, и система разрушается спонтанно. Причем с достаточно тяжелыми последствиями для всех участников. Безусловно, у кого-то из них даже после взрыва может возникнуть стимул образовывать новый треугольник, но как минимум не всегда есть для этого силы.
Деструктивность карпмановской модели общения поначалу, разумеется, не видна, – еще и потому попасть туда легко: а вот выйти бывает чрезвычайно трудно. Суть психотерапии в случае работы с тем или иным треугольником Карпмана – помочь кому-то одному разомкнуть этот замкнутый контур: учитывая то, что практически для всех участников игра в треугольник, как говорилось выше, имеет условную приятность. А любая ломка психологической игры, даже ощутимо деструктивной, всегда болезненна. И здесь важно, чтобы клиент понимал, какую выгоду он получит, выйдя из данного треугольника: выгоду освобождения от созависимости, от бессмысленного хождения по кругу, от периодических “психологических избиений”. Выгоду самостоятельно строить свою жизнь, не оглядываясь на других участников игры. Если такую выгоду человек способен воспринять как нечто ценное и значимое для себя – ему выходить из треугольника будет легче.
Использованы материалы:
Библиотека психолога Константина Ольховского
Психотерапевт Николай Нарицын
Рекомендуем посмотреть видео: Сергей Шипунов с темой “Треугольник Карпмана” в гостях на телеканале “Психология” в программе “Наука о душе (Гордон)” (выпуск 21)
www.vsepsihologi.ru
Спасатель — Жертва — Преследователь
Что стоит за ролями Спасателя, Жертвы и Преследователя? Почему так легко попасть в этот треугольник и как из него выйти?
Автор данной концепции Стефан Карпман. Он, развивая идеи Эрика Берна, основателя транзактного анализа, предположил, что все многообразие ролей, лежащих в основе игр, в которые играют люди (концепция Э.Берна) укладывается в три основные роли: Спасатель, Жертва и Преследователь. Взаимодействие этих ролей получило название «Треугольник Карпмана»
Этот треугольник так же называют магическим, так как стоит попасть в одну из ролей, как система начнем «выбирать за Вас» Ваши действия, реакции и даже эмоции.
Итак, чем же характеризуются эти роли?
- Жертва. Человек, которому безумно нужна помощь. Он не может справиться со своими проблемами и ищет спасателя, на которого можно удобно переложить всю ответственность за происходящее. Жертва по умолчанию несчастна и беспомощна. И, как правило, поиски спасателя оканчиваются успехом – всегда найдется добрый человек, готовый взвалить на себя тяжелую ношу чужих бед.
- Спасатель. Человек, который сознательно или бессознательно берет на себя ответственность за Жертву. Он чувствует свою вину перед ней и считает, что обязан помочь. При этом он не требует от Жертвы, чтобы та принимала участие в решении собственных проблем. Спасатель придет на помощь в любое время дня и ночи, стоит только Жертве щелкнуть пальцами. Спасатель очень любит чувствовать себя нужным и не просто нужным, а даже необходимым человеком, тем, без которого ничего не получится.
- Преследователь. Человек, который так же не заставляет себя долго ждать, если образуется коалиция Жертва-Спасатель. Преследователь считает виноватой во всех смертных грехах Жертву. Причины тому могут быть самые разные, это может быть как реальная ситуация, когда Жертва сначала создала Преследователю большие проблемы, а потом встала в позицию бедного-несчастного человека, а может быть субъективное восприятие Преследователя. В любом случае, Преследователь обвиняет и наказывает жертву.
Итак, если создается данный треугольник, все его участники автоматически занимают нужные роли и начинают себя вести в соответствии с ними. Но даже не это самое интересное в треугольнике. Дело в том, что роли постоянно меняются и на самом деле в нем не обязательно должно участвовать три человека, это так же может быть пара.
Например: Жанна уличила в измене своего молодого человека, Петра. Она идет к своей подруге, Светлане, и начинает жаловаться на своего парня, занимая при этом позицию Жертвы: «Он такой козел! Я ему столько времени посвятила. Готовила, прибирала, рубашки ему гладила и вот это – благодарность?!». Подруга в ответ встает в позицию Спасателя и, беря на себя полностью ответственность за жизнь Жертвы, начинает давать море советов: «Бросай этого недоумка, если он не ценит тебя, то скатертью дорожка, я вообще давно считала, что он тебе не пара и т.д.». При этом она так же занимает позицию Преследователя по отношению к Петру. Как действия разворачиваются дальше? Петр искренне сожалеет о своем поступке, не находит себе места и не знает как загладить вину. Она рассыпается в извинениях перед Жанной, но она непреклонна. Теперь в позиции Жертвы оказывается Петр, а Жанна – Преследователь. После долгих уговоров Петра, Жанна дает ему шанс на прощение и теперь злится на свою подругу за то что та чуть не разрушила их отношения. Теперь Жертва – подруга, а Жанна – Преследователь.
Итак, роли постоянно меняются в зависимости от ситуации и это может продолжаться годами.
Как выйти из этого треугольника?
Сама суть треугольника заключается в том, что в нем вопрос ответственности запутался так, что сам черт ногу сломит. Жертва сбрасывает с себя всю ответственность за ситуацию, Спасатель подбирает ее и делает своей, а Преследователь отдает всю ответственность Жертве.
Чтобы разорвать этот треугольник, первое, что нужно сделать: это осознать, что Вы в нем находитесь – и, поверьте, это самое трудное.
Второе – это вернуть свою ответственность и отдать чужую. Никогда не берите на себя больше 50 процентов ответственности за ситуацию: не бывает хлопка одной ладонью.
Остальные фигуранты в треугольнике будут всеми возможными силами пытаться Вас вернуть в столь увлекательную игру. Здесь важно хорошо проанализировать свои мотивы: зачем Вам вообще было нужно участвовать в треугольнике? В зависимости от роли, выгоды могут быть разными.Важно понять потребность, которая лежала за Вашей ролью, и удовлетворить ее более конструктивными способами.
www.all-psy.com
кто Вы – Жертва, Спасатель или Преследователь?
Модель взаимодействия между людьми под названием Треугольник Карпмана описывает наиболее распространенные роли, которые люди занимают в жизненных ситуациях. Всего автор теории выделил три роли – жертва, спасатель и преследователь. В статье мы расскажем о признаках каждой роли, о том, как это сказывается на жизни человека и возможно ли покинуть драматический треугольник.
Роль Жертвы, Спасателя и Агрессора в драматическом треугольнике Карпмана
Жизнь является настолько непредсказуемой, что невозможно предугадать, в какой ситуации Вы выступите в той или иной роли. Также роли могут постоянно меняться, если отношения между людьми достаточно сложные.
Роль жертвы
Жертва – это человек, который чувствует себя абсолютно несчастным, никому не нужным и совершенно беспомощным. Тот, кто исполняет роль жертвы постоянно испытывает стыд и чувство вины, пытается как можно ярче демонстрировать свою неспособность справиться с трудностями. Такой человек находится в постоянном ожидании помощи извне, чем бессознательно “призывает” Спасателя, а также считает себя недостойным любви, чем вызывает желание нанести себе вред, отправляя “запрос” Преследователю.
При этом, важно не путать настоящую жертву – человека, который пострадал в пожаре, пережил тяжелое горе и драматическую Жертву – человека, который успешно прикрывается своей воображаемой беспомощностью.
Поведение человека в роли Жертвы
1. Женщина непрерывно жалуется на свою супружескую жизнь – муж стал холоден, не уделяет ей внимание, не дарит подарки и т.д. Она изливает душу подругам, которые выступают в роли Спасателей. При этом, из-за постоянных упреков сам муж может занять роль Преследователя (агрессора), что заставит Жертву еще больше укорениться в своей роли. Вместо того, чтобы постоянно жаловаться и изливать душу подругам, жена могла бы заняться саморазвитием – записаться на танцы, йогу, начать рисовать. Возможно муж взгляну бы на нее с совершенно другой стороны, а продуктивный искренний диалог укрепил результат.
2. Человек жалуется всем вокруг, что ему не удается найти работу. Однако, он не предпринимает ровным счетом никаких мер для того чтобы повысить квалификацию и не желает устроиться на менее престижную должность, которая позволит получить больше опыта. Как результат – человек занимает позицию “никто не сможет оценить меня по достоинству”.
Роль Спасателя
Драматического Спасателя от просто порядочного человека отличает то, что он помогает всегда, ведь уверен, что человек не способен справиться без его помощи. Спасатель рвется решить чужие проблемы, при этом полностью игнорируя собственные желание и потребности.
Существует 2 варианта – Спасатель может найти Жертву и выполнять ее постоянно растущие запросы, либо будет постоянно натыкаться на агрессию со стороны тех, кто не хотел его помощи.
Драматический Спасатель чувствует свое превосходство, но при этом считает, что может заслужить чью-то любовь лишь помогая и “спасая”. При этом такой человек безумно переживает что ошибется и его помощь больше не понадобится.
Поведение человека в роли Спасателя
1. Парень, который стремится решить все проблемы своей возлюбленной.
2. Мать, решающая все проблемы своих детей, оберегая тех от “трудностей реального мира”.
К сожалению, такое поведение со стороны матери приводит лишь к тому, что ребенок не приспособлен к самостоятельным поступкам, что в будущем сказывается на отношениях с окружающими людьми, личной жизни и т.д.
3. Жена алкоголика или азартного игрока – типичный пример человека в роли Спасателя. Такая женщина в собственных глазах выглядит словно героиня, которая преодолевает трудности и ее вполне устраивает этот образ. Упорно борясь с болезнью мужа она не осознает, что все усилия бессмысленны, пока алкоголик сам не захочет прекратить пить.
Роль Преследователя (Агрессора)
В отношениях Жертва-Спасатель все идеально лишь на первых порах. Однако со временем запросы человека, находящегося в роли жертвы, продолжают расти, и он требует от Спасателя все больше усилий. На этом этапе происходит трансформация Жертвы в Агрессора, которым движут чувства собственной правоты и оскорбленного самолюбия.Поведение человека в роли Агрессора
1. Мать – “Спасатель”, которая всю жизнь жертвовала всем ради своих детей. Когда те становятся взрослыми и начинают жить самостоятельной жизнью в их сторону то и дело звучат обвинения в предательства со стороны матери.
2. Человек, который пытается найти “крайнего”, того, кого можно обвинить в собственных неудачах. К примеру, когда он не может устроиться на работу в этом обязательно будут виноваты работодатели, которые просто не способны оценить всех его достоинств из-за своей ограниченности.
Драматический треугольник Карпмана стремится задействовать как можно большее количество участников. Люди в рамках одних отношений постоянно меняют свои роли в треугольнике. При этом, в таких отношениях отсутствует эмоциональная близость и искреннее проявление чувств. Сначала люди друг друга обижают, причиняют боль, после страдают по очереди, а затем предпринимают попытки спасти разбитые отношения.
Как покинуть драматический треугольник Карпмана?
Шаг 1. Развивайте осознанность – следите за своими мыслями, чувствами и действиями. Это поможет понять, в каком из углов треугольника Вы находитесь в различных отношениях и какую роль Вы примеряете чаще всего.
Шаг 2. Поменяйте подход к отношениям. Это означает, что нужно заменить роли на
продуктивные – Жертву воспринимать как Ученика, Спасателя в роли Помощника (Тренера), а Агрессора в роли учителя.
Если Вы заметили, что часто выступаете в роли Жертвы – начинайте учиться. Когда человек лежит на диване и ничего не делает ему можно помочь лишь полежав рядом.
Чтобы избавить себя от роли Спасателя – перестаньте воспринимать всех как беспомощных и слабых. Не делайте все вместо человека, дайте ему возможность научиться это делать самому.
Выйти из роли Агрессора в треугольнике Карпмана возможно лишь если Вы сумеете принять окружающих людей такими, какие они есть и перестанете пытаться их менять.
Источник: http://estet-portal.com/
pozitiv-bez-graniz.blogspot.com
Треугольник Карпмана: как из него выйти?
Треугольник Карпмана это широко распространенная, но нездоровая модель взаимоотношений. Она была описана Стивеном Карпманом, одним из классиков трансактного анализа. Участвовать в треугольнике могут и двое, и трое, и пятеро, но вот ролей ровно три. Безжалостный Преследователь терроризирует несчастную Жертву, а Спасатель ее же спасает. Длится эта драма годами и даже десятилетиями, а все потому, что текущая ситуация в каком-то смысле устраивает всех участников. Преследователь с удовольствием срывает злость на других людях, Спасатель наслаждается своей ролью Бэтмена и Супермена в одном флаконе, а Жертва получает возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на чужие плечи и пользоваться жалостью и сочувствием окружающих.
Если все довольны, то спрашивается, зачем вообще выходить из треугольника Карпмана? Во-первых, затем, что диалог в таком треугольнике невозможен, и объективные проблемы просто не решаются. Во-вторых, эта игра удовлетворяет только сиюминутные потребности участников, в конечном же счете все остаются в проигрыше. Рассмотрим это на примере:
Свекровь изводит невестку мелкими придирками, на что последняя жалуется мужу. Муж принимается выяснять отношения с матерью, и вот уже она сама рыдает на кухне. Жена неожиданно встает на сторону свекрови и обвиняет мужа в неблагодарности и неуважительном отношении к матери. Уязвленный в лучших чувствах муж оскорбляется и переходит в контратаку. Страсти накаляются, жизнь бьет ключом, и потушить лавину взаимных оскорблений уже оказывается невозможно...
У каждого участника есть своя любимая роль, в которой он находится большую часть времени. Но позиции в треугольнике Карпмана динамичны. Никак иначе и быть не может, ведь роль Жертвы сама по себе довольно невыгодна. Одна из причин, по которой Жертва соглашается быть Жертвой – это возможность время от времени становится Преследователем. А значит другие «актеры» тоже проходят все три фазы цикла.
Как с этим бороться
Все мы иногда оказываемся вовлечены в чужие треугольники. Это неприятно, но не опасно. Человек, не склонный играть назначенную ему роль, не застрянет в ней надолго. Но некоторые семьи или рабочие коллективы вообще никогда не выходит за рамки треугольника. Участники прочно увязают во взаимных манипуляциях, не замечая, как разрушают собственную жизнь. И это по-настоящему трагично.
Для того чтобы выйти из треугольника Карпмана, надо прежде всего осознать факт его существования и свою роль в нем. Это не просто. Преследователь часто даже не знает, что он Преследователь (иначе не был бы им). Другие участники способны понять свою роль, но свято уверены в том, что это не они водят треугольник, их просто втянули в свою игру другие люди. Но так или иначе, если вы долгое время находитесь в треугольнике судьбы, значит заинтересованы в нем, и вы время от времени исполняете все три роли, а потому, может быть, перечисленные ниже рекомендации окажутся вам полезны.
Преследователь
1) Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.
2) Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.
3) Прекратите обвинять в своих проблемах других людей.
4) Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно.
5) Найдите альтернативные способы самоутверждения.
6) Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.
Спасатель
1) Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.
2) Прекратите считать, что лучше знаете, как другим жить.
3) Не обещайте то, чего не можете выполнить.
4) Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.
5) Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.
6) Найдите альтернативные способы самоутверждения.
7) Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?
Жертва
1) Вместо того, чтобы жаловаться на людей, испортивших вам жизнь, попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить.
2) Прекратите считать, что другие люди обязаны решать ваши проблемы.
3) Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.
4) Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.
5) Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.
6) Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для себя, вместо того чтобы просто натравливать вашего Спасателя на Преследователя.
Выход из треугольника судьбы сложен и долог. На пути того, кто идет по пути развития, и собственные привычки, и устоявшиеся модели поведения окружающих, которые стремятся сохранить статус-кво. Иногда даже бывает проще совсем разорвать деструктивные отношения – если это возможно. Главное, не повторить прежний сценарий на новом месте и с новыми участниками.
sam-sebe-psycholog.ru
Треугольник манипуляций Карпмана: »Жертва — Преследователь — Спасатель» | Психолог | Психотерапевт | Астролог
Манипуляторный треугольник всегда создает Жертва! Жертва считает, что в ее бедах виноват Преследователь. Это суждение позволяет ей горевать о собственной судьбе и искать того, кто бы ее спас, потому, что как причину своих проблем, так и ее решение Жертва всегда делегирует внешнему миру.
Преследователь попадает в треугольник, созданной Жертвой, только потому, что имеет смелость сообщить Жертве — манипулятору свое мнение о ее »несовершенстве». Преследователь может быть как фигурой, »назначенной» Жертвой на эту роль (»плохой начальник», »злая судьба», »строгие родители»), так и создателем собственного треугольника уже в роли Жертвы (»жена алкоголика», »капризный ребенок», »недовольная супруга», »забытый друг»). Во втором случае получается некое соединение двух (или многих) треугольников, своеобразная «игра манипуляторов». Жертва — всегда создатель собственного треугольника и она же может быть Преследователем или Спасателем в треугольнике, созданном другой Жертвой.
Любые взаимоотношения образуют некую систему, в которой каждый из участников играет вполне определенную роль. И если идет некая игра, манипуляция, то она выгодна всем участникам системы. Иначе бы все просто развалилось. Если Вы в чем-то участвуете, значит это Вам зачем-то да нужно!
Кому выгодны манипуляции:
Жертва получает выгоду от своих манипуляций в виде права не брать на себя ответственность за собственные поступки. Кроме того, наличие Спасателя подтверждает ее особую человеческую ценность и правоту устремлений.
Преследователь получает »моральное» право создать собственный манипуляторный треугольник уже в роли Жертвы.
Манипуляция Спасателя — в демонстративной попытке решить проблему Жертвы, чего он, на самом деле, сделать не в состоянии. Это можно сделать, только выйдя за пределы треугольника.
Способ не заходить в «треугольные отношения» — это распределение ответственности. Каждый человек индивидуален, у каждого свое представление о мире и его собственная самобытность. И каждый вправе иметь собственные возможности и собственные проблемы, что-то менять или ничего не менять. Попытки «спасти» другого человека от его проблем всегда заканчиваются плачевно.
Практика выхода за пределы треугольника
1. Контекст.
Подумайте о взаимоотношениях, которые Вас не устраивают. Это могут быть даже просто некие внутренние противоречия или внутренние представления о противоречиях.
2. Ваша Роль.
Определите, какую роль Вы чаще всего играете в этой ситуации. Возможно, Вы постоянно пытаетесь играть роль Жертвы, или постоянно вращаетесь в треугольнике, созданном другой Жертвой, тогда просто попробуйте определить, кем Вы бываете чаще всего.
Какие чувства и убеждения наиболее характерны для Вас в этой ситуации? Составьте их список.
3. Выйти за пределы.
А теперь выйдите за пределы треугольника и попробуйте найти место, чувства и убеждения в котором, по Вашему мнению, были бы наиболее подходящими для этих ранее проблемных взаимоотношений.
Это можно сделать вполне физически — мысленно обозначьте область на полу, которая для Вас является треугольником. Попробуйте там вспомнить все основные чувства и переживания, соответствующие Вашим отношениям. А потом просто физически шагните за его пределы и походите по комнате, в поисках более подходящего места.
4. Переход.
Отойдите в сторону и сравните ваши чувства в первом и втором случае. Определите, что Вам нравится больше. Примите решение выйти за пределы треугольника (если хотите).
5. Проверка результата и привязка к будущему.
Подумайте, а как повлияет это изменение на Вас и Вашу жизнь. Не повредит ли это Вам?
Если »не получается жить» »
gde-otvet.ru