Жертва тиран спаситель: Треугольник Карпмана-Берна: Агрессор-Жертва-Спаситель. Обогащение концепции

Жертва, спаситель или тиран?

ЛизаПсихология

Кто ты в отношениях с близкими, и как перестать примерять на себя ненужные роли, ходя по кругу?

Иногда в гневе женщина начинает кричать: «Это ты во всем виноват! Ты испортил мне жизнь! Ты не мужчина!» А в ответ: «Все, я больше не могу, ухожу от тебя!» И она идет на попятную: «Погоди. Почему? Давай поговорим… Прости меня! Я не хотела…»

1Попала в треугольник

Знакомая ситуация? Ты считаешь, что муж тебя не понимает, не ценит, не жалеет. Ты устаешь на работе, дома, а он не помогает… Ты звонишь подруге, изливаешь душу. Она понимает тебя, советует бросить его или, наоборот, смириться, ведь «нормальных мужиков уже нет». И вот муж тиран, ты жертва, подруга спаситель. В психологии это называется треугольник Карпмана – по имени знаменитого психотерапевта, который в 1968 году описал эту модель поведения. Самое страшное в ней то, что человек сам и жертва, и тиран, и спаситель. Он просто меняется ролями в зависимости от ситуации.

Ты пилишь мужа: полку не прибил, цветы сто лет не дарил, все обещаешь, но не делаешь… Он молчит, терпит. И вот уже ты тиран, он жертва – ты на него повесила ответственность за свои беды. У него накапливаются обиды, он срывается, и теперь он тиран – ты жертва. Ты бежишь к подруге – она твой спаситель. Но она вдруг начинает тебя критиковать: «Сама виновата! Нечего мужика доводить». Теперь она тиран. Ты злишься на нее – и вы меняетесь ролями. Муж приносит цветы, просит прощения – он жертва. Ты прощаешь его – спаситель. И эта смена ролей может длиться бесконечно.

2Ролевые игры

Как ты попала в этот треугольник и как из него выбраться? Но ответь честно самой себе: ты точно хочешь выйти из него? Может, тебе комфортно примерять эти маски?

Что дает тебе роль жертвы?

Ты чувствуешь себя слабой, маленькой, не хочешь ни за что брать ответственность, ничего решать. Ждешь, чтобы тебя пожалели, спасли от проблем. И подсознательно ищешь тирана, чтобы почувствовать себя беспомощной, потому что только так можешь найти спасителя. Но, найдя его, в какой-то момент не хочешь, чтобы он тебе помогал. К примеру, спаситель нашел тебе работу, но с маленькой зарплатой, графиком до ночи и злым начальником. Да это медвежья услуга! Он не уважает тебя или даже подставляет, не так помог, не то посоветовал… Ты винишь его, превращаясь в тирана.

Что дает тебе роль тирана?

Чувство власти над ситуацией, человеком, его эмоциями. Чувство превосходства, что ты умеешь манипулировать людьми. Жертва преклоняется передо тобой, просит о чем-то, что доказывает ее слабость и твою силу. Доведя ее до истерии, ты успокаиваешься. И с удовольствием превращаешься в спасителя: извиняешься, строишь из себя жертву, чтобы тебя простили, и вновь обретаешь власть над человеком.

Что дает тебе роль спасителя?

Чувство превосходства, силы, уверенности, даже самоуверенности. Ведь именно ты сейчас можешь спасти человека от беды, депрессии. Он слабак, не может сам решить проблему, а ты умеешь – ты умная и сильная.

Все это называется вторичными выгодами. У каждого из нас есть хорошие намерения и внутренние неосознанные желания, которые тешат наши скрытые пороки, слабые места. То есть где-то подсознательно ты сама хочешь, чтобы тебя оскорбили, унизили, чтобы возложить на другого ответственность за свои страдания, ошибки. Ведь тяжело признаться, что ты сама виновата в том, что происходит в твоей жизни.

3Выход есть!

Первый шаг. Честно признай, что у тебя есть вторичные выгоды. Выпиши их все и прими внутренне.

Второй шаг. Посмотри на свою жизнь со стороны. Перестань взаимодействовать с тиранами и спасителями: не жалуйся, никого не обвиняй в своих бедах, никого не спасай.

Третий шаг. Возьми ответственность на себя за свою жизнь, здоровье, поступки, окружение, слова, дела, мысли. Именно ты, твои неосознанные желания создали эти ситуации и притянули к тебе этих людей.

Делай выводы и создавай свой мир таким, каким ты хочешь его видеть. Поверь, реально все изменить! Отбрось страхи: «Вдруг я буду несчастной и одинокой?» Лучше думай: «А вдруг я буду счастливой и любимой?» Решайся!

Ангелина Сурина, медиапсихолог, психотерапевт

Фото: ShutterStock/Fotodom. ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Тиран, жертва, спасатель: роли треугольника Карпмана

При всем разнообразии человеческих отношений в них можно выделить устойчивые, стандартные модели , на чем и основан трансактный анализ. Одной из таких моделей является треугольник Карпмана и составляющие его роли: Жертва, Тиран, Спасатель.

Что такое «треугольник Карпмана»

Основатель трансактного анализа Э. Бёрн считал, что взаимодействие людей, его сложности, проблемы, подводные камни хорошо описывается и изучается с помощью стереотипных моделей поведения или ролей. Описанные Бёрном позиции Я-Ребенок, Я-Взрослый, Я-Родитель, в которые выступают люди в процессе общения, общеизвестны. Однако есть и другие модели поведения.

Одна из них, выделенная последователем трансактного анализа Стивеном Карпманом, называется в его честь. Треугольник Карпмана представляет собой взаимосвязь и взаимозависимость трех ролей: Жертвы, Тирана и Спасителя.

Отношения людей довольно часто строятся по типу этой модели. Жертву – слабого и беззащитного человека стремится подавить сильный и доминантный Тиран, самоутверждаясь за его счет. И эту же Жертву старается защитить и обезопасить от Тирана Спасатель.

Особенность отношений в треугольнике в том, что люди (или роли) в нем взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Жертва нуждается не только в Спасателе (что очевидно), но и в Тиране, так как тип ее поведения предполагает наличие такого «злого гения». Тиран зависит от Жертвы, так как он с ней реализует свою потребность подавлять, и от Спасителя, который поддерживает Жертву и тем самым не позволяет ей ускользнуть от Тирана. И жизнь Спасателя без необходимости защищать Жертву от Тирана тоже утрачивает смысл.

В треугольник Карпмана могут быть включено сколько угодно человек, и даже роли их могут меняться в зависимости от ситуации. Но в любом случае отношения людей остаются созависимыми, а сами они – манипуляторами.

Тиран, Жертва, Спасатель: характеристика ролей в треугольнике Карпмана

Особенность любой ролевой модели – стереотипность поведения. Какие бы индивидуальные качества ни были присущи людям, в рамках модели они демонстрируют тип поведения, характерный для своей роли. С Тиранами, Жертвами и Спасателями мы все встречались неоднократно, они узнаваемы вне зависимости от сферы жизни.

Жертва

Это слабый, безвольный человек. Он страдает от давления и нередко откровенных издевательств Тирана. Но никак не стремится избавиться от этого, пусть и испытывает боль, стрессы и, как следствие, страдает от нервных заболеваний. Жертва ничего не противопоставляет Тирану, она просто терпит. Так, женщина может годами терпеть издевательства мужа-алкоголика, с завистью и обидой смотреть на своих более успешных в браке приятельниц, но не делать попыток уйти от Тирана.

Жертва – это роль, вызывающая привыкание. Жертва получает удовлетворение от внимания и сочувствия окружающих, от своей беспомощности и возможности ни за что не нести ответственности. Какой с нее, слабой и задавленной Тираном, спрос?

Тиран

Это самая понятная роль. Тиран – это сильный, доминантный человек с агрессивным поведением. Он предпочитает доминировать и подавлять, но выбирает для этого Жертву – безответную и беспомощную. С ней Тиран чувствует себя уверенно и безнаказанно. Кстати, в других условиях он может и сам выступать в роли Жертвы. Совсем по поговорке: «Молодец против овец, а против молодца и сам овца».

И в то же время Тиран уверен, что без него Жертва не смогла бы существовать, он ее направляет, учит жизни.

Спасатель

Это тоже сильная натура. Для него характерен высокий уровень эмпатии, хотя жалость и сочувствие к Жертве нередко тоже проявление потребности в самоутверждении. Защищая Жертву от Тирана, Спасатель ощущает свою значимость, полезность. И тоже он зависит от отношений Жертвы и Тирана. Если бы Тиран не подавлял Жертву, то Спасатель остался бы не у дел.

Спасателю свойственно иногда демонстративно высказывать сочувствие не только к Жертве, но и к Тирану, потому что тот тоже страдает от нереализованности и свои страдания вымещает на жертве. Но нередко Спасатель принимает на себя роль мстителя, наказывая Тирана.

Подобные отношения могут продолжаться годами. Они токсичные, деструктивные, разрушающие психику, особенно Жертвы и Тирана. Но вырваться из замкнутого треугольника Карпмана не так-то просто, потому что его участники испытывают потребность друг в друге. Даже если Спасателю удастся избавить Жертву от Тирана, то она, увы, быстро найдет другого такого же.

4 шага к укрощению «большой четверки»: жертва, тиран, бунтарь, спаситель

Я думал о том, насколько жестоким может быть человеческое существование. Мне кажется, что есть четыре больших архетипа, играющих в большом масштабе для многих людей индивидуально и коллективно. Я называю их Большой Четверкой: Жертва, Тиран, Бунтарь, Спаситель. Соединенные Штаты как страна, похоже, глубоко переживают это на политическом уровне, и это положительно… мучительно. Но, конечно, это происходит и в глобальном масштабе. (И, если вы ничего из этого не чувствуете, поздравляю!)

Мы склонны прыгать от ощущения себя жертвой жизненных обстоятельств (ЖЕРТВА) к разыгрыванию (ТИРАН) себе и другим, к бунту против всего (БУНТАРЬ)… к желанию, чтобы кто-то или что-то пришло и спасло нас (СПАСИТЕЛЬ ). Проклятие. И, кстати… кто не чувствует себя настолько оправданным, чтобы бунтовать или быть тираном, когда это кажется «оправданным»? (Полное раскрытие: бунтарь должен был быть моим вторым именем.) эта «Большая четверка» кажется отвратительной. Так что делать? Несколько лет назад я научился некоторым приемам у великого учителя просветления Лесли Темпл-Терстон.

  1. Первый шаг — удерживать состояние свидетеля. Многие духовные традиции, такие как буддизм и другие, говорят о том, чтобы быть «свидетелем». Нахождение в «состоянии свидетеля» означает для меня, что вы можете призывать большую, более мудрую часть себя — душу, присутствие, высшее «я» — все, что вы хотите. назвать это.

Таким образом, вместо того, чтобы, например, чувствовать себя полностью поглощенным жертвой, вы призываете свое Я-свидетель в то же самое время, когда вы позволяете ощущению себя жертвой быть там. Это не духовный обход. Это противоположно духовному обходу. ( Это также не заменяет работу со специалистом в области психического здоровья, терапевтом и т. д.  ) Это призыв к вашей внутренней силе, даже если вы осознаете, что испытываете сильные чувства, такие как чувства жертвы, пройти сквозь тебя. Это может быть сильно, но свидетель может помочь вам признать, что: да, прямо сейчас я чувствую себя жертвой… но это изменится, и я готов позволить чувствам быть там… может быть, подышать, пойти прогуляться, поговорить с кем-нибудь, вести дневник, погладить кошку, заняться спортом, выйти на природу… Свидетель находится в состоянии присутствия, которое говорит: «Я позволю интенсивности пройти через меня, поскольку я знаю, что интенсивность изменится… и я знаю, что я Я больше, чем эти чувства, которые проходят через меня прямо сейчас».

  1. Итак, когда у нас есть свидетель, переходим ко второму шагу: это упражнение называется «квадрат». Давайте сделаем один вместе. Квадраты — это метод обработки для высвобождения интенсивности пребывания в этих противоположных состояниях. Мы делаем их, глядя на наши страхи и желания. Например, давайте посмотрим на двойственность жертвы/тирана. Это похоже на список плюсов и минусов. Вы когда-нибудь делали это? Только здесь мы смотрим на желания и страхи:

Желание быть жертвой                    | Страх стать жертвой

________________________________________________________________

Желание быть тираном                    | Страх быть тираном

Теперь просто вникаем в каждый квадрант квадрата и заполняем его. Я начну их отдельно.

Желание быть жертвой

Это кажется знакомым. Это кажется праведным. Бедный я. Люди будут сочувствовать мне (как это вкусно?). Люди придут мне на помощь (да, спасибо). Я получаю оправдание в своем гневе по поводу ситуации, потому что я жертва.

Страх стать жертвой

Это очень стыдно. Хочу спрятаться от показа себя жертвой. Я должен быть сильнее и гордее, чем быть жертвой.

Желание быть тираном:

Быть тираном полностью оправдано по отношению к тому, кто стал жертвой меня или других. Я чувствую себя сильным, если я тиран.

Страх стать тираном:

Люди будут ненавидеть меня, если я буду тираном. Я буду ненавидеть себя, если буду тираном для других.

  1. После того, как вы избавитесь от всех желаний и страхов, связанных с тем, что вы жертва и/или тиран (в этом примере я коснулся только поверхности!), тогда сделайте третий шаг ( и это самая важная часть! ) ПРЕДЛОЖИТЬ ЭТО В качестве молитвы! Например:

Дорогая Вселенная (или Сущность, Высшая Сила, Дух, Бог, Богиня, Высшее Я, Вселенская Тайна… выберите свое)

Настоящим я предлагаю все эти желания и страхи, связанные с тем, чтобы быть жертвой и тираном.

Я прошу очистить эти поляризованные состояния сознания, чтобы я мог освободиться от них и прийти к большей невозмутимости, большей осознанности, получить некоторое исцеление и более полно перейти к ясности, безупречности, целостности и присутствию в моей жизни.

Спасибо, я знаю, что это будет сделано.

  1. Шаг четвертый – вы сидите несколько минут. Помедитируйте немного. Обратите внимание, есть ли у вас ощущение, что вещи меняются. Может прийти больше осознания. Может появиться чувство благодати.  Вы были мужественными, столкнувшись лицом к лицу со своей собственной тенью! Вы можете получить представление о своем собственном процессинге или получить некоторую ясность. Вы также можете увидеть другие поляризованные состояния, на которых вы также можете сделать квадрат.

Желаю вам мира и свободы в укрощении Большой четверки!

Подробнее об этом читайте в книге Лесли «Свадьба духа». Или свяжитесь со мной, если вам нужна помощь в обработке. Иногда нам нужны люди, которые поддерживают для нас состояние свидетеля.

Благословений в ваш день!

© Kathy Stanley

Все права защищены.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Мы создаем черты созависимости, чтобы выжить, но поддерживаем их по привычке

Ни одна из созависимых личностей (Жертва, Спаситель и Тиран) объективно не существует. Все это придумано в детском мире, чтобы снять с себя ответственность за невыносимую боль.

Чувство вины — это защитный механизм юного наивного ума, позволяющий интерпретировать повторяющиеся ситуации в раннем возрасте.

Молодой, наивный ум, которого неоднократно наказывают, не понимает, почему это происходит, и ищет объяснения.

В идеальном мире ребенок понимает неуверенность и несовершенство своих родителей и любил бы их, несмотря на всю боль и эмоциональное отвержение, любил бы их безоговорочно.

В реальном мире это по-человечески невозможно.

Поэтому ребенок, неспособный увидеть изъян в собственной логике, принимает вину и наказание как «нормальные».

Чтобы облегчить свое бессилие, он отказывается от ответственности за боль и принимает личность жертвы.

Позиция жертвы сильна из-за ее кажущихся преимуществ — жертва всегда морально права, не ответственна и не подотчетна и всегда имеет право на сочувствие.

Однако достоинства сильно перевешивают недостатки — он чувствует себя угнетенным, пристыженным, безнадежным, непонятым и бессильным в мире.

Никто в здравом уме не отказался бы от всей этой силы добровольно, и поэтому разум создает другую личность, чтобы сохранить здравомыслие: Тиран (преследователь). «Это все из-за [тирана]». В конечном счете, тиран несет ответственность за всю боль, которую испытывает жертва. Это может быть кто угодно, от семьи, учителей, мужчин, женщин, общества, правительства до самого тонкого — Бога.

Я использую Бога не для доказательства религиозной точки зрения, а для персонализации того, что неизменно, бесспорно — Универсальной Природы Вещей и т. д. — часто эффективно используемого жертвами для оправдания своей позиции и отказа от ответственности.

Чтобы жертва сохраняла надежду на лучшую жизнь, создается третья личность: Спаситель (Спасатель). Должен быть кто-то «достаточно хороший», кто оправдает всю боль, безнадежность и жертвенность жертвы, кто позаботится о них и обеспечит их счастье.

Короче говоря:
1. Ребенка наказывают за то, чего он не понимает.
2. Повторное наказание становится непреложным стандартом.
3. Ребенок идентифицирует себя как жертву, чтобы справиться с болью, отказавшись от ответственности.

4. Он создает Тирана (Преследователя) и Спасителя (Спасателя), чтобы распределить ответственность и сохранить равновесие.

Однако это только создало новую проблему:

Тиран и Спаситель — явно различающиеся добрые и злые персонажи.
Каждый ребенок хочет быть хорошим и не хочет быть злым.
Сразу же возникает страх стать Тираном и желание стать Спасителем.

Он будет так бояться причинить боль другим, что будет подавлять собственную личность, поэтому никто не пострадает, и его будет легко обвинить.

Он будет пытаться спасти других — даже если они об этом не просят.

И будет сама жертва: всегда отождествляя Тирана и Спасителя во внешнем мире.

Он застрянет в бесконечной петле причинения вреда другим — спасения других — и страданий, причиняемых другими.

Он становится Жертвой, Тираном и Спасителем в одном лице, чередуя их.

Как жертва — у вас не может быть плюсов отказа от ответственности без минусов.

Ни одна из идентичностей объективно не существует в реальном мире. Это все выдумывается в голове потерпевшего в результате передачи ответственности.

Существует невероятная сложность поведения, которое может возникнуть как взаимодействие между Жертвой, Спасителем и Тираном. Для получения дополнительной информации об этой динамике прочитайте The Game Free Life by Stephen Karpman или Games People Play by Eric Berne.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *