Жизнь ценность человека: что это такое, как определить свои жизненные ценности / Skillbox Media

Классный час на тему «Жизнь – главная ценность человека»

Классный  час на тему

«Жизнь – главная ценность человека»

Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей учащихся 4 класса и формирование ответственного отношения к ним.

Задачи:

• познакомить с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;

• способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;

• развивать духовно-нравственные качества учащихся через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

• формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми играми и проблемными вопросами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, фломастеры, выписка из энциклопедии о понятии «ценности», наглядный материал: карточки с различными ценностными понятиями, ветки с «дерева жизни».

Место воспититетельного часа в воспитательном процессе учебной группы: воспитательный час, отражающий нравственную тематику, – одно из важных направлений воспитательной работы для формирования духовно-нравственных основ личности. Это направление особенно значимо сейчас, так как в школьной среде всё большее значение приобретают ценности материально-бытового плана и в настоящее время доминируют не ценности-цели, а ценности-средства (инструментальные).

Содержательный компонент классного часа

I. Вступительная часть.

II. Основное содержание:

1. Понятие «Ценности», его традиционное определение и классификация.

2. Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей. Китайская притча о выборе.

3. Различия между духовными и материальными ценностями и осознание их значимости.

4. Групповая игра «Создание новых цивилизаций».

5. «Дерево жизненных ценностей» и необходимость выбора.

III. Заключительная часть.

Ход классного часа

I. Вступительная часть

На экране – тема: «Ценности человеческой жизни».

Классный руководитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека. Тема нашего классного часа – ценности человеческой жизни.

Ценности – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную и отрицательную значимость какого-либо объекта. В данной работе речь идёт о ценности как важности, значимости, пользе, полезности чего-либо. В этом случае система признанных ценностей будет повседневным ориентиром в социальной деятельности школьника.

II. Основное содержание

1. Понятие «ценности», его традиционное определение и классификация

Классный руководитель: Эпиграфом к нашей беседе будет высказывание одного из выдающихся философов: «…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)

Несколько иначе звучит традиционная трактовка понятия «ценности». Ученики знакомятся с определением «ценности», данном в Большой толковом словаре Владимира Чернышова (Приложение 1).

Классный руководитель: Чем являются для вас «ценности»? (Ответыучащихся)

Классный руководитель: Социологи предлагают такую классификацию ценностей:

• витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уро-вень потребления, экологическая безопасность;

• экономические ценности: наличие равных условий для производителя и благоприятных условий для потребителя в сфере товаров и услуг;

• социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, доста-ток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

• политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитим-ность, гражданские свободы, гражданский мир.

2. Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей. Китайская притча о выборе

Далее классный руководитель предлагает учащимся послушать Притчу о выборе.

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:

– Что за люди живут в этом городе?

– А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спрашивает мудрец.

– Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.

– Здесь то же самое, – ответил мудрец.

Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ живёт в этом городе.

– А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спросил мудрец.

– Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.

– Здесь ты найдёшь таких же, – сказал мудрец.

– Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.

– Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.

3. Различия между духовными и материальными ценностями и осознание их значимости

Классный руководитель: Напишите за 1 минуту на бумажной заготовке в форме листика дерева все ценности, которые на данный момент вы считаете наиболее важными для себя. (Ученики пишут о том, что для них ценно, на листочках). А сейчас на время отложите в сторону свои листочки. Они понадобятся в конце классного часа для самоанализа (Приложение 2).

Вопросы:

1. Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план?

2. Можно ли считать вещи, развлечения, одежду ценностями?

3. Если да, то какими: материальными или духовными?

4. Каково различие между материальными и духовными ценностями?

(Выслушивают ответы учеников)

Классный руководитель обобщает и делает вывод о том, что сами по себе такие вещи, как автомобиль, квартира, дорогой телефон, дача, яхта и т. д. – хороши, но если они становятся самоцелью, это может быть социально опасным явлением, ведь мы построим на таких ценностях общество без перспектив. Общество потребления – общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура.

Вопрос: Что же важнее для общества: духовность или материальность?

Вывод делают ученики. Нравственное общество можно построить на духовной основе, но и материальная сторона тоже важна, но только она должна быть второстепенна.

4. Групповая игра «Создание новых цивилизаций»

Классный руководитель предлагает ребятам провести не совсем обычную игру «Создание новых цивилизаций». Для этого им необходимо разбиться на группы и перенестись мысленно в будущее, галактическую эпоху, когда будет заселяться галактика, и представить, что они отправляются к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации.

Задача учеников– перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию. Предлагается набор ценностей, с которым они работают в течение трёх минут.

Цель работы группы: определить, какие пять ценностей участники считают наиболее важными, расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её. (Работа идёт на музыкальном фоне, например, И.С. Бах «Токатта и фуга ре минор»).

При сопоставительной проверке работы групп необходимы пояснения по выбору и упорядочению ценностей.

Классный руководитель делает обобщение, говоря о том, что люди по-разному формируют ценности.

Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни.

5. «Дерево жизненных ценностей» и необходимость выбора

Классный руководитель: Я прошу вас вернуться к своим листочкам с записями, сделанными в начале классного часа, прочитать, что было написано, и решить, нужно ли дополнять своими ценностями планеты, или смысл некоторых позиций потерял значимость. (Объяснить, добавить или вычеркнуть.)

Классный руководитель: Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

(Раздать ученикам сосуды и веточки, чтобы к веткам дерева жизни они прикрепили свои листочки с указанными на них ценностями.)

III. Заключительная часть

Классный руководитель: Я думаю, что вы сделали правильный выбор, а ваши листочки напомнят вам об этом. Поэтому всегда будет актуально стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя» (Приложение 3).

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

1. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: Сфера, 2003.

2. Драч Г.В. Культурология: учеб.для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королёв. – СПб.: Питер, 2011.

3. Котуранов Л.А., Котуранова Н.Н. Этика саморазвития. Первый год за-нятий: кн. для учителя. – Калуга: Гриф, 2005.

4. Морозова Л.П. Классные часы. – Волгоград: Корифей, 2008.

5. Ценности // Большой толковый словарь Владимира Чернышева [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-slovar.ru/dictionary/24/21832/.

Приложение 1

Ценности делятся на материальные (золото, деньги, недвижимость и т. д.) и нематериальные (любовь, честь, достоинство, свобода и т. д.)

Ценности соотносятся, прежде всего, с культурой и материальными основами общества, являясь общепризнанным стандартом, мерилом чего-либо. Тем не менее история развития человеческой цивилизации убеждает, что в обществе нет рукотворных ценностей, годных «для всех времен и всех народов», поэтому каждый конкретный период времени, каждое общество, группа (как носитель ценностей) представлены своими иерархическими системами ценностей.

Категорию ценностей ввёл в социологию М. Вебер. В дальнейшем теоретики структурного функционализма (направление в социологии) рассматривали общность ценностей как важнейший принцип, на основе которого достигается социальное согласие. Ценности здесь выступают как важнейший элемент культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающий общую стратегическую линию такой регуляции. В частности, на основе ценностей вырабатываются нормы, оценки.

По Канту, любое материальное определение воли связано с удовольствием или неудовольствием, а ценность желаемых благ должна определяться только посредством этой связи. В действительности сознанию даны только носители ценностей вместе с мерой ценности, которая и превращает их в желаемое. Имеется первичное чувство ценности, на котором основано сознание ценности, являющееся всегда материальным и предметным сознанием. Сама ценность не есть закон или повеление и, хотя она и не является реальным образованием, всё же представляет собой объективное и материальное по своему содержанию образование. А в силу своей материальной природы она обладает способностью определять содержание повеления.

Такая система может быть представлена как в виде элементов, каждый из которых представляет из себя отдельную ценность, так и виде целостных систем, определяющих качество, образ жизни, пласты и направления деятельности.

Ценностные ориентации – система отношения индивидов или групп к ценностям.

Абсолютные ценности – ценности, существование которых неоспоримо и не подвергается сомнению на протяжении человеческой жизни.

Значимость абсолютных ценностей рассматривается независимо от их признания. К таким ценностям относятся: жизнь, смысл жизни, сознание, целеустремлённость, свобода, справедливость, добро, счастье, красота, здоровье, мир и т. д.

Неизменными ценностями, как в России, так и за рубежом, выступают «закон и порядок».

Национальные ценности – ценности, характерные для какой-либо нации.

Исконно российскими национальными ценностями являются генетически заложенная в нас духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств и уязвимость души.

Жизненные ценности – ценности, имеющие отношение к жизни человека, таковы здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование, общест-венное признание и т. д.

Культурные ценности – ценности духа, его незримого и зримого воплощения. Они подразделяются на комплексы ценностей, которые наполняют целые сферы деятельности.

Материальные ценности – всё то, что обычно можно «пощупать руками» и имеет цену. Это могут быть здания, сооружения, машины, оборудование, цен-ные бумаги, деньги, сырьё, товары, памятники материальной культуры и т. д.

Социально-политические ценности – принципы, которыми руководствуется в своей деятельности данное общество. Например, демократия, свобода слова и т. д.

Ценности и стиль жизни (VALS) – психографическая типология потребительской массы, которая классифицируется относительно приверженности тем или иным ценностям.

Эстетические ценности – ценности красоты, прекрасного.

Этические ценности – нравственные ценности убеждения и поведения.

Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию свою деятельность.

Иерархия этических ценностей выстраивается от основополагающих (потребность в продолжении рода, воля к жизни и т. д.) к вершине, где располагаются все мыслимые высшие ценности.

Всякая этическая ценность направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека самоосуществления. При этом происходит не переоценка ценностей, а их перегруппировка в этическом пространстве.

Экономические ценности – разновидность материальных ценностей, входящих в сферу экономических отношений – капитал, деньги, полезные ископае-мые, рабочая сила, ресурсы. При этом экономика рассматривается как учение о том, как рационально распоряжаться и обретать ценности.

Ценностные оценки – ценности, выраженные в форме пожеланий (оценок), а не повелений (норм).

Статья Ценность в жизни

Ленивые люди на предложение встать с диванчика и сделать, наконец, что-то полезное, обычно спрашивают: а зачем? А какой в этом смысл? Ну, встану. Ну, сделаю. А дальше что? А чёрт его знает, что дальше. Как в анекдоте про негра (ой-ой, про афроамериканца, политкорректность), который лежит у бананового дерева: «а я и так лежу».

Но ответы вопросы о смысле (в том числе и смысле жизни) трудно найти, не соотнося их с ценностями. А что такое ценности? А ценности, друзья мои, – «это специфические формы смысловых образований в личностных структурах».

Вот, как. Вы это поняли? Я тоже. Так что скажем попроще: это индивидуальные (у каждого человека они свои, особенные) «особенно дорогие» мыслительные вещи, которым придается огромное значение.

У Глеба Жеглова, если вспомнить фильм, какая была ценность? «Вор должен сидеть в тюрьме». Это не просто убеждение (уверенность в том, что это должно быть именно так, а не иначе), как может показаться. Я вот убеждён, что два плюс два равно четыре, но это не влияет на мою жизнь и никак её не красит.

«Вор должен сидеть в тюрьме» – ценность, наполненная для Глеба большим смыслом. Она и сподвигает его на борьбу против воров и карманников.

Но если мы представим, что воры упорно не хотят сидеть в тюрьме и всё время откручиваются, то в жизни Глеба Жеглова может наступить кризис смысла его «противоворной» деятельности. Или смысла жизни вообще. Действительно, какой смысл что-то делать, если злодеи всё равно уходят от ответственности? Лучше лежать на диване. Или пить горькую.

А если же, напротив, воры сидят в тюрьме стройными рядами, то кризис может наступить в умах других людей. Тех же самых карманников. Ну что за жизнь, если всё равно тебя поймают и посодют? Ни сумочку не подрезать, ни украсть. Не малина, а жизнь какая-то.

Или в уме Володи Шарапова, который тоже считает, что «вор должен сидеть», но лишь «строго на законных основаниях». Если вору милиция подбрасывает кошелёк ради сотворения правосудия, то у Шарапова его шарапики заходят за ролики. А жизнь кажется тошной и бессмысленной.

Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны и их смыслы. У одного человека высшая ценность – спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – спасти себя самого от всяких напастей. Логика их поступков будет противоположна, как небо и земля. Один в критических ситуациях плевать хотел на свою жизнь ради чужой, а второй – на чужую ради своей. И оба – будут правы. И оба будут крутить пальцем у виска и показывать друг на друга пальцем. Поглядите, дескать, люди добрые, на этого безумца.

Если ценности труднодостижимы или неудовлетворимы вовсе, то смысл вашей деятельности (в частности) и «смысл жизни» (в целом) начинает трещать по швам. Тогда мы делаем попытку «анатомировать» свои ценности смысловыми вопросами.

В таком случае, ничего удивительного в том, что логотерапия («терапия смысла жизни») создана Франклом на основе концлагерного опыта. Концлагерь не лишал человека смысла жизни (это невозможно). Но он лишал человека всех его ценностей: как индивидуальных, так и общечеловеческих. А без ценностей смыслу просто неоткуда взяться.

Как я сказал выше, не нужно путать ценности и убеждения. С другой стороны, есть ещё понятие потребностей (потребность в еде, безопасности, и прочие), которые легко можно спутать с ценностями. Не искушайтесь, друзья мои. Это не одно и то же.

У ценностей есть потребностная функция, но это не потребности. Правильнее сказать так: ценности человека – это его потребностные убеждения.

Это умственные представления об окружающем мире (о самом себе), которые требуют от мира (от вас) соответствия вашим представлениям, согласия с ними. Именно требуют, – я подчёркиваю это.

Требуют почти с такой же силой (а то и ещё сильнее), как вы хотите кушать или спать. Как потребности, ценности требуют удовлетворения. Как убеждения, ценности требуют соответствия или согласия. Это непримиримые убеждения. Только так, и никак иначе.

Кризис смысла – это крайний случай кризиса ценностных представлений. А в большинстве случаев ценностный кризис протекает скрытно. И проявляется это, во-первых, в снижении мотивации к деятельности, и, во-вторых, в падении эффективности (или продуктивности).

А если скрытый период длится довольно долго (уже сорок попыток сделано, а «воз и ныне там»),  – то мы заполучаем «а в чём смысл жизни» в полный рост. Делаешь, делаешь, делаешь и делаешь, – а зачем делаешь, непонятно.

В этом случае, как мне кажется, более продуктивным будет не «поиск смысла», а анализ и переоценка вашей системы ценностей. И, как только они будут переопределены, вопросы о смысле деятельности (и смысле жизни) отпадут сами собой.

Я уверен, вам будет интересно узнать, какие ценности в наибольшей степени ставят под сомнение тот факт, что жизнь имеет смысл. Интересно? Вот они, эти ценности.

Развитие себя. Это самопознание, постоянное развитие своих способностей и талантов.

Духовное удовлетворение. Преобладание «духовных интересов» личности над материальными. Будь у меня деньги, то я бы совершил много полезных дел. А сами деньги меня не интересуют, не стремлюсь я к ним. А на великое нет денег. Так и живём.

Креативность. В контексте ценностей имеет прикладное значение: реализация талантов и способностей, творческое самовыражение, стремление изменить окружающий мир.

Социальные контакты. Укрепляем и расширяем социальные связи, обретаем благоприятные условия в различных областях социального взаимодействия («решаю проблемы»), играем в обществе хорошую социальную роль.

Собственный престиж. Тут мы социально востребованы. Популярны. Любимы и желанны. Как в рекламе кофе: «Пеле, Пеле, все хотят Пеле, я постоянно всем нужен».

Материальное положение. Достаток и обладание вещественными атрибутами денежного успеха. Для очень многих богатство – это главнейшая ценность их существования.

Достижения. Ставим перед собой задачи, определяем самые жизненные цели и достигаем их. «Построить дом, вырастить сына и посадить дерево».

Индивидуальность. Это не только личностная уникальность и неповторимость, но и преобладание своих мнений, взглядов и убеждений над остальными. Отличаться (и выгодно отличаться) от всех остальных. «Да, да, да, да, ты самый лучший мужчина из всех тех, с которыми я была».

Для каждой личности значение тех или иных жизненных ценностей определено им самим. А если создать свою иерархию ценностей (от наиболее важных до наименее важных), – то структура этой иерархии будет произвольной, что принципиально отличает её от иерархии потребностей Маслоу.

В иерархии потребностей пища всегда доминирует над «духовной пищей». Но, в иерархии ценностей – совершенно не обязательно. И для одних – «жить, чтобы есть», а для других – «есть, чтобы жить». Каждый выбирает сам.

Какие будут выводы?

А какие будут, такие и выводы. Это лишь повод для ваших размышлений. Я бы подумал о тех ценностных трансформациях, которые переживает личность в чрезвычайных ситуациях (в боевых действиях, например). Сами посудите: когда новичок попадает на войну, то какие у него ценности? Гражданские, скажем так. А после года боевых действий? Военные. Вот и возвращается он с войны в «гражданскую жизнь» с ценностями военного времени. Что с ними делать? Как жить дальше? Вопрос.

Какую ценность вы придаете жизни?

Какую ценность вы придаете жизни?

Скорее всего, рассматривая себя или своих близких, вы скажете что-то вроде: «Я не могу поставить на это сумму в долларах. Жизнь бесценна».

Но это не то, что общество говорит о том, насколько ценна жизнь. Предприятия, присяжные, страховые компании, больницы и правительства измеряют человеческую жизнь в денежном выражении, хотя они часто не выражают это так, потому что человеческая жизнь не должна сводиться к долларам и центам.

Но оценка человеческой жизни в долларах неизбежна, и в некоторых случаях у нас нет возражений.

Мы понимаем ценность человека, когда смотрим на то, сколько ему платят за работу, которую он выполняет. Заработная плата и льготы отражают ценность, которую работодатель придает вкладу работника в свои прибыли и убытки. На некоторых рабочих местах оценка человека также рассчитывается по тому, сколько работодатель инвестирует в оборудование и снаряжение для обеспечения безопасности.

И правительства определяют ценность индивидуальных жизней исходя из того, сколько они тратят на общественное здравоохранение и инвестируют в инфраструктуру, обеспечивающую безопасную среду. Например, только недавно железная дорога Лонг-Айленда начала систематически ликвидировать одноуровневые переезды, потому что столичное транспортное управление решило, что на таких переездах погибло слишком много людей. Строительство подземных переходов и мостов стоит дорого, и до недавнего времени потеря нескольких лет жизни не стоила вложений в перенастройку переходов.

В нормальных обстоятельствах такие расчеты в основном остаются скрытыми, но мы живем не в нормальные времена. COVID-19 показал, что наиболее уязвимы те, кто не может позволить себе прекратить работу, кто живет в многолюдных кварталах и не имеет надлежащего медицинского обслуживания. Бедняки заболевали и умирали несоразмерно больше, потому что общество не очень ценило их в нормальных обстоятельствах.

Пандемия обнажила разницу между спасением жизней и спасением экономики. Это также показало, как для многих людей их личность связана с их работой. Некоторым работа необходима, чтобы обеспечить хлеб на столе и крышу над головой. Но для других работа является ценностью сама по себе, чем-то, что дает ощущение смысла. Работа — это их личность. И когда на эту личность нападают из-за того, что у нее отнимают работу, это очень больно.

Когда Ford изменил конфигурацию топливного бака на Pintos по цене 11 долларов за машину, это было не потому, что теперь они беспокоились о тех, кто погиб, когда их автомобили загорелись при ударе сзади. Компания знала о проблеме с бензобаком, но внутреннее исследование компании пришло к выводу: «Не стоило бы тратить 11 долларов на улучшение автомобиля, чтобы спасти 180 человек от сожжения и еще 180 от серьезных ожогов». каждый год. » ( Этический руководитель , Хойк и Херси) Вознаграждение в размере 125 миллионов долларов по иску, поданному кем-то, кто сильно обгорел в такой аварии, изменило мнение Форда о решении проблемы.

Но это не изменило решения Департамента транспорта, который в то же время отклонил постановление, согласно которому под задними частями грузовиков должны были быть решетки, чтобы автомобили не скользили под ними при столкновении, потому что, как решили регулирующие органы, затраты превысили бы стоимость спасенных жизней. «Слитки стали необходимы, когда стоимость жизни Министерства транспорта достигла 2,5 миллионов долларов».

Необходимо идти на компромиссы, и в денежной экономике это часто влечет за собой анализ затрат и выгод. Проблемы бесконечны, а деньги — нет. Это приводит к тому, что каждая современная экономика должна идти на компромиссы и думать о перераспределении богатства. Где найден баланс, отражает основные этические ценности общества.

Тем не менее, необходимо считать жизнь человека бесценной. Именно это мы имеем в виду, когда говорим о человеческом достоинстве и ценности. Никакая цена не может быть поставлена ​​на достоинство, потому что оно присваивается не другими, а самим собой. Ценность не даруется ни обществом, ни отдельным человеком. Это часть того, что значит быть человеком, необходимое понимание того, как люди относятся друг к другу не как к объектам — инструментам — но как к субъектам — заканчивается в них самих.

Таким образом, хотя кто-то может понести ужасные потери и неудачи или может оказаться на коротком конце материальных благ, которые может предложить общество, ценность этого человека не пострадала.

Наша самая фундаментальная идентичность заключается не в какой-либо из многочисленных ролей, которые мы играем, а в том, чтобы быть людьми. Мы можем сохранить или растратить свое достоинство, но нашу ценность как человека нельзя ни отдать, ни отнять.

Ценность человеческой жизни: 129 000 долларов

Автор Кэтлин Кингсбери Вторник, 20 мая 2008 г.

  • Делиться
    • Твитнуть
  • Читать позже
    • Отправить на Kindle

Брук Фасани / Корбис

Похожие

Подписаться @TIME

Теоретически год человеческой жизни бесценен. На самом деле он стоит 50 000 долларов.

Это международный стандарт, который используют большинство частных и государственных планов медицинского страхования по всему миру, чтобы решить, покрывать ли новую медицинскую процедуру. Проще говоря, страховые компании подсчитали, что для того, чтобы лечение окупилось, оно должно гарантировать один год «качественной жизни» за 50 000 долларов или меньше. Новое исследование, однако, утверждает, что эта цифра слишком мала.

Стэнфордские экономисты продемонстрировали, что средняя стоимость года качественной человеческой жизни на самом деле ближе к 129 000 долларов. Чтобы получить это число, Стефанос Зениос и его коллеги из Стэнфордской высшей школы бизнеса использовали почечный диализ в качестве эталона. Каждый год диализ спасает жизни сотен тысяч американцев, которые в противном случае умерли бы от почечной недостаточности в ожидании трансплантации органов. Это также единственная процедура, которую Medicare безоговорочно покрывает с 1972, несмотря на быстрые и иногда дорогостоящие нововведения в его управлении. Чтобы оценить экономическую эффективность таких инноваций, Зениос и его коллеги провели компьютерный анализ более полумиллиона пациентов, прошедших диализ, суммируя затраты и сравнивая эти данные с результатами лечения. Учитывая как инфляцию, так и новые технологии диализа, они пришли к 129 000 долларов США как к более подходящему порогу для принятия решения о покрытии. «Это означает, что если бы Medicare заплатила дополнительно 129 000 долларов за лечение группы пациентов, в среднем члены группы получили бы еще один год жизни с поправкой на качество», — говорит Зениос. На основании опросов пациентов один год «качества жизни» определяется примерно как два года жизни на диализе.

Выводы Zenios приходят на фоне растущих дебатов о том, должна ли Medicare, государственная программа медицинского страхования США для пожилых людей, использовать анализ экономической эффективности при определении покрытия процедур. Почти все другие промышленно развитые страны, включая Канаду, Великобританию и Нидерланды, нормируют здравоохранение, исходя из экономической эффективности и порога в 50 000 долларов. Medicare, с другой стороны, решает, платить ли за новую технологию, исходя из того, является ли лечение «необходимым и подходящим с медицинской точки зрения». Но поскольку расходы на здравоохранение растут, а программы пособий расширяются в связи с финансовыми затруднениями, ожидается, что по крайней мере одна часть Medicare обанкротится к 2019 году.○ все больше и больше ученых призывают пересмотреть этот подход и сделать стоимость важным фактором. Такой шаг будет означать, что «если дополнительные затраты на новую технологию превысят пороговое значение, — говорит Зениос, — то будет рекомендовано, чтобы Medicare не покрывала эту новую технологию».

Присвоение долларов жизни пациентов Medicare может показаться грубым, но такие оценки являются обычным делом в повседневной жизни американцев. Возьмем, к примеру, пособие в размере 500 000 долларов, которое правительство выплачивает семьям в случае гибели солдата в Ираке или Афганистане. Или расчеты затрат, которые коммерческие медицинские страховщики делают, чтобы определить, какое покрытие они предоставят клиентам. На самом деле, по крайней мере, некоторые американцы, похоже, спокойно относятся к тому, что деньги играют заметную роль в принятии решений в области здравоохранения. В опросе жителей Нью-Йорка, проведенном в 2007 году, 75% участников чувствовали себя «отчасти» до «очень» комфортно, позволяя затратам принимать решения о лечении Medicare, как только они поняли, как работает система. «Американцы понимают и готовы решать проблемы, возникающие при определении приоритетов и ограничений для своих государственных программ», — написала Марта Голд, профессор Медицинской школы Городского университета Нью-Йорка, проводившая исследование, вместе с коллегами прошлой осенью в журнале 9. 0075 Вопросы здравоохранения.

Исследователи из Стэнфорда предупреждают, что, если Medicare полностью примет модель анализа затрат и результатов, слишком многим пациентам может быть отказано в жизненно важном лечении. Они возвращаются к примеру с диализными больными. Их исследование показало, что для самых больных пациентов средняя стоимость дополнительного года качества жизни была намного выше — 488 000 долларов. «Трудно оправдать бремя и расходы на диализ, когда у людей есть другие серьезные заболевания, такие как, например, прогрессирующая деменция или рак», — говорит соавтор Гленн Чертоу, профессор нефрологии в Стэнфордской школе медицины. «В этих условиях диализ вряд ли принесет какую-либо значимую пользу». Но при таком дефиците органов, включая почки для трансплантации, оправданно ли отказывать этим пациентам в шансе на диализ? Зениос говорит, что это вопрос, к которому каждый должен подходить с трепетом. «Какова истинная ценность человеческой жизни? Вот о чем мы спрашиваем людей», — добавляет он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *