Жизнь и деятельность ефросинья полоцкая: ЕФРОСИНЬЯ ПОЛОЦКАЯ (между 1101 и 1105—1173)

Содержание

Евфросиния Полоцкая: житие, просветительская деятельность

Евфросиния Полоцкая – это первая белорусская, а по некоторым историческим сведениям, и восточнославянская просветительница. Кроме того, мы ее знаем и как первую женщину на Руси, причисленную к лику святых. Несмотря на то что жизнь Евфросинии Полоцкой приходилась на тот период, когда христианство уже раскололось, ее одинаково высоко почитает как православная, так и католическая церковь.

Основными заслугами святой считаются перевод и переписывание книг, а также строительство собственных монастырей и церкви, которые являлись настоящими образовательными центрами Полоцкого княжества.

Знаменитая княжна

Евфросиния Полоцкая… Это имя вписано золотыми буквами не только на страницах духовной жизни, которая существовала на восточнославянских землях, но и во всю историю культуры Беларуси.

Евфросиния Полоцкая – княжна и монахиня. Но, прежде всего, это известная просветительница, оставившая незабвенную память в душах людей. Между нынешним временем и тем периодом, когда жила знаменитая княжна, лежит более восьми столетий. И поэтому нет ничего удивительного в том, что не так уж много сведений о ней сохранилось в истории восточнославянского народа. Однако и они способны дать оценку великой полочанке как талантливой женщине-просветительнице, указав на ее общеевропейское значение. Вся деятельность Евфросинии, как и ее знаменитых соотечественников К. Смолятича и К. Туровского, без всяких сомнений, говорит о высоком культурном подъеме, который наблюдался в те годы на белорусской земле.

Житие святой княжны

Будущая святая Евфросиния Полоцкая родилась в 1110 году. Изначально ей дано было имя Предслава. Она была дочерью полоцкого князя Святослава (сына Всеслава Чародея) и приходилась правнучкой княгине Рогнеде и князю Владимиру. Отец Предславы не получил от родителей удела, и поэтому вместе со своей семьей жил при дворе старшего брата – Бориса Всеславича.


Писатель и проповедник Кирилл Туровский: краткая биография,. ..

Кирилл Туровский – белорусский писатель и мыслитель двенадцатого века, православный святой,…

В конце 12 века была написана книга «Житие Евфросинии Полоцкой». Ее автор нам неизвестен. Скорее всего, им являлся игумен или монах, живший в одном из монастырей, основанных княжной. Есть большая вероятность и того, что автор книги — ученик самой Евфросинии. Но как бы там ни было, данное повествование подробно рассказывает читателям о жизни святой женщины.

К сожалению, «Житие…» в первой своей редакции до наших дней не дошло. Виной тому – войны и пожары. Однако мы можем ознакомиться с книгой в шести редакциях и практически в 150 списках. Это является подтверждением большой популярности произведения. Одним из самых полных списков является Погодинский. Датируется он 16 веком.

«Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» является настоящим памятником агиографической восточнославянской литературы 12 века. Текст книги построен по тем канонам, которые отличали житийную литературу. Предполагают, что у данной работы есть свой первообразец. Им вполне могло служить произведение «Житие Евфросинии Александрийской». Однако автор восточнославянского памятника литературы внес в свой труд индивидуальные особенности. Так, исследователями отмечается яркость диалогов и монологов самой Евфросинии. Вполне вероятно, что они были взяты из книг, написанных святой княжной.


Белорусь, Жировичи. Монастырь Свято-Успенский мужской

В Беларуси есть много церквей, храмов, монастырей. Один из них – из числа ста наиболее почитаемых…

Структура «Жития Евфросинии Полоцкой»

Знаменитое произведение предваряется риторическим вступлением, традиционным для агиографии. Далее следует основная часть. В ней повествуется о жизненном пути святой полочанки, подтверждающем ее духовное восхождение. Завершающая часть произведения – Похвала. Здесь, несмотря на агиографические традиции, отсутствуют рассказы о произошедших посмертных чудесах. Для тех, кто не читал «Житие Евфросинии Полоцкой», краткое содержание книги будет приведено ниже.

Тяга к знаниям

Произведение «Житие Евфросинии Полоцкой» повествует нам о том, что с детских лет у нее проявлялась большая любовь к сердечной молитве и к книгам. Свое образование Предслава, по одним сведениям, получила в Софийском соборе, а по другим — дома, непосредственно при княжеском дворе (эта версия считается более вероятной).

Учителями девочки были только духовные особы. Они давали ей образование, используя вместо учебников житийную литературу и Святое Писание. Со слов учителей и из жизнеописания святых девочка получала представление о тех уставах и обычаях, которые существовали в монастыре. Наука давалась ей легко. Она во многом обгоняла своих сверстников. В «Житии…» отмечается ее необычная любовь к учению, большие способности и прилежание. У Предславы был широкий доступ к книгам. В ее доме находилась обширная библиотека, где помимо религиозной литературы девочка читала роман о подвигах А. Македонского, сборники с афоризмами и изречениями и т. д. Несколько позже ее стали интересовать сочинения, описывающие богословские толкования о сущности природы, а также книги с античной историей.

В «Житии…» указывается и то, что девочка с самых ранних лет сочетала любовь к образованию с сосредоточенной молитвой. Ее мудрости «чудились» не только родители. Слава о Предславе разошлась по многим городам.

Выбор жизненного пути

Полоцкая княжна отличалась не только своей мудростью, но и красотой. Однако поступавшие ей многочисленные предложения о браке она без всяких колебаний отвергала. Предслава осознанно решила отказаться от мирской жизни в 12-летнем возрасте. Это был период, когда родители впервые стали задумываться о замужестве дочери. Девочкой руководили идеи о подвижническом служении высоким моральным идеалам и важности духовного совершенствования. Княжна решила пойти за «Женихом своим» — за Христом.

Предслава обратилась к жившей в Полоцке родственнице, вдове ее дяди Романа Всеславича. Та была игуменьей и могла помочь девочке стать монахиней. Однако необыкновенная красота Предславы и ее ранний возраст показались старой княжне несовместимыми с постригом. Переубедить старую княжну помогли глубокий разум и высокая религиозная убежденность девочки. Игумения призвала иерея, который и совершил постриг, дав Предславе имя Евфросиния.

Монашеские годы

Некоторое время Евфросиния Полоцкая проходила школу послушания господня. При этом она жила в том же монастыре, в котором и приняла постриг. Однако несколько позже она получила благословение епископа Полоцкого Илии и ушла жить в Софийский собор. Ее комнатой была келья – «голбец каменный». В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Из книг, находившихся в ней, монахиня «насыщалась премудрости», а глубоко постигать ее помогала удивительная сосредоточенность княжны.

Все эти годы Преподобную не оставляла любовь к учению. И при этом она считала, что духовное просвещение является неотъемлемой частью милосердия и любви к людям. Евфросиния стала переписывать книги, открывая всем мудрость с помощью своего трудолюбия. В те годы этим нелегким трудом занимались только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе было подвигом.

Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные от этого деньги по просьбе монахини раздавали бедным. В это же время знаменитая княжна стала писать собственные книги. В них она запечатлевала поучения и молитвы, а также делала переводы с латыни и греческого. Кроме того, Евфросиния вела переписку с братьями по духу и со своими соотечественниками. Одним из них был Кирилл Туровский. При этом Преподобная не шла на борьбу с существующими старыми традициями. Она добивалась «освещения светом», в чем и проявлялась высшая мудрость женщины.

Открытие собственной обители

Согласно «Житию…», Илия – епископ Полоцкий — получил от Божьего ангела подтверждение высоты подвижничества и служения Евфросинии. Одновременно с этим высшие силы указали ему на то, что он должен поставить монахиню во главе обители. Три раза с подобной вестью ангел являлся и к Преподобной Евфросинии, которая с радостью восприняла выбор Христа. Для расположения обители было определено находящееся неподалеку от Полоцка Сельцо. Здесь же находилась церковь Спаса и располагалось место погребения епископов.

Торжественная передача Сельца Евфросинии состоялась в Софийском соборе. Сам епископ Илья благословил Преподобную на создание в этом месте женского монастыря.

Расцвет обители

Преподобная Евфросиния Полоцкая стала основательницей Спасо-Преображенского женского монастыря. Эта обитель получила широкую известность на всей полоцкой земле. Здесь же постриглись в монахини и сестры Евфросинии.

При монастыре была создана женская школа. В ней осуществлялась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой. Княгиня, собравшая молодых девиц, учила их пению и написанию книг, рукоделию и многим другим полезным ремеслам. Заботилась монахиня и о том, чтобы девушки знали закон Божий и были трудолюбивы. Стоит отметить, что школа, основанная при Спасо-Преображенском монастыре, во многом способствовала быстрому расцвету обители.

Строительство храма

В середине 12 века на месте деревянной церкви Евфросиния Полоцкая задумала возвести каменную. Для осуществления своей мечты она пришла за советом к Иоанну. У этого монаха уже имелся опыт в строительстве храмов. Согласно «Житию…» все работы прошли довольно быстро. Уже спустя 30 недель храм Евфросинии Полоцкой был воздвигнут. Его открытие состоялось в 1161 году. «Житие…» повествует о диве, случившемся в самом конце возведения. Оно состояло в том, что в процессе строительства закончился кирпич, и каменщики не знали, как завершить свою работу. Но на следующий день, после молитвы святой, мастера обнаружили нужный материал в печи.

Храм Евфросинии Полоцкой не перестает удивлять исследователей. Он отличается от многих сооружений того времени своими пропорциями, двускатным перекрытием, а также необычной вытянутостью барабана. Загадочным для посетителей кажется и сам интерьер церкви: несмотря на массивные стены, он загружен толстыми столбами.

Оснащение храма

После постройки новой церкви Евфросиния провела активную работу для того, чтобы в этом доме Божьем имелось все необходимое для проведения служб. Монахиня пригласила художников, расписавших стены библейскими сюжетами, на которых были изображены лики святых. Удивительные по своей красоте рисунки были нанесены на хорах, а также в келье, предназначенной для Преподобной.

Для собственной обители в церкви Евфросиния приобрела икону Божьей Матери (чудотворную Одигитрию Эфесскую). По преданию, ее написал сам евангелист Лука.

Напрестольный крест

Особое место в новом храме было отведено вещи, которую изготовил лучший ювелир Киевской Руси Лазарь Богша. Это крест Евфросинии Полоцкой. Заказала его монахиня специально для построенной ею церкви. На кресте просматривались точная дата изготовления (1161 год) и имя мастера.

Крест Евфросинии Полоцкой имеет шестиконечную форму. По мнению богословов, такое решение является символом первобытного света. Шесть концов креста означают те шесть дней, в течение которых Господь сотворил мир. Украшали шедевр древнего ювелирного мастерства иллюстрации, касающиеся всей истории Нового Завета, а также древней церкви. Крест (смотрите фото) Евфросинии Полоцкой имел изображения Христа и Богородицы, Архангела Гавриила и Михаила, апостолов Павла и Петра, самой святой Евфросинии, а также Иоанна Предтечи. Украшали эту исторически значимую вещь драгоценные металлы и камни.

Но особую ценность реликвии придавали частицы святых мощей. Так, в верхнем перекрестье на лицевой стороне Креста была размещена Кровь Христа. Немного ниже – «Древо Животворящее». В верхнем перекрестье на обратной стороне имелся камень, взятый из Гроба Пресвятой Богородицы, а ниже располагалась частица Гроба Господня.

К сожалению, во время войны с фашистской Германией святыня бесследно исчезла. Этот Крест, как и пресловутую Янтарную комнату, считают одним из самых ценных произведений искусства, поиски которого продолжаются до сих пор. На сегодняшний день в Свято-Евфросиньевском Полоцком монастыре находится точная копия реликвии, которая была выполнена в 1997 г. брестским ювелиром-эмалировщиком Н. П. Кузьмичем.

Мужской монастырь

Евфросиния Полоцкая считается основательницей не только женской обители. По ее заказу был построен мужской монастырь, а при нем — церковь св. Богородицы.

Впоследствии обе обители стали для Полоцкого княжества настоящими центрами образования. В открытых при них школах молодые люди учились письму и грамоте. Здесь работали библиотеки и мастерские по написанию книг, а также выполнялись иконописные и ювелирные работы. Сама Преподобная Евфросиния Полоцкая создавала, а затем и записывала молитвы и проповеди. Но помимо своей просветительской деятельности монахиня была известна современникам как советчица, миротворец и справедливый судья.

Последние годы жизни

Находясь в пожилом возрасте, Евфросиния решила отправиться в паломничество в святой Иерусалим. Там она, будучи обессиленной после долгого путешествия, заболела и вскоре умерла. Похоронили полоцкую княжну недалеко от Иерусалима, в монастыре св. Феодосия. В 1187 г. состоялось перезахоронение святой. Ее останки были перевезены в Феодосьеву пещеру Киево-Печерской лавры. Лишь в 1910 г. мощи святой доставили в Полоцк.

Ефросинья Полоцкая: краткая биография

Ефросинья Полоцкая – первая женщина, которую канонизировала Русская Православная Церковь. По месту своего рождения она относится к Белой Руси, то есть Белоруссии, так сейчас называют земли Древней Руси между Днепром и Друтью. О жизненном пути этой Святой, ее подвигах и благих поступках вы узнаете, прочитав эту статью.

Особенности жизни в Полоцке до появления монголов

Это повествование следует начать с краткого описания жизни жителей Древней Руси, чтобы понять, в какое время родилась Ефросинья Полоцкая – одна из самых образованных женщин своего времени.

XII век был периодом, когда жители древней Руси начали активно принимать православную веру. Новая вера начала находить свое отображение в архитектуре, литературе и искусстве.

Православные храмы были украшены сюжетами из Библии; при многих монастырях открывались скриптории, где работали переводчики с греческого и переписчики книг; актуальными стали ювелирные мастерские.

Сам Полоцк на то время был одним из крупнейших центров по изготовлению книг, а также прекрасным местом для желающих получить образование. Здесь велось летописание, из которого сейчас мы можем почерпнуть знания о выдающихся личностях того времени.


Лучшая молитва Иосифу Волоцкому

Иосиф Волоцкий не какой-то там чужеземный святой, покровительствовавший заморскому купечеству в…

Детство и отрочество святой Ефросиньи

Точная дата рождения Великой подвижницы неизвестна. Историками установлено, что родилась Ефросинья Полоцкая, в миру Предслава, приблизительно в 1101 году. Родословная девочки походила от знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой самого Владимира Мономаха, а также дочерью полоцкого князя Георгия.

Отец Предславы с ранних лет позаботился об образовании дочери, ее обучали монахи. В доме князя находилась очень большая библиотека, где было много книг как религиозного, так и светского характера. Именно к чтению девочка имела огромный интерес. Описание Ефросиньи Полоцкой и ее жизни взято из летописей, которые были написаны свидетелями того времени.

Среди ее любимых книг были: Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Слухи о не по годам мудрой девочке быстро распространились далеко за пределами земли Полоцкой, поэтому многие из знатных князей мечтали о такой жене.


Население Пинска — специфические особенности и национальный…

Пинск – административный центр одного из районов Брестской области, расположенной в Республике…

Решение стать монахиней

Когда Предславе было 12 лет, ее засватал один из князей. Родители дали свое согласие, а девочка приняла совсем другое решение. Ефросинья Полоцкая, биография которой с этого момента получила новый виток, тайно ушла в монастырь.

Игуменьей этого монастыря была вдова ее дяди Романа. Когда игуменья услышала просьбу о разрешении принять постриг, первым ее решением был отказ. Девочка была еще слишком юна и к тому же очень красива. Все же со временем, видя страстное моление, веру и ум Предславы, игуменья дала свое согласие, не побоявшись гнева отца девочки.

Так Ефросинья стала монахиней.

Постриг

При постриге Предславу нарекли другим именем, теперь она стала Ефросиньей. Выбор этого имени был не случаен. Ефросинья Александрийская, которая жила в V веке, была прекрасным примером для девочки. К тому же это имя означает «радость», так что предпосылок для выбора этого имени было несколько.


Санаторий Летцы в Белоруссии: фото и отзывы

Санаторий «Летцы», находящийся в 15 минутах езды от Витебска (Беларусь), люди выбирают из-за…

Родители Ефросиньи были опечалены таким ее решением и предпринимали попытки вернуть дочь домой. Согласно летописи, князь Георгий плакал о своей дочери, как об умершей, но эти слезы ничего не изменили. Ефросинья Полоцкая осталась в монастыре, где превосходила всех в своем рвении к молитве, посту и ночным бдениям.

Став монахиней, девушка посвятила себя разным наукам. Она изучала книги, которые находила в церковных хранилищах, а это были произведения славянских богословов, древние летописи, а также труды византийских и римских просветителей.

Благодеяния Святой

Святая Ефросинья о своем предназначении узнала из сна. Сам Ангел, явившийся во сне, приказал ей основать новую обитель рядом с Полоцком, в местности под названием Сельцо. Увидев такое предзнаменование несколько раз, Ефросинья узнала, что такой же сон видел и епископ полоцкий Илия. Эти Божие знамения послужили тому, что епископ Илия передал ей Преображенский храм для того, чтобы там был основан женский монастырь.

Описать Ефросинью Полоцкую можно как женщину, которая прославилась основанием и попечительством монастырей. Ведь помимо женского монастыря, она была попечительницей и основательницей Богородского мужского монастыря.

При монастырях святая открывала школы, где послушниц учили разным ремеслам, грамоте и искусству переписывания книг.

Ефросинья прославилась как советчица, она никогда не отказывала в совете тем, кто нуждался в руководстве на пути к вере. Сила ее молитвы была настолько велика, что к ней часто обращались за помощью желавшие измениться и жить благочестивой жизнью. Многие приходившие к ней получали духовную поддержку и помощь. Она способна была унять ссоры и разборки, которые на то время часто происходили между князьями.

Мечта Ефросиньи

У Преподобной Ефросиньи была своя заветная мечта – она очень хотела побывать на святых местах Палестины. Это желание она решила осуществить, будучи далеко в преклонном возрасте.

Раньше жизнь Ефросиньи Полоцкой была посвящена переписыванию и написанию собственных книг и учений мирянам, а также налаживанию жизни монахов при монастырях. Достигнув запланированного, она, оставив обитель на свою сестру Евдокию, отправилась в путешествие.

На пути к Иерусалиму она встречалась с Константинопольским патриархом Лукою. А прибыв к месту назначения и посетив Живоносный Гроб Господень, остановилась в Русском монастыре.

Именно здесь ее настигла болезнь. 23 мая 1173 года, так и не излечившись, Ефросинья отошла в мир иной. Согласно завещанию святой, ее тело было захоронено в обители Преподобного Феодосия, недалеко от Иерусалима.

С 1187 года ее мощи хранились в Киево-Печерской лавре, а в 1910 году они были возвращены на родину Ефросиньи в Полоцк, где находятся и сейчас.

Ефросинья Полоцкая: интересные факты из жизни

Святая была известной меценаткой. Она приложила свои усилия для того, чтобы не было прекращено полоцкое летописание; заботилась о постоянном пополнении новыми книгами библиотеки Софийского собора.

Одной из главных достопримечательностей, связанных с ее именем, считается крест Ефросиньи Полоцкой.Этот шедеврдревнерусскойкультуры был создан по ее заказу и назван ее именем.

Крест обладал чудодейственной силой, его использовали только в особо торжественных богослужениях. Существует предание, что крест Ефросиньи Полоцкойбрал с собой впоход на Полоцк Иван Грозный. Он пообещал, что в случае победы вернет реликвию на место, и, несмотря на огромную ценность креста, сдержал свое слово.

К сожалению, реликвия была утеряна во время Великой Отечественной войны, но в 1997 году, согласно сохранившимся описаниям, копия креста была изготовлена брестскими ювелирами.

Ефросинья была канонизирована в 1547 году, в 1984 году ее причислили к Собору белорусских святых. С 1994 года день смерти святой стал Днем святой Ефросиньи и широко отмечается в Белоруссии.

404 Файл не найден

Запрошенный URL-адрес /saints/saint.php%3fsaint_id%3d3238 не был найден на веб-сайте Qatar Online (www.catholic.org).

К сожалению, страница, которую вы искали, не может быть найдена. Не волнуйтесь, воспользуйтесь поиском ниже, чтобы найти то, что вы ищете.

Искать Искать Католический онлайн

Познать Бога — значит обрести надежду: помогите нам распространять весть

Присоединяйтесь к движению


Когда вы регистрируетесь ниже, вы не просто присоединяетесь к списку адресов электронной почты — вы присоединяетесь к целому движению за бесплатное католическое образование мирового уровня.

Адрес электронной почты

  • Станции Креста

    Станции Креста

  • Первая станция: Иисус приговорен к смерти

    Первая станция: Иисус есть…

  • Страстная пятница

    Страстная пятница

  • Вторая станция: Иисус несет Свой крест

    Вторая станция: Иисус несет…

  • Молитва Страстной Пятницы

    Молитва Страстной Пятницы

  • Четырнадцатая станция: Иисуса кладут в гробницу

    Четырнадцатая станция: Иисус есть…

  • Третья станция: Иисус падает в первый раз

    Третья станция: Иисус падает…

  • Четвертая станция: Иисус встречает Свою Матерь

    Четвертая станция: Иисус встречает…

  • Тринадцатая станция: снятие тела Иисуса с креста

    Тринадцатая станция: Тело…

  • Двенадцатая станция: Иисус умирает на кресте

    Двенадцатая станция: Иисус умирает. ..

Католические PDF-файлы — Печать — FreeLight a Virtual Prayer Candle

  • Священное триденствие: Великий четверг, Страстная пятница и Пасха. Тайна веры
  • Великий Четверг: Как мы можем знать, что Евхаристия реальна?
  • СВЯТОЙ ЧЕТВЕРГ: Что такое церемония омовения ног и почему это важно?
  • Великий четверг: он любит до конца
  • Омовение ног, Мандат Великого Четверга: Бог есть Любовь, а Любовь есть Глагол
Ежедневные католические чтения
  • Ежедневные чтения на пятницу, 7 апреля 2023 г.
  • Св. Иоанн Креститель де ла Саль: святой дня пятницы, 7 апреля 2023 г.
  • Молитва «Слава Тебе Боже»: Молитва дня на пятницу, 7 апреля 2023 г.
  • Ежедневные чтения за четверг, 6 апреля 2023 г.
  • Святой Вильгельм из Эскилсо: святой дня четверга, 6 апреля 2023 г.
  • Молитва Святому Духу: Молитва дня на четверг, 6 апреля 2023 г.

Смиренно просим вас: не пролистывайте.

Привет, читатели, кажется, вы часто используете Католический Интернет; Замечательно! Немного неудобно спрашивать, но нам нужна ваша помощь. Если вы уже сделали пожертвование, мы искренне благодарим вас. Мы не продавцы, но мы зависим от пожертвований в среднем 14,76 долларов, а жертвуют менее 1% читателей. Если вы пожертвуете всего 5 долларов, то есть стоимость вашего кофе, Католическая онлайн-школа может продолжать процветать. Спасибо.

Помогите сейчас >

Святые и ангелы
  • Праздники Святых
  • Святые женщины
  • Святой Дня
  • Обзор святых
  • Популярные святые
  • Святые покровители
  • Интересные факты о святом
  • Ангелы
  • Святые мученики
  • Больше Святых и Ангелов
Молитвы
  • Тайны Розария
  • Станции Креста
  • Руководство для исповеди
  • Молитва дня
  • Просмотреть молитвы
  • Популярные молитвы
  • Святой Розарий
  • Таинства католической церкви
  • Больше молитв
Библия
  • Ежедневные показания
  • Новый Завет
  • Ветхий Завет
  • Книги Библии
  • Десять Заповедей
  • Больше Библии
Больше католиков в Интернете
  • Великий пост и Пасха
  • Адвент и Рождество
  • Католическая энциклопедия
  • Календарь
  • Все католические онлайн

Смиренно просим вас: не пролистывайте.

Привет, читатели, кажется, вы часто используете Католический Интернет; Замечательно! Немного неудобно спрашивать, но нам нужна ваша помощь. Если вы уже сделали пожертвование, мы искренне благодарим вас. Мы не продавцы, но мы зависим от пожертвований в среднем 14,76 долларов, а жертвуют менее 1% читателей. Если вы пожертвуете всего 5 долларов, то есть стоимость вашего кофе, Католическая онлайн-школа может продолжать процветать. Спасибо.

Помогите сейчас >

  • Свяжитесь с нами
  • Заявление о конфиденциальности
  • Условия обслуживания

Copyright 2022 Католический Интернет. Все материалы, содержащиеся на этом сайте, будь то письменные, звуковые или визуальные, являются исключительной собственностью «Catholic Online» и защищены законами США и международными законами об авторском праве, © Copyright 2022 «Catholic Online». Любое несанкционированное использование без предварительного письменного согласия «Католического Интернета» строго запрещено и запрещается.

«Католический Интернет» — это проект некоммерческой корпорации «Ваш католический голос». Фонду «Католический голос» было предоставлено признание освобождения от уплаты налогов в соответствии с разделом 501(c)(3) Налогового кодекса. Федеральный налоговый идентификационный номер: 81-0596847. Ваш подарок не облагается налогом, как это разрешено законом.

Святая Евфросиния Полоцкая

Святая Евфросиния была полоцкой княгиней XII века. Полоцк был средневековым княжеством в Восточной Европе, расположенным на территории современной Беларуси. В 12 лет она отказалась от своих богатств и королевских привилегий, чтобы стать монахиней, поняв, что небесная слава выше земного престижа. Святая Евфросиния основала два монастыря, была известна своей любовью к учебе и искусствам и сегодня почитается как покровительница Беларуси.

 Бог славен своими святыми!
 
 Добро пожаловать в подкаст христианских святых. Меня зовут доктор Даррен Онг, я записываюсь из Сепанга в Малайзии. В этом подкасте мы исследуем жизнь христианских святых из англиканской, римско-католической и восточно-православной традиций. Сегодня мы чтим память святой Евфросинии Полоцкой, покровительницы Беларуси.
 
 Святая Евфросиния родилась как княгиня Прадслава в начале XII века в Полоцке (на территории современной Беларуси), которая отказалась от своей царской привилегии служить Богу в качестве монахини и игумении. Она была дочерью князя Святослава-Георгия, правителя Полоцка. Полоцк в то время был могущественным государством, контролировавшим важные торговые пути между викингами на севере и Причерноморьем на юге. Дедушкой Прадславы был Всеслав, вероятно, величайший полководец в истории Полоцка.


 В детстве княгиня Прадслава проявляла большую любовь к учебе и молитве. В 12 лет, вопреки желанию родителей, юная Прадслава отклонила предложение руки и сердца и вместо этого решила стать монахиней, взяв имя Евфросиния. Вот отчет о ее побеге из «Жития святой Евфросинии», самого важного современного описания ее жизни. Этот отрывок перевел Александр Надсон:
 
 Случилось так, что дева была наделена милостивыми плодами праведного нрава и чрезвычайно любила учиться. Весть о ее мудрости и учености, а также о ее телесной красоте — ибо она была хороша лицом — разнеслась по округе. Ее красота привлекала в дом ее отца многих знаменитых принцев, каждый из которых умудрялся обеспечить ее руку своему сыну. Однако всем послам, посланным ими от имени своих сыновей, ее отец отвечал: «Да будет по воле Божией». Среди всех этих князей был один, намного превосходивший всех остальных могуществом и богатством. Он также послал послов, прося ее стать женой его сына. И она достигла совершеннолетия и ей было 12 лет. Увидев это, отец стал говорить жене: «Пора нам Прадславу замуж отдать за князя». Но она ответила: «Да будет по воле Божией и твоей, мой князь». Услышав это, Прадслава — так называли ее родители до крещения — задумалась, говоря: «Да вдохновит Дух Святой мои мысли». Просветившись, она сказала себе: «Кажется, мой отец хочет выдать меня замуж, и если это произойдет, я не избегу забот этого мира».

Потом она продолжила так: «Наши предки, которые жили до нас, — чего они достигли? Они брали жен и отдавали замуж, они правили, но они не жили вечно. Их жизнь прошла, их слава сгорела, как прах, будучи хлипче паутины… Но, с другой стороны, были женщины, которые, исполненные мужественного мужества, пошли по стопам Христа, своего Жениха, и предали свои тела мукам, а головы мечу. Были и другие. которые не преклонили шею свою к стали, но мечом духовным отсекли все плотские желания и подвергли тела свои посту, бдению, коленопреклонениям и поклонам, память о них живет на земле, а имена их написаны в небеса, где они непрестанно восхваляют Бога вместе с ангелами. Эта земная слава — только прах и пепел: она рассеется, как дым, и растает, как пар». Пока она так рассуждала в своем сердце, ее ум все больше и больше тянулся к служению Богу. Одна мысль упорствовала в ней: «Не была бы моя жизнь лучше, если бы я стала монахиней? Я была бы тогда под аббатисой и сестрами, научившись проводить дни моей жизни со страхом Божьим постоянно в моем сердце».
Решив так, она — тайком от отца и матери — отправилась в монастырь.
 
 
Ее тетя, настоятельница, помогла ей бежать. В самом начале своей жизни в монастыре она работала переписчиком, делая копии книг, чтобы заработать деньги, которые затем раздавала бедным. Затем она получила видение от ангела, которое побудило ее построить церковь. Снова читаем из рассказа об этом событии из жития святой Евфросуины:
 
 когда она легла немного отдохнуть после долгого бдения с молитвами к Богу, ей было видение. Ангел взял ее и привел в храм Спаса, придел храма Святой Премудрости, в место, которое в народе называлось Сиалко.28 И ангел Господень показал это место Евфросинии. и сказал ей: «Ты должна быть здесь». И она была поражена и сказала себе в изумлении: «Что все это может значить?» В ту ночь она видела это видение два или три раза. Проснувшись, она стала с трепетом славить Бога, говоря: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, что удостоил меня сегодня увидеть лик Ангела Твоего». Тогда она начала читать псалом: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое», и другой: «Я на тебя наброшена, от чрева матери моей Ты мой Бог.
Ты сделал мне то, что хотел. , ваш слуга». Когда она заканчивала свои молитвы, пришел епископ. Тот же ангел сказал ему: «Поставь рабу Божию Ефросинью в храме Святого Спаса в месте, называемом Сиалко. Ибо место это святое. Она достойна Царства Небесного, и молитва ее возносится к Богу, как миро благовонное. Дух Святой почиет на ее главе, как венец на главе Церкви. Ее жизнь сияет пред ангелами Божиими, как солнце сияет над землей». И епископ, охваченный страхом и трепетом, встал и пошел к ней. Увидев епископа, Евфросиния низко поклонилась и сказала: «Святый владыка, благослови». И он ответил: «Да благословит тебя Бог, дитя мое, и даст сил победить всех видимых и невидимых врагов». И она, поклонившись, сказала: «Аминь. Да будет по слову твоему, святой владыка».

 Построенная ею церковь Святого Спасителя стоит и по сей день, спустя почти 900 лет. Она также построила два монастыря, один для мужчин и один для женщин. Эта церковь известна как архитектурное чудо: еще раз процитируем Надсона в предисловии к его переводу Жития святой Евфросинии: раннебелорусская архитектура. Алексеев назвал его «высшим выражением архитектурного замысла Полоцкой земли»8, а Воронин говорит о нем следующее: «Динамика «башенной» композиции не имела параллелей во всем предшествующем восточнославянском и византийского зодчества, и справедливо понималось как проявление «туземного» вкуса, резко нарушавшего традиционный (т. е. византийский — А. Н.) крестово-купольный план храма»9.Автором этого раннего белорусского шедевра был местный зодчий Иоанн, а известность его имени мы обязаны Житию святой Евфросинии.
 
 Святая Евфросиния была известна как покровительница искусств и архитектуры. Рассказы о ее жизни подчеркивают ее большую любовь к учебе. Умоляя отца позволить сестре присоединиться к ней в ее монастыре, она сказала ему: «Пусть моя сестра Хардислава придет ко мне, чтобы она научилась читать и писать». В этой аннотации с официального сайта Беларуси рассказывается о ее вкладе в качестве мецената:
 
 Преподобная Евфросиния основала женский монастырь и мужской монастырь, которые стали центрами просвещения в Полоцком княжестве. Участвовала в восстановлении Софийского собора и работе над Полоцкой летописью. Изготовленный Ефросинией крест, носящий ее имя, является уникальным шедевром древнебелорусского прикладного искусства.

Евфросинья также сочиняла музыку и считается первым белорусским меценатом. Под ее руководством и на ее деньги в 1150-х годах была построена Спасская церковь. Это лучший образец полоцкой архитектурной школы. С ее именем связано появление иконы Богородицы, известной как Одигитрия Полоцкая, привезенной из Византии.
 
 
 Этот Крест Святой Евфросинии, упомянутый в аннотации, является известным утерянным произведением искусства. Это красивый, инкрустированный драгоценными камнями крест с двумя горизонтальными перекладинами, который святая Евфросиния заказала для Спасской церкви. Этот крест был любимым символом Беларуси на протяжении многих веков. К сожалению, он был утерян во время немецкого вторжения в Советский Союз во время Второй мировой войны.
 
 В конце жизни, увидев расцвет двух основанных ею монастырей, святая Евфросиния изъявила желание отправиться в Иерусалим и там умереть. Поэтому она доверила заботу о своих монастырях одной из своих сестер и отправилась в это последнее паломничество. Из этого повествования мы читаем у СВЯТОЙ ЕВФРОСИНИ ПОЛЬСКОЙ В ИСТОРИКО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ

КОНТЕКСТ ЖЕНСКОЙ СВЯТОСТИ Таисии БЕЛЯКОВОЙ, доклад, представленный на Четвертом Международном конгрессе белорусоведов.


 История странствий Евфросинии началась с мысли закончить свою жизнь

в Иерусалиме, поэтому ее отъезд в Иерусалим представлялся как путь в

мир иной. Все люди плакали и просили ее не оставлять их одних, что было похоже на процедуру прощания с умирающими.

Придя к воротам, она пала на землю со словами: «Господи Иисусе Христе!

Пусть не будет грехом, что я осмелился пойти по твоим стопам и

прийти в этот Святой Город!» Этот эпизод представляет идею паломников

подражать пути Христа (imitatio Christi).

Евфросиния трижды посетила Гроба Господня и на третий день

воззвала к Богу со словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, рожденный от Девы

Мария о спасении нашем! Ты сказал: «Просите, и вам будет дано». .. Итак, я

прося у Тебя, Милостивый, доделать место моей просьбы: возьми от меня дух

в Твой Святой Град Иерусалим и пересели меня в Твой высочайший

(небесный) город Иерусалим и дай мне умереть в лоно патриарха

Авраам со всеми святыми. Аминь.»

Идея «умереть в Иерусалиме» имеет глубокий символический или даже мистический

смысл в повторении эпизодов жизни Спасителя, его крестного пути,

пути к страстям и смерти с одной стороны и путь к воскресению

в вечную, райскую жизнь с другой. Последний фрагмент Vita

очень резко представляет эту концепцию. Евфросиния провела три дня у

Гроба Господня (три дня, что Христос мертвый лежал во гробе),

которые теперь приблизили ее к цели христианской жизни – спасению

души в «небесной Иерусалим.»

Помолившись во Гробе Господнем, Евфросиния очень скоро заболела

и могла просто лежать в Богородичном монастыре в ожидании смерти. И скоро

ее молитвы о смерти в Иерусалиме были услышаны Богом, который послал ей

ангела, говорящего Марии слова Архангела Гавриила: «Благословенна Ты

среди женщин», а также: «и благословенны дела Твои! И врата

уже открыты, и все ангелы вместе собрались, держа свечи, ожидая

встречи с тобой. И дар, о котором ты молишься у Бога, ты получишь».

факт спасения, проповедуемый здесь ангелом, был мотивирован благочестивым делом

Ефросиния занималась при жизни (подвижничество, монашество, религиозные

устои, общественная работа). И встретить смерть в Иерусалиме (ближайший путь к

небесному Иерусалиму) — особый подарок для ее благочестивой жизни.


Святая Евфросиния была отмечена в Православной Церкви как святая, с днем ​​памяти 23 мая. Прочтем из ее тропаря и кондака, которые есть песнопения, поемые в ее честь в этот праздник:
 
 Богатство твое бедным отдала,/ и презрела чин княгини и обручение мирское./ Христу Жениху твоему обручилась ты,/ и венцом твоим была чистота духовная и телесная./ Ныне пред Ним стоишь:/ Помяни нас, почитающих тебя, Евфросиния.

Милосердием девство твое украсила еси, яко светильник маслом,/ с премудрыми девами в светлый чертог Христов вошел еси./ Благословляем тя, Евфросиния, и чтим благоуханные мощи твои/ и умиленно взываем: имеешь дерзновение пред Христом; / молись о избавлении нас от смрада страстей наших и о спасении душ наших.
 
Спасибо, что прослушали этот выпуск подкаста о христианских святых. Ищите страницу подкаста Christian Saints в Facebook или Instagram или ищите нас в Twitter по адресу podcast_saints. Вся музыка в этом выпуске была написана моим хорошим другом Джеймсом Джоном Марксом из Generative Sounds. Пожалуйста, ознакомьтесь с его музыкой на https://generativesoundsjjm.bandcamp.com/
 
 
 
 
 
Какой же язык, братия, способен воздать достойную хвалу светлой памяти блаженной невесты Христовой Евфросинии? Она была защитницей угнетенных, утешительницей скорбящих, одевала нагих, посещала больных и всем советовала. Такова была Евфросиния, чье сердце было наполнено божественной мудростью; Евфросиния — неувядающий цветок из небесного сада; Евфросиния — орел-высотник, летевший с запада на восток, светом озарявший Полоцкую землю. Поэтому, в то время как Фессалоника гордится своим Димитрием и Вышгородом своим мученикам,46 мы воспеваем нашу хвалу следующим образом: Благословен град Полоцк, где расцвел такой цветок — блаженная Евфросиния; блаженны люди, живущие в нем; блаженны ее родители; блаженно чрево, из которого вышла блаженная Евфросиния; блаженно рождение ее, блаженно взросление ее! О Евфросиния, достойная всяческих похвал! Благословенны дела ваши и подвиги ваши во славу Божию; благословенны ваши монастыри; блаженны все обитающие в монастырях Святого Спаса и Пресвятой Богородицы; блаженны люди, имеющие Тебя заступницей, блаженная невеста Христа Бога нашего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *