Жизнь понятие философское: Жизнь | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

Философия жизни. Большая российская энциклопедия

Религиозно-философские школы, направления, движения

Области знаний:
Постклассическая философия

Филосо́фия жи́зни (нем. Lebensphilosophie), философское течение, получившее преимущественное развитие в Германии в конце 19 – начале 20 вв., выдвигало в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность. Философия жизни явилась выражением кризиса классического новоевропейского рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в таких философских направлениях 2-й половины 19 – начале 20 вв., как неокантианство и позитивизм. При этом само понятие «жизнь» многозначно и по-разному истолковывалось в различных вариантах философии жизни.

Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к Ф. Ницше и представленного Л. Клагесом, Т. Лессингом и другими; «живое» подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, «искусственному». Для этого варианта философии жизни характерны оппозиция «духу» и «разуму», попытки свести любую идею к «витальным влечениям», «интересам», «инстинктам», «воле» индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина – то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь – то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида – родом (тотальностью), органицизм в социологии.

Историцистский вариант философии жизни (В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гассет) исходит в интерпретации «жизни» из непосредственно внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в других вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым культурно-историческим образам. При этом философия жизни оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке жизни, истории. Характерное для философии жизни отталкивание от механистического естествознания принимает форму протеста против естественно-научного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика и концепция понимающей психологии у Дильтея, морфология истории у Шпенглера и т. п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте философии жизни в виде противопоставления культуры и цивилизации.

Своеобразный пантеистический вариант философии жизни связан с истолкованием жизни как некой космической силы, «жизненного порыва» (А. Бергсон), сущность которого – в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; субстанция жизни – чистая «длительность», изменчивость, постигаемая интуитивно.

Теория познания философии жизни – разновидность интуитивизма: динамика жизни, индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте непосредственного усмотрения, интуиции, которая сближается с даром художественного проникновения, что приводит философию жизни к воскрешению панэстетических концепций немецкого романтизма, возрождению культа творчества и гения. Философия жизни подчёркивает принципиальное различие, несовместимость философского и научного подхода к миру: наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцательная позиция, роднящая её с искусством. Наиболее адекватной формой познания органических и духовных целостностей является, согласно философии жизни, художественный символ. В этом отношении философия жизни попыталась опереться на учение И. В. Гёте о прафеномене как первообразе, воспроизводящем себя во всех элементах живой структуры. О. Шпенглер стремился «развёртывать» великие культуры древности и Нового времени из «символа прадуши» каждой культуры, произрастающей из этого прафеномена, подобно растению из семени; к аналогичному методу прибегает и Г. Зиммель. А. Бергсон рассматривает всякую философскую концепцию как выражение основной глубинной интуиции её создателя, невыразимой по своему существу, неповторимой и индивидуальной, как личность её автора.

Творчество выступает по существу для философии жизни как синоним жизни; для Бергсона оно – рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, для Зиммеля и Ф. А. Степуна имеет трагически-двойственный характер: продукт творчества как нечто косное и застывшее становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда надрывно-безысходная интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистическим пафосом Шпенглера и восходящая к мировоззренческому корню философии жизни – её пафосу судьбы, «любви к року» (Ф. Ницше), проповеди слияния с иррационалистической стихией жизни. Трагические мотивы, лежащие в основе философии жизни, были восприняты искусством конца 19 – начала 20 вв. (особенно символизмом). Наибольшего влияния философия жизни достигла в 1-й четверти 20 в., к ней тяготели ряд представителей неогегельянства и прагматизма. В дальнейшем она растворяется в других направлениях философии 20 в., некоторые её принципы заимствуются сменяющими её экзистенциализмом, персонализмом и философской антропологией.

Гайденко Пиама Павловна

Дата публикации:  26 мая 2022 г. в 08:12 (GMT+3)

Понятие «жизни» в современной науке и философии

Жизнь — то, чем мир организмов (т. е. растения, животные, человек) отличается от всей остальной действительности, как уже с древнейших времен считали люди, наглядно, чувственно постигая суть жизни. Таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга. В естественнонаучно-биологическом смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления; жизнь (согласно Э. С. Расселу) принципиально отличается от органического явления своей направленностью, в частности: 1) прекращением действия с достижением цели; 2) продолжением действия, если цель не достигнута; 3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; при этом стереотипное поведение ориентирует на нормальное, обычное, а приспособленное — на непривычное; 4) ограничением, но не определением, направленного поведения внешними условиями (напр., деление клеток или размножение, несмотря на недостаток вещества или питания). Объяснение такого поведения с причинномеханической точки зрения невозможно; указания границы между органической и неорганической материей (см.

Вирус) для этого тоже недостаточно. Проблему живого пытаются решить посредством аристотелевского понятия энтелехии или посредством предполагаемого «витального фактора» Жизнь в метафизическом смысле — основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения осн. существующих мировоззренческих предпосылок. См. Созерцание; Экзистенциализм. Психологически жизнь характеризуется своей естественной упорядоченностью. Современная гештальтпсихология отвергает как причинно-механическое, так и виталистическое объяснение живого, поскольку оба они исходят из принципа беспорядка в естественном, который должен быть преобразован в порядок или функционирующий организм только посредством воздействия особых сил (энтелехии, витального фактора и т.д.).
С историко-культурной точки зрения
жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой истории и действие идей; идейное содержание мыслей и поступков. См. История, Культура, Философия истории. Особенную важность имеет здесь использование естественнонаучного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений. С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти. Жизненная сила (лат. — vis vitalis) — принятая в витализме «особая» элементарная сила, благодаря которой в организме возникают явления жизни.
Жизненные формы
— по Шпрангеру, «мысленно спроектированные структуры индивидуального сознания, которые получаются, когда ценность в жизни поднимается как господствующее». В качестве таких жизненных форм Шпрангер рассматривает теоретического, экономического, эстетического, социального, религиозного и государственного человека. Философия жизни — в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. Философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание — от понятия, «творческое» — от «механического». К сторонникам философии жизни причисляют многих досократиков (особенно Эмпедокла) и стоиков, а также нем. натурфилософов послереформаторского периода, начиная с Парацельса (особенно Ван-Гельмонта-старшего), представителей иррационализма 18 в. (особенно Гаманна, Гердера и Гёте), нем. идеализма (особенно Шеллинга), романтизма и биологизма. Основателем современной, подчеркнуто антирационалистической философии жизни считается Шопенгауэр и в еще большей степени Ницше. В нач. 20 в. философия жизни в лице Бергсона, Зиммеля, Дилътея, Кейэерлинга и Клагеса достигла вершины своего развития. Философия жизни является предшественницей экзистенциализма — философии существования. «Философами жизни» называют иногда также моралистов.

Жизнь — многозначное понятие, используемое в различных контекстах.

Таких как: жизнь биологическая, как особое состояние материи, жизнь (юриспруденция и право) в социально-политическом смысле (страхование жизни), жизнь (жизнеспособность) как метафора, когда, например, свойства живых организмов приписываются иным объектам (жизнеспособная идея, живая вода, живая музыка, жизнеспособный бизнес).

Важные свойства жизни в той или иной степени общие для всех контекстов: поведение, метаболизм, рост, размножение, развитие, гомеостаз. Жизнь и смерть, живое и неживое, выживание и невыживание согласно бинарной логике — это две взаимоисключающие части единой природы, частью которой являемся и мы. Обычно обозначают термином жизнь только один из многих принципиально возможных вариантов — жизнь белковых тел. В данную категорию жизни не попадают некоторые организмы, такие как бактериофаги, которые не производят своих белков. С многими другими вариантами жизни мы сталкивались при чтении фантастической литературы, где можно было встретить подобную нашей углеродной химическую жизнь на основе

кремний-органических соединений, или принципиально иную жизнь стабильных волновых структур каких либо энергетических полей и многое другое.

Попытки ученых и философов определить (в языке без семиотического контроля) принципиальные различия живого и неживого делаются уже достаточно давно. В зависимости от контекста решаемой задачи и используя уже известный материал текущего исторического момента определяя понятия разные авторы использовали различные методы мышления, выбирали различную степень обобщения и конкретизации. Качественно новый уровень понимания феномена жизни начинается с определения его границ: феноменов рождения и смерти. Так появилось отдельное философское направление, изучающее смерть — танталогия

. Согласно логике одного из её основоположников метафизика М.Ф.К.Биша жизнь понималась как совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. Аналогично описывает феномен его оппонент, материалистдиалектик Ф.Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел…». Ему же принадлежит цитата: «Жить — значит умирать». Оба оппонента мыслили о единственной известной тогда белковой форме жизни, и определяли её по отношению к её же противоположности — смерти, используя классическое предметное мышление и бинарную логику. В современной литературе понятие жизнь может трактоваться как с классической философско-биологической точки зрения, с позиции теории информации, кибернетики, топологии, физики сложных систем. Понятие может также включать глубокий семиотический анализ языка представления и может быть сделано с учётом эволюции любых других наук, искусств или метафизик в двадцатом столетии. Выбор понятия зависит от контекста конкретной задачи, вызвавшей необходимость дать определение понятия
жизнь
. Параметры выбора подходящей «точки зрения» требуют для логически осмысленного описания методы наук двадцатого столетия: масштабный релятивизм, корпускулярно-волновой дуализм, сложности и статистика, феномены языка, виртуальные объекты, моделирование и мышление, теория комфорта. Применение субъектом какого либо конкретного определения понятия жизнь не отрицает справедливость и не умаляет ценность использования в ином контексте любого другого определения. См. также: клетка, ДНК, бактерия, вирус, растение, животное, рождение, смерть

Различные определения биологического понятия жизни

Классическая точка зрения

Универсальная религиозная модель жизни: Жизнь — чудесное свойство материи, даваемое и отбираемое богом. Различают конечную (во времени) жизнь тела и бесконечную жизнь души. Живой организм это такой, в теле которого существует душа. Жизнь души изменчива. Живой организм умирает вместе со своим телом. Поступки, совершаемые живым организмом в течение жизни влияют на дальнейшую судьбу души. Создать жизнь означает создать тело и вдохнуть в него душу. Тело способно активно изменять природу вокруг себя и умирает в конце своей жизни. Душа способна мыслить и чувствовать. После смерти организма она перевоплощается и продолжает существовать в некой иной форме, продолжает чувствовать и/или мыслить. Реальная жизнь живого организма — это лишь звено некоторого вселенского процесса существования.

Это модель, построенная методами предметного мышления, демонстрирует мощь вербальной компрессии информации. Она была актуальна для людей в эпоху зарождения морали, выражаемой вербальным языком и создания социально-правовых структур в государстве.

Философская модель жизни: Жизнь — это одна из высших форм движения и организации материи. Известная нам земная форма жизни возникла как результат эволюции полимерных соединений углерода и представлена разнообразными организмами, каждый из которых представляет собой индивидуальную целостную систему, обладающую: сложной структурой и обменом веществ, определенным порядком взаимосвязанных биохимических реакций.

Понятие Живой организм или жизнь должны обладать следующими свойствами: способность преодолевать нарастание энтропии, приспособленность к существованию в данных условиях окружающей среды

, приспособляемость всех частей организма (молекул, клеток и органов) к выполняемым в жизненном процессе функциям, способность к сохранению и передаче наследственной информации.

Эта модель — вершина Классического этапа эволюции понятия языка. Здесь использовано предметное мышление с учетом нескольких параллельных процессов — элементов диалектики, позволившее получить высокую валидность описания. Её сложность и неприспособленность к использованию в реальной жизни создавала предпосылки для создания новых динамических, масштабно-релятивных методов мышления.

Химико-физическая модель жизни: Жизнь — это пул энергопотребляющих процессов изменения вещества и других объектов физической химии, в которых различимы два Цикла (во времени). Цикл регенерации необходимых веществ, Цикл регенерации механизма регенерации вещества.

Наша углеродная жизнь в данной схеме выглядит следующим образом: обмен веществ в клетке — Цикл регенерации вещества, деление клетки и размножение — Цикл регенерации самого механизма регенерации вещества.

Данная модель визуализирует свойство живых организмов к неограниченной репликации. Это одна из первых простых двумерных моделей понятия жизни, тяготеющая к использованию нелинейных методов мышления и использования волновых свойств реальности.

Смысл жизни: философский взгляд

Перейти к основному содержанию

Кевин Холлидей

Кевин Холлидей

Президент: Отмеченные наградами шпиндели, лестницы и перила | Член ЭО | Владелец: Plexi Канада | Влиятельный человек в социальных сетях | Автор

Опубликовано 23 декабря 2022 г.

+ Подписаться

S С самого начала человеческой истории люди задавались извечным вопросом: в чем смысл жизни? Этот вопрос задавали как философы, теологи, так и обычные люди, и он продолжает оставаться предметом споров и размышлений сегодня.

T тут много разных теорий и представлений о смысле жизни, и вполне вероятно, что нет одного «правильного» ответа. Некоторые люди считают, что смысл жизни в том, чтобы найти счастье и удовлетворение, в то время как другие считают, что смысл жизни в том, чтобы служить высшей цели или делать мир лучше. Третьи считают, что смысл жизни в том, чтобы просто существовать и познавать окружающий мир.

O ne Популярной теорией смысла жизни является идея гедонизма, которая предполагает, что цель жизни — искать удовольствия и избегать боли. Эта теория основана на вере в то, что люди естественным образом стремятся к удовольствию и избеганию страданий, и что это является конечной целью жизни.

A Другая теория о смысле жизни – это идея эвдемонии , которая является греческим термином, переводимым как «счастье» или «процветание». Эта теория предполагает, что целью жизни является достижение состояния счастья или благополучия, которое часто приравнивается к добродетельной и полноценной жизни.

Третьей теорией о смысле жизни является идея экзистенциализма, которая предполагает, что смысл жизни — это то, что каждый человек должен создать для себя сам. Эта теория основана на вере в то, что жизнь не имеет внутреннего смысла и что каждый человек может придать смысл своей жизни своими действиями и выбором.

U В конце концов, смысл жизни — это глубоко личный вопрос, и ответ на него будет разным для каждого человека. Некоторые люди могут находить смысл в отношениях, другие могут находить смысл в своей работе или хобби, а третьи могут находить смысл в своей духовности или своем вкладе в мир.

R Независимо от того, что кто-то думает о смысле жизни, очевидно, что этот вопрос интересовал людей на протяжении всей истории и будет волновать грядущие поколения. Таким образом, смысл жизни является чем-то субъективным и личным для каждого человека, и каждый из нас должен определить, что придает смысл и цель нашей собственной жизни.

Карьера Кевина Холлидея не однозначна и не линейна. Посадка в его серийное предпринимательское портфолио происходит из его кирпичного дома в Калгари, Альберта  Шпиндель, лестницы и перила компания. От коммерческих проектов до индивидуального строительства дома бизнес производит и устанавливает шпиндели, лестницы, перила и изготовление на заказ.

Кевин является автором, и его новая опубликованная книга называется «Искусство шпинделя, лестницы и перила»; ведущий подкаста на  ShedTalk  , где он рассказывает гостям о вещах, о которых вы знаете, но не знаете; инвестор Ceili’s Group и ресторан на крыше YYC . В 2010 году он был назван одним из «40 лучших в возрасте до 40 лет» и стал финалистом конкурса «Предприниматель года».

  • Как мы строим лестничные перила Legacy

    21 марта 2023 г.

  • Ахиллес Потрошитель

    16 марта 2022 г.

  • Разговор о сарае: ShedTalk

    1 марта 2022 г.

  • Возьмите на себя обязательство начать путешествие.

    25 января 2022 г.

  • Семантика и общение

    16 сент. 2021 г.

  • Оставайтесь на своей полосе

    18 августа 2021 г.

  • Устойчивость

    14 июля 2021 г.

  • Вращаться

    29 июня 2021 г.

  • эволюция по замыслу

    13 июня 2017 г.

Другие также смотрели

Исследуйте темы

Жизнь, значение — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка содержимого

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержание заблокировано

    1 Знакомство со смыслом жизни

  • содержание заблокировано

    2 Концепция смысла жизни

  • содержание закрыто

    3 Духовные источники смысла жизни

  • содержание заблокировано

    4 Физические источники смысла жизни

  • контент заблокирован

    5 Мнение о том, что жизнь бессмысленна

  • содержимое заблокировано

    6 Будущее поля

  • содержимое заблокировано

    Библиография

ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ

|

Тематический

  • К
  • Мец, Таддеус

DOI

10. 4324/9780415249126-L044-2

Версии

  • содержимое заблокировано

    версия 2

  • контент разблокирован

    версия 1

Опубликовано

2020

. смысл жизни/v-2


Сосредоточив внимание на недавних англо-американских (аналитических) философских книгах, посвященных вопросу о том, что, если вообще что-либо, может сделать жизнь значимой, стандартно проводить различие между смыслом «в жизни» и «смыслом жизни». Последнее касается того, что может сделать жизнь человечества в целом значимой, тогда как первое, к которому обращалось подавляющее большинство специалистов, касается того, что может сделать жизнь отдельной человеческой личности значимой. Под «смыслом» (в жизни) большинство современных философов имеют в виду группу связанных конечных ценностей, таких как: осмысление своей жизни; сочинить интересную историю жизни; образ жизни, который заслуживает таких реакций, как уважение; реализация целей, которые намного выше, чем животные удовольствия; или сделать вклад в нечто большее, чем ты сам. Характерные примеры значения включают любовь, знание и творчество. Такой анализ показывает, что смысл жизни является оценочной категорией, отличной от субъективного счастья и моральной правоты.

Есть два основных теоретических способа, которыми философы-аналитики стремились ответить на вопрос о том, как должен жить человек, чтобы, скажем, заслужить уважение или достичь более высоких целей. Для сверхнатурализма жизнь человека имеет смысл тогда и только тогда, когда он правильно взаимодействует с Богом или душой, как это обычно истолковывается в авраамических верованиях. Известные версии сверхъестественного утверждают, что цель Бога может быть единственным источником превосходной конечной ценности или что любые конечно значимые условия во вселенной должны получать свое значение из бесконечности Бога. Одно важное возражение против сверхъестественных теорий заключается в том, что интуитивно кажется, что некоторые жизни были значимыми, даже если предположить отсутствие Бога или души; предположим, что такие люди, как Мать Тереза, Эйнштейн и Джон Колтрейн, жили в чисто материальной вселенной. Однако многие сверхъестественные сторонники возражают, допуская, что хотя какое-то маленькое, поверхностное или преходящее значение было бы возможно без чего-либо духовного, вместе с ним было бы доступно гораздо большее значение.

Другой важной теорией смысла жизни является натурализм, согласно которому жизнь человека имеет смысл, если (и, возможно, только если) он живет определенным образом в чисто физическом мире. Три характерных примера натурализма — это субъективизм, объективизм и гибридная теория, согласно которой осмысленность состоит в субъективном влечении к тому, что объективно привлекательно. Гибридная теория была наиболее влиятельной, поскольку она избегала и объясняла серьезные возражения, с которыми сталкиваются ее конкуренты, а именно, что субъективизм странным образом влечет за собой то, что участие в объективно непривлекательном проекте, таком как сбор клубка ниток, может иметь значение, и что объективизм вопреки интуиции означает, что отсутствие субъективного влечения к тому, что человек делает, возможно, даже ненависти к нему, может придавать смысл. Возникли более смелые формы натурализма, согласно которым существование духовного царства не только не нужно для осмысленной жизни, но фактически сделало бы его более труднодоступным. Например, возможно, Бог подорвет ту независимость, которая необходима для реального смысла, в то время как бессмертная душа в какой-то момент устанет от своей деятельности или повторит свою деятельность, тем самым подорвав смысл.

Новые направления в понимании смысла жизни включают систематические дебаты о том, улучшит ли духовное царство или, наоборот, умалит смысл, доступный человеческим личностям. Они также включают в себя размышления о том, как то, что часто называют «четвертой промышленной революцией», может иметь значение, с дискуссиями, касающимися трансчеловеческих генетических улучшений и искусственного интеллекта, ведущих к повсеместной автоматизации.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Мец, Фаддей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *