Жизненные ориентиры и ценности – Жизненные ценности и ориентиры

Жизненные ценности и ориентиры

«Дар напрасный, дар случайный,

спрашивал в одном из своих стихотворений А. С. Пушкин.

 

Перед каждым человеком рано или поздно встает вопрос о смысле его жизни. Для чего я появился на этот свет? Чего хочу достичь в своей жизни? Что может сделать меня счастливым?

Есть тысячи ответов на эти «вечные» вопросы.

Древнегреческий философ Эпикур провозглашал целью человеческой жизни получение удовольствия, которое он понимал не как чувственное наслаждение, а как свободу от физической боли, душевных страданий, страха смерти.

Последователи другого античного мыслителя Сократа считали конечной целью человеческих устремлений добродетель. Добродетель же состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение, по их мнению, делает человека независимым от внешнего мира.

Религиозные люди видят смысл жизни в служении Богу.

Советский писатель Николай Островский в книге «Как закалялась сталь» смысл жизни определял так: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

Но сколько бы ответов на вопрос о смысле жизни не слышал человек, смысл собственной жизни может определить только он сам. И делает он это, опираясь на свои убеждения, своё мировоззрение.

Вы уже знаете, что именно убеждения человека позволяют ему выделить в жизни главное и второстепенное, то есть построить собственную иерархию ценностей

.

Санкт-Петербургские социологи провели в 2006 г. опрос среди школьников города, чтобы выяснить, что молодые люди считают главными ценностями. Ответы вы можете увидеть на диаграмме (при анкетировании можно было выбирать несколько вариантов). Как видите, приоритетными для школьников были семья, друзья, здоровье и интересная работа.

Сходная иерархия ценностей и у российских студентов. В том же году социологи попросили юношей и девушек вузов разных регионов России ответить на вопрос: «Что для вас означает жить хорошо?». Ответы распределились следующим образом. Жить хорошо – это значит: быть материально обеспеченным и иметь хорошую работу, иметь семью, любить и быть любимым,  быть здоровым.

Правильный выбор профессии, работа, которая приносит удовлетворение и материальный достаток

– одна из важнейших жизненных ценностей молодых людей. Многие из вас, вероятно, уже задумывались над этим вопросом. Подойти к его решению надо обдуманно. Человек, который подходит неосознанно к выбору профессии, похож на путника без дорожной карты.

В замечательной сказке английского математика Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» приведен весьма примечательный диалог по этому поводу между девочкой Алисой и Чеширским Котом:

– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? – спросила Алиса.
– А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
– Мне всё равно … – сказала Алиса.
– Тогда всё равно, куда идти, – заметил Кот.
– Только бы попасть куда-нибудь, – пояснила Алиса.

– Куда-нибудь ты обязательно попадешь, – сказал Кот. – Нужно только достаточно долго идти.

Выбор профессии должен делаться человеком, как под влиянием жизненных ориентиров и ценностей, так и с учётом своих интересов и способностей.

Профессий в мире очень много – около 50 тысяч. Единый тарифно-квалификационный справочник России насчитывает более 7 тысяч. Согласитесь, это тоже немало. Свою профессию легче будет найти, если к поиску отнестись системно.

Все профессии принято делить на типы, классы, отделы и группы. Такое деление предложил советский и российский психолог Евгений Александрович Климов.

Что означают эти таинственные буквы?

Выделяют 5 типов профессий, в зависимости от того с кем или чем придется иметь дело человеку:

·        человек – живая природа. Выбрав профессию этого типа, вы будете иметь дело с растениями, животными или микроорганизмами, став, например, озеленителем, плодоовощеводом, ветеринаром, агрономом или микробиологом.

·        человек – техника: профессии этого типа – автослесарь, электрик, механик, инженер, технолог.

·        человек – человек: к этому типу мы относим продавцов, парикмахеров, менеджеров, учителей, врачей.

·        человек – знаковая система: люди профессий этого типа работают с естественными и искусственными языками, цифрами, формулами. Это – программисты, чертежники, математики, редакторы издательств.

·        человек – художественный образ: профессии этого типа –

художник, оформитель, киноактёр, артист балета, эстрадный исполнитель.

Если вы определились с типом, стоит задуматься над выбором класса профессии.

·        Гностические профессии предполагают использование уже имеющихся знанийузнавание, контроль, классификация, сортировка, проверка по заранее известным признакам. Так, например, в типе «человек – природа» гностической можно считать профессию дегустатора, а в типе «человек – знак»  –бухгалтера-ревизора.

·        Преобразующие профессии направлены на изменение объекта или его свойств. Например, в типе «человек – человек» к этому классу можно отнести профессию учителя, а в типе «человек – техника» — слесаря-ремонтника.

·        Изыскательные профессии

предполагают изобретение, придумывание, поиск нового варианта решения. В качестве примера можно привести программиста (тип «человек – знак») или композитора (тип «человек – художественный образ»)

Если вы решили, с каким объектом (с кем или чем) вы хотите работать, и какую цель при этом преследовать (работать с чем-то известным, или создавать нечто новое), подумайте, какие средства труда вы хотели бы применять: ручные, машины или автоматизированные системы. Может быть, для вас более привлекательна работа с мысленными образцами, эталонами? Например, актёр в театре стремиться донести до зрителя образ своего героя, сделать понятным его внутренний мир.

И последнее, что вы должны определить для себя: в каких условиях вы хотели бы т

рудиться: в помещении, офисе (так сказать, в «бытовых» условиях), или на открытом воздухе. Может, вы готовы работать в необычных условиях: под землей или на высоте. Также выделяют группу профессий, связанных с повышенной моральной ответственностью: воспитатель детского сада, следователь, врач.

Как видите, чтобы выбрать профессию, соответствующую вашим возможностям и склонностям, надо как следует изучить себя. В этом вам могут помочь ваши родители, друзья, учителя, психолог вашей школы и центра профориентации. Не стесняйтесь обращаться за помощью. Но помните: решение принимать вам.

Вы, наверняка, хотите, чтобы ваша будущая работа приносила вам не только личное удовлетворение, но и материальный достаток, общественное признание

. Поэтому, кроме собственных желаний и возможностей, необходимо учитывать и востребованность профессии, которую вы выбираете. Иногда модная, и поэтому престижная профессия, привлекает многих молодых людей, и в стране или в отдельном регионе появляется переизбыток кадров данной специальности. Некоторые профессии отмирают в связи с коренными изменениями в производстве, появлением новой техники и технологий.

Иначе говоря, выбирая профессию, нужно учитывать не только свои «хочу» и «могу», но и общее «надо».

Облегчить эту сложную задачу может знание основных принципов принятия решений.

§     Принцип «супермаркета». Супермаркет – большой магазин. В нём у покупателя всегда есть варианты

выбора, а значит, возможность купить самый подходящий товар. Жизнь предлагает нам множество вариантов профессиональной карьеры. Но некоторые молодые люди торопливо, не подумав, как следует, упираются только в один вариант, а остальные отбрасывают: «Это не для меня!» Не спешите уходить из супермаркета, у Вас есть ещё время попривередничать, поперебирать варианты.

§     «Принцип переселения на Луну». Если Вы просто для собственного удовольствия любуетесь луной, то Вам всё равно, как устроена её оборотная сторона. Но если Вы собрались туда переселиться, выбрали Луну для жительства, то полезно выяснить, что же творится на тёмной стороне. У всего есть светлая и тёмная, сторона, «+» и «-». Выбирая, всегда проясняйте для себя как достоинства, так и недостатки каждого варианта.

§     «Принцип идущего в Киев». Допустим, Вам хочется в Киев, а Вы не знаете, как туда попасть. Что Вам делать? Спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте. И слушайте, слушайте, слушайте. Язык до Киева доведёт. Чем больше Вы будете расспрашивать своих друзей, учителей, родственников, школьного психолога, тем яснее поймёте, чего Вы хотите и что можете получить.

§      «Принцип обладателя бинокля». Если Вы стоите на развилке дорог, а на шее у Вас бинокль, то глупо не посмотреть в него. Вы увидите то, что не видно невооруженным взглядом, и лучше поймёте, что Вас ожидает в пути и в конце дорог. Если Вы стоите перед разными вариантами карьеры, не поленитесь – проверьте последствия каждого выбора. Последствия ближние (чем каждый вариант обернётся через 1-3 года), и последствия

дальние (через 10-15 лет). У шахматистов это называется «просчитать ходы».

§     «Принцип целостного ума». У Вас есть две руки, и глупо было бы ремонтировать стул или заплетать косу только одной. Тем более глупо пользовать при построении карьеры только одной частью ума. У Вас есть левое и правое полушарие. Левое, в основном, отвечает за абстрактное мышление, за анализ и синтез, за логичность. Правое – работает конкретными и воображаемыми образами («картинками»). Только при активной и согласованной работе всех частей – левого и правого полушария, сознания, подсознания и интуиции – у Вас есть шанс сделать точный выбор.

§      «Принцип покупки лошади у цыгана». В прежние времена на сельских ярмарках всегда можно было встретить весёлых цыган, торговавших лошадьми. Подойдет к такому цыгану глупый крестьянин, позарившись на дешевизну. Стоит столбом, любуется на лошадь, цыгана заслушался, в уме экономию подсчитывает. И оглянуться не успеет, как деньги отдал цыгану, и тот растворился в толпе. В руке уздечка. Потянул за неё, а лошадь – хромая, хвост приклеен. Да и не лошадь это вовсе, а корова. А разве ж так

умный покупает? Он десять раз лошадь обойдёт, и в зубы заглянет, и копыта проверит, и за гриву дёрнет. Всесторонний подход! Смотреть односторонне, когда выбираешь карьеру, тоже дело рискованное. Жизнь, конечно, не цыган, но корову не корову, а пустые многолетние хлопоты купить можешь запросто. При принятии решения необходимо собрать недостающую информацию. Но не впадайте в другую крайность, стараясь собрать 100% информации – вы можете потерять время.

§       «Утешительный». «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт нужно ошибаться», – говорил успешный американский бизнесмен и писатель Харви Маккей.

     Не бойтесь ошибиться при построении карьеры. У Вас будет возможность исправить ошибки, и не один раз.

Подведем итог.

·                   Вопрос о смысле жизни относится к «вечным» вопросам, которые рано или поздно встают перед каждым человеком.

·                   Ответ на него зависит от жизненных ориентиров и ценностей личности.

·                   Одной из главных ценностей для молодых людей является профессия, овладение которой дает возможность самореализоваться и обеспечить достойные материальные условия жизни.

·                   Выбор профессии предполагает учёт своих способностей, возможностей и желаний, а также потребностей общества.

     «Найдите то, что вам нравится делать, и в вашей жизни не будет ни одного дня тяжкого труда». (Х. Маккей)

videouroki.net

Жизненные ценности

 

Для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром в различных видах деятельности. Они способствуют личностному росту, созданию комфортной жизни, формированию творческого мышления и т.д. Все эти блага достигаются человеком благодаря выстроенной им иерархии ценностей, которая определяет, что из приоритетов стоит на первом месте. Это мерила человеческого счастья.

Одни ставят на первое место семью, другие не мыслят своего благополучия без карьерного роста, третьи отдают предпочтение личным интересам, увлечениям. Некоторые представители человечества, отказываясь от материальных благ, видят свое счастье лишь в духовном самосовершенствовании. В общем, жизненные ценности – это цели и приоритеты, которые, управляя жизнью человека, определяют его сущность. Выбор основополагающих ориентиров осуществляется людьми в зависимости уровня развития их сознания. Однако ценности, духовные или материальные, не должны являться крайностью, так как это неизбежно приведет к чрезмерной заматериализованности или, наоборот, иллюзорности. Поэтому очень важно добиться равновесия в системе жизненных приоритетов.

Существуют общечеловеческие жизненные ценности, которые одинаково важны для всех людей. Каждая эпоха устанавливает для индивида свою систему приоритетов. В современном обществе к ценностям относится здоровье, семья, работа и образование. Реализация значимых для человека приоритетов очень важна для его признания и самоутверждения.

Начиная формироваться в семье, жизненные ценности в дальнейшем определяют образ жизни людей и их мировоззрение. Проанализировав их, можно определить скудность или богатство внутреннего мира человека, разнообразие его интересов и индивидуальность. В формировании ценностных установок личности значительную роль играет его близкое окружение (друзья, семья), религиозные воззрения, а также национальные и социальные традиции.

Основные жизненные ценности человека можно разделить на несколько групп:

  • Семья. Предполагает длительные отношения (с родителями, детьми, партнером по браку, близкими и друзьями), которые рассматриваются как ценность. Благодаря совершенствованию человека в паре, его личностный рост происходит более результативно. А теплые взаимоотношения с родными позволяют ощутить всю полноту счастья.
  • Карьера. Предполагает целенаправленные действия, направленные на достижение определенного социального статуса, благодаря которому перед человеком открываются новые возможности и сферы влияния.
  • Любимое дело. Способствует раскрытию внутреннего мира человека. При разумно выстроенной иерархии жизненных ориентиров, любимое занятие, хобби и многие другие интересы будут содействовать укреплению состояния душевной гармони и счастья.
  • Деньги, комфорт. Упорядоченный быт рассматривается как ценность, которая требует определенных финансовых затрат.
  • Образование. Повышение профессионального мастерства способствует личностному развитию и представляет собой определенную ценность. Благодаря приобретению определенных знаний и умений возможно качественное и грамотное выполнение работы, карьерный рост.
  • Здоровье и красота. Ценности тела (подтянутая фигура, развитая мускулатура, ухоженная кожа) рассматриваются как важный компонент здорового образа жизни, требующий систематических занятий.
  • Личностный рост. Включает в себя определенные социальные и психологические навыки, способствующие формированию зрелости во взглядах, внимания к окружающим людям, проявление мудрости, владение своими чувствами и эмоциями.

Таким образом, жизненный ценности – это способ самоутверждения человека, регулирующий его поведение.

 

fb.ru

Что такое жизненный ориентир — как отыскать свой?

Жизнь устроена так, чтобы постоянно ставить перед нами все новые и новые задачи. Их решение зависит от системы ценностей и жизненных ориентиров. Они-то и определяют, правильными или неправильными являются наши решения. Проблема поколений в том, что смысл и цель жизни у каждого свой. Он соответствует реалиям текущей жизни. А прошлое поколение предлагает решения, соответствующие реалиям прошлой жизни. Определение своих жизненных ориентиров и ценностей для современного человека необходимо, так как развитие современного общества стремительно ускоряется. И важно не потеряться в большом потоке возможностей и ограничений.

Успешный человек

Размышления о смысле и цели в жизни неизбежно приведут к рассмотрению степени успешности человека. Эти два понятия тесно взаимосвязаны.

Успех очень часто становится внешним отражением того, к чему на самом деле стремится человек. Такой себе лакмусовой бумажкой. Изменила цвет, значит, я на правильном пути. Нет — поиск продолжается. Признаки успешности трансформируются со временем и становятся характерными чертами целых поколений.

На вопрос о том, кого можно считать успешным человеком, наши современники отвечают примерно следующее.

  • Это человек, который не останавливается на достигнутом. Постоянно развивается и самостоятельно совершенствуется.
  • Его жизненные цели и ориентиры изменяются согласно требованиям и условиям современности.
  • Уверенный в себе.
  • Востребован как специалист, личность.
  • Способен помочь другому, повести за собой других.
  • Мечтает, делает мечту целью и достигает ее.

Семья, как жизненный ориентир, в атрибуте успешности ставилась на первые места. Быть любимым, развиваться духовно, отмечалось с той же важностью, что и материальное благополучие.

Начало

Что встает за основу при определении жизненных ценностей и ориентиров? Это то, чем мы «меряем» жизнь. Для большинства наших родителей и бабушек это были материальные блага, в виде квартиры, авто, дачи. В прошлом веке ты должен был быть как все, равняться на лучших: отличников, передовиков производства и так далее.

Сегодня материальные блага приобрести стало легче. Практически исчез дефицит, появились новые возможности зарабатывания средств, разнообразие товаров и услуг способно взбудоражить любую фантазию.

Это одна из предпосылок для изменения системы ценностей и ориентиров современного человека. Это способствовало тому, что собственная реализация вышла на первое место, оставив в стороне материальное.

Жизненный ориентир — понятие внутреннее, определить его сложно. Субъективные, внутренние координаты души и сознания самому определить и обозначить трудно.

Смысл жизни

Вопросы о смысле жизни и поиске жизненного ориентира возникают у человека гораздо реже, чем бытовые или связанные с деятельностью. Их возникновение говорит о том, что какой-то период в жизни заканчивается и дает начало новому.

Если мысли о бесполезности всего происходящего сопровождаются чувствами неуверенности в себе, тревоги. Значит, вы на пороге переоценивания своей жизненной системы координат и создания новой. Если вокруг все изменяется с огромной скоростью, то вам не дадут отставать.

Выбор

Если вы предпочитаете сами находить решения, то вам придется потрудиться. Первое, что нужно сделать, самому определить жизненный ориентир, который на данном этапе дает вам направление в жизни. Берите бумагу, ручку. Обозначьте все свои «жизненные роли». Ребенок, супруг, родитель, участник какого-либо сообщества (церковь, партия, организация и так далее), сотрудник, начальник, друг. Все, чем вы занимаетесь на данный момент. Напротив каждой записи с ролью напишите имя человека. Это должен быть тот, чья оценка выполнения вами данной роли для вас важна. А теперь поразмышляйте, что бы он смог ответить на вопрос: «Какой вы?». Запишите свои мысли. Это поможет понять вам, что именно составляет вашу систему ценностей на данном этапе.

Вспомните, чем вы мечтали заняться в детстве, юности или недалеком прошлом. Попробуйте начать что-то новое.

Попробуйте открыть в себе свои скрытые таланты. Если вы не реализуете свои внутренние потенциалы, это может стать причиной ощущения пустоты внутри себя, отсутствия жизненных сил и мотивов. Внимательно наблюдайте, что доставляет удовольствие вам лично. Что приносит радость и чувство удовлетворения собой. Эта деятельность делает вас счастливым, повышает самооценку? Трудно разобраться самому? Вам помогут специалисты. Психологи, психотерапевты.

Душа

У каждого человека понятие ценностей свое. Это не плохо и не хорошо. Это данность. Как и откуда они возникают? Самым первым источником является душа. Даже маленькие детки, не обладающие еще социальным опытом, абсолютно по-разному реагируют на происходящее вокруг. Эти невидимые струны души рождают постоянное музыкальное произведение, которое ведет нас по жизни. Взрослея, душа рождает совесть. Они самый главный дуэт, который и дает нашим жизненным ориентирам определение.

Семья

Семья и воспитание в ней определяют дальнейшее развитие жизненной системы ценностей. Это главное место, где закладываются основные жизненные ориентиры личности. Есть дети, которые, как губка вбирают в себя семейные ценности, ставят их в приоритет на протяжении всей жизни. А есть наоборот, растут и дают себе зарок, что в собственной семье не будут придерживаться родительских ценностей.

Жизненный опыт

Оказываясь один на один с социумом, человек зарабатывает свой личный опыт общения с ним. Жизненные ориентиры человека, возродившиеся в душе и развитые в семье, продолжают меняться по мере получения им жизненного опыта.

Свойство психики анализа и синтеза позволяет оценивать все происходящее с личностью человека и создавать выводы о выгоде или наоборот. Это помогает в определении жизненных ценностей.

Например, тяжело болеющий человек ставит приоритетом ценность физического здоровья. Которое, возможно, до болезни не ценил или недостаточно ценил. Чувства, которые испытывают, например, спортсмены, актеры, музыканты после успешного выступления, превращают в смысл жизни их деятельность.

У каждого свои ценности, так как опыт у каждого свой, уникальный, неповторимый. То, что делает тебя счастливым, приносит радость, удовлетворение, окрыляет, и есть настоящая ценность.

Вечные ценности

Но не стоит забывать о таких понятиях, как мораль и нравственность. Это вечные, классические ценности. Это то, что отличает нас от организмов. Они не меняются ни со временем, ни с возрастом, ни с национальностью. Просто само звание «человек» подразумевает способность любить и беречь ближнего. Соблюдение вечных заповедей, гласящих о важности и ценности самой жизни.

Наши личные жизненные ориентиры всегда соизмеряются с понятиями этих вечных ценностей.

fb.ru

определение жизненных ориентиров и желаемых характеристик

Предлагаемое далее упражнение разработано для того, чтобы помочь вам осмыслить свои ценности и убеждения. Под воздействием самоанализа или внешних событий они иногда меняются. Поэтому полезно регулярно проводить их ревизию. Чтобы помнить о своих убеждениях и действовать в соответствии с ними, нужно периодически задумываться об их роли в вашей жизни на данный момент.

Советуем вам изучить представленный ниже перечень ценностей, идеалов и личностных характеристик, а также ознакомиться с пошаговыми инструкциями, которые помогут вам разобраться в своих руководящих жизненных принципах. Чтобы вам легче было определить свои приоритеты, попробуйте представить, как изменится ваша жизнь (например, будете ли вы расстроены или, наоборот, обрадуетесь), если у вас больше не будет возможности придерживаться какого-то принципа, реализовать его на практике. Также может быть полезно рассматривать приведенные в списке жизненные ценности попарно, пытаясь сопоставить их значимость для вас.

Итак, инструкции к первой части упражнения следующие:

  1. Выберите из предложенного списка пятнадцать ценностей, которые наиболее важны для вас, и отметьте их (например, скопируйте их в файл, пометьте звездочкой и т.д.)
  2. Из этих пятнадцати ценностей выберете пять наиболее значимых.
  3. Наконец, проранжируйте полученный перечень по пятибалльной системе: «1» поставьте напротив самой важной ценности, «5» — напротив наименее значимой ценности из этих пяти.

Ценности, жизненные ориентиры и желаемые личностные характеристики

Аккуратность
Богатство
Вежливость
Веселье
Власть
Воображение
Воспитанность
Высокая квалификация
Высокий статус
Гордость
Дисциплина
Доверие людей
Досуг
Дружба
Духовность
Жизненный комфорт
Забота
Здоровье
Зрелая любовь
Интеллект
Интересная жизнь
Искренность
Коллектив
Командная работа
Конкурентоспособность
Контроль
Красота
Ласка
Личностное развитие
Логика
Любовь
Мир

Мистическое миропостижение
Мудрость
Надежность
Национальная безопасность
Нежность
Независимость
Новаторство
Обаяние
Образованность
Общественная деятельность
Оптимизм
Острые ощущения
Ответственность
Отзывчивость
Откровенность
Порядок
Порядочность
Послушание
Преданность
Преодоление препятствий
Привязанность
Признание
Природа
Причастность
Профессиональные достижения
Прощение
Равноправие
Радость
Рациональность
Религия
Риск

Самоконтроль
Самопожертвование
Самостоятельность
Свобода
Свобода выбора
Сдержанность
Семейное счастье
Слава
Служение людям
Смелость
Соблюдение общественных норм
Солидарность
Сотрудничество
Спасение
Спокойствие
Стабильность
Счастье
Творчество
Товарищеские отношения
Толерантность
Уважение
Уверенность в завтрашнем дне
Уверенность в себе
Удовлетворенность
Удовольствие
Успех
Финансовая стабильность
Честность
Честолюбие
Чистоплотность
Широкие полномочия
Эффективность

Упражнение это далеко не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Как правило, первый шаг не представляет особой сложности, зато третий дается с трудом и даже вызывает недовольство. Это происходит из-за того, что нам приходится сводить воедино различные аспекты нашей жизни: прошлое, настоящее и будущее, реальное и идеальное. Когда вы составите окончательный перечень пяти важнейших ценностей и выстроите их по степени приоритетности, то непременно зададитесь вопросом: «Чему соответствует этот порядок — моему поведению в настоящее время или тому, как я хотел(а) бы поступать?» Вы задумаетесь о том, отражает ли это ранжирование ваше теперешнее состояние, ваши действия и решения или некий идеал, к которому вы стремитесь? Возможно, вы также постараетесь определить, отражает ли позиция той или иной ценности ваши текущие предпочтения, установки, действия и решения — или это скорее показатель ваших прошлых приоритетов. Понять, что для вас важнее всего в жизни — значит получить в свое распоряжение компас, который поможет вам не заплутать в чаще неоднозначных и порой противоречивых событий и решений.

Ричapд Бoяциc — руководитель кафедры организационного поведения в Школе менеджмента Уэдерхед (Weatherhead School of Management) университета Case Western Reserve (Cleveland, Ohio), эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

hr-portal.ru

Ценностные ориентиры современной молодёжи | Статья в журнале «Молодой ученый»



Что же такое ценностные ориентиры?

«Ценностные ориентиры — это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека».

Развитые ценностные ориентиры — это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Они обуславливают такие качества личности, как надёжность, верность и цельность, определенным идеалам и принципам, а также способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей.

Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все эти элементы системы ценностей, тесно и неразрывно связаны между собой.

В процессе становления личности у молодых людей формируются определенные ценностные ориентиры с более или менее развитой структурой поведения личности.

Ценностные ориентиры, их система, не является раз и навсегда данная. С изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит полная или частичная переоценка.

Система ценностей российской молодёжи существенно отличается от ценностей прошлых поколений. Они формируются под влиянием двух основных аспектов.

Первый из аспектов — это духовное содержание, проявляющееся в нравственных установках: человеколюбии и гуманизме. Второй аспект, влияющий на ценностные ориентиры современной молодежи, стал приобретать большую актуальность в последнее время — это индивидуализм, преобладание материальных ценностей над духовными. В жизни молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. Как показывают исследования, главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера.

Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути. В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентиры. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей.

Система ценностных ориентиров определяет содержательность личности, составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Самой распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентиров Милтона Рокича, американского психолога, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, результат её сильно зависит от самооценки и адекватности испытуемого.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения заключаются в том, чтобы стремиться к конечной цели индивидуального существования; инструментальные — убеждения в том, что предпочтительным в любой ситуации является какой-то образ действий или свойство личности.

Опираясь на данные исследования М. Рокича, можно сделать некоторые выводы: о чем мечтают наши выпускники и что для них важно, о чем они думают и мечтают, а также каковы их терминальные и инструментальные ценности; а также можно попытаться составить ценностно-ориентационный портрет молодежи, анализируя его основные характеристики.

Мною был проведен тест по методике М. Рокича среди выпускных классов 9 а и 12 а. Старшеклассникам было предложено изучить таблицу, и, выбрав ту ценность, которая для них наиболее значима, поместить ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее вслед за первой. То же самое проделать со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная должна была остаться последней и занять последнее 18 место. Конечный результат должен отражать истинную позицию.

Терминальные ценности, которые старшеклассники поставили на первое место:

  1. Здоровье и счастливая семейная жизнь (физическое и психическое).
  2. Наличие хороших и верных друзей.
  3. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от сомнений и внутренних противоречий).
  4. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

Инструментальные ценности, которые выпускники поставили на первое место:

  1. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
  2. Воспитанность и смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов.
  3. Жизнерадостность и честность.
  4. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим).
  5. Исполнительность (дисциплинированность).

В целом результаты опроса показали, что современная молодежь, наши выпускники, в большинстве своём воспринимает ценностные ориентиры как некие цели, то чего им хочется добиваться в жизни, то чем хочется обладать. Будь то семья, успех в творчестве или работа. Проанализировав высказывания, выяснилось, что выпускники, заинтересованы не только в материальных благах, как порой считают многие. Важнее материальных ценностей оказались духовные, такие как дружба, творчество. Что касается успеха, то они считают, что больше всего его добиться помогут личные качества.

Наша задача, воспитателей, помочь воспитанникам правильно ориентироваться в жизненных ценностях.

Для формирования у молодых людей нравственных суждений, оценок и понятий, воспитания нравственных убеждений применяю следующие формы работы: беседы, воспитательные часы, устные журналы, использую презентации. На своих воспитательских занятиях использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы воспитания, позволяющие сделать непосредственно нашу воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

Во время проведения воспитательских часов, бесед и диспутов стараюсь, чтобы они, не переходили в назидательность. В беседе мы много обсуждаем с воспитанниками жизненные ситуации, имеющие нравственное содержание, так как они имеют цель обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения в обществе. В процессе бесед воспитанники учатся оценивать отношение к своему поведению, а также поведению других людей.

Хороший результат в нашей работе дают игровые ситуации проблемно-поискового характера. Упражнения максимально сближают воспитанников; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию нравственного содержания.

Например, игра «Волшебный магазин».

Цель: осознание своих положительных и своих отрицательных черт характера.

Воспитанникам предлагается подумать, какими качествами они обладают. Затем нужно представить себе волшебный магазин, в котором на обмен своих качества, каждый может получить другие личностные качества, нужные для себя (ум, честность, смелость, лень, занудство, равнодушие). «Покупатель» отдаёт свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется и сколько он мог бы дать взамен и т. д. В заключении дискуссии воспитанники делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно.

Игра «Я не такой, как все, и все мы разные».

Цель: осознание воспитанниками своей незаменимости и своей ценности.

Воспитанникам предлагается в течение 5 минут нарисовать или описать, что такое «радость» с помощью цветных карандашей или мелков. Подчеркивается детям, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. Когда задание будет выполнено (рисунки не подписываются) всё вместе с описанием вкладывается в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Все рисунки перемешиваются, вытаскивается большая пачка, которую ребята рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают одни и те же вещи. Листки вновь складываются в «волшебный ящик», перемешиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно было это сделать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что каждый незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

В заключении хочется сказать, что задача воспитателей, помочь воспитанникам правильно ориентироваться в жизненных ценностях.

Литература:

  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: 2004.
  2. Баева, Л. В. Ценности молодежи в глобализирующемся пост неклассическом обществе [Текст] / Л. В. Баева, Л. В. Баев — журнал «Философия образования»? № 1, 2005
  3. Кузьмина Н. Г. Формирование и использование человеческого капитала на региональном уровне (на примере Еврейской автономной области): канд. экон. наук: 08.00.05 — М.: РГБ, 2007 г. — 181 с.
  4. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. — 2007. — № 4. — С. 37

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, современная молодежь, воспитанник, ориентир, нравственное содержание, качество.

moluch.ru

8 признаков того, что стоит переосмыслить свои ценности и жизненные приоритеты

Почему некоторые люди имеют неправильные ориентиры и ценности в жизни? Причины у каждого индивидуальны, но то, что человек всю жизнь идет в ложном направлении, может негативно сказаться на его жизни и уничтожить шансы на счастливое будущее.

Каждый из нас проживает тот период, когда ценности нуждаются в серьезном пересмотре и анализе. В конце концов, наши жизненные ориентиры и ведут нас к целям, правильность которых зависит от сформировавшихся взглядов на жизнь.

Ценности для каждого индивидуальны и, к сожалению, нет единого руководства или карты, которые позволят прийти к успеху. Зато есть перечень признаков, которые говорят о том, что ты двигаешься в ложном направлении. Если заметил один из них в своей жизни, то задумайся, все ли правильно ты делаешь?

Постоянное недовольство

Человек, который никак не может найти свое место в этом мире, будет постоянно недоволен жизнью. Он будет постоянно бороться с последствиями принятых ранее решений, но не сможет признать, что все произошедшее — это его вина.

Чрезмерная самокритичность


Чтобы расти над собой и развиваться, тебе должна быть присуща самокритичность. Ты можешь жалеть о совершенных ошибках, но они же являются неким опытом, который поможет не наступать на те же грабли в будущем. Если ты чрезмерно самокритичен, то рискуешь остаться недооцененным. Ты будешь бояться проявить себя, так как всегда есть страх потерпеть неудачу, за которую можно пожирать себя круглыми сутками. Так же это чувство способствует развитию внутренних комплексов и потере уверенности в собственных силах, так что не переусердствуй, оценивая себя в следующий раз.

Комплекс героя

Один из психологических комплексов, который говорит о том, что тебе надо срочно что-то менять в жизни. Герой будет намеренно создавать ситуации, в которых он может проявить себя с лучшей стороны. Он ждет и жаждет этого, так как в подобных условиях есть все шансы получить одобрение у общества. Здоровому же человеку оно не очень требуется, так как он имеет конкретные цели, к которым стремится.

Наиболее распространенный тип людей, имеющих геройский комплекс, — пожарные. Исполняя геройскую работу, у человека развивается потребность во внимании. Но это не так уж плохо, ведь эти бесстрашные парни спасают людей, но гораздо хуже, когда этот комплекс появляется у рядового человека, страдающего от недостатка внимания. Если ты нашел себя в этом пункте, то задумайся о своих жизненных ценностях и приоритетах.

Гиперчувствительность

Это тесно связано с излишней самокритичностью и низкими ценностями в жизни индивидуума. Критикуя себя, человек не умеет принимать критику извне, так как слишком бурно реагирует на нее. Даже забота и предостережения будут выглядеть в глазах такого человека как бессмысленные упреки и унижение. Если ты часто сталкиваешься с подобными явлениями, то стоит задуматься о корректировках ценностей.

Неуверенность

Человек с неверной жизненной позицией будет придавать огромное значение даже самым мелким событиям. Эти люди боятся результата своих решений и ответственности, которая за ними грядет. Если ты часто спрашиваешь у других о решениях, которые должен самостоятельно принимать, — увы, ты нерешительный человек. Если не можешь самостоятельно определиться с ключевыми моментами в собственной жизни, то чему удивляться, что до сих пор не определился с жизненными целями?

Импульсивное поведение


Импульсивность может проявляться в различных вариантах: сегодня ты перфекционист, пытающийся сделать все идеально, а уже завтра — пофигист, которому безразлична любая деятельность. Ты можешь быть увлеченным исследователем, а через короткое время потерять интерес к жизни. От радости до разочарования один шаг, а эмоции от деятельности, которой ты занимаешься, меняются быстрее, чем настроение бушующей женщины в пмс.

Каким ты видишь свое будущее? Если в серых тонах с капелькой безнадеги, то стоит задуматься о жизненных ориентирах. Человек, имеющий подобные взгляды, не верит в свои силы и способность что-либо изменить, а страх беспомощности мешает сделать шаг навстречу своей мечте. Оптимистичный взгляд в будущее позволит обозначить цели и найти пути их достижения, так что прочь негатив. Смотри в будущее с надеждой и не опускай руки.

Последний и самый распространенный знак из всех — скука. Если тебе все надоело, ты не видишь для себя развлечений и не можешь ни в чем найти веселья, общение с друзьями не приносит радости, а хобби хочется забросить куда подальше, то это очень тревожный звоночек. Ты должен пересмотреть свой круг общения, ведь время, проведенное с товарищами, должно приносить радость и счастье, а никак не скуку и дискомфорт. Если ты чувствуешь, что все наскучило, то срочно прими меры и измени свои цели и ориентиры.

brodude.ru

определение жизненных ориентиров и желаемых характеристик

Предлагаемое далее упражнение разработано для того, чтобы помочь вам осмыслить свои ценности и убеждения. Под воздействием самоанализа или внешних событий они иногда меняются. Поэтому полезно регулярно проводить их ревизию. Чтобы помнить о своих убеждениях и действовать в соответствии с ними, нужно периодически задумываться об их роли в вашей жизни на данный момент.

Советуем вам изучить представленный ниже перечень ценностей, идеалов и личностных характеристик, а также ознакомиться с пошаговыми инструкциями, которые помогут вам разобраться в своих руководящих жизненных принципах. Чтобы вам легче было определить свои приоритеты, попробуйте представить, как изменится ваша жизнь (например, будете ли вы расстроены или, наоборот, обрадуетесь), если у вас больше не будет возможности придерживаться какого-то принципа, реализовать его на практике. Также может быть полезно рассматривать приведенные в списке жизненные ценности попарно, пытаясь сопоставить их значимость для вас.

Итак, инструкции к первой части упражнения следующие:

  1. Выберите из предложенного списка пятнадцать ценностей, которые наиболее важны для вас, и отметьте их (например, скопируйте их в файл, пометьте звездочкой и т.д.)
  2. Из этих пятнадцати ценностей выберете пять наиболее значимых.
  3. Наконец, проранжируйте полученный перечень по пятибалльной системе:«1» поставьте напротив самой важной ценности, «5» — напротив наименее значимой ценности из этих пяти.

Ценности, жизненные ориентиры и желаемые личностные характеристики

Аккуратность
Богатство
Вежливость
Веселье
Власть
Воображение
Воспитанность
Высокая квалификация
Высокий статус
Гордость
Дисциплина
Доверие людей
Досуг
Дружба
Духовность
Жизненный комфорт
Забота
Здоровье
Зрелая любовь
Интеллект
Интересная жизнь
Искренность
Коллектив
Командная работа
Конкурентоспособность
Контроль
Красота
Ласка
Личностное развитие
Логика
Любовь
Мир

Мистическое миропостижение
Мудрость
Надежность
Национальная безопасность
Нежность
Независимость
Новаторство
Обаяние
Образованность
Общественная деятельность
Оптимизм
Острые ощущения
Ответственность
Отзывчивость
Откровенность
Порядок
Порядочность
Послушание
Преданность
Преодоление препятствий
Привязанность
Признание
Природа
Причастность
Профессиональные достижения
Прощение
Равноправие
Радость
Рациональность
Религия
Риск
Самоконтроль
Самопожертвование
Самостоятельность
Свобода
Свобода выбора
Сдержанность
Семейное счастье
Слава
Служение людям
Смелость
Соблюдение общественных норм
Солидарность
Сотрудничество
Спасение
Спокойствие
Стабильность
Счастье
Творчество
Товарищеские отношения
Толерантность
Уважение
Уверенность в завтрашнем дне
Уверенность в себе
Удовлетворенность
Удовольствие
Успех
Финансовая стабильность
Честность
Честолюбие
Чистоплотность
Широкие полномочия
Эффективность
Упражнение это далеко не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Как правило, первый шаг не представляет особой сложности, зато третий дается с трудом и даже вызывает недовольство. Это происходит из-за того, что нам приходится сводить воедино различные аспекты нашей жизни: прошлое, настоящее и будущее, реальное и идеальное. Когда вы составите окончательный перечень пяти важнейших ценностей и выстроите их по степени приоритетности, то непременно зададитесь вопросом: «Чему соответствует этот порядок — моему поведению в настоящее время или тому, как я хотел(а) бы поступать?» Вы задумаетесь о том, отражает ли это ранжирование ваше теперешнее состояние, ваши действия и решения или некий идеал, к которому вы стремитесь? Возможно, вы также постараетесь определить, отражает ли позиция той или иной ценности ваши текущие предпочтения, установки, действия и решения — или это скорее показатель ваших прошлых приоритетов. Понять, что для вас важнее всего в жизни — значит получить в свое распоряжение компас, который поможет вам не заплутать в чаще неоднозначных и порой противоречивых событий и решений.

Материал публикуется в адаптированном переводе с английского.

www.klerk.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о