Жизненный идеал – Идеалы в жизни человека — культура, искусство, религия

Содержание

Идеалы в жизни человека — культура, искусство, религия

Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть. По мнению философов, психологов, культурологов, да и просто небезразличных людей, жизнь – это нечто большее, чем просто поглощение пищи, своевременный отход ко сну, перемывание косточек Марье Ивановне из бухгалтерии или переход на новый уровень даже в самой захватывающей компьютерной игре.

Подняться над повседневностью, сделать свою жизнь активной, яркой, насыщенной интересными событиями можно, если понимать и представлять, для чего живёшь, придерживаться определённых ценностей. На что именно ориентироваться в жизни, каждый решает сам. Жизненные идеалы у разных людей могут отличаться. В то же время имеются и общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, любовь к ближнему), к которым должны быть причастны все.

На протяжении истории у людей складывались разные представления о том, что такое идеалы, и каким должен быть идеальный человек.

Идеал человека в культуре

Представления о сущности человека неодинаковы в культурах разных исторических эпох.

Древний мир

Впервые размышлять о человеке начали в незапамятные времена. Так, древнегреческие философы рассматривали понятие калокогатии, сущностью которого являлось самопознание и совершенство. Аристотель обращал особое внимание на то, что совершенный человек придерживается моральных норм, не позволяет себе совершать дурных поступков и стремится к прекрасному ради прекрасного.

Средневековье

В Средние века идеал человека рассматривали в контексте служения Богу. Считалось, что совершенство достигается за счёт дисциплинированности, кротости, послушания, аскетизма. Такой идеал воспитания проповедовали служители церкви. Однако в это время развивались и естественные науки, образование постепенно приобретало светский характер, соответственно, менялись и представления о человеке, его возможностях. Считалось, что человек может овладеть тайнами природы и приобретать новые знания на основе опыта.

Ещё одним идеалом человека в этот период был благородный и доблестный рыцарь. Рыцари объединялись в ордены, создавали свои кодексы чести, устраивали турниры. У каждого рыцаря была своя «Прекрасная дама» (реальная или воображаемая), которой посвящались победы на ристалище и совершаемые подвиги.

Ренессанс

Идеи о всемогуществе человека получили своё развитие в эпоху Возрождения (Ренессанса). Во главе угла становится человек с точки зрения своей природы и возможностей. Но люди по-прежнему осознавали, что не всё зависит от них, а это способствовало появлению идей о свободе и необходимости. Подобные воззрения существовали и в эпоху Античности, но теперь они активно переосмысливались и воплощались в жизнь.

В этот период по-другому объясняются отношения между человеком и Богом. По-прежнему считается, что Бог создал человека, но человек от рождения наделён активностью, стремлением преобразовывать мир и самого себя, поэтому может и должен стать хозяином своей жизни. Тогда же формируются и первоначальные представления о различиях между людьми.

Новое время

В эпоху Просвещения на формирование представлений об идеале человека оказала немецкая классическая философия. Так, Иммануил Кант писал о том, что главное в жизни – уметь пользоваться своим разумом. Идеал того времени – человек разумный, устроенный по законам логики и способный изменять окружающий мир в соответствии с доводами разума. Люди этой эпохи по-прежнему верят в Бога, но в умах некоторых из них появляются идеи свободомыслия.

С развитием капитализма идеальным становится человек труда, а подлинными ценностями – трудовая дисциплина, исполнительность, профессионализм и относительно здоровая конкуренция.

Советский период

Идеал советского человека – это герой. В те годы активно пропагандировалась утопическая идея строительства коммунизма, и к этому строительству нужно было быть «всегда готовым», то есть, бороться, идти вперёд в ущерб собственным желаниям, потребностям или даже ценой своей жизни. Подобный взгляд на действительность демонстрировался на примере пионеров-героев, передовиков производства и других личностей, способных пожертвовать собой для достижения общей цели.

Однако такие представления об идеальном человеке носили скорее официальный характер. В реальности идеалом была совесть, когда гораздо важнее «быть», а не «иметь». Люди помогали друг другу, делились последним куском хлеба, сопереживали не только родным и друзьям. Впрочем, жизнь в условиях страха, репрессий, ограничений свобод тоже была своего рода героизмом.

Человек в культуре разных народов

Представления об идеале человека зависят от условий жизнедеятельности того или иного народа и отражены в произведениях фольклора: сказках, легендах, преданиях, былинах, песнях. Так, русская девушка непременно является красавицей, для адыгов (и не только для них), главное в человеке – его честь и достоинство. Народы Кавказа славятся своим гостеприимством, а чукчи – умением охотиться. Но, каковы бы ни были различия, все народы сходятся в одном: идеалом человека является национальный герой, обладающий крепким здоровьем, силой духа, умом, трудолюбием, смелостью и отзывчивостью.

Идеал человека в искусстве

Исторически сложившиеся представления об идеале человека нашли своё отражение в произведениях искусства.

Античность

Идеи этого периода о совершенном человеке воплощены в статуях богов, героев и победителей Олимпийских игр. По сути, древнегреческие боги были идеальными людьми, а люди уподоблялись богам. Широко известна статуя Мирона «Дискобол». Прототипом скульптуры является реальный человек, сильный, здоровый и уверенный в себе, каким и подобает быть истинному гражданину Эллады.

Неограниченные возможности человека воспевались Софоклом, Гомером и другими поэтами. Образ прекрасного героя, носителя нравственных идеалов, демонстрировался и в древнегреческом театре.

Искусство средневековья

Как было сказано выше, на жизнь людей в Средние века большое влияние оказывала церковь. Поэтому в противоположность античной традиции, человек понимался как былинка, песчинка, небольшая частица Вселенной, подвластная воле Божьей. Подобные взгляды нашли своё отражение и в произведениях искусства: возвышается не сам человек, а духовная сила, которая роднит его с Богом. Яркий пример идеала человека в искусстве Средних веков – иконографическое изображение Иова – больного библейского персонажа, который безропотно принимает волю Божью.

Несколько позже представления о человеке стали более оптимистичными. Постепенно в сознании людей начинает формироваться образ труженика, созидателя, творца. Труд уже воспринимается не как наказание за грехи, а как основная обязанность человека. Эти взгляды находят своё отражение в образах Христа-мученика, описании его жизни на Земле. Иисус Христос на полотнах живописцев тех лет олицетворяет униженного, страдающего, но божественного по своей сути человека.

Человек в искусстве эпохи Возрождения

Во времена Ренессанса художников интересовала уже не божественная, а земная сущность людей. Искусство постепенно становится светским, а способы создание портретов и произведений изобразительного искусства других жанров обосновываются научно. Это приводит к тому, что человек на полотнах мастеров становится естественным. Зритель может определить характер и настроение героя картины. Примером тому является всемирно известная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Несмотря на развитие идей гуманизма, мастера эпохи Возрождения продолжали использовать религиозную тематику, но образы Христа, апостолов и Девы Марии больше напоминали реальных людей. Вероятно, это делалось для того, чтобы показать человеку его сущность через известные сюжеты. Так, Рафаэль в образе Сикстинской Мадонны воплотил красивую женщину, которая любит своего сына и тревожится за него.

Человек нового времени

В эпоху Просвещения продолжает развиваться реалистическое искусство. Смена феодального строя капиталистическим, развитие промышленности способствуют появлению так называемой новой породы людей. Человек становится более приземлённым, озабоченным своими проблемами, но в то же время, образованным, пытающимся использовать для решения жизненных задач собственный ум. Таким его показывают на картинах и в литературных произведениях. В качестве примера можно привести полотна Ж.Б. Шардена, У. Хогарта, А. Ватто, трактаты Дидро, Руссо, романы И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и т. д.

Изображение человека в соцреализме

В советские времена с картин, агитационных плакатов и экранов телевизоров на людей смотрели рабочие-ударники, передовые колхозники, знатные доярки, заботливые матери семейств. Представители власти позиционировали СССР как страну, в которой отсутствует эксплуатация человека человеком, а люди проявляют героизм исключительно добровольно, руководствуясь желанием как можно скорее построить светлое будущее. Поэтому и в искусстве соцреализма идеалом становился труженик. Кроме того, у советского человека должна быть благополучная семья, хорошие показатели ГТО, а также отличная боевая и политическая подготовка.

Всё вышеперечисленное отражено в картинах П. Смурковича «На лыжах», В. Кутилина «Первое поле», Т. Яблонской «Хлеб», стихотворениях В. Маяковского, А. Твардовского, К. Симонова, прозе М. Горького, М. Шолохова, А. Фадеева, песнях на слова В. Лебедева-Кумача и т. д.

Идеал человека в религии

Помимо культуры, искусства, идеал человека представлен во всех религиях мира. Общим для религиозных учений является любовь к ближнему, победа добра над злом, истины над ложью и света над тьмой. Эти ценности должен исповедовать человек. Но в каждой религии существуют свои представления об идеале. Остановимся на этом подробнее.

Христианство

Идеальный человек в этой религии соответствует образу Иисуса Христа. Добродетели христианина – доброта, кротость, смирение. Исповедующий христианскую веру, стремится к Богу, а потому выполняет его волю, пытается сохранить мир в своей душе, строить доброжелательные отношения с родными и близкими, никому не причинять зла.

Ислам

По представлениям мусульман идеальный человек должен прогонять от себя греховные мысли, совершать добрые поступки, стремиться к знаниям, быть добрым, скромным, терпеливым и чистоплотным. Также истинный правоверный не курит, не употребляет спиртного и не играет в азартные игры.

Буддизм

Здесь идеалом человека считается Будда, который изначально был обычным человеком, но смог достичь просветления (Нирваны). Последователи буддизма считают, что приблизиться к этому состоянию можно, если заниматься духовными практиками и делать добрые дела. В исламе и христианстве идеал человека недостижим.

Индуизм

Последователи этого учения считают, что идеального бытия можно достичь, только освободившись от кармы – круговорота событий, рождений и смертей, в котором находится человек. Став свободной, душа воссоединяется с одним из божеств или остаётся сама по себе. Быстрее достичь освобождения помогает йога. К подлинной свободе способны лишь избранные. Простым смертным остаётся очищать карму (молитвы, добрые дела), чтобы в следующей жизни родиться удачнее, чем в этой.

Идеал современного человека

Точно определить идеал современного человека не представляется возможным. Наше время довольно сложно и противоречиво с точки зрения ценностей, моральных норм, разрешений и запретов.

Сегодня «не модно» быть высокоморальным, строить свою жизнь в соответствии с духовными ценностями и высокими идеалами. На первый план выходит прагматизм, жажда потребления, желание получать удовольствия и не прилагать усилий.

Современное общество предъявляет высокие требования к человеку. Сегодня просто необходимо выглядеть по последней моде, иметь суперпрестижную работу, добиваться успеха в бизнесе. Тот, кто не пытается достичь карьерных высот, вызывает непонимание.

В то же время, назвать всех живущих на Земле закоренелыми прагматиками всё-таки нельзя. Значительное количество людей читает художественную литературу, посещает храмы, занимается благотворительностью, практикует дауншифтинг. Думается, идеал современного человека ещё не сформирован, но хочется верить, что это произойдёт в ближайшее время.

psyh.info

Какая она, идеальная жизнь?

Все люди стремятся получить что-то лучше и больше, нежели имеют на данный момент. В этом нет ничего удивительно, ведь если не желать большего, можно считать, что жизнь пуста и неинтересна. Ведь только лишь цели и мечтания заставляют каждого из нас двигаться вперед. Сейчас хочется поговорить о том, что такое идеальная жизнь и каковы ее критерии.

Терминология

Изначально нужно понять, о чем же именно пойдет далее речь. Итак, что такое идеал? Как можно для себя данный термин понять? Если верить толковому словарю, то идеал – это наивысшая цель стремлений, деятельности отдельно взятого человека или группы людей. Идеал – это то, к чему каждый стремится. Но тут же возникает следующий вопрос: а есть ли критерии этого понятия как такового? Можно с уверенностью ответить, что объективного толкования в данном случае нет. Идеал – это термин субъективный, то есть личный, особый. Ведь для одного человека идеалом является что-то одно, а для другого – совершенно иное.

Как формируется понятие идеальной жизни

Начинать нужно с того, что сегодня идеальная жизнь – это тот продукт, который подают нам современные журналы, телепередачи или кино. Для многих людей недосягаемой вершиной являются красные дорожки, дорогие наряды и убранства, эксклюзивные автомобили, яхты и огромные усадьбы. Но так ли это на самом деле? Для того чтобы понять, что же такое идеал для отдельно взятого человека, нужно в первую очередь послушать себя, свое «Я». Ведь очень часто так бывает, что образ идеальной жизни создают даже не селебритис, а близкие родственники, чаще всего – именно родители. Ведь они хотят видеть своего ребенка медиком, пожарным или банкиром. Но является ли это идеалом для самого ребенка? Далеко не всегда. И в результате видимая идеальная жизнь, даже если она вот-вот уже перед глазами, не приносит никакого удовольствия и духовного удовлетворения взрослому и самодостаточному человеку. А все потому, что когда-то критерии достижения успеха были расставлены неправильно.

О расстановке критериев

Идеальная жизнь – это тот образ будущего, который человек создал для себя сам, независимо от мнения родственников, друзей или иных влиятельных личностей. Это то, чего хочет душа, естество человека, а не его ближайшее окружение. Чтобы понять, чего же хочется от жизни на самом деле, нужно всего лишь прислушаться к себе. Ведь далеко не всегда человеку для счастья нужна именно высокооплачиваемая работа. Достаточно заниматься тем, что приносит настоящее удовольствие. Недаром ведь говорят, что лучшая работа – это хобби, за которое еще и доплачивают.

Правила создания идеала

В связи с вышесказанным, хочется выделить несколько простых, но важных правил, которыми стоит руководствоваться при создании своей идеальной жизни.

  • Нужно слушать только лишь себя и свое сердце.
  • Мнение окружающих – не важно. Пусть даже это и желания самых близких людей. Жизнь дается человеку единожды, и прожить ее нужно так, как душе угодно.
  • Самое ценное – это вовсе не материальное. Об этом не стоит забывать. Ведь даже есть поговорка: «богатые тоже плачут».
  • И главное правило состоит в том, что правил, по сути, не существует.

Подводя небольшой итог, хочется отметить: чтобы достичь своего идеала, нужно работать много и упорно, не отвлекаясь на глупости. Ведь все самое ценное достается путем самосовершенствования и превращения окружающего мира во что-то хорошее, светлое и доброе.

Немного об идеальных людях

Также важно помнить, что такие понятия, как идеальная жизнь и идеальный человек, неотделимы друг от друга. Собираясь достичь своего жизненного идеала, нужно также определиться и с тем, каким должен быть идеальный человек: что у него должно быть и что он должен знать и уметь. Опять же, тут встает вопрос о материальном и духовном: это надо строго разграничивать. Если же говорить в общем, то идеальный человек – это та личность, которая старается делать добро, не требуя ничего взамен. Не стоит забывать, что идеальными людьми сегодня нередко называют буддийских монахов: просветленных людей, которым чуждо стремление к материальному богатству.

Идеальная семья

Ну и конечно же, хочется поговорить немножко и о том, какой должна быть идеальная семейная жизнь. Что же для этого важно? Никто не станет спорить, что нужно иметь свой дом, деньги, чтобы рожать и ставить на ноги детей. Но все же это не самое главное. Ведь в семейных отношениях должна быть любовь. А вот в это слово каждый уже вкладывает что-то свое, особенное. Одно можно сказать точно: семья будет крепкой, если люди будут ценить друг друга, уступать и думать не только о себе (что также важно), но и о близких. «Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой» — это правило работает и в семейной жизни. А хорошие, добрые люди всегда достигают вместе многого, в том числе и материального благополучия.

И в качестве небольшого вывода хочется отметить, что идеальная жизнь – это именно то, чего человек желает сам себе своей душой. В данном случае важно слушать свое «Я», откинув мнение даже самых дорогих и близких людей. Ведь прожить свою идеальную жизнь сможет только лишь сам человек, а не кто-то другой. Об этом забывать не стоит.

fb.ru

Предложения со словосочетанием ЖИЗНЕННЫЙ ИДЕАЛ

Отдельные главы посвящены влиянию моды на язык, искусство, потребление, жизненные идеалы и отношение к человеческому телу. Раскол ещё более усилил аскетические тенденции в русской культуре, и «общий жизненный идеал мыслился расколом лишь в конкретном образе скита и монастыря» 8. Случилось это происшествие в эпоху «куртуазного» поклонения даме, когда жизненным идеалом подлинного рыцаря считалась чистая и самоотверженная любовь с её полной томления благородной верностью и почтительным служением предмету обожания. Вдумаемся: и тот, и другой являются типичными представителями своей среды, оба имеют свой жизненный идеал, оба имеют чувство собственного достоинства. Это чувство надёжности было наиболее желанным достоянием миллионов, всеобщим жизненным идеалом.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: кальян — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Категория жизни как факта, поставленная над всем, решает здесь вопрос; и в морали, и в вопросе о жизненном идеале отдаётся скипетр и держава тому, что служит повышению интенсивности жизни и счастью. Действительно ли так хороши жизненные идеалы и поведенческие приёмы, которыми вооружают свою клиентуру психологи? Поцеловать руку — значит предать все жизненные идеалы, предать честь. Я стою на той точке зрения, что основанием нашего жизненного идеала должны быть и верх, и низ, и земля и небо, и дух и тело, из взаимного излучения, влияния, сопоставления и учёта значения которых должна быть выведена, в качестве нормы нашего поведения, разумная, отвечающая потребностям нашего духа и законам социальной гармонии, золотая середина. Ваш жизненный идеал — животный идеал. В ситуации самообороны происходит угроза как физической культуре (телесной), так и культуре человека как системе внутренних ценностей, жизненных идеалов. Таков жизненный идеал для подавляющего большинства людей. Так, в близкой к фольклорным мотивам песне «Ой ты, птичко желтобоко» он определяет свой жизненный идеал — не искать счастья в богатстве и чинах. Молодому читателю трудно представить себе ситуацию, при которой рушатся все твои жизненные идеалы, всё святое, во что ты беззаветно верил с раннего детства, когда исчезает цель твоей жизни, ради которой тебя воспитывали жить. Главное, что они олицетворяли для большинства деревенских тружеников жизненный идеал самостоятельного хозяйствования, имущественного и иного достатка и тем сводили по существу на нет большевистскую пропаганду преимуществ коллективной формы ведения хозяйства. Вместе с тем костюм — это проявление эстетического вкуса народа, воплощение его представлений о прекрасном и полезном, выражение жизненного идеала в живописно-пластической форме. Они могут быть типологизированы в диапазоне от жизненных идеалов до культурных ценностей — целей, которые непосредственно регулируют деятельность. Возможно, молодой учитель находился в муках выработки собственного жизненного идеала, и потому кое-что в стиле митрополита его смущало. В таком случае акт самораскрытия своего «я» миру, формирующий типовые моменты опыта, находит своё высшее воплощение в «безмятежной праздности» (сянь цзюй) вселенского «я» — традиционном жизненном идеале китайцев. Это означает, что один и тот же индивид одновременно сторонник той или иной политической партии, член той или иной экономической группы, того или иного религиозного объединения, сторонник одних или других жизненных идеалов. Как часто разочаровываемся мы в своих жизненных идеалах! Как часто с горечью понимаем, что нужно начинать жизнь сначала… Ценностями в данном случае служат жизненные идеалы и образцы для подражания. Возникает потребность поиска новых ценностей, жизненных идеалов и смыслов, призванных сориентировать человека в этих новых условиях. Перед нами ещё одно напоминание о том, что традиционный жизненный идеал китайцев — это утопия всеобщей ритуальности. Если присмотреться внимательнее к китайскому жизненному идеалу, нетрудно обнаружить в нём поразительные параллели собственно коммерческой деятельности. Последняя, очевидно, выступает как своеобразный аналог капитала, в котором и воплощается как нельзя более естественный жизненный идеал китайцев: получение от жизни как можно более чистого и здорового удовольствия. Отсюда, от этого «бессознательного сильного смущения», до любви к мужику сначала, до преклонения перед его нравственными и жизненными идеалами впоследствии ещё очень и очень далеко. Но мне всегда казалось это объяснение несколько притянутым за уши к надуманному жизненному идеалу. Из самой жизни вырос для него жизненный идеал, от философии своего времени он получил детерминистическое учение, а люди, которых он так хорошо знал, подтверждали его; на этих основаниях у него возникло при его теологических занятиях известное представление о божественной силе, в которой обоснована необходимая связь вещей. Миропонимание, оценка и жизненный идеал получают, таким образом, в религиозной сфере свою собственную форму и окраску. Он там, где жизненные идеалы и ценности подвергаются новой проверке. Они имели те же жизненные идеалы, убеждения и готовы были отстаивать их так же твёрдо, до последнего вздоха. Ясно, что теперь составляет долг брата масона со всей силой, со всей решительностью, с презрением к смерти бороться за жизнь, осуществляющую достойные жизненные идеалы. Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам. Верила в настоящую любовь и светлые жизненные идеалы. А, впрочем, пусть растёт и сделает счастливым кого-то другого и настоящего, а не такого как он, с грязной душой и утратившего иллюзии и веру в светлые жизненные идеалы. Поэтому я и хотела бы почитать какого-нибудь великого писателя, понять, какой у него жизненный идеал — я правильно здесь говорю «идеал»? Вся их бурная деятельность не служит никакому высокому жизненному идеалу, не содержит ни меры, ни направления, заданных этим идеалом. Не прав потому, что обидно, когда сегодня льются ушаты грязи на то время, в котором мы жили, когда сегодня предлагаются жизненные идеалы уже отвергнутые историей много веков назад, и это преподносится как истина в первой инстанции. Ещё одна острая сквозная тема этой книги — защита консервативных ценностей как живого и действенного жизненного идеала. Мне кажется, что, устроившись здесь на холуйскую работу, я нашёл свой жизненный идеал, обрёлистинную концепцию жизни. Не только жизненный идеал рисуется как стандарт существования людей с доходом от пяти до шести фунтов в неделю, но и молчаливо подразумевается, что именно так и живёт рабочий класс. Мне было двадцать два года, и именно в этом возрасте в душе запечатлевается судьбоносный зов, скажем так, жизненный идеал, с которым сверяются позже все твои устремления и надежды.

Неточные совпадения

Собиралась молодёжь мыслящая, интересующаяся всеми жизненными, захватывающими ум и душу вопросами, жившая прекрасными и высокими идеалами. Расцвет арабской средневековой культуры совпал по времени с необычайным подъёмом и массовым развитием мусульманского хаджа, который оказал существенное влияние на религиозное мировоззрение, нравственные нормы, жизненный уклад этих народов, их идеалы, психологию и модели поведения. Мировоззрение — это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности. Вместе с тем, имеется и элемент процессуальности (движения, изменения), который присутствует в представлениях о реализации этического идеала, достижении счастья; но этот элемент заключается лишь в переориентации жизненной практики на удовлетворение высшего в человеке, ума. Идеал утрачивает жизненную силу, попросту исчезает. Тогда всерьёз думали, что нового человека можно воспитать, отринув буржуазную мораль и обветшалые, отжившие жизненные ценности и идеалы. Перфекционистская система ценностей и совокупность жизненных стратегий нацелены на совершенствование жизни в соответствии с устремлённостью к идеалу, на возвышение и кропотливую проработку различных форм духовной практики. Если философия вырабатывает жизненные цели, формулирует общечеловеческие идеалы и одновременно подвергает их критической оценке, то она предлагает эти цели лишь как возможные варианты жизни и мысли. Но непокой в душе не давал жрецу наслаждаться жизненным успехом — идеалы его юности требовали уничтожения всех иностранцев, в особенности же проповедников христианства. Какая разница, ориентировались ли князь или княгиня в своей брачной стратегии, например, исключительно на отдалённых предков или в первую очередь на своих родителей, если родовое начало вообще ориентировано на преемственность и воспроизводимость, если династический маршрут каждого князя в идеале должен просто повторять жизненную траекторию того, в честь кого он был назван? Человеку свойственно воплощение своих идеалов в конкретные жизненные образы. Обобщая рассмотренные подходы, можно предложить следующее интегративное определение мировоззрения: мировоззрение — это предельно обобщённая, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нём. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Идеал позволяет не только определить смысл и цель жизни, но и постоянно сверять жизненный путь с обозначенными в идеале ориентирами. Соловьёву 1853 — 1900) противополагает ей цельную философию всеединства и связывает философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса «быть или не быть правде на земле», понимая правду как реализацию христианского идеала. Говоря о герое современной прозы, следует определить, хотим ли мы видеть в герое типичное для жизни или же хотим видеть в нём воплощение наших представлений о социальном идеале (что, в принципе, может и совпадать), и уже в зависимости от меры воплощения идеала будем оценивать героя как жизненного или отошедшего в прошлое. Хайек в своей известной работе «Дорога к рабству» писал: «Многочисленная группа, достаточно сильная, чтобы навязать свои взгляды на основные жизненные ценности и на всё прочее всем остальным, никогда не будет состоять из людей с развитыми индивидуальными вкусами: только люди, образующие «массу» в уничижительном смысле слова, наименее оригинальные и независимые, сумеют подкреплять свои идеалы численностью». Разумеется, говоря о прогнозировании, мы имеем в виду предсказание не вообще всех актов жизнедеятельности того или иного человека, а прежде всего такого поведения, которое глубоко затрагивает интересы общества и субъекта, в результате чего последний в большинстве случаев руководствуется в выборе поведения не случайными факторами, а принципиальными жизненными позициями, личностными особенностями, взглядами, идеалами, установками. Она призвана объединять белорусский народ в единую социальную общность, выражать его фундаментальные жизненные ценности, интересы и социальные ожидания, выступать притягательным идеалом и высшим целевым ориентиром на будущее.

kartaslov.ru

Ценности и идеалы: Как создать идеальную жизнь


6 сентября 2016 Автор: Александр Харин

Рубрика: Профессия, призвание, предназначение, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов, Статьи о достижении успеха


Зачем нужны мечты, ценности и идеалы?

С младых ногтей мы мечтаем. Мечтаем о счастливой жизни, о путешествиях, о первом миллионе, о спортивных достижениях.

Откуда берутся наши мечты и идеалы? И почему так сильно хочется их реализовать?

Оказывается идеалы для нас – это воплощенный рай на земле. И человек, который смог реализовать свои идеалы, живет в полную силу и получает удовольствие от жизни.

Именно поэтому мы в детстве так любили фантазировать. Именно поэтому девизом юности было: «Даешь реализованные мечты, ценности, идеалы!».

Ценности и идеалы содержат всю нашу жизнь. Ведь каждый знает, когда человек реализовывает свои желания – он по-настоящему счастлив. Но кто задумывался о том, что наши желания – это лишь верхушка айсберга? Вся же основа, подводная их часть, и есть наши идеалы.

Те люди, которые не успели в юности ухватиться за свои мечты и начать их реализовывать, со временем обустраиваются в серых буднях, стараясь привыкнуть в мрачной и скучной жизни. Их девиз: «Все так живут».

Вспомните, как часто вы видите пожилых людей с живыми одухотворенными лицами? Как часто в их глазах сияет радость? Единицы на тысячи. Особенность наших славянских народов в том, что в молодости мы все яркие, красивые, живые и осознанные. Под старость же люди напоминают неизлечимо больных, которых мало что радует.

Во всех случаях, когда люди опускают руки перед жизнью, беда в том, что первыми «умирают» их ценности и идеалы.

Как ценности и идеалы строят нашу жизнь?

Вся наша личность состоит из маленьких кирпичиков. Каждый из кирпичиков соединяется в мощную стену, а потом и здание. Так люди проектируют свою жизнь, как здание, – одни хорошо и качественно, другие же строят ветхую хижину. Их жизнь часто становится несостоятельной.

Мало кто задумывается, что это за кирпичики. Этим строительным материалом являются наши ценности. Их не очень много, и не мало, по разным подсчетам от 20 до 40. И каждый человек, комбинируя их, соединяя воедино, создает неповторимую картину жизни.

Такая жизнь называется идеалом.

Мы фантазируем и мечтаем об идеальной жизни. Мы ждем идеальную работу, ожидаем встретить идеального партнера.

Один человек описывает свою идеальную работу так: «Чтобы она была прибыльной, очень много деловых партнеров, знакомств, весь круг общения состоял из деловых и состоятельных людей». Ключевыми являются слова-ценности: прибыль, контакты, дело, состоятельные люди.

Другой человек от работы ожидает вот чего: «Чтобы она была творческой, чтобы душа развернулась и свернулась, чтобы я имел свободу по времени и возможность свободно проявлять себя». Ключевыми здесь являются: свобода, творчество, самовыражение.

Что происходит с человеком, когда его ценности и идеалы разрушены

В юности мы боремся за свои идеалы и встречаем первые разочарования. Мир нам раскрывается в ярких красках. Все что для нас ценно (представляет наши ценности) мы одобряем, принимаем. Что противоположно им, мы часто ненавидим. И не зря.

Это то самое время, когда крушатся наши идеалы, и от того, как мы пройдем этот период будет зависеть то, какой будет наша жизнь – счастливой или серой.

Мы впервые встречаемся так близко с ложью, предательством, ненавистью, душевной болью. И когда боли становится слишком много, мы порой не выдерживаем такого столкновения и впервые перестаем верить. Чтобы не чувствовать душевной боли, а удар по ценностям и идеалам слишком болезненный, мы принимаем решение отказаться от своих ценностей, и больше никогда не верим в свою мечту.

Такие люди говорят: «Живи как все»; «Дела у Бога, а у меня делишки»; «Работать надо от забора до обеда». Они часто пытаются остановить мечты других еще не разочаровавшихся воплями: «Ты где живешь? Спустись с неба!» или «Любви не существует, ее выдумали романтики».

У таких людей по мере разочарования в жизни меняется взгляд, он больше не горит ни страстью, ни любовью. Такие люди просто работают, просто женятся, доживают до пенсии и ругают правительство и свои болячки.

Как мы болеем идеалами

Бывает так, что как бы не била жизнь человека, сколько бы предательств он не испытал, он все равно продолжает верить. Он еще больше пытается схватиться за свой идеал как за последнюю соломинку и достигает многого.

Он может написать народный хит, чтобы доказать бросившей его девушке, что он куда достойнее других. Он может покорить космос, может влюбить в себя большую часть прекрасной половины в своей округе.

Такой человек болен своим идеалом, и сколько бы он не достигал своих высот, ему будет всего мало. Мало одной девушки, мало одной машины, мало одной должности и одного миллиарда тоже мало. Мало, мало, мало…

Человек с «изранеными» идеалами не может ими насытиться, и сколько бы он не достигал высот в жизни, ему всегда будет недостаточно, т.е. мало. Поэтому он ставит упрямо цели и идет к своей мечте все упорнее, но счастье все время как будто ускользает из его рук.

Но это все равно лучше, нежели жить серой, скучной жизнью.

Как выглядит жизнь человека, живущего по своим идеалам

Если человек сумел удержать свои мечты, ценности и идеалы в своей душе первозданными, если он сумел не обидеться на судьбу, тогда жизнь его щедро благодарит.

О таком человеке говорят, что ему фартит. Он умеет мечтать, умеет воплощать свои мечты. Он умеет получать счастье из каждой минуты пребывания в семье, на работе, на отдыхе.

Он мечтает!!! И его мечты плавно переходят в реальность. Он живет идеалами – и они сбываются. Не это ли идеальная жизнь?

И если вы спросите меня: «Стоит ли всю свою жизнь посвящать идеалам?», я вам отвечу: «Стоит».

Ведь идеалы, состоят из ваших ценностей. Ценности – это кирпичики, из которых строится вся ваша жизнь. И только от вас зависит, построите ли вы свое счастье или будете наемным строителем, возводя прочный дом для счастья другого человека.

Идеалы – это ваша возможность создать свой рай на земле. Стоит ли попробовать жить в раю? Я думаю, стоит.

Надо только осмелиться возвести крепкое здание своей мечты.

Определить свои истинные ценности и идеалы, найти свой путь и начать жить своей жизнью, вам поможет Школа развития личности

Читайте также




Оставьте свой комментарий

zhivoeslovo.com

Что такое идеалы? Нравственный идеал

В нашей жизни мы часто употребляем слово «идеал». Но задумываемся ли мы о его значении. Давайте заглянем в толковый словарь. Синонимом слова идеал является слово «совершенство». Если описать значение, то получится, что это наивысшая точка, которой может достигнуть человек в своем развитии. Человек может обладать идеальной красотой, характером. Но все это внешние проявления.

Трактовка термина

Проведя небольшое исследование, мы не смогли найти единого мнения по вопросу «что такое идеалы?». Определение бывает абсолютно разным и неоднозначным.

Проблема в том, что для каждой личности, которая живет в определенном обществе, трактовка термина «идеал» уникальна. Человек следует своим представлениям, которые заложены у него в подсознании. Для кого-то это идеалы внешней красоты, а для кого-то это идеалы духовные. Но нельзя относиться к ним как к статическому явлению. Например, в детском возрасте могут быть идеалы принца или принцессы. Они будут обладать определенными чертами характера, внешностью.

По мере взросления ребенка, эти идеалы начинают меняться. Вот к этому нужно отнестись вполне серьезно. Многие дети принимают за идеалы образы, которые ими совсем не являются. Особенно серьезны идеалы, которые определяют для себя подростки. Например, герой боевика, который нарушает закон. Следование своему идеалу может привести ребенка к тому, что он и сам повторить судьбу своего кумира.

Иногда в качестве идеала выбрают успешного человека. Следуя его советам можно и самому достичь успеха в бизнесе. Старшее поколение считает идеалом и примером для подражания ветеранов, героев, спасших свою Родину и тысячи жизней. Но каждый человек воспринимает идеалы по-своему. Потому что система ценностей у каждого своя.

Примеры идеала

Описание идеала можно найти в художественной литературе, живописи, архитектуре. Но проблема в том, что в разную эпоху за высшую точку совершенства принимался определенный стереотип. Нравственный идеал может быть внешним или внутренним. В произведениях литературы, можно найти множество примером того, как человек, который обладает внешней красотой, например Элен в «Войне и мире», может быть далеко не идеален, если говорить о его духовном содержании. Таким образом, единой точки зрения о том, что такое идеалы, мы вряд ли найдем.

Представление об идеале с точки зрения философии

Вопрос о том, что такое идеалы, интересовал людей еще с древнейших времен. Сегодня понятие о нравственности и культуре постепенно утрачивает свое значение. В умах взрослый, не говоря уже о детях, происходит настоящее смешение самых разных культур и ценностей. В то же время, общество не может нормально развиваться, если нет возвышенных целей, идеалов. Понятие нравственного идеала присутствует в православной религии, на которой строилась культура Древней Руси. Детей, в те времена, воспитывали в соответствие с представлением о догматах православной церкви.

Позже многие философы, например, Ломоносов, изучали идеалы со своих точек зрения. Именно их представления закладывали в систему воспитания детей. Понятие об идеале можно найти в трудах Канта, Песталоцце, Ушинского. Система духовных ценностей заложена во многих произведениях художественной литературы. Но дело в том, что в разное время на вопрос, что такое идеалы, люди отвечали по-разному. В каждой культуре свои ценности.

О нравственных идеалах

Если разбирать понятие с философской точки зрения, то можно найти разделение. Есть идеал, который определяется как наивысшая точка, ценность, определенная система нравственных понятий. В которой нравственный идеал – это система, в основе которой лежат моральные требования. Их совокупность формирует определенный образ личности человека. Существуют определенные характеристики.

  1. С точки духовно-нравственной системы ценностей, идеалы являются образцом, которые достойны подражания. В этом плане можно привести примеры из художественной и духовной литературы. Многие герои обладают рядом характеристик, которые позволяют сделать выводы об их нравственных качествах.
  2. На протяжении человеческой эволюции, понятие «нравственный идеал» постоянно менялось. Так, в Древней Греции, по мнению Аристотеля, идеал с нравственной точки зрения заключался в способности самосозерцания. Человек должен был отрешиться от обычной мирской жизни, для достижения высшей точки совершенства. Кант, считал, что нравственный идеал определяется внутренним миром человека.

Для того чтобы совершать поступки, которые достойны идеальной личности, нужно руководствоваться определенными правилами. Так или иначе, но для каждого философа и психолога существует свое понятие о том, что такое идеалы.

Культурные ценности человека

Человек живет в обществе. То или иное общество, если рассматривать его как социум, живет в соответствие со своими правилами, традициями, которые еще называют культурой. Человек не может существовать без определенной цели. Именно культура и выдвигает перед личностью определенные цели. Это не является научным определением. Наука выявляет причины, которые существуют в определенные временные периоды. Цели, которые выдвигает перед собой человек, позволяют прогнозировать будущее. Оно определяется поступками личности.

В животном мире нет системы ценностей, из которой складывается определение, что такое идеалы культуры. Но она есть в человеческом обществе. Более того, цели, которые ставит перед собой личность, определяются во многом культурой. Культура того или иного общества основывается на традициях. Она развивается на генетическом уровне. То есть передается из поколения в поколение. Общество ставит перед человеком не простую задачу – сохранить культуру. За всю эволюцию человечества, существовало большое количество разных культур. Была китайская, египетская, древнерусская. Каждая из них заботилась о том, чтобы передать последующему поколению свою систему ценностей.

Идеальная жизнь человека

Из всего выше сказанного можно сказать, что у каждого человека своя система ценностей. Каждая личность ставит перед собой определенные цели. Добиваясь их, человек реализует свой идеал жизни.

Для одного идеалом в жизни является семья, для другого материальные ценности. У каждого из нас идеал жизни свой. Каждый прилагает усилия для того, чтобы его достичь. Для этого он ставит перед собой цели. Это очень важно, именно цель мотивирует человека развиваться в нужном ему направлении.

Можно ли достичь идеала

Если рассматривать идеал, как цель, к которой следует стремиться, то можно обратиться к психологии. Многое здесь зависит от ответа на вопрос, что такое идеалы человека, а также от его человека. Если есть желание, то поставленной перед собой цели можно достичь. Что для этого нужно? В первую очередь, нужно определить для себя, чего именно нужно добиться. Это может быть идеальная семья, или идеальная работа. После этого на листке бумаги, следует составить для себя план.

Во-вторых, важно определить для себя срок, за который следует достичь поставленной задачи. Не стоит сразу планировать свои действия на несколько лет вперед. Это может быть небольшой промежуток времени, за который можно добиться определенных результатов, которые приблизят реализацию цели.

Очень важно найти правильную для себя мотивацию, или причину. Нужно поддерживать себя положительными мыслями. Очень часто на пути достижения своего идеала возникают препятствия. Не стоит забывать о том, что без них достичь цели нельзя. Нужно правильно к ним относиться. Очень важно выйти из зоны привычного комфорта.

В заключение

Рассмотрев вопрос, что такое идеалы человека, можно сделать выводы. В погоне за материальными ценностями не стоит забывать о нравственности и духовности. Основа нравственных ценностей заложена во многих религиях. Должна быть система, которая основывается на культуре. Душа должна быть на первом месте. Именно о развитии духовных качеств следует заботиться в первую очередь. Тогда и жизнь общества может стать идеальной.

fb.ru

ЖИЗНEHНЫЕ ИДЕАЛЫ – Освобождение духа – Философия. Основные понятия о философии

Перейдем теперь к способам описания отчужденного морального сознания. Не представляет большого труда обнаружить, сколь мало его мировоззренческие формы в нашем обществе схожи с продуктами теоретического мировоззрения, научно организованного познания социальной действительности. Они лишены — и это в порядке вещей — четко продуманных оснований, зато недостаточная иригнанность составляющих эти формы частей и шаткость используемых понятий дают о себе знать при первом же с ними ознакомлении. Возможно, тот, кто попытается предпринять исследовательскую операцию по изучению данных форм, отыщет в них некое центральное ядро, интегрированную структуру, сливающую убеждения со стереотипами мироощущений, социальные верования с «логикой чувств». Пока же приходится ограничиваться предположениями, доверяясь дисциплинированному воображению, и поэтому затруднительно предложить читателю полученные на основе строго выверенных методик факты тайна мировоззрений, увы, все еще не разгадана.

Но, продвигаясь в направлении к рассекречиванию этой тайны, рискнем утверждать, что основное содержание практического мировоззрения людей результируется в их жизненных идеалах (возможны и другие обозначающие выражения). Такие идеалы складываются на основе обобщения людьми не каких-то обособленных, фрагментарных сторон их жизнедеятельности, а всего их индивидуального и группового опыта. Это «отзвуки» всей социальной практики, «слепки» с повседневных отношений людей. С некоторой приблизительностью они выражают их коренные потребности и интересы. Как и положено идеалам, они предписывают лишь «образ личности», но не «образ ее действий», указывают, не как следует поступать этой личности в тех или иных конкретных ситуациях, а какой ей надлежит быть в данную эпоху. Жизненные идеалы содержат стержневую направленность всех ценностных ориентации личности, генеральные цели, шире — они дают обоснование стратегической программы жизнедеятельности (стратегему), модели возвышенного и низменного, должного и запретного. Эти идеалы оснащают ориентирами нравственные искания личности, позволяют справляться с такими предельными (терминальными) характеристиками человеческого бытия, как смысл жизни, призвание, смерть и бессмертие, страдание, искупление и т. п.

Более конкретное ознакомление с жизненными идеалами отчужденного сознания обязывает присоединить к их определению еще одно прилагательное — «традиционные». Если американскому социологу А. Тофлеру чудился «шок от столкновения с будущим» (футурошок от вхождения в постиндустриальную цивилизацию), то нас поражает «шок от столкновения с прошлым» (перфектошок). Можно утверждать, что на широкой основе воспроизводятся типы мировоззрений и мировосприятий, сложившихся и отшлифованных не столько в сравнительно краткой для нашей страны истории капиталистического развития, сколько в долгой истории «традиционных обществ». Их феноменологические лики представлены пестрым спектром давно известных в истории культуры идеалов — гедонизма, квиетизма, стоицизма, анархизма, аскетизма и др. Разумеется, ни в коем случае нельзя говорить о буквальном совпадении древних и нынешних идеалов прегрешения модернизации непростительны. Однако в содержании многих современных мировоззренческих форм существуют отнюдь не случайные и поверхностные аналогии, а внутреннее единство, преемственное родство с хорошо знакомыми еще с древности типами идеалов личности. Родство не в обозначающих словах, а в самой сущности восстанавливаемой традиции.

Подобное восстановление происходит отчасти стихийно. Продленное бытие давних идеалов объясняется прежде всего известной общностью в содержании жизнедеятельности людей на разных этапах существования общества, базисными и надстроечными обломками прошлого, а не только инерциальной силой идеалов как таковых. Но вместе с тем воспроизводство идеалов нельзя полностью объяснить стихийными факторами. Силы, которые оказались заинтересованными в повторном отчуждении, были готовы прибегнуть и к использованию традиционных идеалов. Публично эти духовные традиции могут бичеваться в качестве «пережитков», на которые при случае даже удобно возложить значительную часть бремени ответственности за несовершенства идеологически прославляемой системы власти. Но настроения и поведение, стимулируемые данными идеалами, оказываются подозрительно удачно пригнанными к современным порядкам, утверждаемым этой системой. Они могут проникать в официально исповедуемые идеалы.

да так, что соучаствуют в их едва заметном преобразовании в желаемом направлении. Привлекают они простотой, самодостаточностью, возможностью предлагать с их помощью более или менее приемлемые ответы на любые самые замысловатые вопросы со стороны потребителя идеалов. Не на них, конечно, делается основная ставка, но и их совращающей возможностью не пренебрегают. Пробуждая в исторической памяти людей старые порядки, они служат дополнительным фактором подтверждения законности новых порядков, показателем их устойчивости в противовес подвижности и конфликтности, экзистенциональности и проблемности современных идеалов. Несмотря на свой почтенный возраст, они привлекают ореолом апробированности, иллюзией, будто прокламируемые ими жизненные принципы, погасив все неудачи проб и ошибок, уже стали неподвластными течению времени, духу перемен. Кажется, что они, выключившись из графика исторического процесса и неизбежной смены мировоззрений, вытекают чуть ли не из «природы» человека, естественным образом связаны с его высшими потребностями, запечатлевают в многократно снятой форме оптимальные способы вхождения индивида в цивилизованный социум, дают образцы взаимоотношений с ним. Тем более что данные идеалы и в самом деле не привязаны жестко к исторически сменяющимся обстоятельствам, прямо не выводятся из наличных форм социальных отношений, способны сравнительно легко перекочевывать из эпохи в эпоху.

Чтобы обрести путеводную нить при разборе многообразных проявлений морального отчуждения и в традиционных идеалах, необходимо выбрать какое-то упорядочивающее начало. Представим себе некую осевую линию отношения человека к предметному миру вещей, к формам потребительской деятельности, которые затрагивают различные социальные ценности, охватывают широкий диапазон общения, а не только одни вещи. Позиции, помещенные над этой условной осевой линией, обозначим как выражение отклонений от идеалов, ценностей и норм социалистической морали в сторону установок на потребительство, а позиции, располагаемые под данной линией, так же условно назовем антипотребительскими. Можно применить и другую, близкую предложенной, систему обозначений, скажем, назвав первую группу конформистскими идеалами «довольного сознания», а вторую группу — антиконформистскими идеалами «несчастного сознания».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

progs-shool.ru

Идеальная жизнь

Чем сильнее мы стремимся к идеальному, тем стремительнее отдаляемся от реального. Реальной жизни. Реальных отношений. Реальных людей рядом. Реального себя.

Как различить собственные сокровища и чужой багаж, который я зачем- то тащу?

«Если к двадцати годам вы не идеалист – у вас нет сердца, а если к тридцати вы все еще идеалист – у вас нет головы» (приписывается Рэнфолду Борну)

Первый курс психологического факультета начинался с рисуночных методик. Классическая пара «Я-реальный/Я-идеальный». Мы рисовали. Например, хиленькое деревце с пятью листами и роскошный пышнокронный дуб. Или скажем, уязвимого мышонка с тонким хвостом и ленную грациозную пантеру. В целом, любопытное времяпровождение.

Мы обсуждали, анализировали с видом ученых-первооткрывателей, смаковали озарения, находя различия и пути к их преодолению. Что нужно писклявому мышу, чтобы стать грозной пантерой? Что в принципе значит быть мышью? В чем радости пантерной жизни? В чем нуждается рябинка, чтобы стать многовековым дубом? Может, ее полить чем? Как-то так начинается история еще одной утопии. Не имеющей к реальности никакого отношения.

кадр из фильма » Степфордские жены»

Идеальная жизнь. Идеальный муж. Идеальная жена. Идеальный человек (а может даже сверх-человек, каждому по амбициям). Идеальный ребенок. Идеальный друг. Идеальные отношения. Вы много таких встречали? Я нет.

Более того, чем сильнее мы стремимся к идеальному, тем стремительнее отдаляемся от реального. Реальной жизни. Реальных отношений. Реальных людей рядом. Реального себя. Самого себя, проявляющего порой слабость, порой трусость и лень, стареющего, болеющего, умирающего в конце концов, но ведь реального, живого (пока что).

Конечно, лысеющий Альфонс (в данном случае случайное имя) с пивным животиком по сравнению с соблазнителем Батлером (хоть Митчеловским, хоть Голливудским) – тоска… И осознание этого в отдельных случаях помогает встряхнуться, задуматься над тем, что вас устраивает, а что нет, с чем/кем вы готовы жить и как именно, а с чем/кем жить не можете.

Но может ли коллажная картинка идеального мира стать альтернативой?

Идеальное видится как некий готовый продукт. Как свершенность, которую мы можем встретить, найти (если повезет, или если сильно молиться, если торговаться, если… Но ведь в сказках случается).

На фоне идеальной картинки действительность может показаться особенно неприглядной, жалкой, обделенной. Мы рисуем себе образ альтернативного, идеального сценария: «если бы я встретил…», «если бы был молод…», «если бы был богат…», «если бы поступил тогда на другой факультет…», «там тогда»… Но жизнь не имеет сослагательного наклонения. Не существует никаких «если бы». Есть только одна реальная жизнь, здесь и сейчас, с реальными людьми и реальными отношениями, которые мы не находим, но изо дня в день, из часа в час формируем. Как и себя самого.

И верный путь не в движении к абстрактному идеальному Я, но к конкретному потенциальному, включающего в себя не только одобряемые стороны, но и нашу собственную Тень.

Потенциальное Я – это то, кем мы действительно можем стать, то что уже сегодня мы несем внутри себя самих (пусть пока не проявленное). В отличие от идеального, к которому мы со талантами и слабостями, можем не иметь никакого отношения.

кадр из фильма » Степфордские жены»

Как формируются идеалы

Задумывались ли вы о природе идеала? Ну например, идеальной жизни идеальной женщины (неидеальной жизни идеальной женщины? идеальной жизни неидеальной женщины?).

Нередко идеальное – это нечто подсказанное или навязанное нам извне. Формирование идеального часто связано с понятием «правильного», например «правильно» выйти замуж, иметь детей, хорошую стабильную работу. «Правильно» иметь определенную внешность (может быть, в широком диапазоне, но все равно в каких-то рамках), определенные навыки и умения. Конечно, западный мир XXI века в целом предлагает довольно много свободы, более разнообразные вариации, чем были допустимы сто, двести, триста лет назад. Но рамки отдельно взятой семьи, где растет ребенок (например, вы) остаются вполне обозримыми. Идеальное Я формируется через родительские послания, то, что родители поощряют, а что нет. Что они считают хорошим, а что плохим. На что они дают одобрение, а что осуждают. Затем к родительской семье присоединяются взгляды воспитателей, учителей, сверстников и многих других людей и социальных институтов, в которые мы входим по мере нашего взросления. Пройдя столь долгий путь, пронеся через себя столько взглядов и мнений, становится нелегко вспомнить Кто же я на самом деле? Кто я в своем потенциале? Впрочем, как и различить, где мои собственные сокровища/тараканы, а где чужой багаж (чемодан без ручки), который я зачем-то тащу.

Но в конечном итоге, если допустить возможность вопросов и ответов после прожитой жизни, то вас не спросят: Почему ты не стал Достоевским или Гретой Гарбо?

А спросят: Почему ты не стал собой?

Этот вопрос осознанно или нет мы сами задаем себе в течение всей нашей жизни. И в случае, если не реализуем свой потенциал, испытываем блуждающее чувство вины (экзистенциальной вины за «преступление которое совершили против своей судьбы»), тяжелое, болезненное ощущение «что-то не так», «это не моя жизнь», тоску по несбыточному. Это чувство может сохраняться и в случае, если формально все хорошо, близко к «идеальному» набору, но чувство того, что все это не про меня не отступает.

Как метко заметил Ялом, искупление достигается погружением в “подлинное” призвание человеческого существа, которое есть “воля быть собой” (по Кьеркегору).

В чем отличие идеального и потенциального?

В основе идеального лежит идея. В основе потенциального лежит реальные жизненные возможности.

«Тот, кто идеей увлечён,
Тот слеп к тому, чем облачён» (П. Малахов).

Идеальное предполагает отсутствие изъянов, оно предъявляет требование совершенства. Потенциальное не претендует на это. Реальное и потенциальное соотносятся друг с другом как желудь и дуб, как ребенок и взрослый. Идеальное же может быть чем-то совершенно посторонним, чуждым реальному. Идеальное может требовать от семечки тыквы стать розовым кустом. Но семечка тыквы может вырасти лишь в тыкву: сильную или чахлую, может не вырасти совсем, однако розой ей не стать.

Идеальное почти всегда связано с социально-культурным контекстом, с внешними требованиями, ожиданиями. Смена социальной среды, жизненного контекста, культуры меняет и образ идеального.

Когда я работаю со своими клиентами, вопрос реального и альтернативного встает всегда. Человек приходит с трудностью в самых разных областях, но в конечном итоге это неудовлетворенность реальной ситуацией. Но что может быть альтернативой? Идеал? Нет. Хотя именно он чаще всего и рисуется. Утопические представления о прекрасном идеальном мире, где все хорошо, где дети всегда слушают родителей, где мужья с женами всегда влюблены в друг друга, где есть гарантии на чувства, где нет болезней, а если повезет и бессмертие. Идеальное как иллюзии. Новые иллюзии, разрушение которых вновь и вновь причиняет боль.

Альтернатива или альтернативы, потому как выходов всегда несколько (помните анекдот, даже если вас съели — выхода два) предстают как потенциальные возможности. Они неотрывны от реальности, они реалистичны, хотя и намного шире, масштабнее, смелее, чем привычная неустраивающая реальность. Потенциальные возможности это то, что у нас есть, но что мы по какой-то причине не используем. Наши запылившиеся ресурсы, наша собственная сила, которая уже есть в нас, но от которой мы почему-то отказываемся…опубликовано econet.ru

Автор: Евгения Карлин

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *