Жизненный мир человека философия – —

Жизненный мир — Психологос

Фильм «Обыкновенное чудо»

Королевство — враждебный мир. Мир Принцессы — мир Человеческих встреч.
скачать видео

​​​​​​​ Жизненный мир — метафорическая форма субъективного видения (внутренней картины) своей жизни.

Куда бы ни смотрел человек: вглубь себя, разбираясь со своими мыслями, намерениями и чувствами, или вовне себя, любуясь небом и пролетающими в нем быстрыми птицами, — он ощущает себя живущим в жизненном мире, видит свой жизненный мир: когда-то большой и светлый, иногда темный и трудный.

Жизненный мир человека (живого существа) подразделяется на внешний мир и мир внутренний. Жизненный мир — это видение (внутренняя картина) внешнего мира через призму мира внутреннего, внутренняя картина человека по поводу окружающего его внешнего мира. Смотри Внутренняя картина жизни

Жизненный мир человека изучает и психология, и другие науки.

Виды жизненных миров

Жизненные миры разных людей (разных живых существ) отличаются от жизненных миров других людей тем, что у него свое пространство, свое время, своих обитателей, свою историю и свое будущее. В зависимости от того, какие ценности и верования есть в мире миры могут быть дружественным и враждебным, просторным и тесным, миром результатников и миром процессников, миром Высоких ценностестей и миром бытовых интересов. См.→

Как формируется жизненный мир

Метафора о мире родом из детства. Ребенок запоминает, какой мир обычно вокруг него, каким мир воспринимают родители и привыкает жить в той или иной картинке. В будущем — он может продолжать жить в том же мире по привычке, то ли сам формировать вокруг себя миры. См.→

Как пользоваться метафорой о мире

  • Метафора о мире во многом определяет трактовку жизненных событий, которые уже свершились или могут свершиться. Если, например, человек привык жить во враждебном мире — и видит, что ему улыбнулся другой человек, чужой и незнакомый, его первые мысли: «Втирается в доверие. Хочет отвлечь, а потом ударить.» Не потому что это правда, а потому что он привык жить в таком мире, где каждый каждому — волк, а главная задача — выжить, а не жить.
  • Обычно есть один мир в котором человек живет постоянно или большее количество времени — основной мир. Другими мирами он может пользоваться как инструментами. Например для лучшего контакта с бизнесменом из Делового мира лучше на какое-то время оказаться с ним в одном мире и разговаривать на одном языке.

Какой мир строить вокруг себя

Это решает каждый человек. Наверное, лучше, когда мир вокруг дружественный, но направленный на результат, а не просто на пообщаться. Лучше, когда в мире есть Высокие ценности, и человек живет не только бытовым уровнем, только в таких мирах рождаются красивые люди и проживают простые правильные жизни. Жить в изменяемом мире — здорово, он дарит энергетику и желание делать: я могу поменять то, что считаю нужным! Это — возможно! Когда законы ясные и четкие — жить проще, значит для себя лучше сформулировать четкие правила, но только самые необходимые.

Оптимальный для проживания мир — это мир Мастерская. Теплые и дружелюбные люди, большие и красивые свершения, Высокие Ценности и ясные ограничения. Практически бескрайние возможности развития. Возможность делать многое в этой жизни.

Сразу ли люди попадают в этот мир? Не сразу, чтобы жить в мире Мастерской нужно уже много уметь, билет в этот мир стоит недешево. Если, например, человек привык жить в Джунглях, первым делом ему нужно привыкнуть к тому, что мир — дружелюбный. Потом к тому, что работать нужно на результат, а не ради самого процесса жизни. Потом — нарабатывать ориентиры на Высокие Ценности и наконец оказываться в качественно новом, красивом мире.

www.psychologos.ru

Философия и жизненный мир человека

4. Где впервые возник термин «философия», в каком веке и что данный термин обозначал

5. Каковы были предпосылки возникновения философии

6. Назовите и объясните две концепции, которые связаны с вопросом о происхождении философии

7. Какие можно зафиксировать образы философии в истории культуры

8. В чем заключается суть философии как знания и понимания

Тема 1.2 Философия как социокультурный феномен

1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции

Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним.В этих представлениях отражались попытки определенным образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, фиксировалась система нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей. Таким образом, мировоззрение этообобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.Мировоззрение выступает как способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения. В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты:

1. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре мировоззрения знаний всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и объяснения смыслообразующих связей и отношений реальности.

2. Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, а также важнейшие законы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

3. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Следует отметить, что мировоззрение всегда связано с конкретно-историческим типом культуры и в своих структурах воспроизводит целостный образ пространства определенной эпохи, основные ее смысловые и ценностные характеристики. Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его реализации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:

·о нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение

·о философско-теоретическом мировоззрении

·о научном мировоззрении

Наиболее разработанной с точки зрения развития философии классификацией является историческая типология мировоззрений, в которой выделяют следующие его типы:

1) Мифологическое мировоззрение это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические объяснения природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: например, человеческие и божественные. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека. С развитием человеческого общества мифология как мировоззрение утрачивает свои позиции в культуре. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения: религию и философию. Их многогранное и постоянное взаимодействие прослеживается на протяжении многих веков человеческой истории. Вместе с тем между религиозным и философским мировоззрением существуют важные и принципиальные различия.

2) Религиозное мировоззрение, главным признаком которого является вера в сверхъестественное. Ядром религиозного мировоззрения является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Религиозное мировоззрение также предполагает соответствующее поведение, определенные культовые действия, которые основываются на вере в существование богов.

3) Философское мировоззрение — исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними. Философия выражает глубинные фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества. Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий и логических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам мира, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится, прежде всего, не к чувствам, а к разуму. Первые успехи философии были основаны на великом открытии древних мудрецов, суть которого состояла в том, что только с помощью разума или рационального мышления можно постичь предельные основания и причины мира, выяснить принципы, которыми должен руководствоваться человек в делах познания и жизни. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Таким образом, философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление. Главным инструментом философии является язык теоретических понятий и категорий. Философия рационализирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий или универсалий культуры. Нескончаемый спор между мыслителями о том, что представляет собой философия, какова ее ценность в культуре и в чем состоит ее предмет, ведется фактически с момента ее возникновения. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии.

2. Предмет философии и его историческая динамика

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки можно выделить предметную область философии, которая состоит из следующих проблем. Первая философская тема это проблема окружающего мира, бытия, Космоса,

поиск первоосновы всего сущего. Поэтому философское познание начинается с вопросов о том, что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее. В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различный вид. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего. Вторая философская тема — проблема человека и смысла существования его в мире. Еще древнегреческий философ Протагор утверждал: «Человек есть мера всех вещей». Данная проблема связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о статусе человека, смысле его жизни, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем. Третья важнейшая философская тема – проблема отнош

mirznanii.com

Понятие «жизненный мир»

Впервые начинает изучение повседневной жизни людей, их быта немецкий философ Эдмунд Гуссерль — человек, желающей найти основы рациональной чистого сознания, отделенной от бытия и сознания конкретного индивида (субъекта).

 

Но решить проблему повседневности мира Эдмунду Гуссерлю не удалось, ее решения оказалось невозможным без обращения к повседневности сознания и социальных общностей. И Эдмунд Гуссерль вводит понятие жизненный мир. Понятие жизненный мир — совокупность всех возможных или действительных горизонтов опыта человеческой жизни. Единственно реальный, данный в ощущениях, жизненный мир противопоставляется мира естественнонаучных и математических абстракций, которые генетически связаны с допредикативним опытом жизненного мира. Повседневная жизнь противопоставляется естественнонаучным теориям. Для исследователей сфера понятий, категорий различных теоретических формулировок иногда выступает более истинной, чем существенно поняла действительность. И сама реальность жизни, наполнена случаями, иногда несовершенством явлений и событий, форм и методов реализации различных жизненных проблем, разнообразной чувственной конкретики выступает менее значительным, чем научная картина реальности.

Взаимодействие людей, внешне благородная и прекрасная, возвышенная, чуткий, при сближении или, наоборот, прекращении отношений, бывает, резко меняет положение, окружающая социальная среда. Взаимодействие людей вдруг осознается не как некое присущее кому-то или свойство положения, а как начало отчуждения. Почему так бывает? На вопрос почему нет видимой ответа. Помнится известное высказывание Дениса Ивановича Фонвизина: «Таков этот мир, а почему он такой, того не ведает ни умный, ни дурак». Ведь любознательность и любопытство — в крови человека. 1 Чего тут думать — гадать. Закон запретного интереса непреложный: никто не будет исключением, с необходимостью, но каждый хочет знать тайну. Жизнь. Такая обыденность. Жизненный мир — совокупность интерсубьективних делимого опыта повседневной жизни, включающая восприятие природных объектов и человеческих существ, материальных и символических плодов человеческой деятельности. Научная картина реальности уходит в классический рационализм, который считал, что за невыразительностью и неверностью повседневности можно и нужно увидеть жесткий каркас законов, зарождения станового хребта опытного процесса.

Еще в конце XIX — начале XX века исследования философов показали, что в сфере обыденных представлений и переживаний, положения и установок сознания в повседневной жизни людей складываются познавательные инструментарии вместо выражения сущности мира, формулируются различные теории, концепции, и часто повседневность людей становится миром теорий, вырастает из повседневной жизни. Но и мир мечты и грез, мир искусства и даже мир потусторонний, зависящие от повседневности, вплетены в опытное кружево жизненного мира. Человек не знает о способах гипотетического, т.е. засевается на гипотезе возможного посмертного существования, даже не может представить загробного, загробной жизни, и вообще есть ли загробная жизнь, а если есть, то какое оно, похоже ли оно на земную или напоминает переживания в условиях изменения сознания и др.. В обыденность, в мир твердых раздельных предметов и чувств человек возвращается, пока живет, от всякого рода своеобразных переживаний. Повседневность есть источник и вместилище любых вариантов реальности.

Виступаючы соединенным процессом, охватывающим существования всех других известных человеку миров, повседневную жизнь есть единственный универсум, обладающий своим собственным внутренним законам. Немецкие социологи Альфред Шюц и Томас Лукман подробно раскрывают особенности повседневного мира, его отличие от мира природы. В общении, в постоянно обновляемом контакте, связях людей возникает и формируется действительность, повседневность, ее ведущие составляющие — не предметы и процессы сами собой, а человеческий смысл, смысл жизни. Предоставляемые вещам и отношениям значения составляют полотно повседневной действительности. Социальные же предметы и их значения зависят от восприятия и понимания их обществом, отдельными социальными общностями, слоями и индивидами. Если же взять качество таких повседневных социальных явлений, как порядочность, преступность, любовь, политическая власть, государственная власть, то их определения сути зависят от того, какие значения и в каких контекстах им услуг. Социолог Дэвид Уолш отмечает, что «естественный мир не зависит от признания или непризнания человеком его существования, даже если человек анализирует его в терминах структуры значений, не присущая ему по самой его природой. Напротив, данный социальный мир неизбежно прекращает свое существование, если ему отказано в человеческом признании, потому что вне таким признанием социальный мир не обладает свойством существования ».

Повседневность постоянно и, пожалуй, каждый интерпретируется и переинтерпретуеться в коммуникации. Все в повседневности объясняется, прочитывается и перечитывается, создаются множество вариантов понимания, прирастает и уменьшается содержание. Поэтому главной проблемой межличностного общения, возникающий в процессе повседневности, становится проблема понимания. Повседневное мышление продукт теоретической и научного мышления, эстетического и научного поведения в повседневной жизни. Эстетическое научное мышление изде становится с обыденного мышления для того, чтобы дифференцироваться и потом в процессе рецепции вернуться туда, откуда пришли. Георг Гегель отмечал, что повседневная жизнь в принципе находится вне философией, а сам предмет философии — это отчуждение и возвращение мирового духа в мировую историю, поэтому отдельный человек ничего не стоит и может стать предметом философии только в том случае, если выступать носителем мирового духа. Повседневная жизнь, по мнению Генри Лефевра, — это то, что происходит ежедневно. Но, разумеется, что повседневная жизнь — не происходит ежедневно, а то, что противостоит и то, что происходит не каждый день — праздник, пережитая событие и др.. Из философии жизни следует, что пережитый событие все-таки не совмещена с не обыденным «даже когда оно в структуре общественного труда сопровождает повседневную деятельность». У человека это создает политическую готовность в повседневной жизни переживать повседневные дела, вплоть до катарсиса, то есть очищения, облегчения, облагораживание чувств человека. Но не любое посредничество между природой и обществом повседневно. Повседневная жизнь даже приблизительно не исчерпывается повседневной ролью посредничества человека между природой и обществом, а есть все больше и такой деятельности, относящейся к чистой общества.

Раскрытие содержания повседневности создает ее сложную внутреннюю структуру, порождает множество разнообразных реальностей, переплетающихся борются и взаимодополняют друг друга. Но повседневность, обыденность не является клубок спутанных нитей, скорее, единственный функционирующий организм. Целостность обыденности внутренне упорядоченная, существует ряд устойчивых, общепринятых, ведущих толкований, позволяющих определять тип культуры, тип

ментальности и др.. В основе всех случайных отклонений лежит некоторое количество инвариантов, определяющих повседневную отношение большинства населения общества к природе, к потустороннему миру, к возможностям их собственной жизни, к труду, к семье, справедливости и др.. Такие варианты создают у людей некоторое общее мировоззрение и подобную в основном картину окружающего мира и Вселенной.


worldofscience.ru

на тему- Философия и жизненный мир человека

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30 Заказать написание уникльной работы

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет физической культуры»

Институт туризма

Управляемая самостоятельная работа

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Философия и жизненный мир человека»

                                                                                           

                                                                                           Подготовил

                                                                                           Студент 2 курса 423 группы

                                                                                            Корбан Павел

Минск, 2013 г.

Философия и жизненный мир человека.

Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Проблема определения философии.

К VI в. до н. э. в разнообразных культурах происходит настоящий взрыв интеллектуальной энергии.

Термин «философия «впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги в античном мире, то уделом философа провозглашалась любовь к ней. Таким образом, возникновение философии в социокультурном пространстве Древней Греции было связано с формированием убеждения в том, что мудрость есть высший идеал знания и поведения. По своим истокам философия восходит к стихийному мировоззрению человека, в котором сочетались элементы мифологии, образно-ассоциативного сознания, художественно-фантастические картины реальности, действительный социальный опыт наблюдения над процессами развития природы и общества.

Философия существенным образом отличается от других систем знания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления.

Исследователи выделяют факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции, — это одаренность греческого народа, благоприятное географическое положение, исторические обстоятельства, богатство и многосторонность греческих дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством красоты, демократия, уважение к закону и порядку, любовь к поэзии.

В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая — из науки.

Мифогенная концепция анализирует предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согласиться, когда она сводит мифологию к религии, не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию.

В рамках гносеогенной концепции показываются значение зачатков научного знания для философии. Но мифологию, рассматривают как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.

Поэтому у истоков формирования философии стоят мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания. Философия это знание особого рода, так как она пытается судить о единой для всех явлений мира основе и ищет в ней условия единства и целостности мира. Философия не поддается определению через что-то другое, она есть нечто самостоятельное, предельное.

Философия возникла в VI в. до н. э., в так называемое «осевое время», когда, по словам немецкого философа Карла Ясперса, в различных культурах сформировалась «своего рода полоса древней цивилизации», которая привела к концу мифологической эпохи. У истоков формирования философии стояла мифология, от которой философия унаследовала ее мировоззренческую схему, то есть совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Но в отличие от мифологии, строившей общую картину мира на уровне эмоционально-чувственной ступени познания, философия рассуждает на уровне рационального познания. Философия судит обо всех известных людям вещах, исходя из признания их общей непреходящей основы, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления. Необходимость обоснования осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека, его отношение к миру.

Такие «вечные» философские вопросы, как что собою представляет мир, в чем сущность человека, в чем смысл его жизни и его предназначение, каковы его отношения с миром и другими людьми всегда сохраняют свое значение для человека и человечества. В исторической динамике менялись акценты в решении основных философских проблем, однако уже в древних философских учениях можно зафиксировать постановку и анализ каждой из выделенных тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения.

Образы философии в истории культуры.

В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей:

1. Философия как любовь к мудрости. Этот образ сложился еще в античности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения.

2. Философия как образ жизни. Такое понимание философии предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы на основе размышлений и обобщений непосредственного опыта жизни и познания окружающей действительности.

4. Философия как идеология. Данный образ философии складывается обычно в таких социальных системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государственной власти и управления.

5. Философия как наука. Несмотря на радикальную критику философского разума в современной культуре, образ философии как воплощения научной рациональности и огромных познавательных возможностей теоретического мышления устойчиво сохраняется в массовом непрофессиональном сознании.

Философия как знание и понимание.

В переломные моменты человеческой истории и культуры, связанные с крушением кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск теоретической мысли по решению насущных проблем, обоснованию новых ориентиров и ценностей. В такие исторические моменты не обойтись без философии. Поиск новых мировоззренческих идей идет на фоне небывалых событий мировой цивилизации. Перед человечеством стоят проблемы, требующие философского осмысления для их разрешения.

  1.  Проблема выживаемости в ядерный век. До создания мощного атомного средства уничтожения люди были убеждены, что человечество в целом бессмертно. Можно уничтожить памятники и другие достижения человеческой культуры, но человечество бессмертно. Когда в августе 1945 г. на японские города были сброшены первые атомные бомбы, началась принципиально новая эра мировой истории, ибо обозначилась реальная опасность для дальнейшего существования человечества. С этого момента человечество стало смертным. Ядерное оружие наряду с другими глобальными опасностями ставит под угрозу выживаемость человечества. Стало ясно, что все другие проблемы имеют смысл лишь постольку, поскольку остается шанс на разрешение основной — проблемы выживания, сохранения целостности человечества. Наряду с расширением возможностей человека, совершенствованием предметного мира стала очевидной истина о смертности человечества, если не будут найдены механизмы сдерживания его агрессивных устремлений.
  2.  Проблема экологической выживаемости человечества, так как быстро развивающаяся техногенная цивилизация поставила человечество на грань жизни и смерти. С возникновением мощного технологического давления на биосферу искусственная среда требует все больше вещества природы для своего воспроизводства.
  3.  Проблема сохранения целостности личности. Усиленные темпы развития современной цивилизации привели к процессу отчуждения создаваемых ею социальных структур. Цивилизация взорвала такие традиционные структуры, как трансляция вечных ценностей от отцов и дедов (ценность труда, живой контроль общества за нравственным поведением человека и т. д.). Человек включен во многие системы социальных отношений. Возникает своего рода расщепление личности. Человек становится часто средством, а не целью. Погружения человека в разные социальные отношения, где от него требуется выполнение соответствующих ролей, приводят к постоянным стрессам. Приспособление к условиям современной социальной организации возможно лишь в порядке сложных манипуляций над своим сознанием.
  4.  Проблема коммуникативного единства человечества, необходимости формирования идеалов открытости, диалога между различными народами и религиями, несилового решения возникающих конфликтов.

Эти проблемы требуют новых мировоззренческих идей в отношении к миру в целом, к человеку и человечеству, радикальных изменений в познавательном отношении человека, в различных сферах культуры. Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей поможет решить проблему сохранения человека как личности. Нужны новые критерии и подходы для успешного диалога человека с человеком, ориентированные на плюрализм мнений, терпимость, толерантность, согласие, которые и обеспечат формирование новых мировоззренческих структур. Познавательное отношение современного человека к таким сложным объектам, как атомная энергия, уникальные объекты экологии, генной инженерии в которые включен сам человек, нуждается в пересмотре традиционного тезиса об «этической нейтральности» научного познания. В иерархии ценностей, к которым относится научная истина, равноценно с ней должны выступать и такие ценности, как благо человека и человечества.

Обоснование этих новых мировоззренческих ценностей и является одной из задач современной философии.

samzan.ru

Философия и жизненный мир человека

Отличительными признаками сознания человека от психики животных являются: абстрактное мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии; целеполагание как способность прогнозировать свою деятельность; самосознание определяющее возможность выделения себя из внешней среды; язык как система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям.

Формирование этих особенностей сознания стало возможным благодаря социо- и культурогенезу, где и абстрактное мышление, и язык, и самосознание выступают как исторические образования. У истоков сознания стояла практика, где первичный акт мышления фактически выступает как «внутреннее действие».

В зависимости от выделенных уровней анализа можно говорить и об основных структурно-функциональных характеристиках сознания. Рассмотрим модель психики, предложенную З. Фрейдом, рассматривающий последнюю в единстве таких составляющих, как «Оно» (id), «Я» (ego) и «Сверх-Я» (super-ego). Феномен сознания («Я») здесь образуется за счет пересечения импульсов бессознательного («Оно) и нормативных установок культуры и общества («Сверх-Я»). Фрейдовская схема описывает не столько сознание, сколько психику, в рамках которой сознание выступает как небольшой и не самый интересный для Фрейда фрагмент. В то же время представляется возможным структурировать также «внутренний» опыт сознания, отличающийся исключительным богатством и многообразием своих проявлений.

Таким образом, сознание — это сложная многоуровневая система, включающая в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции.

4. Творческая природа и социокультурная размерность сознания

Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Именно идея о социокультурной размерности сознания отделяет классические и неклассические версии философии сознания. Классическая философия исходила из возможности индивидуального сознания даже в ситуации изоляции от общества. Сознание человека представлялось как проявление «чистого разума», либо как первоначальная tabula rasa (чистая доска), заполняемая природой в процессе индивидуального опыта.

Преодоление классического принципа «созерцательности мышления» осуществляется первоначально в философии марксизма в связи с идеей общественного сознания, ядром которого, согласно Марксу, является идеология как сложившаяся в обществе система взглядов на общество, человека и природу. Она характеризуется Марксом как «ложное сознание», поскольку закрепляет интересы правящих слоев населения, диктуя определенный спектр видения и объяснения действительности. «Зеркало» сознания при этом всякий раз искажается в соответствии с устойчивыми идеологемами своего времени. Индивидуальное сознание возможно лишь через его соотнесенность с общественным, где и разум, и чувственность в равной мере выступают продуктами социальной эволюции. Общественное сознание задает специфичную для каждой эпохи шкалу ценностей, которые определяют устойчивые мировоззренческие конструкции разума и те «культурные фильтры», через которые воспринимается мир.

Соответственно, будучи социально зависимым, сознание не просто пассивно отражает действительность, но и творчески реорганизует ее в соответствии с определенными историческими установками времени. Творческая природа сознания состоит также в его способности к опережающему отражению действительности, т. е. в возможности предвосхищения ситуации на основании имеющегося опыта. Способность к опережающему отражению действительности связана с таким фундаментальным свойством сознания, как целеполагание. Целевые установки, в которых конкретизируется сознание, одновременно не только зависят от исторической ситуации, но и выходят за ее границы, позволяя расширять горизонты социокультурной реальности и создавать новые ценности.

Один из основных факторов, посредством которого осуществляется социально-творческая природа сознания, — это деятельность. Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирование сознания, где всякий мыслительный акт — это «внутреннее действие». В то же время человеческую деятельность отличает ее «осознанность», связанная со способностью к целеполаганию.

В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование . Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения. При всей консервативности институтов традиций и образования они так же, как и деятельность, раскрывают творческую природу сознания. С одной стороны, как механизмы социализации традиция и образование формируют сознание в его культурно-исторической вариабельности, с другой — закладывают необходимое основание для последующего развития личности, творческий потенциал которой напрямую зависит от ее общекультурного и образовательного уровней.

Еще один фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, — это коммуникация. Она конкретизирует феномен деятельности на уровне межличностных взаимодействий, определяя не только ситуацию человека в целом, но и природу сознания. Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: диалога, полилога. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях.

Культурные механизмы, обеспечивающие коммуникацию, — это речь и язык. Язык – это система знаков, соответствующих определенным понятиям. Речь — это оформленная в соответствии с принятыми в обществе правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык. Таким образом, язык реализует себя посредством речи, однако по отношению к последней он является более фундаментальной структурой.

Речевое высказывание как элементарная единица речи может характеризоваться как определенный акт, действие, направленное на достижение целенаправленного эффекта со стороны воспринимающих людей. Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством для образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохранения и трансляции информации, коммуникации; является необходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможно лишь посредством языка.

Однако акцент на языке как исключительном средстве изучения сознания, сделанный в философии ХХ в., едва ли является правомерным. И в последствии, невозможность адекватной реконструкции опыта сознания средствами языка способствовала переориентации философии в конце ХХ в. на идею текста. В отличие от языка текст не связан единой структурой, но существует как пересечение различных контекстов и фрагментов опыта. «Сознание как текст» — это одновременно «сознание как след», отсылающий к многообразию культурных практик, но реализующийся за счет их творческой переинтерпретации. Идея текста, существующего в ситуации многообразия контекстов и «конфликта интерпретаций», демонстрирует сложность и комплексность проблемы сознания в философии. Тем самым вопросы «что такое человек» и «что такое сознание» во многом остаются открытыми для философского и научного познания, стимулируя одновременно поиск новых форм и акцентов в самоопределении культуры и человечества.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое сознание

2. Назовите основные подходы в философии к исследованию сознания

3. В чем заключается проблема генезиса сознания

4. Назовите уровни сознания, определите структурные компоненты сознания

5. Каковы структурно-функциональные характеристики сознания

Тема 4.1 Познание как ценность культуры и предмет философского анализа

1.Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру

Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно и осмысленно преобразовывать природную и социальную среду обитания, а также целесообразно использовать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.

Познание — это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

mirznanii.com

Философия и жизненный мир человека

2. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции

Философская мысль в Германии охватывает период конца XVIII – начала XIX в. Еепредставителями были И.Кант, И.Г.Фихте, Г.Ф. В.Гегель и Л.Фейербах.

Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804). Интеллектуальная биография Канта делится на два периода: 1) «докритический» с 1776 г. до конца 60-х г. 18 в.; 2) «критический» в данный период он создает три своих известных произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Пытаясь обосновать научность философии, он всесторонне осмыслил возможности и пределы знания, выявил всеобщие, субъективные предпосылки его существования. Особое значение для его учения имела проблема опыта, при анализе которой И. Кант стремился найти четкие критерии для обоснования объективности знания. Существенным вкладом И. Канта стал анализ механизмов познания. Кант выявил категориальную структуру человеческого мышления и впервые в истории разработал представление о родовой сущности человека, который включает в себя весь предшествующий исторический опыт познания мира. Новым взглядом на проблему человека являлось гуманистическое учение И. Канта о человеческой личности. Кант был в числе первых европейских мыслителей, провозгласивших безотносительную ценность человека независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности. Гуманистическое понимание личности он основывал на принципе автономии нравственности, идее долга и свободы. Идеи Иоган Готлиб ( 1762-1814). Фихте пытается обосновать возможность философии как науки, а также как фундамента всего научного знания. Он считает это возможным при соблюдении двух правил: 1). философия, как наука в целом, должна представлять собой систему; 2). она должна основываться на одном единственном принципе, абсолютно достоверном, не выводимом из какого-либо другого положения. Подлинным предметом философии является свободная деятельность человека, творимый им природный, социально-исторический и нравственный мир. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного идеализма. Впервые в истории философской традиции представил всю область действительности в беспрерывном движении, изменении и развитии. В своей концепции Гегель раскрывает внутреннюю связь развития, понимая его как переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. Гегелевская диалектика, начиная с чисто логических категорий, переходила далее к природе и духу и заканчивалась категориальной диалектикой исторического процесса. Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)разработал материалистическое учение.Онввел в философскую традицию принцип антропологизма, согласно которому человека следует рассматривать как единственный, универсальный и высший предмет философии. Под человеком он понимал абстрактного природно-биологического индивида, движущей силой которого является стремление к счастью. Его социальную сущность он сводил к понятию рода и межличностному общению. Под влиянием Великой французской революции немецкие мыслители большое внимание уделяли проблемам социальной жизни, что привело к созданию концепции правового государства И. Кант, И. Г. Фихте, и Г. В. Ф. Гегель рассматривали достижение всеобщего правового состояния как конечную цель исторического прогресса. Торжество правопорядка, а не произвола и тирании обеспечивает справедливый, рационально организованный общественный строй.

Вопросы для самоконтроля:

Тема 1.8 Зарождение и становление постклассической философии

Основные принципы классической философии

В широком смысле слова под классической философией понимают традицию, восходящую к античному философскому рационализму Платона и Аристотеля. Классическая философия охватывает период с VI в. до н.э. и примерно до середины 19 века. Содержательная специфика классической философии определяется следующими положениями:

Главной задачей философииявлялось освобождение внутреннего опыта человека от давления страстей и личного произвола. В познании необходимо достигнуть объективности, обнаружить необходимое и общезначимое, контролируемое разумом содержание. Только оно может считаться истинным знанием. В результате складывается наукообразная форма философского мышления. Философия ориентируется на стандарты естественнонаучного познания, предполагает строгие нормы организации знания, четкие критерии. Свои идеи и положения философы классической эпохи оформляют преимущественно в виде научного трактата. В методологии классическая философия ориентирована на прозрачность познавательных процедур, на ясность и точность рассуждения. Общество, экономическая реальность, сфера культуры, художественной деятельности, морального сознания все это постигалось разумом. Социальные отношения рассматривались как рационально понятый интерес. Общественное устройство как разумная конвенция, «общественный договор», в основе которого лежат естественные права человека, соответствующие разумному закону природы. Философия мыслилась как высший род умозрения. Философы стремились мыслить за всех, универсально и объективно постигая абсолютную истину. Сама философия мыслилась «как наука всех наук».

Проблемное поле неклассической философии

Формирование неклассической философии было социально подготовлено и обусловлено, вызвано потребностью отражения кризиса западной цивилизации и культуры, рассогласованием между рациональными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, то есть иррациональным, иным по своей природе.Кризис рационализма, переживаемый неклассической философией, приводит к расширению поля философии. Актуальными становятся альтернативные рационализму формы осмысления бытия и человека, т.е. оформляется иррационализм (лат. irrationalis —неразумный, бессознательный). Иррационализм считает, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира, и обращает внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное). В рамках неклассической философии человек рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, практически преобразующее природу и общество. Главное, что волнует неклассическую философию это понимание того, что происходит с человеком, с его свободой, от которой ему порою хочется бежать из-за бремени ответственности. Неклассическая философия задается вопросом о том, как сохранить при этом совестливость, впечатлительность, духовно-психологическую независимость, индивидуальность сознания, что предпринять, чтобы остаться человеком в современном мире.Неклассическая философия переходит к диалогическому стилю мышления. Новый тип философствования основывается на понимании, интуиции, использовании при изложении любого текста художественно-образных форм, открытости, недосказанности, предполагающих возможность собственной интерпретации.Неклассическая философия переходит к осознанию самоценности индивидуального, уникального, своеобразного и единичного. Такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря воле, интуиции, в бессознательных актах.Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку, который становится более гибким, художественным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания.

Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше

Датский философ Сёрен Къеркегор (1813-1855), его произведения: «Страх и трепет», «Стадии жизненного пути» и др. Он противопоставляет себя рационалистической философской традиции, которая, по его мнению, сосредоточена на общих отвлеченных сущностях, общих понятиях. Рациональное постижение мира он заменяет понятиями переживание или существование, которые игнорировались классической философией. Новое понимание философии связано с внутренней жизнью человека, его переживаниями, а потому только оно и может быть конкретным, «человеческим» знанием. Сложная, многогранная, противоречивая и динамичная жизнь не поддается усилиям рассудка. Кьеркегор фиксирует внимание на изменчивости, неустойчивости, текучести человеческого существования, его обреченности на смерть, страх, сомнения, и страдания.К основам человеческого существования, по Кьеркегору, можно прикоснуться только в ситуациях критического выбора. Так как именно в моменты выбора или риска, человек встречается со своим «Я». Личностный выбор определяет путь индивидуальной жизни человека. Именно способность к свободному выбору, а значит и принятие ответственности за него, является отличительной чертой человека как свободного существа.В существовании человека Кьеркегор выделяет следующие стадии: эстетическую, этическую и религиозную стадии. Эстетическая стадия, где человек стремится испытать все виды наслаждения, т.е. от чувственного до интеллектуального. На этой стадии человек живет в основном чувственными удовольствиями, не задумываясь о смысле существования. На этической стадии человек добровольно подчиняется нравственному закону, осознавая различие между добром и злом, становясь личностью. На этой стадии человек понимает, что в мире господствует необходимость, всеобщий закон, долг, которому он обязан повиноваться.Религиозная стадия , т.е. на религиозном уровне человек не подчиняется всеобщему закону, а вступает в прямое общение с Богом. Однако истинная вера не является прямым результатом усвоения религиозных догм и церковных предписаний. Она возможна исключительно благодаря свободному и ответственному выбору. Вера является одновременно и высшим наслаждением, и мучением.

mirznanii.com

Философия и жизненный мир человека

2. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания

Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство — основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность — сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа». В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.

Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы»

Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие имеет несколько толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого. Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. И. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей (М. М. Камшилов, В. Я. Шипунов, М. И. Будыко, Н. Н. Моисеев, Дж. Андерсон, П. Дювиньо и др.). Биосферу рассматривают в качестве одного из основных структурных компонентов строения нашей планеты и выделяют такие структурные уровни ее организации, как: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический.

Философский смысл понятие биосфера получило у В. Вернадского, который ввел термин живое вещество, охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванным живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. Появление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее развитии: так как деятельность человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосфера (греч. noоs — разум, sphaira — шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г. Данный термин встречается и в концепции французского естествоиспытателя П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е. «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных — вне биосферы и над ней. В. Вернадский тоже исследовал понятие ноосфера — это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.

Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры — принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера — это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа . Цель стратегии устойчивого развития — обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек—хозяйство—природа».

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое онтология как философское учение о бытии

2. Каково содержание философской категории «бытие»

3. Каковы основные подходы к характеристике категории материя

4. Какие характерные атрибуты понятия материя

5. В чем суть философского понятия природа

Тема 3.1 Проблема человека в философии и науке

1. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии

В философии выделяют следующие основные концепции в осмыслении проблемы человека:

1) натурализаторская концепция, где человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным.

2) концепция экзистенциализма: понимает человека как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Протестуя против возможности навязывания человеку общих стандартов и ценностей, вне зависимости от их природного или социального характера, исследователь Ж.-П.Сартр писал, что у человека нет «природы». Его существование в мире — это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя.

3) концепция христианского персонализма, связана с обоснованием значимости внутреннего духовного опыта и индивидуальной ответственности человека за осуществляемый им свободный выбор. Ценность отдельной личности в христианском персонализме обусловливается ее непосредственной соотнесенностью с Абсолютной Личностью, с Богом, «образом и подобием» которого она выступает. Божественное тем самым становится основанием для возвышения человеческого.

4) рационалистическая концепция, в которой сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличие от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия. Разум — это начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке.

6) социологизаторская концепция, которую наиболее четко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации.

Таким образом, можно отметить то, что каждый из подходов делает акцент лишь один возможный срез человеческого бытия, зачастую игнорируя многомерность личности. Реальная истина о человеке, должна, исходить из того, что человек — это одновременно природное, социальное и индивидуальное и творческое начало.

2. Научные и философские модели происхождения человека

1) концепция креационизма (лат. сreatio — творение, создание) была исторически первой моделью происхождения мира и человека. Рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие».

2)Концепция эволюционизма— идея естественного происхождения человека из животного царства. В научном плане эволюционизм более интересен и последователен. Эволюционизм сегодня выступает наиболее авторитетной версией происхождения человека науке и в философии. В современной науке возникновение первых человекообразных существ, ставших промежуточным эволюционным звеном между обезьяной и человеком, относится к периоду 5–8 млн лет назад. Биологически они уже отличались от остального животного мира рядом признаков: прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга. Вместе с тем закрепление и развитие этих признаков обусловливалось возникновением у человека особой формы адаптации – трудовой деятельности. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда становится сущностной характеристикой человека.

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о