Значение деятельности человека в жизни: Каково значение деятельности в жизни человека?

Деятельность в жизни человека и общества

Основатель школы Art Photo School, профессиональный фотограф Все занятия проходят в профессиональной фотостудии KAPS ( м. Бауманская, Старокирочный переулок 2 ). Каждое занятие начинается с теории и плавно переходит в практику — таким образов Вы сможете закрепить полученные знания. Для занятий Вам понадобится ручка и блокнот ( для заметок ), а так же камера.


Тема: Деятельность в жизни человека и общества.

Класс: 10

Цели урока:


  1. объяснить понятия и термины: «деятельность», мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности;

  2. развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

  3. способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: учебник, рабочий лист, презентация, проектор, экран

Ход урока

План:

1. Что такое деятельность. Ее сущностные признаки.

2. Структура деятельности.

3. Роль деятельности в жизни человека и общества.

Организационный момент

Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал уговаривать петуха кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?» — «У меня сегодня много дел, — ответил он, — хочу, чтобы день наступил пораньше».

?? О чем эта притча?

?? Сформулируйте тему нашего урока? (запись темы урока в тетради)

?? Что о деятельности мы должны с вами узнать?

— что такое деятельность (сущность деятельности)

— какова структура деятельности (из каких элементов состоит)

— какова роль деятельности в жизни человека

На эти вопросы мы и будем отвечать на нашем уроке.


  1. Что такое деятельность. Ее сущностные признаки.

    • Чтобы ответить на вопрос, что такое деятельность и определить ее сущностные признаки, нам

необходимо сравнить двигательную активность человека и животных. Одновременно мы заполним с вами таблицу №1 в рабочем листе. В двигательной активности как человек, так и животные осуществляют взаимодействие с окружающей средой (пункт 1 в таблице).

Задание: посмотреть на картинки и сравнить (общее и различное) деятельность человека и поведение животного (бобра) по следующим вопросам:

— как взаимодействуют с окружающей средой;

— есть ли цель в действиях;

— кто (что) цель определяет.

Отличия деятельности человека от поведения животных


Животные

Человек

Взаимодействие с окружающей средой

Приспособление к окружающей среде

Приспособление и преобразование природных и социальных условий

Цель


Задается инстинктом. Поведение целесообразно.

Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком. Поведение целесообразно и целеполагающее.

?? Какой вывод о деятельности мы можем сделать?

— Д. – это специфическая форма взаимодёйствия человека с окружающей средой.

Задание: заполнить кластер «Сущностные признаки деятельности»

Деятельность — форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта — или результата.(Записать определение в словарь)


  1. Структура деятельности.

  • Познакомимся со структурой деятельности. Она включает два уровня: 1 – участники деятельностного процесса; 2 – элементы (звенья) деятельностного процесса

  • Обратимся к источнику.

Задание: прочитать источник и определить участников деятельностного процесса.

— субъект и объект деятельности

Задание: запишите определения в словарь


  • Рассмотрим ситуации:

А). Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам

естественно-математического цикла. После школы он собирается

продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами)

учебной деятельности?

1) поступление в институт

2) предметы естественно-математического цикла

3) технический вуз

4) инженерные специальности

Б). Дачник рыхлит лопатой грядку, в которой посажены семена

фасоли. Субъектом этой деятельности выступает:

1) выращиваемая культура (фасоль)

2) лопата

3) дачник

4) земля (грядка)

В). Рассмотрите картинку, на которой изображен человек, занимающийся физическими упражнениями. Назовите субъекта и объект данной деятельности.

(субъект и объект совпадают)


  • Деятельность имеет 2-ой структурный уровень – звенья (элементы)

Задание: у вас на партах лежат карточки с понятиями. Эти понятия и есть структурные элементы деятельности. Попробуйте составить из них логическую цепочку. Тем самым вы узнаете элементы деятельности и их последовательность, т.е. структуру.


  • Чтобы понять, что такое мотив, послушайте притчу:

«Во время строительства Шартрского собора подошедший путник спросил работающих, что они делают. Один ответил: «Камни ношу». Другой сказал: «Деньги зарабатываю, чтоб было на что жить». А третий воскликнул восторженно: « Мы строим собор!». В чём смысл притчи?(разнообразие мотивов)

  • А теперь обратимся к реальности. Вы все ходите в школу. Но один — за знаниями, чтобы совершенствовать себя, другие — за общением, чтобы встретиться с друзьями, «потусоваться», третьи — потому что посылают родители, надо быть как все.

?? Что такое мотив? Какой мотив преобладает у Вас?

Мотив побудительная причина, повод к какому-либо действию (записать в тетрадь)


  • Как вы поняли мотивы деятельности могут быть самыми разнообразными.

?? Какие мотивы могут побуждать человека к действию?

  • Все мотивы деятельности принято классифицировать на определенные группы.

Задание: заполнить схему в рабочем листе, восстанавливая пропущенные буквы в словах

Задание: работа с новыми понятиями. Записать определения в рабочий лист.

Цель – образ предвосхищаемого результата.

Средства – то, с помощью чего человек осуществляет деятельность.

Действия – это проявления активности людей.

Результат – это то, что получилось вследствие завершения определенных действий; конечный итог.

Задание: выявить структурные элементы в следующей ситуации (см. картинку на слайде)

А). Мотив – получение знаний

Б). Цель – создание проекта

В). Средства – ватман, карандаши, фломастеры, картинки, интернет, дополнительная информация

Г). Действия – рисовали, писали, искали информацию, думали, защищали проект

Д). Результат – создали проект, получили оценки.


  1. Роль деятельности в жизни человека и общества.

  • Несомненно, деятельность играет определенную роль в жизни человека и общества.

?? Какую?

Задание: определите смысл фразы В.Г.Белинского «Без цели нет деятельности, без интереса нет цели, а без деятельности нет жизни»

?? В чем состоит значение деятельности в жизни человека и общества?

— преобразование окружающего мира;

— способ поддержания жизнедеятельности общества;

— сущность и условие существования человека.


  • Сегодня на уроке мы использовали много выражений, цитат известных людей, использовали притчи. Притчей мне бы хотелось закончить наш урок.

?? Подумайте, в чем ее смысл?

«Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Он был очень рад этому обстоятельству. Только одно не знал дровосек: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей». (Человек несет ответственность за свою деятельность и ее последствия)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Игра «Да – Нет» (цель: согласиться/не согласиться с утверждением)


  1. Деятельность человека задается инстинктом. (+)

  2. Поведение животных характеризуется целеполаганием. (-)

  3. Деятельность человека носит преобразовательный характер.(+)

  4. Объект – это активная сторона деятельностного процесса. (-)

  5. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности. (+)

  6. Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность. (+)

  7. Бывают ситуации, когда субъет и объект деятельности совпадают. (+)

  8. Поведение человека целесообразно.(+)

  9. Животные могут выходить за рамки биологически заложенной программы.(-)

  10. Деятельность – сущностная характеристика человека. (+)

РЕФЛЕКСИЯ (слайд 22)

Домашнее задание:


    1. §17(п. 1)

    2. Написать эссе (тема-слова В.Г.Белинского)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»

Открытый урок в рамках педагогического совета

«Роль семьи и школы в обеспечении воспитания и социализации личности»по теме

«Деятельность и ее многообразие»

Автор: учитель истории

и обществознания

Данилова Л.А.

22.12.2012

Роль компьютеров в современном мире

Компьютеры проникли во все сферы деятельности человека, начиная с начального образования и заканчивая изучением новейших технологий, изучения новых видов материи, неизвестных пока человечеству. Применение компьютерных технологий облегчает процесс образования в средних и высших учебных заведениях как самих учеников, студентов, так и рабочего персонала.

Благодаря разнообразию программного и аппаратного обеспечения сегодня возможно использование всех потенциальных возможностей компьютерных технологий. Это позволяет хранить огромное количество информации, занимая при этом минимальное место. Также компьютерные технологии позволяют быстро эту информацию обрабатывать и держать ее в защищенном виде.

Широкое распространение ПК сыграло огромную роль в развитии рынка труда. Автоматизация обработки информации позволяет в считанные секунды проделать работу, на которую раньше терялись недели, информирование руководителей о состоянии предприятий и рабочих мест происходит мгновенно. Увеличивается экономический потенциал в области страховых и финансовых услуг благодаря возросшему обмену услуг. Внедрение компьютерных технологий для введения новых форм занятости и организации труда.

На разработку новых проектов затрачивается гораздо меньше времени, ибо не надо тратить массу времени на вычислительные процессы и можно полностью посвятить время самому процессу. Большую роль компьютерные технологии играют в медицине, создаются различные виртуальные модели развития заболеваний, создаются огромные базы информации на основании которых изобретаются новые препараты для лечения.

Компьютер сегодня является средством для общения, а сама связь на данный момент самая дешевая. Для людей с ограниченными возможностями порой это единственный способ не только общения, но и благодаря современным компьютерным технологиям такие люди могут себя реализовать, получить работу.

Компьютерные технологии оказывают положительных эффект в развитии детей при правильном их использовании. Замечено, что при грамотном подборе программ и игр у детей лучше развивается логическое мышление, улучшается координация глаз и рук. У ребенка развивается самоуверенность и чувство собственного достоинства, дети более сосредоточены по сравнению с детьми, которые не имеют опыта пользования компьютером.

С другой стороны неограниченный доступ к огромным объемам информации иногда приводит к чрезмерному использованию компьютера, в основном это интернет-зависимость или зависимость от компьютерных игр. А это наносит как психологический, так и физический вред. Люди излишне увлеченные компьютерными играми более раздражительны, вспыльчивы в обычном общении. У некоторых развивается зависимость от игр, и при невозможности удовлетворить свою потребность в обычном мире ухудшается настроение, появляются состояния повышенной тревожности, инода депрессии.

Интернет зависимость возникает у людей, которые чрезмерно общаются в социальных сетях, и как правило возникает е тех кто в обычной жизни мало общителен, не смог себя реализовать. Но мы не будем вдаваться в сути этих проблем, так как это в основном исключения из правил. А при грамотном использовании компьютерных технологий польза несоизмеримо больше, и мы это ощущаем с каждым днем все больше и больше.

Деятельность человека и окружающая среда: Раздел 1: Введение

Следующий раздел

Экосистемные товары и услуги (EGS) имеют основополагающее значение для человеческого активность. Фермеры, лесники, рыбаки и многие другие собирают урожай природы. щедрость, в то время как другие зарабатывают на жизнь преобразованием и продажей этих товаров. Экосистема услуги обеспечивают социальные и медицинские преимущества, такие как образование или отдых возможности — например, удовольствие, которое мы получаем от прогулки в лесу или парке. Структуры и функции природных экосистем производят товары и услуги, которые приносят пользу людям — экосистемы производят воздух, которым мы дышим, фильтруют воду, которой мы пить и перерабатывать питательные вещества, которые позволяют всему расти.

Воздействие деятельности человека на суше и в воде может повлиять на экосистемы глубоко. Изменение климата, закисление океана, таяние вечной мерзлоты, среда обитания унос, эвтрофикация, ливневой сток, загрязнение атмосферного воздуха, загрязняющие вещества, и инвазивные виды относятся к числу многих проблем, с которыми сталкиваются экосистемы. кумулятивный последствия этих проблем, а также многих других факторов могут иметь серьезные последствия. воздействие на функции экосистемы и предоставление ЭТУ.

Понимание вклад, который эти услуги вносят в благосостояние тех, кто выгода от них — бенефициаров — важна для информированного принятие решения. Точно так же информация о наличии или деградации EGS необходимы для надлежащей оценки и разработки мер политики для решения сохранение, восстановление и устойчивое использование экосистем (рис. 1.1).

Рисунок 1.1: Концептуальная основа измерения экосистемных товаров и услуг

Человеческая деятельность и окружающая среда 2013: Измерение экосистемы товаров и услуг в Канаде отчеты о результатах, достигнутых в ходе двухлетний проект по поиску и разработке информации об экосистемных товарах и Сервисы. Отчет организован следующим образом: Раздел 2: Экосистема. бухгалтерские обзоры концепций, имеющих отношение к разработке экспериментальных экосистемные счета и тематические исследования, представленные в отчете. Раздел 3: Экосистемы и их товары и услуги на национальном уровне представляют первоначальные широкомасштабные результаты. Раздел 4: Национальный банк Тысячи островов Тематическое исследование парка объединяет некоторые концепции, представленные в предыдущих разделы, показывающие, как учет экосистемы можно использовать в случае локальной области исследования.

Раздел 5. Движение вперед: основные моменты программы исследований выбранные темы, которые можно было бы развивать дальше, чтобы обеспечить лучший отчет состояния и тенденций экосистем и их товаров и услуг с течением времени. Раздел 6. В приложениях содержится более подробная информация о некоторых из вышеперечисленных тем.

В этом отчете представлены предварительные результаты межведомственного проекта по измерению экосистемных товаров и услуг (MEGS). Целью MEGS было определить требования для производства и анализа всеобъемлющей статистики на экосистемы и их товары и услуги. Основное внимание уделялось созданию инфраструктуры, разрабатывать, тестировать и применять классификации, меры качества и методы оценки для дальнейшего развития учетных записей экосистемы (текстовое поле 1).

Текстовое поле 1: Измерение экосистемных товаров и услуг (MEGS) — проект:

В 2011 году Статистическое управление Канады получило федеральное финансирование для разработки экспериментальных экосистемные счета с конкретной целью поддержки потребностей политики связанные с оценкой экосистемных товаров и услуг.

Проект MEGS был совместным проектом нескольких федеральных партнеров. отделы: Статистическое управление Канады и Министерство окружающей среды Канады — соруководители проекта — как а также Министерства сельского хозяйства и агропродовольствия Канады, Канады по вопросам рыболовства и океанов, Resources Canada, Parks Canada и Policy Horizons Canada. Цели должны были исследовать, консолидировать данные и накапливать знания об экосистемах Канады; изучить альтернативы для оценки и отслеживания качества экосистемы; и к собрать информацию, необходимую для поддержки процесса оценки. Эти цели были достигнуты путем создания пространственных стандартов и классификаций, стандартизация существующих пространственных данных, разработка пилотных экосистемных счетов, и изучение методов оценки экосистемных товаров и услуг.

Проект MEGS разработал статистическую инфраструктуру для поддержки изучение экосистем, консолидация некоторых существующих данных и установленных методов это проложит путь для будущей работы в этой области.

Основным выходом является База геоданных MEGS, которая объединяет различные наборы данных для представления земного покрова. и землепользование в Канаде. Первоначальный приоритет был отдан пространственным временным рядам данные, которые были доступны на национальном уровне, хотя некоторый акцент был сделан на получение и интеграция наборов данных более низкого уровня там, где они были более подходящими. Грубые национальные наборы данных могут не подходить для регионального и местного масштаба. анализ, такой как тематическое исследование Национального парка Тысяча островов, представленное в этом отчете, в котором для анализа земного покрова использовались данные с более высоким разрешением. Также был достигнут прогресс в разработке показателей качества и продвижении знание денежной и неденежной оценки.

Команда проекта осуществляет мониторинг развития Системы эколого-экономического Бухгалтерский учет (SEEA): экспериментальный учет экосистемы, который станет руководство по экосистемным счетам после окончательной доработки и принятия. 1   Результаты, представленные в этом отчете, являются частью экспериментального бухгалтерского учета, совместимого с СЭЭУ цели и ориентиры.

Учет EGS является относительно новой, но развивающейся областью исследований. Основные проблемы, связанные с определением товаров и услуг, пониманием и отслеживание биофизических свойств и структур, которые производят полезные и услуги, измеряя, где товары и услуги производятся и используются, и оценивая услуги, признаны бухгалтерами-экологами, экологами и экономисты одинаково. Однако высокая степень межюрисдикционных и междисциплинарных существует сотрудничество для разработки общих стандартов, определений, инструментов, методов и классификаций, включая текущую работу в рамках Система эколого-экономического учета ООН (UN SEEA).

2  

Следующий раздел

Сообщить о проблеме на этой странице

Что-то не работает? Есть ли устаревшая информация? Не можете найти то, что ищете?

Свяжитесь с нами и сообщите, как мы можем вам помочь.

Уведомление о конфиденциальности

Дата изменения:

Воздействие человека на биологическое разнообразие. То, как виды приспосабливаются к городским условиям, проливает свет на эволюцию и дает представление о сохранении

Нет никаких сомнений в том, что человеческая цивилизация оказала негативное влияние на биоразнообразие, особенно после промышленной революции. Чрезмерный вылов рыбы и охота, разрушение среды обитания из-за сельского хозяйства и разрастания городов, использование пестицидов и гербицидов, а также выброс других токсичных соединений в окружающую среду — все это сказалось на позвоночных, особенно на позвоночных. Всемирный союз охраны природы (МСОП; Гланд, Швейцария) в настоящее время включает более 16 000 записей в свой Красный список видов, находящихся под угрозой исчезновения: 5 624 позвоночных, 2 101 беспозвоночных и 8,390 растений (IUCN, 2006). Число задокументированных исчезновений с 1500 года нашей эры в настоящее время составляет 784 вида, и, по оценкам МСОП, темпы вымирания в настоящее время в 50–500 раз выше, чем предыдущие темпы, рассчитанные на основе летописи окаменелостей (Baillie

et al , 2004).

Но это еще не все плохие новости. Многие виды животных и растений адаптировались к новым стрессам, источникам пищи, хищникам и угрозам в городской и пригородной среде, где они процветают в непосредственной близости от людей. Их успех дает исследователям ценную, а иногда и неожиданную информацию об эволюционных и селективных процессах. Поскольку эти приспособления должны были быть быстрыми, города в некоторых отношениях являются идеальными лабораториями для изучения естественного отбора.

Изучение адаптации к среде обитания человека также дает жизненно важную информацию для усилий по сохранению и помогает смягчить воздействие на окружающую среду бизнес-парков, жилых домов, дорог и водных путей. Фактически, эти типы строительства могут даже увеличить биоразнообразие и стимулировать виды к колонизации городских районов путем создания экологических коридоров и сетей для обхода препятствий, тем самым обеспечивая доступ к благоприятным средам обитания. Мелкие млекопитающие, например, могут пересекать основные дороги и железные дороги, используя специальные пути, проложенные в существующих туннелях или мостах.

Кроме того, урбанизация не исключает развития изобилующих мест обитания; По словам Робберта Снепа из Исследовательской школы социально-экономических и естественных наук об окружающей среде (SENSE), совместного предприятия восьми голландских университетов, их можно найти не только в отдаленных районах и парках дикой природы, но и в густонаселенных районах. . «В некоторых случаях бизнес-парки представляют ценность для биоразнообразия», — сказал он, имея в виду недавнее исследование 25 таких площадок в Нидерландах, из которых 9Было идентифицировано 0 видов птиц, в том числе 18, внесенных в список находящихся под угрозой исчезновения национальными органами или МСОП (Snep et al , 2006).

… бизнес-парки служат примером того, как можно использовать и улучшать искусственную среду с помощью природоохранных инициатив

Действительно, бизнес-парки являются примером того, как можно использовать и улучшать искусственную среду с помощью природоохранных инициатив. Бизнес-парки, как правило, расположены на окраинах городов, а иногда и внутри них, и обладают тремя ценными свойствами: открытыми пространствами, которые можно выращивать для растительности и дикой природы; здания с большими плоскими крышами, которые можно превратить в зеленые насаждения и использовать, например, для гнездящихся на земле птиц; и склонность к тишине ночью, что обеспечивает убежище для ночных животных.

Эти преимущества дополняются проектом «Развитие бизнес-парков» под руководством Снепа. Он планирует создать парки, которые включают в себя подходящие зеленые зоны с небольшими деревьями и кустарниками, или озеленить крыши, добавив гравий или почву. Помимо привлечения животных, такие сайты предлагают и другие преимущества, которые помогут привлечь как разработчиков, так и проектировщиков, настаивает Снеп. «Мы также увидели, что если больше внимания уделять экологичному дизайну бизнес-сайтов, он нравится людям, а сотрудники становятся счастливее».

Эти принципы применимы не только к бизнес-сайтам. Зеленые крыши быстро завоевали популярность в нескольких европейских городах, особенно в Германии и Великобритании (). Британское исследование лондонских крыш (Grant, 2006) обнаружило большую коллекцию пауков, жуков, ос, муравьев и пчел, 10% из которых были признаны редкими британским агентством Natural England (Шеффилд, Великобритания).

Открыть в отдельном окне

Розничная крыша очитка, Кэнэри-Уорф, Лондон, Великобритания. Воспроизведено с разрешения Kadas, 2006.

Зеленые крыши и другие зеленые насаждения образуют экологические сети в пределах городов, которые обеспечивают птиц и насекомых, а также некоторые растения гибкой экосистемой на относительно небольшой общей площади. Зеленые здания также могут быть важны за пределами городов, поскольку они смягчают воздействие барьеров, таких как автомобильные и железные дороги, на движение животных и растений. «Мы придумали что-то вроде здания через шоссе, как экологический коридор через дорогу», — сказал Снеп, чья команда сейчас работает с архитекторами над проектированием зеленых зданий.

Однако такая работа требует детального понимания того, как животные и растения реагируют на искусственную среду. Хотя это относительно молодая область исследований, она делает значительный прогресс и переходит от простого описания к предсказанию, по словам Джона Марзлаффа, профессора науки о дикой природе Вашингтонского университета (Сиэтл, США). Виды птиц наиболее изучены, чтобы понять способности животных адаптироваться к городской среде обитания. В городских условиях селективное давление отличается от такового в дикой среде обитания: они предполагают непосредственную близость к людям, а также к соперникам, хищникам и добыче, но также могут уменьшать угрозы и создавать благоприятные условия, включая свободный доступ к пище, а также изоляцию или укрытие от сезонных колебаний. и неблагоприятные погодные условия. Роль города как замедлителя природных сил отражена, например, в открытии того, что обилие птиц в городской среде не уменьшается по мере продвижения на север в Европе, как это происходит в дикой среде (Jokimäki 9).0049 и др. , 2002).

Но городские животные по-прежнему сталкиваются с целым рядом новых проблем. Для видов, которые полагаются на звук для общения или выполнения стратегий спаривания, шумовое загрязнение представляет собой проблему. Обширные исследования певчих птиц показывают, как многие виды адаптировались, регулируя различные аспекты своей песни, чтобы преодолеть остаточный шум. «Мы знаем, что некоторые успешные городские виды способны регулировать свою спектральную частоту… [в ответ] на условия дорожного шума», — сказал Ханс Слаббекоорн, доцент кафедры городской экологии и видообразования птиц Лейденского университета в Нидерландах. «Большие синицы имеют репертуар типов песен, охватывающий широкий частотный диапазон, они способны копировать у соседей после расселения на своей территории размножения и, кажется, способны приспосабливаться к местным шумовым условиям». Но некоторые менее успешные виды примечательны своим отсутствием в городах. «Те виды, которым не хватает пластичности обучения после расселения, без широкого или высокочастотного диапазона с точки зрения использования песен, могут оказаться в невыгодном положении в шумных районах», — сказал Слаббекоорн.

Пригород […] сочетает в себе лучшее из обоих миров, сочетая открытые участки парков, лесов и пустошей с атрибутами урбанизации, такими как источники пищи и экзотические виды…

Конечно, люди не единственный источник шума, а виды, лучше всего способные адаптироваться к городским условиям, могут быть теми, которым приходится справляться с конкурирующими звуками в их естественной среде — утренним хором насекомых или звуками других животных, ветра или воды. Это поднимает вопрос о том, как происходила адаптация к городским условиям — требовала ли она отбора особей с определенными генотипами в общей популяции или использовала существующий фенотипический потенциал.

В случае с пением птиц адаптация кажется фенотипической и отражает потребность певчих птиц справляться с разнообразными шумами в их естественной среде. Они могут регулировать амплитуду своей песни, чтобы преодолеть антропогенный фоновый шум. Такой шум наиболее распространен на более низких частотах, поэтому неудивительно, что, например, певчие воробьи повышают частоту своих низких нот и концентрируют свою энергию на высоких нотах, с которыми меньше помех (Wood & Yezerinac). , 2006). Эти адаптации обычно наиболее сильны у самцов птиц из-за важности песни для привлечения самок.

До недавнего времени не было прямых доказательств эволюционной реакции на урбанизацию, связанной с генетической адаптацией. Одним из первых широко цитируемых примеров является темноглазый юнко, распространенный в Северной Америке вид воробьев, чья адаптация к жизни в Сан-Диего, штат Калифорния, сопровождалась значительным уменьшением количества белого цвета в хвостовых перьях (Yeh & Price, 2004). Точный механизм отбора неясен, но вполне вероятно, что белохвостые эволюционировали в дикой природе в результате полового отбора, чтобы выделиться среди партнеров. Преимущество белых хвостов для передачи сексуальных сигналов будет уменьшено в городской среде, где конкуренция за партнеров меньше.

Имеются дополнительные доказательства генетической адаптации птиц; например, более высокая стрессоустойчивость к шуму, загрязнению и более высокая плотность населения — не только людей, но и конкурентов и хищников. Йеско Партекке из Института орнитологии Макса Планка (Андекс, Германия) и его коллеги измерили уровни кортикостерона — стероидного гормона, высвобождаемого в ответ на стресс, — у городских и лесных черных дроздов. У городских птиц уровень был значительно выше, чем у лесных, хотя обе группы выращивались в одинаковых условиях, что позволяет предположить, что разница была обусловлена ​​генетически (Partecke 9).0049 и др. , 2006). Другое исследование пришло к выводу, что европейские черные дрозды, живущие в городах, ведут более оседлый образ жизни, чем их дикие собратья; эта генетическая адаптация, вероятно, вызвана снижением потребности в миграции (Partecke & Gwinner, 2007).

Учитывая способность некоторых видов адаптироваться к искусственным средам обитания как фенотипически, так и генетически, вопрос состоит в том, имеют ли такие среды более высокий уровень биологического разнообразия, по крайней мере, локально. Ответ зависит от размера организма: городская среда менее благоприятна для более крупных организмов, за исключением специально посаженных там. В целом, более плотная городская среда, как правило, снижает общее разнообразие мелких животных и растений, хотя те, кто приспосабливается, например лисы и голуби, могут значительно размножаться. Однако пригород — это совсем другая история: он сочетает в себе лучшее из обоих миров, сочетая открытые участки парков, лесов и пустошей с атрибутами урбанизации, такими как источники пищи и экзотические виды, которые добавляют общего разнообразия. В результате, по словам Марзлаффа, разнообразие может увеличиться на большой территории.

Влияние человечества на биоразнообразие явно нанесло ущерб многим животным и растениям, но история более сложная и тонкая…

Но анализ разнообразия может ввести в заблуждение, поскольку его можно измерять в разных географических масштабах. Если бы одни и те же локальные условия с преобладанием человека воспроизводились повсюду, виды, которым не нравятся условия, исчезли бы вместе со своими экологическими нишами. По словам Марзлаффа, поддержание высокого местного разнообразия без сокращения регионального или даже глобального разнообразия требует тщательного планирования, чтобы избежать повсеместного повторения одних и тех же городских или пригородных ландшафтов. В этом контексте целые экосистемы, включая растения и беспозвоночных, также должны приниматься во внимание из-за их взаимозависимости в пищевых цепях и воспроизводстве. Населенные пункты, как правило, сокращают разнообразие по разным причинам, например, разрывая связи между участками растительности, а также в результате садоводческой или сельскохозяйственной деятельности, которая ухудшает и упрощает почвенный покров, одновременно гомогенизируя разнообразие растений (Reichard & White, 2001). В свою очередь, это, вероятно, приведет к уменьшению разнообразия среди насекомых и животных, которые полагаются на растения в качестве пищи или укрытия.

Даже небольшие населенные пункты в сельской местности могут оказывать экологическое воздействие на гораздо большую территорию, считает Эндрю Хансен, директор Лаборатории ландшафтного биоразнообразия Университета штата Монтана в Бозмане, США. Влияние сельских домов на динамику популяций местных видов можно почувствовать за десятки и сотни километров», — сказал Хансен. Небольшая деревня, например, может обеспечить защищенную среду обитания в экстремальных условиях для видов, которые в противном случае были бы вынуждены мигрировать в другое место. Таким образом, нарушается экологический состав более широкой территории. Это может повлиять на усилия по сохранению близлежащих охраняемых территорий, таких как Йеллоустонский национальный парк, где Хансен проводил исследования. «Вызванная человеком гибель медведей гризли на частных землях может угрожать популяциям медведей в Йеллоустонском национальном парке», — пояснил он. Медведи могут свободно пересекать границы парка; Таким образом, выбраковка животных на частной земле сокращает количество попавших в парк.

Любое обсуждение воздействия человека на биоразнообразие было бы неполным без учета микроорганизмов. Хотя они процветают почти во всех экологических нишах, их разнообразие трудно изучить, учитывая неопределенность в отношении того, как его определить, и огромное разнообразие. Тем не менее, некоторые исследования показывают, что влияние человека существенно, но не всегда пагубно. На первый взгляд может показаться, что должна существовать корреляция между разнообразием организмов над землей и микроорганизмами под землей, учитывая тесную связь между ними. Однако бактерии могут существовать без других видов, и люди создали новые возможности для новых видов; например, в канализации и воде, загрязненной сточными водами (Cho & Kim, 2000), а также в тропических почвах после обезлесения в бассейне Амазонки (Borneman & Triplett, 19).97). В целом сельскохозяйственные почвы отличаются высоким уровнем бактериального филогенетического разнообразия (Tringe et al. , 2005).

Урбанизация предоставляет готовые лаборатории для изучения эволюции и адаптационных процессов, а изучение влияния человека на флору и фауну создает потенциал для смягчения любых негативных последствий Швеция), бактерии могут размножаться в условиях, губительных для более крупных организмов. Она изучала микробные сообщества в Балтийском море, содержание кислорода в котором уменьшилось в результате распада избыточной растительной жизни, вызванной выбросом человеком минералов и питательных веществ в море. Некоторые прибрежные районы и почти половина дна Балтийского моря практически лишены кислорода или слишком загрязнены, чтобы поддерживать высшую эукариотическую жизнь. Тем не менее, бактерии процветают, и некоторые новые виды могут очищать сточные воды и загрязненные воды.

Воздействие человечества на биоразнообразие явно нанесло ущерб многим животным и растениям, но эта история более сложна и тонка, чем предполагалось. Урбанизация предоставляет готовые лаборатории для изучения эволюции и адаптационных процессов, а изучение влияния человека на флору и фауну создает потенциал для смягчения любых негативных последствий. По словам Марзлаффа, мы должны более позитивно относиться к нашим отношениям с миром природы: мы должны отмечать творческие аспекты нашего воздействия на животных в дополнение к негативным последствиям».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *