Значение речи в жизни человека в его поведении: Значение речи в жизни человека | Статья по логопедии:

Содержание

Значение речи в жизни человека | Статья по логопедии:

 «Если человек не может грамотно, правильно

изложить свои мысли,  значит, он и мыслит так же

бессмысленно, хаотично».

        А. С. Яковлев.

                                                                         

Значение речи в жизни человека

Способность человека говорить является одной из ярких его особенностей.  Чем богаче и правильней его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в получении информации, в оперировании ею, полноценнее будут его взаимоотношения с окружающим миром. Этим  объясняется большое внимание, которое уделяется проблеме речи в общей, специальной  психологии и педагогике.

Речь играет исключительную роль в жизни человека. Она служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться знаниями, опытом, согласовывать действия. В этом заключается коммуникативная функция речи, которая лежит в основе всего вербального развития ребенка. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез,  сравнение, обобщение) развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. Слово, таким образом, как психологическая единица речи, с одной стороны, служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции. С другой стороны, необходимым условием развития речи ребенка является накопление представлений, понятий, знаний об окружающем мире, которые становятся содержанием для высказываний, суждений, умозаключений.

Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.

Вместе с тем речь является и средством регуляции  психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет она и в формировании, протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих « ошибок», легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций.

 Но кроме всего  этого, речь является средством обучения. Вне речи сам процесс обучения становится невозможным, так как содержание его в конечном  счете сводится к формированию у ребенка ясных и осмысленных понятий о предметах и явлениях окружающего мира, а они всегда выражаются в словах.

Речь представляет собой сложную, специфически организованную форму сознательной деятельности человека. Но, как правило, нормально развивающийся ребенок овладевает речью без специального обучения, в процессе живого общения с окружающими его людьми. К концу дошкольного периода он обычно полностью осваивает фонетику родного языка; их активный словарь достигает иногда до 5 тыс. слов; в основном завершено и практическое овладение грамматикой устной речи. Ребенок приходит  в школу, как утверждает В.Г Петрова, с развитой разговорно-бытовой речью, легко общается с окружающими, свободно принимает участие в беседах на доступные ему темы, может рассказать о событиях, которые ему пришлось пережить, без труда выполняет несложные поручения и т.д. Таким образом, можно считать, что устная речь нормально развивающегося ребенка, приходящего в школу, в основном сформирована, хотя у нее  есть свои своеобразные черты, которые отличают ее от речи взрослого.

Совсем иначе обстоит  дело, когда имеются те или иные нарушения речевого развития ребенка. Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении человека. Л. Г. Парамонова указывает, что важнейшая роль речи в процессе обучения и в  развитии человеческой личности  становится  особенно ясной, когда встречаются случаи тяжелой речевой патологии. Именно здесь наиболее отчетливо проявляется связь между развитием речи у ребенка и развитием его мышления. И связь эта настолько велика, что детей с резко  выраженной задержкой речевого развития нередко относят к умственно отсталым, хотя у них интеллект первично сохранен. При этом необходимо помнить, что недостатки речи оказывают отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка. У него может возникнуть речевая замкнутость, нерешительность, излишняя застенчивость. Особенно резко обнаруживается неуверенность в своих силах и знаниях. Это понижает интерес к окружающему, подавляет любознательность.

Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. В связи с этим становится понятным, какую огромную роль призваны выполнять специальные детские сады для детей с нарушениями речи.

Литература :

  1. Р. С. Немов «Психология».  «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
  2. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М. 1991.
  3. Л.Г.Парамонова « Говори и пиши правильно». «Дельта». 1996
  4. В.Г. Петрова «Развитие речи у уч-ся вспомогательной школы». М. 1977.

Роль речи в развитии личности

Значение речевого развития

Процесс овладения речью, который активно развивается в раннем возрасте, является революционным в психическом развитии человека. С помощью речи перестраиваются все психические процессы:

  • память,
  • мышление,
  • воображение,
  • чувства,
  • эмоции.

Именно речь помогает человеку управлять свои поведением, выстраивать воображаемые ситуации, фантазировать и осознавать свои действия. Именно речь освобождает человека от внешней ситуационной привязанности, и строить мир во внутреннем плане личности.

Слово является особым знаком, несущим в себе общечеловеческое значение, которое не просто имеет конкретный предметный смысл, но и включает в себя мысли, образы и абстрактные понятия.

Замечание 1

В процессе овладения речью человек овладевает существующей знаковой системой, которая в последствии становится мощнейшим орудием мышления, саморегуляции и общения в целом.

Основные функции речи

Основная первоначальная функция речи – это организация процесса коммуникации. Прежде всего, речь – это средство общения и высказывания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, требует построения адекватной системы средств, в качестве которой и выступает речь.

Общение по своей сути предполагает обязательное обобщение и развитие словарного значения, так как в процессе передачи информации необходимо отнести содержание коммуникации к той или иной известной группе явлений.

Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. В период раннего детства происходит пересечение данных процессов и возникает совершенно новая форма психической жизни человека. Проявляясь в общении и являясь основным средством мышления человека, речь способствует возникновению совершенно новой формы жизнедеятельности человека – речевому мышлению. Речевое мышление является наиболее специфичным для человека и обладает безграничными возможностями.

Речь включена во все психические процессы человека и невозможна без участия языка, который хранит в себе запас слов и грамматических формул, способствующих эффективному процессу построения коммуникации между людьми.

Замечание 2

Язык – это общественное явление, существующее и развивающееся объективно, не как создание отдельных людей, а как явление всего общества в целом.

В словах, составляющих язык, находят свое отражение опыт мыслительной деятельности всего человечества и накопленные в течение истории развития человечества знания и умения. Слова, которыми пользуется человек в своей речи, — это не его личное изобретение. Каждый человек в процессе своего развития получает слова уже в готовом виде, усваивая язык народа, к которому он принадлежит.

Таким образом, можно сказать, что человек в процессе речевого развития опирается на опыт человечества, а не только на свой личный опыт.

Значение речи для развития личности человека

Наличие речи коренным образом меняет природу психических процессов человеческой личности.

Ощущение, самая элементарная форма психики, носит у человека совершенно иной характер нежели у животных в связи с тем, что человек является общественным существом и находится в постоянном процессе общения с другими людьми, посредством речи.

Животные ощущают цвета окружающего мира и основываясь на этих знаниях ориентируется в тех или иных ситуациях и обстоятельствах. Человек же воспринимая явления окружающего мира при этом всегда обозначает их и связанные с ними явления и события с помощью слова и тем самым в корне отличается от особенностей восприятия и мышления животных. Ощущение человека, будучи первосигнальным в своей основе, вместе с тем и второсигнально. Именно этот факт позволяет человеку проявлять через свои ощущения не только индивидуальный, но и общечеловеческий опыт.

Животные в процессе восприятия окружающего мира отражают в своем сознании предметы и явления как единичные объекты с элементарной степенью обобщенности, открывающуюся в процессе удовлетворения элементарных, биологических потребностей.

В отличие от вышеописанного процесса, человеческое восприятие окружающего мира, благодаря непосредственному участию речи и мышления, является содержательным и включает в себя содержание, смысл и значения, которые открывались людям в процессе исторического общественного развития. Благодаря наличию второй сигнальной системы, человек воспринимает вещи и явления обобщенно в свете имеющихся широких взаимосвязей.

Абстрактное мышление человека также сформировалось благодаря развитию речи, с помощью понятий, выражающих общечеловеческий опыт анализа окружающей действительности и закономерностей происходящих явлений и событий.

Именно развитие абстрактного мышления приводит к более полному и правильному отражению окружающей действительности в мышлении и сознании человека.

Именно благодаря развитию речи совершенствуется общественный характер деятельности человека, регуляция его волевых действий и поведения. В тот момент, когда человек выполняет определенные действия от ставит перед собой цель и обязательно стоит отметить, что данная цель является не только его личным образованием, но и отражает опыт деятельности всего человечества в целом.

Благодаря речи становится возможным процесс саморазвития и самосознания человека. С помощью овладения речью человек осознает свой внутренний психический мир, отдает себе отчет в содержании, характере и значении своих внутренних, субъективных переживаний. Данный процесс стал возможным только потому, что развитие речи и овладение словом способствовало субъективному отражению человеком окружающей действительности.

Именно благодаря развитию сначала внешней, а затем и внутренней речи происходит процесс осмысления окружающей действительности и событий, происходящих вокруг, формирование собственной оценки данных событий и становление внутренней позиции личности.

Таким образом, можно сказать, что благодаря речи психика у человека превращается в сознание.

Речь и культура общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор: Левшин Евгений Олегович

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 08.07.2016 2016-07-08

Статья просмотрена: 17699 раз

Скачать электронную версию

Скачать Спецвыпуск VIII Международная научная конференция «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (pdf)

Библиографическое описание:

Левшин, Е. О. Речь и культура общения / Е. О. Левшин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.2 (117.2). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32402/ (дата обращения: 07.10.2022).



Культуре речи уделялось пристальное внимание в работах отечественных лингвистов двадцатого столетия, таких как В. И. Чернышев, В. В. Виноградов и т. д. Однако в других лингвистических традициях проблема разговорной речи является частью изучения нормативной стилистики и не выделяется в отдельную категорию. В данной статье будут рассмотрены основные аспекты этого феномена, включая проблемы влияния речи и культуры общения на современное поколение.

Одним из главных показателей образованности и общей культуры молодого человека является культура речи, т. е. способность грамотно и четко доносить свои мысли и идеи до собеседника. Это относится к нормам не только устной, но и письменной речи. Культура речи современного и грамотного человека – это способность грамотно использовать различные языковые средства в любых условиях общения.

В целом, владение культурой речи может быть условно разделено на «правильность речи» и на речевое мастерство. Культура речи не может быть идеальной, поэтому носителям языка и другим языковым личностям необходимо развивать и совершенствовать, как свою манеру общения, так и речь в целом. Отличительной чертой грамотного человека является не только умение избегать ошибок в речи, но и постоянное обогащение своего словарного запаса.

При этом в современном мире под культурой речи понимается не только некая теоретическая дисциплина. Сейчас в нашем стремительно развивающимся обществе, где одним из важнейших стимулов такого быстрого развития является коммуникация, это еще и языковая политика, определяемая государством и пропагандирующая языковые нормы в обществе. Базовая роль здесь принадлежит в равной степени, как лингвистам, так и педагогам и писателям.

Речь и культура общения играют значимую роль в формировании человека, в его становлении как личности. Язык в этом случае является зеркалом культуры человека, т. к. он служит своего рода показателем тех факторов и артефактов, которые данного индивида окружают. Однако речь является не менее важным элементом системы культурного развития. В современном мире она исполняет роль стержня человеческой деятельности.

Поэтому без нее невозможно общекультурное взаимодействие и овладение профессиональными навыками [1, с. 34].

Культура личности человека ярче и точнее всего выражается именно в его речи. Сейчас в молодежной среде представление о человеке, как правило, формируется во время общения с ним, т. е. в коммуникативной среде. Поэтому воспитание культуры общения в современном обществе является одной из его приоритетных задач. При этом необходимо заметить, что с внедрением современных гаджетов, социальных сетей в практику жизни личное общение становится не таким важным и полным, каким оно было всего несколько лет назад. Молодежь гораздо легче общается и заводит друзей в интернете, порой проводя часами в общении с собеседником «онлайн», но при этом, ни разу с ним и не увидевшись, и не поговорив в жизни.

Именно поэтому очень важно сформировать культуру общения того или иного человека еще с детства, чтобы она в дальнейшем только развивалась и помогала ему в межличностном взаимодействии.

Формирование культуры общения – процесс очень сложный и трудоемкий. Как правило, он осуществляется в двух основных социальных институтах – в семье и школе. Задача культуры педагогического общения состоит в том, чтобы выработать основу общей культуры коммуникативного взаимодействия учащихся и студентов. В семье же за это отвечают родители. Им самим в воспитании и психологическом формировании детей помогает грамотно выстроенная речь [2, с. 62].

В силу всего вышесказанного, необходимо уточнить, что существует значительное количество форм и видов общения. Выбор этих форм включает в себя множество факторов (уровень знакомства с человеком, социальные и общественные нормы, статус в обществе) и др. Культура обращения, ориентированная на гуманистические ценности, включает в себя способность выбора таких форм обращения, которые бы возвышали человека, как в глазах окружающих, так и в его собственных глазах.

Все нормы и правила общения очень важны, они требуют к себе бережного отношения, поскольку нарушение этих норм приводит к непредсказуемым, но чаще всего негативным последствиям.

В целом, коммуникация и общение представляют собой многообразный процесс. Он обусловлен, прежде всего, обоюдно направленной деятельностью, которая включает в себя обмен мнениями, формирование некой единой концепции, что в свою очередь приводит к восприятию и, что самое важное, пониманию другого человека, его точки зрения.

На основе изучения теоретической литературы по данной теме можно выделить шесть основных направлений культуры коммуникации, заключающихся в выработке:

— общительности в качестве индивидуального устойчивого свойства личности;

— высокого уровня личных взаимоотношений;

— высокого уровня развития группы;

— высокого уровня интеграции совместно направленной деятельности;

— общественной активности;

— способности к быстрой адаптации в различных видах деятельности.

Подводя итог, стоит отметить, что одной из важнейших задач воспитания современной функциональной культуры речи молодежи является овладение ими умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения, прежде всего, на примерах практических упражнений по актуальным коммуникативным сферам и ситуациям. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием и воспитанием в естественной речевой практике.

Литература:

  1. Розенталь Д. Э.Культура речи — М.: Айрис-пресс, 2002. – 142 с.
  2. Телия В. Н. Коммуникативная функция языка и проблема культурно-языковой компетенции. – М., 2000. – 236 с.

Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, культура общения, грамотный человек, направленная деятельность, норма, общая культура, речь, современный мир.

Похожие статьи

Проблема

культуры речи в современном обществе

Ни для кого не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека. Но как можно воспринимать тех молодых людей, которые утверждают, что нецензурная речь является частью российского менталитета?!

Формирование

речевой культуры как средство личностного…

Формирование речевой культуры школьника проводится мною в двух направлениях: на уроке и во внеурочной деятельности.

4. Контроль над результатами

речевой деятельности (умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, корректировать свою речь

Актуальные проблемы совершенствования

речевой культуры

Уровень речевой культуры является показателем состояния общей культуры человека.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая

Обучение

культуре
речи
студентов — важный элемент их…

Слово, речьпоказатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. По словам академика В.Виноградова, «Высокая культура речи… — самая лучшая опора…

Речевой этикет в современном русском языке | Статья в журнале…

Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил.

Основные термины (генерируются автоматически): речевой этикет, друг, слово, культура общения, культура речи, правило, речь.

Проблема реализации нормативного аспекта в

речи: к вопросу…

Ключевые слова: нормативные аспекты, язык, грамотность молодежи, речевая культура, массовая коммуникация. Лингвисты и ученые, кто непосредственно связан с речью, с речевым общением, сильно обеспокоены состоянием современного русского языка.

Выработка навыков

речевой культуры на занятиях практического…

Речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный…

Хорошая

речь – основа культуры профессионального общения

Культура речи – фундамент системы «человеккультура – язык», проявляющийся в речевом поведении.

— овладеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения

Некоторые вопросы о

культуре речи в социальных сетях

На протяжении долгих столетий закладывались нормы литературного языка. Наука, которая занимается нормализацией речевой деятельности, называется термином «культура речи». Она появилась уже в древних рукописных книгах Киевской Руси.

Проблема

культуры речи в современном обществе

Ни для кого не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека. Но как можно воспринимать тех молодых людей, которые утверждают, что нецензурная речь является частью российского менталитета?!

Формирование

речевой культуры как средство личностного…

Формирование речевой культуры школьника проводится мною в двух направлениях: на уроке и во внеурочной деятельности.

4. Контроль над результатами речевой деятельности (умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, корректировать свою речь

Актуальные проблемы совершенствования

речевой культуры

Уровень речевой культуры является показателем состояния общей культуры человека.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая

Обучение

культуре речи студентов — важный элемент их…

Слово, речьпоказатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. По словам академика В.Виноградова, «Высокая культура речи… — самая лучшая опора…

Речевой этикет в современном русском языке | Статья в журнале…

Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил.

Основные термины (генерируются автоматически): речевой этикет, друг, слово, культура общения, культура речи, правило, речь.

Проблема реализации нормативного аспекта в

речи: к вопросу…

Ключевые слова: нормативные аспекты, язык, грамотность молодежи, речевая культура, массовая коммуникация. Лингвисты и ученые, кто непосредственно связан с речью, с речевым общением, сильно обеспокоены состоянием современного русского языка.

Выработка навыков

речевой культуры на занятиях практического…

Речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный…

Хорошая

речь – основа культуры профессионального общения

Культура речи – фундамент системы «человеккультура – язык», проявляющийся в речевом поведении.

— овладеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения

Некоторые вопросы о

культуре речи в социальных сетях

На протяжении долгих столетий закладывались нормы литературного языка. Наука, которая занимается нормализацией речевой деятельности, называется термином «культура речи». Она появилась уже в древних рукописных книгах Киевской Руси.

Похожие статьи

Проблема

культуры речи в современном обществе

Ни для кого не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека. Но как можно воспринимать тех молодых людей, которые утверждают, что нецензурная речь является частью российского менталитета?!

Формирование

речевой культуры как средство личностного…

Формирование речевой культуры школьника проводится мною в двух направлениях: на уроке и во внеурочной деятельности.

4. Контроль над результатами речевой деятельности (умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, корректировать свою речь

Актуальные проблемы совершенствования

речевой культуры

Уровень речевой культуры является показателем состояния общей культуры человека.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая

Обучение

культуре речи студентов — важный элемент их…

Слово, речьпоказатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. По словам академика В.Виноградова, «Высокая культура речи… — самая лучшая опора…

Речевой этикет в современном русском языке | Статья в журнале…

Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил.

Основные термины (генерируются автоматически): речевой этикет, друг, слово, культура общения, культура речи, правило, речь.

Проблема реализации нормативного аспекта в

речи: к вопросу…

Ключевые слова: нормативные аспекты, язык, грамотность молодежи, речевая культура, массовая коммуникация. Лингвисты и ученые, кто непосредственно связан с речью, с речевым общением, сильно обеспокоены состоянием современного русского языка.

Выработка навыков

речевой культуры на занятиях практического…

Речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный…

Хорошая

речь – основа культуры профессионального общения

Культура речи – фундамент системы «человеккультура – язык», проявляющийся в речевом поведении.

— овладеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения

Некоторые вопросы о

культуре речи в социальных сетях

На протяжении долгих столетий закладывались нормы литературного языка. Наука, которая занимается нормализацией речевой деятельности, называется термином «культура речи». Она появилась уже в древних рукописных книгах Киевской Руси.

Проблема

культуры речи в современном обществе

Ни для кого не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека. Но как можно воспринимать тех молодых людей, которые утверждают, что нецензурная речь является частью российского менталитета?!

Формирование

речевой культуры как средство личностного…

Формирование речевой культуры школьника проводится мною в двух направлениях: на уроке и во внеурочной деятельности.

4. Контроль над результатами речевой деятельности (умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, корректировать свою речь

Актуальные проблемы совершенствования

речевой культуры

Уровень речевой культуры является показателем состояния общей культуры человека.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая

Обучение

культуре речи студентов — важный элемент их…

Слово, речьпоказатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. По словам академика В.Виноградова, «Высокая культура речи… — самая лучшая опора…

Речевой этикет в современном русском языке | Статья в журнале…

Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил.

Основные термины (генерируются автоматически): речевой этикет, друг, слово, культура общения, культура речи, правило, речь.

Проблема реализации нормативного аспекта в

речи: к вопросу…

Ключевые слова: нормативные аспекты, язык, грамотность молодежи, речевая культура, массовая коммуникация. Лингвисты и ученые, кто непосредственно связан с речью, с речевым общением, сильно обеспокоены состоянием современного русского языка.

Выработка навыков

речевой культуры на занятиях практического…

Речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный…

Хорошая

речь – основа культуры профессионального общения

Культура речи – фундамент системы «человеккультура – язык», проявляющийся в речевом поведении.

— овладеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения

Некоторые вопросы о

культуре речи в социальных сетях

На протяжении долгих столетий закладывались нормы литературного языка. Наука, которая занимается нормализацией речевой деятельности, называется термином «культура речи». Она появилась уже в древних рукописных книгах Киевской Руси.

Разговаривать с собой нормально? Что это значит для психического здоровья

Исследователи широко изучили процесс разговора с самим собой и пришли к выводу, что это обычное и нормальное поведение. Люди называют разговор с самим собой разговором с самим собой или разговором с самим собой.

Хотя люди часто связывают разговор с самим собой с проблемами психического здоровья, медицинские работники считают его нормальным в любом возрасте и даже полезным в некоторых обстоятельствах.

В этой статье мы исследуем, почему человек может говорить сам с собой. Мы также рассмотрим его преимущества и когда он может указывать на состояние психического здоровья.

Исследователи давно изучают разговор с самим собой. В 1880-х годах ученых особенно интересовало, что люди говорят сами с собой, почему они разговаривают сами с собой и с какой целью разговаривают сами с собой.

Исследование определяет разговор с самим собой как вербальное выражение внутренней позиции или убеждения, то есть он выражает внутренние чувства, невербальные мысли и интуитивные догадки о ситуации посредством речи. Человек намерен направить свою речь только на себя.

Хотя дети часто разговаривают сами с собой, это не должно вызывать беспокойства у родителей или опекунов. Это способ развития речи, стимулирования во время выполнения задачи и повышения производительности при выполнении задач.

Привычка говорить сама с собой может сохраняться во взрослом возрасте и, как правило, не является проблемой.

Разговор с самим собой может иметь несколько преимуществ. Это не вызывает значительного риска для здоровья, если только человек не испытывает других симптомов психического расстройства, таких как галлюцинации.

При выполнении задачи с набором инструкций разговор с самим собой может улучшить контроль над задачей, концентрацию и производительность. Это также может улучшить навыки решения проблем.

В исследовании 2012 года изучалось, как разговор с самим собой влияет на задачи визуального поиска. Полученные данные свидетельствуют о том, что разговор с самим собой при поиске определенного предмета, такого как потерянный предмет одежды или набор ключей, или попытка найти продукты в продуктовом магазине, может помочь человеку найти их раньше.

Исследования также показывают, что разговор с самим собой во время занятий спортом может принести пользу, в зависимости от того, как человек говорит сам с собой и что он говорит.

Например, разговор с самим собой в мотивационном или учебном ключе может повысить производительность. Однако, хотя негативный разговор с самим собой может повысить мотивацию в спорте, он может не улучшить результаты.

Есть три категории разговоров с самим собой, которые различаются в зависимости от тона голоса. К ним относятся:

  • Положительный внутренний диалог: Поощряет и укрепляет положительные убеждения о человеке. Участие в позитивном разговоре с самим собой может уменьшить беспокойство и улучшить концентрацию и внимание.
  • Отрицательный разговор с самим собой: Обычно включает критический и обескураживающий диалог.
  • Нейтральный разговор с самим собой: Этот тип разговора с самим собой не является ни позитивным, ни негативным. Люди могут использовать его, чтобы сами давать инструкции, а не подкреплять или поощрять определенное убеждение или эмоцию.

Люди могут также называть разговор с самим собой открытым и скрытым разговором с самим собой. Открытая речь — это направленная на себя речь, которую могут услышать другие люди. Скрытый разговор — это речь, которая происходит внутри, и которую никто другой не может услышать, например, произнося речь в рот, а не говоря вслух.

Есть несколько причин, по которым человек может говорить с собой, в том числе:

Регулирование эмоций

Разговор с самим собой может помочь регулировать и обрабатывать эмоции. Например, если человек говорит о себе, что нервничает или злится, это может помочь ему:

  • сосредоточить свое внимание на том, чтобы улучшить свои нервы или гнев
  • контролировать свои эмоции
  • подумать о том, как реагировать на свои чувства в этот момент момент

Уменьшение беспокойства

Исследование, проведенное в 2014 году, предполагает, что людям с тревогой, в том числе социальной тревогой, полезно разговаривать с самим собой.

Исследователи обнаружили, что люди, говорящие о себе в третьем лице, могут дистанцироваться от своих неприятных чувств и обрабатывать, регулировать и анализировать эти эмоции, чтобы уменьшить тревогу. Участие в разговоре с самим собой может также уменьшить тревогу после стрессовых событий.

Если разговор с самим собой мешает жизни человека, есть способы уменьшить такое поведение.

Запись разговора с собой в дневнике может помочь человеку перенести мысли из своего ума, организовать мыслительный процесс и справиться со стрессом и беспокойством.

Ведение журнала может помочь людям определить повседневные ситуации, которые заставляют их говорить с самим собой, и лучше понять, что может вызвать эти сценарии в будущем.

Практика переключения разговора с самим собой на внутренние мысли, когда они возникают, или использование речи вместо ее озвучивания также может уменьшить разговор с самим собой.

Люди могут обнаружить, что их разговор с самим собой влияет на их психическое здоровье, если они настроены негативно и самокритикуют, когда разговаривают сами с собой.

В таких ситуациях им следует поговорить со специалистом в области психического здоровья, чтобы найти способы повысить самооценку и настроить разговор с самим собой, чтобы сосредоточиться на том, чтобы быть более позитивным и ободряющим.

Шизофрения

Если человек говорит сам с собой как часть галлюцинации, ему следует обратиться за помощью к медицинскому работнику. Разговоры с самим собой и галлюцинации могут указывать на состояние психического здоровья, например на шизофрению.

Больной шизофренией может испытывать изменения в поведении и мыслях, такие как галлюцинации или бред. Галлюцинации заставляют человека видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус или чувствовать вещи, которые не являются частью окружающего мира и присутствуют только в его сознании.

Слышать голоса и реагировать на них — распространенная галлюцинация при шизофрении. Эти голоса и ощущения кажутся реальными тому, кто их испытывает. Медицинские работники утверждают, что мозг реагирует на эти голоса так же, как если бы они разговаривали с реальным человеком.

Больные шизофренией также могут уйти от мира, потеряв интерес к повседневному общению с друзьями и семьей и с трудом выражая эмоции.

Для большинства людей разговор с самим собой является нормальным поведением, которое не является признаком психического расстройства.

Разговор с самим собой может иметь некоторые преимущества, особенно в повышении производительности в задачах визуального поиска. Это также может помочь понять более длительные задачи, требующие выполнения инструкций.

Разговор с самим собой не является вредным действием, и родители или лица, осуществляющие уход за детьми, которые часто разговаривают сами с собой, не должны беспокоиться.

Для человека естественно вести внутренний монолог во время выполнения задач и обработки мыслей и эмоций. Они могут предпочесть вербализовать этот внутренний монолог, что является обычным делом.

Как социальный контекст влияет на наш мозг и поведение? · Frontiers for Young Minds

Abstract

Когда мы взаимодействуем с другими, контекст, в котором происходят наши действия, играет важную роль в нашем поведении. Это означает, что наше понимание объектов, слов, эмоций и социальных сигналов может различаться в зависимости от того, где мы с ними сталкиваемся. Здесь мы объясняем, как контекст влияет на повседневные умственные процессы, начиная от того, как люди видят вещи, и заканчивая тем, как они ведут себя с другими. Затем мы представляем модель сети социального контекста. Эта модель объясняет, как люди обрабатывают контекстуальные сигналы, когда они взаимодействуют, посредством активности лобных, височных и островных областей мозга. Затем мы показываем, что, когда эти области мозга поражены некоторыми заболеваниями, пациентам трудно обрабатывать контекстуальные сигналы. Наконец, мы описываем новые способы изучения социального поведения с помощью записей мозга в повседневных ситуациях.

Введение

Все, что вы делаете, зависит от ситуации, в которой вы это делаете. Ситуация, окружающая действие, называется его контекстом. На самом деле анализ контекста имеет решающее значение для социального взаимодействия и даже, в некоторых случаях, для выживания. Представьте, что вы видите испуганного мужчину: ваша реакция зависит от выражения его лица (например, приподнятые брови, широко открытые глаза), а также от контекста ситуации. Контекст может быть внешним (есть ли вокруг что-то пугающее?) или внутренним (я спокоен или мне тоже страшно?). Такие контекстуальные подсказки имеют решающее значение для вашего понимания любой ситуации.

Контекст формирует все процессы в вашем мозгу, от визуального восприятия до социальных взаимодействий [1]. Ваш разум никогда не изолирован от окружающего мира. Конкретное значение объекта, слова, эмоции или социального события зависит от контекста (рис. 1). Контекст может быть очевидным или тонким, реальным или воображаемым, сознательным или бессознательным. Простые оптические иллюзии демонстрируют важность контекста (рис. 1А, В). В иллюзии Эббингауза (рис. 1А) кольца кругов окружают два центральных круга. Центральные круги одинакового размера, но один кажется меньше другого. Это так, потому что окружающие круги обеспечивают контекст. Этот контекст влияет на ваше восприятие размера центральных кругов. Довольно интересно, правда? Точно так же в иллюзии стены кафе (рис. 1Б) контекст влияет на ваше восприятие ориентации линий. Линии параллельны, но вы видите их сходящимися или расходящимися. Можно попробовать ориентироваться на среднюю линию фигуры и проверить линейкой. Контекстные подсказки также помогают распознавать объекты в сцене [2]. Например, может быть легче распознавать буквы, когда они находятся в контексте слова. Таким образом, вы можете видеть тот же набор линий, что и буква H или буква A (рис. 1C). Конечно, вы не прочитали эту фразу как «ТАЕ ЧТ», верно? Наконец, контекстуальные сигналы также важны для социального взаимодействия. Например, визуальные сцены, голоса, тела, другие лица и слова формируют то, как вы воспринимаете эмоции на лице [3]. Если вы видите рисунок 1D отдельно, женщина может выглядеть разъяренной. Но взгляните еще раз, на этот раз на рисунок 1E. Здесь вы видите восторженную Серену Уильямс после того, как она заняла первое место в теннисном рейтинге. Это показывает, что распознавание эмоций зависит от дополнительной информации, которой нет в самом лице.

  • Рис. 1. Контекст влияет на то, как вы видите вещи.
  • А,Б. Визуальный контекст влияет на то, как вы видите фигуры. C. Контекст также играет важную роль в распознавании объектов. Объекты, связанные с контекстом, легче распознать. «КОТ» — хороший пример контекстных эффектов при распознавании букв (воспроизведено с разрешения Чуна [2]). Д,Э. Контекст также влияет на то, как вы распознаете эмоцию [Хансон К. Джозеф (собственная работа), CC BY-SA 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0), через Wikimedia Commons].

Контекстные подсказки также помогают разобраться в других ситуациях. То, что уместно в одном месте, может быть неуместно в другом. Шутки — это нормально, когда вы учитесь с друзьями, но не во время самого экзамена. Кроме того, контекст влияет на то, как вы себя чувствуете, когда видите, что что-то происходит с другим человеком. Представьте, что кого-то избивают на улице. Если бы человек, которого бьют, был вашим лучшим другом, отреагировали бы вы так же, как если бы он был незнакомцем? Причина, по которой вы, вероятно, ответили «нет», заключается в том, что ваши эмпатия может зависеть от контекста. Контекст будет определять, броситесь ли вы на помощь или убежите в страхе. Короче говоря, социальные ситуации формируются контекстуальными факторами, влияющими на то, как вы себя чувствуете и действуете.

Контекстные подсказки важны для интерпретации социальных ситуаций. Тем не менее, они были в значительной степени проигнорированы в мире науки. Чтобы восполнить этот пробел, наша группа предложила модель сети социального контекста [1]. Эта модель описывает сеть мозга, которая интегрирует контекстную информацию во время социальных процессов. Эта мозговая сеть объединяет активность нескольких различных областей мозга, а именно лобных, височных и островных областей мозга (рис. 2). Это правда, что многие другие области мозга участвуют в обработке контекстной информации. Например, контекст объекта, который вы можете видеть, влияет на процессы в зрительных областях вашего мозга [4]. Однако сеть, предлагаемая нашей моделью, включает в себя основные области, задействованные в обработке социального контекста. Даже контекстуальное визуальное распознавание предполагает активность височных и лобных областей, включенных в нашу модель [5].

  • Рисунок 2. Части мозга, которые работают вместе, в сетевой модели социального контекста.
  • Эта модель предполагает, что социальные контекстуальные сигналы обрабатываются сетью определенных областей мозга. Эта сеть состоит из лобной (светло-голубой), височной (оранжевый) и островной (зеленый) областей мозга и связей между этими областями.

Как ваш мозг обрабатывает контекстные сигналы в социальных сценариях?

Для интерпретации контекста в социальных сетях ваш мозг использует сеть областей мозга, включая лобную, височную и островковую области. На рис. 2 лобные области показаны голубым цветом. Эти области помогают вам обновлять контекстную информацию, когда вы фокусируетесь на чем-то (скажем, на светофоре, когда вы идете по улице). Эта информация поможет вам предвидеть, что может произойти дальше, исходя из вашего предыдущего опыта. Если происходит изменение того, что вы видите (пока вы идете по улице, появляется злобный доберман), лобные области активируются и обновляют предсказания («это может быть опасно!»). На эти прогнозы будет влиять контекст («о, собака на поводке») и ваш предыдущий опыт («да, но однажды на меня напала собака, и это было очень плохо!»). Если лобные области человека повреждены, ему будет трудно распознать влияние контекста. Таким образом, доберман может не восприниматься как угроза, даже если на этого человека раньше нападали другие собаки! Основная роль лобных областей состоит в том, чтобы предсказывать значение действий, анализируя контекстуальные события, окружающие действия.

На рис. 2 зеленым цветом показаны островковые области, также называемые островковой долей. Островковая доля объединяет сигналы изнутри и снаружи вашего тела. Островковая доля получает сигналы о том, что происходит в вашем кишечнике, сердце и легких. Это также поддерживает вашу способность испытывать эмоции. Даже бабочки, которые вы иногда чувствуете в животе, зависят от активности мозга! Эта информация сочетается с контекстуальными сигналами вне вашего тела. Итак, когда вы видите, что доберман отрывается от своего хозяина, вы можете почувствовать, что ваше сердце начинает биться чаще (внутренний сигнал организма). Затем ваш мозг объединяет внешние контекстуальные сигналы («доберман на свободе!») с сигналами вашего тела, заставляя вас чувствовать страх. Пациенты с повреждением островковой области не так хорошо отслеживают сигналы своего внутреннего тела и комбинируют их со своими эмоциями. Островок имеет решающее значение для придания эмоциональной ценности событию.

Наконец, на рисунке 2 показаны височные области, отмеченные оранжевым цветом. Височные области связывают объект или человека, на котором вы фокусируетесь, с контекстом. Память играет здесь главную роль. Например, когда доберман вырывается на свободу, вы смотрите на его хозяина и понимаете, что это тот добрый человек, которого вы встретили на прошлой неделе в зоомагазине. Кроме того, височные области связывают контекстуальную информацию с информацией из лобных и островных областей. Эта система поддерживает ваши знания о том, что доберманы могут нападать на людей, побуждая вас искать защиты.

Подводя итог, можно сказать, что сочетание того, что вы испытываете, с социальным контекстом зависит от сети мозга, включающей лобную, островковую и височную области. Благодаря этой сети мы можем интерпретировать все виды социальных событий. Фронтальные области корректируют и обновляют то, что вы думаете, чувствуете и делаете, в зависимости от настоящих и прошлых событий. Эти области также предсказывают возможные события в вашем окружении. Островковая доля объединяет сигналы изнутри и снаружи вашего тела, чтобы вызвать определенное ощущение. Височные области связывают объекты и людей с текущей ситуацией. Таким образом, все части сетевой модели социального контекста работают вместе, чтобы объединить контекстную информацию, когда вы находитесь в социальных сетях.

Когда невозможно обработать контекст

Наша модель помогает объяснить данные, полученные у пациентов с повреждением головного мозга. Эти пациенты испытывают трудности с обработкой контекстуальных сигналов. Например, людям с аутизмом трудно смотреть в глаза и взаимодействовать с другими. Они могут демонстрировать повторяющееся поведение (например, постоянно выстраивать игрушечные машинки) или проявлять чрезмерный интерес к теме. Они также могут вести себя неподобающим образом и иметь проблемы с адаптацией к школе, дому или работе. Люди с аутизмом могут не распознавать эмоции на лицах других людей. Их эмпатия также может быть снижена. Одно из наших исследований [6] показало, что эти проблемы связаны со снижением способности обрабатывать контекстную информацию. Люди с аутизмом и здоровые испытуемые выполняли задания, требующие различных социальных навыков. Аутичные люди плохо справлялись с задачами, основанными на контекстных подсказках, например, с определением эмоций человека по его жестам или тону голоса. Но аутичные люди хорошо справлялись с заданиями, не требующими анализа контекста, например с заданиями, которые можно было выполнить, следуя очень общим правилам (например, «никогда не трогать незнакомца на улице»). Таким образом, социальные проблемы, которые мы часто наблюдаем у аутичных людей, могут быть результатом трудностей с обработкой контекстуальных сигналов.

Другое заболевание, которое может возникнуть в результате проблем с обработкой контекстуальной информации, называется поведенческим вариантом лобно-височной деменции . У пациентов с этим заболеванием проявляются изменения в личности и в том, как они взаимодействуют с другими людьми, примерно после 60 лет. Они могут совершать неподобающие поступки на публике. Как и люди с аутизмом, они могут не проявлять сочувствия или с трудом распознавать эмоции. Кроме того, им трудно разобраться в деталях контекста, необходимых для понимания социальных событий. Все эти изменения могут отражать общие проблемы с обработкой информации социального контекста. Эти проблемы могут быть вызваны повреждением сети мозга, описанной выше.

Наша модель также может объяснить пациентов с повреждением лобных долей или тех, у кого есть такие состояния, как шизофрения или биполярное расстройство [7]. Шизофрения — это психическое расстройство, характеризующееся атипичным социальным познанием и неспособностью различать реальный и воображаемый мир (как в случае галлюцинаций). Сходные, но менее выраженные проблемы возникают у пациентов с биполярным расстройством, которое представляет собой еще одно психиатрическое заболевание, характеризующееся в основном чередованием периодов депрессии и периодов приподнятого настроения (называемых гипоманией или манией).

Таким образом, проблемы с социальным поведением, наблюдаемые при многих заболеваниях, вероятно, связаны с плохой обработкой контекста после повреждения определенных областей мозга, как предполагает наша модель (рис. 2). Будущие исследования должны изучить, насколько верна эта модель, добавляя больше данных о процессах и регионах, которые она описывает.

Новые методы оценки социального поведения и контекстуальной обработки

Упомянутые выше результаты важны для ученых и врачей. Однако у них есть большое ограничение. Они не отражают того, как люди ведут себя в повседневной жизни! Большинство результатов исследований были получены в ходе лабораторных заданий, в которых человек реагировал на изображения или видео. Эти задачи на самом деле не отражают то, как мы действуем каждый день в нашей жизни. Социальная жизнь намного сложнее, чем сидеть за столом и нажимать кнопки, когда видишь изображения на компьютере, верно? Исследования, основанные на таких задачах, не отражают реальных социальных ситуаций. В повседневной жизни люди взаимодействуют в контекстах, которые постоянно меняются.

К счастью, новые методы позволяют ученым оценивать взаимодействие в реальной жизни. Гиперсканирование — один из таких методов. Гиперсканирование позволяет измерять мозговую активность двух или более людей, когда они выполняют какие-то действия вместе. Например, каждый предмет может лежать внутри отдельного сканера (большой трубки с мощными магнитами). Этот сканер может обнаруживать изменения в кровотоке в мозгу во время взаимодействия двух людей. Этот подход используется, например, для изучения мозга матери и ее ребенка, когда они смотрят друг другу в лицо (рис. 3А).

  • Рисунок 3. Новые методы изучения обработки контекстных сигналов.
  • A. Мать и ее младенец смотрят на выражения лиц друг друга, пока записывается активность их мозга (воспроизведено с разрешения Масаюки и др. [8]). B. Гиперсканирование людей, взаимодействующих друг с другом во время игры в дженгу (воспроизведено с разрешения Лю и др. [9]). C. Новый метод изучения активности мозга, называемый мобильной визуализацией мозга/тела (MoBI) (воспроизведен с разрешения Makeig et al. [10]). D. Моделирование виртуальной реальности виртуального поезда на станции и виртуального вагона поезда (воспроизведено с разрешения Freeman et al. [11]).

Гиперсканирование также можно проводить с помощью электроэнцефалографического оборудования. Электроэнцефалография измеряет электрическую активность головного мозга. К голове крепятся специальные датчики, называемые электродами. Они подключены проводами к компьютеру, который записывает электрическую активность мозга. На рисунке 3В показан пример использования гиперсканирования электроэнцефалограммы. Этот метод использовался для измерения активности мозга у двух человек во время игры в дженгу. Будущие исследования должны применить эту технику для изучения обработки социальных контекстуальных сигналов.

Одним из ограничений гиперсканирования является то, что обычно требуется, чтобы участники оставались неподвижными. Однако взаимодействие в реальной жизни включает в себя множество телесных действий. К счастью, новый метод, называемый мобильной визуализацией мозга/тела (MoBI, рис. 3C), позволяет измерять активность мозга и действия тела, когда люди взаимодействуют в естественных условиях.

Еще один интересный подход — использовать виртуальную реальность . Эта техника включает в себя фальшивые ситуации. Однако он ставит людей в разные ситуации, требующие социального взаимодействия. Это ближе к реальной жизни, чем задачи, используемые в большинстве лабораторий. В качестве примера рассмотрим рисунок 3D. Это показывает эксперимент виртуальной реальности, в котором участники путешествовали по станции метро в Лондоне. Наше понимание того, как контекст влияет на социальное поведение, может быть расширено в будущих исследованиях виртуальной реальности.

Таким образом, будущие исследования должны использовать новые методы измерения взаимодействия в реальной жизни. Этот тип исследования может быть очень важен для врачей, чтобы понять, что происходит с обработкой сигналов социального контекста при различных травмах или заболеваниях головного мозга. Эти реалистичные задачи более чувствительны, чем большинство лабораторных задач, которые обычно используются для оценки пациентов с заболеваниями головного мозга.

Глоссарий

Эмпатия : Способность чувствовать то, что чувствует другой человек, то есть «поставить себя на место этого человека».

Аутизм : Общий термин для группы сложных нарушений развития головного мозга. Эти расстройства характеризуются повторяющимся поведением, а также различными уровнями сложности социального взаимодействия и как вербальной, так и невербальной коммуникации.

Вариант поведения Лобно-височная деменция : Заболевание головного мозга, характеризующееся прогрессирующими изменениями личности и потерей эмпатии. Больные испытывают трудности в регулировании своего поведения, что часто выливается в социально неадекватные действия. Симптомы обычно начинают проявляться в возрасте около 60 лет.

Гиперсканирование : Новый метод одновременного измерения мозговой активности двух человек.

Виртуальная реальность : Компьютерные технологии, использующие программное обеспечение для создания реалистичных изображений, звуков и других ощущений, воспроизводящих реальную среду. Этот метод использует специализированные экраны или проекторы для имитации физического присутствия пользователя в этой среде, что позволяет ему или ей взаимодействовать с виртуальным пространством и любыми объектами, изображенными в нем.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конкурирующих финансовых интересов.


Благодарности

Это исследование было поддержано грантами от CONICYT/FONDECYT Regular (1170010), FONDAP 15150012 и Фонда INECO.


Каталожные номера

[1] Ибанес, А., и Манес, Ф. 2012. Контекстное социальное познание и поведенческий вариант лобно-височной деменции. Неврология 78 (17): 1354–62. дои: 10.1212/WNL.0b013e3182518375

[2] Chun, MM 2000. Контекстные сигналы визуального внимания. Тенденции Познан. науч. 4(5):170–8. дои: 10.1016/S1364-6613(00)01476-5

[3] Барретт Л. Ф., Мескита Б. и Гендрон М. 2011. Контекст в восприятии эмоций. Курс. Прямой психол. науч. 20 (5): 286–90. doi:10.1177/0963721411422522

[4] Бек, Д. М., и Кастнер, С. 2005. Контекст стимула модулирует конкуренцию в экстрастриарной коре человека. Нац. Неврологи. 8(8):1110–6. дои: 10.1038/nn1501

[5] Бар, М. 2004. Визуальные объекты в контексте. Нац. Преподобный Нейроски. 5(8):617–29. дои: 10.1038/nrn1476

[6] Baez, S., and Ibanez, A. 2014. Влияние обработки контекста на нарушения социального познания у взрослых с синдромом Аспергера. Фронт. Неврологи. 8:270. Дои: 10.3389/fnins.2014.00270

[7] Баез, С., Гарсия, А. М., и Ибанез, А. 2016. Сетевая модель социального контекста при психических и неврологических заболеваниях. Курс. Верхний. Поведение Неврологи. 30: 379–96. дои: 10.1007/7854_2016_443

[8] Масаюки Х., Такаши И., Мицуру К., Томоя К., Хиротоши Х., Юко Ю. и Минору А. 2014. Гиперсканирование МЭГ для понимания матери- детские мозговые взаимодействия. Передний шум Neurosci 8:118. doi:10.3389/fnhum.2014.00118

[9] Лю, Н., Мок, К., Витт, Э. Э., Прадхан, А. Х., Чен, Дж. Э., и Рейсс, А. Л. 2016. Гиперсканирование на основе NIRS выявляет межмозговую нейронную синхронизацию во время совместной игры Дженга с общение лицом к лицу. Передний шум Neurosci 10:82. doi:10.3389/fnhum.2016.00082

[10] Макейг, С., Граманн, К., Юнг, Т.-П., Сейновски, Т.Дж., и Пойзнер, Х. 2009. Связь мозга, разума и поведения: обещание мобильного мозга/тела визуализации (MoBI). Инт Дж Психофиз 73:985–1000

[11] Эванс, Н., Листер, Р., Антли, А., Данн, Г. и Слейтер, М. 2014. Рост, социальное сравнение и паранойя: экспериментальное исследование виртуальной реальности с эффектом погружения. Психологическая рез. 218 (3): 348–52. doi:10.1016/j.psychres.2013.12.014

Развитие речи и языка | CS Mott Children’s Hospital

Речь и язык являются неотъемлемой частью развития любого ребенка. Развитие речи влияет на социальные взаимодействия, поведение и академические навыки вашего ребенка.

Как узнать, идет ли речь и языковое развитие моего ребенка по плану?

В раннем возрасте дети любят издавать собственные звуки. Когда они становятся старше, они учатся имитировать звуки, которые слышат. Если вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, вам следует поговорить с педиатром.

Вехи, свидетельствующие о нормальном развитии речи, включают:

Возраст Языковой уровень
Рождение Плачет
2-3 месяца В ответ вам воркует, улыбается
6 месяцев Болтает, поворачивается и смотрит на новые звуки
8 месяцев Реагирует на имя, гладит себя в зеркало
10 месяцев Кричит, чтобы привлечь внимание, повторяет слог
12 месяцев Говорит 1-2 слова; узнает имя; имитирует знакомые звуки; указывает на объекты
12-17 месяцев Понимает простые инструкции, имитирует знакомые слова, понимает «нет», использует «мама», «папа» и некоторые другие слова
18 месяцев Использует 10-20 слов, включая имена, начинает комбинировать 2 слова «все пропало», «пока-пока, мама», использует слова, чтобы сообщить о своих желаниях «вверх», «все готово» или «еще»; знает части тела
2 года Говорит предложения из 2-3 слов; имеет> 50 слов, спрашивает «что это» и «где мой» словарный запас растет; определяет части тела, называет картинки в книге, образует множественное число, добавляя «s»
2 ½ года Дает имя; называет себя «я» вместо имени; сочетает существительные и глаголы; словарный запас 450 слов; использует короткие предложения; сочетает в себе 3-4 цвета, знает большое и малое; любит слушать повторение одной и той же истории
3 года Может рассказать историю; длина предложения 3-4 слова; словарный запас около 1000 слов; знает фамилию, название улицы, несколько потешек, умеет петь песенки
4 года Длина предложения 4-5 слов; использует прошедшее время; определяет цвета, формы; задает много вопросов типа «почему?» и кто?» Может говорить о воображаемых условиях «Надеюсь» Правильно использует следующие звуки: б, д, ж, г, ч, м, н, нг, т, ш, у (как в слове «да»)

Если ваш ребенок не достигает этих показателей, поговорите со своим педиатром. В первую очередь необходимо проверить слух вашего ребенка. Даже если они кажутся слышащими очень хорошо, дети являются экспертами в улавливании визуальных сигналов, чтобы пройти. Важно выявить потерю слуха на ранней стадии, чтобы начать лечение как можно скорее.

Советы по поддержке развития речи и языка вашего ребенка

  • Начните разговаривать с ребенком с самого рождения. Даже новорожденным полезно слышать речь.
  • Реагируйте на воркование и лепет вашего ребенка.
  • Играйте с малышом в простые игры, такие как прятки и пирожки.
  • Много разговаривайте с ребенком. Расскажите им, что вы делаете, как вы это делаете.
  • Читать книги вслух. Спросите у библиотекаря книги, соответствующие возрасту вашего ребенка. Если ваш малыш теряет интерес к тексту, просто говорите о картинках.
  • Пойте своему ребенку и подарите ему музыку. Разучивание новых песен помогает вашему ребенку выучить новые слова и использовать навыки памяти, умения слушать и выражать мысли словами.
  • Используйте жесты вместе со словами.
  • Не пытайтесь заставить ребенка говорить.
  • Расширьте то, что говорит ваш ребенок. (Например, если ваш ребенок говорит «Элмо», вы можете сказать: «Тебе нужен Элмо!»)
  • Опишите ребенку, что он делает, чувствует и слышит в течение дня.
  • Слушай своего ребенка. Смотрите на них, когда они разговаривают с вами. Дайте им время ответить. (Это похоже на вечность, но сосчитайте до 5 или даже до 10, прежде чем заполнить тишину).
  • Поощряйте рассказывание историй и обмен информацией.
  • Поиграйте с ребенком один на один и поговорите об игрушках и играх, в которые вы играете.
  • Планируйте семейные поездки и пикники. Ваш новый опыт дает вам что-то интересное для разговора до, во время и после прогулки.
  • Посмотрите на семейные фотографии и обсудите их.
  • Задавайте ребенку много вопросов.
  • Не критикуйте грамматические ошибки. Вместо этого просто моделируйте хорошую грамматику.
  • Следуйте примеру своего ребенка, чтобы во время разговора вы занимались тем, что вызывает у него интерес.
  • Пусть ваш ребенок поиграет с детьми, чей язык немного лучше, чем у них.

Что вызывает проблемы с речью и языком?

  • Нарушения развития речи и языка являются частой причиной проблем с речью/языком у детей. Эти расстройства обучения вызваны тем, что мозг работает по-другому. У вашего ребенка могут быть проблемы с произношением звуков речи, использованием разговорного языка для общения или пониманием того, что говорят другие люди. Речевые и языковые проблемы часто являются самым ранним признаком неспособности к обучению.
  • На потерю слуха часто не обращают внимания, и ее легко идентифицировать. Если у вашего ребенка задержка речи/языка, необходимо проверить его слух.
  • Экстремальные экологические ограничения могут вызвать задержку речи. Если ребенком пренебрегают или оскорбляют, и он не слышит, как говорят другие, он не научится говорить.
  • Недоношенность может привести ко многим видам задержки развития, включая проблемы с речью/языком.
  • Нарушение обработки слуха описывает проблему с декодированием звуков речи. Эти дети могут улучшить свое состояние с помощью речевой и языковой терапии.
  • Неврологические проблемы, такие как церебральный паралич, мышечная дистрофия и черепно-мозговая травма, могут повлиять на мышцы, необходимые для речи.
  • Аутизм влияет на общение. Проблемы с речью/языком/коммуникацией часто являются ранним признаком аутизма.
  • Речевая апраксия — это специфическое расстройство речи, при котором у ребенка возникают трудности с определением последовательности и выполнением речевых движений.
  • Избирательный мутизм — это когда ребенок вообще не разговаривает в определенных ситуациях, часто в школе.

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с речью или он просто «поздний расцвет»?

Родителям может быть трудно определить, является ли ребенок поздно расцветающим, имеет ли он потерю слуха, расстройство экспрессивной речи или другую основную причину задержки речи. Квалифицированный специалист сможет помочь вам определить, испытывает ли ваш ребенок задержку речи или языка. Чем раньше ваш ребенок получит помощь, тем выше будет его прогресс. А если они окажутся поздно расцветающими, лишнее внимание к их речи ничуть не помешает.

Лечение задержек речи и языка

Важно вовремя выявить проблемы с речью/языком, чтобы ваш ребенок мог начать лечение. Лечение следует начинать как можно раньше. Исследования показывают, что дети многое знают о языке задолго до того, как произнесут первое слово. Если вашему ребенку требуется лечение, оно должно соответствовать его развитию и быть индивидуальным. В группу лечения вашего ребенка могут входить врач, аудиолог, логопед, эрготерапевт и/или социальный работник.

Невербальные способы общения с детьми

Дети, которые не говорят или недостаточно хорошо общаются из-за потери слуха, аутизма, апраксии или подобных проблем, могут использовать другие методы. К ним относятся язык жестов, коммуникационная система обмена изображениями (PECS), а также дополнительная и альтернативная коммуникация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *