ВОЗРАСТНАЯ НЕВМЕНЯЕМОСТЬ: ЗНАЧЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЧИНЫ
Пробелы в российском законодательстве Выпуск №6 — 2017
Шуняева Вера Анатольевна
Подробнее об авторах
Шуняева Вера Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент; директор Института права и национальной безопасности
Институт права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
Исследованию возрастной невменяемости посвящены труды ученых, как в России, так и за рубежом, однако неоднозначность законодательного регулирования данного уголовно-правового института требует дополнительных его исследований. Анализ теоретических аспектов возрастной невменяемости и ее составляющих усиливается анализом законодательства, регулирующего данный вопрос.
Образец цитирования:
Шуняева В.А., (2017), ВОЗРАСТНАЯ НЕВМЕНЯЕМОСТЬ: ЗНАЧЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЧИНЫ. Пробелы в российском законодательстве, 6 => 29-31.
Список литературы:
Байбарин, А.А. Психическая незрелость //Бизнес в законе. № 4. 2007. С. 163-165.
Грачев, В.В., Попова, Л.А., Ениколопов С.Н. Биопсихосоциальный подход к проблеме психофизического инфантилизма у подростков //Сибирский психологически журнал. № 43. 2012. С. 30-38.
Круглов, А.Е. Интеграция молодежи в российское общество: социальный анализ. М., 2000. 240с.
Молодежь 97: надежды и разочарования. / НИЦ при Институте молодежи. М., Социум, 1997. 95с.
Пестов, Д.А. Проблема невменяемости в уголовном праве // Вестник ТГУ. Серия Гуманитарные науки. Право. № 4 (84). 2010. С. 368- 371.
Платонов, К.К., Голубев, Г.Г. Психология. М., 1977. 256с.
Пащенко, Е.А. Выявление отставания в психическом развитии несовершеннолетних и критерии их оценки // Северо-Кавказский юридический вестник. № 4. 2010. С. 95-97.
Пудовочкин, Ю. Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: проблемы теории // Правоведение. № 6. 2002. С. 150- 162.
Шуняева, В.А. Коррекция личности несовершеннолетнего преступника: значение, задачи, возможности //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 3. 2015. С. 80-82.
Ключевые слова:
вменяемость, возрастная невменяемость, преступное поведение, интеллектуальные свойства, эмоциональные свойства, волевые свойства, особенности личности несовершеннолетнего преступника, преступность несовершеннолетних.
5. Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Страницы: 80-82 Выпуск №5306
КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА: ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ВОЗМОЖНОСТИ
Шуняева Вера Анатольевна
делинквентное поведение задачи корректировки личности несовершеннолетнего преступника корректировка личности несовершеннолетнего преступника особенности личности несовершеннолетнего преступника преступность несовершеннолетних
Подробнее
16. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 175-177 Выпуск №14949
МЕСТО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА
Шуняева Вера Анатольевна
буллинг духовно-нравственные ценности девиации личность несовершеннолетний
8. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 216-218 Выпуск №12435
К вопросу о вовлечении несовершеннолетних в преступные действия
Тенгизова Жанна Адальбиевна
Геляхова Лейла Абдуллаховна
несовершеннолетние уголовная ответственность вовлечение в преступную деятельность преступление преступность несовершеннолетних
Подробнее
7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 162-166 Выпуск №
ФЕНОМЕН «ОПРАВДАНИЯ ЗЛА»: УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Смирнов Александр Михайлович
зло оправдание зла возраст уголовной ответственности невменяемость малозначительное деяние
Подробнее
7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 162-166 Выпуск №
ФЕНОМЕН «ОПРАВДАНИЯ ЗЛА»: УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Смирнов Александр Михайлович
зло оправдание зла возраст уголовной ответственности невменяемость малозначительное деяние
11. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 204-206 Выпуск №14165
О МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И ИГРОМАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Санташов Андрей Леонидович
цифровая криминология преступность несовершеннолетних дифференциация ответственности азартные игры
Подробнее
9. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ @@УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 286-289 Выпуск №19269
К вопросу о неосторожных преступлениях несовершеннолетних
Манукян Алинэ Романовна
неосторожные преступления несовершеннолетние лица преступность несовершеннолетних неосторожность как форма вины российское уголовное законодательство
Подробнее
11. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11) Страницы: 455-461 Выпуск №11986
Совершенствование российского законодательства в контексте способа предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних
Каледин Максим Евгеньевич
преступность несовершеннолетних совершенствование законодательства суд превенция профилактика
Подробнее
4. УГОЛОВНО — ПРАВОВЫЕ, КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ИНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Страницы: 347-350 Выпуск №16988
Правовое значение категории «возраст» в уголовном праве
Абидов Руслан Ризуанович
возраст вменяемость субъект уголовная ответственность уровень сознания
Подробнее
7. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ (специальность 5.1.4.) Страницы: 391-395 Выпуск №21729
Некоторые аспекты криминологической характеристики преступности несовершеннолетних
Чередниченко Екатерина Евгеньевна
преступность несовершеннолетних криминологическая характеристика причины и условия преступлений меры противодействия juvenile delinquency
Подробнее
Применение положений ч. 3 ст. 20 УК РФ о «возрастной незрелости» | Мухачева
1. Назаренко Г. В. Уголовно-релевантные психические состояния субъекта преступления и лиц, совершивших общественно опасные деяния : дис. … д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 144
2. СитковскаяО. Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1999. С. 7
3. Пащенко Е. А. Общественно опасное поведение несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством: уголовно-правовые и криминологические аспекты : дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009. С. 157
4. Душкина Е. О. Исключение уголовной ответственности несовершеннолетних вследствие отставания в психическом развитии : дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 41
5. Ситковская О. Д. Психологический комментарий к отдельным статьям Уголовного кодекса. М., 2009. С. 27
6. Назаренко Г. В. Указ. соч. С. 162.
7. Назаренко Г. В. Указ. соч. С. 165.
8. Пащенко Е. А. Указ. соч. С. 157
9. Возрастная психология : учебное пособие / под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2011. С. 309-310
10. Возрастная психология : учебное пособие. С. 309
11. Наумов А. В. Российское уголовное право : курс лекций. М., 1996. С. 188
12. Душкина Е. О. Указ. соч. С. 41
13. Давыденко А. В. Дифференциация уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста : дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 186
14. Назаренко Г. В. Указ. соч. С. 150
15. Назаренко Г. В. Указ. соч. С. 160
16. Душкина Е. О. Указ. соч. С. 44
17. Артеменко Н. В. Актуальные проблемы вменяемости (невменяемости) и возраста уголовной ответственности (сравнительный историко-правовой анализ уголовного законодательства РФ и Франции) : дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999. С. 157
18. Артеменко Н. В. Актуальные проблемы вменяемости (невменяемости) и возраста уголовной ответственности (сравнительный историко-правовой анализ уголовного законодательства РФ и Франции) : дис.. канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 1999. — 205 с.
19. Возрастная психология : учебное пособие / под ред. Марцинковской Т. Д. — М., 2011. — 336 с.
20. Давыденко А. В. Дифференциация уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста : дис.. канд. юрид. наук. — М., 2013. — 213 с.
21. Душкина О. Е., Плешаков А. М. Отставание в психическом развитии несовершеннолетнего как основание для исключения уголовной ответственности. М., 2008. С. 177
22. Душкина Е. О. Исключение уголовной ответственности несовершеннолетних вследствие отставания в психическом развитии : дис.. канд. юрид. наук. — М., 2005. — 200 с.
23. Душкина О. Е., Плешаков А. М. Отставание в психическом развитии несовершеннолетнего как основание для исключения уголовной ответственности. — М., 2008. — 208 с.
24. Маркунцов С. А. Осознание уголовно-правовых запретов в структуре уголовной ответственности несовершеннолетних : дис.. канд. юрид. наук. — М., 2006. — 237 с.
25. Назаренко Г. В. Уголовно-релевантные психические состояния субъекта преступления и лиц, совершивших общественно опасные деяния : дис.. д-ра юрид. наук. — М., 2001. — 287 с.
26. Наумов А. В. Российское уголовное право : курс лекций. — М., 1996. — 560 с.
27. Пащенко Е. А. Общественно опасное поведение несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством: уголовно-правовые и криминологические аспекты : дис.. канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2009. — 203 с.
28. Ситковская О. Д. Психологический комментарий к отдельным статьям Уголовного кодекса. — М., 2009. — 184 с.
29. Ситковская О. Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. — М., 1999. — 892 с.
Больной, больной, больной?
22 августа 1965 г.
Больной, больной, больной?ЭДГАР З. ФРИДЕНБЕРГ
БЕЗУМИЕ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ История безумия в эпоху разума. Мишель Фуко. Перевод Ричарда Ховарда. |
Последние несколько лет имя Томаса Саса ассоциируется с самой радикальной критикой концепции психических заболеваний. Он отрицает, что умы людей, называемых в нашем обществе «психически больными» или «эмоционально неуравновешенными». страдают каким-либо расстройством, которое можно с полным основанием считать медицинским. Более того, то, что они определяются как больные, позволяет контролировать их поведение, а часто и ограничивать их; хотя они не сделали ничего противозаконного и в противном случае им нужно было бы позволить продолжать жить своей беспорядочной жизнью, а иногда и доставлять себе неудобства.
Тем не менее, у большинства психически больных на самом деле нет ничего плохого, что мог бы заметить любой диагност, кроме социального поведения, которое формирует основу для жалоб на них. И то поведение, которое учителя, родственники или административные чиновники называть «проблемное» поведение проблемой для людей, которые на него жалуются; а не человеку, у которого, как говорят, есть проблема. Для него в его собственной жизненной ситуации, какой он ее знает, его поведение функционально. Называть его «невротиком» или «психотик», а выгоды, которые он извлекает из своего особого стиля жизни, «вторичные выгоды», заключаются в том, чтобы вынести против него моральное, а не медицинское суждение. Верно, что такие люди вполне могут стать более богатыми и более удовлетворительной жизни, если их можно заставить рассмотреть альтернативные способы реагирования на ситуации и отказаться от тех, которые стали бесплодными и дорогостоящими, и что они могут отчаянно нуждаться в психоаналитической помощи для изменения своей жизни. Но такая помощь носит в основном образовательный, а не клинический характер.
Доктор Сас, практикующий психоаналитик и более ортодоксальный фрейдист, чем большинство, никоим образом не отвергает основную психоаналитическую теорию и не сводит к минимуму влияние бессознательного на человеческое поведение. Но он категорически отвергает использование личности теории, чтобы скрыть ценностные суждения и навязать их пациенту. И он с законным негодованием осуждает все более широкое использование психиатрии для прикрытия административных действий и оправдания вмешательства в жизнь людей. которые, какими бы оскорбительными они ни были для своих собратьев, явно не больны.
Психически больной, наркоман и психически неуравновешенный подросток определяются как медицинских проблем именно потому, что это определение предоставляет обществу более удобный доступ к ним и ослабляет защиту, которую они могли бы в противном случае противодействовать его усилиям управлять своими делами. Это один из основных пунктов Саса в «Этике психоанализа», но его работа не имеет прецедентного подтверждения. Это, к сожалению, как раз то, о чем говорил Мишель Фуко. выдающееся историческое исследование «Безумие и цивилизация». Фуко прослеживает изменение концепции безумия от относительно легкого принятия характерного для эпохи Возрождения умственно отсталого. через отношение самодовольного террора, с которым XVIII век оправдывал содержание сумасшедших в условиях жестокости, не намного хуже тех, которые Жюль Анри нашел в современных домах престарелых, которые он описывает в «Культуре». Против человека».
Хотя сумасшедший пришел в это время, чтобы заменить прокаженного как сущность небытия, он не считался больным, и его заточение не выражало нежности. Сумасшедших смешивали с бедными и неимущими как основную угрозу социальным ценностям, на которых торговая экономика отдыхала. Их запирали, огрубляли, но не скрывали, а выставляли как примеры бесчеловечности грубой природы. Как таковые, они были вне досягаемости морали и, хотя с ними обращались крайне жестоко, они не были наказаны. Только в 19В 19 веке общество начало морально относиться к безумным, конечно, не из сострадания, а, как можно было бы ожидать от работы Саса, чтобы обеспечить себе базу для операций.
Промышленная революция изменила положение бедняков, сделав их основой, на которой зиждется богатство общества. Пока они довольствовались тем, что оставались бедными, они были полезны и вскоре должны были утвердиться в низших слоях общества. Именно от деморализующего влияния безумцев, с которыми они прежде были заключены, их и нужно было спасать. Сумасшедшие, однако, были более упрямы; их упорство в неестественном и беспорядочном способе жизнь, приписываемая чрезмерной роскоши и баловству, теперь рассматривалась как моральный недостаток.
В этот момент стал необходим последний шаг в эволюции современной концепции безумия как психического заболевания. «К вечному суду, — замечает Фуко, — мы должны добавить четвертую структуру, присущую миру приюта, каким он был. созданный в конце восемнадцатого века: это апофеоз медицинского персонажа . Из всех она, несомненно, самая важная, так как санкционирует не только новые контакты между врачом и пациентом, но новым отношением между безумием и медицинской мыслью и, в конечном итоге, управляет всем современным опытом безумия … Врач, как мы видели, не играл никакой роли в жизни в заключении. Теперь он становится основным фигура приюта… в самом приюте доктор занимает преобладающее место, поскольку он превращает его в медицинское пространство.
«Однако, и это главное, вмешательство врача осуществляется не благодаря медицинским навыкам или силе, которыми он обладает сам по себе, и это было бы оправдано совокупностью объективных знаний. homo medicus имеет авторитет в приюте, но как мудрый человек. Если врачебная профессия и нужна, то как юридическая и моральная гарантия, а не во имя науки… Ибо медицинское предприятие есть лишь часть огромного морального задача, которую необходимо выполнить в приюте и которая одна может обеспечить заботу о душевнобольных».
Это все еще не приводит нас к тому моменту, когда мы встречаемся с доктором Сасом. Чтобы достичь этого, мы должны отметить дальнейшее распространение медицинской власти за стены психиатрической лечебницы — хотя и сохраняющую силу приверженности в качестве ее окончательной санкции — в клинику. жизни пациентов, считающихся достаточно здоровыми, чтобы оставаться на свободе и выполнять свои социальные обязанности, но недостаточно здоровыми, чтобы им можно было доверять для самостоятельной оценки собственного экзистенциального состояния.
По мере того как авторитет медицины становился все более обширным, он неизбежно также становился более рассеянным; так что нравственные и медицинские категории теперь полностью и, вероятно, неразрывно перепутаны. Как далеко продвинулась на этом пути западная цивилизация, чтобы достичь Его нынешнее положение, пожалуй, можно оценить, если представить себе, как удивился бы Сократ, если бы ему сказали, что и чувства, которые возбудил в нем Алкивиад, и его потребность восстать против авторитета были симптомами, указывающими на то, что он быть очень больным человеком, а не аспекты его существа, которые сделали его тем, кем он был, к лучшему или к худшему.
Обрисовав в нескольких сотнях слов центральную тему чрезвычайно тонкого и оригинального аргумента, я, безусловно, поступил несправедливо по отношению к Фуко. Его книга принадлежит как по содержанию, так и по глубине к разряду таких трактатов — сразу исторический, научный и этический — как «Жизнь против смерти» Нормана О. Брауна. Стилистически нет. «Безумие и цивилизация» не только сложное, но и часто раздражающее чтение. Когда он имеет дело с классикой, донаучный взгляд на явления природы, Фуко слишком подробен, на мой вкус; когда он имеет дело с тонко измененными моральными проблемами, из которых он строит свою аргументацию, он иногда слишком абстрактен для моего понимания.
Перевод точно передает блестящую, но поразительно непрозрачную интеллектуальную текстуру, модную во французском философском дискурсе — даже Жене иногда забывает, что каменные стены не создают салона, — и если бывают времена, когда Фуко элегантность и ирония выделяют его тему, есть и другие, когда он зримо совершает tour de force et des grands hospices Francais . Однако экскурсия того стоит.
Г-н Фриденберг — профессор социологии Калифорнийского университета в Дэвисе и автор недавней книги «Совершеннолетие в Америке».
Вернуться на главную страницу книг
Boys Town: спасение детей, исцеление семей, советы родителям
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript и повторите попытку.
Автор: Патрик С. Фриман, доктор философии, ABPP, Boys Town
Что подростки имеют против почтовых ящиков? Почему их косят? Что подростки имеют против автомобилей? Почему они бросают в них снежки и яйца? На самом деле подростки ничего не имеют против почтовых ящиков или автомобилей. Они нападают на них просто из-за острых ощущений.
Подростковый возраст — это период жизни, когда развивающийся мозг производит больше эмоциональных, чем рациональных реакций. Таким образом, подростки часто делают что-то, потому что им так хочется, и часто не думают рационально, как они это делают. Обычно родителям и взрослым очень трудно это понять и принять. Как правило, жизнь взрослых управляется больше рациональностью, чем эмоциями, и всякий раз, когда происходит обратное, кажется, что все идет не так, и часто так и происходит. В результате мы начинаем ценить рациональное мышление, ожидаем его от других и не одобряем, когда его нет.
Проблема с нашим ожиданием рационального мышления от других заключается в том, что оно распространяется и на подростков — мы ожидаем, что они увидят мудрость нашего рационального взгляда и быстро примут аналогичный взгляд. К сожалению, они делают это медленно, и даже когда случаются периоды рациональной жизни, эти моменты слишком временны.
Причиной ограниченной рациональности в подростковой жизни является дисбаланс в подростковом мозгу. Эмоциональная часть мозга обычно полностью развивается к раннему подростковому возрасту, но рациональная часть часто развивается только к двадцати пяти годам. Рациональной части мозга достаточно трудно контролировать эмоциональную часть, когда обе они совпадают (например, дорожная ярость, супружеские ссоры, политические чаты), но когда они превосходят друг друга, как у подростков, часто это невозможно. конкурс. Эмоции управляют, а рациональное мышление остается на заднем сиденье — если оно вообще появляется.
Поскольку эта проблема носит временный характер и связана с развитием, я не решаюсь охарактеризовать большую часть сумасшедшего подросткового поведения как ненормальное. Скорее, я предпочитаю рассматривать это как форму временного безумия. Я классифицировал это временно безумное подростковое поведение на несколько категорий, в число которых входят рациональность при абстинентном расстройстве (РАП), горе-мения, ситуационный мутизм и релятивит правды. Чтобы узнать больше об этих формах временного помешательства и лучше понять подростков в целом, пожалуйста, прочитайте следующие статьи о сумасшедшем подростковом поведении.
- Рациональность при абстинентном расстройстве: пример временного сумасшествия подростков
- Ситуационный мутизм: еще один пример временного сумасшествия подростков
- Горе-это-мня: темные эмоциональные облака на подростковом горизонте
- Наказывая, будь беспристрастным полицейским
- Когда вы бросаете перчатку в грязь, грязь не получает «перчатку»
- Дефицит повышает ценность: бизнес-принцип, лежащий в основе создания бесплатных вознаграждений
- Принятие — необходимая составляющая перемен
- Когда подростки не раскрывают свой потенциал: возможная проблема
- Подарите своему подростку молчание
Этот контент был создан экспертом Boys Town Пэт Фриман.