Знаков В.В.. Публикации
Знаков Виктор Владимирович (1950) — доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии психологического факультета МГУ, специалист по психологии мышления, понимания, психологии субъекта и психологии человеческого бытия.
С 1996 по 2000 г.г. совмещал научную работу в ИП РАН с должностью начальника Отдела проблем комплексного изучения человека, психологии и педагогики Российского гуманитарного научного фонда. 2000-2005 — заместитель директора по научной работе Института психологии РАН, с 2005 — главный научный сотрудник Лаборатории психологии развития ИП РАН.
Лауреат премии имени С. Л. Рубинштейна Президиума Российской академии наук (1999), член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Российской Федерации (1999-2002).
Член редколлегий журналов «Человек», «Психологический журнал», редакционных советов «Ярославского психологического вестника», «Сибирского психологического журнала», «Человек.
Опубликовал около 100 научных работ.
- +-Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания[недоступно]
В статье анализируются три реальности, в которых живет человек, — эмпирическая, социокультурная и экзистенциальная. Каждой реальности сопоставлены домены социального знания, с помощью которых они описываются, — моральный, конвенциональный и персональный. Обосновано положение о том, что реальности понимаются людьми по типам понимания-знания, понимания-интерпретации и понимания-постижения. Показано, что человек одновременно существует в разных реальностях, понимает их на неодинаковых психологических основаниях и использует для описания различные типы социального знания. Категория «мир» принадлежит к основополагающим понятиям современной психологии. Мир — это совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми, представляющая собой организованную иерархию различных способов человеческого существования (Рубинштейн, 1997).
Мир человека многомерен, он состоит, по меньшей мере, из трех реальностей — эмпирической, социокультурной и экзистенциальной. Цель статьи — проанализировать эти реальности, типы понимания их субъектом, а также типы социального знания, используемые для описания каждой из них. Ключевые слова: многомерный мир; реальность; знание; понимание;// ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2012. № 3
В настояще время публикация
недоступна
.
- http://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=1721
- http://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2012_3/vestnik_2012-3_18-29.Pdf
- +
—
Научный анализ человеческого бытия в трудах С. Л. Рубинштейна и современной психологии (в сборнике)
// Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.
- http://window.edu.ru/window_catalog/files/r67580/document2003.pdf
- http://www.ipras.ru/engine/documents/document2003.pdf
- +-Непостижимое и тайна как атрибуты экзистенциального опыта[недоступно]
Проанализирована структура экзистенциального опыта субъекта, выявлены его основные компоненты, сопоставлены его содержание с ментальным и другими видами опыта. Рассматриваются шесть основных составляющих экзистенциального опыта: трехкомпонентная структура, метасистемная организация, переживание, свое и чужое в опыте человека, понимание-постижение и непостижимое, тайна как атрибут опыта. Обосновывается, что наряду с достоверным знанием непостижимое и тайна являются неустранимыми составляющими человеческого бытия и опыта субъекта. Ключевые слова: экзистенциальный опыт, переживание, понимание-постижение, непостижимое, тайна
// Психологические исследования 2013 Том 6 No. 31
В настояще время публикация
недоступна
.
- http://www.psystudy.com/index.php/num/2013v6n31/879-znakov31.html
- +-Понимание как проблема психологии мышления[недоступно]
Проблема понимания в наше время стала междисциплинарной: она является предметом анализа одновременно в нескольких областях научного познания — физике, философии, истории и др. В современной науке выделяется, по меньшей мере, семь основных направлений ее исследования — методологическое, гносеологическое, логическое, семантическое, лингвистическое, коммуникативное и психологическое.
В настояще время публикация
недоступна
.
- http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=813&binn_rubrik_pl_articles=121
- +-Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия[недоступно]
Психология понимания в наше время является одним из перспективных и динамично развивающихся направлений современной психологической науки. Для человека как социального индивида потребность в понимании (природных явлений, поступков людей, отношений между государствами и т.п.) — это, безусловно, одна из главных психологических потребностей. Рассматривая проблему понимания с точки зрения современной науки, следует говорить о двух главных подходах к анализу этого феномена — познавательном и экзистенциальном. В психологии познания понимание рассматривается как такая мыслительная процедура, которая по своей значимости для познающего окружающий мир субъекта сопоставима с процедурами объяснения, прогнозирования и другими. Эта процедура направлена не на получение нового знания, а на смыслообразование, приписывание смысла знанию, полученному в процессе мыслительной деятельности.
Посредством понимания субъект не только познает окружающий мир, но и выражает свое отношение к социальной действительности. Индивидуальная специфика понимания вносит весьма существенный вклад в формирование личностных способов мышления субъекта, осмысливающего моральные, правовые, политические, экономические ценности изменяющегося мира.В настояще время публикация
недоступна
.
- http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/sovremennie-issl/sovremennie-issl-2/v-v-znakov.html
- +
—
Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия Cовременные психологи, изучающие человека и сами живущие в
человеческом мире, вольно или невольно вторгаются в пределы
особой области психологической науки — психологии человеческого бытия. К основателям психологии человеческого бытия следует
отнести прежде всего В. Франкла и С.Л. Рубинштейна. Несмотря на
принадлежность к совершенно различным социальным мирам и научным
школам, двое выдающихся ученых высказывали поразительно сходные
суждения о психологии человека. Основой сходства являются прежде
всего почти одинаковые представления о должном — таком
морально-нравственном императиве, который регулирует поступки
субъекта, его представления о подлинно человеческом отношении к
себе и другим. Этическую категорию долженствования можно сравнить
с компасом, не только помогающим человеку выбирать способы
ориентации в житейских ситуациях, но и адекватно понимать их.
// Проблема субъекта в психологической науке / Под. ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Академический проект, 2000. С. 86-105.
- http://institut.smysl.ru/article/14.php
- http://www.ido.edu.ru/psychology/psychology_of_person/ch2_2.html
- +
—
Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия
Обсуждается проблема экзистенциального выбора. Эвтаназия анализируется как типичная ситуация экзистенциального выбора субъекта — врача или неизлечимо больного пациента. В эмпирическом исследовании, проведенном на 240 испытуемых, изучались связи между мировоззренческими установками и личностными свойствами людей и психологическими особенностями понимания ими дилемм, описывающих эвтаназию. В исследовании показано, что люди, верящие в Бога, в меньшей степени согласны с эвтаназией, чем неверующие. Обосновано также, что испытуемые с высоким уровнем макиавеллизма личности и низкими показателями осмысленности жизни в большей степени принимают эвтаназию, чем субъекты с низким уровнем макиавеллизма и высокими оценками по методике смысложизненных ориентаций.
// Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 3-12.
- http://institut.smysl.ru/article/znakov.php
- +-Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия[недоступно]
Обосновано, что А. В. Брушлинский разработал целостный, оригинальный и сформированный вариант психологии субъекта. Принципиальная новизна психологии субъекта заключается главным образом в трех основных положениях: в значительном расширении представлений о содержании активности как фактора детерминации психики; в переходе от микросемантического к микроаналитическому методу познания психического; в целостном системном характере исследования динамического, структурного и регулятивного планов анализа психологии субъекта. Показано, что психология субъекта является методологической основой эмпирических исследований проблем понимания человеческого бытия: различения парадигматического и нарративного способов понимания мира; анализа роли самопонимания, самопознания, рефлексии субъектов общения в формировании взаимопонимания; субъект-субъектных и субъект-объектных типов понимания высказываний и психологических особенностей партнеров в межличностном общении. Ключевые слова: А.В. Брушлинский, психология субъекта, субъект-субъектные и субъект-объектные типы взаимодействия, взаимопонимание, самопонимание, психология человеческого бытия
// ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2003, том 24, № 2, с. 95-106
В настояще время публикация
недоступна
.
- http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/ch2_2.html
- +-Психология человеческого бытия и самопонимание субъекта (в сборнике)[недоступно]
С позиций психологии человеческого бытия одну из главных причин переосмысления рациональных типов познания следует искать в неразрывной связи понимания субъектом мира и его самопонимания. Известно, что любое понимание всегда включает в себя самопонимание. Самопонимание дает человеку возможность обратиться к своим истокам, ответить на вопросы о том, какой он и что с ним происходит. Вместе с тем углубление в себя одновременно означает постепенное уд аление от ясных и логичных схем рассуждений. В результате порождаются новые типы рациональных рассуждений, парадоксальным образом включающие в себя иррациональные и бессознательные компоненты. Исследования показывают, что самопонимание является одновременно и целостным, интегративным, и неоднородным, многомерным психологическим феноменом. Пытаясь его описать и определить, психологи обычно обращают наиболее пристальное внимание на разные стороны самопонимания — либо когнитивную, познавательную, либо экзистенциальную, бытийную
// Известия ТРТУ No 7. Тематический выпуск. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В настояще время публикация
недоступна
.
- http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/PDF/2005_7%2851%29.pdf
- +
—
Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема
Представлены результаты теоретического и эмпирического изучения психологического феномена самопонимания с позиций психологии человеческого бытия. Проанализировано соотношение когнитивных и экзистенциальных аспектов проблемы. В исследовании, проведенном на выборке из 430 испытуемых, проверялись две гипотезы: 1) самопонимание субъекта представляет собой сложный психологический феномен, в котором можно выделить две составляющие: когнитивную и экзистенциальную; когнитивная составляющая самопонимания отражает его познавательную направленность, а экзистенциальная — бытийную, связанную с пониманием субъектом себя в реальных ситуациях человеческого бытия; 2) психологические особенности самопонимания у испытуемых женского и мужского пола различны: у первых более выражена когнитивная, конкретно-ситуативная направленность, а у вторых бытийная, экзистенциальная. В результате подтвердились обе гипотезы: о двухкомпонентной структуре самопонимания и половых различиях в его структуре.
// Психологический журнал, 2005, том 26, №1, с. 18-28
- http://institut.smysl.ru/article/understand.php
- +
—
Самопонимание субъекта как проблема психологии человеческого бытия
Современная психология характеризуется множеством не только областей и направлений исследований, но и различных способов методологической рефлексии содержания и структуры психологического знания. Одним из вариантов новой методологии понимания человеческого бытия является психология субъекта. Сегодня в российской психологической науке категория субъекта играет системообразующую роль, и это не удивительно, потому что понятие «субъект» по своей сути интегративно. В нем воплощено всеохватывающее, наиболее широкое понимание человека, обобщенно раскрывающее целостность всех его качеств: природных, индивидуальных, социальных, общественных. Не случайно многие российские психологи в той или иной мере обращались в своих работах к проблематике субъекта.
- http://akme31.narod.ru/5.html
- +
—
Самосознание, Самопонимание и Понимающее себя Бытие
В статье проанализированы проблемы взаимосвязи самосознания с самопониманием. С позиций психологии человеческого бытия дан положительный ответ на вопрос: может ли понимающее себя бытие рассматриваться не только как известная философская метафора (М. Хайдеггер), но и как реальный феномен самосознания, предмет психологического исследования? Человеческое бытие рассматривается как не тождественное жизни индивидуального субъекта. Это понятие соответствует рубинштейновскому понятию «мира» как совокупности вещей и явлений, соотнесенных с взаимодействующими людьми, как организованной иерархии различных способов существования. Человеческое бытие представляет собой такое единичное (в частности, индивидуально-психологические особенности общающихся людей), в котором потенциально представлено общее — весь мир, все человечество. Отсюда следует, что человеческое бытие может понимать себя. Понимающее себя бытие представляет собой диалектическое единство самопонимания взаимодействующих субъектов и группового понимания. Такое понимание порождается в межсубъектном пространстве на стыке разных ценностно-смысловых позиций. Оно базируется на общей платформе принимаемых определенными группами людей норм, ценностей, смыслов.
// Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 3. С. 65-74.
- http://institut.smysl.ru/article/znakov_osoznanie_20091114.php
- +-Субъектно-аналитический подход в психологии понимания[недоступно]
Описана модель понимания трех реальностей мира человека. Изложены способы, основания и типы понимания эмпирической, социокультурной и экзистенциальной реальностей. Проанализированы объективные и субъективные основания различения реальностей. Кратко описан субъектно-аналитический подход к исследованию психологии понимания. Подробно описаны субъектная и аналитическая составляющие подхода. Ключевые слова: понимание, реальность, факт, субъектно-аналитический подход
// Психологические исследования 2015 Том 8 No. 42
В настояще время публикация
недоступна
.
- http://www.psystudy.com/index.php/num/2015v8n42/1157-znakov42.html
- +-Теоретические основания психологии человеческого бытия[недоступно]
Представлены результаты подведения предварительных итогов формирования психологии чело- веческого бытия, возникшей на основе психологической концепции субъекта А.В. Брушлинского. Описаны пять компонентов структуры этой области психологической науки и ее основные мето- ды — нарративный и тезаурусный способы понимания событий. Выявлена важная роль экзистен- циального опыта субъекта, описана его трехкомпонентная структура и метасистемная организа- ция. Приведены результаты исследований понимания субъектом критических событий челове- ческого бытия. Ключевые слова: А.В. Брушлинский, психология субъекта, психология человеческого бытия, понимание, экзистенциальный опыт.
// ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2013, том 34, No 2, с. 29-38
В настояще время публикация
недоступна
.
- http://www.psycdigest.ru/articles/pdf/29-38%28Znakov%29.pdf
- +
—
Экзистенциальная психология или психология человеческого бытия?
История психологии ХХ века представляет собой последовательную смену научных теорий, исследовательских подходов к изучению психики. В конце столетия наиболее ярким проявлением этого оказалось смещение интересов большой части психологов с когнитивной парадигмы на экзистенциальную, переход от изучения отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций человеческого бытия. Появилась экзистенциальная психология, предметом которой стали такие глобальные проблемы, как жизнь и смерть человека; свобода и детерминизм; моральный выбор и ответственность; общение и одиночество; смысл и бессмысленность, абсурдность существования.
- http://existancepsychology.narod.ru/8.htm
- +
—
Экзистенциальный опыт и постижение как методологические проблемы психологии понимания
В статье дан методологический анализ трех тенденций развития психологического познания в последние три десятилетия. Во-первых, анализируются психологические исследования обработки информации в человеческом мышлении, основанной иногда на интуитивном опыте, иногда на логически обоснованном знании. Показано, что согласно теориям двойственности процессов рассуждений (dual-process theories of human thinking), у человека есть две отличные, но взаимодействующие системы для обработки информации. Одна система ориентирована на эвристики, приводящие к интуитивным ответам, а другая основана на аналитической обработке. Их описания соответствуют представлениям психологов о когнитивно-опытной теории личности (CEST) С. Эпштейна и двух познавательных стилях — рациональном и интуитивном. Такие научные представления неразрывно связаны с существованием целостного континуума способов понимания мира: от парадигматического к нарративному и затем к тезаурусному. Во-вторых, доказывается, что современный человек живет в многомерном мире, состоящем из эмпирической, социокультурной и экзистенциальной реальностей. События и ситуации в этих реальностях понимаются людьми по типам понимания-знания, понимания-интерпретации и понимания-постижения. В-третьих, обосновывается, что экзистенциальную реальность субъект не познает, а постигает. Соответственно экзистенциальный опыт субъекта закономерно включает не только бессознательные знания и переживания, но и непостижимое и таинственное. Обосновано, что непостижимость реальности — это один из атрибутов бытия. Непостижимость не означает принципиальной невозможности понимания. Постижение представляет собой такой тип понимания, который направлен на явления и объекты мира, требующие для своего понимания незаурядных усилий. Постижение — это такое схватывание целого, части которого субъект по тем или иным причинам не может познать и детально описать. Проанализирована тайна как научный психологический, а не мистический и фантастический феномен. Определение тайны дано на основе психологии мышления, в которой различаются проблемная ситуация и задача.
// Page 1 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕК. СООБЩЕСТВО. УПРАВЛЕНИЕ • 2014 • №3 67 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПОСТИЖЕНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПОНИМАНИЯ В . В . Знаков1 В статье дан методологический анализ трех тенденций развития психол
- http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2014_3/2014_3_Znakov.pdf
- +
—
Экзистенциальный опыт и постижение как методологические проблемы психологии понимания
В статье дан методологический анализ трех тенденций развития психологического познания в последние три десятилетия. Во-первых, анализируются психологические ис- следования обработки информации в человеческом мышлении, основанной иногда на интуитивном опыте, иногда на логически обоснованном знании. Показано, что согласно теориям двойственности процессов рассуждений (dual-process theories of human thinking), у человека есть две отличные, но взаимодействующие системы для обработки информа- ции. Одна система ориентирована на эвристики, приводящие к интуитивным ответам, а другая основана на аналитической обработке. Их описания соответствуют представле- ниям психологов о когнитивно-опытной теории личности (CEST) С. Эпштейна и двух по- знавательных стилях — рациональном и интуитивном. Такие научные представления не- разрывно связаны с существованием целостного континуума способов понимания мира: от парадигматического к нарративному и затем к тезаурусному. Во-вторых, доказывается, что современный человек живет в многомерном мире, состоящем из эмпирической, соци- окультурной и экзистенциальной реальностей. События и ситуации в этих реальностях понимаются людьми по типам понимания-знания, понимания-интерпретации и понима- ния-постижения. В-третьих, обосновывается, что экзистенциальную реальность субъект не познает, а постигает. Соответственно экзистенциальный опыт субъекта закономерно включает не только бессознательные знания и переживания, но и непостижимое и таин- ственное. Обосновано, что непостижимость реальности — это один из атрибутов бытия. Непостижимость не означает принципиальной невозможности понимания. Постижение представляет собой такой тип понимания, который направлен на явления и объекты мира, требующие для своего понимания незаурядных усилий. Постижение — это такое схваты- вание целого, части которого субъект по тем или иным причинам не может познать и де- тально описать. Проанализирована тайна как научный психологический, а не мистический и фантастический феномен. Определение тайны дано на основе психологии мышления, в которой различаются проблемная ситуация и задача. Ключевые слова: понимание, постижение, знание, опыт, непостижимое, тайна.
// ЧЕЛОВЕК. СООБЩЕСТВО. УПРАВЛЕНИЕ 2014 №3 67
- http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2014_3/2014_3_Znakov.pdf
- +-Экзистенциальный опыт субъекта[недоступно]
Что такое опыт? Согласно «Критике чистого разума» Канта опыт есть главный продукт нашего ума. «В философии опыт является основой всего непонятийного знания о действительности» (Философский энциклопедический словарь, 2010). В самом общем виде в науке опытом называются сохранившиеся в нашей памяти осмысленные и пережитые ситуации познания и общения, включающие возможные способы действий в них. В соответствии с антропологическим принципом опыт рассматривается как сложный сплав знаний, переживаний, ценностей, смыслов. В частности, «в экзистенциальной философии опыт понимается как глубинное знание, которое рождается в корне экзистенции в процессе переживаний и действий, составляющих духовное бытие личности, решение ею коренных вопросов существования: отношения к смерти, причастности миру, преодоления одиночества»
В настояще время публикация
недоступна
.
- http://iph.ras.ru/uplfile/socep/106_znakov.pdf
Салмина Н.
Г. Знак и символ в обучении- формат djvu
- размер 1.63 МБ
- добавлен 24 февраля 2010 г.
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 288 с.
Знаки и символы повсюду окружают человека. Ребенок, рождаясь,
попадает не только в мир реальности, но и в мир условностей. Он
должен научиться понимать и оперировать знаками всякого рода.
Обучение в школе, трудовая, профессиональная деятельность широко
используют знаки и символы и требуют развития семиотической
функции.
Книга посвящена описанию различных знаковых систем, особенностей их
усвоения детьми, диагностике готовности ребенка к школе,
формированию умений оперировать знаковыми системами.
Смотрите также
- формат doc
- размер 1. 26 МБ
- добавлен 17 сентября 2009 г.
Авторы: А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогического университета. С. Н. Костромина, кандидат психологических наук Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. А733 Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство «Ось-89», 1997. — 224 с. (Практическая…
- формат doc
- размер 495.12 КБ
- добавлен 02 декабря 2011 г.
Выготский Л.С. Учебное пособие. Москва, «Педагогика», 1984, 306 стр. Содержание. Орудие и знак в развитии ребенка. Глава первая. Проблема практического интеллекта в психологии животных и психологии ребенка. Эксперименты по практическому интеллекту ребенка. Функция речи в употреблении орудия. Проблема практического и вербального интеллекта. Речь и практическое действие в поведении ребенка. Развитие высших форм практической деятельности у ребенка….
- формат pdf
- размер 10.52 МБ
- добавлен 03 октября 2010 г.
Издательство: Питер-2005г. В учебном пособии в обобщенном виде отражены систематизированные знания о психике и специфике ее учета в обучении и воспитании людей. Материал представлен в виде схем, снабженных подробными комментариями, что в значительной степени облегчает и упорядочивает процесс овладения психолого-педагогическими знаниями. Содержание книги: Психология Предмет, задачи и методологические основы психологии как науки. Психические проц…
- формат doc
- размер 1.03 МБ
- добавлен 04 июня 2011 г.
В книге рассматриваются основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике и их психологические причины, представлены психодиагностические таблицы как средство выявле-, ния психологических причин данных трудностей, приведены задания для их психологической диагностики и коррекции Книга адресована учителям начальных классов, школьным психологам, а также родителям, желающим помочь своим детям в учении. М.:…
- формат pdf
- размер 3.79 МБ
- добавлен 30 декабря 2010 г.
Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г. 392 стр. В работе «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» Матюшкина наглядно демонстрируется переориентация психологии с обоснования на выработку новых форм и методов обучения, прослеживается решающий вклад психологических исследований в разработку проблемного обучения.
- формат doc
- размер 137 КБ
- добавлен 02 мая 2010 г.
Теоретические аспекты проблемы готовности. детей к обучению в школе. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в. отечественной и зарубежной психологии. Особенности психического развития детей 6 – 7 лет. Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении. младших школьников.
- формат doc
- размер 1017 КБ
- добавлен 23 марта 2011 г.
Изд.: ЛомоносовЪ, Москва 2009 г. Книга детского психиатра Оливье Револя «Ничего страшного: неуспеваемость излечима! » рассказывает о том, как адаптировать к жизни в обществе детей, страдающих школьной фобией, испытывающих трудности в обучении чтению и формировании словарного запаса, усвоении правил орфографии, склонных к гиперактивности. Написанная просто и доходчиво, на основе богатого личного опыта она содержит множество полезных советов и ад…
- формат doc
- размер 305.03 КБ
- добавлен 28 декабря 2009 г.
Введение. Знаково-символические средства. Их свойства и классификация. Анализ основных понятий. Характеристики знаково-символических средств. Классификация знаково-символических средств. Виды знаково-символической деятельности. Проблема деятельности со знаково-символическими средствами в психолого-педагогической литературе. Основные критерии для различения видов деятельности со знаково-символическими средствами. Характеристика отдельных видов зна…
- формат pdf
- размер 4.56 МБ
- добавлен 12 мая 2010 г.
Издательство: МГППУ, 2006 год, 210 стр. В книге рассматривается проблема типологии трудностей детей младшего школьного возраста в обучении. Выделены и описаны трудности детей и их диагностика, связанные с несформированностью произвольной организации деятельности, а также трудности математической, речевой и графической деятельности (копирование и самостоятельное создание простых и сложных образцов — букв, цифр, геометрических форм). Книга состоит…
- формат pdf
- размер 3.25 МБ
- добавлен 12 ноября 2010 г.
В книгу вошли учебно-методические пособия: Н. Н. Михайлова, С. Н. Юсфин «Педагогика поддержки» А. Ю. Уваров «Кооперация в обучении: групповая работа» Книга предназначена для преподавателей и студентов, интересующихся современными педагогическими техниками работы в классе и педагогической поддержке ребенка в школе.
словарей на языке жестов: психология
35 минут 9 секунд
Сейчас играет как: С субтитрами (английский) (сдача)
Сообщить о проблеме
Знакомство с жестовой лексикой, характерной для психологии. Многие переводчики, преподаватели и студенты не знакомы со специальной лексикой жестов, потому что эти понятия нечасто встречаются в повседневном общении. В этом видео глухой профессионал использует словарный запас, относящийся к его области знаний. Демонстрируемые знаки обычно принимаются сообществом глухих, но могут быть не единственными знаками для определенного слова. Знаки часто различаются в зависимости от страны, поэтому зрителям рекомендуется подтвердить, что знаки, используемые в этом видео, используются в их районе/регионе страны. Там, где это уместно, в этом видео демонстрируется более одного знака или комбинации знаков для одного и того же английского слова.
Сведения о носителе
Время выполнения: 35 минут 9 секунд
- Тема: Консультирование и самопомощь, Язык жестов
- Подтема: Словарь английского языка, консультирование, устный перевод, психология
- Класс/уровень интереса: 7–12
- Стандарты:
- Год выпуска: 2003
- Производитель/дистрибьютор: Государственный университет Джексонвилля Серия
- : словарь на языке жестов
Доступные ресурсы
Запросить DVD
Только для членов — Подать заявку
Связанные СМИ
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 1
35 минут
Класс: 7–12
Словарь на языке жестов
Эпизод 1
35 минут
Уровень: 7–12
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 3
23 минуты 37 секунд
Уровень: 7–12
Словарь на языке жестов
Эпизод 3
23 минуты 37 секунд
Уровень: 7–12
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 4
31 минута 49 секунд
Уровень: 7–12
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 4
31 минута 49 секунд
Уровень: 7–12
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 5
24 минуты 18 секунд
Уровень: 7–12
Словарь на языке жестов
Эпизод 5
24 минуты 18 секунд
Уровень: 7–12
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 6
35 минут 9 секунд
Уровень: 7–12
Пополнение словарного запаса на языке жестов
Эпизод 6
35 минут 9 секунд
Уровень: 7–12
Язык жестов и левая половина мозга
Левая половина мозга обычно отвечает за устную и письменную речь у большинства людей
Разговорный и письменный язык — два основных способа общения людей друг с другом. Кроме того, существует множество других способов общения, таких как язык жестов, свистящие языки, тактильная система письма Брайля, азбука Морзе и многие другие. Уже более 150 лет хорошо известно, что мозговые сети, обрабатывающие устную и письменную речь, в основном, но не исключительно, расположены в левой половине мозга у большинства людей. Эта так называемая левосторонняя языковая латерализация особенно сильна для области Брока, области мозга в передней части мозга, которая связана с производством разговорной речи.
Новое исследование сосредоточено на латерализации языка жестов
Важный вопрос в языковых исследованиях заключается в том, демонстрируют ли другие формы языка, помимо устной или письменной, сильную языковую латерализацию влево. Возьмем, к примеру, язык жестов. В языке жестов для общения используются жесты, а не звуки. Следовательно, можно предположить, что другие области мозга имеют отношение к воспроизведению или пониманию языка жестов, чем те, которые участвуют в разговорной речи. Например, поскольку жесты часто связаны с движениями пальцев и рук, можно предположить более сильное вовлечение двигательных областей мозга, связанных с функцией рук, чем в разговорной речи.
В некоторых исследованиях оценивалась латерализация языка для языка жестов с использованием методов нейровизуализации, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (метод, который использует сильные магнитные поля, чтобы показать, какие области мозга активны, когда мы что-то делаем). Однако результаты этих исследований были несколько неубедительны, вероятно, потому, что в большинстве из них тестировались только небольшие выборки добровольцев, что делало их результаты не очень надежными.
Чтобы уладить дебаты о языковой латерализации и языке жестов, Патрик С. Треттенбрейн, исследователь из Института когнитивных наук и наук о мозге Макса Планка в Лейпциге, Германия, и его коллеги провели так называемую оценку вероятности активации (ALE). метаанализ опубликованных нейровизуализационных исследований языка жестов в исследовании, которое теперь опубликовано в научном журнале Картирование человеческого мозга (Trettenbrein et al. , 2021). Метаанализ объединяет результаты нескольких эмпирических исследований, преимущество которого заключается в том, что размер выборки намного больше, что увеличивает статистическую мощность и снижает вероятность того, что анализ будет зависеть от характеристик выборки отдельных исследований.
ALE — это особая форма метаанализа нейровизуализационных исследований. В этой форме метаанализа ученые собирают места активности мозга во время выполнения конкретной задачи (в данном случае понимания языка жестов) из множества различных опубликованных исследований и объединяют их статистически. Затем результаты показывают, какие части мозга активируются в разных исследованиях и, следовательно, очень вероятно, что они имеют прочную связь с исследуемой функцией.
Что выяснили ученые?
Ученый объединил результаты 23 нейровизуализационных исследований понимания жестового языка у глухих сурдопереводчиков с общим числом добровольцев 316. Trettenbrein et al. (2021) обнаружили, что оба полушария мозга были активны во время понимания жестового языка.