Знак в психологии это: ЗНАК (в психологии) | это… Что такое ЗНАК (в психологии)?

ЗНАК (в психологии) | это… Что такое ЗНАК (в психологии)?

(англ. sign) — компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением др. людей. Впервые возникшее при использовании орудий труда опосредствование человеческой деятельности приводит в дальнейшем к перестройке последней за счет применения З. Орудийные и знаковые опосредствования составляют специфическую черту деятельности и психики человека, возникая как средство социальной связи и воздействия на других. З. (напр., словесный), опредмечивая и объективируя идеальный образ действия, дает возможность человеку преобразовывать поведение, перестраивать план своей деятельности до осуществления реальных преобразований с объектом, др. словами, З. становится средством овладения собственным поведением, средством саморегуляции (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н.).

З. выступает в двух планах: в социальном — как продукт истории

культуры человеческого рода и в психологическом — как орудие психической деятельности конкретного человека. З. человеческой культуры являются язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и т. д. Развиваясь и обособляясь в знаковые системы (естественные языки как средство общения, искусственные и условные языки символики и формализации в познании и др.), З. из средства передачи общественного опыта превращаются в средство изменения и совершенствования этого опыта; связанная с этим эвристическая роль З. в познавательной деятельности возникает на основе временного отвлечения от реального объекта и м. б. корректно осуществлена при условии проверки итогов формальных преобразований, содержательной интерпретации их, сопоставления с явлениями внешнего мира. См. Значение, Семантика, Семантический треугольник, Семиотика.

Добавление:

1. В генетической психологии рассматривается специфика знаково-символических и материальных средств в ходе психического развития ребенка. Ребенок через общение со взрослыми усваивает значение и функцию З., что приводит к перестройке его психики.

Когда ребенок начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка — ребенку недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Развитие понимания З. тесно связано с достижениями ребенка во всех видах его деятельности. Овладение значением З. происходит в игре, в рисовании и др. видах деятельности, где возникает необходимость замещения одного элемента действительности др. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между З. и значением, поэтому З. начинает выступать в основной своей функции — функции замещения. Использование предметов-заместителей в игре, каракулей и схем — заместителей в рисовании упражняет и развивает символическую (знаковую) функцию (см.
Дооперациональное мышление
). (В. С. Мухина.)

2. Культура любое свое достижение превращает в З. То, что не стало З., не м. б. коммуницировано и никогда не станет фактом культуры, «рассеется как сон, как утренний туман». Августин, Карл и Шарлотта Бюлеры отмечали, а Выготский и Дж. Верч комментировали поразительное явление: младенцы порождают З., понятные взрослым. Е. Чудинова обнаружила, что любящая мать к 2-3-мес возрасту своего ребенка различает более 10 видов его плача. Движение младенца становится знаковым (помоги!) прежде, чем оно станет исполнительным, достигающим предмет. Иное дело, что младенец узнает последним, что он породил З. (Выготский). Младенец является творцом культуры, поскольку он порождает свое слово, что, по М

. М. Бахтину, характеризует индивидуальность. Порождаемые младенцем З. представляют собой эмбрион культуры, бурно прорастающий в знаковые системы, выработанные человечеством, поскольку он уже не вполне натурален, а соприроден. См. Пролепсис. (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Знак | Понятия и категории

ЗНАК — в языке: носитель языковой информации, язык представляет собой знаковую систему. Знак — это двустороннее образование: он имеет материальную форму (план выражения, означающее) и закреплённый за этой формой нематериальный смысл (план содержания, означаемое). Основные языковые знаки — это слово, словосочетание, предложение. Минимальный строевой знак языка — морфема.

• Знаковый (знаковая природа языка, знаковый характер языковой единицы).

Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 116.

Tags: 

Языкознание

ЗНАК — предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Выделяются несколько видов знаков. Согласно швейцарскому лингвисту Ф. де Соссюру, знак есть имеющее структуру целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между коими фиксируется обществом и не зависит от «вещества» и формы знака и предмета. Наука о знаках — семиотика — возникла во второй половине Х1Х-начале XX в. Она связана с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и пр.

Tags: 

Психология

ЗНАКОВАЯ ИНДИКАЦИЯ (от лат. indicator— указатель). Способ кодирования информации, отражающий признаки управляемого объекта и служащий целям дальнейшего его визуального распознавания человеком-оператором. В качестве элементов знаковой индикации используются цифры, буквы, простые геометрические фигуры и другие условные знаки.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 206.

Tags: 

Психология

Информатика

ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ — основной теоретический конструкт культурно-исторической теории Л. С. Выготского, выражающий собой способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В теории Л. С. Выготского все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак, как психологический инструмент, выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности.

Tags: 

Психология

ЗНАК — элемент символического моделирования явлений объективного мира, основанный на подстановке одного предмет а или явления вместо другого, которая служит цели облегчения моделирования тех или иных отношений исходного предмета. Знак вырабатывается в совместной деятельности, в силу этого имеет конвенциональный характер. Существует в абстрактной, независимой от материального носителя форме.

Tags: 

Психология

ЗНАК — материальное явление (предмет, событие), выступающее в качестве смыслового представителя др. предмета, явления, отношения, процесса. В науке смысловое значение знака принимает форму понятия.

Наука о знаках — семиотика. Наука о знаках, возникшая во второй половине XIX — начале XX века, связанная с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и др.

Tags: 

Психология

ЗНАК — материальный объект, чувственно воспринимаемый субъектом и используемый для обозначения, представления, замещения другого объекта, называемого значением данного знака. В качестве знака могут выступать объекты самого различного типа: предметы, явления, свойства, отношения, действия и т. п. Знак используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Знаки являются объектом изучения в различных дисциплинах: логике и лингвистике, философии и психологии, биологии и антропологии, эстетике и социологии и т.

Tags: 

Философия

ЗНАК — традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования.

Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. — интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации.

Tags: 

Философия

ЗНАК — чувственно воспринимаемый предмет, замещающий, представляющий другой предмет, свойство, отношение и используемый для приобретения, хранения, передачи информации. Изучение 3. как универсального, специфически человеческого инструмента освоения мира началось уже в древности. К проблеме 3. обращались Платон, Аристотель, философы-стоики. В Средние века над проблемами 3. и знаковых отношений размышлял Августин Блаженный. В XVII—XVIII вв. знаковая сторона человеческого познания исследовалась Гоббсом, Локком, Лейбницем, Кондильяком. Позже изучение 3.

Tags: 

Философия

Психология

Логика

ЗНАК — материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения или представителя др. предмета, события, действия, субъективного образования. Анализ понятия знак занимает важное место в философии, логике, лингвистике, психологии и т. д. Большое внимание рассмотрению гносеологических функций знака уделяли античные философы (Платон, Аристотель, стоики), мыслители 17— 18 веков (Локк, Лейбниц, Кондильяк). В 19 веке новые моменты в исследование знака внесли лингвистика и математическая логика. В 20 веке сложилась особая наука о знаках —

семиотика (Пирс, Соссюр. Ч. Моррис, представители современного структурализма). Для понимания природы знака первостепенное значение имеет выделение особых социальных ситуаций (так называемых знаковых), в которых происходит использование знаков…

Tags: 

Философия

Страницы

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »

Войти | Психология | Университет Майами

  • Отображать:
  • По умолчанию
  • Высокий контраст
Университет Майами Простой текстовый логотип для Университета Майами Университет Майами Простой текстовый логотип для Университета Майами

Поиск единой системы обмена сообщениями (мобильный)

  • Подать заявление
  • Подать заявление
  • О единой системе обмена сообщениями
  • Школы
  • Выпускники
  • Дорожная карта
  • Информация о COVID-19
  • Академики
  • Прием
  • Студенческая жизнь
  • Исследовательская работа
  • UHealth
  • легкая атлетика
  • Инструменты

Популярные ссылки

  • Информация о коронавирусе
  • Новости@TheU
  • Поиск людей
  • КанеСсылка
  • мойУМ
  • Рабочий день
  • Доска
  • Трудоустройство
  • Заявление о конфиденциальности
  • Поиск на сайте
  • О кафедре
  • Академики / Как подать заявку
  • Исследовательская работа
  • Клиники
  • PSYНовости
  • Дайте
  • Поиск
  • Об отделении
  • Академики
  • Исследования
  • Клиники

Университет Майами Корал Гейблс, Флорида 33124 305-284-2211

Кафедра психологии
  • ПО Ящик 248185
    Корал Гейблс, Флорида 33124
  • Телефон 305-284-2814 Телефон 305-284-2814
  • Факс 305-284-3402 Факс 305-284-3402
Ресурсы
  • О единой системе обмена сообщениями
  • мойУМ
  • КанеСсылка
  • Академический календарь
  • Доска
Ссылки на психологию
  • Авторизоваться
  • Пожертвовать
  • Места и карты
Посетите
  • Карта кампуса
  • Парковка и транспорт
Подключить

Авторское право: 2022 Университет Майами. Все права защищены.
Экстренная информация
Заявление о конфиденциальности и юридические уведомления

Знак психолога — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *