Зона перспективного развития это: Зона ближайшего развития это

Содержание

что это такое, теория Выготского, в чем психологическая сущность

Содержание:

  • Зона ближайшего развития в психологии — что это такое
  • Понятие и определение, сущность
    • Теория Выготского
  • Применение ЗБР в учебном процессе
    • Что учитывается в процессе развития
  • Применение зоны ближайшего развития для собственного развития

Содержание

  • Зона ближайшего развития в психологии — что это такое
  • Понятие и определение, сущность
    • Теория Выготского
  • Применение ЗБР в учебном процессе
    • Что учитывается в процессе развития
  • Применение зоны ближайшего развития для собственного развития

Зона ближайшего развития в психологии — что это такое

Теоретический конструкт «зона ближайшего развития» (ЗБР) широко используется:

  1. В целях повышения эффективности образовательного процесса.
  2. В ходе воспитания у детей необходимых жизненных навыков.
  3. Для определения перспектив развития психических функций и компетенций.

Первоначально знания о ЗБР применяли только по отношению к детям, впоследствии — стали использовать и в рамках концепции непрерывного образования.

Впервые данная категория была предложена советским ученым Львом Выготским в 1932 году. Его идеи получили широкое распространение не только в отечественной, но и в мировой науке.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Понятие ЗБР было введено для того чтобы:

  1. Качественно развести 2 принципиально разных области развития — ближайшую и актуальную.
  2. Подчеркнуть особенность формирования личности на ранних стадиях онтогенеза.
  3. Определить направление перспективного развития личности.
  4. Указать на важность партнерского взаимодействия детей, родителей и педагогов в ходе образовательного процесса.

Механизм функционирования ЗБР наглядно можно представить в виде трех сфер.

  1. Зона актуального развития — те действия, которые дети в состоянии выполнить сами, без чьей-либо помощи.
  2. Зона ближайшего развития — то, к чему ребенок проявляет интерес, но способен выполнить только с помощью других людей.
  3. Зона возможного или потенциального развития — те виды деятельности, которые дети неспособны выполнить ни сами, ни с помощью взрослых в силу недостаточной степени развитости тех или иных психических функций.
Источник: en.ppt-online.org

Рассмотрение процесса становления личности ребенка с ракурса ЗБР позволяет выстроить содержательно и научно обоснованную диагностику и перспективу психического развития.

Не всегда эта диагностика бывает максимально точной. Это связано в первую очередь с тем, что невозможно во всех деталях определить зону потенциального развития. Она складывается из многих компонентов, не все из которых можно предугадать. Но определенные направления формирования компетенций, характеристику качественных и количественных изменений, перспективы обучения с помощью концепции ЗБР можно описать довольно подробно.

Понятие и определение, сущность

Наиболее часто в гуманитарных науках встречается следующее понимание термина ЗБР.

Определение

Зона ближайшего развития — это такой уровень развития ребенка, которого он способен достичь в процессе взаимодействия с взрослыми, но не в состоянии повторить в индивидуальной деятельности.

Лев Выготский подчеркивал, что ЗБР определяет несозревшие психические функции, которые находятся в стадии становления.

Лучше понять сущность ЗБР помогают примеры.

Пример 1

Мальчику 3-х лет отец купил конструктор, предназначенный для детей 6-летнего возраста. Ребенок не может справиться с этой игрушкой ни сам, ни с помощью родителей. Это значит, что она не входит в его зону ближайшего развития.

Пример 2

Девочке пяти лет подарили развивающую игру. Она легко справилась с ней самостоятельно и быстро потеряла к ней интерес. Значит, игра уже не актуальна для нее. Ее психические функции развились настолько, что готовы к решению более сложных задач.

Пример 3

Мальчику исполнилось 6 лет. На день рождения родители подарили ему собирающегося робота. Мальчик проявил интерес к игрушке, начал его собирать, но у него никак не получалось. Папа стал помогать ему, при этом наблюдая за тем, чтобы большую часть работы по сборке робота совершал сын. Данный вид деятельности входит в ЗБР ребенка, поскольку он:

  1. Может осуществить данную работу с помощью взрослых.
  2. Проявляет к ней интерес.
  3. Не может справиться с ней индивидуально.

Пример 4

Девочке 4 года. Она пробует завязать себе шнурки на ботинках. У нее не получается, она пробует совершить это действие снова и снова. Подбегает мама, и сама завязывает шнурки. Это ошибка, поскольку отработка данного навыка входит в зону ближайшего развития девочки.

Таким образом, задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы:

  1. Правильно определять зоны актуального, ближайшего и потенциального развития.
  2. Не заставлять детей выполнять задачи, не входящие в ЗБР.
  3. Не выполнять за них работу, а направлять и корректировать их деятельность.
  4. Стратегически планировать зону потенциального развития.

Теория Выготского

В марте 1932 года Выготский выступил с проектом книги «Мышление и речь» в Институте научной педагогики. В ней он впервые на широкую публику озвучил свои идеи о зоне ближайшего развития.

Выготский прожил очень короткую жизнь. Он умер в возрасте 37 лет от туберкулеза. В 1934 году посмертно вышло собрание его работ. Многие идеи Выготский не успел детально разработать, поскольку ему не хватило на это времени. Его взгляды получили дальнейшее развитие в трудах отечественных педагогов и психологов, которые взяли концепцию ЗБР на вооружение. К 1960-м годам теория Выготского получила мировое признание.

Основные идеи теории Выготского:

  1. Развитие и обучение — это взаимосвязанные, но разные процессы.
  2. Только такое обучение является эффективным, которое идет впереди развития.
  3. Процесс обучения должен базироваться на позиции сотрудничества ребенка со взрослыми.
  4. Социальная среда не противоречит детской природе, а является необходимым источником развития высших психических функций.
  5. Влияние среды определяется переживаниями ребенка. Ключевое переживание по Выготскому — «это основная динамическая единица сознания».
  6. Функции психики, находящиеся в стадии созревания, формируют ЗБР.
  7. ЗБР ограничивается, с одной стороны, областью, где ребенок может эффективно действовать сам, с другой — сферой, где он не может выполнять задачи даже с помощью взрослых.
  8. Теория ЗБР применима не только к когнитивным процессам, но и к формированию разных сторон личности.

Выготский рассматривал ЗБР в первую очередь через развитие языковых компетенций ребенка. Он указывал на то, что именно речевое развитие способствует социализации и усвоению опыта в разных сферах:

  • нравственной;
  • интеллектуальной;
  • эстетической;
  • культурной;
  • практической.

Формирование языковых компетенций включает 3 главных компонента:

  1. Ориентировочный — формирование умений ориентироваться в смысловых значениях единиц языка, стилистических и грамматических особенностях.
  2. Операциональный — выполнение ребенком определенных операций при решении поставленных задач.
  3. Эмоционально-волевой — усилия, прилагаемые детьми при освоении материала и выполнении заданий, а также эмоциональный фон, который присутствует при этом.

Применение ЗБР в учебном процессе

Теория ЗБР широко применяется в образовательном и воспитательном процессе для детей самого разного возраста.

Для того чтобы обучение проходило успешно, необходимо учитывать сензитивные периоды развития. Это понятие также было впервые введено в научный оборот Львом Выготским.

Определение

Сензитивные периоды — это возрастные периоды в жизни человека, наиболее благоприятные для развития определенных психических функций, формирования компетенций и поведенческих навыков.

Например, сензитивный период развития речи — от 1,5 до 3-х лет.

В сензитивный период внешние воздействия по формированию конкретных навыков и развитию функций оказывают благоприятное воздействие. Аналогичные влияния за пределами сензитивного периода могут носить нейтральный или даже негативный характер.

Оптимальный период обучения имеет высший и низший порог. В его рамках обучение ребенка жизненно важным функциям происходит эффективно и легко.

Отставание в развитии происходит в случаях, когда наблюдается:

  1. Дефицит влияний — то есть внешних раздражителей, призванных сформировать ту или иную функцию.
  2. Воздействие влияний не соответствует сензитивному периоду.
  3. Происходит депривация — лишение или сокращение возможности удовлетворять жизненные потребности.

Алгоритм работы педагога с учетом ЗБР:

  1. Определить зону ближайшего развития ребенка и ее границы.
  2. Выяснить, где находится проблемный эпицентр.
  3. Подобрать для ребенка задания из ЗБР.
  4. Помогать в тех заданиях, где больше всего нужна помощь. Не давать ответы слишком быстро.
  5. Превратить процесс обучения в совместную творческую деятельность.
  6. Поощрять ребенка на выполнение сложных заданий, которые требуют от него приложения усилий.
  7. Создавать условия для положительной мотивации.
  8. Проводить совместную рефлексию по итогам выполненных заданий.
  9. Корректировать показатели реальной ЗБР.
  10. По мере усвоения учащимися знаний и навыков показывать новые потенциальные зоны развития.

Примечание

Наиболее типичная ошибка — это когда учитель, обнаружив сложности у ученика, дает ему шаблон решения задачи. Это не приводит к развитию понимания и самостоятельности мышления. Необходимо организовать рефлексию ученика на поиск причин затруднения в выполнении задания. Гораздо важнее сформировать у ребенка навыки к самообучению и потребность самостоятельно находить решения, чем приучать его действовать по готовым образцам.

Что учитывается в процессе развития

Используя в обучении принципы теории ЗБР, следует учитывать следующие правила:

  1. Зоны ближайшего, актуального и потенциального развития — это не статичные, а подвижные образования. Необходимо периодически проводить диагностику, определяя их границы.
  2. Эффект от обучения будет оптимальным, если образовательный процесс построен в зоне ближайшего развития.
  3. Не следует помогать выполнять детям действия, находящиеся в их актуальной зоне развития. Тем более не нужно делать за них работу, с которой они могут справиться сами.
  4. Все дети — индивидуальны. Есть общие закономерности и границы сензитивных периодов, но следует учитывать личностные особенности ребенка.
  5. По мере усвоения знаний и навыков ЗБР продвигается вперед. Постепенно нужно усложнять задачи и нагрузку.

Примечание

Педагогу необходимо чаще давать детям открытые вопросы — то есть те, которые предполагают развернутые ответы. Они активизируют мыслительный процесс, заставляют ученика думать самостоятельно.

Обучение ребенка должно идти вслед за его потребностью и способностью к восприятию в данный момент времени. Если мозг ребенка не готов к усвоению предлагаемой информации и выполнению поставленных задач, это может вызывать:

  1. Дискомфорт.
  2. Тревожность.
  3. Неуверенность в себе.
  4. Потерю мотивации к учебе.
  5. Снижение познавательного интереса.

Для того чтобы сформировался прочный базис для обучения, необходимо ставить перед ребенком те задачи, которые входят в его естественную зону ближайшего развития.

Применение зоны ближайшего развития для собственного развития

В последнее время все чаще теорию ЗБР применяют не только в ходе обучения детей и подростков, но и при приобретении новых знаний взрослыми людьми, а также в процессе самообразования. При этом используются те же основные положения и принципы, но с учетом возрастных и личностных особенностей.

Алгоритм применения ЗБР для собственного развития:

  1. Определение проблемы, которую человек не может решить самостоятельно.
  2. Поиск «осведомленного другого» — того, кто обладает знаниями и навыками, которых нет у обучающегося.
  3. Организация социального взаимодействия, в ходе которого происходит усвоение новых компетенций.
  4. Постепенное расширение ЗБР, усложнение задач.
  5. Уточнение и корректировка зоны потенциального развития.

Американский психолог Джером Брунер дополнил теорию ЗБР понятием «скаффолдинг». Под ним он понимал помощь более осведомленного человека в получении новых знаний и навыков.

В скаффолдинг входят:

  1. Действия.
  2. Инструменты.
  3. Ресурсы.
  4. Инструкции.
  5. Эмоциональная поддержка.

Источником скаффолдинга может быть не только педагог, но и другой ученик или коллега.

По мере развития необходимой функции потребность в скаффолдинге ослабевает. Деятельность из ЗБР переходит в актуальную зону.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4. 43 (Голосов: 7)

Поиск по содержимому

Зона актуального развития: теория Л. С. Выготского

Содержание статьи

  • Самостоятельное развитие и обучение
  • Зона актуального развития – способность к самостоятельной работе
  • Зона ближайшего развития с точки зрения Л. С. Выготского
  • Как использовать теорию зон развития?
  • Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

Не каждая мама знает, что такое зона ближайшего развития, хотя на практике почти все родители на занятиях пользуются этой концепцией. Вы знаете, что ребенок может сделать самостоятельно, даете ему задание и не вмешиваетесь со своим руководством. Через некоторое время хвалите за хороший результат, деликатно указываете на ошибки и на основе уже закрепившихся навыков разбираете следующую тему. Вскоре новые задачи и примеры, которые ваш маленький ученик мог решить только при помощи взрослых, становятся понятными, и он уже может справиться с ними сам. Так в упрощенном виде и выглядит теория Л. С. Выготского.

Самостоятельное развитие и обучение

Мышление ребенка, живущего в человеческом обществе, будет развиваться, даже если никто этим вопросом специально не занимается. С возрастом он станет неплохо решать бытовые вопросы, сможет обслуживать себя самостоятельно. Только выбор жизненного пути у такого человека окажется очень узким: дворник, грузчик, подсобный рабочий. Чтобы будущий самостоятельный гражданин мог чего-то достичь, его нужно обучать.

Мало научить ребенка читать – если ему не привить интерес к этому занятию, не давать нужные книги, это умение останется невостребованным. Надо усложнять задания, показывать, как искать в различных источниках необходимую информацию. Научите малыша пользоваться справочниками и энциклопедиями. Сначала придется выискивать необходимые сведения совместно, потом ребенка увлечет этот процесс, он станет удивлять вас своими маленькими открытиями. Можете считать, что фундамент заложен, дальше ваш юный исследователь сможет развиваться сам.

Таким же способом проходит обучение и практическим навыкам. Мама дала дошкольнице спицы, пряжу и показала, как вяжутся 2 основные петли: лицевая и изнаночная. Если дочери понравится рукоделие, она со временем сама начнет комбинировать переплетения, придумывать несложные узоры. Чтобы девочка смогла развивать мастерство дальше, ей нужно показать более сложные петли (накиды, перекрещивание), объяснить, как использовать орнаменты для вязки кофточек, шапочек, варежек. Теперь, если у рукодельницы появится такое желание, она сможет создавать по-настоящему эксклюзивные вещи.

Вопросам развития детей посвятил свою работу отечественный психолог Л. С. Выготский. Он создал концепцию 2 зон развития, каждая из которых должна учитываться при занятиях. В начале XX века ученый проводил исследования и выяснял, как формируются знания и умения у детей. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонально развития оказались востребованными, их взяли на вооружение педагоги и психологи.

При работе с учениками используются следующие рекомендации теории ближайшего развития:

  • материал должен быть прост для понимания, но содержать неизвестную ребенку информацию;
  • новые знания должны быть связаны с уже усвоенными;
  • планомерность изучения материала;
  • перед изучением новой темы нужно повторить предыдущую.

Зона актуального развития – способность к самостоятельной работе

По теории Л. С. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Малыш уже кое-что знает и умеет. На основании этих навыков можно поручить ему работу, которую ребенок никогда не выполнял, и он справится самостоятельно.

Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня. Характерные особенности этой зоны:

  • ребенок твердо усвоил материал;
  • он может самостоятельно выполнять задания, не выходящие за пределы актуального развития;
  • решение незнакомых задач ученик находит сам без помощи учителя.

Ребенок знает основные геометрические фигуры и цвета. Он без труда покажет красный шарик или зеленый конус. Мама может дать ему задание положить все синие кубики в одну коробку, а желтые – в другую и, малыш справится с работой без руководства. Если он знает только названия цветов, а о форме не имеет никакого представления, в ящик полетят синие кольца, бруски, мячики. Пока знание геометрических фигур не входит в зону актуального развития, ребенок не сможет выполнить задание без помощи взрослого.

В задачи может быть введено усложненное условие. Мама просит положить в корзинку черные и коричневые предметы, собрать в одном углу кубики и шары. На начальных стадиях эти уроки помогут закрепить полученные знания, но никакого движения вперед не будет. Через некоторое время ребенку самому надоедят однообразные задачи, ему захочется научиться чему-то новому. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.

Зона ближайшего развития с точки зрения Л.

С. Выготского

Когда ребенок полностью усвоил пройденный материал, этот навык переходит на актуальный уровень развития. Такое умение дает широкий простор для творчества, фантазии, решения различных задач, только развитие малыша ограничивается прежним барьером. Чтобы не топтаться на месте, нужно дать ребенку новую информацию. Способность к усвоению незнакомого, но тесно связанного с предыдущими знаниями материала определяет потенциальные возможности ученика.

Л. С. Выготский является автором понятия «Зона ближайшего развития». Он назвал этот показатель уровнем формирования навыков, проявляющихся в совместной деятельности с взрослым человеком и не действующих при самостоятельных занятиях. Автор считал, что обучение только тогда дает результаты, когда опережает развитие, – именно такие требования к созданию программ для индивидуального обучения должны стать приоритетными.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в том, что мозг готов к определенной деятельности, но без помощи наставника дело не сдвинется с места. В качестве иллюстрации ученый описал эксперимент с двумя восьмилетними мальчиками. Сначала им дали решить задачу, соответствующую их возрасту, – дети справились с решением. Потом им предложили выполнить более сложные задания под руководством взрослого. Один ученик справился с работой для детей 9 лет, другой – 12. Выготский сделал вывод, что потенциал одного мальчика опережает его существующее развитие на год, а у второго на 3 года. Двухлетняя разница между их возможностями может реализоваться во внеклассной работе, участии в работе исследовательских кружков и факультативов.

Деление развития на 2 зоны по Выготскому произвело настоящий переворот в педагогике. Прежде для определения уровня способности к учению использовались только навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такая диагностика не дает полной картины, нужно определить дальнейшие перспективы. Дошкольник может совершенно не ориентироваться в циферблате, поскольку все его окружение пользуется исключительно электронными часами. На этом основании нельзя утверждать, что он отстает от сверстников. Если ученик имеет понятие о времени и знает цифры, пара наглядных уроков решит проблему.

Созданная около века назад теория востребована до сих пор. Она вышла за рамки получения знаний и используется в других областях. Концепцию применяют и преподаватели, и тренеры, по телосложению определяющие перспективного спортсмена. Применяется эта система в психологии и социологии для определения способности детей контактировать с педагогом и одноклассниками. Дошкольник может иметь богатый багаж знаний и умений, который характеризует зону актуального развития как хорошо подготовленную основу. Но в учебном заведении он начнет резко отставать от одноклассников. Причина может крыться и в низком потенциале и в том, что ученик привык получать информацию только от мамы и не воспринимает то, что говорит учитель.

Как использовать теорию зон развития?

С практической точки зрения концепцию зоны ближайшего развития  Л. С. Выготского можно охарактеризовать так: то, что ребенок сейчас делает с помощью взрослого, является перспективой его развития в ближайшее время. И чем шире перечень этих совместных дел, тем больше малыш имеет возможностей раскрыть заложенный в него природой потенциал и способности.

Эти совместные занятия касаются всех сфер развития малыша.

Л.С. Выготский пояснял:  «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает» (цитата Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410).

Родителям надо наблюдать за интересами ребенка и подбирать упражнения и игры так, чтобы информация соответствовала развитию, была не слишком простой и не очень сложной. Мама не должна быть строгой учительницей, она не преподает, а сотрудничает с малышом. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции

Дошкольник изучил буквы, узнает их в любом цвете и размере, находит на вывесках, но не может прочитать даже самого короткого слова. Пора переходить к следующему уровню. Для начала возьмите слово или слог из 2 букв, например «да». Проводите занятие в виде игры, ученику должно быть интересно и радостно, иначе через 5 минут он все забудет. Скажите, что не слышите ответов на свои вопросы, можете только прочитать их. Дайте малышу карточки с буквами и спросите, хочет ли он конфету. Правильные ответы характеризуют положительную реакцию, ребенку подходит такая схема обучения.

Каждое занятие должно быть не намного сложнее предыдущего. Если после изучения букв сразу дать ребенку «Войну и мир», его интерес к чтению пропадет надолго. Постепенно, от этапа к этапу, ребенок научится и составлять слова, и читать их, тогда можно переходить к небольшим предложениям. Забудьте традиционное «Мама мыла раму», эта фраза не вызовет никаких эмоций. Развеселите маленького ученика смешным высказыванием, например, «Кукла мыла маму». Такие занятия вызовут интерес у ребенка, ему захочется прочитать еще что-нибудь. Вы кормите своего малыша, покупаете ему новую одежду вместо той, из которой он вырос, не забывайте подготовить необходимые материалы и для умственного роста.

Если дошкольник уже научился читать, но никак не хочет развивать дальше это умение, сыграйте с ним в перепутаницу. Возьмите 2 веселых стишка, по очереди мама читает строчку из одного, малыш из другого. Сочетания получаются настолько смешными, что ребенок сам станет просить поиграть еще раз.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним. Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

Get in the Zone • Образовательный ренессанс

Стать джедаем-падаваном очень опасно. Обучение и испытания чрезвычайно сложны; можно сказать почти невозможно. Квай-Гон Джин говорит Энакину Скайуокеру: «Энакин, обучение на джедая — непростая задача, и даже если ты добьешься успеха, это будет тяжелая жизнь» (из «Звездные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза» ). Каким бы сложным ни было обучение, еще большая опасность заключается в том, чтобы не полностью пройти обучение джедая. Вы рискуете потерять конечность. И Энакин Скайуокер, и Люк Скайуокер теряют свои правые руки, когда сталкиваются с лордами ситхов, прежде чем полностью обучены.

Очевидно, я думаю о «Звездных войнах». Мы смотрим все фильмы с моим сыном, и они могут многому научить в области образования. Я должен быть осторожен, потому что, как только кто-то заставит меня начать со «Звездных войн», я могу продолжать и продолжать. Просматривая серию фильмов, я был поражен этапами развития, которые проходят молодые джедаи. Самые молодые проходят обучение основным искусствам джедаев в храме джедаев. Позже мастер-джедай возьмет себе ученика, называемого падаваном. Большинство юнлингов в храме не доживут до этого этапа. После нескольких лет обучения падаван должен пройти ряд испытаний, чтобы стать рыцарем-джедаем. И только после многих лет службы рыцарем-джедаем можно было стать мастером-джедаем. Аспект обучения джедаев, который выделяется для меня, — это роль могущественного мастера-джедая, обучающего падавана-ученика. Здесь у нас есть более знающий ум, позволяющий младшим джедаям расти и учиться.

В предыдущих статьях я писал о природе разума (является ли знание врожденным или записано на пустых скрижалях нашего разума?) и стадиях развития, изложенных Пиаже. Последовательность развития джедаев кажется мне более похожей на то, как Аристотель и Платон понимают стадии развития. Что меня интересует в этой статье, так это более тонкое понимание разработки. Несмотря на то, что мы можем различать основные этапы развития, большая часть развития, которое происходит с учащимися, происходит в рамках основных этапов. Я имею в виду, что новые знания и понимание возникают в моменты обучения, которые со временем превращаются в настоящее мастерство в теме, предмете или навыке. Концепция, с которой мы будем иметь дело сегодня, касается уровня трудностей, с которыми ученик должен столкнуться на пути к мастерству. Слишком много трудностей, и обучение останавливается из-за разочарования. Слишком мало трудностей, и обучение останавливается, потому что нет стимула для роста. Понятие правильного уровня сложности носит название «зона ближайшего развития».

Предыдущая статья из серии,  Человеческое развитие :

Часть 1: Что вы имеете в виду?

Часть 2: Весь мир — сцена

Лев Выготский и зона ближайшего развития

Пока мы думали об обучении, ретроспективно ребенок рассматривался как самостоятельный ученик. Это означает, что этапы детского развития рассматривались с точки зрения готового предмета (взросления ребенка) и что дети зависят от внутренних механизмов, которые позволяют им учиться. Лев Выготский перевернул эту точку зрения с ног на голову. Давайте рассмотрим личность и работу Выготского, а затем посмотрим, как его работа связана с учебными средами, которые мы пытаемся создать сегодня.

Родившийся в 1896 году в том же году, что и Жан Пиаже, русский Лев Выготский написал большую часть своих работ по психологии в советской Москве, особенно в 1920-е и 1930-е годы. Одной из отличительных черт творчества Выготского является связь психологии с социальными или культурными идеями. Он также был пионером интегративной науки, которая изучала новые знания о мозге наряду с исследованиями поведения и когнитивных функций. Вокруг Выготского собралась видная группа психологов, известная как кружок Выготского. Самый известный психолог ХХ века Александр Лурия находился под влиянием Выготского и продолжал свою работу даже после смерти Выготского в 1919 году. 34 в возрасте 37 лет.

Огромный ум Выготского работал над множеством различных проблем, стоявших перед психологией на рубеже прошлого века. Особый интерес в этой серии статей о когнитивном развитии детей представляют три основные области, которые он затрагивает. Во-первых, Выготский глубоко интересовался развитием языка. Он признал, что дети изучают язык как средство связи с обществом. Он пишет:

«Специфически человеческая способность к языку позволяет детям предусмотреть вспомогательные средства в решении трудных задач, преодолеть импульсивное действие, спланировать решение задачи до ее выполнения и
управлять своим поведением. Знаки и слова служат детям прежде всего средством социального контакта с другими людьми».

Лев Выготский, Разум в обществе (издательство Гарвардского университета, 1978), с. 28

Изучаемый ими язык, который включает не только слова, но также выражение лица и жесты, является инструментом для доступа к социальным связям с другими членами семьи, а затем и с более широкими кругами общества.

Во-вторых, Выготский видел целостное развитие личности в социокультурной среде. Как отмечалось в отношении языка выше, развитие ребенка происходит в связи с окружающими его людьми. Прозрения Выготского примечательны тем, что они рассматривали развитие детства в более широком контексте. Одним из недостатков научного метода является то, что он стремится изолировать явления и процессы, чтобы исследовать части большего целого. Когда дело доходит до когнитивного развития в детстве, наблюдение за ребенком в одиночестве может выявить много интересных аспектов его роста. Однако Выготский признал, что чего-то не хватает при изучении когнитивного развития детей в отрыве от более широкой социокультурной среды. Он пишет:

«Каждая функция в культурном развитии ребенка проявляется дважды: сначала на уровне социальном, а затем на уровне индивидуальном; сначала между людьми (интерпсихологический), а затем внутри ребенка (интрапсихологический)».

Разум в обществе , с. 57

Одной из причин, по которой ребенок развивается, является повышение его или ее способности взаимодействовать в этой социокультурной среде.

В-третьих, Выготский перевернул преобладающее понимание взаимосвязи между развитием и обучением. В господствовавшей модели когнитивного развития предполагалось, что определенные виды обучения могут происходить только после достижения определенного уровня развития. Что это означает, с точки зрения преобладающей модели, так это то, что мозг созревает до такой степени, что теперь он может выполнять новые виды обучающих функций. Мы могли бы представить, что мозг достигает нового размера и теперь может удерживать больший объем знаний. Если у вас есть большой стакан, вы можете налить в него воду. Эти аналогии несколько рушатся, но мы надеемся, что это дает простую картину преобладающей модели. Что ж, Выготский рассматривал альтернативный подход. По его собственным словам:

«Наш анализ меняет традиционное представление о том, что в тот момент, когда ребенок усваивает значение слова или овладевает такой операцией, как сложение или письмо, процессы его развития в основном завершаются. На самом деле, в тот момент они только начались. Главное последствие такого анализа учебного процесса состоит в том, чтобы показать, что первоначальное овладение, например, четырьмя арифметическими действиями дает основу для последующего развития самых разнообразных сложнейших внутренних процессов детского мышления».

Разум в обществе , стр. 90

Что, если обучение действительно предшествует когнитивному развитию. Что, если наливание большего количества воды заставляет мозг, так сказать, получить стакан большего размера? Это смещает наше представление о ребенке уже не как о человеке, достигшем определенного уровня развития, а как о человеке с уровнем потенциального развития.

Эти три основные идеи объединяются в том, что Выготский формулирует как зону ближайшего развития (ЗБР). Подобно языку, обучение функционирует как инструмент, который разум использует для получения доступа к более широкой социокультурной сети. Разум ребенка взаимодействует с разумом, присутствующим в социокультурной среде, так что обучение основывается на более знающих других, которые обеспечивают обучение ребенка. Таким образом, эта контекстуальная картина обучения предшествует когнитивному развитию, поскольку разум строит себя на основе полученных знаний. То, что описывает зона ближайшего развития, — это место потенциального развития, где обучение происходит на оптимальном уровне сложности для поощрения когнитивного роста. Давайте подробнее рассмотрим, что это значит.

Воспитательное значение зоны ближайшего развития

Гениальность проницательности Выготского заключается в том, что детское когнитивное развитие редко происходит в состоянии изоляции. Дети чаще всего контактируют с другими людьми, которые более осведомлены. Это способствует нашему пониманию механизма когнитивного развития по-новому. Это также указывает на идеи, которые мы можем почерпнуть в практическом плане для наших классов. Выготский расшифровывает, что такое ZPD:

«[Зона ближайшего развития] — это расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения задач, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками».

Разум в обществе , с. 86

Это означает, что ребенок сам по себе имеет определенный уровень или способности. Например, учащийся может самостоятельно решать базовые задачи на сложение и вычитание. Этот независимый уровень или мощность является основой зоны. Если вы продолжите проводить обучение на этом уровне, вы не создадите достаточно проблем для роста и когнитивного развития ребенка. Она будет действовать ниже зоны ближайшего развития.

Чтобы развить это немного дальше, тот же самый ребенок имеет уровень потенциального развития, который чуть выше его текущих возможностей. Может быть, она на грани понимания задач на умножение. Она не может справиться с этими проблемами самостоятельно. Но она может решать задачи с помощью учителя или старшего брата или сестры. То, что она не может сделать сама, но может сделать с помощью более знающего другого (МКО), ставит ее в зону ближайшего развития. На верхнем конце этой зоны находится знание, которое слишком далеко за пределами нынешних способностей ребенка. Даже при содействии взрослого понятия, скажем, тригонометрии слишком далеки от ее возможностей и вышли за пределы зоны ближайшего развития.

Далее Выготский исследует полезность этой теории (то, что он называет методом) для педагогов:

«Используя этот метод, мы можем учитывать не только циклы и процессы созревания, которые уже завершились, но также и те, которые уже завершились. процессы, находящиеся в настоящее время в состоянии становления, которые только начинают созревать и развиваться. Таким образом, зона ближайшего развития позволяет очертить ближайшее будущее ребенка и его динамическое состояние развития, учитывая не только то, что уже достигнуто в развитии, но и то, что находится в процессе созревания».

Разум в обществе , стр. 87

Ближайшее и отдаленное будущее для детей – это независимость. То, что они не могут сделать сейчас, в конечном итоге они смогут сделать самостоятельно. Между этими двумя местами стоит учитель, который оказывает как раз достаточную помощь, чтобы перевести их от того, чего они не знают, к тому, что им нужно знать, и, в конечном счете, к тому, что они затем узнают самостоятельно. И по достижении уровня независимости на горизонте появляется следующий уровень, для которого им требуется помощь, ведущая к еще одному уровню независимости.

Практика строительных лесов и поиска

Концепция строительных лесов появилась спустя много лет после того, как Выготский разработал свою теорию. Это зависит от присутствия более осведомленного другого, обычно взрослого. Этот взрослый знает то, чего еще не знает ребенок. Органические отношения между ребенком как учеником и взрослым как более знающим другим таковы, что ребенок не может не учиться через взаимодействие. Мы видим это через овладение языком. Мать разговаривает с ребенком. Вскоре ребенок имитирует речевые модели матери и со временем начинает относительно хорошо общаться, даже если есть ошибки. Мать дает небольшие подсказки и исправления, чтобы ребенок мог практиковать язык на все более и более высоких уровнях компетенции.

Как учителя, эта концепция строительных лесов — это просто способ направить ученика в изучении того, что мы уже знаем. Это все равно, что оставить им след, по которому они будут следовать по пути обучения. Одним из аспектов того, чтобы быть более знающим другим (я предпочитаю этот язык эксперту по предмету), является то, что учитель знает не только предмет, но и области проблем и потенциальных ловушек, в которые может попасть ученик. Это важно для концепции строительных лесов. Мы хотим предоставить ученику некоторый вызов, чтобы он рос, но не настолько, чтобы расстраивать ребенка. Существенной характеристикой строительных лесов является систематичность в построении опыта и знаний ребенка.

Теперь мы можем представить каскад возрастающей сложности по всем видам предметов: математике, естественным наукам, литературе, грамматике, орфографии и т. д. По мере того, как ребенок становится все старше и старше, существует естественный прогресс. Это один из аспектов строительных лесов, очевидный на макроуровне. Но в повседневной жизни мы можем реализовать концепцию строительных лесов, чтобы позволить ученику выполнять основную работу по обучению. Это пятый закон в « семи законах обучения» Джона Мильтона Грегори.0004 :

«Возбуждайте и направляйте самостоятельную деятельность учащегося и не говорите ему ничего, что он может узнать сам».

Джон Милтон Грегори, Семь законов обучения (Veritas Press, 2004), с. 100

То, как мы возбуждаем и направляем учащегося, зависит от ресурсов, заданий, руководства, моделирования, коучинга или совета.

Одной из ключевых практик, которая в последнее время ассоциируется со строительными лесами, является практика поиска. Авторы Make It Stick рассказывают о традиционных подходах к обучению, в которых упор делается на «массовую практику» с целью «вжечь в память» концепцию или навык (стр. 47). Вместо этого разделение практики и чередование предметов дает мозгу достаточно времени, чтобы начать забывать концепцию или навык. Затем, через некоторое время, разум призывается извлечь что-то из памяти. Этот метод с интервалами и чередованием более глубоко укореняет новые знания в памяти.

«Когда вы откладываете практику выполнения задачи и немного заржавеете между сессиями, или вы чередуете практику двух или более предметов, припоминание становится труднее и кажется менее продуктивным, но усилия обеспечивают более длительное обучение и позволяют более разносторонне применение его в более поздних настройках.

Питер С. Браун, Генри Л. Редигер III и Марк А. Макдэниел, Make it Stick (Harvard University Press, 2014), стр. 4

Обратите внимание, что для ученика это кажется более трудным или менее продуктивным, чем зубрежка одного момента массовой практики. Учащийся не выберет эту стратегию, поэтому более осведомленный другой должен установить эту стратегию в качестве основы для обучения. Помните, что оптимальный рост происходит через вызов на соответствующем уровне. И здесь важна природа проблемы. Трудно массово практиковаться или втиснуть информацию для теста. Но исследования показали, насколько неэффективен такой вызов. Лучшая форма испытания — это разнесенная и чередующаяся практика, позволяющая разуму создавать лучшие нейронные пути для обучения.

Зона ближайшего развития для классических классов

В нашем движении за обновление образования важно вернуть утраченные инструменты обучения. Обучая наших студентов классическим гуманитарным наукам, мы оказываем себе медвежью услугу, если делаем предположение, что лекционное обучение в равной степени является классическим по своей природе. Существует так много убедительных доказательств того, что лекция имеет ограниченную пользу. Понимание зоны ближайшего развития на самом деле помогает нам максимально эффективно использовать наши инструменты обучения. Давайте рассмотрим несколько идей для классического класса.

Во-первых, обучение должно быть организовано вокруг «энергии» ученика. Под энергией я подразумеваю то, что ученик должен прилагать значительные усилия в процессе обучения. Снова выбирая лекцию, энергия обучения, основанного на лекциях, обеспечивается учителем, когда студенты сидят и пассивно слушают. Наоборот, для оптимизации обучения необходим поиск методов, позволяющих переключить энергию с учителя на учеников. Вот где повествование может быть настолько эффективным. Энергия внимания должна быть обеспечена учеником, чтобы слушать, видеть и наблюдать. Тогда энергия усвоения знаний переносится учеником, когда он рассказывает. Дело не в том, что учитель не активен в этой среде. Но та энергия, которую дает учитель, заключается в том, чтобы поддерживать концентрацию, обеспечивать обратную связь, поддерживать движение, задавать эффективные вопросы и т. д.

Обсуждение — еще одно энергичное занятие, способствующее оптимальному обучению. Студенты вербально борются с идеями и слушают точку зрения, отличающуюся от других студентов. Роль учителя здесь состоит в том, чтобы модерировать дискуссию, чтобы вовлечь всех. Требуется тщательное руководство, чтобы помочь вести обсуждение в продуктивном направлении. Тем не менее, лучший способ убить хорошую дискуссию — это дать ответ учителю, слишком быстро разрешая спор или давая окончательную точку зрения в конце. Позволяя напряжению и конфликту сохраняться даже в течение нескольких дней, студенты продолжают пережевывать идею с течением времени. Отличный метод учителя — возвращаться к предмету обсуждения через некоторое время, чтобы посмотреть, не появились ли новые идеи.

Во-вторых, в Teach Like a Champion 2.0 ( TLaC ) есть множество приемов, которые создают соответствующий уровень сложности и обеспечивают достаточную поддержку. Например, техника под названием «Растянуть» (метод 13) превращает расширение обучения в довольно простое упражнение. Когда студент получает правильный ответ, наградой становится получение более сложных вопросов. Еще одна техника — «Без извинений» (техника 15). Это помогает создать культуру академических задач, в которой все принимают вызовы, понимая, какой тяжелый труд требуется для получения стипендии.

Учителя могут использовать планирование уроков, чтобы создавать подмости для своих учеников. Методика 21 TLaC «Назовите шаги» разбивает понятия на простые шаги, позволяя учащимся следовать четкому пути к мастерству. В таком предмете, как математика, мы привыкли к шагам в решении задач. Но учащиеся также могут изучить шаги по запоминанию словарного запаса иностранного языка или шаги для написания хорошего предложения или шаги для обсуждения событий в истории. Есть много способов планировать темп или темп занятия, чтобы максимизировать не только количество времени, которое у вас есть, но и ощущение времени. Ознакомьтесь с техниками 27-31 в TLaC .

В-третьих, важным аспектом роста является то, что учащиеся верят в собственное развитие как в нечто, чему они способствуют. Многие студенты думают об образовании как о чем-то, что с ними происходит. Они становятся образованными. Однако, когда мы действительно понимаем, что Выготский говорит о когнитивном развитии, именно ум ребенка жаждет более глубоких связей с людьми и окружающим миром. Студенты приобретают поддержку, когда им дают больше информации об их собственном учебном процессе. Наша роль как учителей, в конечном счете, заключается в том, чтобы они были независимы. Мы помогаем им в течение короткого времени как более осведомленный другой, создавая достаточный вызов, пока они не приобретут достаточно мастерства, чтобы работать самостоятельно. Эта цель независимости и автономии на самом деле подпитывает все новые и новые циклы вызовов. Они жаждут большего знания и большего мастерства, поэтому они обращаются к вам за большим. Помочь им самостоятельно проверить точность своих ответов может быть мощным инструментом. — Ты скажешь мне, правильный ли это ответ. Как бы вы это поняли?» Это подход, который я часто использую со своими старшеклассниками. Наряду с этим существует понятие самоадвокации. Могут ли они обратиться за помощью, когда это необходимо, к более знающему человеку, будь то учитель, родитель или сверстник?

Поэтому, когда вы работаете со своими молодыми, вашими падаванами, не бойтесь ставить соответствующие задачи. «Обучение на джедая — непростая задача, и даже если вы добьетесь успеха, это будет тяжелая жизнь» — в равной степени верно и для христианской жизни. Учиться следовать за Христом означает ежедневно брать свой крест. (Да, я одухотворяю «Звездные войны»). Я думаю о наставлении Павла Тимофею «упражняться в благочестии» (1 Тим. 4:7) и «так поступать», то есть читать и обучать Священным Писаниям (1 Тим. 4). :15). Рост требует испытаний, но он приводит к плодам. Давайте же, как учителя, посвятить себя тому, чтобы наши ученики могли испытать рост, который Бог предназначил для них.

Что такое Зона Следующей Застройки?

Зона ближайшего развития Относится к области, в которой интерактивная система, поддерживающая структура, созданная другими людьми, и культурные инструменты, соответствующие ситуации, позволяют человеку выйти за рамки его текущих компетенций.

Это концепция, сформулированная Львом Семеновичем Выготским, русским еврея по происхождению и считающимся одним из самых важных и влиятельных психологов в истории. Она тесно связана с образованием и развитием детей. Многие специалисты в области образования полагаются на эту теорию при разработке стратегий обучения.

Реальное развитие и потенциальное развитие

Собственно следующее развитие является промежуточным этапом, который находится между двумя понятиями: зона реального развития и потенциального.

Во-первых, чтобы уточнить термины, речь идет о реальном развитии, то есть о сфере, в которой задачи выполняются автономно и не требуют какой-либо помощи или поддержки. Примером может служить 8-летний мальчик, который может самостоятельно выполнять операции сложения и вычитания.

Что касается уровня потенциального развития, то это область, в которой ребенок способен выполнить задание при поддержке воспитателя или партнера. Соответствующий и родственный пример — тот же ребенок, когда его просят выполнить операцию умножения и требует поддержки учителя или более опытного партнера.

Эти два уровня развития, реальный и потенциальный, определяют область ближайшего развития, то есть область, в которой вы можете выполнять определенные упражнения или задачи с определенными опорами.

Следует отметить, что эти области являются динамическими. По мере продвижения вперед и развития второстепенного меняются зоны актуального, близкого и потенциального развития. Поскольку новые знания укрепляются благодаря обучению и поддержке, они станут областью реального развития, поскольку он сможет выполнять их автономно.

Помещения зоны ближайшего развития

Выготский в отношении Зоны очередного развития и возникающих процессов обучения разработал следующие положения:

  1. Упражнения, для выполнения которых в настоящее время требуется помощь, в будущем будут выполняться без такой помощи.
  2. Фундаментальным условием автономности исполнения является получение одинаковой помощи, хотя это может показаться парадоксальным.
  3. Помощь не должна соответствовать ряду конкретных характеристик или требований, а зависит от хорошего обучения.

характеристики

В связи с вышеизложенным, мы можем установить три основные характеристики и большое значение. Они следующие:

  1. Установить уровень сложности . Важно, чтобы была определенная степень сложности, чтобы ребенок мог принять новые вызовы и ситуации, которые представляют собой вызов. Это также не может быть сложной задачей, потому что в противном случае вы будете разочарованы, если не получите ее или сдадитесь, потому что считаете, что это недостижимо.
  2. Предлагайте помощь во время исполнения . Взрослый или наставник должен помочь ему приблизиться к цели выполнения задания.
  3. Наконец, Оценить независимую реализацию . Первоначальная цель Зоны очередного развития состоит в том, чтобы ребенок мог сделать это сам.

Другие понятия

Джером Сеймур Брумер, американский психолог, продолжил изложение теории Выготского и добавил новый элемент, а именно строительные леса.

Этот процесс происходит в результате взаимодействия между субъектом-экспертом или с большим опытом в определенной деятельности или знаниях и другим новичком или менее экспертом. Цель этого взаимодействия состоит в том, чтобы новичок постепенно усваивал знания своего опытного партнера.

В начале решения задачи новичок будет зависеть почти исключительно от эксперта. Поскольку вы можете выполнять задачу автономно, ваш партнер снимает поддержку, также называемую лесами.

Эта концепция строительных лесов относится к деятельности, которая разрабатывается совместно, и вначале эксперт имеет (почти) полный контроль над ситуацией, а новичок постепенно приобретает эти знания. В зависимости от заданий и предметов вы будете прогрессировать определенным образом.

Леса имеют две характеристики:

  1. Леса должны быть регулируемыми . То есть он должен подстраиваться под уровень начинающего субъекта и под прогресс, который приобретается на протяжении всего выполнения задания.
  2. Он же временный . Это означает, что строительные леса не являются рутинным процессом, потому что в противном случае производительность была бы другой. Важно приспосабливаться к обстоятельствам каждой задачи.

Почему концепция Зоны Перспективного Развития?

Несколько авторов, в том числе Вальехо, Гарсия и Перес (1999), отмечают, что Выготский предложил эту концепцию как альтернативу большому количеству теорий, говорящих об интеллекте и тестах, которые используются для его количественной оценки.

Выготский хотел передать, что эти тесты и теории были полностью сосредоточены на навыках и способностях, приобретенных студентом в то время, но не рассматривали прогнозы в ближайшем будущем или то, чего он смог достичь с помощью подходящие вспомогательные средства и инструменты, а также поддержка кого-то образованного или партнера, у которого было больше опыта.

Для этого автора это было бы отправной точкой обучения, и так было в изложении его теории.

Для других авторов, таких как Ehuletche и Santángelo, концепция Зоны Близкого Развития основана на социокультурной перспективе и подчеркивает важность процессов социального взаимодействия и помощи, а также поддержки в рамках этого взаимодействия, поэтому что Прогресс в индивидуальном обучении.

Они увидели, как и Брунер, концепцию строительных лесов, в которой передача и передача прогрессивным образом контроля и ответственности.

Как усилить развитие Зоны Следующей Застройки?

Если вы работаете в сфере образования или у вас есть близкие отношения с детьми, то мы увидим ряд советов, разработанных для работы над этой теорией и помогающих детям стать более автономными в выполнении своих задач и работе.

  1. Включите конкретную деятельность, которая выполняется в определенное время, в максимально возможной степени в другие цели или более широкие рамки.

Например, если мы разрабатываем математическую операцию, было бы неплохо сформулировать эту операцию, в частности, по отношению к другим. Когда мы научились умножать, чтобы убедиться, что умножение выполнено правильно, мы можем проверить его через сумму. Таким образом мы увеличиваем и связываем знания.

  1. В группе важно обеспечить максимально возможное участие всех учащихся в выполняемых заданиях и мероприятиях. Хотя их уровень компетентности не соответствует поставленной задаче, можно внести некоторые коррективы. Важно привлечь всю группу, чтобы занять позицию участия и получить большую автономию.

Кроме того, когда они завершат задание или деятельность, их самооценка укрепится, доказав, что они смогли ее выполнить, а также удовлетворенность группы в целом.

  1. Важно создать аффективную рабочую атмосферу, в которой присутствует уверенность, безопасность и принятие всех участников. Кроме того, отношения, установленные внутри группы, здоровые и заслуживающие доверия. Таким образом, дети не только будут довольны своими сверстниками, но и повысят уровень своей удовлетворенности собой.
  2. Дети постоянно учатся и постоянно меняются. Поэтому важно предусмотреть наличие корректировок и модификаций в развитии деятельности на глобальном уровне и конкретно в одной из них, которые разрабатываются ежедневно.

Для этого важно быть в курсе прогресса и достижений, которые происходят, чтобы в полной мере использовать Зону Ближнего Развития и не застрять в Зоне Реального Развития, не достигнув новых достижений.

  1. Важно, чтобы учащиеся поощрялись к самостоятельному использованию и углублению своих знаний. То есть, если мы узнаем что-то новое, пусть дети исследуют это и испытывают, это лучший способ закрепить знания.

Если, например, мы узнали на уроке, что из смешения основных цветов можно получить остальные цвета, мы дадим им самим те, которые смешиваем картины и испытываем, какой цвет получается из каждого смешения .

  1. По мере того, как дети приобретают новые знания, важно, чтобы мы установили связи с этим новым содержанием по отношению к содержанию, которое уже консолидировано и усвоено.
  2. Важно, чтобы язык использовался как можно более четко и ясно, чтобы избежать и контролировать возможные недоразумения или недопонимания, которые могут возникнуть.
  3. Когда мы закончим задание, желательно уделить несколько минут разговору о том, что мы узнали. Таким образом, с помощью языка мы реконтекстуализируем и реконцептуализируем полученный нами опыт.

Как улучшить совместное обучение?

Совместное обучение по García and Wolfenzon (2000) характеризуется возможностью положительной взаимозависимости между учащимися.

Можно сказать, что этот тип взаимозависимости присутствует в рабочей группе, когда сами студенты осознают, что они объединены со своими сверстниками и, таким образом, работая в команде, способны достичь больших успехов, чем те, кто добился тем или иным образом индивидуальный.

В этом отношении Зона Близкого Развития играет важную роль, но мы должны быть осторожны при планировании взаимодействий, которые будут возникать внутри группы и во время рабочих сессий. Некоторые авторы предлагают отказаться от старой и классической концепции групповой работы и продвигать идею о том, что в командной работе происходит взаимодействие всех компонентов.

Ниже мы увидим некоторые аспекты, которые мы можем рассмотреть в рамках этих процессов отношений и работы в контексте классной комнаты:

  • Важно четко обозначить цели, которые должны быть достигнуты учащимися, и точно указать, какое поведение, поведение и обучение должны быть достигнуты в конце группового задания.
  • Задача учителя (или фасилитатора группы) заключается в том, чтобы установить моменты диалога со студентами, чтобы они сами договорились о задачах, которые они должны выполнять, и о том, как их выполнять, помимо порядка, в котором они собираются И какие материалы им потребуются и т.д.
  • Одним из аспектов, над которым необходимо активно работать, является приверженность учащихся заданию или цели. Один из ключей заключается в том, что они осознают, что если они этого не сделают, никто не сделает это за них.

Кроме того, когда мы в рабочей группе, важно, чтобы каждый из компонентов имел назначенную роль и чтобы все они были взаимосвязаны, чтобы все брали на себя часть задачи.

  • Различные группы, сформированные в классе, должны быть смешаны, и важно, чтобы для выполнения разных заданий учащиеся менялись группами. Таким образом, помимо того, что они не попадут в рабочую рутину, они научатся новым способам мышления и работы.
  • Что касается оценки учащихся по отношению к заданию, важно принимать во внимание индивидуальную успеваемость, а также работу в различных командах, с которыми они работали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *