Зона ближайшего развития Выготского: понятие, концепция: VIKENT.RU
Понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие».
Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.
Часто цитируют высказывание из работы «История развития высших психических функций» (написанной в 1931 году, опубликованной только в 1960 году): «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая».
В книге «Мышление и речь» Лев Выготский писал:
«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии.
Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных.
Этим отличается обучение ребёнка, целью которого является его всестороннее развитие, от обучения специализированным, техническим умениям, как писание на пишущей машинке, езда на велосипеде, которые не обнаруживают никакого существенного влияния на развитие. Формальная дисциплина каждого школьного предмета является той сферой, в которой совершается и осуществляется это влияние обучения на развитие. Обучение было бы совершенно не нужно, если бы оно только могло использовать уже созревшее в развитии, если бы оно само не являлось источником развития, источником возникновения нового.
Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют многие современные педагоги, как Фортуин, Монтессори и др., сензитивным периодом. Как известно, этим именем знаменитый биолог де Фриз обозначил те установленные им экспериментально периоды онтогенетического развития, когда организм оказывается особенно чувствительным к влияниям определённого рода. В этот период определённые влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нём те или другие глубокие изменения.
В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное действие на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы назвали выше оптимальными сроками обучения. Разница заключается только в двух моментах:
1) в том, что мы пытались не только эмпирически, но и экспериментально и теоретически определить природу этих периодов и нашли объяснение специфической чувствительности этих периодов к обучению определённого рода в зоне ближайшего развития, что дало нам возможность разработать метод определения этих периодов;
2) в том, что Монтессори и другие авторы строят своё учение о сензитивных периодах на прямой биологической аналогии между данными о сензитивных периодах в развитии низших животных, найденными де Фризом, и между такими сложными процессами развития, как развитие письменной речи.
Продолжение »
Формирование двух и более моделей поведения.
Зона ближайшего развития: теория Выготского
Родители, занимаясь со своим ребенком, сами того не замечая, используют феномен зоны ближайшего развития (ЗБР). Каждый ребенок самобытен. Саморазвитие дошкольника субъективно и протекает с разной скоростью и степенью продуктивности.
Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Часто родители и педагоги некорректно ставят перед ребенком задачи. Неверно поставленные задачи не позволяют, в силу своей простоты, продвигаться малышу в саморазвитии, а то и вовсе остаются за гранью детского понимания.
Для дальнейшего благополучного развития малыша важно грамотно обозначить зоны актуального и ближайшего развития.
Содержание
- Практическое применение
- Зона актуального развития – способность работать самостоятельно
- Зона ближайшего развития в представлении Л. С. Выготского
- Позиции общения
- Использование теории зон развития
- Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми
- Полезные советы для родителей
- Заключение
Практическое применение
Дети познают мир посредством наблюдения, подражания, присвоения опыта. Этот процесс связан со взаимодействием детей с окружающими их взрослыми и сверстниками, общением с ними, совместной деятельностью. Причем общение и взаимодействие играют значимую роль. Обучение человека успешнее и результативнее происходит в социуме, во взаимодействии с окружающими людьми.
Малыш при знакомстве с новыми понятиями, эмоциями, социальной ролью ничего не знает о них. Из этого следует, что все новое в жизни ребенка превалирует над уже имеющимися знаниями, умениями и возможностями. Этот путь от знакомого к незнакомому, от привычного к неизведанному малыш не в силах преодолеть в одиночку.
Сопоставление зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций, которые также зависят от взаимодействия с окружающими. Первостепенно они представляют собой нечто внешнее в отношении человека, однако впоследствии перетекают на уровень процессов, и человек использует их так, словно эти свойства — врожденные. Изначально психический процесс относится к зоне ближайшего развития, в дальнейшем — переходит в зону актуального саморазвития.
Понятие «зона ближайшего развития» в начале 30-х годов ХХ века ввел советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский. В книге «Мышление и речь» он отмечал:
«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают напрямую, а представляют собой два процесса, которые находятся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребенка от дрессуры животных.»
Если говорить другими словами, считается нормой, когда психические процессы малыша идут всегда на шаг позади получаемых знаний. Дистанция между зонами актуального и ближайшего развития имеет важную значимость, которая влияет на развитие дошкольника. Без нее умственные процессы, которые проходят стадию формирования, с легкостью могут остаться в состоянии неиспользованного внутреннего потенциала.
Зона актуального развития – способность работать самостоятельно
Согласно теории Л.С. Выготского, развитие малыша имеет двустороннюю направленность. Ребенок уже приобрел некоторые знания. Основываясь на них, попросите дошкольника выполнить новое поручение, и малыш самостоятельно выполнит его.
Зона актуального развития – это совокупность знаний и умений, которые существуют в настоящее время. Проще говоря, все то, с чем дошкольник благополучно справляется самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Данное определение впервые ввел сам исследователь, оно актуально и по сегодняшний день.
Главные принципы зоны актуального развития:
- успешное усвоение ребенком полученной информации;
- возможность малыша без участия взрослых выполнять задания в пределах актуального саморазвития;
- самостоятельное решение поставленных задач.
Малыш знаком с базовыми геометрическими фигурами и цветами. Он с легкостью укажет на зеленый кубик или желтый шарик. По просьбе взрослого положить голубые мячики в одну корзину, а белые – в другую, ребенок с легкостью справится с поставленной задачей без посторонней помощи. В случае, если малышу известны только лишь цвета, а с формой он абсолютно не знаком, в корзине окажутся голубые мячики, кубики, конусы. До тех пор, пока знание геометрических фигур не находится в зоне актуального развития, дошкольник не в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. В дальнейшем поставленную задачу можно усложнить. Необходимо попросить ребенка сложить в корзину красные и зеленые предметы, а в угол отложить конусы и кольца.
Вначале такие занятия будут способствовать закреплению приобретенных знаний, но не более того. Со временем малышу наскучит однообразие поставленных задач и у него возникнет желание в совершенствовании своих умений, познании нового. Для дальнейшего развития целесообразно перейти к следующему этапу, где вновь понадобится помощь наставника.
Зона ближайшего развития в представлении Л.С. Выготского
Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач. Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Л.С. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) — это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.
Феномен зоны ближайшего развития заключается в готовности мозга к определенной деятельности. Однако без посторонней помощи достигнуть результатов не представляется возможным.
Выделение двух зон в развитии дошкольника по Выготскому было сродни революции в педагогической науке. Изначально для выявления уровня обучаемости в расчет брались лишь те навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такое диагностирование не являлось полноценным. Для полной картины необходимо было определение дальнейших перспектив. Выдвинутая еще в 20 веке теория не утратила своей актуальности до настоящих дней.
Позиции общения
Из ранее изложенного следует, что дошкольник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей малыша. Это является показателем зоны его ближайшего развития.
К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи. Указанные примеры являются свидетельством существования различных по величине зон ближайшего развития.
Выделяют 5 позиций общения:
- Независимая позиция – наставник незначительно содействует дошкольнику либо начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
- Позиция «на равных» – наставник взаимодействует одновременно с ребенком, не находясь с ним в паре. Главная цель этой позиции – соревнование.
- Позиция «снизу» — наставник содействует дошкольнику посредством наводящих вопросов, подсказок, стимулирует активность сознательными ошибками.
- Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, поясняет материал, указывает на способы и ход решения поставленной задачи.
- Позиция «мы» — наставник и дошкольник совместно выполняют задание.
Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка. В случае, если малыш не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.
Использование теории зон развития
Теория зоны ближайшего развития Л. С. Выготского с практической точки зрения характеризуется следующим образом: действия, выполняемые ребенком с помощью взрослого, являются залогом его взросления в ближайшем будущем. И чем обширнее спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала малыша.
Подобный симбиоз затрагивает все области саморазвития малыша. Родители, при выборе игр и заданий, должны основываться на интересах и предпочтениях своего ребенка, корректировать уровень сложности предоставляемого материала. Они должны строить свою линию поведения не с позиции строгого наставника, а с позиции помощника, сотрудника. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции.
Рассмотрим пример. Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово. Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв. Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их. Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.
Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми
При проведении занятий стоит учитывать обе зоны развития. Целесообразно поинтересоваться программой, используемой в дошкольных учебных учреждениях и, опираясь на нее, строить свои занятия. Начинать урок нужно с повторения пройденного материала. Не стоит ругать и торопить ребенка, если у него возникают сложности с выполнением задания. Часто запоминание происходит неравномерно: вначале ребенок долго не может понять предложенный материал, затем резкий прорыв. Обучение должно проходить в соответствующем ритме.
Важное значение при занятиях с детьми играет похвала: покажите ребенку, как вы гордитесь его успехами. Умственная деятельность нуждается в тренировке. Дошкольника необходимо мотивировать к формированию новых навыков. В противном случае его саморазвитие остановится в пределах актуального. Однако не стоит завышать планку, предлагая более сложные задания, так как это может спровоцировать нервные расстройства и психические заболевания. Существует риск, что у ребенка пропадет интерес к получению новых знаний и самому процессу учебы.
Полезные советы для родителей
Нижеприведенные рекомендации помогут вам повлиять на изменения в зоне ближайшего развития ребенка.
- Определите уровень сформированности и размер зоны ближайшего развития ребенка.
- Расширяйте зону ближайшего развития до момента перехода приобретенных навыков и знаний в зону актуального развития.
- Будьте заинтересованы в процессе общения с малышом.
- В качестве обучающего может выступать даже другой ребенок, при условии, что знания учителя превышают уровень знаний обучаемого.
- Следует помнить, что эффект от обучения максимален, если оно совпало зоной ближайшего развития.
- Для формирования у детей самостоятельности не следует помогать выполнять те действия, которые входят в их зону актуального развития.
- Каждый ребенок развивается согласно личному темпу. Не сравнивайте детей со сверстниками, старайтесь делать акцент на качество усвоенных знаний.
Заключение
В заключении стоит отметить, что человек независимо от возраста сталкивается с «сопротивлением материалу». Новый материал, на первый взгляд, кажется сложным, нелогичным, трудно запоминаемым. Однако на протяжении периода обучения все трудности остаются позади. После человек недоумевает, почему материал ранее был не понятен. Вывод: произошло устранение сопротивления. Ребенку в период научения намного сложнее, чем взрослому. У детей еще не сформировано «умение учиться». Только родители способны помочь своему чаду справиться с этими трудностями!
Зона ближайшего развития и поддержки Выготского
Зона ближайшего развития (ZPD) относится к разнице между тем, что учащийся может делать без посторонней помощи, и тем, чего он или она может достичь под руководством и поддержкой квалифицированного партнера.
Таким образом, термин «ближайшие» относится к тем навыкам, которыми учащийся «близок» к освоению.
ZPD — это зона, где обучение является наиболее полезным, так как это когда задача выходит за рамки возможностей человека.
Чтобы учиться, нам должны ставить задачи, которые выходят за рамки наших возможностей. Сложные задачи способствуют максимальному когнитивному росту.
Зона ближайшего развития была разработана советским психологом и социальным конструктивистом Львом Выготским (1896 – 1934).
Зона ближайшего развития (ЗБР) определяется как:
«расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения проблем, и уровнем потенциального развития, определяемым посредством решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничество с более способными сверстниками» (Выготский, 19 лет).78, с. 86).
Выготский считал, что когда учащийся находится в зоне ближайшего развития для конкретной задачи, оказание соответствующей помощи даст учащемуся достаточный «стимул» для выполнения задачи.
Чтобы помочь человеку пройти через зону ближайшего развития, преподавателям рекомендуется сосредоточиться на трех важных компонентах, помогающих процессу обучения: другой).
Содержание
Более осведомленный другой
Более осведомленный другой (MKO) не требует пояснений; это относится к тому, кто лучше понимает или имеет более высокий уровень способностей, чем учащийся, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции.
Хотя подразумевается, что MKO является учителем или пожилым человеком, это не обязательно так. Во многих случаях сверстники ребенка или дети взрослого могут быть людьми с большими знаниями или опытом.
Социальное взаимодействие
Согласно Выготскому (1978), очень важное обучение ребенка происходит через социальное взаимодействие с умелым наставником. Репетитор может моделировать поведение и/или давать ребенку словесные инструкции. Выготский называет это кооперативным или совместным диалогом.
Ребенок стремится понять действия или инструкции, данные воспитателем (часто родителем или учителем), затем усваивает информацию, используя ее, чтобы направлять или регулировать свои действия.
Что такое теория строительных лесов?
ZPD стал в литературе синонимом термина строительные леса. Однако важно отметить, что Выготский никогда не использовал этот термин в своих работах, и он был введен Вудом, Брунером и Россом (1976).
Поддержка состоит из действий, проводимых педагогом или более компетентным сверстником для поддержки учащегося, когда он или она проходят через зону ближайшего развития.
Опора сужается (т. е. убирается) по мере того, как она становится ненужной, подобно тому, как строительные леса снимаются со здания во время строительства. После этого учащийся сможет выполнить задание самостоятельно.
Вуд и др. (1976, стр. 90) определяют леса как процесс, «который позволяет ребенку или новичку решить задачу или достичь цели, которая была бы за пределами его усилий без посторонней помощи».
Как они отмечают, строительные леса требуют, чтобы взрослый «контролировал те элементы задачи, которые изначально находятся за пределами способностей учащегося, что позволяет ему сосредоточиться и выполнять только те элементы, которые находятся в пределах его компетенции» (стр. 9).0).
Важно отметить, что термины «совместное обучение», «скаффолдинг» и «управляемое обучение» в литературе имеют одно и то же значение.
Следующее исследование предоставляет эмпирическую поддержку как концепции строительных лесов, так и ZPD.
Вуд и Миддлтон (1975)
Процедура : 4-летние дети должны были использовать набор блоков и колышков, чтобы построить трехмерную модель, показанную на рисунке. Сборка модели была слишком сложной задачей для 4-летнего ребенка, чтобы справиться с ней в одиночку.
Вуд и Миддлтон (1975) наблюдали за тем, как матери взаимодействовали со своими детьми при создании трехмерной модели. Тип поддержки включал:
• Общее поощрение, например, «Теперь вы можете попробовать».
• Специальные инструкции, например, «соберите четыре больших блока».
• Прямая демонстрация, например, показ ребенку, как ставить один кубик на другой.
результатов исследования показали, что ни одна стратегия не является наилучшей для помощи ребенку в развитии. Наиболее эффективной была помощь матерей, которые меняли свою стратегию в зависимости от того, как себя чувствовал ребенок.
Когда у ребенка все было хорошо, с их помощью он становился менее конкретным. Когда ребенок начинал бороться, они давали все более конкретные инструкции, пока ребенок снова не начал делать успехи.
Исследование иллюстрирует строительные леса и концепцию ZPD Выготского. Поддержка (то есть помощь) наиболее эффективна, когда поддержка соответствует потребностям учащегося. Это дает им возможность добиться успеха в деятельности, которую они раньше не могли делать в одиночку.
Вуд и др. (1976) назвали некоторые процессы, которые помогают эффективно формировать леса:
- Получение и поддержание интереса учащегося к задаче.
- Упрощение задачи.
- Подчеркивание определенных аспектов, которые помогут с решением.
- Контролируйте уровень разочарования ребенка.
- Продемонстрируйте задачу.
Интерсубъективность
Интерсубъективность — это когда два человека (т. е. ребенок и помощник) начинают задание вместе с разным уровнем навыков и понимания, и оба в итоге приходят к общему пониманию.
По мере того, как каждый член диады приспосабливается к точке зрения другого, помощник должен интерпретировать свои собственные идеи таким образом, чтобы ребенок мог понять его, и у ребенка развивается более полное понимание задачи.
Важно, чтобы они работали для достижения одной цели, иначе никакого сотрудничества не будет. Важно, чтобы они договаривались или шли на компромисс, всегда работая на общее мнение.
Если вы попытаетесь заставить кого-то передумать, вы просто получите конфликт. Вам нужно оставаться в границах зоны ближайшего развития другого человека.
Scaffolding vs. Discovery Learning
Фройнд (1990) хотел выяснить, учатся ли дети более эффективно с помощью концепции Пиаже об открытии или с помощью управляемого обучения с помощью ZPD.
Она попросила группу детей в возрасте от трех до пяти лет помочь марионетке решить, какую мебель следует расставить в разных комнатах кукольного дома. Сначала Фрейнд оценил, что каждый ребенок уже понял о расстановке мебели (в качестве исходного показателя).
Затем каждый ребенок работал над аналогичным заданием либо один (re: обучение на основе открытий), либо вместе с матерью (re: строительные леса / управляемое обучение). Чтобы оценить, чему научился каждый ребенок, каждому из них дали более сложную задачу по сортировке мебели.
Результаты исследования показали, что дети, которым помогала мать, лучше справлялись с сортировкой мебели, чем дети, работавшие самостоятельно.
Образовательные приложения
Выготский считает, что роль образования заключается в том, чтобы дать детям опыт, который находится в их ЗБР, тем самым поощряя и продвигая их индивидуальное обучение. (Берк и Уинслер, (1995).
«С точки зрения Выготского, роль учителя заключается в посредничестве в учебной деятельности ребенка, поскольку они делятся знаниями посредством социального взаимодействия» (Диксон-Краусс, 1996, стр. 18).
Лев Выготский рассматривает взаимодействие со сверстниками как эффективный способ развития навыков и стратегий. Он предлагает учителям использовать упражнения на совместное обучение, где менее компетентные дети развиваются с помощью более умелых сверстников – в зоне ближайшего развития.
Использование строительных лесов является ключевой особенностью эффективного обучения, когда взрослый постоянно регулирует уровень своей помощи в зависимости от уровня успеваемости учащегося.
В классе формирование подмостков может включать в себя моделирование навыка, предоставление подсказок или подсказок, а также адаптацию материала или деятельности (Copple & Bredekamp, 2009).
Примите во внимание эти рекомендации по обучению возведению строительных лесов (Silver, 2011).
- Оценка текущих знаний и опыта учащегося по академическому содержанию.
- Связывайте содержимое с тем, что учащиеся уже понимают или могут делать.
- Разбейте задачу на более мелкие, более управляемые задачи с возможностью периодической обратной связи.
- Используйте словесные сигналы и подсказки, чтобы помочь учащимся.
Строительные леса не только дают немедленные результаты, но и прививают навыки, необходимые для самостоятельного решения задач в будущем.
Современное применение теорий Выготского — «взаимное обучение», используемое для улучшения способности учащихся учиться по тексту.
В этом методе учитель и ученики совместно изучают и практикуют четыре ключевых навыка: подведение итогов, вопросы, уточнение и прогнозирование.
Роль учителя в процессе со временем снижается.Теории Выготского также подпитывают нынешний интерес к совместному обучению, предполагая, что члены группы должны иметь разные уровни способностей, чтобы более продвинутые сверстники могли помочь менее продвинутым членам действовать в пределах своей зоны ближайшего развития.
Пример ZPD
Мария только что поступила в колледж в этом семестре и решила пройти вводный курс тенниса. Ее класс каждую неделю изучает и отрабатывает новый удар. Проходят недели, и они учатся правильно подавать и бить слева.
В течение недели обучения удару справа инструктор замечает, что Мария очень расстроена тем, что продолжает наносить удары справа либо в сетку, либо далеко за лицевую линию.
Он проверяет ее подготовку и замах. Он замечает, что ее стойка идеальна, она заранее готовится, правильно поворачивает туловище и бьет по мячу точно на нужной высоте.
Однако он замечает, что она все еще сжимает ракетку так же, как бьет слева, поэтому он подходит к ней и показывает, как изменить положение руки, чтобы бить справа, подчеркивая, что она должна держать указательный палец параллельно к ракетке.
Он демонстрирует ей хороший удар справа, а затем помогает изменить захват. Немного потренировавшись, форхенд Марии превращается для нее в грозное оружие!
В данном случае Мария находилась в зоне ближайшего развития для удачного удара справа. Все остальное она делала правильно, но просто нуждалась в небольшом обучении и поддержке со стороны «Более знающего другого», чтобы помочь ей добиться успеха в этой задаче.
Когда эта помощь была оказана, она смогла достичь своей цели. При условии соответствующей поддержки в нужный момент учащиеся в классе также смогут выполнять задачи, которые в противном случае были бы для них слишком сложными.
Ссылки
Берк Л. и Уинслер А. (1995). Развитие обучения детей: Выготский и обучение в раннем детстве. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная ассоциация образования детей младшего возраста.
Коппл, К., и Бредекамп, С. (2009 г.). Соответствующая развитию практика в программах для детей младшего возраста . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная ассоциация образования детей младшего возраста.
Диксон-Краусс, Л. (1996). Выготский на занятиях. Опосредованное обучение грамоте и оценка. Уайт-Плейнс, Нью-Йорк: издательство Longman Publishers.
Фройнд, Л. С. (1990). Материнское регулирование поведения детей при решении проблем и его влияние на успеваемость детей. Развитие ребенка , 61, 113-126.
Сильвер, Д. (2011). Использование «Зоны» поможет достичь каждого учащегося. Каппа Дельта Пи Рекорд, 47(sup1) , 28-31.
Выготский Л. С. (1978). Психика в обществе: Развитие высших психических процессов . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Вуд, Д., Брунер, Дж., и Росс, Г. (1976). Роль репетиторства в решении проблем. Журнал детской психологии и детской психиатрии , 17, 89−100.
Вуд Д. и Миддлтон Д. (1975). Изучение вспомогательного решения проблем. Британский журнал психологии , 66 (2), 181−191.
Дополнительная литература
- Образовательные последствия ZPD Выготского
- Зона ближайшего развития Выготского: Учебное значение и профессиональное развитие учителей
- Леса для обучения: ключ к пошаговым инструкциям
Зона ближайшего развития: пособие для учителя
Что такое зона ближайшего развития?Зона ближайшего развития (ZPD) — это образовательная концепция, часто цитируемая в лекционных залах профессорами университетов, но почему она так важна для классных учителей в развитии навыков учащихся ? Основная идея Зоны ближайшего развития состоит в том, что человек с большим знанием может улучшить обучение учащегося, проводя его через задание, немного превышающее его способности. Как учащийся получает больше компетентности , эксперт неуклонно прекращает руководство, пока учащийся не станет способным выполнять задание самостоятельно. В этой статье мы покажем, что при надлежащем уровне руководства со стороны взрослых мы можем не только улучшить доступ к образованию, но и улучшить результаты обучения для более способных учащихся.
зона ближайшего развития диаграмма
зона ближайшего развития указывает на разница между тем, что ученик может сделать без руководства и тем, чего он может достичь при поддержке и руководстве квалифицированного партнера. Следовательно, термин « ближайший » относится к тем навыкам, которыми обучающийся « близок » к освоению. Эта теория обучения может быть полезна учителям.
Вопросы для размышления
1. Как ZPD соотносится с другими понятиями, такими как строительные леса или взаимное обучение?
2. Почему некоторые учащиеся используют этот подход лучше, чем другие?
3. Можете ли вы назвать ситуации, когда учителям было бы полезно использовать эту стратегию?
4. Что еще мы должны знать о ZPD?
5. Есть ли у вас какие-либо идеи о том, как внедрить эту стратегию в свою педагогическую практику?
История зоны ближайшего развития
В 1900-е годы , русский психолог Лев Выготский предложил идею ЗПД . Выготский признал, что у каждого человека есть 2 стадий развития навыков:
- Уровень, который может быть достигнут самим собой.
- Уровень, которого можно достичь, обратившись за помощью к опытному человеку или учителю .
Выготского назвал уровень, которого человек может достичь с помощью помощи, как его ZPD . Выготский предположил, что, когда учащийся находится в ZPD для выполнения конкретной задачи, предложение соответствующего руководства даст учащемуся достаточно « повышения » для выполнения задачи. Однако, если учащемуся не хватает опыта, инструктор должен оказать дополнительную поддержку, чтобы учащийся мог перейти на следующий уровень мастерства.
Этот процесс продолжается до тех пор, пока учащийся не достигнет максимально возможного уровня владения языком.
Концептуализация зоны ближайшего развития
Как это работает?
Когда учащемуся нужна помощь, он обращается за советом к своим сверстникам или преподавателям. Преподаватель дает обратную связь, основанную на успеваемости учащегося. Это помогает им осваивать новые стратегии и приемы. По мере того как учащийся овладевает этими новыми навыками, инструктор постепенно уменьшает свое участие до тех пор, пока не перестанет предлагать прямые инструкции. На этом этапе учащийся способен выполнять задание самостоятельно.
Зона ближайшего развития в классе
Чтобы помочь ученику пройти зону ближайшего развития , учителя должны сосредоточиться на трех основных компонентах, которые облегчают процесс обучения:
03
Зона ближайшего развития (ЗБР) – это образовательное понятие, постоянно повторяемое профессорами в аудиториях. Однако, почему это так важно в условиях класса для умственного развития ребенка? Суть зоны ближайшего развития заключается в том, что ребенок с большими навыками и мастерством (умелый партнер) может быть использован для повышения потенциального уровня знаний и другого человека.
Этот тип социального взаимодействия можно использовать для улучшения результатов обучения в учебной деятельности, основанной на проблеме. Уровень сложности можно постепенно увеличивать с помощью соответствующих уровней строительных лесов таким образом, чтобы ни один человек не чувствовал себя подавленным сложностью задачи.
Этот тип социального взаимодействия можно использовать в качестве катализатора критического мышления. Взаимодействие со сверстниками позволяет детям заниматься познавательно на гораздо более высоком уровне.
Зона ближайшего развития как лестница
Значение для занятий в классе очень глубокое. Если мы сможем поддерживать когнитивную функцию ребенка на соответствующем уровне, мы сможем дать ему возможность продвигать свое обучение и развивать новые навыки. В условиях класса мы хотим улучшить как доступ к учебной программе, так и уровень сложности. Наш альтернативный подход к планированию и проведению уроков с использованием концепции универсального мышления позволяет преподавателям полностью принять эту философию. 9. ZPD часто используется в литературе как термин строительные леса . Но следует помнить, что Выготский никогда не использовал это слово в своих произведениях, а впервые оно было использовано Вудом, Брунером и Россом (1976). Лицо, выполняющее строительные леса, может быть сверстник , учитель или даже родитель . Чтобы помочь ученикам обрести независимость, Вуд, Брунер и Росс (1976) определили поддержку и надзор со стороны более способного или знающего человека (инструктора или родителя) для выполнения задания, которое ребенок не смог бы выполнять самостоятельно.
Студенты делают простых и управляемых шагов для достижения цели . Работаем в партнерстве с более знающие коллеги или квалифицированный инструктор помогут учащимся установить связи между различными понятиями.
Развитие учебного процесса с помощью универсальной модели мышления
По мере того, как учащиеся добиваются успеха в своей зоне ближайшего развития и становятся более уверенными в выполнении 6 новых задач, 0065 социальная поддержка , существующая вокруг них. Выготского предположил, что обучение происходит с использованием осмысленных и целенаправленных взаимодействий с другими. Мы использовали эту теорию обучения в рамках нашей концепции ментального моделирования. Этот подход к совместному обучению позволяет учащимся вынести свои мысли из головы там, где у них больше возможностей.
Используя яркие кубики, учащиеся организуют свои мысли и развивают новые идеи. Использование этой методики берет их текущие знания и развивает их вместе с другими (в буквальном смысле). Их предыдущие знания служат основой для расширения их концептуального понимания рассматриваемой темы. Уровень знаний учащихся отражается в сложности структуры их строения. Когда студенты находятся в «зоне», их потенциал обучения значительно увеличивается.
графические органайзеры в качестве вспомогательного инструмента
Такой подход к обучению в классе делает такие занятия, как изучение языка, более увлекательными и в то же время более сложными. Инкрементальный характер построения блоков означает, что рабочая память учащихся редко перегружается. Уровень гибкости стратегии означает, что ее можно использовать для исследовательского обучения или, с другой стороны, для прямого обучения.
Блоки можно использовать для конкретизации абстрактных понятий. Связи между понятиями можно проиллюстрировать с помощью связей между блоками. Эта визуальная очередь действует как «якорь памяти», который помогает при поиске. Этот процесс является прекрасным примером концепции строительных лесов.
ZPD для планирования урока
Обучение в классе должно быть достаточно сложным, чтобы быть увлекательным, а концепция ближайшего развития очень полезна, когда речь идет о планировании урока. Если мы сможем разбить классные задания на управляемые части с правильной помощью взрослых, мы сможем дать ученику возможность самостоятельно решать большинство задач. Улучшение доступа к образованию — это глобальная цель, которую мы все разделяем.
Наше сообщество практиков продемонстрировало, как этого можно достичь, используя новейшие идеи когнитивной науки. Вам не нужно быть профессором образования, чтобы принять мощные психологические принципы разума. Учебные концепции, такие как двойное кодирование, интеллект-карты и ораторское искусство, позволяют детям раздвинуть границы того, на что они способны. Взрослый становится фасилитатором, а не поставщиком построения знаний.
Зона ближайшего развития в классе Теория вспомогательного решения задачВуд и ситуация. Дети должны были использовать набор из штифтов и блоков , чтобы создать 3D-модель с использованием картинки. Задача была слишком сложной для этих детей, чтобы выполнить их самостоятельно.
Wood и Миддлтон (1975) оценивали, как матери помогали своим детям создавать 3D-модель . Различные виды поддержки включали:
- Непосредственную демонстрацию (например, кладя один кубик на другой и показывая его ребенку)
- Общее поощрение ( г., говоря: «Теперь ты должен попробовать».)
- Конкретные инструкции (например, сказать: «Возьми два маленьких блока».
Это исследование показало, что нет одной стратегии было достаточно, чтобы помочь каждому ребенку прогрессировать. Матери, которые модифицировали свою помощь в соответствии с успеваемостью своих детей, оказались наиболее успешными . Когда эти матери видели, что их дети чувствуют себя хорошо, они снижали уровень своей помощи. Когда они увидели, что их ребенок начал бороться , они увеличили уровень своей помощи, предоставив конкретные инструкции , пока ребенок снова не покажет прогресс.
Это исследование иллюстрирует концепцию Выготского о строительных лесах ZPD и . Поддержка (или руководство) наиболее полезна, когда поддержка соответствует конкретным потребностям ребенка. Это дает ребенку возможность добиться успеха в деятельности, которую он не смог бы выполнить в прошлом.
Древесина и др. (1976) упомянул некоторые процессы, которые помогают эффективные леса:
- Облегчение задачи .
- Повышение и поддержание интереса учащегося к заданию.
- Объяснение задачи.
- Выделение некоторых аспектов, которые помогут найти решение.
- Контроль уровня фрустрации у ребенка.
Зона ближайшего развития – важное понятие в классеПоследствия зоны ближайшего развития для учителей
Выготский утверждает, что роль образования состоит в том, чтобы дать детям тот опыт, который находится в их ЗПД , тем самым продвигая и поощряя их знания . Выготский считает, что учителя являются как бы посредниками в учебной деятельности детей, поскольку они обмениваются информацией через социальное взаимодействие .
Выготский воспринял общение со сверстниками как полезный способ развить навыки. Он подразумевает, что для детей с низкой компетентностью учителя должны использовать стратегии совместного обучения и они должны обращаться за помощью к более чем компетентным сверстникам в зоне ближайшего развития.
Леса являются важным компонентом эффективного обучения , в котором более компетентный человек постоянно изменяет уровень своей помощи в соответствии с уровнем успеваемости учащегося . Создание лесов в классе может включать моделирование таланта, предоставление подсказок или подсказок и адаптацию деятельности или материала . Учителя должны учитывать следующие рекомендации по обучению строительных лесов .
- Оцените текущий уровень способностей учащегося для создания академического содержания.
- Свяжите содержание с тем, что учащиеся уже знают.
- Разделите задачу на более простые задачи с возможностью регулярной обратной связи.
- Используйте голосовых подсказок и реплик, чтобы помочь учащимся.
- Строительные леса не только дают быстрые результаты, но и прививают способности, необходимые для автономного решения проблем в будущем.
Текущее применение концепций Выготского: « взаимное обучение, «используется для повышения способности учащихся запоминать текст. В этом типе обучения преподаватель и учащиеся сотрудничают , чтобы запомнить и отработать четыре основных навыка: предсказание, уточнение, вопросы , и , обобщающий . Роль учителя в этом процессе со временем уменьшилась .0066 , подразумевая, что члены группы в основном имеют разные уровни таланта, поэтому более более продвинутые сверстники должны помогать менее продвинутым ученикам в пределах их зоны ближайшего развития.
Создание лесов для процесса мышления
Статистика, относящаяся к зоне ближайшего развития
- оценивал способности детей, используя запутанные термины и особенно трудные задачи в своих наблюдениях.