Зрение слух обоняние: Органы чувств — урок. Окружающий мир, 3 класс.

что важнее? • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсАнтропология чувствАудиолекцииМатериалы

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

Автор Мария Пироговская

Во многих европейских языках, включая и русский, есть выражения и устой­чивые сочетания, так или иначе связанные со зрением. Мы можем «рассматри­вать вопрос», «фокусиро­ваться на чем-то», «высказывать свою точку зрения» или «делиться взглядом на проб­лему», «рисовать целостную карти­ну», «видеть что-либо в опреде­ленной перспективе», «менять воззре­ния», «расширять свой кругозор». Во всех этих выражениях зрение выступает субститутом разума, рационального и интеллектуального подхода, или взве­шенной дистанции. Никакие другие чувства таких ассоци­аций не предпола­гают. Как же это случи­лось и почему? И как возник сам вопрос о роли зрения в европейской культуре?

В 1942 году в оккупированном немца­ми Париже вышла книга историка Люсь­ена Февра, одного из основате­лей новой исторической школы. Книга называ­лась «Проблема неверия в XVI веке. Религия Рабле», и в ней Февр выдвинул очень смелый тезис: в XVI веке зрение было менее важным способом постигать мир, чем сейчас. В отличие от человека позднего Нового времени, современ­ники Рабле (не те, кто его читал, а те, о ком он писал, то есть социальные низы) полагались на слух и низшие чувства, то есть на осязание, обоняние и вкус. Февр назвал такую конфигура­цию чувств «визуальной отсталостью» (франц. retard de la vue). Эту гипотезу подхватили и развили его коллеги. Через 20 лет, в 1961 году, другой француз­ский историк, ученик Люсьена Февра Робер Мандру, уточнил: в XVI веке слух занимал первое место, осязание — второе, а зрение — всего лишь третье. Репутация зрения тоже была другой и для нас совершенно непривычной: зрению еще не приписы­валось умение наблюдать, свидетель­ствовать, организовывать и классифи­цировать. На первый план в конфигура­ции чувств зрение выходило постепен­но, и так же постепенно складывался новый способ видеть — научный, юридический и художествен­ный, связанный с освоением перспективы.

Мандру видел истоки такого зрения в ренессансном развитии науки. В частности, он писал: «Телескоп Галилея и первые микроскопы были инструментами научного прогресса, но с ними появилось и новое видение, более тренированное и дально­зор­кое». То есть научные инструменты и наука вообще меняли то, как мы смотрим.

Так историческая наука стала задаваться вопросом, как социальные процессы влияют на конфигурацию чувств. Можно ли однозначно сказать, что до опре­де­ленного времени люди меньше полагались на зрение и больше — на осталь­ные ощущения? Мало кто из историков сомневался в том, что культура Нового времени — это культура преимущественно визуальная. Именно Новое время дало нам книгопечатание, рост грамотности, линейную перспективу, новое представление о том, что такое наука и ее методы — эксперимент и наблюде­ние. Но всех интересовали источники и характер этой визуальности. И разные ученые описывали их по-разному. Кто-то связывал визуальность с контролем всевидящего государства, кто-то — с новым способом изображать простран­ство.

Яркий пример — изобретение линейной перспективы, которое обычно приписывают итальянскому архитектору XV века Леону Баттисте Альбер­ти. Линейная перспектива тренировала глаз: для художника, который ею пользо­вался, она меняла все — и заставляла воспринимать пространство исключи­тельно визуально.

Самая масштабная попытка объяснить роль зрения в европейской цивилиза­ции принадлежит не историку и не антропологу. Наверняка многие слышали афоризм «The Medium is the message» — «Средство коммуникации и есть само сообщение». Это самая популярная цитата из одноименной книги канадского философа и теоретика коммуникации Маршалла Маклюэна. Она же суммирует идею, которую Маклюэн развивал в своих предыдущих работах. С его точки зрения, средства коммуникации — это лишь технологичные продолжения сенсорных систем человеческого тела, поэтому переходы от одного массового средства коммуникации к другому можно рассматри­вать как переключения между ведущими способами восприятия. Люди Средне­вековья воспринимали мир синтети­чески, с помощью всех органов чувств, пока в XV веке не появи­лись подвижные литеры и типографский станок.

Изобретение Иоганна Гутен­берга сделало печатную книгу массовым средством коммуникации и в дальней перспективе привело к тому, что зрение (и чтение) стало основным средством получения и усвоения информации. Вдобавок типографский станок стал символом перехода от устной культуры к письменной: этот переход Маклюэн назвал «великим водоразделом» (англ.
great divide
), пропастью между Средневековьем и Новым временем.

Более того, сам по себе сюжет о книго­печатании, которое изменило мир, Маклюэн вписывал в более широкую теорию. Если средства коммуника­ции — это такие продолжения наших чувств, то почему бы не попробовать описать всю человеческую цивилиза­цию как смену власти одного чувства властью другого? Маклюэн рассматри­вал чувственную конфигурацию как результат политических и социаль­ных процессов и как артефакт разных способов позна­ния: например, если мы считаем, что слуховая информация важнее тактиль­ной, мы тем самым поощряем приоритет слуха. Допустим, человек Нового времени и вправду в первую очередь полагается на печат­ное знание. Например, он уверен, что книга или газета — это более авторитет­ный источник, чем записка или слухи. И тогда зрение выходит на первый план, а вся остальная информация объявляется не очень надежной. Тогда бессмыс­ленно и обращать внимание на то, что говорят другие сенсорные системы. Соответственно, чем совер­шеннее наши технологии, тем хуже рабо­тает наше чувственное восприятие в целом.

Чтобы это продемонстрировать, Маклюэн рисовал глобальную стадиальную схему. Весь процесс цивилизации делился на четыре этапа. Каждый этап опи­рался на какое-то одно средство коммуникации и поощрял одну сенсорную систему. Например, в архаичных бесписьменных культурах коммуникация держалась на звучащей речи — и это поддерживало слух как ведущее чувство. Чтобы послушать сказки или эпос, люди собирались вместе — и заодно это тренировало осязание и обоняние. Изобретение письмен­ности выдвинуло на передний план зрение. Тем не менее долгое время сам способ письма — рукопись, нацара­панная палочкой или пером на глине, воске или пергаменте — был более чувственным и более непосред­ствен­ным, чем печать книги в типо­графии.

Люди по-прежнему собира­лись вместе и читали друг другу вслух — тем самым сохраняя слух и осязание. Третья стадия наступает с книгопечата­нием. Даже ремеслен­ное знание — то самое знание с рук, знание на кончиках пальцев — в XVI веке перево­дится в зрительную форму, поскольку как раз в эту эпоху появляются учебники и инструкции. Чтобы читать книгу или рассматри­вать пейзаж, людям уже не нужно соби­раться вместе. То есть новая технология влияет и на коллектив­ность, поощряя дистанцию, уедине­ние и индивидуа­лизм. И четвертую стадию Маклюэн обнаруживал в «электронном обществе» XX века: благодаря изобретению радио и телевидения письменность несколько сдает свои позиции и человек снова начинает полагаться на слух. Облада­тели современных гаджетов могли бы дополнить эту мысль: смартфоны и планше­ты с тачпадами наверняка должны поощрять и тренировать осязание.

Эта соблазнительная теория какое-то время пользовалась огромным влиянием. Казалось, что с ее помо­щью легко объяснить особенности самых разных куль­тур. Самые разные ученые пытались связать отсутствие письмен­ности с высо­ким статусом устного знания, а наличие письменности — с приоритетом зре­ния. Например, в лингви­стике были довольно наивные попытки перенести теорию Маклюэна на разные языки и распределить их по разным сенсорным типам. Таким образом, африкан­ские тоновые языки должны были усиливать роль слуха, а отсутствие геометрических терминов в других языках могло сви­де­тельство­вать о том, что зрение для носите­лей этих языков не очень важно. Однако критика со стороны узких специалистов звучала все громче, что вполне понятно: сентенции Маклюэна (вроде того что «китайцы до сих пор представ­ляют собой племенных людей — людей слуха») не могли не вызвать удивления. Для них это были философские обоб­ще­ния, мало подкреплен­ные знанием конкретных обществ.

Сомнения вызывала и однозначная связь между зрением, письменностью и знанием. На этот счет сильные расхождения обнару­живаются уже в класси­ческих традициях. Например, древнееврейская культура трактовала знание и понимание как слыша­ние (собственно, библейское Слово, которое было в на­чале всего, — это звучащее слово), а древнегреческая культура трактовала зна­ние как видение — но при этом греческое видение было совсем не похоже на западно­евро­пейское видение Нового времени. Если же отклониться от за­пад­­­но­европей­ского культурного континуума, обнаружатся еще более инте­ресные ассоциации. Например, у нигерий­ского народа хауса есть всего два тер­мина для чувственного восприя­тия: хауса выделяют зрение и не-зрение, в кото­ром соединены все остальные способы получения информации.

У бесписьменных — то есть сосредо­то­ченных на слуховых данных — индей­цах хопи с юго-запада США или у ин­дейцев десана из Колумбии исполь­зуется очень сложная символика движения и цвета. В общем, то, что у какого-то наро­да нет письменности, не говорит о том, что ему чуждо присталь­ное раз­гля­­­дывание и рефлек­сия над визуаль­ной информацией — хотя зрение может и не иметь репутации объективного и рациональ­ного чувства.

Например, в Бразилии есть такой народ суйя, который живет в верховьях реки Шингу в штате Мату-Гросу. У суйя слух и речь считаются социальными спо­собно­стями, а зрение и обоняние — антисоциаль­ными, связанными с кол­дов­ством, опасностью и животным миром. Однако нельзя сказать, что зрительная информация для суйя неважна: наоборот, как все опасное, она имеет жизнен­ную важность. То есть мы видим, что физиологи­чески одно и то же чувство может осмысляться совершенно по-разному, а говорить о зрении и слухе как двух высших чув­ствах не вполне коррект­но. Есть куль­туры, в которых слух может вообще не выделяться как что-то особенное и включаться в какие-то сложные альянсы с другими чувствами.

Собственно, главная претензия к тео­рии «великого водораздела» — которая, напомню, была сформули­рована не антро­пологом, а филосо­фом — заключается в ее близору­кости. Она хотела быть всеобъемлю­щей, но фактически была сфо­ку­сирована на истории элит в обществах Старого Света. А само деление куль­тур на визуальные и аудиальные просто игнорировало каналы восприятия за пре­делами аристоте­левских пяти чувств. Тем самым классификация Мак­люэна оказыва­лась еще продуктом западноевро­пейской мифологии чувств — и пыталась объяснить многообразие культур в западноевро­пейских терминах.

Маклюэн делал глобальные выводы на осно­вании развития технологий. Про­дуктив­нее ли зайти с другой стороны и смотреть на изменение чувств сквозь призму социальных изменений? Так от большой теории мы переходим на уро­вень конкрет­ного исторического материала. Почти в одно время с Маклюэном об измене­нии чувственных ориентаций в Европе Нового времени стал писать Мишель Фуко. Для него источником изменений стали не новые средства ком­муника­ции, а политические изменения, связанные с необходи­мостью контро­лировать человеческое тело и социаль­ное тело, то есть общество в целом. То есть государство все больше оказывается заинтересо­вано в здоровых и упо­ря­доченных телах: государство дисциплинирует людей, отделяет здоро­вых от боль­ных, полезных от бесполезных. Инструментами служат такие машины контроля, как армия, школа, больница, сумасшедший дом и тюрьма.

А импульсом для изменений стано­вится появление новой анатомии в середи­не XVI века и реформиро­вание медицины. Тогда написанное в учебниках и клас­си­че­ских текстах стало подвергаться сомнению, а затем и корректиро­ваться теми данными, которые естествоиспы­татели наблюдали своими глазами и по­ка­зывали всем желаю­щим в анато­мических театрах и на публич­ных лекциях. В медицине и натуральной истории глаз оказывался главным судьей. Этот глаз можно было усили­вать и воору­жать, чтобы увидеть что-то очень далекое или что-то очень маленькое, — так появ­ляются телескоп и микроскоп.

Так появляются научное наблюдение и художественное созерцание, когда естествоиспытатель или художник изучающе смотрят на натуру, в том числе натуру обнаженную. Историк искусства Джон Бергер первым заговорил о спе­цифическом «мужском взгляде», который был присущ художникам Нового времени: зрение считалось не только аналитическим, но и специфи­чески мужским свой­ством. Оно воплощало рациональность. Женщины же рацио­нальными существами не считались, поэтому обладать высшим интел­лекту­альным свойством не могли. Поэтому в разные периоды им припи­сывали приори­тет какого-либо из трех низших чувств. То есть чувства и чувственные данные могли использоваться для создания инаковости, непохожести — и по срав­нению с мужчиной, модельным чело­веком, ближайшим иным считалась женщина.

Зрение влияло не только на восприя­тие пространства, но и на восприятие времени. Медленно, но верно глаз отнимал у уха такую важную социаль­ную функцию, как счет часов. В Сред­ние века люди долго ориентировались на звук церковного колокола: весной и летом, во время длинного светового дня, коло­кол отсчитывал конец рабочего времени. Часы, которые сначала появляются на колокольне, а затем стано­вятся личным аксес­суаром, не вытесняли коло­кольный звон, но делали его менее важным: теперь время всегда можно было «посмотреть». Дополнительную поддержку визуализации времени оказала промышлен­ная революция. До середины XIX века в соседних городах или дере­внях церковные и городские часы могли показывать разное время. Но в какой-то момент унификация времени становится критически важной: от нее зависят производство и железные дороги. Часы синхронизируют, мину­ты и секунды становятся все важнее. Соответ­ственно, церковный колокол, отсчитываю­щий крупные отрезки от мессы до мессы, теперь бьет только для воцерков­ленных людей: только их слух выделяет удары как что-то важное. Время переводится в визуаль­ную форму — и даже сейчас это работает: хотя наручные часы умирают, мы по-прежнему смотрим время на смартфоне.

Кажется, что такая картина — подход через социальные и политические изме­нения — более правдоподобна, чем теория «великого водораздела». Эти новые исследования могут поставить под сомнение и главный вывод — что глаз побе­дил. Например, если счита­лось, что мужчины и жен­щины видят по-раз­­ному, то вряд ли можно сказать, что дворяне и кресть­яне видели одинаково.

Более того, в тех областях, где глаз, каза­лось бы, главенствовал, он царил не без­раздельно. В частных музейных собраниях, выросших из кунсткамер, комнат чудес и барочных кабинетов редкостей, посетитель не только рас­сматривал, но и ощупывал многие экспонаты. В медицине и естествен­ных науках наблюдение усиливалось другими чувствами: симптомы мно­гих болез­ней и качества химических веществ распознавались по запаху, на ощупь и на слух. И наоборот, оконча­тельность видимого то и дело ставилась под воп­рос: с эпохи барокко и до Пер­вой мировой войны европей­цы изучали оптиче­ские иллюзии, обманки, гротес­ки, микроскопи­ческие изображения — и при­ходили к выводу, что мы много чего не в си­лах увидеть ни голым, ни во­ору­жен­ным взглядом.  

11 слов, помогающих понять культуру франкоязычной Бельгии

Постоянные дожди, карнавальные шествия, сотни сортов пива и сложнейшее государственное устройство. Рассказываем о франкоязычной Бельгии в новом выпуске серии про языки и страны

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

25 минут

1/4

Почему чувств на самом деле не пять?

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

Читает Мария Пироговская

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

18 минут

2/4

Зрение и слух: что важнее?

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

Читает Мария Пироговская

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

17 минут

3/4

Обоняние: запах между естественным и безобразным

Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов

Читает Мария Пироговская

Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов

18 минут

4/4

Осязание: что можно трогать, а что нельзя?

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Читает Мария Пироговская

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Материалы

Пять лучших книг о пяти чувствах

Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание в рассказах и исследованиях

История чувств, рассказанная через искусство

От средневековой фрески до современных инсталляций

Собаки лают — к дождю? Тест про слух в фольклоре

Что значат звуки в русских приметах

Льдистый глаз, волосы дыбом, одна ноздря: страх в фольклоре

Что пугает в фольклоре и как тело реагирует на испуг

Русский дух и кожаная пушка: запахи в фольклоре

Чем пахнут иностранцы, грешники, покойники и дьявол

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Как сохранить зрение и слух до глубокой старости

Животные в отличие от нас, постоянно тренируют свой нюх, зрение и обоняние. Надо сказать, это им здорово помогает в нашем сильно урбанизированном обществе. Пора перенять у них кое-какой опыт.

Men Today

Теги:

Что делать, если…

Профилактика заболеваний

karlyukav / Freepik

Начнем с ушей. На них, как утверждают ученые, отрицательно влияют мобильники и музыкальные плееры. Чрезмерная любовь к разговорам по сотовому и наушники круглые сутки могут привести к полной потере слуха. Городские жители также имеют шанс почти лишиться обоняния и попрощаться с такими замечательными ароматами, как, например, кофе, банана, жареного мяса и тому подобным. Остальные чувства находятся примерно в таком же состоянии — еще немного, и они бесповоротно ослабнут. Чтобы этого не случилось, следует вовремя принять меры и тренировать необходимые органы ежедневно.

Содержание статьи

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Слух

Сядь перед телевизором и включите какое-нибудь ток-шоу — главное, чтобы крику и шуму на экране было побольше. Поставьте уровень звука на тот, к которому вы привыкли, и устройтесь так, чтобы не видеть экран. Затем попросите подругу потихоньку и по возможности незаметно уменьшать уровень звука. Если после нескольких минут этой процедуры вы можете приблизительно пересказать, о чем идет речь в ток-шоу, то ваши уши в порядке. Если же нет — либо пора бежать в поликлинику к врачу оториноларингологу (он же — «ухогорлонос»), либо происходящее на экране вообще невозможно понять.

youtube

Нажми и смотри

Слух напрямую зависит от того, на какой громкости вы слушаете музыку или телепередачу. Если вам кажется, что звук слишком тихий, не увеличивайте его, а старайтесь прислушаться. Очень скоро слух начнет восстанавливаться. Врачи из фонда Генри Форда рекомендуют также выпивать в день стакан красного вина. Содержащийся в нем элемент ресвератрол обостряет слух, хотя если злоупотреблять — значительно притупляет все остальные ощущения.

Обоняние

Закройте глаза и попросите кого-нибудь пронести мимо вашего носа несколько пахучих предметов — сыр с плесенью, ополаскиватель для белья, дольку апельсина. Задача все та же — опознать эти предметы.

В качестве профилактики можно каждый день открывать для себя какой-нибудь незнакомый ранее аромат — например, новый парфюм начальника или запах пиццы с салями. Рецепторы в носу будут постоянно в действии, и обоняние обострится.

youtube

Нажми и смотри

Хорошо также попытаться высокохудожественно описать новый запах. Американские ученые даже советуют снимать с родных людей их повседневную одежду, нюхать и потом определять, кому что принадлежит. Неплохая, кстати, идея для эротической игры, особенно если вас в комнате много.

Вкус

Закройте глаза и откройте рот. В этот момент подруга должна положить вам на язык по кусочку чего-нибудь сладкого, соленого, кислого и горького. Задача: идентифицировать и назвать все кусочки.

Вкусовые рецепторы тренировать очень просто — тщательно пережевывайте пищу. Во-первых, и удовольствия больше, во-вторых, вкус чувствуется дольше.

В-третьих, это способствует пищеварению. Полезно также давать отдых языку, на котором и расположены вкусовые сосочки-рецепторы. Для этого воздержитесь от сильно соленой, сладкой, кислой и горькой пищи на неделю, и вкус немедленно обострится.

youtube

Нажми и смотри

Зрение

Проблемы со зрением — едва ли не самые распространенные среди жителей больших городов. Компьютер, телевизор, вождение автомобиля — все это провоцирует либо избыточную сухость глаз, либо наоборот — излишнее скопление влаги. Чтобы грамотно отрегулировать увлажнение, возведите глаза к потолку и быстро-быстро моргайте в течение полуминуты. Повторяйте упражнение пару-тройку раз в день.

Глазам также полезны витамины B и B2. Можно принимать его в капсулах, а можно, например, бросить все и уехать в Карелию. Там черники много и зелени.

youtube

Нажми и смотри

Осязание

Пока вы стоите зажмурившись, ваш напарник должен легко провести по вашей ладони и подушечкам пальцев какими-нибудь предметами различной текстуры и температуры. Например, наждачной бумагой или кусочком льда. Постарайтесь угадать эти предметы. Попросите напарника быть поизобретательнее, но обойтись без юмора и не совать вам в руку разогретый в микроволновке гнилой помидор или очищенные от кожуры виноградины.

Лучший способ обострить рецепторы осязания — это носить перчатки. Например, надевать резиновые перчатки, когда моете посуду. Чтобы определить, чистая посуда или нет, придется приложить гораздо больше усилий, чем когда моете ее голыми руками. Отличный стимулятор для осязания — секс, а точнее, петтинг. Хорошо помогают массаж нагретыми камнями, купание в холодной воде и жесткая мочалка.

youtube

Нажми и смотри

Наитие

Метод тренировки этого чувства, шестого по счету, наиболее прост. Совершая какое-либо действие, пытайтесь представить степень и глубину его последствий. Например, расскажите напарнику (лучше всего — подруге) все, что вы думаете о его внешности. Рассказывая, попытайтесь просчитать возможную реакцию. 

youtube

Нажми и смотри

Еще по теме:

3 простых способа улучшить зрение без вмешательства докторов

Портится ли слух, если вы постоянно слушаете музыку в наушниках?

Оценка того, является ли зрение наиболее ценным чувством

  • Список журналов
  • Сеть ДЖАМА
  • PMC6777262

JAMA Офтальмология

JAMA Офтальмол. 2019 ноябрь; 137 (11): 1317–1320.

Опубликовано онлайн 2019 г.3 октября: DOI: 10.1001/Jamaophthalmol.2019.3537

, MSC, 1 , MSC, 1 , PhD, 1 , PhD, 1 и PhD 1 и PHD 1 . Информация об авторских правах и лицензиях Заявление об ограничении ответственности

Дополнительные материалы

Вопрос

Какой смысл больше всего ценится широкой публикой в ​​Соединенном Королевстве?

Выводы

Этот перекрестный онлайн-опрос показал, что зрение является наиболее ценным чувством, за ним следует слух. В среднем участники предпочли бы 4,6 года жизни в полном здравии 10 годам жизни с полной потерей зрения, а представители общественности ценили баланс выше традиционно признанных чувств, таких как осязание, вкус и обоняние.

Значение

Это исследование подтверждает частые утверждения практикующих врачей, исследователей и финансирующих организаций о том, что зрение является наиболее ценным органом чувств среди населения Соединенного Королевства в целом.

Важность

Зрение часто считается чувством, наиболее ценным для широкой публики, но эмпирические данные, подтверждающие это, ограничены. Это исследование предоставляет эмпирические доказательства частых утверждений практиков, исследователей и финансирующих организаций о том, что зрение является наиболее ценным чувством.

Цель

Определить, какие органы чувств наиболее ценны для широкой публики, и количественно оценить отношение к потере зрения и слуха, в частности.

Дизайн, обстановка и участники

Этот кросс-секционный онлайн-опрос проводился с марта по апрель 2016 года с помощью платформы маркетинговых исследований и охватил разнородную выборку из 250 взрослых британцев в возрасте от 22 до 80 лет, набранных в марте 2016 года. данные анализировались с октября по декабрь 2018 г.

Основные результаты и меры

Участников сначала попросили ранжировать 5 традиционных чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус) плюс 3 других чувства (равновесие, температура и боль) в порядке от наиболее ценных (8) до наименее ценный (1). Затем страх потери зрения и слуха был исследован с помощью упражнения на компромисс времени. Участники выбирали между 10 годами без зрения/слуха и разным количеством совершенного здоровья (от 0 до 10 лет).

Результаты

Из 250 участников 141 (56,4%) были женщинами, а средний возраст (SD) составлял 49 лет.0,5 (14,6) лет. Двести двадцать участников (88%) назвали зрение своим самым ценным чувством (средняя оценка [SD], 7,8 [0,9]; 95% ДИ, 7,6-7,9). Слух занял второе место (средняя оценка [SD], 6,2 [1,3]; 95% ДИ 6,1–6,4), а баланс — третье (средняя оценка [SD], 4,9 [1,7]; 95% ДИ, 4,7–5,1). Все 3 были оценены выше традиционных чувств осязания, вкуса и обоняния ( F 7  = 928,4; P  < 001). Упражнение на компромисс времени показало, что в среднем участники предпочли 4,6 года (9 лет).5% ДИ, 4,2-5,0) идеального здоровья в течение 10 лет без зрения и 6,8 лет (95% ДИ, 6,5-7,2) идеального здоровья в течение 10 лет без слуха (средняя разница между зрением и слухом, 2,2 года; P < . 001).

Выводы и релевантность

В перекрестном опросе взрослых жителей Великобритании самым ценным органом чувств было зрение, за которым следовал слух. Эти результаты показывают, что люди в среднем выберут 4,6 года идеального здоровья вместо 10 лет жизни с полной потерей зрения, хотя неизвестно, как это распространяется на другие части мира.

Исследования, проведенные в Соединенных Штатах, показали, что представители общественности считают потерю зрения более серьезной проблемой, чем потеря памяти, речи/слуха или хронические заболевания, такие как ВИЧ/СПИД и болезни сердца. 1 Аналогично, продольное клиническое исследование пациентов с потерей чувствительности показало, что потеря зрения и осязания вызывает наибольшее снижение качества жизни перед потерей слуха, вкуса и обоняния. 2 Однако, насколько нам известно, относительная важность зрения по сравнению с другими органами чувств систематически не исследовалась среди населения в целом в доклинических условиях. Поэтому мы провели опрос, чтобы определить, какие чувства оцениваются как наиболее ценные среди населения, и количественно оценили отношение к потере зрения и слуха, в частности, с помощью упражнения на компромисс времени (TTO).

Это исследование было одобрено комитетом по этике исследований Школы наук о здоровье Лондонского Сити. Перед включением в исследование у всех участников было получено письменное информированное согласие. Онлайн-опрос был проведен независимой компанией по исследованию рынка FlexMR (FlexMR Ltd), с которой исследовательская группа заключила контракт специально для распространения опроса и сопоставления ответов. В марте 2016 года компания FlexMR провела выборку среди 250 взрослых жителей Великобритании (средний возраст [диапазон]: 50 лет [22–80 лет]; 141 женщина [56,4%]). Участники были выбраны из числа проживающих в Великобритании лиц, которые ранее зарегистрировались для получения приглашений на участие в опросе от FlexMR, и участвовали в розыгрыше призов в качестве компенсации. Были собраны социально-демографические характеристики участников (электронная таблица в Приложении). Опрос был открыт для лиц, которые могли иметь сенсорные нарушения сами или в своей семье.

В этом исследовании было принято более широкое определение чувств, чем 5 «традиционных» чувств, определенных Аристотелем, включая также равновесие (эквилибриоцепция), боль (ноцицепция) и температуру (термоцепция). Сначала участников попросили ранжировать 8 чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, равновесие, температуру и боль) в порядке от наиболее ценного (8) до наименее ценного (1). Затем страх потери зрения и слуха был исследован с помощью упражнения TTO. 3 Участники выбирали между 10 годами без зрения и слуха (жизнь A) и разным количеством совершенного здоровья с шагом в 1 год от 10 до 0 лет (жизнь B). Это позволило рассчитать количество лет без зрения и слуха, которые участник обменял бы на идеальное здоровье в течение 10-летнего периода. Различия в годах торговли между группами были затем проанализированы с использованием суммы рангов Уилкоксона и критериев Крускала-Уоллиса. Статистический анализ был выполнен с использованием R версии 3.5 (R Foundation), а статистическая значимость была установлена ​​на уровне α = .05.

Как показано на диаграмме , 220 участников (88%; 95% ДИ, 82%-94%) оценили зрение как самое ценное для них чувство (среднее значение [SD], 7,8 [0,9]; 95% ДИ, 7,6-7,9). Слух был признан вторым наиболее ценным чувством (средний [SD] ранг, 6,2 [1,3]; 95% ДИ, 6,1-6,4), но был оценен как значительно менее ценный, чем зрение ( P  < .001). Равновесие было признано третьим наиболее ценным чувством (среднее значение [SD], 4,9 [1,7]; 95% ДИ, 4,7–5,1), над тремя традиционными чувствами осязания (среднее значение [SD], 4,5 [1,7]). , вкус (средняя оценка [SD], 3,8 [1,8]) и обоняние (средняя оценка [SD], 3,4 [1,7]) (критерий знакового ранга Уилкоксона для попарного сравнения баланса и осязания, Вт  = 36 333; P  = .04 после поправки Бонферрони).

Открыть в отдельном окне

Точечный график, показывающий ранжирование 8 исследуемых чувств

В упражнении TTO участники в среднем выбрали 4,6 года (95% ДИ, 4,2–5,0) жизни в идеальном состоянии здоровья более 10 лет жизни с полной потерей зрения и 6,8 лет (95% ДИ, 6,5-7,2) жизни в полном здравии в качестве альтернативы 10 годам жизни с полной потерей слуха. Это означает, что за 10-летний период участники были готовы пожертвовать в среднем (SD) 5,4 (3,1) годами без зрения (9).5% ДИ, 5,0–5,8) и 3,2 (2,9) года без слуха (95% ДИ, 2,8–3,5), чтобы оставаться в полном здравии (средняя разница между зрением и слухом, 2,2 года; P  < .001). Тридцать восемь участников (15%) выбрали смерть (0 лет жизни B) в течение 10 лет с полной потерей зрения, а 15 участников (6%) выбрали смерть в течение 10 лет с полной потерей слуха ().

Открыть в отдельном окне

Ответы на упражнение Time Tradeoff (TTO)

A, Все 250 участников. B, только женщины (141 [56,4%]). C, только мужчины (109[43,6%]). Чем выше планка, тем больше людей выбрали это количество лет с идеальным здоровьем вместо 10 лет без зрения/слуха. Реакции для слуха и зрения представлены темно-синими и светло-синими полосами соответственно.

Мужчины были готовы пожертвовать отсутствием зрения почти на 1 год дольше, чем женщины, в обмен на прекрасное здоровье (средняя разница 0,94 года; P  = ,03) (). Не было статистически значимых различий в количестве лет без зрения, от которых участники отказались бы от возрастной группы (среднее [SD] для возраста 22-40 лет, 5,3 [3,1]; среднее [SD] для возраста 41-60 лет, 5,3 [3,3], среднее [SD] для возраста 61-80 лет, 5,6 [3,0], критерий Крускала-Уоллиса, H 2  = 0,99; P  = ,61), семейный анамнез сенсорных нарушений (среднее [SD] для лиц с семейным анамнезом, 4,8 [3,3]; среднее значение [SD] для лиц без семейного анамнеза, 5,5 [3,1]; критерий суммы рангов Уилкоксона , W  = 4491; P  = .17) или имеющие хроническое заболевание (среднее [SD] для лиц с хроническим заболеванием, 5,2 [3,2]; среднее [SD] для лиц без хронического заболевания, 5,5 [3,1] Критерий суммы рангов Уилкоксона, W  = 7583,5, P  = .48). Что касается слуха, то люди с сенсорными нарушениями в семейном анамнезе прожили бы значительно меньше лет без слуха, чем люди без сенсорных нарушений в семейном анамнезе (средняя разница -1,46 года; P  < ,01). Участники с хроническими заболеваниями прожили меньше лет без слуха, чем те, у кого не было хронических заболеваний (средняя разница, -0,56 года; P  = ,04). Статистически значимых различий в количестве лет без слуха, в течение которых участники отказались бы в зависимости от возраста, не было (среднее [SD] для возраста 22–40 лет, 3,3 [3,0]; среднее [SD] для возраста 41–60 лет, 2,9).[2.9]; среднее значение [SD] для возраста 61–80 лет — 3,3 [2,8]; критерий Крускала-Уоллиса, H 2  = 1,54; P  = ,46) или пол (среднее [SD] для женщин, 3,1 [2,9]; среднее [SD] для мужчин, 3,3 [2,9]; критерий суммы рангов Уилкоксона, W  = 7247; P  = . 44).

Результаты показывают, что зрение является наиболее ценным чувством, за ним следует слух. Это согласуется с конвергентными данными лингвистики, показывающими, что слова, связанные со зрением, преобладают в английской лексике. 4 Равновесие также было третьим по значимости чувством после осязания, вкуса и обоняния. Это согласуется с эмпирическими данными, показывающими, что нарушения равновесия и их связь с подвижностью и повседневной активностью могут быть ключевым фактором снижения качества жизни. 5 Это еще раз показывает, что 5 традиционных аристотелевских чувств не включают в себя наиболее ценные чувства.

Упражнение TTO показало, что люди предпочли бы в среднем 4,6 года идеального здоровья вместо 10 лет без зрения и 6,8 года идеального здоровья вместо 10 лет без слуха. Мужчины решили пожертвовать почти на 1 год дольше без зрения, чем женщины. Интересно, что более высокая оценка зрения мужчинами в этом исследовании не отражает реальное поведение, связанное с обращением за медицинской помощью, и свидетельствует о том, что мужчины чаще, чем женщины, рискуют пренебречь своим здоровьем глаз. Например, лица с поздней стадией глаукомы на 16% чаще являются мужчинами. 6

Что касается потери слуха, то люди с хроническими заболеваниями проживут без слуха меньше лет, чем люди без хронических заболеваний. Это согласуется с теориями «фокусирующих эффектов», согласно которым здоровые люди, когда их просят сосредоточиться на воспринимаемом эффекте болезни или инвалидности, часто переоценивают его негативную связь с качеством их жизни и игнорируют многие другие контекстуальные факторы, которые могут смягчить его эффект. Например, возможности адаптации. 7 Однако для потери зрения аналогичная картина не обнаружена; люди с хроническими заболеваниями пожертвовали лишь немногим меньшим количеством лет без зрения, демонстрируя, что зрение одинаково высоко ценится людьми с хроническими заболеваниями и без них.

Ограничения

Эти результаты могут быть специфическими для населения Великобритании, а не универсальными. Опрос был новым, но официально не утвержденным. Более того, несмотря на усилия по набору широко репрезентативной выборки населения Великобритании, мы не можем исключить потенциальную предвзятость, вызванную использованием пула участников исследовательской компании. Кроме того, мы не собирали данные о расовой/этнической принадлежности участников.

Кроме того, следуя давней традиции, в этом исследовании органы чувств рассматривались как дискретные системы. Тем не менее, сенсорные нарушения часто сопутствуют; например, многие формы заболеваний глаз также связаны с потерей слуха 8 или вестибулярной дисфункцией. 9 Будущая работа должна учитывать опасения общественности по поводу полисенсорных нарушений, т. е. с использованием типов TTO, описанных в этом исследовании (например, годы потери зрения и слуха вместе в обмен на потерю зрения и равновесия вместе). Такое исследование было бы ценным, учитывая растущую распространенность мультисенсорной потери среди стареющего населения во всем мире. 10

Это исследование, проведенное среди населения Великобритании, подтверждает мнение о том, что зрение является наиболее ценным органом чувств, за которым следуют слух и чувство равновесия. Исследование предполагает, что люди в среднем выбирают 4,6 года идеального здоровья в качестве альтернативы 10 годам отсутствия зрения. Будущие исследования могут изучить, как такие результаты распространяются на другие части мира и общественное мнение относительно мультисенсорной потери.

Дополнение.

Электронный стол. Характеристики участников исследования (N = 250), в том числе годы без зрения и без слуха, пожертвованные группой

Щелкните здесь, чтобы просмотреть файл с дополнительными данными. (49K, pdf)

1. Scott AW, Bressler NM, Ffolkes S, Wittenborn JS, Jorkasky J. Отношение населения к здоровью глаз и зрения. JAMA Офтальмол. 2016;134(10):1111-1118. doi: 10.1001/jamaophthalmol.2016.2627 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. Brown GC, Brown MM, Sharma S. Пять чувств: сравнительный анализ на основе предпочтений пациентов. клин. Рез. Офтальмол. 2018;1(1):1-8. https://asclepiusopen.com/clinical-research-in-ophthalmology/volume-1-issue-1/6.pdf. По состоянию на 8 января 2019 г.. [Google Scholar]

3. Аттема А.Е., Эделаар-Питерс Ю., Верстиг М.М., Столк Е. А. Компромисс времени: одна методология, разные методы. Eur J Health Econ. 2013;14(1)(дополнение 1):S53-S64. doi: 10.1007/s10198-013-0508-x [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Винтер Б., Перлман М., Маджид А. Зрение доминирует в перцептивном языке: английская сенсорная лексика оптимизирована для использования. Познание. 2018;179:213-220. doi: 10.1016/j.cognition.2018.05.008 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Maetzler W, Nieuwhof F, Hasmann SE, Bloem BR. Новые методы лечения нарушения походки и нарушения равновесия: обещания и ловушки. Мов Беспорядок. 2013;28(11):1576-1586. doi: 10.1002/mds.25682 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Crabb DP, Saunders LJ, Edwards LA. Случаи выраженной потери поля зрения при обращении в клинику по лечению глаукомы — чаще у мужчин, чем у женщин? Офтальмологический физиол опт. 2017;37(1):82-87. doi: 10.1111/opo.12328 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Долан П. Думая об этом: мысли о здоровье и оценке QALY. Здоровье Экон. 2011;20(12):1407-1416. дои: 10.1002/hec.1679[PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Caban AJ, Lee DJ, Gómez-Marín O, Lam BL, Zheng DD. Распространенность одновременных нарушений слуха и зрения у взрослых в США: Национальное исследование здоровья, 1997–2002 гг. Am J Общественное здравоохранение. 2005;95(11):1940-1942. doi: 10.2105/AJPH.2004.056671 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

9. Willis JR, Vitale SE, Agrawal Y, Ramulu PY. Нарушение зрения, нескорректированная аномалия рефракции и объективно измеренный баланс в Соединенных Штатах. JAMA Офтальмол. 2013;131(8):1049-1056. doi: 10.1001/jamaophthalmol.2013.316 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Saunders GH, Echt KV. Обзор двойных сенсорных нарушений у пожилых людей: перспективы реабилитации. Усилитель трендов. 2007;11(4):243-258. doi: 10.1177/1084713807308365 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

ПЯТЬ ЧУВСТВ Зрение Слух Обоняние Вкус Осязание (фотографии в рамке,.

..) #595991

Фотопечать пяти чувств. ПЯТЬ ЧУВСТВ Зрение Слух Обоняние Вкус Осязание

© Библиотека изображений Мэри Эванс

Media ID 595991

1843 Фантазия слух Чувства Зрение Запах Предмет Вкус Трогать

Печать 10 x 8 дюймов (25 x 20 см)

Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения – идеально подходит для кадрирования

Стандартный общий размер продукта 20,3 см x 25,4 см

Наши водяные знаки не появляются на готовой продукции

Отпечатано на бумаге архивного качества для непревзойденной стойкости изображения и великолепной цветопередачи с точной цветопередачей и плавными тонами. Отпечатано на профессиональной бумаге Fujifilm Crystal Archive DP II плотностью 234 г/м². 10×8 для альбомных изображений, 8×10 для портретных изображений. Размер относится к размеру используемой бумаги.

Код продукта dmcs_595991_676_0

Весь ассортимент художественной печати

Наши стандартные фотопечати (идеальные для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для обрамления

Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших изображений и подходят для обрамления

Репродукция в рамке
Современные репродукции в рамке и вклейке — профессионально сделанные и готовые к развешиванию

Поздравительные открытки
Поздравительные открытки на дни рождения, свадьбы, юбилеи, выпускные, благодарности и многое другое

32103 Пазлы 7 0103 Пазлы Пазлы — идеальный подарок на любой случай

Антикварные рамки
Репродукции в рамах и наклеенных под дерево с эффектом скошенной кромки — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию

Печать на холсте
Печать на холсте придаст цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную раму и готовый к подвешиванию

Художественный репродукция
Наши репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью — это лучшее, что может быть после обладания оригинальным произведением искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *