Зрительная память в психологии это – что это такое, виды и диагностика, как развить

Содержание

что это такое, виды и диагностика, как развить

Вы когда-нибудь задумывались, почему, возвращаясь домой с работы, находите дорогу почти не глядя? Благодаря чему, встречая нового знакомого, узнаёте его из тысячи других лиц? Чем продиктована возможность даже маленьких детей учить наизусть стихотворения и запоминать другие объёмы информации, которую воспринимаем глазами? В основе всего этого лежит зрительная память, недооценить значение которой трудно.

Что это такое

Зрительная память — это запоминание информации, воспринимаемой органами зрения. Другие названия: фотографическая, визуальная. Сокращённое — ЗП. Те, у кого она хорошо развита, быстрее заучивают текст, который они видят, чем тот, который услышали. При воспроизведении нужного образа в их сознании всплывают прочитанные страницы и строчки. Именно про таких людей говорят, что у них хорошая память на лица, которые они могут лишь раз увидеть и не забыть до конца жизни.

Согласно научным данным, 80% людей являются именно визуалами, т. е. запоминают и воспроизводят информацию с помощью глаз. Этот факт обусловлен тем, что зрительная память и зрительное восприятие опережают в своих возможностях слуховую память и слуховое восприятие мира.

За зрительную память отвечает затылочная доля, расположенная в задней части мозга. Её травмирование приводит тому, что человек перестаёт узнавать лица и предметы. В психологии это называется душевной слепотой.

Запоминая какой-то зрительный образ, человек сопровождает его вербальным названием (например, это мама моего друга, а это остановка «Стройдепо»). Мозг получает двоичный код, с помощью которого потом воспроизводит нужную информацию. Иногда эта связь теряется, и в таких ситуациях человек точно знает, что где-то уже видел эту женщину, но не может вспомнить, кто она такая.

Пример, как работает зрительная память:

Видим лицо человека → Мозг производит его сравнение со зрительными образами, хранящимися в долговременной памяти → Совпадение → Определяем человека как знакомого

Если совпадений не нашлось, это может означать два момента: либо образ забылся, либо человек на самом деле незнакомый. Данный процесс занимает долю секунды.

Функции

Быт

Благодаря ей, запоминаются лица, маршруты, печатная информация, интерьер, внешний вид, одежда и множество других образов окружающего мира, которые воспринимаются через глаза. Её отсутствие сродни слепоте. Без неё можно заблудиться и не попасть домой, не узнать родного человека. И даже элементарно супа не приготовить, потому что в таком случае человек не будет помнить, какие продукты для него нужны и в какой последовательности их класть.

Творчество

Без неё не развивается воображение, а значит, отсутствует способность к творчеству. Они тесно связаны между собой. Создание новых образов происходит на основе зрительного опыта, полученного ранее. Причём они могут быть взяты как из реальности, так и из фильмов или картин.

Профессиональная деятельность

Для каждой профессии важен определённый вид памяти. Например, для хирургов и ювелиров — тактильная, для музыканта и логопеда — слуховая, для танцора и сапёра — двигательная. Иногда приводят список специальностей, для которых якобы на первый план выходит зрительная: водители, кондукторы, руководители крупных организаций, шпионы, официанты. На самом же деле нет ни одного человека, в работе которого бы она не использовалась. Да, одно движение хирурга может стоить пациенту жизни. Но разве так же точно он не должен помнить, где какая аорта проходит, чтобы случайно её не задеть? Музыкант держит в голове ноты, логопед — строение артикуляционного аппарата и т. д.

Социализация

Психологи уже давно отмечают, что у людей с плохой зрительной памятью возникают проблемы с социальной адаптацией. Связано это с двумя моментами. Во-первых, они не запоминают лица, могут пройти мимо знакомого и не поздороваться. Во-вторых, нарушается тот самый двоичный вербально-визуальный ряд, забываются имена и отчества, что мешает общению. Мама приходит на родительское собрание в школу к ребёнку и не может обратиться к учителю, так как не помнит, как его зовут.

Обучение

Ученикам и студентам нужно запоминать огромные пласты информации. Большую её часть они получают именно через глаза: читают и учат конспекты, учебники, материал на сайтах. 80% всего дидактического материала в детских садах, школах и вузах — визуальный: карточки, картинки, схемы, таблицы, диаграммы. Если у ребёнка изначально имеются серьёзные проблемы со зрительным восприятием, ему будет трудно выучить элементарное стихотворение. В таких случаях придётся делать упор на ведущий тип памяти или всё-таки стараться развивать фотографическую.

Особенности

Гендерные

У девочек ЗП развита лучше, чем у мальчиков. В детстве у них преобладают игры, где активно задействованы именно визуальные образы: наряжать кукол, играть в магазин, краситься маминой косметикой. Мальчики получают несколько иной опыт, больше связанный с движением: гоняют в футбол и другие командные виды спорта, лазят по деревьям, дерутся.

Это преимущество женщины выдерживают и в дальнейшей жизни. Для них всегда важны такие мелочи, как ровно выщипанные брови, отсутствие седых волос на голове, отутюженные кружева. Мужчинам проще воспринимать весь образ целиком, не обращая внимания на такие детали.

Сейчас учёные вплотную занимаются гендерными особенностями зрительной памяти. Есть точка зрения, что это вовсе не связано с детским опытом, а продиктовано разным устройством головного мозга. И в то же время учёные никак не могут с этой точки зрения объяснить, почему «мужчины любят глазами, а женщины ушами».

Климатические

Оказывается, на качество зрительной памяти влияет климатическая зона. Как вы думаете, у кого она будет развита лучше — у эскимосов, живущих в белой пустыне снегов, или у жителя европейской равнины, который наслаждается всеми красотами природы? Казалось бы, в первом случае глаз притупляется из-за однообразия ландшафта, а во втором, наоборот, тренируется, останавливаясь на ярких красках и образах.

Не тут-то было! Согласно исследованиям, эскимосы обладают сверхострой зрительной памятью. Они улавливают и запоминают малейшие детали, которые для них являются жизненно важными опознавательными знаками среди однообразия льдов и снегов. Они увидят белого зайца на белом снегу, различат высоту холмов, которые нанесло за ночь, отыщут свой прошлогодний тайник. Всё это помогает им выжить в суровых условиях Севера.

Для нас же мелочи теряются в многообразии. Кто из вас сможет ответить, какой дорожный знак висит возле вашего дома? Или чем обита дверь у вашего соседа по лестничной площадке? Какого цвета глаза у вашего коллеги, с которым вы общаетесь чаще всего? Если у вас нет ответов на эти вопросы, пора тренировать ЗП до уровня эскимосов!

Возрастные

У дошкольников

ЗП в дошкольном возрасте развита лучше всех остальных. В этот период снижается значение тактильных ощущений (ребёнок уже не так часто бегает к маме обниматься, изъявляет желание спать отдельно и т. д.), а также происходят существенные изменения в строении глаза. Он становится более подвижным. В 3-4 года малыш концентрирует внимание внутри фигуры, теряя многие детали. Вероятность визуального узнавания новых образов случайна. Всё начинает меняться в 5-6 лет, когда зрение расфокусировывается по всему предмету, охватывая его целиком. Ребёнок начинает запоминать гораздо больше его свойств и даже может вычленить среди них главные.

У младших школьников

В младшем школьном возрасте ЗП становится произвольной и по сравнению с остальными видами существенно увеличивается в объёмах. Ребёнок ставит перед собой конкретную задачу — выучить наизусть стихотворение — и выполняет её. Раньше он сохранял образ любимой игрушки только потому, что часто с ней играл и она ему нравилась. Теперь он работает с визуальной информацией вполне осознанно.

У подростка

Визуализация в подростковом возрасте отходит на второй план и уступает логике. Теперь уже не память доминирует над остальными высшими психическими процессами, а мышление. Именно оно решает, запоминать тот или иной образ или нет и с какой целью. Ребёнок также определяется с интересами и, возможно, своей будущей профессией. В связи с этим активно начинают развиваться какие-то конкретные рецепторы: слуховые (те, кто занимается пением и музыкой), двигательные (спортом и танцами), тактильные (лепкой, скалолазанием), но чаще всего — именно зрительные, так как они нужны практически во всех перечисленных хобби и увлечениях.

У взрослого

ЗП у взрослых зависит от профессиональной деятельности и образа жизни. Например, дегустатору или настройщику пианино она не так важна: для одного на первом плане — вкусовая, для второго — слуховая. Соответственно, именно они будут развиты максимально. А вот водителю нужно помнить дорожные знаки и маршруты, и здесь без визуализации уже никуда. Значит, она будет лучшей.

Второй момент — насколько человек развит во всех остальных сферах. Если он на протяжении всей жизни постоянно обогащается (путешествует, ходит на выставки и в музеи, посещает культурные мероприятия, ведёт активный образ жизни, много общается), параллельно развивается и укрепляется зрительная память. Он помнит названия картин и их авторов, у него широкий круг знакомых. Если же сидеть и смотреть круглыми сутками сериалы или играть в компьютер, объём запоминаемой информации ограничивается десятком актёров и особенностями геймплея. Можно сказать, что развитие однобокое и некачественное.

Виды

Согласно общепринятой классификации, в психологии выделяют следующие виды зрительной памяти.

  1. По продолжительности сохранения и закрепления материала она может быть и кратковременной (момент фиксации картинки), и долговременной (её запоминание на длительный срок).
  2. По целеполаганию: непроизвольная, произвольная.
  3. По способу запоминания: логическая, механическая.

Дополнительно к общей классификации среди зрительной памяти выделяют:

  • сенсорную — феномен, который был открыт не так давно: запоминание картинки происходит в тот момент, когда человек моргает;
  • эйдетическая — комбинация визуальных образов (они в основе), слуховых, вкусовых, тактильных;
  • пространственная — хорошая ориентация на местности, когда до мельчайших подробностей запоминаются все особенности маршрута.

Что касается характера психической активности, преобладающей в деятельности, некоторые психологи выделяют такие смешанные подтипы памяти, как зрительно-двигательная, зрительно-эмоциональная и зрительно-смысловая. Такая классификация ещё раз подчёркивает тот факт, что визуализация участвует при любой фиксации и воспроизведении материала.

Диагностика

Чтобы узнать, хорошая у вас или плохая зрительная память, проводится специальная диагностика в виде теста. Испытуемому предъявляются несколько картинок, которые он должен запомнить и потом описать. Количество иллюстраций и их сложность зависит от возраста.

Диагностика ЗП у маленьких

Тест для старших дошкольников и начальной школы «10 картинок».

Задача: оценить уровень развития ЗП у ребёнка 6-9 лет.

Оборудование: 10 иллюстраций. Они могут быть оформлены в виде книжки-блокнота или все 10 размещаться на одном листе.

Иллюстрации:

  1. Гриб.
  2. Флажок.
  3. Бабочка.
  4. Мяч.
  5. Снежинка.
  6. Зонтик.
  7. Рыбка.
  8. Цветок.
  9. Солнышко.
  10. Машина.
Один из вариантов иллюстраций для проверки зрительной памяти у детей

Инструкция:

  1. Поставить перед ребёнком задачу — запомнить как можно больше картинок.
  2. Показать иллюстрации. Если они размещены на одном листе, дать секунд 15 на их изучение. Если в виде книжки — 25.
  3. Убрать картинки из его поля зрения.
  4. Попросить назвать то, что на них было изображено. Малышей можно попросить нарисовать по памяти.

Оценивание результатов:

  • высокий уровень развития ЗП — 8-10 картинок;
  • средний — 4-7;
  • низкий — 3 и меньше.

Диагностика ЗП у взрослых

Тест для подростков и взрослых «Двухсерийные иллюстрации».

Задача: исследование зрительной памяти, оценка её уровня у людей старше 13 лет.

Оборудование: две серии иллюстраций. Каждая включает 30 картинок с различными предметами (не сюжетные). Они должны быть соединены скрепками по типу перекидного календаря или блокнота.

Инструкция:

  1. Поставить задачу — запомнить как можно больше иллюстраций.
  2. Перелистывать блокнот, задерживаясь на каждой картинке не более 2 секунд.
  3. Когда картинки первой серии закончатся, через 10 секунд попросить испытуемого назвать те предметы, которые он смог запомнить. Ответы фиксируются. Последовательность не имеет значения, главное — количество воспроизведённой информации.
  4. Иллюстрации второй серии демонстрируются точно так же, но на следующий день.

Проверка и оценивание результатов: высчитывается среднее количество запомнившихся картинок за 2 дня, и определяется уровень развития ЗП:


  • хорошая зрительная память — 18-30 картинок;
  • средняя — 11-17 картинок;
  • плохая — меньше 10.

Для того, чтобы узнать уровень развития ЗП у самого себя, можно пройти многочисленные онлайн-тестирования. Если у ребёнка — желательно обратиться к психологу. При не слишком хороших результатах нужно задаться целью максимально развить зрительную память.

Развитие

В психологии на развитие зрительной памяти обращают особое внимание, так как она считается основой для всех остальных типов. Считается, что, если её уровень достаточно высок, с мнемоническими способностями в целом тоже проблем не возникает. Так что тренируйте её в любом возрасте.

У детей

Картинки

Самая популярная, всеми любимая и достаточно эффективная методика развития ЗП — «Найди 5/10 отличий». Ребёнку показываются две похожие картинки, и ему нужно отыскать детали, которыми они различаются. Чем старше дети — тем больше мелочей должно быть изображено на иллюстрации и, соответственно, возрастает количество отличий, которые нужно обнаружить.

Картинки — самый действенный метод развития ЗП в любом возрасте. Предлагайте детям дорисовать по памяти симметричный узор на крыльях бабочки или обнаружить, что на иллюстрации не так (например, у собаки нет хвоста, ребята играют в футбол без мяча и т. д.).

Игры

Так как игра у детей является ведущей деятельностью, используйте её, чтобы тренировать зрительную память. Одна из самых весёлых — «Детективы». Малыши должны внимательно изучить комнату, затем они из неё все выходят, а ведущий либо убирает какой-то предмет, либо добавляет и приглашает юных Шерлоков Холмсов обратно. Кто первый заметит изменения, тот объявляется суперсыщиком.

Что касается детских настольных игр, лучшая тренировка ЗП — это собирание пазлов и мозаики. Тем более, что здесь задействуются ещё и тактильные ощущения.

У взрослых

Метод Айвазовского

Самая известная методика развития ЗП у взрослых — Айвазовского. Он предлагал детально изучать какой-то конкретный визуальный образ, а затем воспроизводить его до мелочей. Тренироваться следует до тех пор, пока его описание не будет максимально полным.

Упражнения

В мнемотехнике есть и другие упражнения на развитие зрительной памяти. Например, читать встречающиеся слова (вывески на магазинах, рекламу) задом наперёд (перевёртыши). Или в уме складывать номера машин (устный счёт). Использовать таблицу Шульте для запоминания чисел.

Игры

В век Интернета грех не воспользоваться его возможностями. В Сети можно найти множество игр на развитие зрительной памяти. Причём задания там располагаются от простых к сложным. Если первый уровень можно пройти за 10 минут (запомнить 5 картинок, составить несложную симметрию, воспроизвести узор), то над последним можно ломать голову несколько дней (запомнить 50 картинок, направить лазерный луч в нужную ячейку). Ищите программы под названиями «Головоломка / тренажёр для мозга / интеллекта / памяти».

Как видите, есть разные методики, чтобы улучшить зрительную память. Этим нужно обязательно заниматься на регулярной основе, начиная с раннего детства и продолжая в течение всей жизни. Это позволит избежать проблем с мнемоническими способностями в целом. В преклонные лета подобные тренировки станут отличной профилактикой различных возрастных изменений.

По теме: Методы и рекомендации по развитию памяти

ponervam.ru

Зрительная память. Развитие зрительной памяти. — Блог

Под зрительной памятью мы понимаем особый вид памяти, который отвечает за фиксирование и отражение зрительных образов, а также за их использование в процессе общения.

Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов. С её помощью мы запоминаем лица людей, ориентируемся на местности и распознаем предметы. Когда мы видим лицо человека, в нашем мозге происходит непростой процесс сравнения этого зрительного образа с теми, которые уже хранятся в нашей долговременной памяти. Если образы совпали, то мы определяем данного человека как знакомого. Весь этот процесс происходит за считанные доли секунды.

Бывает и так: встретив человека во второй раз, мы не сразу можем вспомнить, когда и при каких обстоятельствах мы его видели. Также встречаются люди, которые затрудняются узнать лицо человека, с которым провели целый день. Об одном из таких людей говорится в документальном фильме «Мой выдающийся мозг. Сделайте из меня гения».

Главная героиня фильма обладала феноменальной зрительной памятью, которая отнюдь не была дана ей от природы. Такой результат стал наградой за упорные тренировки, длящиеся годами. Очень рекомендуем посмотреть это фильм, если Вы его еще не видели.

Следует отметить, что зрительная память очень связана с воображением. Поэтому, развивая воображение, Вы способствуете развитию зрительной памяти, и наоборот.

Тренировка зрительной памяти

Так как же развить зрительную память? К счастью, это возможно сделать с помощью специальных тренирующих упражнений и игр на развитие зрительной памяти.

Например, чтобы тренировать зрительную память, можно выполнять такие задания:

1  Воспользуйтесь картинками «Найди отличия».

Это одно из самых популярных заданий, и в Интернете их встречается множество.

Иногда нам кажется, что это лишь детская забава, но данное упражнение помогает нам обращать внимание на детали, что впоследствии приводит к их лучшему запоминанию.

2. Запоминайте и описывайте внешность людей.

У каждого из нас есть много знакомых. Конечно, мы их узнаем. Но описать полностью их внешность, черты лица вряд ли сможем с первого раза. Попробуйте составить фоторобот или подробно описать хотя бы одного из самых близких Вам людей. Вы увидите, что не так уж это и просто. Но и ничего невозможного тоже нет, пробуйте, а со временем будет получаться все лучше и лучше.

3. Рисуйте по памяти.

Постарайтесь сделать так, чтобы у Вас всегда под рукой был блокнот с карандашом. Попробуйте в свободные минутки перерисовывать ветки деревьев, карту метро, изгибы на камне… Сначала перерисовывайте, а затем рисуйте по памяти. Старайтесь соблюдать все пропорции и толщину линий. Конечно, рисовать можно все, что угодно. Рисование само по себе является упражнением для развития зрительной памяти. При этом важно не столько умение хорошо изображать, сколько стремление перенести из памяти на бумагу запомненные образы как можно точнее.

 

4. Используйте спички как вспомогательный материал.

Возьмите несколько спичек (для начала хватит 5) и бросьте их на стол. Посмотрите, какую фигуру они образовали. Затем отвернитесь и постарайтесь воспроизвести ту же фигуру, используя другие спички. Сравните, насколько они похожи. Если с 5-ю спичками у Вас будет получаться достаточно хорошо, попробуйте увеличивать их количество.

5. Подключайте другие органы чувств.

Представляйте, как бы звучал тот или иной предмет, какого цвета была бы цифра или буква. Подключая к зрительным образам звуки или запахи, Вы дадите возможность мозгу лучше сохранить их в памяти.

6. Перед сном вспоминайте в виде «картинок» события прошедшего дня, «прокручивайте ленту событий», стараясь четко «видеть» все детали. Никаких специальных приготовлений для такой тренировки, как видите, не потребуется. Только привычка, если Вы на неё решитесь.

7. Найдите предмет, который Вам приятен, рассматривайте его в течение 3-5 минут. Затем закройте глаза и постарайтесь представить себе этот предмет как можно ярче и чётче. Примерно уделите этому 3 минуты. Пробуйте снова и снова. Когда покажется, что получается, перейдите к следующему этапу: подготовьте лист белой бумаги, расположите его позади себя, и после изучения предмета повернитесь к нему спиной и посмотрите на белый лист, постарайтесь «увидеть» на нем четкий образ этого предмета.

8. Используйте онлайн-игры на развитие зрительной памяти.  Так, на Битрейнике Вы можете развивать зрительную память с помощью специальных игровых тренажеров.

 Зрительная память у детей

Ещё в дошкольном возрасте малыши активно непроизвольно запоминают слова, предметы, понятия, изображения, поэтому в период «ребенок-почемучка» особенно благоприятно использовать специальные игры , предназначенные для тренировки зрительной памяти у детей. Это станет хорошей подготовкой ребёнка к школе, поможет воспринимать сложную и объёмную информацию. Произвольная память требует усилий и проявления внимания и воли для запоминания, это касается и произвольной зрительной памяти. Общие рекомендации для хорошего запоминания таковы:

•   Что интересно, ярко, эмоционально подано – то и запоминается лучше.

•   Начало и конец – самые запоминающиеся моменты.

•   Что просто и понятно объясняют, то и запомнится лучше.

•   Если, помимо зрительной, были задействованы другие виды памяти (тактильная, слуховая, моторная и т.д.), то запоминание будет эффективнее. Наиболее распространены как раз смешанные типы памяти, особенно зрительно-двигательная или, как её еще называют, зрительно-моторная память.

Диагностика зрительной памяти

Для диагностики зрительной памяти у детей в домашних условиях можно использовать, например, методику под названием «Десять картинок». Для этого подготовьте лист с наклеенными на него небольшими картинками, изображающими предметы или животных. Можно вместо картинок использовать рисунки, но они обязательно должны быть узнаваемыми. Дайте ребенку изучить изображения в течение 50 секунд (как вариант, можно использовать отдельные картинки, в этом случае каждую следует рассматривать по 5 секунд).

Затем заберите листок и попросите по памяти назвать все изображения. Порядок не имеет значения. Так проверяется кратковременная зрительная память.  Если ребёнок запомнил не менее 8 изображений – это показатель хорошей зрительной памяти. От 4 до 7 изображений – средний, а 3 и менее – низкий. Этот тест можно использовать и для определения объёма зрительной памяти. Как – расскажем чуть ниже.

Тест на зрительную память

В качестве теста на зрительную память у детей широко используют разные методики. Для исследования зрительной памяти рассмотрим один из самых доступных тестов, и для этого вернемся к уже знакомому, под названием «Десять картинок». В этом случае для диагностики объема зрительной памяти используются отдельные картинки. Каждую показывают в течение 5-6 секунд, просят назвать по памяти всё запомненное, но на этом тестирование не заканчивается. В процессе ответов обращайте внимание и отмечайте следующие моменты:

—    были ли повторы?

—    Были ли придуманные предметы или животные, отсутствовавшие среди продемонстрированных изображений?

—    Каково количество правильно названных изображений?

После этого покажите ребёнку все картинки, которые он не вспомнил. Через 10 минут попросите ребёнка вспомнить все картинки. Результаты оценивают так: если ребёнок вспомнил 8-10 картинок – это хороший результат; 5-7 – удовлетворительный, а 5 и меньше – неудовлетворительный.

Для определения зрительно-пространственной памяти можно, например, показать ребенку на короткое время образец схематического рисунка стола (стула, кровати и т.д.), попросить как следует рассмотреть его и затем нарисовать такой же.

 Объем зрительной памяти

Объем зрительной памяти – важный показатель, от которого зависит возможность сохранения того или иного количества запечатленной информации. Для определения объёма кратковременной и оперативной памяти существует и такая методика: ребенку поочередно предлагают изучить два рисунка, которые представляют собой произвольно расположенные ломаные линии, состоящие из 9 отрезков.

После запоминания каждого из этих двух рисунков ребенку предлагается трафаретная рамка, на которой он должен максимально точно отобразить по памяти линии, изображённые на каждом из рисунков. На основании двух опытов определяется среднее количество правильно воспроизведенных по памяти линий.

Этот показатель принимается за объём зрительной памяти. Под правильным воспроизведением при этом понимается отклонение от исходного рисунка по длине не более чем на одну клетку в каждой линии, при сохранении правильного угла наклона.

Оперативная зрительная память показывает, как долго человек может сохранять и использовать нужную для решения задачи информацию. Показатели оперативной зрительной памяти ребёнка определяются, например, при помощи следующего теста: ребенку предлагается в течение 15 секунд рассматривать карточки в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. Затем ребёнок получает матрицу из 24 разных треугольников (4 карточки по 6 треугольников в каждой) и найти среди них те, которые запоминал на шести карточках изначально. Разделив количество времени, потребовавшегося на решение (в минутах), на количество ошибок и прибавив единицу, получим искомое значение – показатель развитости зрительной оперативной памяти.

Нарушение зрительной памяти

Как правило, нарушения памяти связаны со стрессами, переутомлением, также они могут быть следствием соматических заболеваний. Алкоголизм страшен тем, что поражает печень и приводит к гиповитаминозу. Кроме того, алкоголизм поражает структуры мозга. К нарушению памяти приводят также нарушения кровообращения головного мозга, спазмы сосудов мозга, возрастные изменения.

Нарушения зрительной памяти связаны прежде всего с перенесенными травмами или опухолевыми процессами, при которых затрагиваются прежде всего затылочные зоны коры головного мозга. Это выражается в расстройстве зрительного восприятия и сложности узнавания предметов и объектов, воспринимаемых прежде или если при узнавании и понимании предназначения предмета есть трудности при его назывании.

В некоторых случаях недостаточность развития зрительной памяти может быть связана с недостаточной зрелостью определённых нервных структур головного мозга или зрительных анализаторов в детском и подростковом возрасте или заболевания и расстройства этих структур. В этом случае для исследования зрительной памяти с учетом специфических нюансов нужна консультация врача-специалиста (невролога, офтальмолога, нейропсихолога).

Особенности зрительной памяти

Особенность зрительной памяти заключается в том, что в процессе удержания зрительного образа в памяти он претерпевает определённые изменения, трансформируется. Это может быть, например, упрощение, игнорирование некоторых деталей, или преувеличение отдельных нюансов, или изменение в пользу большей симметричности, или изменение формы (округление, сужение, или изменение положения в пространстве), или изменение цвета. Эти неточности, присущие зрительной образной памяти, могут быть как недостатком, так и достоинством, ведь таким путем можно упростить образ, сделать его символичным, ярким, неожиданным.

Хорошая зрительная память предполагает хорошо развитое воображение. На этом во многом основан процесс запоминания материала и его воспроизведения, ведь то, что мы легко можем представить себе зрительно, как правило, легче и запоминается, и воспроизводится.

Развитие зрительной памяти онлайн

Игры на развитие зрительно-пространственной памяти (например, «Путь ниндзя») оттачивают способность запоминать расположение объектов (закрашенные клетки на поле) и требуют эффективной работы гиппокампа. Это прекрасная тренировка для мозга.

Развитие зрительной памяти онлайн – один из эффективных способов тренировки. это удобно: достаточно иметь хотя бы смартфон с Интернетом, что на сегодняшний день – уже не проблема. Тренировки на тренажерах для мозга онлайн – это доступный и увлекательный способ развивать не только зрительную память, но и другие её виды, а также внимание, восприятие и мышление. Возможность наблюдать динамику своих успехов, ощутимые перемены к лучшему, наглядная статистика, участие в турнирах, соревновательный дух превратят рутинные занятия в ежедневную увлекательную игру, очень полезную и результативную.

Игры на зрительную память

Можно помочь ребенку-дошкольнику развить хорошую зрительную память и при этом потренировать или проверить свою. Предлагаем несколько игр на зрительную память:

•  Назови картинку.

Приготовьте 10-12 картинок, разложите их на столе и рассмотрите вместе с ребёнком в течение 1 минуты. Затем спрячьте или накройте картинки и по очереди с ребёнком называйте по одной, не повторяясь. Проиграет тот, кто не сможет назвать картинку из оставшихся.

•   Что изменилось?

Приготовьте около 8 мелких предметов или игрушек. Подойдут карандаш, ручка, резинка, брусок пластилина, машинка, заколка, монетка, пуговица и т.д. Разложите предметы на подносе, дайте ребенку рассмотреть в течение 40 секунд, попросите его отвернуться и измените что-либо (уберите, добавьте или поменяйте расположение предметов). Так что изменилось? Поменяйтесь с ребёнком местами, теперь Ваша очередь.

•   Нарисуй по памяти

Приготовьте несколько листов бумаги и карандаш. На одном листе нарисуйте простую фигуру или узор, покажите ребенку в течение 20-30 секунд, уберите, попросите нарисовать по памяти. Вместе посмотрите, что получилось. Теперь Ваша очередь.

 

Игры на развитие зрительной памяти могут стать полезной привычкой, частью жизни, такой же естественной и неотъемлемой, как зарядка или умывание. А Вы научитесь подмечать детали, мгновенно «схватывать» их и удерживать в памяти. Кроме того, упражнения для развития зрительной памяти могут стать любимым совместным занятием с детьми. Не огорчайтесь, если что-то сразу не получается: за любым достижением стоит кропотливая работа. Зато в Ваших силах сделать её увлекательной, превратить в игру, полюбить.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

b-trainika.com

виды, особенности, диагностика, методы развития

Рейтинг автора

Автор статьи

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Человеческий мозг отличается чрезвычайными способностями, которые мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Одна из них – это зрительная память, или возможность мысленно воспроизвести однажды увиденную «картинку». Эта особенность помогает человеку развиваться и совершенствоваться. Она позволяет учиться, запоминать и усваивать полученную визуально информацию. Такие способности есть и у животных, но они ниже человеческих. Приматы показали высокие результаты при тестировании, хотя данные не могут считаться полными, пока исследования продолжаются.

Что она собой представляет

Зрительная память – это способность получать и сохранять визуальные образы, а также воспроизводить их в сознании, оценивать и комментировать. Человек способен сохранять воспоминания об однажды увиденном долгое время, затем рассказывать об этом в подробностях, ориентируясь на сохранившееся изображение, а также на некоторые тактильные ощущения – звук, цвет, запах, фактуру и так далее.

Нельзя четко отделить эту форму памяти от остальных ее видов, так как все они органично связаны между собой и существуют в тесной синергии. Наше зрение играет огромную роль в развитии человека, позволяя нам совершенствовать свое воображение. Оно дает возможность мысленно воспроизвести уже виденный объект или событие, а затем нарисовать в воображении нечто совершенно новое. То есть память играет непосредственную роль в анализе событий, развитии логики и творческих способностей.

Она не бывает одинаковой у всех людей, но ее можно развивать и совершенствовать. Ребенок рождается без каких бы то ни было знаний об окружающем мире, но его органы чувств позволяют начать изучение, а способность запоминать фиксирует полученные данные и сохраняет самые яркие и необходимые воспоминания. Чем больше информации получит мозг, тем большее ее количество может в нем сохраниться.

Считается, что 80% информации человек получает от зрения, поэтому развивать свои способности можно и нужно. Наличие отличной памяти помогает в обучении, позволяя быстро и эффективно усваивать учебный материал. Она способствует качественной работе, так как ускоряет обработку полученной информации, стимулирует рост творческого потенциала, изобретательности.

Объем зрительной памяти – важный показатель, который определяет способности человека к запоминанию. Выявить ее можно при помощи теста с линиями или спичками. Чем больше подробностей удастся запомнить, тем больше объем она имеет.

Виды

Существует много способов классификации, но все они являются частью единого врожденного механизма запоминания. Достигается это разными способами – при помощи прикосновения, рассматривания, пробы на вкус, ощущения запаха, слуховым восприятием и так далее. В результате познания мира у человека развивается образное мышление, впоследствии позволяющее ему обрабатывать и генерировать абстрактную информацию, то есть полученную как производное приобретенных ранее знаний.

Зрительную память можно разделить на следующие виды:

  1. Супер кратковременная, или иконическая. Она позволяет получить мгновенную информацию, которая «стирается», если оказывается сразу не использованной. Ее длительность не превышает одной секунды.
  2. Кратковременная. Ее продолжительность до 30 секунд.
  3. Долговременная. Именно она помогает нам сохранять прекрасные воспоминания из детства, самые поразившие нас события, лица, места и ощущения. Она длится очень долго, но с возрастом и при наличии ряда заболеваний начинает «изнашиваться». Часть воспоминаний стирается, а другие бледнеют и не вспоминаются столь ярко и с таким обилием подробностей, как раньше.

Эйдетическая память

Память в психологии – это способность человека запоминать, хранить, воспроизводить, а также забывать события, явления, контакты, знания, полученные на собственном опыте индивида.

В отдельную группу выделяется так называемая эйдетическая память. Такой вид восприятия можно назвать фотографическим, потому что индивид, обладающий этой способностью, имеет способность длительное время удерживать яркое и четкое изображение увиденного, а также успешно воспроизводить его в виде рисунка или словесного описания.

Такой тип восприятия не свойственен всем людям. В значительной степени он присущ детям, подросткам и людям с художественным типом личности – поэтам, писателям, художникам, музыкантам, актерам. Такими уникальными способностями обладал американский президент Рональд Рейган, который всю свою жизнь до прихода в политику был артистом. Для запоминания обширного текста ему достаточно было всего лишь посмотреть на него.

У кого сильнее развита

Считается, что девочки обладают лучшей зрительной памятью, чем мальчики. Но есть и другие факторы, которые обуславливают лучшие условия для развития способностей. Обобщая, можно сказать, что больший объем и качество памяти имеют те люди, которые постоянно ее эксплуатируют.

Например, жители Крайнего Севера живут в очень суровых условиях и со всех сторон окружены однообразным, монотонным пейзажем. Но их визуальное восприятие зачастую спасает их в критических ситуациях, мгновенно отмечая малейшие отклонения от привычной картины. Например, мелькнувшая вдали тень может означать, что рядом находится медведь или голодная волчья стая, а изменение цвета льда подскажет, что наступать на него не стоит – там формируется трещина и есть риск провалиться в ледяную воду.

То же самое касается людей, которые постоянно имеют дело с различной визуальной информацией. Например, ученый моментально узнает знакомую ему формулу, а автомеханик «вычислит» причину поломки по внешнему состоянию двигателя, ведь такую картину он уже видел неоднократно.

Особенности у детей

Когда малыш приходит в этот мир, ему еще недоступны многочисленные техники познания, так что зрение – это первая способность, позволяющая ему узнавать то, что находится вокруг него. С развитием ребенка добавляются другие формы познания, но именно зрение стимулирует формирование представлений об окружающем мире.

Дети обладают эйдетической памятью, разумеется, в разной степени. Это имеет огромное значение в учебе, так как возможность «схватывать все на лету» обеспечивает быстрое
запоминание и совершенствует знания ребенка.

Диагностика

Тест на отличную зрительную память способен пройти и взрослый человек, если у него возникнет такое желание. Но диагностика у младших школьников и дошкольников выявляет нарушения в процессах восприятия и усвоения информации.

Дети дошкольного возраста проходят такие исследования для того, чтобы понять, насколько они готовы к школе или получить оценку успеваемости. Младшие школьники тестируются для определения усвоения подаваемой в начальных классах информации. Хорошо развитая память позволяет ребенку лучше учиться и намного эффективнее усваивать знания.

Возможные нарушения

Проблемы могут быть вызваны следующими обстоятельствами:

  1. Недоразвитие структур мозга, отвечающих за зрительную память и восприятие, бывает врожденным или приобретенным в детском или подростковом возрасте.
  2. Травмы или опухоли в затылочной зоне коры головного мозга.
  3. Нарушения функционирования сосудов головного мозга.
  4. Преклонный возраст, сказывающийся на общем состоянии организма и способностью мозга к обработке информации.
  5. Хронический гиповитаминоз, связанный с заболеваниями или нарушениями питания (недоедание, «голодные» диеты, анорексия и так далее).
  6. Алкоголизм, вызывающий разрушение печени и мозга.
  7. Поражения головного мозга, вызванные инсультом.

Случаи отклонений требуют комплексной помощи, в которую входит устранение заболевания или нарушения и тренировка памяти.

Методы развития

Существует много способов, как развить зрительную память. Даже простые тесты типа «Найди 10 отличий» превосходно стимулируют мозг. Для развития памяти используются многочисленные методики, стимулирующие способности, например, рисование по памяти, описание картинки или фотографии после рассмотрения в течение короткого времени, упражнение на воспроизведение окружающих предметов.

Для детей придумывают простое увлекательное задание. По дороге домой из школы запоминают всех, кто встретится, а затем описывают родителям. Поощрение успехов позволит стимулировать интенсивное изучение мира. Способ улучшает внимательность детей, помогая развитию и совершенствованию навыков.

Для малышей подойдет описание рисунков в детских книжках, лепка фигурок домашних животных по памяти, а для детей старшего возраста – карточная игра для развития хорошей визуальной памяти.

Чтобы заинтересовать малыша, занятия делают привлекательными для возраста и регулярными. Тогда результаты будут впечатляющими уже через месяц после начала тренировок.

golovaum.ru

Образная память. Виды и действие образной памяти.

Образная память.

Память, с помощью которой человеку приходится запоминать различные предметы, называется образной. Она помнит прошлые восприятия и ощущения.
Знания человека о разнообразных свойствах предметов является отображением материального мира в головном мозге при поддержке особых нервных анализаторов. Раздражители воздействуют на определенный анализаторы и возникающая чувствительность характеризует ощущения, которые бывают:

  • Вкусовыми;
  • Зрительными;
  • Обонятельными;
  • Осязательными;
  • Слуховыми.

Чувствительность ограничена определенными границами и от них зависит образная память. У некоторых людей есть особая способность ощущать слабейшие раздражения – это абсолютная чувствительность.
Восприятия и ощущения объединены одной цепью в лабиринтах образной памяти. Основываясь на прошлый опыт человек познает и осмысливает совокупность ощущений, называемых восприятием.
Восприятие сложный процесс, но разнообразное включение его в познание способствует глубокому и прочному запоминанию. У восприятия избирательный характер. Это говорит о том, что не вся информация полностью остается в сознании, она служит определенным фоном.

Виды образной памяти

Зрительная память— базируется на раздражении зрительных ощущений и восприятии человека, которые воспринимают окружающую действительность. Зрительные анализаторы предназначаются для ориентирования в пространстве, с их помощью он может читать, писать, следить за движением, видеть цветовую гамму, солнечный свет, форму предметов. Зрение поддерживает приблизительно 80% всей информации, воспринимаемой человеком.

Слуховая память – это восприятие слуховых ощущений. Слух способствует контролю над своей речью и помогает воспринимать чужую речь, музыку, шелест листьев, шум дождя.

Обонятельная память – это обонятельные ощущения. С ее помощью человек имеет возможность очень хорошо различать приблизительно 10 тысяч запахов. У далеких предков обонятельный анализатор работал намного лучше, чем сейчас, он по значению уступает зрению и слуху.

Осязательная память – это чувствительность кожи, реагирующая на болевые, двигательные, тактильные и температурные изменения. Прикосновение (тактильная чувствительность) сильно выражено на ладонях и пальцах рук, в других местах на коже оно проявляется в меньшей мере. Механические, тепловые и химические изменения причиняют и повышают болевую чувствительность.

Вкусовая память — является памятью вкуса, основными составными частями которого выступают:

  • горькое;
  • кислое;
  • сладкое;
  • соленое.

Они комбинируются во множество вкусовых гамм и оттенков от самых неповторимых и приятных до очень противных и отвратительных, эти ощущения оказывают различное действие на человека.

Действие образной памяти

На сознательном и на подсознательном уровне действует образная память. Известно, что любая мелодия, цветовая роспись, особый запах помогают вспомнить то, что произошло с человеком в прошлом или наоборот эти воспоминания уничтожают. Приятные запахи или какие-нибудь звуки в некоторых случаях являются помощниками в творческой деятельности человека. Например, писателю Бунину нравился запах яблок, прежде, чем начать работу, он в комнате рассыпал яблоки. Композитор Мейербах утверждал, что самую лучшую свою музыку он сочинил в поезде. Эти ассоциации зафиксировались тогда, когда они написали свои лучшие произведения и у них сформировались условные рефлексы: яблоки – воодушевление, а стук колес – вдохновение.

Похожие статьи на сайте

https://psypage.com/2017/04/21/obraznaya-pamyat/https:http://psypage.com//wp-content/uploads/2017/04/tlo2-1024×762.jpghttps://psypage.com/wp-content/uploads/2017/04/tlo2-150×150.jpgPsyPageОбразВкусовая память,Зрительная память,Обонятельная память,образная память,Осязательная память,Слуховая памятьОбразная память. Память, с помощью которой человеку приходится запоминать различные предметы, называется образной. Она помнит прошлые восприятия и ощущения. Знания человека о разнообразных свойствах предметов является отображением материального мира в головном мозге при поддержке особых нервных анализаторов. Раздражители воздействуют на определенный анализаторы и возникающая чувствительность характеризует ощущения, которые бывают: Вкусовыми; Зрительными; …PsyPagePsyPage [email protected]

psypage.com

Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.

Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью[3]. Память — следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного[9]. По характерным особенностям удержанного в памяти прошлого опыта различают несколько основных видов памяти:

Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала перво сигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Например, гимнастическое упражнение на параллельных брусьях, показанное на уроке, может быть запомнено в виде зрительных или мышечно-двигательных представлений, имеющих характер конкретного образа этого упражнения. Наглядно-образная память имеет особенно большое значение в творческой деятельности в области того или иного вида искусства.

 

Скачать конспект

Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. Например, можно не только запечатлеть в памяти в наглядных образах вид изученного гимнастического упражнения, но и запомнить понимание сущности данного упражнения. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме. Отсюда этот вид памяти и получил свое название — словесно-логическая память.

Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Двигательная память имеет основное значение при запоминании физических упражнений, а также в трудовых процессах, связанных с движениями. Она лежит в основе вырабатываемых при этом двигательных навыков.

Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.

Виды памяти классифицируются по различным основаниям.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют:

  • двигательную
  • образную,
  • эмоциональную,
  • словесно-логическую (вербальную) память.

Образная память, в свою, очередь подразделяется в зависимости от ведущего анализатора:

  • зрительную,
  • слуховую,
  • осязательную,
  • обонятельную,
  • вкусовую,

У разных субъектов, в зависимости от ведущей модальности может доминировать один из этих типов. Об огромных возможностях образной памяти говорят описанные в литературе случаи выдающейся памяти, прежде всего, эйдетизма. Эйдетизм (от греч. eidos – образ) – разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращении их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эмоциональная память хранит следы эмоций, чувств, переживаний и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей. Пережитые и запечатленные в памяти эмоции служат регулирующими сигналами, либо побуждая индивида к активной деятельности, либо, наоборот, удерживая его от действий. Содержаниями словесно-логической памяти выступают мысли, идеи, понятия, знания, концепты, т.е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме. Этот вид памяти, по мере интеллектуального развития субъекта, постепенно начинает преобладать и становится ведущим (определяющим) для др. видов, обеспечивая их развитие и вербально опосредованное функционирование. Иногда выделяются также: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная).

По продолжительности закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохранения) различают:

  • кратковременную,
  • долговременную,
  • оперативную.

Кратковременная память – это подсистема памяти, обеспечивающая непродолжительное удержание и оперативное преобразование сенсорной информации, поступающей от органов чувств или из долговременной па-мяти. Ее процессы неустойчивы и обратимы. Они осуществляются за счет поддержания функциональных связей между нейронами, посредством ре-верберации (т. е. кратного прохождения) возбуждения по кольцевым нейронным цепочкам. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, обычно в форме скрытого проговаривания. Выделяются два вида такого повторения:

  • механического (акустико-артикуляционного) характера, не приводящее к заметным преобразованиям материала; этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, но недостаточен для ее перевода в долговременную память;
  • повторение ассоциативного характера, т.е. сопровождающееся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (например, укрупнением единиц информации).

В отличие от кратковременного, долговременное запоминание возможно только при втором виде повторения. В кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации – не более 7 ± 2 единиц материала. Но исследования показывают, что эти ограничения не препятствуют запоминанию больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и пр.).

От кратковременной следует отличать оперативную память. Оперативная память – это подсистема памяти, поддерживающая конкретные действия и операции во время их осуществления. Отличается от памяти краткосрочной тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом «свежие» данные памяти, соответственно решаемой задаче, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. Долговременная память – подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное – от часов до десятилетий – удержание знаний, сохране-ние умений и навыков. Характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Имеет условно-рефлекторную природу. Связана со структурно-химическими изменениями в нейронах: с изменениями структуры белковых молекул, накоплением рибонуклеиновых кислот. Основным механизмом перехода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, осуществляемое на уровне кратковременной памяти. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым условием фиксации данных лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и приобретенным ранее опытом. При этом в памяти может не сохраниться внешняя, поверхностная форма запоминаемого материала или сообщения, но смысл его удерживается длительное время.

[1]

Это одна из концепций памяти, описывающая особенность взаимосвязанной работы кратковременной и долговременной памяти, включающей вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти. В соответствии с этой теорией долговременная память представлена практически не ограниченной по объёму, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того, чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определённая работа ещё в то время, пока она находится в кратковременной памяти. Эта работа по перекодированию, т.е. по переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину. Поскольку объем хранящихся в долговременной памяти сведений громаден, успешный поиск информации возможен лишь благодаря высокому уровню ее организованности. В данном виде памяти одновременно действует несколько форм организации знаний. Одна из них – организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) понятий. Другая форма организации, характерная для житейских категорий, – это группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких типичных представителей категории – прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти включает как понятийные, так и эмоционально-оценочные элементы, отражающие личностное отношение субъекта к кон-кретным сведениям. Иногда как самостоятельный вид рассматривается сенсорная память (иконическая, эхоическая и др.) – гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов переработки сенсорной информации, поступающей в органы чувств. Предполагается, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от кратковременной и долговременной памяти, с их соответственно вербально-акустическим и семантическим кодированием. Данное отличие имеет условный характер, так как сохранение физических признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки сенсорного материала. Необходимое условие пе-ревода материала из сенсорной в кратковременную память – обращение на него внимания.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на:

  • произвольную и
  • непроизвольную.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, направ-ляемые сознательной целью запомнить и требующие волевого усилия. По степени осмысления запоминаемого материала память бывает:

  • механическая
  • смысловая.

Механическая память осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей. Смысловая память предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями. Среди характеристик памяти выделяются:

  • скорость запоминания – количество повторений, необходимое для удержания информации в памяти;
  • объем запоминания;
  • точность;
  • длительность сохранения – время, в течение которого запомнившийся материал хранится в памяти;
  • скорость забывания.

При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационной сферы может изменяться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти личности на разных этапах ее становления. Память не только природный дар, но и результат целенаправленного формирования.

Список литературы.

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л. С. Выготский. — Собр. соч. Т.2. – М.: «Просвещение», 1982. — 91 с.
  2. Дыгун, М.А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения. В трех частях. Ч.2 / М.А. Дыгун, Л.Л. Михайлова, Е.А. Магонова. – Мн. «Народная асвета», 2005. – 183 с.
  3. Ермакова, Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников /Е. С. Ермакова // Вопросы психологии. — 1996. — №1. — С.124
  4. Ермакова, Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников /Е. С. Ермакова // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С.28
  5. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. – М.: «Просвещение», 1985. – 221 с.
  6. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: «Просвещение», 1990. – 310 с.
  7. Зайцева, Л.А. Коррекция зрительного восприятия у детей с дизартрией / Л.А. Зайцева, Т.В. Горудко // Дэфекталогiя. — 2003. — №1. — С.13-28.
  8. Иванова, Е.Ф. Роль незавершенного действия в процессах мышления и памяти /Е. Ф. Иванова // Вопросы психологии. — 1991. — №1. — С.58.
  9. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. – М: Евразия, 2000. – 320 с.
  10. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. «Народная асвета», 1999. – 340 с.
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Зрительная память Википедия

Эйдети́зм (от др.-греч. εἶδος — образ, внешний вид;) — особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы и иные сенсорные модальности (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные).

Эйдетические образы отличаются от образов восприятия тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие.

История исследований

Виктор Урбанчич

Считается, что одним из первых описал феномен эйдетизма сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году.

Марбургская психологическая школа

Теория, предметом которой была эйдетическая способность — особый вид образной памяти человека, — разрабатывалась на протяжении 1920—1940-х гг. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йенша. Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма[1]. После 1933 года в гитлеровской Германии Э. Йеншем и его единомышленниками стала развиваться «интеграционная типология» («Integrationstypologie») — идеологизированная концепция, объединяющая эйдетику и национал-социалистические идеи и лозунги.

Советская психология

В СССР большое внимание эйдетике уделял Л. С. Выготский[2][3]. Также в СССР в 1920—1930-е гг. вопросами эйдетики занимались В. А. Артёмов, П. П. Блонский, Н. Ф. Добрынин, П. Л. Загоровский, М. П. Кононова[4], С. В. Кравков, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов, Б. М. Теплов, Г. С. Фейман, Л. М. Шварц, Ф. Н. Шемякин, Н. Д. Шрейдер, П. О. Эфрусси и другие. Помимо научных статей следует также отметить статьи об эйдетизме во втором и третьем изданиях Большой Советской Энциклопедии, в Философском энциклопедическом словаре и в психологических словарях.

Самые первые упоминания эйдетики встречаются в «Педологии» П. П. Блонского и «Очерках психологии» С. В. Кравкова, изданных в 1925 году. В этих работах прежде всего обращается внимание на большое теоретическое и практическое значение эйдетизма как особого, ранее не изучавшегося вида памяти. Первой советской работой, содержащей серьёзный теоретический анализ эйдетических идей, следует считать вышедшие в 1927 г. «Психологические очерки» П. П. Блонского. В этой книге содержится большое количество конкретной и точной информации: перечисляются основные проблемы и понятия эйдетики, приводятся результаты экспериментов, выдержки из протоколов, указываются и оцениваются первоисточники и т. д.

В 1933 г. вышел в свет 63‑й том Большой Советской Энциклопедии, где содержалась обширная статья А. Р. Лурия «Эйдетизм». Относительная редкость яркого проявления эйдетизма и подавления проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, описанными, в частности, академиком АПН СССР А. Р. Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти»[5].

Следует сказать, что оценка эйдетики в СССР всегда зависела не столько от собственно научных факторов, сколько от идеологической обстановки в стране. В этом плане чётко выделяются два этапа. В 1920‑е — начале 1930-х годов требование критического отношения ко всей зарубежной психологии ещё не заслоняло и не заменяло собой полностью этапов изучения и усвоения. До превращения в нацистскую науку эйдетика воспринималась и оценивалась в советской психологии точно так же, как и другие современные зарубежные теории: фактология признавалась, а теоретические построения критиковались за несоответствие марксизму. При этом среди советских психологов существовал довольно широкий спектр мнений в оценках эйдетики[6] — от заинтересованности, признания и согласия по многим вопросам в сочетании с обязательными критическими оценками (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Л. Загоровский, А. Р. Лурия, И. В. Страхов и другие) — до почти полного отрицания. Так, Л. М. Шварц в 1930 году писал: «В нашей психологической и педологической литературе учение Йенша не встретило должной критической оценки. Многие положения марбургской школы, воспринятые на веру нашими авторами, неприемлемы и открывают возможность проникновения через них явно идеалистических моментов в психологию».

Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в «интеграционную типологию», запрет в СССР в 1936 году педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в СССР были полностью свёрнуты.

Три стороны эйдетики

Исторически и содержательно точная характеристика эйдетики подразумевает рассмотрение во взаимосвязи, преемственности и единстве трёх её сторон (уровней, проблемных областей):

  1. эйдетизм (эйдетические образы, Anschauungsbilder) как эмпирический и экспериментальный феномен, как особый вид памяти и, соответственно, эйдетика как частная научная теория, этот феномен объясняющая;
  2. эйдетика как общепсихологическая теория, находящаяся на уровне общетеоретических, философских и методологических проблем психологии;
  3. «интеграционная типология» («Integrationstypologie») — идеологизированная, расистская и фашистская по своей сути, псевдонаучная концепция, которая в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем и его единомышленниками после 1933 г. путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов.

Тренировка эйдетических способностей и эйдотехника

И. Шульц описал неоднократные случаи шизофрении с попытками самоубийств, возникшие в итоге неумелых, но настойчивых попыток вызвать эйдетические образы. М. Зощенко описал ряд подобных случаев в писательской среде в своей книге «Перед восходом солнца».

В качестве лечения И. Шульц предложил вновь вызывать эйдетические образы, только делать это грамотно. Этот подход изложен, в частности, в довоенной работе одного из сотрудников Шульца К.Томаса[7]. Подход оказался успешным.

Так, шахматист и психолог А. де Гроот, который заинтересовался эйдетизмом как явлением, утверждал, что развить способности могут многие. В качестве примера он приводил шахматных гроссмейстеров, способных запоминать множество комбинаций и сценариев развития событий во время партии.

Типология эйдетиков

Э. Йеншем[8] и его сотрудниками (в школу Э. Йенша входили его брат Вальтер Йенш, О. Кро, А. Рикель, Г. Фишер и др.) была разработана классификация степени выраженности эйдетизма:[1]

  • Нулевая степень (0): образуется только послеобраз с нормальными признаками, как правило непродолжительный, другого цвета (например, лампочка была белой, а блики в глазах стоят другого цвета и быстро исчезают).
  • Первая степень (1): для появления образа необходимо закрепление; послеобраз проявляет признаки зрительного образа (отклонение от закона Эммерта).
  • Вторая степень (2): фиксация необходима, слабые зрительные образы; отклонение от закона Эммерта, отклонение величины и формы зрительных образов при воздействии звуковым сигналом (свистком).
  • Третья степень (3): зрительные образы слабой и средней ясности появляются от несложных объектов без применения фиксации; от сложных объектов могут быть видны частные детали.
  • Четвёртая степень (4): ясные и полные зрительные образы формируются от сложных объектов.
  • Пятая степень (5): зрительные образы видны ясно и со всеми мелкими деталями (3).

На базе тех же исследований была предложена классификация людей, способных к эйдетическим представлениям:

  1. «Т-тип» эйдетиков («Tetanoider Type») — у них представления эйдетические весьма стойки и не пропадают даже после длительной посторонней стимуляции, иногда обретая характер навязчивости; название типа дано по аналогии с названием мышечных спазмов «tetanie»;
  2. «В-тип» («Basedowider») — другой тип эйдетиков — оказывается способным к произвольному пробуждению эйдетических представлений и сознательному вмешательству в их развёртывание соответственно своим намерениям.

Согласно В. Йеншу, эти типы эйдетиков базируются на конституциональных предпосылках и, выступая в единстве с определённым типом мимики и движений, с особенными гормональными процессами, предстают и как проявление типологии характеров

Люди, предположительно обладавшие выдающейся эйдетической памятью

  • Илон Маск
  • Джон фон Нейман
  • Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) — русский исследователь, путешественник, натуралист. Был наделён уникальной фотографической памятью, не раз выручавшей его на экзаменах, на съемках местности и в дальнейших исследованиях. Мог цитировать страницы слово в слово, при этом не забывая их годами.
  • Антонио Мальябеки (1633—1714) — итальянский библиофил и библиотекарь из Флоренции, знавший к концу жизни практически наизусть все прочитанные им книги из собственной библиотеки (40 тысяч книг и 10 тысяч рукописей).
  • Шерешевский, Соломон Вениаминович (1886—1958) — журналист, писатель. Его необычная память была выявлена главным редактором, посоветовавшим вскоре журналисту обратиться к психологу, которым оказался будущий академик А. Р. Лурия, написавший о последовавших десятилетиях изучения им этого явления ряд работ, наиболее известной из которых в широких читательских кругах является «Маленькая книжка о большой памяти» (М.: МГУ, 1968).
  • Рональд Рейган (1911—2004) — 40-й президент США. В детстве обладал уникальной зрительной памятью, позволявшей ему запоминать буквально с одного взгляда целые страницы текста[9].
  • Ким Пик (1951—2009) — читал со скоростью 4—5 секунд на страницу текста, к концу жизни практически наизусть знал 12 тысяч ранее прочитанных книг, помнил карты всех городов и автомагистралей США, оперировал днями недели в календаре за последние 2000 лет.
  • Горный, Юрий Гаврилович — артист оригинального жанра, воспроизвёл в усложнённом виде многие выступления Вольфа Мессинга, Соломона Шерешевского и других деятелей данного жанра.
  • Максим Горький — русский писатель. Обладал даром быстрого чтения и при этом необыкновенно хорошо запоминал прочитанное, что многократно было отмечено в воспоминаниях его современников.
  • Никола Тесла — изобретатель в области электротехники и радиотехники.
  • Таммет, Дениел — высокоодарённый савант с феноменальной эйдетической памятью.
  • Уилтшир, Стивен — британский архитектурный художник, отличающийся феноменальной способностью по памяти воспроизводить архитектурные пейзажи, увидев их лишь один раз.
  • Айвазовский, Иван Константинович — русско-армянский художник-маринист, баталист, обладал превосходной зрительной памятью, большинство из своих 6 тысяч полотен написал по памяти. Существует метод тренировки зрительной памяти, названный в его честь.

В массовой культуре

  • Главный герой сериала «Клиника (телесериал)» Джон Дориан является эйдетиком.
  • Главный герой фильма «Человек дождя», Рэймонд Бэббит имеет эйдетическую память и выдающиеся математические способности.
  • Герой сериала «Теория Большого взрыва» Шелдон Ли Купер имеет эйдетическую память.
  • Главный герой сериала «Форс-мажоры» («Suits») Майкл Росс обладает эйдетической памятью.
  • Главный герой фильма «Умница Уилл Хантинг» обладает феноменальным интеллектом и великолепной эйдетической памятью, при помощи которой ему с лёгкостью удаётся накапливать энциклопедические знания в огромных масштабах.
  • Один из главных героев сериала «Мыслить как преступник», Доктор Спенсер Рид, имеет эйдетическую память.
  • Один из героев сериала «Метод», Виталик. Имеет эйдетическую память, «Резервная копия» Меглина.
  • Одна из героинь сериала «Анатомия страсти» Лекси Грей имела эйдетическую память.
  • Героиня фильма «Девушка с татуировкой дракона» Лисбет Саландер обладала эйдетической памятью.
  • Главный герой сериала «Квантовый скачок», доктор Сэмюэл Беккет, обладает крайне высокими интеллектуальными способностями, в том числе великолепной фотографической памятью, что неоднократно упоминается в сериале.
  • Героиня аниме-сериала «Стальной алхимик» Ческа, обладая эйдетической памятью, помнила все книги, прочитанные ей в ходе работы в библиотеке, с помощью чего она дословно воспроизвела каждую после уничтожения самой библиотеки.
  • Изобретатель метапроптизола Лыжин в фильме «Вход в лабиринт» по роману братьев Вайнеров «Лекарство против страха».
  • Главный герой сериала «хороший доктор»
  • Главный герой сериала «Ганнибал» Уилл Грэмм
  • Один из героев романа «Замок», Варнава. С точностью слово в слово запоминал все поручения К.
  • Главный герой фильма «Доктор Стрендж» Стивен Стрендж

См. также

Примечания

Литература

  • Anna Arnaudo (2000) «Eidetic Imagery: Raising More Questions than Answers» Biology-202, Second Web Report, Bryn Mawr College.
  • Haber R. N., Hershenson М. «The psychology of visual perception», N. Y., 1973.
  • Jaensch E.R. Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode, 1925;
  • Jaensch E.R. Zur Eidetik und Integrationtypologie, 1941
  • Jaspers K, Allgemaine Psychopatоlоgie. 2 Aufl. Berlin, 1920
  • Блонский П. П. Педология. М.: Работник просвещения, 1925.
  • Богданчиков С. А. Судьба эйдетики в советской психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2.
  • Выготский Л. С. Эйдетика // в сб. «Основные течения современной психологии». [Сб. ст.] М.- Л., 1930 (повт. изд: «Хрестоматия по ощущению и восприятию». М., 1975)
  • Загоровский П. Л. Эйдетическая школа (Йенш) и проблемы детской психологии // Психология. 1929. Т. II. Вып. I. С. 83-92.
  • Кононова М. П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1929. № 1. С. 60-82.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: МГУ, 1968.
  • Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения: В 2 т. М.: Эйдос, 1994.
  • Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 2008. — ISBN 978-5-271-18770-4.
  • Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст. — М., 1935.
  • Эйдетизм — статья из Большой советской энциклопедии.

Ссылки

wikiredia.ru

Кратковременная зрительная память — Когнитивная способность

Что такое кратковременная зрительная память?

Кратковременная зрительная память (КЗП) определяется как способность сохранять в памяти небольшое количество визуальной информации (буквы, цифры, цвета …) в течение короткого периода времени. Этот тип памяти является частью кратковременной памяти (КП). Информация, которую хранит кратковременная зрительная память, может быть результатом процессов рабочей памяти, может перейти в хранилище долговременной памяти, или просто забывается со временем.

Примеры кратковременной зрительной памяти

  • Кратковременная зрительная память делает возможным чтение книг или заметок. Она позволяет нам сохранять вербальную информацию, которую мы воспринимаем через зрение (прочитанные слова), с начала до конца предложения, чтобы мы могли уловить весь его смысл. Без этой когнитивной способности чтение было бы почти невозможным, что крайне негативно бы отразилось на результатах академической успеваемости.
  • Когда мы управляем автомобилем, кратковременная зрительная память помогает нам удерживать в памяти информацию о знаках и светофорах, которые мы проезжаем, или иметь представление о расположении других автомобилей в тот момент, когда мы не смотрим в зеркала. Поэтому КЗП имеет важное значение для безопасности вождения.
  • В большинстве видов трудовой деятельности также постоянно используется кратковременная зрительная память. Если, например, нам нужно прочитать или написать отчёт, необходимо умение удерживать в памяти слова, чтобы полностью понять смысл текста. Чем больше визуальный компонент работы (архитектор, дизайнер, художник …), тем больше используется эта способность.
  • Если мы встречаем человека, наша кратковременная зрительная память сохраняет его лицо. Это нормально, что мы можем потратить несколько секунд на то, чтобы распознать лицо человека, которого давно не видели. Если вы вспомните кто это уже через несколько секунд после того, как увидели, это происходит благодаря тому, что ваша КЗП удержала в памяти лицо данного человека достаточно долго, чтобы получить доступ к долговременной памяти, и таким образом узнать его.

Патологии и расстройства, связанные с кратковременной зрительной памятью

Повреждение кратковременной зрительной памяти может сократить время и количество предметов, которые могут быть ею удержаны. Благодаря тому, что разные типы памяти являются независимыми, специфические повреждения КЗП не всегда напрямую влияют на остальные типы. Как правило, все типы памяти работают в комплексе, и достаточно непросто определить, в какой момент прекращает работу один, и начинает другой. Более того, когда один из них поврежден, наш мозг не может полноценно выполнять свои функции, что негативно отражается на повседневной жизни.

Кратковременная зрительная память может иметь разные формы повреждений. На умеренных стадиях болезни Альцгеймера может наблюдаться ухудшение КЗП. Нарушения КЗП также могут играть важную роль при дислексии, трудности при удержании в памяти прочитанной вербальной информации могут препятствовать обучению чтению. Кроме того, были обнаружены проблемы в кратковременной зрительной памяти в результате употребления марихуаны. Повреждения мозга по причине инсульта или черепно-мозговой травмы также могут вызвать нарушения кратковременной зрительной памяти.

Как измерить и оценить кратковременную зрительную память?

Кратковременная зрительная память используется ежедневно в различных жизненных ситуациях. КЗП позволяет нам выполнять обработку любой информации, которую мы видели ранее, даже не имея её перед глазами. Таким образом, оценка кратковременной зрительной памяти и определение её состояния может быть полезным в различных областях жизни: в учёбе (это позволит нам узнать, будет ли ребенок иметь трудности при обучении чтению или проблемы с пониманием сложных объяснений в книгах), в медицинских целях (это позволит нам узнать, смогут ли пациенты управлять автомобилем, не подвергая жизнь опасности, или смогут ли они работать со схемами или сложными визуальными ресурсами без посторонней помощи), в профессиональном кругу (чтобы знать, можно ли поручить сотруднику задачи, требующие чтения большого объёма текста или анализа визуального контента).

Можно надёжно и эффективно оценить различные когнитивные функции, в том числе кратковременную зрительную память, благодаря комплексному нейропсихологическому тестированию. Тесты, которые предлагает CogniFit («КогниФит») для оценки кратковременной памяти, основаны на классических тестах: Шкале Памяти Векслера (WMS), Тесте NEPSY (учёных Коркмана, Кирка и Кэмпа, 1998), Тесте на Длительное Поддержание Функции (CPT), Тесте на Стимуляцию Нарушений Памяти (TOMM), Задаче Визуальной Организации Хупера (VOT), Тесте Переменных Внимания (TOVA) и Тесте «Лондонская башня» (TOL). Помимо кратковременной зрительной памяти, эти тесты также позволяют измерять следующие когнитивные способности: кратковременная память, время отклика, оперативная или рабочая память, визуальное сканирование, пространственное восприятие, планирование, контекстуальная память, когнитивная гибкость, память на имена, распознавание и скорость обработки информации.

  • Тест Идентификации COM-NAM: объекты будут представлены через изображение или звук. Необходимо определить, в каком формате (изображение или звук) объект появился в последний раз, или вовсе не появлялся.
  • Тест на Концентрацию VISMEM-PLAN: на экране появятся стимулы, расположенные и распределённые в случайном порядке. Не меняя расположения, стимулы будут освещаться одновременно с появлением звука, до окончания серии. Во время презентации вы должны обратить внимание как на звуки, так и на и освещаемые изображения. В свою очередь, пользователю предстоит запомнить порядок появления стимулов по времени, чтобы затем воспроизвести их в том же порядке, как они были представлены.
  • Тест на Распознавание WOM-REST: на экране появятся три общих объекта. Сначала следует запомнить порядок представления этих объектов, и как можно быстрее. Далее появятся четыре серии из трёх объектов, отличных от тех, которые были представлены ранее. Задача состоит в том, чтобы установить исходную последовательность.
  • Тест на Восстановление VISMEM: на экране будут показаны изображения, в течение пяти-шести секунд. За это время необходимо запомнить как можно больше объектов, которые появляются на изображении. Затем изображение исчезает, и предлагаются различные варианты ответов, среди которых пользователь должен определить правильный.

Как восстановить или улучшить кратковременную зрительную память?

CogniFit («КогниФит») предоставляет возможность профессионально тренировать кратковременную зрительную память, наряду с другими когнитивными способностями.

Восстановление кратковременной зрительной памяти основано на пластичности мозга. CogniFit («КогниФит») предлагает серию клинических упражнений, направленных на восстановление КЗП и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи укрепляются при использовании тех функций, в которых они задействованы. Поэтому, если регулярно тренировать кратковременную зрительную память, будут улучшаться соединения нейронов в структурах мозга, участвующих в этом процессе. Как результат — нейронные соединения будут работать быстрее и эффективнее в момент использования данной когнитивной способности.

CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы для персональной когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки кратковременной памяти и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки, программа когнитивной стимуляции от CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает персональный режим тренировок для укрепления кратковременной зрительной памяти и других когнитивных функций, которые, по данным оценки, необходимо улучшить.

Регулярные и правильные тренировки имеют важное значение для улучшения кратковременной зрительной памяти. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты для оценки и реабилитации этой когнитивной функции. Для корректной стимуляции требуется уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Вы можете получить доступ к программе когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») онлайн. Вас ждут разнообразные интерактивные упражнения в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет подробную диаграмму прогресса когнитивного состояния.

www.cognifit.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *