Значение аббревиатуры зун. Что такое зун в педагогике
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ЗУНы Компетенции УУД
Знания Умения Навыки Компетенциии?
З У Н ы Знания – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром Умения – это освоенный способ выполнения действия, обеспеченный совокупностью знаний. Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.
Знания Умения Навыки Способы действия Мотивация Гибкость мышления Компетенции
Универсальные Учебные Действия умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. освоение новых ЗУ и компетентностей (эффективное использование знаний) через новую организацию усвоения
Личностные (ценностно-смысловая ориентация) Регулятивные (организация учебной деятельности) Познавательные (общеучебные, логические, проблемные) Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) Виды УУД
Традиционный подход Компетентностный подход
Родной край – частица родины найти на карте родной регион, рассказать о результатах экскурсии в краеведческий музей, беседовать со старшими членами семьи, использовать дополнительную литературу, извлекать из словарей и энциклопедий необходимую информацию обсуждать полученные сведения ученик пересказывает параграф домашнего задания. учитель рассказывает новую тему. учитель задает вопросы по новой теме
Учитель Источник информации Организатор, инициатор поиска информации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, нео…
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)
Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД. Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения….
2. Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН + ЗУН + СДП).
3. Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).
Концептуальные положения
Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.
Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного.
Свобода как средство воспитания.
Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.
Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития
человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.
Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.
Экология здоровья, культ здоровья.
Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.
Подражание как средство обучения.
Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.
Единство развития ума, сердца и руки.
Школа для всех.
Единая жизнь педагогов и учеников.
Особенности содержания
Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически-трудового аспектов образования.
Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).
Межпредметные связи.
Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте).
Большая роль отводится трудовому воспитанию. Особенности содержания по классам — обучение «по эпохам»: Дошкольный период: ходить, говорите; мыслить;
I: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;
II: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;
III: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;
IV: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;
V: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;
VI: физика, проценты, геометрия, строгание;
VII: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи
hvaro.ru
Универсальные учебные действия. Что такое зун в педагогике
Знания и их классификация. Знания — проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Наиболее распространены следующие классификации знаний.
По локализации отражения выделяют:
индивидуальные знания (сознание) — совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;
общественные знания — продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.
Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.
По форме отражения ЗУН выделяют:
— знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;
— образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;
— вещественные, существующие в предметах труда, искусства — овеществленные результаты деятельности;
— процедурные — те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.
Обширна классификация знаний по области
По психологическому уровню выделяют: знание — узнавание, — воспроизведение, — понимание, — применение, — автоматические действия, — отношение и знание — потребность.
По степени обобщенности: факты — явления, понятия — термины, связи — закономерности, гипотезы — теории, методологические знания, оценочные знания.
Ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств передают чес сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти — фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов — ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).
Сознание способно выделять в этих фактах и связях основные и второстепенные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи и закономерности, скрытые от непосредственного восприятия, решать поставленные внешними обстоятельствами задачи.
Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие — не то, что наблюдается, а это абстракция, выражающая внутреннее смысловое содержание объектов познания.
Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности — умениями и навыками. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению деленной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Умение включает и использует все относящиеся сюда навыки личности.
Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в навыки. Навыки — это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык -это автоматизированное умение.
Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).
ЗУНы определяют так называемую «объемность» личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности — способам умственных действий.
Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.
Знания, умения и навыки — взаимосвязь
Что такое знание?
Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.
Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.
Усвоение знаний — результат
Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.
Какие существуют виды знаний?
- Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
- Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
- Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.
Первые знания ребенок получает в младенчестве
Усвоение знаний и его уровни
Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.
- На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
- Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
- Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
- Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
- Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые п
www.kalinark.ru
Аздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН. — КиберПедия
Содержание.
Раздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН……………………………………5
1. Пед. психология как прикладная психологическая наука; ее предмет и задачи…..……5
2. Учение как объект исследования и его отличие от объекта психологии развития…….6
3. Формирующий эксп-т как метод получения научных знаний в пед. психологии………7
4. Знания и умения как результат учения, их различия и взаимосвязь…………….………8
5. Познавательные операции в составе фазы уяснения содержания знаний и действий в учении…………………………………………………………………………………….….…9
6. Мнемические операции, интериоризация и автоматизация знаний и действий в составе фазы овладения учебным материалом в учении………………………………..…10
7. Эффективность учения как интегральное свойство…………………………………..…12
Проверочный тест — Раздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН……………..13
Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность………………………………..17
8. Общая характеристика учения как деятельности………………………………………..17
9. Срав. эффективность учения при внешней и внутренней учебной мотивации………..18
10. Уровень развития мышления и эффективность учения…………………………………19
11. Индивидуальные особенности познавательной сферы как фактор учение…….…….20
12. Самооценки личности как фактор эффективности учения……………………………………..21
13. Зависимость эффективности усвоения знаний в учении от уровня их обобщенности, систематичности, логической строгости……………………………………………………23
14. Содержание знаний и действий при информационном и проблемном методах обучения………………………………………………………………………………………24
15. Овладение знаниями и умениями при отработке методами упражнений и поэтапной интериоризации…………………………………………………………………………….….28
16. Условия формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании………….27
17. Формирование личности в развивающем обучении через методы обучения………..28
18. Личностно-ориентированное обучение и его воспитательные возможности……..…30
Проверочный тест — Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность…………..32
Раздел 3. Концепции развивающего поведения. Действия, входящие в деятельность учения. Формирование и воспитание личности…………………………………………35
19. Развивающее обучение в концепции П.Я.Гальперина…………………………………35
20. Развивающее обучение в концепции В.В. Давыдова…………………………………..36
21. Развивающее обучение в концепции Л.В. Занкова…………………………………….37
22. Основные положения бихевиористской теории учения и программированного обучения………………………………………………………………………………………38
23.Содержание обучения как фактор учения………………………………………………40
24. Влияние различных форм и средств обучения на успешность учения…………….…43
25. Классификация подходов к познавательному развитию в обучении…………………44
26. Факторы формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании…………45
27. Мотивация достижения и факторы ее формирования в обучении и воспитании……46
28. Внутренняя мотивация деятельности и факторы ее формирования………………….48
29. Условия и факторы формирования волевых качеств личности……………………….49
30. Условия и факторы формирования нравственных установок личности……………..50
31. Подход к формированию мотивации учения в работах А.К. Марковой……………..51
32. Подход к воспитанию в гуманистической психологии………………………………..51
Проверочный тест — Раздел 3. Концепции развивающего поведения. Действия, входящие в деятельность учения. Формирование и воспитание личности………………52
Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе……………………………………………………55
33.Основные направления и содержание деятельности психолога в образовательном процессе……………………………………………………………………………………….55
34. Концепции развития качеств личности в предметном обучении (подходы Зориной, Ярошевского, Новиковой; Щукиной и др.)…………………………………………………56
35. Концепции и методики, разработанные представителями конструктивно-когнитивной и гуманистической психологии и педагогики за рубежом (Браун, Вильгельме, Монц и др.)…………………………………………………………………….57
36. Концепции развития качеств личности в проблемном обучении и совместной деятельности (Лернер, Лийметс, Ляудис, Дусавицкий, Кравцов, Цукерман)……….….58
37.Структура педагогической деятельности………………………………………………59
38.Педагогическое общение. Основные функции педагогического общения……….….60
39.Педагогическая направленность (психологическое содержание, условия и динамика развития)………………………………………………………………………………………61
40.Эмоциональная гибкость учителя как интегральная характеристика педагогической деятельности………………………………………………………………………………….62
41.Педагогическая компетентность (психологическое содержание, условия и динамика развития)…………………………………………………………………………………..…..63
42.Методы развития органов чувств у детей дошкольного и мл.школьного возраста (М. Монтессори). Основные принципы обучения, воспитания и развития Вальдорфской педагогики…………………………………………………………………………………….64
43. Основные принципы формирования личности в бихевиоризме……………………..65
Проверочный тест — Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе………………………………67
Продолжите определение.
Индивидуальный эксперимент позволяет не только констатировать уже сложившиеся особенности психических процессов у человека, но и____________________________.
Продолжите определение.
Умение — овладение способами использования усвоения знаний для выбора и_________.
Что такое воспроизведение?
а) обработка и осмысление изучаемого материала;
б) процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека;
в) закрепление, систематизация и удержание информации в сознании субъекта.
Ответ: б).
Что такое интериоризация?
а) деятельность по передаче новому поколению общественно-исторического опыта;
б) формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности;
в) преднамеренное создание условий становления личности;
г) формирование мотивов поведения.
Ответ: б).
19. Из нижеприведенного выделите компоненты автоматизации процесса проверки знаний:
а) независимость в оценке результатов экзамена;
б) управление режимами проверки знаний;
в) целенаправленное воздействие;
г) приобретение сознательного характера у учащихся;
д) проведение проверки знаний в сжатые сроки.
Ответ: а), б), д).
Содержание знаний и действий при информационном и проблемном методах обучения.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого терминаозначает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего,— педагог. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, деятельность преподавания — педагогическая. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносятся программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель — развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание. Согласно Л.С. Выготскому, психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения.
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов
Существенные признаки процесса обучения (С. II.Баранов)
-Обучение — это специально организованная познавательная деятельность (в отличие от научения).
— Обучение — ускорение познания в индивидуальном развитии.
— Обучение — это усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества.
Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюш-кин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и др.).
Этапы проблемного обучения * Осознание проблемной ситуации. * Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций. * Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез. * Проверка решения. Уровни трудности-Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет. |
Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это исследовательский тип обучения.
К информационно-развивающим относятся методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде — в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей программы (программированное обучение).
Литература:
1) Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
2) Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник М.: Логос, 1999.
3) Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: Вла-дос, 2002.
Ответ: В.
2. Предметом изменения, продуктом учебной деятельности является:
А) Полученные знания;
Б) Сам субъект;
В) Научение;
Г) процесс познания.
Ответ: Б.
3.К способам учебной деятельности не относятся:
А) репродуктивный способ;
Б) проблемно-творческий способ;
В) Познавательно-исследовательский способ;
Г) Учебно-мотивационный способ.
Ответ: Г.
4.Соотнесите следующие понятия мотивов:
1.Внешние мотивы а. наказание и награда, угроза и требование
2.Внутренние мотивы б. интерес к своим знаниям, любознательность
Ответ: 1-а; 2-б.
5. Мышление – это …
А) процесс приобретения знаний, умений и навыков;
Б) активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений;
В) это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее;
Г) механизм формирования индивидуального опыта через приобретение общественно-исторического опыта.
Ответ: Б.
6.Какой принцип оценки не выделяется в психологии:
А) Принцип перспективности;
Б) Гуманистический принцип;
В) Принцип сотрудничества;
Г) Принцип практичности.
Ответ: Г.
7.Распределите в правильном порядке этапы перехода от внешних форм оценивания к самооценке:
А) Привлечение учащихся к самостоятельной оценочной деятельности в условиях их коллективной учебной работы;
Б). Ведущая роль в оценочной деятельности сохраняется за педагогом;
В) Переход к самостоятельной оценке собственной учебной деятельности и поведения. При этом формирование оценки себя осуществляется в двух направлениях, которые соответствуют выделяемым в психологии видам самооценки.
Ответ: Б,А,В.
8.Знание, как результат познание не может быть:
А) Обыденным;
Б) Учебным;
В) художественным;
Г) научным.
Ответ: В.
9.Способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях это …
А) Проблемное обучение;
Б) Информационное обучение;
В) Традиционное обучение;
Г) программированное обучение.
Ответ: А.
10.Расположите в правильном порядке этапы проблемного обучения:
А) Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез;
Б) Проверка решения;
В) Осознание проблемной ситуации;
Г) Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций.
Ответ: В,Г,А,Б.
11.К методам воспитания не относится:
А) метод убеждения
Б) метод самоорганизации
В) метод оценки/самооценки
Г) Метод упражнений
Ответ: Б
12.Формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности – это …
А) Итериоризация;
Б) Экстериоризация;
В) Проблематизация;
Г) Рефлексия;
Ответ: А.
13.Расположите в правильном порядке этапы учебного познания:
А) запоминание;
Б) включение в структуру прошлого опыта;
В) восприятие;
Г) активное воспроизведение.
Ответ: В, А, Г, Б.
14.Соотнесите стадии формирования мыслительных операций и их составляющие:
1.стихийная а. ученик осуществляет операцию, но не осознает, как он это делает;
2. полустихиная б. ученик сознательно использует правила мыслительной операции и
понимает, что эти правила специально сформулированы
3.сознательная в. ученик, совершая операцию, осознает, как он это делает, но не
существа этой операции
Ответ: 1-а, 2-в, 3-б.
Ответ: А.
Ответ: Б.
Группу методов стимулирования и мотивации можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у обучаемых. Назовите вторую группу?
Ответ: Во второй — методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.
Ответ: А, В.
Ответ: Б.
Ответ: А.
Что такое самооценка?
Ответ: это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве.
Ответ:В.
Ответ: Б.
15.Выберите неверное высказывание:
А) Успех в деятельности, как известно, зависит не только от способностей человека, но и от стремления добиться цели, от целеустремленного и настойчивого труда ради достижения успеха;
Б) Люди с высоким показателем мотива достижения стремятся достичь высоких результатов (успехов) в деятельности. Тогда как индивиды с низким показателем мотива достижения безразличны к успехам, их не интересуют высокие результаты, и они ничего не делают для их достижения;
В) Люди с высоким показателем мотива достижения во всех ситуациях будут демонстрировать высокую мотивацию достижения, а люди с низким показателем мотива достижения во всех ситуациях демонстрируют низкую мотивацию достижения.
Ответ: В.
аздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе.
32.Основные направления и содержание деятельности психолога в образовательном процессе.
Психологическое сопровождение – система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Идеи соспровождения: 1)Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социо-культурном этапе онтогенеза; 2)Создание условий для самостоятельного творческого усвоения ребенком системы отношений с миром и самим собой для совершения им важных жизненных выборов.3)Создание в рамках объективно существующей среды условий для максимального развития. 4)Осуществление учебного и воспитательного взаимодействия, сопровождаемого педагогическими средствами. Сопровождение как процесс включает 3 компонента: 1)Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения; 2)создание специальных психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; 3)создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям с проблемами в психологическом развитии, обучении. Принципы психологического сопровождения: 1)системная деятельность 2)организационное закрепление различных форм сотрудничества с педагогами 3)утверждение психологической работы в качестве официального элемента учебно-воспитательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля. Основные направления деятельности школьного психолога: 1)Прикладная психодиагностика. Психодиагностические данные необходимы для: составления социально-психологического портрета школьника, для определения путей оказания помощи детям. Испытывающим трудности в обучении, общении и самочувствии. 2)Психокоррекционная и развивающая работа 3)Консультирование и просвещение школьников их родителей, педагогов. Психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Задачи консультирования: 1)оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении и самооценке; 2)обучение навыкам самопознания, использования своих возможностей; 3)оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса и конфликта. Принципы психологического консультирования педагогов: 1)равноправное взаимодействие психолога и педагога 2)формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возможных проблем 3)принятие ответственности 4)распределение функций. Психологическое консультирование педагогов включает консультирование педагогов и воспитателей, консультирование педагогов-предметников по поводу обучения. Психологи выполняют социально-посредническую роль в различных конфликтах. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимые для них знания: эффективная организация учебного процесса, построение взаимоотношений, осознание себя в профессии. Цель консультирования родителей – создание условий для их привлечения к сопровождению ребенка в процессе обучения.
Литература:
1) Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология
2) Нестерова, О. В. Н56 Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб.пособие для вузов.
Ответ: г.
2. Методы обучения:
а) эвристический, репродуктивный, информативный, исследовательский, метод проблемного изложения;
б) исследовательский, эвристический, репродуктивный, информативный, программного обучения;
Ответ: а.
Ответ: в.
4. Основные новообразования младших школьников составляют:
а) учебно-познавательный интерес;
б) наличие рефлексии на собственном действии;
в) производственные процессы;
г) все ответы верны.
Ответ: г.
Ответ: г.
Ответ: а.
7. Знание выступает как следующая функция:
а) ориентация в проблемных ситуациях;
б) как инструмент преобразования ситуаций, ориентация в проблемных ситуациях;
в) ориентации в ситуациях, воспитательной работе;
г) нет правильного ответа.
Ответ: б.
Ответ: а.
Ответ: а.
10. Приемы воспитания:
а) самоотчет;
б) самоконтроль;
в) осмысление поступков;
г) все выше перечисленное.
Ответ: г.
11.Когда появляются новообразования у ребенка?
а) в условиях саморазвития;
б) в условиях полноценной учебной деятельности.
Ответ: б.
Ответ: б.
Ответ: в.
14. В младшем школьном возрасте формируется:
а) личностный потенциал;
б) внимательность;
в) мыслительные действия;
г) самоконтроль.
Ответ: а.
15. Личностная направленность личности включает:
а) престижную, идеализированную направленность;
б) престижную, эгоистическую направленность;
в) идеализированную, эгоистическую направленность;
г) общественную, престижную.
Ответ: б.
Что изучала М.Монтессори?
а) мышление;
б) восприятие;
в) методы развития органов чувств у детей;
г) память.
Ответ: в.
Ответ: г.
18. Основные факторы развития эмоциональной гибкости учителя:
а) эмоциональная устойчивость;
б) позитивная эмоциональная экспрессивность;
в) все ответы верны;
г) все ответы не верны.
Ответ: в.
Ответ: б.
20. Основу эмпатии составляют:
а) эмоциональная отзывчивость;
б) разум;
в) рациональное восприятие окружающего;
г) все ответы верны.
Ответ: г.
Уважаемая, Елена Валентиновна! Данное пособие, с учебными материалами для подготовке к экзамену, по дисциплине «Педагогическая психология», составлено ПС(б)-091 по вашему заданию и оформлено для Вас как небольшой подарочек на Новый 2012 год! Поздравляем Вас с наступающим новым годом, и желаем профессиональных успехов, и удачи во всех делах! Надеемся, что эта «брошюра» с Вашей помощью поможет будущим курсам в осваивании дисциплины.
Содержание.
Раздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН……………………………………5
1. Пед. психология как прикладная психологическая наука; ее предмет и задачи…..……5
2. Учение как объект исследования и его отличие от объекта психологии развития…….6
3. Формирующий эксп-т как метод получения научных знаний в пед. психологии………7
4. Знания и умения как результат учения, их различия и взаимосвязь…………….………8
5. Познавательные операции в составе фазы уяснения содержания знаний и действий в учении…………………………………………………………………………………….….…9
6. Мнемические операции, интериоризация и автоматизация знаний и действий в составе фазы овладения учебным материалом в учении………………………………..…10
7. Эффективность учения как интегральное свойство…………………………………..…12
Проверочный тест — Раздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН……………..13
Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность………………………………..17
8. Общая характеристика учения как деятельности………………………………………..17
9. Срав. эффективность учения при внешней и внутренней учебной мотивации………..18
10. Уровень развития мышления и эффективность учения…………………………………19
11. Индивидуальные особенности познавательной сферы как фактор учение…….…….20
12. Самооценки личности как фактор эффективности учения……………………………………..21
13. Зависимость эффективности усвоения знаний в учении от уровня их обобщенности, систематичности, логической строгости……………………………………………………23
14. Содержание знаний и действий при информационном и проблемном методах обучения………………………………………………………………………………………24
15. Овладение знаниями и умениями при отработке методами упражнений и поэтапной интериоризации…………………………………………………………………………….….28
16. Условия формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании………….27
17. Формирование личности в развивающем обучении через методы обучения………..28
18. Личностно-ориентированное обучение и его воспитательные возможности……..…30
Проверочный тест — Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность…………..32
Раздел 3. Концепции развивающего поведения. Действия, входящие в деятельность учения. Формирование и воспитание личности…………………………………………35
19. Развивающее обучение в концепции П.Я.Гальперина…………………………………35
20. Развивающее обучение в концепции В.В. Давыдова…………………………………..36
21. Развивающее обучение в концепции Л.В. Занкова…………………………………….37
22. Основные положения бихевиористской теории учения и программированного обучения………………………………………………………………………………………38
23.Содержание обучения как фактор учения………………………………………………40
24. Влияние различных форм и средств обучения на успешность учения…………….…43
25. Классификация подходов к познавательному развитию в обучении…………………44
26. Факторы формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании…………45
27. Мотивация достижения и факторы ее формирования в обучении и воспитании……46
28. Внутренняя мотивация деятельности и факторы ее формирования………………….48
29. Условия и факторы формирования волевых качеств личности……………………….49
30. Условия и факторы формирования нравственных установок личности……………..50
31. Подход к формированию мотивации учения в работах А.К. Марковой……………..51
32. Подход к воспитанию в гуманистической психологии………………………………..51
Проверочный тест — Раздел 3. Концепции развивающего поведения. Действия, входящие в деятельность учения. Формирование и воспитание личности………………52
Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе……………………………………………………55
33.Основные направления и содержание деятельности психолога в образовательном процессе……………………………………………………………………………………….55
34. Концепции развития качеств личности в предметном обучении (подходы Зориной, Ярошевского, Новиковой; Щукиной и др.)…………………………………………………56
35. Концепции и методики, разработанные представителями конструктивно-когнитивной и гуманистической психологии и педагогики за рубежом (Браун, Вильгельме, Монц и др.)…………………………………………………………………….57
36. Концепции развития качеств личности в проблемном обучении и совместной деятельности (Лернер, Лийметс, Ляудис, Дусавицкий, Кравцов, Цукерман)……….….58
37.Структура педагогической деятельности………………………………………………59
38.Педагогическое общение. Основные функции педагогического общения……….….60
39.Педагогическая направленность (психологическое содержание, условия и динамика развития)………………………………………………………………………………………61
40.Эмоциональная гибкость учителя как интегральная характеристика педагогической деятельности………………………………………………………………………………….62
41.Педагогическая компетентность (психологическое содержание, условия и динамика развития)…………………………………………………………………………………..…..63
42.Методы развития органов чувств у детей дошкольного и мл.школьного возраста (М. Монтессори). Основные принципы обучения, воспитания и развития Вальдорфской педагогики…………………………………………………………………………………….64
43. Основные принципы формирования личности в бихевиоризме……………………..65
Проверочный тест — Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе………………………………67
аздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН.
cyberpedia.su
Знания, умения, навыки (ЗУН) — Мегаобучалка
Личность как содержательное обобщение высшего уровня
Академик РАО В.В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающий теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня является и понятие личности.
Человек-индивид представляет (условно) совокупность физического и психического содержания. Психика человека (в материалистической концепции -продукт высокоорганизованной материи), в свою очередь, делится (не резко) на’ две части: эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью.
Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромны спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность.
Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознание человеком существования своего «Я» в .мире и обществе себе подобных (самосознание).
Личность — это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:
— совокупность социально значимых свойств человека;
— система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; -система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;
— осознание окружающего мира и себя в нем;
— система потребностей;
— совокупность способностей, творческих возможностей; -совокупность реакций на внешние условия и т. д.
Все это образует содержательное обобщение «личность».
Структура качеств личности
Вкачествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову).
1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).
2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.
3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин — ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности — СДП (сфера действенно-практическая).
4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно — СУМ).
Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности вместе с комплексом соответствующих ЗУН представляют сферу эстетических и нравственных качеств (условно — СЭН).
Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует «направленность» — социальная сущность человека.
Однако в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут проявляться на всех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определенный «каркас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему.
Знания, умения, навыки (ЗУН)
Знания и их классификация.Знания — проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Наиболее распространены следующие классификации знаний.
По локализации отражения выделяют:
индивидуальные знания (сознание) — совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;
общественные знания — продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.
Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.
По форме отражения ЗУН выделяют:
— знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;
— образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;
— вещественные, существующие в предметах труда, искусства — овеществленные результаты деятельности;
— процедурные — те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.
Обширна классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.
По психологическому уровню выделяют: знание — узнавание, — воспроизведение, — понимание, — применение, — автоматические действия, — отношение и знание — потребность.
По степени обобщенности: факты — явления, понятия — термины, связи — закономерности, гипотезы — теории, методологические знания, оценочные знания.
Ассоциативная модель индивидуальных знаний.Органы чувств передают чес сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти — фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов — ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).
Сознание способно выделять в этих фактах и связях основные и второстепенные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи и закономерности, скрытые от непосредственного восприятия, решать поставленные внешними обстоятельствами задачи.
Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие — не то, что наблюдается, а это абстракция, выражающая внутреннее смысловое содержание объектов познания.
Умения и навыки.Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности — умениями и навыками. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению деленной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Умение включает и использует все относящиеся сюда навыки личности.
Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить внавыки. Навыки— это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык -это автоматизированное умение.
Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).
ЗУНы определяют так называемую «объемность»личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности — способам умственных действий.
megaobuchalka.ru
Что такое зун в педагогике. Проблемы образования и их решение
В современной психолого-педагогической литературе используется аббревиатура «ЗУН», под которой понимаются знания, умения и навыки.
Определение и сущностные характеристики знаний
Ядром содержания обучения являются знания, усваиваемые обучающимися. На основе знаний происходит формирование умений и навыков, умственных и практических действий, формируются нравственные убеждения, эстетические взгляды, мировоззрение.
Определение 1
В современной литературе под знаниями понимается результат процесса познания действительности, который проверен в общественно-исторической практике и удостоверен логикой, выражается в адекватном отражении в сознании человека в форме представления, понятия, суждения или теории.
Виды знаний:
- донаучные;
- житейские;
- художественные;
- научные (эмпирические и теоретические).
Качественными характеристиками знаний является наличие:
- системности;
- обобщённости;
- осознанности;
- гибкости;
- действенности;
- полнты;
- прочности.
На знания, получаемые в процессе обучения, влияют:
- достигнутый уровень познания явлений;
- цели обучения;
- индивидуальные особенности школьников;
- имеющийся запас знаний;
- уровень интеллектуального развития;
- адекватность усваиваемых знаний возрастным особенностям ребёнка.
Изначально знания осмысливаются и воспроизводятся, затем – понимаются, после чего происходит применение знаний в знакомых и новых условиях. Усвоение знаний может проходить на разных уровнях – репродуктивный уровень характеризуется воспроизведением учебного материала по образцам или по инструкциям, на продуктивном уровне осуществляется поиск и нахождение новых знаний или нестандартных способов действий.
Характеристика умений и навыков
Кроме знаний, в процессе обучения происходит формирование на основе знаний разнообразных умений и навыков.
Определение 2
Умение является промежуточным этапом в овладении новыми способами действия, основанными на знаниях.
Определение 3
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, вырабатываемого в процессе его выполнения.
В процессе обучения происходит формирование учебных умений и навыков, которые могут быть общими или узкопредметными. Процесс формирования умений и навыков длителен по времени, может занимать несколько лет.
Применение ЗУН
Применение знаний, умений и навыков является важным условием осуществления подготовки школьников к жизни, путём, устанавливающим связь теории и практики в образовательно-воспитательном процессе. Применение их способствует стимуляции учебной деятельности школьников, развитию уверенности учащихся в собственных силах. Полученные знания представляют собой средство воздействия на предметы и явления окружающего мира, а сформированные навыки и умения – орудие практической деятельности в процессе применения.
Применение ЗУН представляет собой этап их усвоения, организуется средствами разнообразных видов деятельности, существенным образом на применение знаний, умений и навыков влияет характер учебной дисциплины, специфика содержательной стороны изучаемого материала. Организуется педагогом в ходе специальных упражнений, лабораторных и практических работ.
Осуществление самоконтроля способствует более успешному применению ЗУН на практике.
Продолжение. Начало в №№ 39-46
Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).
Акценты целей
Ц Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.
Ц Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.
Ц Помочь ребенку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства.
Гипотезы
Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.
Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.
— «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
Ученик ценен воспроиз
greatphis.ru
Основные категории и понятия дидактики. Знания, умения, навыки.
В данной статье будет раскрыты основные категории и понятия дидактики. Статья достаточно объёмная, поэтому разбита на несколько частей. Ждём продолжения.
Основные категории дидактики.
Основные дидактические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть категориями дидактики.
К основным дидактическим категориям относятся: обучение, образование, а также общенаучные категории развитие и формирование.
Обучение — это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН).
Знания — это отражение человеком объективной действительности в виде фактов, представлений, понятий и законов науки.
Умение — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки — это компоненты практической деятельность, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем неоднократного повторения.
В процессе обучения при освоении знаний происходит и формирование мировоззренческих, социальных, идеологических, нравственных и других качеств личности.
Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. И наоборот, при любом воспитании происходит обучение. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Поэтому области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.
Образование — это процесс и результат овладения системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.
Еще в XIX в. получение образования отождествлялось с формированием человека.
В настоящее время, в связи с огромным объемом знаний, накопленных человечеством, невозможно утверждать, что какой либо человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после длительного обучения.
Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, умеет логически выделять причины и следствия, мыслить.
Продолжение тут.
Похожие записи:neudoff.net
Психологические основы деятельности учащихся в учебном процесе. ЗУН в современной дидактике
Обучение — это система познавательных действий учащегося, направлена на решение учебно-воспитательных задач .Соответствующее отношение людей к обучению способствует развитию их высших психических функций. Современная педагогическая психология ориентирует на активное формирование психологических функций Отсюда важное методологическое значение имеет идея такого построения обучения, которая учитывала бы зону ближнего развития ребенка т.е. необходимо ориентироваться не на сегодняшний уровень развития, а на более высокий, который ученик может достичь под руководством и с помощью учителяя. В современной педагогической психологии обосновано положение о том, что для каждого возрастного периода есть свой характерный, ведущий вид деятельности: в дошкольном — игра, в младшем школьном — обу ния, в среднем школьном возрасте — развернутая общественно полезная деятельность. Основываясь на учение Л.Выготского, российские психологи Леонтьев, Ельконин, Давыдов, Занков, Гальперин разработали теоретические основы обучения, котрые особенно положительно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также обеспечивают ее разностороннее развитие. (Ельконин и Давыдов предложили первоначальное ознакомление учащихся с некоторыми более обобщенными теоретическими положениями, чтобы потом дедуктивно получать из них частные свойства, более конкретные знания ния о явлениях предметного характеру.)
Несмотря на разнообразие подходов к характеристике процесса учебной деятельности, можно выделить некоторые типичные варианты действий ученика под руководством учителя и в процессе самостоятельной учебной деятельно ности как на уроке, так и в домашней работе.
Выделяют два типичных варианта учебной деятельности школьников:
— первые осуществляется в процессе урока или другой формы обучения, где ведущая, направляющая роль принадлежит учителю;
— второй — во время самостоятельной работы учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий
В первом случае выделяются следующие учебные действия школьников:
— осознание учебных задач и плана действий, предложенных учителем;
— осуществление учебных действий, направленных на решение данных задач;
— регулирование учебной деятельности в процессе контроля и самоконтроля;
— анализ учебной деятельности, осуществленной под руководством учителя
Во втором случае в основном выделяют следующие действия:
— планирование или конкретизация задач своей учебной деятельности;
— планирование методов, средств и форм учебной деятельности;
— самоорганизация учебной деятельности;
— самоконтроль в процессе учебной деятельности;
— саморегулирование обучения;
— самоанализ результатов учебной деятельности
.)Функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике
Очень часто под знаниями понимается осознанно воспринятая человеком и фиксированная в его памяти информация об объективной действительности. Однако в такой трактовке знания являются продуктом субъект-объектного взаимодействия. Более емким представляется определение Ж. Пиаже, уделявшего много внимания изучению природы креативности. Он полагал, что знание есть результат структурирования реальности, а не просто ее копия, и что развитие интеллекта есть процесс конструкции, осуществляемой субъектом, который привносит ее во внешнюю реальность, а не извлекает оттуда. С Ж. Пиаже солидарны современные отечественные педагоги. По их мнению, научные знания, включающие в себя факты, понятия, законы, закономерности и теории, должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Ж. Пиаже также выдвинул постулат о том, что знание есть действие.
Очевидно, что знание об объекте, в конечном счете, определяет действия, которые можно над ним совершить. «Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего». усвоение знаний (по А. Л. Бердичевскому) происходит на четырех уровнях: осознанного восприятия, запоминания (воспроизведения), применения знаний по образцу (в знакомой ситуации) и в творческом применении знаний (в незнакомой ситуации). Четыре уровня усвоения (знакомство, репродукция, полноценное знание, трансформации) характеризуют достигнутые результаты, четыре уровня познавательной активности (информационный, репродуктивный, проблемный, эвристически-исследовательский) — пути их достижения.
students-library.com