Способы самовоспитания – , — : ,

Содержание

Понятие о самовоспитании. Сущность, структура, методы самовоспитания.

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 15Следующая ⇒

Самовоспитание – это сознательная и целенаправленная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, направленная на развитие и самосовершенствование самой личности.

В основе самовоспитания лежит совокупность побуждений, мотивов. Возникновение мотивации самовоспитания и превращение самовоспитательной деятельности в привычную форму жизнедеятельности, в свойство личности, происходит постепенно и проходит через определенные этапы. Динамика становления самовоспитания личности может быть представлена следующим образом.

Начальная стадия самовоспитания – стадия внешнего требования – свойственна младшему подростковому возрасту и частично приходится на младший школьный возраст. Самовоспитание возникает в результате воспитания, побудителями активного отношения ребенка к этому процессу являются требования взрослых. Ребенок выполняет требования взрослых, вначале ориентируясь на образцы поступков (подражание) или на "инструкцию" воспитателей; затем появляется способность к выбору варианта поступка; позже эти общественные требования начинают выступать как внешние регуляторы поведения и как средства саморегуляции.

Следующая стадия – стадия вынужденности – характеризуется тем, что человек вынужден изменяться, подчиняясь той или иной ситуации. На этой стадии личностные изменения начинаются с их осознания и уже произвольно регулируются. При этом подражательность и подчинение инструкции полностью не исчезают.

Третья стадия развития личности в этом контексте – сознательное самовоспитание. Его движителем являются внутренние потребности личности. Мотивация становится ведущим компонентом самовоспитания. Эта мотивация появляется в результате процесса, который носит название интериоризация: под влиянием внешних условий формируются структуры самовоспитательных действий – самоубеждение, самомотивация, самоприказ и т.п., которые затем переходят во внутреннее, идеальное.

Средства самовоспитания – это орудия и способы воздействия человека на себя самого, которые опосредуют цели и результат самовоспитания, все материальные и наматериальные объекты, которые помогают становлению мотивации самовоспитания и осуществлению самой этой деятельности.

Главным из таких средств является практическая деятельность человека, ее содержание, при этом деятельность не искусственная, а реальная. Другие средства самовоспитания: предметы искусства, культуры и быта, в которых находит отражение человеческая жизнь; книги, биографии известных людей; дневник и т.п.

Методы самовоспитанияпути достижения цели самовоспитания, решения поставленных человеком самовоспитательных задач.

Методы самовоспитания представим в последовательности, соответствующей логике осуществления деятельности по самовоспитанию.

1. Определение целей и направления самовоспитания.

Основные методы на этом этапе таковы.

Самопознание – изучение самого себя, определения уровня развития личностных качеств.

Самонаблюдение – фиксация и анализ поступков за определенный промежуток времени и фактов собственной жизни. При анализе данных самонаблюдения человек обращает внимание на то, выражением каких мыслей, чувств, качеств и отношений являлись поступки. Самонаблюдение нередко осуществляется в процессе самоиспытания.

Самоиспытание – преднамеренное погружение человеком себя в ситуацию, требующую проявление того или иного качества. Ситуация самоиспытания может быть им специально создана.

Самоанализ – критическая оценка фактов поведения, соотнесение их с идеалом. Самоанализу способствует определение идеала – нравственного, трудового, эстетического и др. В младшем школьном возрасте идеалами могут быть и реальные люди – родители, учительница; в более старших возрастах – кумиры кино и шоу-бизнеса, товарищи.

Самооценка – способность личности к оценке себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей (А. В. Петровский), а также как фиксация результата познания себя (И. И. Чеснокова). Это многокомпонентное личностное образование, включающее: представления школьников о самооценке, об индивидуальных качествах и умениях, об эталонах поступков и действий; потребности, интерес и творческое отношение к деятельности по самопознанию и самооцениванию; владение разными способами самооценивания, способность к развернутой, дифференцированной самооценке, адекватная оценка деятельности партнеров, умение критически отнестись к оценке товарищей и принять или не принять ее; основы саморегуляции в процессе деятельности, основанной на рефлексии, и выбор на ее основе реальных шагов целеполагания и целереализации по вхождению в систему социальных отношений.

2. Этап выработки плана самовоспитания.

Самообязательство (самопрограммирование) – план работы над собой, включающий представление о конкретных качествах, степени их сформированности и систему конкретных действий по их приобретению.

Самостимулирование – это самокритика, наличие конкретных целей, определенных во времени.

3. Этап реализации плана самовоспитания.

Самоинструкция – человек заранее предусматривает свои действия в той или иной ситуации.

Самоубеждение – рассмотрение доводов и контрдоводов, самодискуссия, самооправдание, построение цепочки: должен – хочу – могу на основе логических приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Самовнушение – произнесение в утвердительной форме, от своего имени, в настоящем времени конечного или промежуточного результата самовоспитания. Может осуществляться в форме аутотренинга, перед засыпанием или сразу после пробуждения.

Самопринуждение. Его основной прием: самоприказ – жесткое, оформленное в рамочном режиме, решение; предполагает наличие и использование определенных волевых усилий, уверенности в себе.

Самоободрение – более мягкая форма; иногда человек использует способы самопоощрения: запись в дневнике, долгожданное событие, самопохвалу.

4. Этап подведения итогов работы по самовоспитанию.

Самоконтроль – рациональная рефлексия и оценка человеком собственных действий на основе личностно-значимых мотивов и установок. Это комплекс автономных, но взаимосвязанных действий – сравнения и сопоставления, сличения, анализа, синтеза, планирования, предвидения, переноса и последующей коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий.

Самоотчет – повышает эффективность самоконтроля. В процессе практической деятельности по самовоспитанию человек отдает себе отчет в своих поступках, вносит коррективы, стабилизирует поведение в нужном направлении, тем самым делая свою личность объектом своего сознания и произвольности.

Самовоспитание – это та деятельность, без которой невозможно развитие человеческой личности. Для достижения значимых результатов деятельность должна быть целенаправленна и спланирована. Этому служат программы самовоспитания, которые в явном или неявном виде составляют люди.

Принятая в прошлых веках привычка многих образованных людей вести подробные дневники – своеобразный прием самовоспитания. В таких дневниках не просто описывались события прошедшего дня. Важнее было передать свое отношение к происходящему, зафиксировать чувства, изложить свои соображения, произвести самоанализ. Возвращаясь к дневниковым записям, человек мог переосмыслить события прошлого, сделать важные для себя выводы, определить причины успехов и неудач. В дальнейшем это и составляло основу для самокоррекции и самовоспитания.

Анализ программ самовоспитания и дневниковых записей позволяет увидеть направления, методы и ход работы людей над собственной личностью. Поскольку эти программы адресовались людьми самим себе, в них отсутствует назидательность и резонерство; чувствуется искренность и правдивость. Такого рода документы представляют ценность для других людей.




infopedia.su

Методы самовоспитания - идея, 1 фото в разделе Педагогика, Психология и философия

Методов самовоспитания на данный момент существует множество. Направления у большого их количества не совпадают, и не всегда одним и тем же методом можно избавиться, например, от лени и агрессивности. Поэтому, выбирая конкретную методику самовоспитания для себя лично, следует задуматься над тем, на что она сможет успешно воздействовать, а на что — нет. Кроме того, каждый желающий совершенствоваться человек должен уметь оценивать свои силы и представлять, какие из методов будут ему по силам.

Ниже приведены девять наиболее распространенных в современной психологии методов самовоспитания, рассчитанных на людей с более сильными и более слабыми характерами, большей и меньшей силой воли.

Метод самовнушения (кстати, общеизвестный и прославленный аутотренинг считается частью этого метода). Пожалуй, это самый известный метод самовоспитания. Человек, желающий воспользоваться этой методикой, должен примерно представлять себе, как ему необходимо поступать или что чувствовать в некотором идеальном варианте (т. е. как он хотел бы себя вести, но по определенным обстоятельствам это не получается). Выбрав определенный план своего поведения, человек начинает внушать сам себе, что будет поступать именно так, и никак иначе (лучше вслух — для более сильного воздействия на память и подсознание).

Через какое-то время модель поведения, установленная человеком, закрепляется в его подсознании и начинает воздействовать на все его поступки. Тогда один конкретный шаг самовоспитания этим методом можно считать пройденным, чтобы приступать к обработке следующего недостатка. Например, как с помощью самовнушения заставить себя погасить неожиданно вспыхнувшую злость.

Психологами доказано, что эмоции неразрывны со своими внешними проявлениями, поэтому достаточно избавиться от одной составляющей, чтобы сама собой исчезла и другая.

Если вы с трудом сдерживаете злость, чтобы не сорваться на ком-то из своего окружения, поскольку делать это чревато (например, причиной злости стал начальник, и выплеснуть всю мощь возникшей ярости хочется именно на него), попробуйте уничтожить внешнее проявление эмоции. Для этого необходимо сначала выправить дыхание (злость делает его частым, иногда прерывистым): заставьте себя дышать глубже и медленнее. Насильно придайте лицу выражение ледяного спокойствия, это, кстати, еще и неплохая тренировка силы воли. Когда внешне вы станете средоточием вселенского спокойствия, начните мысленно внушать себе, что совершенно спокойны, что не злитесь, что никто и ничто не может вывести вас из равновесия. Как показывает практика, успокоение приходит очень и очень быстро, главное — успеть поймать момент быстрого нарастания ярости и не дать ей выплеснуться на окружающих людей.

Метод самоубеждения заключается в следующем: человек выбирает некоторый свой недостаток, от которого желает избавиться, должен сам себя убедить в его исключительном вреде. Причем убеждение необязательно должно быть мысленным; гораздо полезнее и действеннее, если вести такую «дискуссию» самому с собой вслух, в этом случае идет воздействие еще и на слуховую память, которая нередко работает лучше мысленной и в необходимый момент вполне может напомнить человеку о его решении избавиться от конкретного недостатка.

Метод самокритики. Желающий воспользоваться этим методом должен выявить и выбрать какой-то один свой недостаток и подвергнуть его жесточайшей критике со своей же стороны. Таким образом, недостаток, который раньше мог казаться даже незначительным, теперь в подсознании будет значиться как существенный и исключительно вредный, и поэтому подсознание вкупе с памятью, запечатлевшей все отрицательные стороны этого конкретного недостатка, будет стараться избегать дальнейших его проявлений. Но критика для успешного использования этого метода должна быть действительно жестокой и безжалостной.

Для людей, склонных бесконечно жалеть и холить свою персону, самокритика как метод самовоспитания не подходит.

Метод самообязательства. Суть метода заключается в следующем: человек обязуется перед самим собой выполнять (или, наоборот, не выполнять) какие-то действия, после чего старается не нарушать свое же данное слово, пока следование плану поведения не превратится в привычку. Этот метод похож на метод самоубеждения и достаточно действен, если человеку, решившему изменить себя, несвойственно с легкостью забывать о своих обещаниях, — для таких личностей данный способ самовоспитания, к сожалению, не подходит.

Метод самопринуждения (самоприказания). Это, пожалуй, наиболее действенный метод для людей со слабой волей, умеющих определить свои недостатки, но не имеющих достаточной духовной силы для борьбы с ними. Данный метод требует от человека научиться именно командовать самим собой, а не уговаривать себя несчастного сделать что- нибудь полезное или даже необходимое. Применяющий метод самопринуждения человек должен приказать себе действовать так, чтобы противостоять каким-то негативным сторонам своего характера, причем приказать настолько сильно и властно, чтобы не осмелиться ослушаться. Помимо прочего, этот метод еще тренирует и силу воли, что делает его вдвойне полезным для слабохарактерных личностей.

Метод самоанализа. Очень действенный, но и наиболее сложный из методов самовоспитания. Человеку всегда трудно взглянуть на себя со стороны и попытаться объективно оценить все свои поступки, тогда как метод самоанализа подразумевает именно это. Воспитываемый человек, выбравший эту методику, должен стараться ежесекундно отслеживать свое поведение, включая мимику, выражения лица, выбираемые для общения речевые обороты, и внимательно анализировать каждый свой шаг, каждый жест, каждое слово, стараясь понять, что приемлемо в общении с другими людьми, а что — нет. Сложность метода оправдывается тем, что он действует сразу на многие черты характера человека, заставляя его контролировать практически все свои негативные стороны и в то же время совершенствовать свою вежливость, умение общаться с окружающими людьми.

Метод эмпатии (эмпатия — умение человека отождествлять себя и свои ощущения с другими людьми, сочувствовать и сопереживать им). Этот метод действенен только в воспитании милосердия, сострадания, участливости, человеколюбия. Воспитываемый таким методом человек должен научиться представлять себя на месте любого другого из своего окружения, вместе с ним чувствовать и переживать. Этот метод не только заставляет человека прислушиваться к чувствам людей, его окружающих, но и побуждает его к совершенствованию собственного характера: если воспитываемый видит, как окружающим неприятны его жадность, грубость, вспыльчивость, у него появляется стимул преодолеть эти негативные стороны своего характера.

Метод самонаказания. Эта методика, как и метод самокритики, не годится для излишне самолюбивых людей, так как подразумевает наказание за каждое малейшее отклонение от выбранных человеком для себя норм поведения. Наказание, разумеется, выбирается исключительно «самовоспитывающимся» человеком и зависит от его личных симпатий и предпочтений (например, наказанием может быть отказ от просмотра любимого сериала в день совершения провинности, запрет на любимую булочку к чаю или просто внеплановая уборка коридора). Метод достаточно универсален и подходит для любого человека, обладающего достаточной силой воли, кроме того, весьма действен. Самонаказание может быть не только самостоятельным методом самовоспитания, но и добавочным элементом к любому другому методу, применяемым в том случае, если воспитываемый не проявил достаточную волю и не смог придерживаться собственного плана поведения.

Метод положительного подкрепления. Этот метод по сути своей противоположен самонаказанию. Сильной его стороной является то, что он годится и для самовлюбленных, и для слабохарактерных личностей, однако метод менее действен. Он заключается в том, что воспитываемый человек должен сам поощрять каждое свое правильное действие, совпадающее с правильной реакцией на некий внешний раздражитель (правильная реакция — часть плана поведения), чем-то приятным для себя. Как и в методе самонаказания, поощрение выбирается исключительно самим воспитываемым человеком и может иметь самые разнообразные воплощения — от вкусной конфеты к вечернему чаю до поездки на пикник за город.

Следует помнить, что наличие «преподавателя» (в данном случае человека, который будет стараться следить за точностью выполнения разработанного воспитываемым человеком плана поведения) существенно облегчило бы задачу по совершенствованию личности, так как со стороны значительно проще анализировать поступки воспитываемого человека и оценивать их адекватность и тождественность плану поведения. Однако работа над собой все же приносит больше результатов, если ведется исключительно одним воспитываемым человеком, так как ведется еще и работа, направленная на развитие силы воли, что также крайне полезно для любого человека.

kideya.ru

Методы самовоспитания. Сущность, методы и этапы самовоспитания

Похожие главы из других работ:

Воспитание и самовоспитание младших школьников

2.1 Выделение методов воспитания и самовоспитания

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак "характер метода" включает в себя направленность...

Воспитание и самовоспитание пожарных

1.4 Сущность самовоспитания пожарных

Внутреннюю основу самовоспитания составляет потребность в самосовершенствовании. Процесс самовоспитания имеет свою логику и этапы развития. Современная действительность потребовала по-новому посмотреть на пожарных...

Значение этического просвещения, обогащения личного опыта и стимулирования самовоспитания учащихся в процессе формирования гуманистических качеств

4. Стимулирование самовоспитания как педагогическая задача

Педагогическое стимулирование самовоспитания представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе...

Приемы самовоспитания воли в юношеском возрасте

1.Теоретические положения о понятии самовоспитания.

...

Приемы самовоспитания воли в юношеском возрасте

1.1Понятие самовоспитания

Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов...

Приемы самовоспитания воли в юношеском возрасте

1.2 Основные труды по проблемам самовоспитания.

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой...

Приемы самовоспитания воли в юношеском возрасте

1.3. Движущие силы и механизм самовоспитания.

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств...

Приемы самовоспитания воли в юношеском возрасте

2. Приемы самовоспитания воли.

...

Приемы самовоспитания воли в юношеском возрасте

2.1 Соблюдение условий приемов самовоспитания.

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий. 1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности...

Самовоспитание личности: пути, средства и методы

1.2 Пути, методы и средства самовоспитания

Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере и поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения...

Самовоспитание личности: пути, средства и методы

1.3 Особенности самовоспитания подростков

Самовоспитание как процесс усвоения человеком, опыта предшествующих поколений, широко представлен в исследованиях разных наук, связанных с развитием человека. Среди них общая, возрастная и социальная психология (А.Я. Арет, Л.С. Выготский, И.С...

Самовоспитание личности: пути, средства и методы

2.2 Организация процесса самовоспитания у подростков

Самовоспитание подростка и юноши нуждается в участии и поощрении со стороны взрослых, ведь именно они создают для этого основные возможности. Взрослым - и родителям, и педагогам - следует активно поддерживать стремление детей к самовоспитанию...

Сущность, методы и этапы самовоспитания

Сущность, методы и этапы самовоспитания

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно...

Сущность, методы и этапы самовоспитания

Этапы самовоспитания

Процесс самовоспитания включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. 1. Первый этап - принятие решения. Все начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования...

Технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию

1.4 Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков

Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков разработана на основе элективный курса «Профессиональное самоопределение»...

ped.bobrodobro.ru

самопознание, самообладание и самостимулирование. — КиберПедия

Методы самовоспитания

К методам самовоспитания относятся:

1) самопознание;

2) самообладание;

3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

Самовоспитание человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности - устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.

Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения

Среди методов самовоспитания можно отметить следующие:

Самоубеждение – метод, основанный на самооценке. Выявив в себе нехорошее, человек обычно мысленно убеждает себя в необходимости искоренения этого недостатка.

Самообязательство. Этот метод заключается в проговаривании человеком обязательства, которое он дает сам себе. При постоянном напоминании себе о нем, сознание стремиться выполнить его, что ведет к постепенному формированию соответствующей привычки.

Самокритика – метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению дурного.

Эмпатия– мысленный перенос себя на место другого человека. Этот метод особенно эффективен в воспитании у себя нравственных качеств, способности сочувствовать, сопереживать, стремиться оказать помощь и т. д. Применяя этот метод, человек старается увидеть себя со стороны, пытаясь понять, как воспринимают его окружающие, и, исходя из этого, стремиться выработать в себе такие качества, которые вызывают у людей положительную оценку.



Самопринуждение и самоприказ. Этот метод следует применять, при воспитании воли. В случаях, когда человек осознает необходимость совершения какого-то действия, но не имеет достаточно воли к его совершению, нужно дать себе мысленный, а по возможности словесный приказ, сделать необходимое.

1. Механизмы духовно-нравственного самосовершенствования:

1) cамоанализ. Представляет собой приемы научения школьников способам самоанализа, это оценка своего поведения, о своем месте в коллективе, о взаимоотношениях с одноклассниками, родственниками, учителями.

2) самокритика. Представляет собой формирование на базе самоанализа способности критически оценивать свои действия, поведение, взаимоотношения в обществе и семье.

3) самопознание. Цель – осознание и составление целостного и совокупного портрета собственного «я», «я»-концепции, формирование жизненных целей, определение своего места в мире;

4) самоочищение. Проявляется как средство избавления от внутренних кризисов и конфликтов.

 

 

2. Методы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, рационального и эмоционального самоуправления:

1) самовоспитание. Представляет собой способность учащегося перемещать внешние воспитательные воздействия во внутреннюю среду по механизму интроспекции.

2) самообучение. Цель самообучения состоит в перемещении методов и способов учебной работы во внутренние рамки личности. Самообучение – противоположная сторона обучения;

3) самообразование. Оно основывается на самовоспитании и самообучении и представляет собой формирование у школьников стремления к приобретению различных знаний и умений;



4) самообладание. Представляет собой способность самонаблюдения и контроля за интеллектуально-эмоциональными и психофизиологическими процессами;

5) самоограничение. Суть его состоит в том, чтобы уметь в пользу дела отказываться от каких-либо личных желаний и удовольствий;

6) cамоконтроль. Тесно взаимосвязан с самоограничением, является внутренним контролером собственного «я»;

7) самостимулирование. Сущность его заключается в том, чтобы уметь совмещать приятное с полезным, т. е. находить в нужной для себя деятельности приятные моменты;

8) самоторможение. Похожий принцип действия у метода самоконтроля. Сущность заключается в том, чтобы в различных ситуациях уметь останавливать себя.

Методы самоорганизации воли и поведения выявляются в личности школьника в виде результативной самодисциплины, добросовестного отношения к деятельности, обществу и самому себе.

Самовоспитание формирует нравственно-моральную личность, которой присущи интеллектуальная свобода и свобода выбора и поведения. решения задач самовоспитания

 

 

cyberpedia.su

26 способов саморазвития и самовоспитания личности

Любите развиваться? Постоянно ищите способы самосовершенствования? Стремление к личностному росту – очень важная черта характера, которая должна доминировать над многими другими. Именно благодаря умению расти, улучшать себя, люди получают максимальную отдачу от жизни.

Человеческий потенциал – безграничен, поэтому дорога к самосовершенствованию не заканчивается никогда. Чем больше человек растет, тем больше он понимает, что ему еще есть куда развиваться.

Статьи по теме

Не хотите останавливаться на достигнутом? Собранные в статье способы саморазвития помогут двигаться дальше.

Читайте книги каждый день

Книги – концентрированные источники мудрости. Чем больше читаете, тем больше обретаете. Уделяя внимание чтению книг каждый день, человек питает мозг большим количеством знаний, расширяет словарный запас, обогащает внутренний мир.

Учите языки

Изучение языка – совершенно новый навык, а процесс знакомства с ним – совершенно другой опыт и возможность узнать культуру, традиции народа.

Найдите новое хобби

Есть ли что-то новое, что может заинтересовать, помимо обычных любимых увлечений? Какой-нибудь вид спорта или развлекательные интересы, такие как танцы, дегустация вин, кулинария? Возможно, есть желание записаться на курсы? Изучение чего-то нового развивает в различных аспектах: физически, умственно или эмоционально.

Создайте вдохновляющую комнату

Окружение задает настроение и ритм. Если живете во вдохновляющей среде, заряжаетесь энтузиазмом каждый день. Сделайте ремонт в комнате, обставьте так, чтобы она мотивировала на новые свершения.

Преодолейте страхи

У всех есть свои страхи - неуверенности, публичных выступлений, риска... Они удерживают людей в одном положении и мешают им развиваться. Признайте, что страхи отображают области, в которых можно расти. Они выступают в качестве компаса для личностного роста. Если испытываете страх, тогда еще есть куда развиваться. Преодолейте его и станете на ступеньку выше.

Прокачайте навыки

Если играли когда-нибудь в видеоигры, особенно РПГ, тогда точно знаете концепцию. Совершенствование навыков требует опыта, который поможет стать лучше и сильнее. Хотите «прокачать» ораторские способности или стиль письма? Составьте список своих навыков, займитесь их улучшением.

Просыпайтесь рано

Раннее пробуждение (скажем, в 5-6 утра) улучшает продуктивность и качество жизни. Это объясняется тем, что сознание настраивается на продолжение активности в течение дня, пробуждает движущую силу.

Придерживайтесь еженедельного плана тренировок

Лучшее начало для самосовершенствования – поддержание хорошей физической формы. Попробуйте бегать трусцой не реже 3 раз в неделю по 30 минут. Для разнообразия можете разбавить бег плаванием или уроками физкультуры.

Начните писать Руководство по жизненному пути

Руководство по жизненному пути – идея, которая может стать решающей для дальнейшего прогресса. Фактически, это – книга, содержащая основные сведения о том, как можно прожить жизнь полноценно. В ней описываются цели, принципы и ценности.

Напишите письмо своему будущему Я

Кем видите себя через 5 лет? Будете ли таким же, как сейчас? Каким человеком станете?
Напишите письмо будущему себе и запечатайте его. Для начала попробуйте взять период 1 год. Отметьте в календаре дату открытия. Затем начните работать, чтобы стать человеком, который должен прочитать это письмо.

Покиньте зону комфорта

Настоящий рост приходит через тяжелую работу. Комфорт не помогает развиваться. Он заставляет останавливаться на половине пути.

Какова ваша зона комфорта? Боитесь выйти из нее в большинстве случаев? Держитесь в пределах личного пространства в присутствии других людей? Встряхнитесь. Сделайте что-нибудь другое.

Открывая себя новой ситуации, человек буквально растет по мере того, как учится действовать в новых обстоятельствах.

Бросьте кому-нибудь вызов

Конкуренция – один из лучших способов личностного роста. Поставьте задачу (похудение, физические упражнения, увеличение прибыли), соперничайте с заинтересованным другом, чтобы увидеть, кто достигнет цели первым. Благодаря этому оба участника добиваются большего, чем если бы они отправились по выбранной дороге в одиночку.

Определите слепые пятна

С научной точки зрения, слепые пятна относятся к областям, которые глаза не способны видеть. С точки зрения личностного развития, слепые пятна – что-то о себе, о чем человек не знает. Обнаружение слепых зон помогает определить области для совершенствования.

Попробуйте идентифицировать вещи/события/людей, которые вызывают раздражительность/обиду/сомнения. Они и будут слепыми пятнами. После этого продумайте шаги по их устранению.

Попросите об обратной связи

Как бы человек не старался совершенствоваться, у него всегда будут слепые пятна. Обращение за отзывом дает дополнительную точку зрения, перспективу развития. Можно попросить об этом семью, друзей, коллег или даже простых знакомых. Это должны быть люди, у которых не будет предвзятого отношения, и они смогут дать объективную оценку.

Сосредоточьтесь на списке дел

Начинайте день со списка задач, которые хотите выполнить. Это помогает сосредоточиться и провести время с пользой.

Установите большие и смелые цели

Такие цели заставляют выйти за пределы нормальных способностей. Так как они большие и смелые, для их реализации требуются нестандартные подходы. Подумайте о том, что могло бы заставить чувствовать себя на вершине мира. Решили? Приступайте к выполнению задуманного. Чтобы достичь успеха в жизни, научитесь устанавливать SMART-цели.

Признайте свои недостатки

У всех есть недостатки. Самое главное: понять их, признать и начать работать над ними. Как считаете, какие они? Над чем можно начать работу прямо сейчас? Какой подход выбрать?

Действуйте

Лучший способ учиться и совершенствоваться – действовать. Что собираетесь делать? Какие меры можете принять немедленно? Ожидание ничего не дает. Действия дают моментальные результаты, на которых можно учиться.

Откажитесь от дурной привычки

Есть ли вредные привычки, от которых можно отказаться? Любите много спать? Не тренируетесь? Опаздываете? Сутулитесь? Кусаете ногти? Курите?

Выработайте новую привычку

Некоторые хорошие новые привычки включают чтение книг, статей о личностном росте, раннее пробуждение, физические упражнения и медитацию. Есть ли еще какая-то привычка, которую можете выработать, чтобы улучшить себя?

Избегайте негативных людей

Как говорит известный американский автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и жизни, -  Джим Рон: «Вы – это "среднее арифметическое" тех пяти человек, с которыми вы проводите большую часть своего времени». Куда бы вы ни пошли, всегда найдутся негативные люди. Не проводите слишком много времени рядом с ними, если чувствуете, что они тянут вниз.

Учитесь иметь дело с трудными людьми

Иногда общения с трудными людьми нельзя избежать. Например, на работе, или если человек является частью внутреннего круга контактов. Найдите способы справляться с ними.

Учитесь у своих друзей

У каждого есть удивительные качества. Попробуйте подумать о хорошем друге. Какое у него есть качество, которое хотелось бы перенять? Какие методы можно использовать, чтобы научиться у него? При необходимости обсудите с ним этот вопрос.

Не тратьте время на чаты

Все приложения с чатами приводят к потере времени, которое можно уделить другим видам деятельности, приносящие пользу. Отключите автоматический запуск, включайте их только тогда, когда действительно есть свободное время на них.

Перестаньте смотреть телевизор

Большинство программ и рекламных объявлений на телевидении обычно снижают уровень сознания, не помогают расширять возможности. Если перестать смотреть телевизор, появившееся свободное время можно провести с пользой. Например, общаться с близкими друзьями, медитировать, учиться стратегическим играм, таким как шахматы, и пр.

Отпустите прошлое

Есть ли какое-то разочарование или несчастье из прошлого, за которое держитесь? Если это так, пришло время отпустить его. Оно препятствует дальнейшему движению и развитию. Оторвитесь от прошлого, простите себя и идите вперед.

Помните: если хотите заниматься личностным ростом, нужно действовать. Ответственность за собственное развитие несет только сам человек. Не нужно перекладывать вину за «неблагоприятные условия» на кого-то другого. Выбирайте один или несколько из перечисленных советов и действуйте!

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Рассказать друзьям:

sovets.net

Приемы самовоспитания. Я живу в полном духовном комфорте

Приемы самовоспитания

Как только человек начинает воспроизводить новое представление о себе, оно сейчас же вступает в борьбу с уже имеющимся представлением о себе, с различными впечатлениями прошлой жизни, прежними представлениями и понятиями. Одним словом, оно начинает конфликтовать со всем тем, что ему противоречит. Человеку требуется приложить значительные волевые усилия, чтобы хотя бы на миг удержать в сознании одну из частей нового представления о себе. Затем нужны новые волевые усилия для того, чтобы вызвать в сознании другую часть этого представления. И так до тех пор, пока не будет вызвано в сознании все представление по частям. После этого необходимо вызвать в сознании новое представление о себе в целом. И если это не удается, нужно снова и снова работать над достижением поставленной цели.

Представление о себе очень сложно, многосторонне. Для того чтобы вызвать в сознании представление о себе, необходимо ослабить все то, что противоречит этому представлению и разрушает его.

Физиологический механизм усвоения нового представления о себе очень сложен, и о нем можно говорить пока лишь в общих чертах. Как только человек начинает воспроизводить в сознании новое представление о себе, тотчас же в коре больших полушарий головного мозга возникает борьба рефлексов. Это происходит потому, что новые условные связи вступают в борьбу с ранее образовавшимся динамическим стереотипом, который постоянно поддерживается реальными раздражителями и поэтому отличается сравнительно большой прочностью. Вследствие этого тормозится формирование и становление новых временных связей, являющихся физиологической основой нового представления о себе. Борьба имеющихся и вновь образующихся временных нервных связей вызывает сшибку процессов возбуждения и торможения, что приводит к их большему напряжению. Сложившийся динамический стереотип отличается большей прочностью, а новые связи поддерживаются мощным регулирующим влиянием второй сигнальной системы, которое является физиологической основой регулирующего влияния сознания, поэтому возникает большое напряжение.

Чтобы добиться устойчивого положительного результата, необходима постоянная упорная работа над собой – занятия самовоспитанием. Существует множество приемов самовоспитания. Рассмотрим несколько наиболее важных для вас.

Самоубеждение – основной прием самовоспитания – включает в себя мысль, образ-представление, чувства и волевое усилие и создает необычайно сильный импульс с мозга во внутреннюю среду физического тела, способный влиять на анатомические структуры и изменять их.

Педагогическая наука в лице академика Российской академии образования (РАО) В. В. Коротова создала учение о самоубеждении, которое проникло во все области медицины и во все сферы жизни человека. Институт философии РАН создал философское учение о здоровье как идеальном состоянии физического тела, психики и социального комфорта. Великий русский педагог К. Д. Ушинский выступил ранее родоначальником научного понимания успешного развития человека как следствия союза медицины с педагогикой.

На практике подтверждено, что медицина и педагогика не могут развиваться в изоляции друг от друга, они должны находиться в одной организационной структуре. Союз медицины с педагогикой означает, что медицина должна быть воспитывающей, а педагогика – оздоравливающей.

Выдающийся русский физиолог П. К. Анохин, имя которого носит Институт нормальной физиологии РАМН, создал учение об опережающем отражении нервной системой. Если человек с помощью самоубеждения создаст видение себя в будущем полным здоровья, то нервная система обеспечит это состояние здоровья. Но для этого человек должен развивать способность к волевым усилиям с помощью самоубеждения.

Самовнушение. По содержанию самовнушение всегда противоречит действительности. Это его характернейшая особенность. Если нет такого противоречия, нет и самовнушения. За счет этого несоответствия человек может изменить себя.

Если самовнушение по содержанию относится только к самому человеку, он может измениться и прийти в соответствие с содержанием самовнушения. Если содержание самовнушения относится к внешним явлениям или другим людям, то в этом случае может измениться только отношение человека к ним. В этом и состоит задача такого рода самовнушения.

В настоящее время – после научного обоснования И. П. Павловым физиологического влияния слова – трудно сомневаться в действенности самовнушения вообще. Йоги Индии с помощью самовнушения добиваются поразительных эффектов. На Западе первые же попытки применения самовнушения по системе йогов сразу дали положительные результаты. В настоящее время человечество накопило огромный положительный опыт использования самовнушения.

Самое слабое действие самовнушение оказывает, если человек продумывает или проговаривает слова про себя. Наибольшего эффекта можно достичь, если достаточно громко прочитывать (а не проговаривать на память) текст самовнушения. При этом процесс возбуждения в определенной области полушарий головного мозга вызывается одновременно волевыми усилиями и тремя видами сильных раздражений: зрительными, слуховыми и кинестезическими,[1] идущими от речевых органов.

Применение самовнушения не вызывает никаких трудностей, но на практике в каждом конкретном случае разработка формул самовнушения требует огромного труда. Над разработкой отдельных формул автору этой книги приходилось работать годами, думать над одним вопросом постоянно, ежедневно проходя через тысячи неудачных или ошибочных формулировок.

Для решения обычных задач по оздоровлению организма формулы самовнушения может разработать каждый. Долгое время считалось, что полезны только утвердительные формулы, но потом оказалось, что имеют место случаи, когда отрицательные формулировки очень сильны и незаменимы. Например, формулу для заикающихся «При произношении согласных звуков не делаю ни единого лишнего движения, ни малейшего усилия» трудно заменить формулой утвердительной, которая оказывала бы столь же сильное влияние. Однако случаи необходимости применения отрицательных формул сравнительно редки. Обычно всегда, где только можно, следует применять формулы самовнушения в утвердительной форме. Например, для укрепления представления о себе как о человеке с крепким устойчивым здоровьем необходимо применять формулы типа: «Я совершенно здоров». Формулы противоположного типа: «Я не больной…» – будут приносить вред, потому что слово «больной» по физиологическому влиянию сильнее частицы «не». Такая формула может усилить представление человека о себе как о больном, а также о своей болезни вместо того, чтобы укрепить представление о своем здоровье и о себе как о человеке здоровом.

Проводят самовнушение в обычных формах: чтение про себя или проговаривание вслух написанных формул самовнушения, проговаривание их по памяти или прослушивание с магнитофонной записи. Это не требует больших волевых усилий и не представляет особой сложности. Например, йоги Индии приучают своих детей к работе над собой с того возраста, когда ребенок только начинает говорить, то есть примерно с годовалого. Едва ребенок произнесет первые фразы из двух-трех слов, как отец ему предлагает проговаривать какую-либо простейшую формулу самовнушения: «Я смелый!» В шестилетнем возрасте дети йогов уже способны публично демонстрировать сложнейшие упражнения. В нашей стране самовнушению не учат ни в детских садах, ни в школах, ни в вузах. Вот почему проведение самовнушения большинству из нас кажется чем-то необычным, а потому и трудным. Именно из-за этого люди часто откладывают работу над собой до более удобного случая и упускают драгоценное время.

В обычных жизненных условиях к работе над собой полезно психологически подготовиться. Для этой цели рекомендуется следующая формула самовнушения: «Работа над собой для меня вполне посильное дело. Я легко справлюсь со всеми трудностями самовоспитания. Самовоспитание принесет мне огромную пользу, и я с большим удовольствием буду заниматься самовоспитанием. Я никогда не буду откладывать проведение нужного самовнушения и стану использовать для этого любое время, которое у меня обычно пропадает зря. Я буду упорнейшим образом заниматься самоизменением и добьюсь своей цели: я стану таким, каким хочу быть».

Для достижения большего успеха в самоуправлении следует учиться правильному распределению усилий в работе над собой. Наиболее важные формулы самовнушения повторяйте чаще других и при прочтении одной формулы наиболее важные слова прочитывайте по 2–3 раза. Для самовоспитания используйте то время, которое обычно пропадает зря, например, поездки на общественном транспорте по дороге на работу и обратно и т. д. Кроме того, приучайте себя специально выделять время для самоуправления и проводите сеансы самовнушения, увеличивая их продолжительность до 5–10 минут.

Начинать заниматься самовнушением следует с самых простых форм – с прочтения самых простых формул самовнушения или, что еще легче, с прослушивания звукозаписи с формулами самовнушения. Постепенно вы научитесь проводить самовнушение и почувствуете, что получаете от него большую пользу. Последующие занятия самовнушением вы будете проводить с большей охотой. Тогда можно переходить к самой сложной форме проведения самовнушения – к проработке формул самовнушения с представлениями, что уже требует большей активности и значительных волевых усилий.

Проработка формул самовнушения с представлениями заключается в том, что человек старается твердо, ярко представить себе конкретные жизненные ситуации и свои поступки, соответствующие содержанию формулы самовнушения. Эта форма самовнушения наиболее эффективна, так как в этом случае максимально используется сила регулирующего влияния второй сигнальной системы.

В процессе занятий самовоспитанием одни представления, мысли и поступки надо подавить, а другие – укрепить. К тому, что нужно подавить, надо вызвать ненависть. Ненависть подавляет любое состояние. Эта особенность ненависти чрезвычайно важна. Например, для подавления вспыльчивости рекомендуется использовать формулу: «Сильнейшей лютой-злобной ненавистью ненавижу свою вспыльчивость». Для укрепления какого-либо состояния нужно усилить положительное отношение. Например, для укрепления самообладания рекомендуется применять формулу: «Мне очень нравится моя выдержка, я люблю проявлять свою выдержку и большое самообладание, это доставляет мне большое наслаждение. Сдерживать – значит поднимать себя». Для преодоления вспыльчивости и укрепления самообладания обе эти формулы стоит проговаривать одновременно, одну за другой. В первые же дни такого самовнушения обучающемуся становится гораздо легче вести себя нормально и сохранять нужные отношения с окружающими его людьми (вспыльчивость непрерывно портит эти отношения). Подобные же формулы полезны для преодоления грубости и формирования вежливости, тактичности.

Но эта формула выражения самовнушаемой мысли не является единственной. Существует целая система выражения самовнушаемой мысли. Для большей ясности рассмотрим эту систему на конкретном примере. Ученик хочет повысить активность запоминания нового учебного материала. Для этого он желает убедить себя в том, что ему достаточно один раз прочитать материал, чтобы ярко, твердо запомнить его на всю жизнь, в том, что у него очень сильная, твердая память.

Вот основные формы выражения самовнушаемой мысли:

1. Я хочу…

2. Мое желание иметь…

3. Я вижу себя как человека с…

4. Я способен добиться своей цели…

5. Я все смею, все могу…

6. Я не допускаю ни малейших сомнений в том, что…

7. Я верю в то, что…

8. Я убежден в том, что…

9. Я твердо уверен в том, что…

10. Все люди видят меня как человека…

11. Все знающие меня люди относятся ко мне как к человеку…

12. Мне нравится…

13. Я люблю…

14. Я глубоко осознал, я до конца осмыслил, я до конца понял, что…

15. Я использую все свои духовные силы для того, чтобы…

16. Я ярко-твердо чувствую себя человеком…

17. Прилагаю огромные-могучие волевые усилия, чтобы…

18. Я концентрирую все свои усилия в одном направлении, я создаю великую концентрацию огромных-могучих волевых усилий для…

19. Прилагаю великую концентрацию огромных-могучих волевых усилий для…

20. Сильнейшей лютой-злобной ненавистью ненавижу всякие сомнения в том, что…

21. Сильнейшей лютой-злобной ненавистью ненавижу всякие неправильные, ложные представления людей о…

22. У меня…

23. Мои родители, бабушки, дедушки, все в нашем роду обладают…

24. Мне по наследству передалось…

25. Я способен смотреть миру в лицо, ничего не боясь…

26. Ярко-твердо помню…

27. С большой настойчивостью стараюсь…

28. Я отношусь совершенно безразлично к…

К разработке формул самовнушения по указанной системе нужно подходить творчески и подбирать для себя наиболее понятные слова, создавать простые и точные формулировки.

Помимо всеобщего значения, некоторые слова иногда приобретают субъективное значение, и с этим необходимо считаться при разработке формул самовнушения. Например, для пациента, страдавшего врожденной экземой, были разработаны формулы самовнушения. Вводная формула заключала информацию о том, что он человек сильный, титан и легко справится с трудностями работы над собой. Когда больной прослушал звукозапись, то сказал, что все очень хорошо, все ему нравится, но вот слово «титан» вызывает воспоминание о большом самоваре, в котором в студенческом общежитии кипятили чай. Слово «титан» из формулы пришлось снять. И подобных примеров много.

Необходимо также выбирать приемлемую конкретно для ребенка и взрослого человека степень силы выражения мысли. Например, мысль о том, что у человека сильная память, можно выражать с разной степенью силы: «У меня сильная-твердая память»; «У меня самая хорошая память среди учеников нашей школы»; «У меня самая сильная память среди всех людей на свете»; «Моя память самая сильная во всей Вселенной». После проведения самовнушения для улучшения запоминания следует действительно прочитать что-либо нужное и постараться укрепить представление о себе как о человеке, с одного раза ярко-твердо запоминающем прочитанный материал на всю жизнь. При такой работе над собой память быстро развивается.

Нужно подобрать наиболее подходящую первоначальную степень силы выражения самовнушаемой мысли, а затем, в процессе самовоспитания, эту степень можно увеличивать, подбирая все более и более сильное выражение мысли.

Приведем несколько простых формул самовнушения.

• Для улучшения внимательности: «Я всегда очень внимательно работаю. Все знают меня как очень внимательного человека. Прилагаю большие волевые усилия, чтобы всегда работать очень внимательно. Твердо помню, что я очень внимателен. С большой настойчивостью стараюсь внимательно работать».

• Для самовоспитания вежливости и тактичности: «Я хочу стать вежливым, тактичным человеком, чтобы людям было приятно общение со мной. Я вижу себя как вежливого, тактичного человека. Я способен во всякой обстановке быть вежливым, тактичным. Не допускаю ни малейших сомнений в том, что я всегда буду вежлив и тактичен. Все знают меня как вежливого и тактичного человека. Мне очень нравится быть вежливым и тактичным человеком. Если нужно, я приложу большие волевые усилия, чтобы быть вежливым. Сильнейшей лютой-злобной ненавистью ненавижу проявления своей грубости и бестактности по отношению к другим людям. Ярко-твердо помню, что я человек вежливый. С большой настойчивостью стараюсь быть вежливым, тактичным человеком».

• Для снятия волнения и нервного напряжения: «Мне легко-легко, свободно. Безмятежное счастье. Ярко-отчетливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив. Безмятежное счастье, безмятежное счастье. Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем. Все тело дышит безмятежным счастьем. Все тело дышит безмятежным счастьем. Все тело дышит легко-легко, свободно. Безмятежное счастье».

• Многие люди желают освободиться от курения. Если сразу прекратить курение, возникает фармакологический голод от недостатка никотина, что вызывает раздражение в легких, кашель, головокружение. Понятно, что переносить все это при напряженной работе очень трудно. Но можно легко освободиться от курения с помощью самовнушения и постепенного уменьшения количества сигарет, выкуриваемых за день. Вот примерные формулы самовнушения от курения: «Я не могу переносить действие табачного дыма. От табачного дыма я кашляю и задыхаюсь. Табачный дым содержит яд никотин, от которого слабеет память, ухудшаются зрение и слух. Никотин отравляет мои легкие, головной мозг. От курения ухудшается мое здоровье и сокращается продолжительность жизни. Я люблю жизнь и не хочу умирать. Сильнейшей лютой-злобной ненавистью ненавижу курение. Я никогда не буду курить».

• Для уменьшения напряжения в процессе работы полезно психологически готовить себя к работе с помощью следующей формулы самовнушения: «На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление, абсолютное подчинение всех действий достижению наибольшего результата своей работы. Ни при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь. Во всякой ситуации я сохраняю выдержку и самообладание. Я не ставлю себя на одну ногу со своими подчиненными и не позволяю себе раздражаться из-за их грубости или нарушения дисциплины. Я выше этого. Я сдерживаю себя там, где не может сдержаться никто другой. И каждый при общении со мной чувствует эту силу. Я способен прилагать огромные усилия и сдерживать себя в самых волнующих обстоятельствах. Я все могу. И я всегда своим поведением буду показывать образец большой духовной силы и выдержки. Сильнейшей лютой-злобной ненавистью я ненавижу вспыльчивость и раздражительность, они превращают меня в посмешище, они унижают меня и подрывают мой авторитет. Я чувствую себя способным предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я все могу. Я способен к огромным волевым усилиям. Я никогда не теряю бодрости духа и хорошего настроения. Я всегда прихожу на работу в бодром, жизнерадостном настроении. Я всегда сохраняю бодрость, уверенность в себе и жизнерадостное настроение. Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом. А выдержка и самообладание облегчают труд и делают его более результативным».

• Длительное и сильное нервное напряжение, с которым иногда связана работа, отрицательно влияет на деятельность головного мозга и сердечно-сосудистой системы, ухудшает здоровье. Поэтому для сохранения работоспособности и здоровья полезно заниматься самовнушением, влияние которого противодействовало бы этому процессу. Вот примерная формула для укрепления устойчивости деятельности головного мозга: «У меня здоровый головной мозг молодого человека. Головной мозг работает очень устойчиво, плавно, однородно-одинаково. Головной мозг правильно регулирует деятельность всего тела, всех органов и наполняет их здоровьем и жизненной силой. Устойчивость деятельности головного мозга предохраняет все органы от вредных влияний внешней среды. Все внутренние органы, все тело живут под защитой головного мозга от вредных влияний внешней среды. И потому все тело живет и дышит свободно, безмятежно счастливо. Головной мозг работает с большим запасом устойчивости. У меня молодой здоровый головной мозг. Все органы чувств здоровы, как у юного-молодого человека. У меня острое зрение, тонкий слух. Все органы чувств еще долго будут улучшаться, развиваться. У меня сильная память, очень энергичное мышление. Головной мозг у меня молодой-юный, первозданного несокрушимого здоровья. Головной мозг работает очень плавно, с огромным запасом устойчивости. И поэтому у меня очень устойчивое жизнерадостное настроение. У меня очень устойчивое состояние безмятежного счастья. Безмятежное счастье. Я вижу себя как человека с очень здоровым головным мозгом».

• Примерная формула самовнушения для укрепления устойчивости деятельности сердечно-сосудистой системы: «У меня здоровое-крепкое сердце. Сердце работает под надежной защитой головного мозга. Головной мозг работает с огромным запасом устойчивости и не пропускает в сердце вредных влияний внешней среды. Сердце работает очень устойчиво. Сердце работает с огромным запасом устойчивости. У меня здоровое-крепкое сердце. Все кровеносные сосуды эластичные-гладкие-упругие. У меня вся сердечно-сосудистая система такая же, как у здорового юного-молодого человека. Тоны сердца ясные-чистые, нормальной высоты, нормальной громкости; пульс нормальный, ритмичный, хорошего наполнения – 72 удара в минуту; кровяное давление постоянно стабильно – 120/80. У меня очень устойчивое хорошее самочувствие, я полон сил и энергии. Энергия бьет ключом. У меня сильное-здоровое сердце. Сердце работает с большим запасом мощности. Я могу очень долго бежать без признаков утомления, легко-легко, сохраняя ровное усиленное дыхание. Я могу легко-легко быстро подниматься по лестнице на много этажей и при этом сохранять ровное дыхание. Я легко могу по 2–3 часа париться в бане, где многие люди не выдерживают и 10 минут. Мое сердце имеет огромный запас силы и устойчивости. У меня здоровое неутомимое сердце. Все люди знают меня как человека с очень здоровым сердцем. Когда врачи проверяют деятельность моего сердца, они обычно говорят, что с таким сердцем можно жить сто лет, что по деятельности моего сердца можно проверять хронометры. Я вижу себя как человека с сильным-неутомимым здоровым сердцем. Я ярко-отчетливо чувствую себя человеком со здоровым-крепким сердцем».

Во все приведенные образцы самовнушения каждый может внести желательные ему изменения.

Самовнушение по результативности может значительно превосходить любое внушение. Оно также сильнее и внушения в гипнозе. Общеизвестный феномен индийских йогов, который достигается путем самовнушения, является убедительным тому доказательством. Ничего подобного еще никто не добился с помощью внушения в гипнозе, хотя оно оказывает, конечно, очень сильное влияние. Каждый может убедиться в том, что обладает великими возможностями, и убедить в этом окружающих.

Самоконтроль является важным приемом самовоспитания, и применять его следует постоянно. Наблюдения показывают, что самоконтроль очень помогает при рассеянности и невнимательности.

Самоанализ является более трудным приемом самовоспитания по сравнению с самоконтролем. Он выполняется после самовнушения и требует от человека объективности в оценке своих достижений.

Проработка себя является одним из самых сложных приемов самовоспитания. Основывается этот прием на самоанализе. Проработка требует общего жизненного опыта и заключается в том, что человек анализирует свое поведение и свою деятельность с точки зрения того, какое он произвел впечатление на различных людей и соответствует ли это впечатление интересам выполняемого дела. Этот прием, прежде всего, необходим руководителям. Следует отметить, что проработка себя чрезвычайно способствует повышению общей культуры поведения, что немаловажно для руководителей.

Способ переноса – нетрудный и весьма эффективный прием самоуправления, которым необходимо широко пользоваться. Он заключается в мысленном перенесении нужного качества, которым обладает другой человек, на себя: «И я такой же, и я действую точно так же». При этом нужно стараться как можно ярче представить себя человеком, обладающим нужным качеством, представить себя действующим в разных обстоятельствах. В некоторых случаях полезно специально наблюдать за человеком, качество которого переносится на себя. Подобные наблюдения необходимы для получения более глубокого, более многогранного впечатления об этом человеке. После этого легче мысленно переносить на себя нужное качество, так как его проявление хорошо запечатлелось в сознании.

Этот прием помогает в решении многих задач самооздоровления, например при укреплении сердца. Хорошие результаты он дает в самовоспитании здоровой речи при различных речевых расстройствах, в том числе при заикании, а также при развитии способностей. Положительные результаты способ переноса дал в спортивной деятельности при разучивании новых сложных упражнений и при подготовке к соревнованиям.

Вхождение в образ. Этот прием заключается в полном, глубоком перевоплощении в другую личность с целью заимствования стиля поведения в целом, развития способностей, решения вопроса о том, как поступить в том или ином принципиально важном случае. Он необходим молодому неопытному руководителю для заимствования у опытного высококвалифицированного руководителя формы отношений с подчиненными и стиля поведения в рабочем коллективе. Для эффективного применения этого приема нужно глубоко и всесторонне изучить личность, в образ которой надо войти. Это требует знания жизни, людей, жизненного опыта и значительного кругозора. Чтобы полностью войти в образ человека – крупной личности, надо самому быть не менее крупной личностью. Вот почему чаще всего мы встречаем частичное, а иногда лишь внешнее перевоплощение артиста при исполнении роли великого человека. Лишь немногим дана возможность перевоплощаться полностью.

Вхождение в образ следует рекомендовать для развития различных способностей. Известны случаи, когда люди проявляют колоссальные способности при перевоплощении в образы великих художников и артистов под влиянием внушения в состоянии гипноза. При глубокой работе над собой может быть достигнуто не менее полное перевоплощение, чем при внушении в состоянии гипноза, но это требует большого упорства. Прием этот трудный.

Вхождение в образ немыслимо без самовнушения. Для овладения этим приемом надо учиться проводить самовнушение. Кроме того, этот прием требует ярких представлений и развитого воображения. Овладевающему этим приемом полезно специально заниматься развитием представлений и воображения. С бледными представлениями и слабым воображением овладеть вхождением в образ очень трудно.

Опора на свои удачи и победы. Этот прием очень полезен для укрепления веры в себя, свои возможности и силы. Он заключается в сосредоточенности мысли на каком-то успешном преодолении препятствий и твердом запоминании этого успеха. Полезно накапливать в своей памяти свои победы над трудностями и препятствиями на работе. Это создает уверенность в себе, что очень важно для подготовки к преодолению серьезных препятствий в жизни. При встрече с ними человек будет чувствовать себя увереннее и тверже, так как будет думать о том, что «я то преодолел и с тем справился, сумею сделать и это!». Использование этого приема всегда дает очень хорошие результаты, и особенно он полезен людям со слабым типом нервной системы и меланхолическим темпераментом, которым не хватает веры в себя.

Работа над прошлым – весьма своеобразный прием самовоспитания. Он заключается в изменении представления о своем прошлом поведении, здоровье, взаимоотношениях с людьми, обо всей своей деятельности в прошлом. Применяется он в целях самоперевоспитания и самооздоровления. Так, при решении наиболее трудных задач самоперевоспитания (например, когда нужно изменить линию поведения по отношению к другим людям, преодолеть, устранить сложившиеся навыки поведения, сложившиеся отношения с людьми и т. п.) необходимо обратиться к данному приему.

Работа над прошлым при решении трудных задач заключается в том, что нужно в письменной форме описать свою жизнь, поведение, отношение людей, свою деятельность и самочувствие не такими, какими они были на самом деле, а такими, какими они должны были бы быть в интересах достижения поставленной цели. Эти описания своей воображаемой прошлой жизни нужно делать все более и более детальными и не допускать ни малейших сомнений в том, что все было именно так, а не иначе.

Например, для воспитания у себя вежливости человек должен описать себя как вежливого человека с того возраста, с которого он себя помнит. При этом надо обязательно описать отношение людей к себе как к вежливому человеку. При самооздоровлении сердца нужно описать свою прошлую жизнь как жизнь человека со здоровым сердцем, описать отношение людей к себе как к человеку со здоровым сердцем.

Иллюзорная переработка патогенной ситуации. Патогенная ситуация – это ситуация, породившая болезнь, то есть болезнетворная. Чаще всего полезно представить, что «это случилось не со мной, я был только свидетелем произошедшего». Описать эту переработанную, измененную ситуацию нужно как можно более подробно. А затем приложить максимум усилий для того, чтобы не допускать ни малейшего сомнения в том, что все было именно так, как описано, применив для этого самовнушение. Последнее очень важно – в этом залог успеха.

Известно много случаев, когда этот прием позволял совершенно устранить ночное недержание мочи, крапивницу (зуд кожи), экзему и т. п., которые возникали на почве испуга или злоупотребления продуктами-аллергенами.

Иллюзорное преодоление препятствий. Этот прием имеет большое значение при подготовке к преодолению больших трудностей и препятствий, например при подготовке к выступлению на собрании, конференции, соревнованиях и т. п. Он заключается в том, что человек мысленно делает то, что потом ему придется делать в действительности. Это психологически готовит человека к преодолению трудностей. После такой подготовки он чувствует себя несравненно увереннее, а действует более решительно, смело, твердо. При этом элемент неожиданности сводится почти к нулю. Человек делает то, что нужно, как будто не в первый раз. Этим приемом часто пользуются выдающиеся люди: артисты, ораторы, политические деятели, дипломаты, спортсмены.

Действительное преодоление трудностей и препятствий. Этот прием служит завершающим в непрерывном процессе самовоспитания и самоуправления. Какие бы задачи ни решались в процессе самовоспитания, результаты их решения оцениваются на практике. Упражнения по действительному преодолению трудностей и препятствий различны.

Упражнения на мышечное расслабление развивают процесс торможения и потому очень полезны при самовоспитании выдержки и самообладания, которых больше всего не хватает представителям безудержного типа нервной системы, холерического темперамента. Наиболее применимыми в обычных условиях являются упражнения на расслабление мышц рук – сначала одной, потом другой и, наконец, обеих рук одновременно. В процессе выполнения этих упражнений нужно проводить следующее самовнушение: «Мышцы обеих рук полностью расслаблены; все кости обеих рук и пальцев повисли, как на ниточках, на скелете; руки повисли, как пустой рукав платья; пальцы повисли, как тряпки; полное расслабление мышц предплечий». Выполнение этих упражнений следует проводить сначала в течение 3–5 минут, затем 10–20 минут, а иногда и 30 минут. Эти упражнения очень полезны для снятия волнения, нервного напряжения.

В формировании навыков выполнения этих упражнений наблюдаются три этапа. На первом этапе нет внешнего эффекта, то есть мышцы в действительности не расслабляются. Однако сама попытка расслабить мышцы снимает нервное напряжение, раздражение, волнение. На втором этапе появляется внешний эффект, то есть мышцы действительно начинают расслабляться, в результате чего руки разгибаются в локтевых суставах и пальцы начинают разгибаться. На третьем этапе человек способен одним усилием сразу полностью расслабить мышцы обеих рук или мышцы любой другой группы.

Полезно выполнять эти упражнения вечером при отходе ко сну. Таким образом снимается нервное напряжение, углубляется сон. Хорошо расслаблять все мышцы по очереди, лежа в постели, перед тем как заснуть. Сначала расслабить мышцы одной руки, потом – другой, потом – одной ноги, потом – другой, потом мышцы поясницы, потом мышцы шеи… При этом полезно слегка поднять руку, расслабить мышцы, чтобы она свободно упала на постель, и то же самое повторить с другой рукой, с ногами и с головой. Затем следует попытаться добиться того, чтобы мышцы поясницы и спины полностью расслабились, поясница прогнулась и легла на постель, как лежат лопатки. После этого гораздо легче заснуть.

Упражнения на умственное расслабление создают ощущение свободы, легкости, безмятежного счастья. Эти упражнения заключаются в следующем: не расслабляя мышц, сразу стараться вызвать состояние, которое возникает после выполнения упражнений на мышечное расслабление. Для этого нужно как можно ярче стараться вспомнить это состояние и внушать себе: «Яркое ощущение легкости, свободы, безмятежного счастья. На душе легко-легко, свободно. Безмятежное счастье. Безмятежное счастье». Этим приемом сразу можно погасить любое волнение, раздражение, гнев. Сначала следует выполнять эти упражнения в обычном рабочем состоянии, а затем – в состоянии раздражения, возмущения, гнева. Последнее довольно трудно и требует определенных психологических навыков.

Упражнение на статическое напряжение выполняется так: находясь в исходном положении сидя или стоя нужно одну или обе руки поднять на уровень плеч вперед или в стороны и удерживать в этом положении 3–5 минут. Постепенно продолжительность упражнения увеличивается до 10–15 минут и даже до 30 минут. В первый период в руках, а особенно в плечах, возникает боль, иногда до появления слез, и требуются значительные волевые усилия, чтобы заставить себя продолжать держать руки, не опуская. Руки могут болеть и в течение следующих 2–3 дней.

Это упражнение чрезвычайно увеличивает выносливость нервно-мышечного аппарата и такие важные качества, как терпеливость, самообладание, способность переносить трудности. Оно легче выполняется флегматиками и очень трудно – холериками и сангвиниками, но последним особенно полезно. Его рекомендуется выполнять людям нетерпеливым, трудно переносящим боль.

Упражнение на медленное движение обычно выполняется при ходьбе: делаются 3 шага – сначала за 15 секунд, затем за полминуты, за 1 минуту, за 2 минуты, за 3 минуты; постепенно время можно увеличивать до 15 минут. Однако аналогичным образом можно выполнять и движения руками. Движение должно быть непрерывным, без остановки хотя бы на доли секунды.

Выполнение этого упражнения создает ощущение власти над собой. Но это упражнение намного труднее, чем упражнение на статическое напряжение. Особенно трудно оно дается сангвиникам, людям с подвижным типом нервной системы, но именно им оно особенно полезно.

Качества, которые формируются в процессе выполнения всех описанных упражнений, трудно перечислить: тут и точность, плавность движений, столь необходимые в некоторых видах деятельности, и терпеливость, и психическая устойчивость в трудных обстоятельствах, и способность к волевым усилиям.

Укреплением здоровья и закалкой организма следует заниматься постоянно, систематически, особенно когда человек физически ослаблен. Желательно делать это под контролем врачей и специалистов-тренеров. Поддерживать хорошее здоровье необходимо всем, чтобы сохранять высокую работоспособность и предотвратить наступление преждевременной старости.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Методы и средства профессионального самовоспитания



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Самовоспитание – самосовершенствование личности. Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания учителя является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса»

самовоспитание предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств в трех направлениях:

· адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей ктребованиям педагогической деятельности;

· постоянное повышение профессиональной компетентности;

· непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности.

Внешним факторы, стимулирующие процесс самовоспитания:

· педагогический коллектив,

· стиль руководства школой и

· фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих педагогов, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремление помочь, то в такой школе у них не появляется потребность в самовоспитании.
фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.


три взаимосвязанных этапа проф. самовоспитания:

1)самопознание Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопознания — анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Другой способ познания себя — сравнение с другими.ими;

2)самопрограммирование;

3)самовоздействие. Метод — это способ достижения цели. Методы самовоспитания — это способы самосовершенствования. Рассмотрим основные из них.

Методы самовоздействия:

1. Самообразование. Это можно сделать путем чтения научно-технической литературы, посещения специальных лекций, выставок, музеев, кружков, решения практических задач, просмотра книг и телепередач, общения с людьми различных профессий и т.п.

2. Самоинструкция — это указание себе, как надо действовать в той или иной ситуации. Мысленно проигрывая различные жизненные ситуации, человек должен готовиться разрешать их наилучшим образом в реальных условиях

3. Самоубеждение требует напряженной умственной работы. Его цель — доказать себе истинность определенного поведения, правильность поступка или, наоборот, ложность поведения, неверность поступка.

4. Самоприказ- Применяется он наиболее успешно в особых условиях: человек уже убедил себя, что надо поступать именно так, самокритично оценил свои слабые стороны, но начать действие, сделать первый шаг ему трудно.

5. Упражнения направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников

6. Самовнушение

7. Самонаказание

8. Контроль и самооценка

К ним относят разного рода приёмы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), В последние годы благодаря широкой популяризации всё шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг

Методы самопрограммирования:

1. Изучения программ самовоспитания выдающихся людей

2. Составление собственной программы

Методы стимулирования:

1. Самоодобрение

2. Самопрощение

3. Самокритика

4. Самонаказание

 


megapredmet.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о