Изгой в классе советы психолога: Я изгой в классе — Советы психологов, консультации

Я изгой в классе — Советы психологов, консультации

Андрей, добрый день!

Спасибо, что поделились своей историей.

Плыть против течения всегда нелегко. Однако это вовсе не означает, что следует сдаваться, прогибаться, поддаваться  негативному влиянию, сливаться с толпой.

То, что вы ищете выход из сложившейся ситуации, готовы признать и поделиться своей проблемой – свидетельствует, что у Вас есть все внутренние резервы, мотивация, критичное отношение и реальная возможность справиться с ситуацией.

Находится такое продолжительное время в изоляции, состоянии конфронтации  очень тяжело и вредно, в первую очередь, для самооценки, чувства уверенности в себе, своих силах и достижениях, своего будущего. Человек, находясь в дискомфортной ситуации, привыкает, свыкается со своей негативной и неэффективной ролью в коллективе, которую в дальнейшем может переносить и в другие ситуации и отношения, проявлять и в других, более благоприятных обстоятельствах, даже самому провоцировать такое отношение к себе.

Поэтому очень важно понять, что привело к такой ситуации, такому положению среди одноклассников. То что Ваша мама работала в школе, то что Вы хорошо учитесь или что не проявляете физической силы и агрессии, как другие, не есть истинными причинами. Ведь много случаев, примеров когда эти же характеристики и обстоятельства не вызывали такого отношения к себе. Вам предстоит, возможно, с помощью родителей, старших друзей, психолога, правильно проанализировать ситуацию, Ваше поведение и действия, которые и стали реальной причиной того, что Вы изгой и внести коррективы, чтобы изменить мнение о себе и ваше положение в обществе.

Если мы не можем изменить ситуацию, то надо поменять отношение к ней. Поэтому, важно роль «жертвы», для начала, переформатировать…допустим, в роль «белой вороны». Это тоже не легкая роль, однако, она более позитивна и из нее можно вынести полезные уроки и опыт. Таким образом, вы сможете понять и принять как факт,  что просто ваше окружение одно, а Вы другой, не хуже, не слабее, просто другой, с другими интересами, достоинствами и ценностями.  Ваши стойкость и нежелание поддаваться негативному влиянию и скатываться на забияку, драчуна и двоечника – достойны уважения.

В том  возрасте,  котором находитесь сейчас Вы, для любого человека важна работа над собой, своей самооценкой, уверенностью в себе. Хорошо, когда окружающая среда помогает человеку, способствует проявлению, раскрытию себя как личности, своего потенциала. В сложившейся ситуации, отношение одноклассников помогает Вам стать сильнее, закалить свой характер  и идти своим путем, отстаивать свое право на индивидуальность.

Знайте, часто в жизни случается так, что особы более слабые, неуверенные, морально и духовно неграмотные, уступающие по многим качествам и характеристикам стремятся силой, моральным и физическим давлением покорить более сильного, эрудированного, воспитанного, на их взгляд, соперника. Работают, так сказать, на опережение, чтобы вдруг не оказаться в глазах общественности «лузером». А у многих просто нет своей принципиальной позиции,  мнения и поэтому они присоединяются к мнению большинства.

Андрей, чтобы Вы могли поверить в себя, стать более уверенным и смогли эффективно себя проявлять в коллективе, Вам надо обязательно работать над собой!

Больше общайтесь, ни в коем случае не замыкайтесь в себе. У Вас хорошие отношения с ребятами во дворе – значит поддерживайте и  развивайте их. Проанализируйте, ваше поведение с ребятами из двора и одноклассниками. Найдите себе занятие для души, хобби, подумайте, чем бы хотели заниматься во взрослой жизни, что Вам для этого нужно сделать и узнать, запишитесь на соответствующие курсы и т.п. Занимайтесь тем, ходите туда, где Вы можете проявить себя, раскрыть свои таланты, завести новый круг знакомых и чувствовать себя частью коллектива, значимым, востребованным.

Займитесь своим физическим развитием — не для того, чтобы дать сдачи обидчикам, а для того, чтобы вы чувствовали себя более уверенно,  знали, что можете дать отпор, если того потребует ситуация.

Очень хорошо, если Вы пройдете тренинг или коуч-сессию по развитию уверенности. Вы сможете лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны, научиться создавать позитивный имидж, правильно себя «подавать», строить отношения, научитесь понимать, каким Вас видят другие люди и эффективно формировать свою личность. Могу рекомендовать тренинговый курс для подростков и молодежи «Все будет так, как ты захочешь. Молодежный прорыв».

После проделанной работы над собой, Вы заметите, как меняется Ваше отношение к себе, коллективу и ситуации. Скорее всего, отношение в классе к Вам резко не измениться, оно будет меняться постепенно в лучшую сторону. Но надо так же быть готовым к тому, что когда Вы начнете меняться и  первые достижения станут  очевидны, давление поначалу может даже усилиться, так как будет чувствоваться, что вы не даете собой манипулировать, можете противостоять негативу.  

Андрей,  если потом  Вы все же примите решение сменить школу – то с новым позитивным отношением к себе, правильными навыками и полезным опытом  — это уже будет не побег от решения проблемы, а новая эффективная жизнь с чистого листа.

Верю в Вас, в то, что у Вас все получится. Удачи Вам!

С уважением, Татьяна Яненко

возможные причины, сложности общения детей и советы психологов

Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, надеется, что ребенок органично впишется в коллектив и найдет себе друзей. Мало кто ожидает, что сверстники могут не принять ребенка, или тем более начать его травить. Жизнь ребенка может превратиться в настоящий ад, если вовремя не заметить и не предпринять мер по решению конфликтов в коллективе. Что делать, если ты изгой в классе, как пережить негативный опыт, и как поступить родителям, чтобы помочь своему ребенку — об этом в статье.

Признаки того, что ребенок — изгой

Изгой в классе — кто это? Он может быть очень яркой, артистичной натурой, может своеобразно одеваться, плохо или слишком хорошо учиться, дружить с непопулярными одноклассниками, отличаться внешне от остальных, выбирать необычных кумиров и т.д. Ребенок может иметь особенности, которые другие дети не признают.


Психология межгрупповых отношений: виды, исследования,…

Из этой статьи вы узнаете о понятиях психологии межгрупповых отношений. Это очень важная и обширная…

Признаков того, что ребенок стал изгоем, несколько:

  • коллектив игнорирует ребенка, у изгоя нет друзей;
  • коллектив отстраняет ребенка от “важных” вопросов, игр, дел и поручений;
  • коллектив открыто травит ребенка (дети смеются, обзывают, бьют, выставляют в неприглядном свете, порочат репутацию).

Важно отметить, что изгой только тогда становится отверженным, когда сам начинает считать себя таким, искать в себе недостатки. Коллектив в данном случае — зеркало, которое отражает мнение ребенка о самом себе.

Принцип зеркала имеет и обратный эффект. Если ребенок популярен среди сверстников, это автоматически делает его более социализированным — открытым, добрым, энергичным, симпатичным.

Изгои, как правило, очень сфокусированы на себе, плохо прощают других людей, обращают слишком много внимания на мелочи, не умеют быстро переключаться и копят обиды. Для своих настоящих друзей они, возможно, горы свернут, однако от других всегда ждут подвоха.


Закомплексованный человек: возможные причины, признаки, как…

В этой статье речь пойдет о закомплексованном человеке. Прочитав ее до самого конца, вы сможете…

Как родителям определить, что ребенок стал школьным изгоем

Да, можно вовремя распознать то, что ребенок — изгой в классе. Что делать родителям в данном случае? Быть внимательными к потребностям ребенка, слушать его, не отрицать проблемы.

Просто заподозрить неладное, если ребенок:

  • потерял желание ходить в школу, либо уже пропускает уроки;
  • не зовет в гости друзей из школы;
  • уходит от вопросов о школе, не желает распространяться об оценках и одноклассниках;
  • находится на выраженном эмоциональном спаде каждый день после школы;
  • игнорирует праздники и собрания в классе;
  • не ведет страницу в социальной сети или на ней в друзьях нет одноклассников;
  • не перезванивается с одноклассниками;
  • часто беспричинно плачет без объяснения причин;
  • имеет физические или социокультурные признаки отклонений от нормы (лишний вес, брекеты, хромота, слепота, косоглазие, заикание, смуглая кожа, акцент, восточный разрез глаз и так далее) и начинает неожиданно стыдиться их.

Что переживает ребенок-изгой

Пути переживания ребенком травмирующей ситуации могут быть разными — опасными и безопасными, конструктивными и деструктивными.


Узнаем что делать, если умерла мама? Как пережить смерть…

Что делать, если умерла мама? Столкнувшись с этой бедой, человек словно забывает, что уход из…

Дети-изгои в школе могут:

  • впасть в депрессию, отказаться от увлечений и общения;
  • отказываться от еды, испытывать проблемы со сном;
  • испытывать проблемы с учебой;
  • уходить из реального в виртуальный мир — компьютерные игры, чаты.
  • заболеть психосоматическим заболеванием (организм уходит от проблемы и “заболевает”, чтобы больше с ней не сталкиваться; отсюда частые простуды, головокружения, головные боли, боли в животе, рвота и так далее).

Возможные формы нарушений поведения у детей-изгоев

Нарушения поведения (девиации) очень распространены среди детей, которые подвергаются преследованию и травле.

Часто изгои в школе способны на следующие девиации:

  1. Воровство. Ребенок может красть, чтобы купить что-то себе и заглушить боль. Может красть, чтобы купить что-то другим детям/взрослым и тем самым заслужить их расположение, дружбу, любовь, признание.
  2. Ложь. Ребенок-изгой может начать лгать не только родителям, но и своим сверстникам. Придумывать истории, которых нет, чтобы повысить свои “баллы” в глазах окружающих. Как правило, выбираются истории, которые способны вызвать зависть: про богатых родственников, братьев-боксеров, престижные вещи во владении семьи (машины, одежда, драгоценности). Фантазии бывают самые невероятные и однажды находится кто-то в коллективе, кто выводит ребенка на чистую воду, и те самые “баллы” у непопулярного ребенка падают еще ниже.
  3. Попытки суицида. Не вовремя обнаруженные проблемы у ребенка, запущенный характер травли, равнодушие школьного персонала могут привести ребенка к мыслям о суициде. Не всегда они принимают реальный характер, однако у ребенка смещается доминанта в отборе информации. Он начинает посещать ненужные сайты, авторитетами становятся асоциальные личности, появляются странные друзья.
  4. Разбой. Обозленный ребенок, которого ущемляют в одном коллективе, может попытаться косвенно расквитаться со своими обидчиками в другом, выступив зачинщиком травли. Неподконтрольность таких процессов может заставить ребенка преступить грань закона. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда ребенок уже отвечает за проступки перед законом, а чувствительность к понятиям разрешенного и не разрешенного пока не сформирована. У детей-изгоев она может остаться несформированной вовсе.

Роль учителей в школьных конфликтах

Ведущие роли в любых школьных конфликтах отводятся, безусловно, взрослым. Учителям и родителям. В начале конфликта всегда видно, что появляется лидер-зачинщик конфликта и ребенок-изгой в классе. Признаки будущих проблем в общении учеников могут заранее подсказать взрослым правильную тактику поведения в условиях зарождающегося конфликта.

Учитель проводит с классом большое количество времени, у него есть возможность наблюдать, отмечать, говорить, рассуждать, наказывать и поощрять. Учитель может напрямую влиять на каждого участника коллектива.

Любой конфликт внимательный учитель может засечь в самом начале и сразу предпринять попытки для его устранения:

  • вывести конфликт в открытую форму, обсудить его с учениками и занять позицию против гонений;
  • инициировать коллективные обсуждения для разрешения конфликта, поговорить про лидеров и про изгоев в школе;
  • лично поддержать ученика-изгоя, предложив ему проявить себя в учебе или школьном досуге и поощрить за успехи, поставить эти успехи в пример классу;
  • устроить “дни хороших дел”, когда дети должны для каждого члена коллектива сделать что-то хорошее.

Учителя, безусловно, допускают ошибки. В условиях недостатка времени или равнодушия к процессу воспитания учеников, преподаватель не всегда способен и готов вмешиваться в детские конфликты, а иногда может непроизвольно поддержать начинающуюся травлю.


Узнаем что делать, если умерла мама? Как пережить смерть…

Что делать, если умерла мама? Столкнувшись с этой бедой, человек словно забывает, что уход из…

Например, наказывать за проступки, не разбираясь в причинах. Как правило, провинившимся оказывается непопулярный ученик — у него к тому моменту уже создано определенное отрицательное амплуа, которое охотно подчеркивают для учителя лидеры коллектива. Или, например, учитель склонен верить любимчикам и не верить непопулярным ученикам в силу собственных личностных предпочтений.

Отдельно стоит остановиться на ситуации, когда изгой в классе появляется с подачи самого учителя. Это происходит, когда учитель в качестве меры наказания стимулирует весь класс показать ученику, что тот неправ. В виде объявления бойкота, игнорирования, демонстративного выставления плохих оценок или регулярных требований “дать дневник для замечания”. В этом случае учитель напрямую не становится агрессором, но неформально дает лидеру класса разрешение на травлю. Исход подобного поведения плачевен, потому как класс воспринимает такую тактику за правильную, ведь она предложена авторитетным лицом.

Реакция родителей на проблемы ребенка

К сожалению, даже если уже ребенок-изгой в классе, советы психолога школы по точечной коррекции ситуации остаются родителями не восприняты. Часто родители бросают клич о помощи только тогда, когда отверженному ребенку становится особенно тяжело. В школе родители обращаются к социальному педагогу или школьному психологу, в частном порядке — к детскому психологу или семейному психотерапевту.

Общие стадии поведения родителей в ситуации разрешения проблем ребенка-изгоя:

  • Отрицание.

Родители до последнего момента не хотят видеть реальных проблем ребенка, списывают эмоциональные переживания ребенка на переходный возраст, сложный характер, усталость от учебы, большой коллектив и так далее. Взрослые не желают признавать наличие трудностей и не готовы к работе над ситуацией вместе со своими детьми.

  • Обвинение.

Кто такие мальчик или девочка-изгой в классе? Над ним или ней смеются, он или она регулярно приходит в слезах, поступают жалобы от школьного персонала, у него или у нее мало или нет друзей — казалось бы, все это поводы для родителей искать корни проблем в школьном коллективе. Однако большинство родителей склонны видеть причины происходящего непосредственно в самом ребенке.

  • Активное переживание.

В этой фазе родителям срочно хочется повернуть время вспять и решить проблемы быстро и эффективно. Родители обращаются к учителям или психологу. Запросы к психологу в этом случае выглядят так:

  • “С ним что-то не то”.
  • “Сделайте, поменяйте, поговорите, образумьте, внушите…”
  • “Она/она опять не может…”
  • “Не могу поверить, что это мой сын/дочь..” и так далее.

Плотная работа с психологом в этих случаях поможет эмоционально разрядить ребенка, даст родителю возможность осознать ошибки воспитания, привлечет родителя к активному участию в процессе коррекции.

  • Вовлеченность в процесс.

Родители в этой фазе разделяют эмоции ребенка, проговаривают проблемы вслух, признают их, ищут совместно пути решения.

Если говорить о возрастных особенностях, то чаще всего именно подростки — изгои в школе. Их родители склонны проходить через фазы отрицания, обвинения и активного переживания, когда на проблемы в школе накладываются и проблемы с общением внутри семьи.

Как родители могут помочь ребенку-изгою

Когда ребенок — изгой в классе, советы психолога по коррекции включают прикладные способы, как родителям помочь ребенку ослабить градус конфликтов и начать чувствовать себя лучше:

  1. Обсуждать с ребенком возникшие ситуации в школе, “проигрывать” их. Искать причинно-следственные связи, почему тот или иной ребенок так поступил или не поступил. Учиться вместе оценивать расстановку сил — кто виноват, кто прав, какие правила игры в коллективе, какие дети — изгои в школе и почему.
  2. Моделировать исход возникших ситуаций. Что могло бы быть, поступи участник конфликта иначе. Что он приобретает, что теряет, чем жертвует, что не замечает. Необходимо выработать у ребенка способность делать самостоятельный и быстрый выбор.
  3. Постоянно заявлять ребенку о полном принятии со стороны родителей. Что бы ни случилось в школе, прав ребенок или нет — ему необходимо чувствовать, что родители на его стороне и всегда ему помогут. Ребенок становится неуязвимым для травли и насмешек, если он окружен вниманием и поддержкой семьи.
  4. Изучать основы конфликтологии. Доносить до ребенка, почему возникают конфликты, как их решать, в случае, если ребенок — изгой в классе, что делать, всегда ли помогает метод компромисса, когда нужно защищать себя и каким образом. Можно сопровождать беседы примерами из жизни и кино.
  5. Привить ребенку навык смотреть со стороны. Объяснить, как становятся изгоями в классе, показать, что любые конфликты и гонения в школе — это не частные проблемы одного человека, это признаки нездорового коллектива. Четкое понимание этого условия предупредит чувство вины и “непохожести”, с которым может столкнуться ребенок-изгой.
  6. Беседовать с учителем. Без обвинений и оскорблений попытаться договориться о единой тактике решения конфликтной ситуации в коллективе.
  7. Ввести в курс дела других родителей, обрисовать ситуацию в классе.
  8. Попробовать инициировать общий досуг для всего класса у себя дома, к примеру. Продемонстрировать одноклассникам ребенка, что в доме поддерживаются модные веяния молодежной культуры.
  9. Потренировать с ребенком навыки успешного общения. Вполне возможно, что услуги и комплименты одноклассникам изменят общий фон отношения к ребенку, лишь стоит принести гостинцы, поделиться домашним заданием, дать позвонить, выделить ручки для работы на уроке, дать поиграть в новую игру на телефоне и т.д.
  10. Помочь ребенку компенсировать те недостатки, за которые он подвергается травле. Если есть физическая слабость или лишний вес — начать заниматься с ребенком спортом/единоборствами; плохая успеваемость — повысить показатели; пребывание “не в теме” молодежной культуры — познакомиться с популярными певцами/играми/приложениями для телефона/Youtube-каналами/блоггерами и т. д.
  11. Переориентировать ребенка на новые достижения и увлечения. Допустим, мальчик или девочка, юноша или девушка — изгой школы. Новые виды спорта, походы, работа (если позволяет возраст), кружки, секции — это новые коллективы, новые платформы для стартов, новые сферы для применения его или ее талантов и способностей вне зависимости от возраста. Если родители /тренер/учитель/наставник будет стимулировать ребенка или подростка идти вперед, то вполне возможно ребенок или подросток сможет сменить доминанту и отвлечься от проблем в школе. Кроме того, в новых сферах деятельности можно обрести новых друзей, кумиров, стать популярным и авторитетным человеком.
  12. Поменять школу. Коллективы отличаются друг от друга, и у ребенка есть шанс начать все заново, особенно при поддержке своей семьи.

Роли ребенка-изгоя в коллективе

Социализация начинается в семье. Когда ребенок — изгой в классе, советы родителям — проанализировать первые установки, которые получил их ребенок в семье относительно поведения в обществе, и вычленить деструктивные модели поведения взрослых в семье. Эти модели могут предполагать исполнение неправильных ролей. Такие роли может скопировать ребенок и затем перенести в школьный коллектив.

Роль жертвы.

Один из взрослых демонстрирует жертвенное поведение, внешне проявляет ложную установку “интересы других выше моих”. В корне подобного поведения лежит желание привлечь к себе внимание. Его можно получить естественными методами — за счет взаимоподдержки, заботы, любви, внимания друг к другу в семье, приемлемого для всех распределение ролей, исполнение общих традиций. Если это невозможно, взрослый насильно привлекает внимание членов семьи к себе и своим желаниям — истериками, излишней эмоциональностью, слезами, смехом, скандалами, игнором, сарказмом, необычным имиджем.

Ребенок-изгой в классе, как правило, перенимает такую модель поведения и демонстрирует ее сверстникам. Это непременно начинает вызывать раздражение и непонимание у одноклассников.

Роль “отличника”.

Отношения в семье часто строятся не на принятии членов семьи такими, какие они есть, а на принципах соответствия некой модели поведения, которую определили родители/бабушки/дедушки. Ребенок получает порцию любви и уважения только в случае, если тихо говорит, хорошо учится, не злится, не перечит взрослым, доносит на братьев и сестер, и так далее.

Моральные ценности ребенка в таком случае гибки, они подчинены оценкам авторитетных окружающих лиц.

Такие дети в школьных коллективах становятся:

  • доносчиками;
  • “двойными игроками”;
  • перебежчиками;
  • ненадежными исполнителями;
  • любимчиками учителей.

Эти дети — наверняка будущие изгои в школе, детский коллектив почти наверняка не примет детей, исполняющих любую из вышеперечисленных ролей.

Роль беспомощного.

Бывает, что в семьях доминирует кто-то из взрослых. Мнению одного человека подчиняются все правила в доме. Ребенок в данной иерархии занимает самое низкое положение, фактически ему ничего нельзя. В результате у ребенка формируется синдром выученной беспомощности, когда ребенок, казалось бы, и способен принимать свои собственные решения, но не обучен этого делать. В результате ребенок приходит в школьный коллектив и становится “прилипалой”, который все время ходит за лидером, поддакивает, не имеет своего мнения и выполняет “черную работу”.

Роль агрессора.

В семье, где с ребенком обращаются плохо, или он часто видит несправедливое отношение, где притесняется один из членов семьи, ребенок учится постоянно обороняться. Когда ребенок оказывается в школьном коллективе, любой повод может вызвать оборонительную реакцию. В результате ребенок — изгой в классе. Возникает цикличность. Ребенка отвергают — он мстит — ребенка травят еще сильнее — вырабатывается ощущение, что мир очень жестокий и мстить надо всем.

Роль “козла отпущения”.

Часто такая роль перенимается ребенком, который дома служит громоотводом для конфликтов. Все, что взрослые не могут решить между собой, переносится на ребенка. Обиды, укоры, упреки, переживания — все срывается на ребенке и таким образом поддерживается мир в семье.

Привычка быть всегда крайним сразу становится заметной в школьном коллективе и ребенок автоматически становится “козлом отпущения” и там.

Очевидно, что дети, копирующие неправильное поведение взрослых дома — будущие изгои в школе. Причины этого — в невнимательности родителей или в отсутствие у родителей базовой эмоциональной грамотности.

Особенности нездоровых детских коллективов

Казалось бы, какие претензии друг к другу могут быть у детей. На самом деле, исследования показывают, что в детских коллективах царит самая жесткая иерархия. Классические коллективы представлены:

  • лидером;
  • исполнителями;
  • наблюдателями;
  • изгоями (одним или несколькими).

Как становятся изгоями в классе, лидерами, наблюдателями и исполнителями? Роль, предназначенная ребенку, изначально зависит от его установок, поведения, особенностей характера. Считается, что дети-изгои чаще всего самые неуверенные в себе среди всех участников коллектива, но и деструктивный лидер тоже может быть таким. Чем больше лидер старается скрыть от окружающих свои страхи, тем более жестокой будет травля изгоя. На лидера и ситуацию в коллективе могут повлиять взрослые.

Невозможно повлиять на коллектив, где лидер — уверенный в своей непревзойденности ребенок. Часто такую позицию поддерживают его родители. Неугодных детей (изгоев) считается нужным и правильным выжить из коллектива, а насмешки над другими трактуются как великодушная “помощь бедным”.

Конфликт между ролями в детском коллективе может быть нивелирован в самом начале:

  • Извне — если учителя или взрослые сразу обнаружили проблемы и решили их.
  • Изнутри — когда на защиту изгоя встает другой авторитетный участник коллектива. В этом случае, с авторитетным лицом предпочитают не ругаться и изгоя оставляют в покое. Если же авторитетное лицо оказывается морально более слабым, нежели лидер коллектива, объектом травли могут сделать и его.

Важной характеристикой нездоровых детских коллективов служит гибкость культурных норм у носителей каждой роли внутри коллектива. Ребенок, с одной стороны, обязан быть сильным и защищать себя, с другой — драться нехорошо. Слабаком назовут ребенка, который откажется бить в ответ или заодно, но если ударит — общество осудит его. Дети часто оказываются неправы при любом выборе. Однако лидеры всегда выбирают силу для поддержания авторитета, исполнители всегда делают, как сильные, наблюдатели от выбора отказываются, и только изгои вынуждены сомневаться и нести всю тяжесть настоящего выбора. Обстоятельства вынуждают их идти против себя и своих установок, внутренний же голос подсказывает, что нужно стоять за свои ценности до конца. В результате такого выбора ребенок-изгой всегда будет виноват — или перед собой, или перед обществом.

Бывшие изгои: как складывается их жизнь

Бывшие изгои в школе, чьи отношения с коллективом так и не были скорректированы, впоследствии:

  • испытывают обиды на прошлое, прирастают новыми обидами на спутников и окружающих;
  • ожидают негативного исхода событий;
  • часто более агрессивны;
  • более закрыты для общения и хуже устанавливают новые контакты.

Взрослый, выросший из отверженного ребенка, остается чересчур чувствительным ко всем происходящим событиям, на него оказывают большое влияние окружающие, ему важна позитивная оценка действий и признание. Неважно, кто этот взрослый — бывший юноша или девушка. Изгой школы отличается не зависящей от пола и внешности чертой — у него не сформированы навыки работы с болью. Он не умеет отпускать боль, прощать прошлое, выносить опыт из разочарований, справляться со страхом перед новой болью.

В качестве рекомендаций взрослым, которые подвергались травле в школе, можно привести:

  • Постараться приложить усилия и попытаться узнать окружающих с хорошей стороны, понять их интересы, стремления, желания. Вполне вероятно, что такая длительная работа над собой повысит доверие к людям, покажет бывшему изгою, что не все люди плохие, что все взрослеют и становятся другими.
  • Учиться проигрывать события со своим участием, представляя себе разные исходы. Что будет, если реагировать не так остро; что будет, если сказать людям другие вещи; возможно ли чувствовать себя иначе в ходе событий (например, не разгневанным, а спокойным), как достичь этих состояний; действительно ли хочется того, к чему прилагаются силы.

С помощью этого метода человек учится анализировать свои состояния, менять их, иначе реагировать на ситуации, более открыто и спокойно относиться к изменениям.

  • Работать над эмоциональной грамотностью. Многие люди не могут описать свои эмоции. Это речевой навык, который тренируется и воспитывается. Когда проблема известна “в лицо”, ее можно решать. Если неизвестна, тогда неясно, над чем работать. Кроме того, адекватное сообщение о природе своих чувств помогает окружающим людям лучше понимать ситуацию и корректировать свое поведение. Если реагировать обидой, замыкаться без объяснений, можно растерять расположение окружающих людей, они могут устать искать подход к “сложному” человеку.
  • Тренировать уверенность в себе. Воспользоваться услугами тренеров-психологов, развиваться самостоятельно по профильной литературе, смотреть обучающие видео — все эти способы пойдут на пользу.
  • Работать над имиджем. Демонстрировать уверенные и располагающие жесты и мимику, быть приятным и опрятным внешне, всегда иметь заготовки по темам для бесед, уметь слушать и проявлять интерес — окружающие всегда такое ценят, и человеку становится проще установить новые контакты.
  • Обязательно работать с прошлым опытом. Грамотные психологи и литература смогут помочь с лихвой. Прописывание, проигрывание неприятных событий, переживание боли, прощение, разрядка негативных эмоций — все это неотъемлемые атрибуты конструктивного освоения прошлого опыта. На проработанной почве можно строить новые модели взаимоотношений без оглядки назад.

Помощь отверженному учащемуся в вашем классе

отверженный: человек, отвергнутый обществом или социальной группой

Иногда легко определить, над кем издеваются или кого отвергают в вашем классе. Иногда это происходит так тонко, что даже самый проницательный учитель не замечает этого.

Отвержение — часть жизни. Мы часто это слышим. Дети могут быть злыми. Реальный мир полон отторжения. Им нужно развивать прочная кожа .

Конечно, это может быть правдой в мире. Но должны ли они соответствовать нашим классам?

Мое сердце разрывается, когда я вижу новости об очередной стрельбе в школе. Все говорят, почему так происходит? Что мы можем сделать, чтобы это исправить?

Печальная правда в том, что мы, возможно, никогда не сможем полностью предотвратить это в нашем мире. Возможно, это наша новая норма. Но что, если есть что-то, что мы можем сделать, чтобы сделать наши классы лучше? Чтобы помочь этому ребенку, который чувствует себя отвергнутым, чувствовать себя немного более вовлеченным?

Определить изгоя

Я прочитал потрясающую статью в «Ридерз дайджест» о том, как учительница определила, кто одинок, а кто отвергнут в ее классе. Каждую пятницу она просила своих студентов в частном порядке записать четырех человек, с которыми они хотели бы посидеть на следующей неделе. Когда студенты ушли, она стала изучать бумаги и искать закономерности. Вы можете прочитать статью, чтобы увидеть, какие вопросы она задавала себе, когда смотрела на имена. Она смогла использовать эти документы, чтобы идентифицировать изгоев в своем классе. Чтобы остановить хулиганов и помочь хулиганам. Видите ли, многие из этих вещей происходят незаметно, незаметно. Некоторые студенты держат свои обиды при себе. Некоторые не так публичны со своими издевательствами. Как учителю, иногда вам приходится проявлять творческий подход, чтобы выявить изгоев в вашем классе. (Если вы хотите попробовать, посмотрите этот бесплатный подарок в моем магазине, чтобы присоединиться к этой пятничной рутине.)

Но что мы будем делать, узнав об этом?

На самом деле нет идеального ответа. Это зависит от ваших учеников и динамики вашего класса. Но у меня есть несколько идей.

Найдите общие черты

В начале года мы проводим много мероприятий, чтобы помочь учащимся узнать друг друга и создать классное сообщество. Учащиеся могут узнать, у кого еще есть собака, кто еще смотрит определенное телешоу, кто новенький в школе, кто побывал в другом штате, кто любит океан и т. д. отходят на второй план, и студенты, как правило, образуют клики. Мы занимаемся учебной программой; в конце концов, у нас есть много, чтобы покрыть.

Но что, если бы мы каждую неделю проводили немного больше времени, разговаривая с нашими учениками? Указание на то, что у нас есть общего. Может быть, ученик, которого они выбирают, не такой уж иной, как они думали. Может быть, они оба играют в футбол после школы. Как только вы определите, кто является изгоем в вашем классе, вы можете попытаться помочь своим ученикам увидеть, что у них общего с этим ребенком.

Общественная похвала

Позвольте мне начать с того, что это может не работать для каждого ребенка одинаково. Некоторые дети ужасно застенчивы, и мысль о том, что их выделят перед всем классом, ужасает. Но есть не один способ публично похвалить ребенка.

В первую очередь можно похвалить ребенка перед всем классом. «Вау, Дженни! Вы были так полезны сегодня днем. Большое спасибо за то, что помогли мне убрать эти вещи». Класс обращает внимание на ребенка и, надеюсь, тоже делает ему комплименты.

Конечно, этот метод может не сработать в вашем классе. Еще один метод, который я пробовал, — хвалить ребенка сверстнику. Работая в малых группах, я могу увидеть ученика, который с трудом складывает двузначные числа. Конечно, я могу предложить им помощь, но иногда коллега может лучше объяснить. Возможно, сверстник, которого они изолировали. «Эй, почему бы тебе не попросить Дженни показать тебе очень изящный способ, которым она раньше решила эту проблему? Я думаю, она могла бы объяснить тебе это лучше, чем я.

Еще один способ похвалить ребенка перед сверстниками — похвалить его. «Вы все знали, что в эти выходные Дженни каталась на роликах со своим отцом? Вы должны попросить ее рассказать вам об этом. Это звучало очень весело». «Ты видел новые туфли Дженни? Это так здорово!»

Изменить динамику: разбить клики

Иногда важна близость. Когда вы обнаружите клику в своем классе, возможно, пришло время ее разбить. В этом могут помочь новые рассадки. Как учитель, я постоянно пытаюсь думать о наилучшем размещении учеников в классе.

Специальное время

Время учителя так дорого. Очень ограничено. Я это понимаю. Но, возможно, есть несколько способов, которыми мы можем дать студентам, которые в этом нуждаются, немного больше нашего времени. Что, если бы у нас был специальный обед, только ребенок-изгой и два-три сверстника. Что, если мы позволим им сделать что-то действительно веселое в это время, что у них будет общее? Пример: Во время обеда я позволил Дженни и еще двоим прийти в мой класс поесть. Я поговорил с ними о том, чем занимался на выходных, и они поделились своими планами. Мой муж позвонил мне, и я позволила ему поздороваться с ними. Когда они закончили, я позволил им поиграть с проектором, и они притворились, что играют в школу. Когда позже мы пошли на перемену, девочки пригласили Дженни и поговорили с другими одноклассниками о том, что им нужно делать. Итак, учитель, спросите себя, что вы могли бы сделать, чтобы некоторые ученики в вашем классе проводили вместе особое время?

Не существует единого решения, чтобы остановить издевательства или не допустить, чтобы какой-либо ученик остался в стороне. Но, может быть, если мы соберемся вместе и поделимся своими идеями, мы сможем сделать наши классы более добрыми.

Мне бы хотелось услышать о ваших идеях, как помочь отверженному ученику в вашем классе. Не стесняйтесь оставлять свои идеи для других учителей в разделе комментариев ниже.

Мой ребенок с РАС: дети в спектре аутизма: подтип «изгоев»

«Мой сын (высокофункциональный аутист) пытается завести друзей, но, похоже, не обладает для этого социальными навыками. Он действительно хочет общаться со своими сверстниками, но обычно его избегают дети, с которыми он пытается сблизиться. Как могу ли я помочь?»

«Изгой»


Существует 3 основных подтипа детей и подростков с синдромом Аспергера (АС) и высокофункциональным аутизмом (ВФА):

  1. Актер: Этот ребенок желает межличностных отношений с другими и со временем освоил достаточно социальных навыков, чтобы считаться «нейротипичным» (т. е. он или она может «вести себя» как человек, не принадлежащий к спектру).
  2. Одиночка: Этот ребенок НЕ желает межличностных отношений (за исключением очень надежного/близкого члена семьи или друга) и меньше заботится о том, чтобы «вписаться» в «группу».
  3. Изгой: Этот ребенок хочет межличностных отношений с другими, но испытывает трудности с поиском и поддержанием дружеских отношений из-за отсутствия социальных навыков. Он или она действительно хочет «вписаться», но обычно подвергается остракизму со стороны «группы» из-за «странного» поведения.

В этом посте мы рассмотрим «Изгоев»…

Ни один ребенок с синдромом Аспергера или ВФА не заслуживает того, чтобы его или ее сверстники подвергались остракизму. Но многие из этих детей регулярно ведут себя так, что другим «типичным» детям трудно их принять. Помогая детям в спектре аутизма распознать и изменить негативное, саморазрушающее поведение, вы снизите вероятность того, что они будут подвергнуты остракизму. Хотя негативное поведение часто приводит к неприятию со стороны сверстников, иногда верно и обратное: подвергание остракизму может выявить худшее в детях с синдромом Аспергера и ВФА, что приводит к еще большему насмешкам и отторжению.

 

==> Как предотвратить нервные срывы и истерики у детей с расстройством аутистического спектра

Чтобы найти и сохранить друга, ребенку необходимо избегать любых разногласий или разрешать их, вести себя так, как нравится другому ребенку, и общаться о симпатиях и антипатиях. Есть много способов, как это может пойти не так для ребенка. Например, кричать на другого ребенка или бить его, отбирать игрушки, отказываться делиться, игнорировать или уходить, командовать другим ребенком и т. д. Все это мешает общему веселью и приводит к насмешкам и отторжению ребенка.

Вот как родители могут помочь своему ребенку с синдромом Аспергера или HFA, которого отвергли сверстники, «приспособиться»:

1.

Комплименты — это простой способ завоевать друга. Обсудите с ребёнком, как сделать комплимент сверстникам (например, «У тебя классная рубашка!» для юноши в новом наряде; «Отличный удар!» для ребёнка, играющего в баскетбол; «Мне нравится, как ты нарисовал гору!») рисунок одноклассника и др.).

2. Разожгите пламя зарождающейся дружбы, помогая вашему ребенку устроить игровое свидание один на один. Заранее поговорите с ребенком о том, как быть хорошим хозяином (например, хорошие хозяева остаются с гостем, а не играют с кем-то еще или уходят и оставляют гостя одного; хорошие хозяева заботятся о том, чтобы их гость хорошо провел время; хорошие хозяева идут навстречу гостю и стараются не спорить и т. д.). Если у вашего ребенка есть специальные цифровые гаджеты, игры или игрушки, которые слишком ценны, чтобы делиться ими, уберите их до прихода гостя.

Когда придет гость, ваш ребенок может начать с нескольких вариантов занятий (например, посмотреть фильм, покататься на велосипеде, сварить попкорн, поиграть в баскетбол, видеоигру, поиграть в боулинг, испечь печенье и т.

д.). Если совместная деятельность доставляет удовольствие, другой ребенок будет ассоциировать вашего ребенка с развлечением, что подтолкнет их к дружбе. (Примечание: следите за конфликтами, которые не разрешаются быстро. Если кажется, что ваш ребенок злится, тихонько отведите его в сторону и, пока гость не слышит, помогите ему понять, как двигаться дальше.)

3. Дети с АС и ВФА часто не обращают внимания на реакцию окружающих, что может привести к тому, что они упорствуют в нежелательном и неуместном поведении. Например, они могут продолжать болтать о любимой теме еще долго после того, как их друзья потеряли к ней интерес, или они могут неоднократно хлопать сверстника по плечу, чтобы привлечь его внимание, даже после того, как их попросили остановиться. Это может раздражать сверстников.

Помогите своему ребенку научиться распознавать «социальные знаки остановки» (например, когда другой ребенок отводит взгляд, уходит, говорит «Прекрати» и т. д.). Посмотрите, сможет ли ваш ребенок составить список «социальных знаков остановки». Кроме того, помогите ей придумать план остановки (например, спросите: «Что бы вы хотели сделать вместо этого?» или физически отойдите подальше).

4. Этим молодым людям редко удается овладеть тонкостями юмора. Им лучше стараться быть милыми, а не забавными.

Помогите вашему подростку провести мозговой штурм возможных «способов быть хорошим», которые он может попробовать в школе (например, поделиться угощением за обедом, уступить кому-то место, одолжить карандаш сверстнику, помочь сверстнику нести что-то и т. д.). Записывая «способы быть хорошим» или рассказывая о них за ужином или перед сном, вы также можете помочь вашему ребенку чувствовать себя хорошо.

5. Детям с расстройствами аутистического спектра часто трудно справиться с потерей. Они могут спорить, жульничать, толкаться или впадать в отчаяние, если что-то идет не так. Это портит удовольствие всем остальным.

Если у вашего ребенка проблемы в этой области, вы можете повысить его терпимость к поражениям дома. Начните с совместных игр или конкурсов «побей свой собственный рекорд», а затем переходите к коротким, а затем к более продолжительным соревновательным играм. Укажите, что и выигрыш, и проигрыш временны. Объясните ребенку, что он не всегда может выиграть в игре, но всегда может «выиграть в развлечении», наслаждаясь компанией друзей.

 

==> Система воспитания, снижающая вызывающее поведение подростков с расстройством аутистического спектра

6. Дети с АС и ВФА часто с трудом приветствуют потенциального друга. Если другой ребенок говорит «Привет!» для них они обычно отводят взгляд и ничего не говорят или просто бормочут в ответ. Это происходит потому, что они чувствуют себя некомфортно. Но невербальное сообщение, которое они посылают другому подростку, звучит так: «Держись подальше, я не хочу быть твоим другом».

Помогите своему ребенку использовать ролевую игру, чтобы попрактиковаться в приветствии сверстников. Объясните, что для дружеского приветствия нужно говорить достаточно громко, чтобы вас услышали, улыбаться, называть имя собеседника, смотреть ему в глаза и так далее. После того, как вы попрактиковались, помогите ребенку найти сверстников, на которых можно попрактиковаться в реальной жизни.

7. Дети с АС и ВФА иногда думают, что им нужно произвести впечатление на своих друзей, чтобы удержать их. Это редко работает! Вместо того чтобы пытаться произвести впечатление на своих друзей (что подразумевает: «Я лучше тебя!»), им нужно найти точки соприкосновения. Дети заводят друзей и сохраняют их, делая что-то вместе. Детей больше привлекают другие дети, которых они считают похожими на себя.

Помогите вашему ребенку обнаружить несколько вещей, которые у него есть общего с друзьями (например, пригласите потенциального друга на веселую прогулку, понаблюдайте или задайте вопросы, чтобы выявить общие интересы со сверстниками, запишитесь на внеклассное мероприятие, и т. д.). Спросите своего ребенка: «Как ты можешь понять, что у тебя общего с кем-то?» Ответы могут включать в себя наблюдение за другим подростком, задавание вопросов или совместные действия для создания общего опыта.

Поиск общего языка не означает, что ваш ребенок должен быть клоном всех остальных. Это также не означает, что ваш ребенок никогда не сможет подружиться с кем-то, у кого другое прошлое или другие интересы. Это просто означает признание того, что дружба начинается с общих интересов. Чтобы подружиться, дети должны развивать или открывать для себя эти области «я тоже».

Ни один мальчик или девочка не заслуживает изгнания из «группы». Это причиняет боль и причиняет эмоциональный ущерб – иногда на всю жизнь. Вот почему так ужасно важно, чтобы родители помогли своему ребенку распознать и изменить «разрушающее отношения» поведение как можно скорее — предпочтительно до того, как он или она поступит в начальную школу.



Ресурсы для родителей детей и подростков в спектре аутизма :

==> Как предотвратить распад и истерики у детей с расстройством спектра аутизма

==>. Поведение подростков с расстройством аутистического спектра

==> Запуск взрослых детей с расстройством аутистического спектра: Руководство для родителей, которые хотят развивать уверенность в себе

==> Обучение социальным навыкам и управлению эмоциями детей с расстройством аутистического спектра

==> Воспитание детей и подростков с высокофункциональным аутизмом: всеобъемлющее руководство для родителей

==> Разгадка тайны высокофункционального аутизма: аудиокнига

==> Важнейший  Основанный на исследованиях  Стратегии воспитания детей и подростки с высокофункциональным аутизмом

==> Видео для родителей детей и подростков с РАС

 


КОММЕНТАРИИ:

толпа детей с РАС, с которыми мы также встречаемся.

*  Аноним сказал… Так и есть

*  Аноним сказал… Но для тех, кто не хочет смешивать, это тоже должно быть нормально, верно?

*  Аноним сказал… Это так своевременно! У моего сына вчера случился сильный срыв после вечеринки по случаю дня рождения. Он чувствует себя таким отвергнутым и «странным». Спасибо, что поделился.

*  Аноним сказал… Это мой самый большой страх, потому что мой сын действительно хочет приспособиться и иметь друзей, поэтому я очень ценю любые советы, которые облегчат ему жизнь.

•    Аноним сказал… И теперь он возвращается к формальной вежливости как стандартному механизму преодоления трудностей в социальных ситуациях
•    Аноним сказал… Приятно читать
•    Аноним сказал… Меня это тоже беспокоит. Мой сын очень общительный и очень старается завести друзей, но чаще всего это пережиток, который вынуждает его быть одиночкой. Разбивает мне сердце.
•    Аноним сказал… мой был во всех трех, был изгоем в средней школе, возвращался к одиночке, когда становилось слишком тяжело, но мог сохранять видимость актера в течение некоторого времени.
•    Аноним сказал… Моя дочь была/была во всех трех типах… сейчас, в 22 года, она больше актриса. . Мое сердце было разбито тем, что ее никогда не приглашали на вечеринки по случаю дня рождения, которые посещали все остальные. Сейчас она помощник библиотекаря и «ведет себя» общительно с посетителями публичной библиотеки, но ее это утомляет. Если я напомню ей о манерах и т. д., она на самом деле скажет: «Все в порядке, я могу притвориться». Она находит способы справиться.
•    Аноним сказал… Моя девушка актриса. Она так хорошо приспосабливается, что трудно сказать, настоящее это или игра.
•    Аноним сказал… Мой сын №3 🙁
•    Аноним сказал… Мой сын (15) такой же. Начинал как изгой, стал одиночкой и теперь пытается вписаться в роль актера
•    Аноним сказал… Мой сын определенно одиночка, и я не вижу, чтобы это когда-либо менялось… Он не интересуется социальными отношениями, и это беспокоит меня, поскольку я не останусь здесь навсегда  😢
•    Аноним сказал… Мой сын — актер, который в конечном итоге становится изгоем, когда он ведет себя странно/неожиданно с потенциальными друзьями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *