Что делать, если первоклассник не хочет учиться
Вся правда о том, как выбрать ранец для первоклассника.
- Статьи
- Что делать, если первоклассник не хочет учиться
У каждого ребенка наступает момент, когда самое время идти в школу. Первый класс — это маленьких шаг во взрослую жизнь. Многие родители сталкиваются с тем, что ребенку нравится ходить в школу только первый-второй месяц, а потом он не хочет делать уроки без стороннего «пинка», ему это неинтересно. В таком поведении следует разобраться.
Почему первоклассник не хочет учиться и как с этим справляться
У нас принято заставлять ребенка учиться, но это в корне неправильно. Детям, как правило, нравится этот процесс. Они любят узнавать новое, проявлять любопытство. Поэтому в нежелании учиться кроются более глубокие причины, чем простое «не хочу». К ним относятся:
- Отставание по школьной программе. С первых дней учебы не все дети сполна оценивают серьезность школьной программы.
- отдых после школы до 2 часов;
- начинать делать домашнее задание от интересных предметов к сложным, а на последок оставить самый легкий;
- выходить на свежий воздух в вечернее время;
- ложиться спать до 21;
- если объем домашних заданий большой, то делать перерывы;
- не давать смотреть телевизор или играть в компьютерные игры перед сном.
- Неинтересно учиться. Случается так, что первоклассник все понимает, каждый урок дается ему легко, но интерес отсутствует. В основном это происходит из-за того, что нет мотивации. Привычные родительские фразы «не будешь учиться — будешь работать уборщиком» никак не влияют на сознание детей. Для них пока не является аргументом будущая профессия, перспектива поступления в институт, возможность зарабатывать деньги. Первоклассник хочет играть и отдыхать с друзьями. Поэтому повысить интерес к учебе сможет игровая форма. Например, популярностью пользуется игра, в которой ребенок пробует самостоятельно проводить урок, объяснять материал и ставить оценки. Если у малыша все таки уже есть какие-то пожелания по будущей профессии, то родители могут попробовать донести до него, что только сделав все уроки, он сможет осуществить свою мечту. Иногда это срабатывает. Не стоит забывать, что все дети разные и порой один и тот же подход может не сработать.
- Проблемы в отношениях с одноклассниками или преподавателем. К сожалению, этот фактор достаточно часто встречается и требует родительского вмешательства. Чтобы помочь ребенку обзавестись друзьями, нужно водить его на какие-либо секции, которые посещают одноклассники, дружить с другими родителями и выходить на прогулки с ними и их детьми. Если проблемы в отношениях с учителем, то вероятнее дело в его непрофессионализме. Многие учителя склонны к равнодушию к детям, а иногда и некой агрессии. Если так произошло, то вероятнее нужно сменить класс. Располагающий к себе преподаватель способен и с детьми поладить, и на учебу замотивировать.
- Комплексы личного характера. Чаще всего это относится к детям, которые имеют особенности во внешности. 1 класс — это еще неосознанный возраст, поэтому кто-то может насмехаться. В такой обстановке первоклассник точно не хочет учиться. Для начала можно попробовать решить проблему внутри класса, попросить учителя провести урок, посвященный этой теме. Не стоит стесняться обращаться к школьному психологу, ведь он сможет подобрать самые правильные слова для детей.
Каждый из этих пунктов нужно прорабатывать, когда ребенок еще мал, чтобы дальше не было поздно.
Советы, которые помогут повысить желание первоклассника учиться
Чтобы первоклассник хорошо учился и хотел этого сам, следует учесть такие советы:
- Для ответственной учебы нельзя допускать, чтобы во время решения домашнего задания родители непрерывно находились над ним. Так у малыша будет зависимость, и когда маме или папе нужно будет отвлечься, он будет делать то же самое, теряя при этом концентрацию. Это приводит к тому, что уроки приходится из раза в раз переделывать. Правильнее давать подсказки, направлять и объяснять непонятный материал, а затем приходить и проверять.
- Не стоит выплескивать все свои амбиции на ребенка. Нередко случается так, что в погоне за большим количеством знаний родители перегружают его. Не каждый способен это потянуть, поэтому, как следствие, первоклассник теряет интерес. Стоит взглянуть на ситуацию объективно, если ребенок не сильно загружен, но при этом все равно не проявляет интерес к учебе, следует дополнительно нанять репетитора. Однако стоит помнить, что в таком возрасте ребёнок хочет проводить часть времени за играми и с друзьями, это важно соблюдать.
- Частая история, когда у ребёнка из всех предметов не идёт 1 или 2. В основном так происходит из-за преподавателя, который или некомпетентно подаёт урок, или слишком быстро даёт материал, что не все дети успевают усваивать. В этом случае нужно попробовать самостоятельно развить интерес. Лучше делать это в игровой форме, рассказывать интересную информацию, касающуюся предмета. Любые интересующие ребёнка вопросы нужно поощрять.
Следует помнить, что первоклассник особенно требует много внимания. Чтобы не усугубить ситуацию, не «запустить» учебу, родителям постоянно нужно интересоваться успеваемостью, вместе работать над заданиями, пока ребенок не войдет в ритм.
Замотивировать ребенка на учебу помогут рекомендации:
- не стоит давить на ребенка, но следует помогать ему, особенно там, где у есть пробелы;
- любознательность всегда стоит поощрять;
обязательно интересоваться, как обстоят отношения с учителем и одноклассниками;- нельзя сравнивать ребенка с другими, особенно в негативном ключе;
- у малыша обязательно должна быть возможность отдыхать от уроков и заниматься своими увлечениями.
Соблюдение таких несложных правил поможет ребенку полюбить учебу еще в 1 классе, что станет залогом успеха в последующие годы. Поддержка родителей в этом играет очень большую роль.
В данной категории товаров нет
Возврат к списку
Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы психолога
Двоечники и не желающие учиться дети были во все времена и во всех поколениях. Ну, не каждому дано быть вундеркиндом с IQ = 210 (как кореец Ким Унг Йонг), или отличником, как А. Грибоедов, Д. Менделеев, М. Ломоносов.
Интересно, что среди знаменитых людей двоечников все же больше: А. Пушкин, Л. Бетховен, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Т. Эдисон… Да, у них впоследствии получилось раскрыть свои таланты и пробиться вперед. Но есть тысячи способных людей, которые так и не смогли реализовать себя, удовлетворившись посредственной ролью в жизни.
Раскрыть талант ребенка, заинтересовать учебой — задача не из легких. Дети учатся тем успешнее, чем интереснее им учебный процесс.
Что же делать, если ребенок не хочет учиться? Как пробудить в нем интерес и не отбить совсем желание ходить в школу? Ответ на этот вопрос знает кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ Светлана Месникович.
Чем отличаются современные дети и что такое «клиповое мышление»?
У современных детей развивается «клиповое мышление» (clip — фрагмент, вырезка, отрывок): информация стекается отовсюду в виде коротких новостей, небольших событийных блоков, разнообразных фото- и аудиосюжетов, зачастую не связанных между собой логически. Ребенок привыкает к частой смене информации, начинает вылавливать в ленте хлесткие заголовки, вирусные иллюстрации, переключаясь с одной темы на другую, не углубляясь в суть.
Мир превращается в круговорот разрозненных фактов и осколков событий, а мозг все время требует новых впечатлений и образов. На этом построены социальные сети, на клиповое мышление ориентируются многие современные телесериалы и средства массовой информации.
Доступность информации, легкость ее получения привели к тому, что современные дети не утруждают себя необходимостью глубокого осмысления и сохранения полученных знаний. Они не привыкли долго задерживаться на одной теме и погружаться в нее. Мышление становится фрагментарным, осколочным.
Почему современные дети не хотят учиться, и что делать взрослым, чтобы заинтересовать их?
Младшие школьники
1 класс
Согласно мнению психологов, основная причина, почему первоклассник не хочет идти в школу, — низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Этот термин включает в себя:
- мотивационную готовность (желание учиться, приобретать знания),
- интеллектуальную готовность (определенный уровень развития памяти, внимания, мышления),
- коммуникативную готовность (умение общаться с детьми и учителем не так, как в детском саду),
- эмоционально-волевую готовность (способность к произвольному поведению на уроке, способность эффективно работать в течение всего урока).
Рекомендации: определить в сотрудничестве со школьным психологом, какой вид готовности необходимо развивать (иногда сразу несколько).
Подобрать специальные упражнения для развития, которые не перегружают, а облегчают учебу. Отнеситесь серьезно к выполнению этих упражнений, ведь нерешенная проблема с годами может расти как снежный ком.
Возможные причины низкой мотивации и что с этим делать:
1. Не сформированы приемы учебной деятельности: «не знаю, как учиться»
Первоклашку нужно обучать специальным навыкам и приемам. Помогите ему (ей) научиться составлять план, выделять главную мысль, работать по образцу, вначале вникать в правило, а потом выполнять задание, четко слушать инструкцию и т.д. Не заставляйте зубрить: лучше покажите, как при заучивании применять ассоциации.
2. Недостаточно развиты психические процессы ребенка (в первую очередь мышление).
Мышление состоит из различных процессов, причем многие из них происходят неосознанно.
Поэтому некоторым мыслительным операциям необходимо обучать, доводя до осмысления, чтобы ученик мог не только заучивать материал, но и применять его на практике.
- Упражнение-игра «Что общего?» (на развитие мышления). Предложите ребенку назвать, что общего у тех или иных предметов. Например: Что общего у стола и шкафа? (Ответ: они деревянные, у них есть ножки, они твердые и т.д.).Что общего у лягушки и воробья? (Ответ: они живые, они питаются насекомыми, они живут на улице, они маленькие и т.д.).
- Упражнение-игра «Назови одним словом»: дуб и берёза (ответ: деревья), воробей и ворона (ответ: птицы), тумбочка и шкаф (ответ: мебель), помидор и картофель (ответ: овощи).
- Для развития навыков классификации и сериации (прим.: сериация – это способность располагать предметы по возрастанию или убыванию в соответствии с заданным признаком) – упражнение-игра «Третий подходящий». На первой карточке два рисунка, имеющие общий признак, и на второй два рисунка.
- Упражнение на развитие внимания: методика «Корректурная проба» (или ее аналоги). Распечатайте небольшой текст из детской книжки и попросите ребенка зачеркнуть, к примеру, букву «к» и подчеркнуть «р». Сначала без учета времени, потом – на время.
3. Ребенок не умеет адекватно использовать свои индивидуально-типологические особенности для познавательной деятельности.
Так, в процессе обучения крайне важно учитывать темперамент школьника.
Холерики наиболее работоспособны в начале и в конце урока. А флегматики, наоборот, в середине.
Флегматику нельзя задавать неожиданные вопросы. Ему необходимо дать время собраться с мыслями. А холерик выполняет задания сразу.
Родителям необходимо принять индивидуальные особенности ребенка. Поговорить с ним о его темпераменте, чтобы избежать развития комплексов и научить его работать в соответствии с особенностями характера (темперамент не корректируется). Поговорите об этом и с учителем.
Прислушайтесь к интересам ребенка. Обсудите его страхи, сомнения, радостные моменты в школе. Задания должны быть посильными. Обращайте в первую очередь внимание на то, что сделано хорошо, а не на ошибки. Поощряйте успешные действия и решения!
Создание ситуации успеха — лучший способ повысить мотивацию!
Как повысить коммуникативные способности первоклассника, если он не хочет учиться?Попробуйте упражнения на развитие навыков общения. Например, игру «Волшебный ящик».
Взрослый — детям: «Перед вами невидимый волшебный ящик. (Нужно поставить перед детьми воображаемый «ящик», «открыть» и «закрыть» крышку). В этом волшебном ящике есть все, что только можно представить».
Один ребенок должен подойти к «ящику» и молча «вытащить» из него какую-то вещь. Затем нужно, не говоря ни слова (только движениями, жестами и мимикой), объяснить, какой предмет он вытащил, что с этим можно делать или как с ним играть.
Кто первый догадается, о каком предмете шла речь, может сам стать ведущим.
Еще пример на развитие способности понимать состояние других. Покажите ребенку картинки с изображением эмоций на лицах людей и у животных. Спросите: «Как ты думаешь, что он (она) сейчас чувствует?».
Коммуникативная компетентность закладывается в семье. Родителям важно обратить внимание на себя: как вы общаетесь в семье друг с другом и с детьми? Как общаетесь с родственниками и соседями? Видит ли ребенок сотрудничество в общении родителей или родственников?
Есть ли у ребенка собственное личное пространство? С кем у него доверительные отношения? О чем он мечтает? С кем хотел бы подружиться? Какие у него любимые герои сказок, фильмов и т. д., и почему они любимые?
2–4 класс
Младшие школьники чаще добиваются успехов в учебе, чем старшие дети. Происходит это из-за желания не ударить в грязь лицом перед одноклассниками, стремления заслужить похвалу учителя, который является авторитетом, и которого любят ученики.
Младшеклассники в силу возраста не могут долго работать над сформированным намерением, и это важно учитывать. Главный смысл обучения для них не в результате, а в самом процессе учебы.
Причинами снижения мотивации могут быть:
- непонимание учебного материала по отдельным предметам,
- скука («все ясно»),
- негативное отношение учителя к ученику или демонстрация учителем неравного отношения к детям (есть любимчики),
- неумение учиться (неправильный режим дня, неверная организация учебы и отдыха, незнание приемов работы с учебным материалом).
Рекомендации: родители, найдите способ установить доверительное общение с ребенком. Только найдя причину, почему ребенок не хочет учиться, вы поймете, как ему помочь.
Важно помнить, что между возникновением у детей нужного намерения и его исполнением не должно пройти много времени, иначе стремление может угаснуть. Перед учениками младших классов целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а небольшие, близкие и понятные.
А если педагог негативно относится к вашему ребенку? Стоит ли сходить к учителю? Поможет это или навредит?Да. Стоит. Но приходить нужно не с претензией и упреком, а с желанием сотрудничества. Начните с выражения благодарности учителю за… (скажите не общие фразы, а конкретно — за творческие домашние задания, например). Вспомните индивидуальные особенности учителя, за которые его можно поблагодарить. Если же сомневаетесь, поговорите с психологом и вместе выработайте стратегию беседы с учителем.
Что делать, если ребенку скучно на уроках:
- Скука возникает в ситуациях монотонности. Чтобы заинтересовать ребенка учебой, можно как минимум постараться разнообразить выполнение домашних заданий. Поищите разные формы выполнения: пропеть, проговорить… Предложите пофантазировать, примерить на себя разные роли: если б ты был летчиком, как бы выполнял это задание? А если бы был учителем?
- Скучно бывает и тогда, когда все слишком просто и понятно. В таком случае побеседуйте с учителем на предмет индивидуальных заданий. Может быть, нужно усложнить материал по некоторым темам с учетом индивидуальных особенностей ученика.
- Скучно, когда совсем ничего не понятно. См. выше: либо ребенок не умеет учиться (значит, нужно отработать приемы выполнения заданий — план и т.д.), либо нужно развивать познавательные способности.
Только не путайте страх неуспешности ребенка и интерес к его учебе. Когда родитель боится за низкую мотивацию ребенка – это минус. Когда верит в чадо, проявляет подлинный интерес к его успехам и поддерживает в случае неудач – это плюс.
Как вы, родители, относитесь к своей работе, показываете ли пример увлеченности делом? Что ребенок слышит в семье о работе родителей? В каком эмоциональном состоянии родители приходят домой?
Режим дня
Важно предусмотреть чередование физических и умственных нагрузок.
При составлении режима дня обсудите с ребенком каждый пункт, учтите его личное время.
Помните об индивидуальных особенностях сына (дочери), подберите оптимальную, посильную нагрузку, не перегружая его (ее), но и не оставляя слишком много времени для безделья.
Школьники средних классов5–9 классы
Причины, по которым подросток не хочет учиться:
- чувство взрослости,
- сепарация (отделение) от взрослых (родителей, учителей),
- важность мнения сверстников.
Приемы, которые применяли раньше, не работают! Подростки ищут самоутверждения и общения, на этом и нужно строить систему мотивации.
Нередко можно услышать от родителей, что неглупый и способный ребенок, который показывал хорошие результаты в младшей школе, в средних классах стал учиться хуже, чем мог бы.
В одной из школ Октябрьского района Минска было проведено анкетирование шестиклассников. На вопрос, зачем нужно хорошо учиться, школьники ответили так (ответы даны в порядке убывания популярности):
- чтобы получить хорошее образование,
- чтобы получать хорошие оценки,
- чтобы получить аттестат,
- чтобы иметь в будущем хорошую работу,
- чтобы поступить в вуз (колледж) и приобрести желаемую профессию,
- чтобы узнавать новое, неизвестное,
- чтобы стать состоявшимся человеком,
- чтобы вместе с друзьями получать новые знания.
Лишь единицы написали, что домашние задания для них интересны, или что они любят такой-то предмет, или что учитель такой-то увлекательно преподает материал.
Результаты опроса показали, что подростки в большинстве своем осознают общественную важность учебы и четко видят отдаленную перспективу (поступление, выбор профессии).
Причины, по которым подросток не хочет учиться (по убыванию популярности):
- мешают увлечения помимо учебы (на школу не хватает времени),
- стало неинтересно («Как раньше учиться не хочу, а как хочу – не знаю»),
- не хочется рано вставать на занятия,
- лень либо усталость,
- сложно усваивать учебный материал,
- взрослые слишком давят, заставляя учиться,
- низкие отметки отбивают охоту что-либо делать,
- домашние задания воспринимаются как рутина («Зачем писать в тетради, если разумнее было бы набрать на компьютере?»).
Рекомендации родителям, чьи дети слишком много времени тратят на внешкольные интересы («некогда учиться»):
- вместе формулируйте цели (и учите распределять внимание между несколькими целями),
- учите расставлять приоритеты, достигая цели в разумной последовательности
- учите ребенка организовывать свое время,
- помогайте вырабатывать силу воли.
Рекомендации родителям, чьи дети демонстрируют полное отсутствие интересов:
- дайте знать подростку, что вы обеспокоены ситуацией,
- расскажите о похожей ситуации в своей жизни и предложите помощь,
- содействуйте его загруженности в течение дня, поручите ему ряд обязанностей (но не переусердствуйте).
Такие причины, как лень, усталость, нежелание рано просыпаться обусловлены психофизиологической перестройкой организма либо нерациональным распределением энергии. В пубертатном возрасте нередко происходит чередование периодов активности с усталостью, снижением работоспособности.
Научите подростка рационально организовывать режим дня, расскажите об особенностях пубертатного периода.
Сложность усвоения учебного материала вызвана существенными возрастными изменениями в умственном развитии школьников. Учителям крайне важно практиковать индивидуальный подход к ученикам средних классов, добиваясь усвоения материала.
Чрезмерный контроль со стороны взрослых, предвзятость учителя, нежелание увидеть потенциал отстающего ученика, «бессмысленные» домашние задания — все это говорит о проблемах с доверием между взрослыми и подростком, неадекватности поощрений и наказаний, а также о необходимости чаще давать творческие, неординарные задания, через которые ребенок учится добывать знания и сможет выразить свою индивидуальность.
Общие рекомендации родителям подростков:
- показывайте ребенку свое позитивное отношение к школе, без чтения моралей и нотаций,
- поощряйте самостоятельность и самоорганизацию, стимулируйте самоконтроль,
- помогите ребенку увидеть себя успешной личностью,
- не перегибайте палку в поощрениях и наказаниях,
- научите подростка адекватно реагировать на неудачи,
- будьте примером в стремлении учиться и развиваться.
10–11 классы
Старшеклассники в первую очередь интересуются предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии, самоопределения.
Причины снижения мотивации:
- страх перед будущим,
- давление родителей на жизненный выбор школьника.
Рекомендации родителям:
- поддержать старшеклассника в его собственном выборе, даже если вы на его месте сделали бы по-другому.
Чего делать нельзя?
Вы однозначно навредите своему ребенку, если будете:
- Заставлять учиться угрозами, запугиванием, внушением чувства вины,
- Высмеивать его, сравнивать с другими детьми,
- Требовать от него совершенства и безупречности.
Всегда верьте в своего ребенка. Даже если он не родился вундеркиндом, в ваших силах помочь ему реализовать его потенциал.
Вспоминайте мать Томаса Эдисона: когда ее глуховатого гиперактивного сына отчислили из школы за хроническую неуспеваемость, она помогла ему увидеть себя самодостаточным человеком, отказавшись принять клеймо умственно отсталого. Ее многолетние усилия и вера в собственного ребенка, любовь и принятие его таким, как есть, принесли удивительные плоды.
Тот, на ком в детстве общество поставило крест, впоследствии получил 1093 патента на свои изобретения в США и еще около трех тысяч патентов других стран мира; стал обладателем высшей американской награды — Золотой медали Конгресса. Томас Эдисон вошел в число самых уважаемых ученых умов мира, принеся человечеству изобретения, которыми пользуются во всех концах планеты.
Кем станет ваш ребенок? Помогите ему поверить в свои силы!
Первый раз в пятый класс. Шпаргалка для родителей пятиклашки
Для педагогов: Что делать, если ребенок отказывается заниматься
Управлять учащимися в классе сложно даже при самых благоприятных обстоятельствах. Вы готовите планы уроков, систематизируете материал и максимально используете все более ограниченные ресурсы. Управление учащимися с трудностями в поведении может подорвать ваши усилия, а также может повлиять на остальную часть класса и общий прогресс. У всех учителей есть ученики, которые могут усложнить жизнь вам и своим одноклассникам.
Что вам следует делать, когда вы сталкиваетесь со студентом, который проявляет к вам различные виды беспокойства? С этим студентом может быть сколько угодно проблем. Кроме того, учащиеся, демонстрирующие проблемы с поведением, могут иметь совершенно разные причины. Ваша первая цель — сохранять спокойствие, чтобы контролировать ситуацию. Затем вы можете быть объективными, работая над формулировкой плана, который будет держать ваш класс в нужном русле и оказывать учащимся помощь, которую они заслуживают. Помощь учащимся в ощущении того, что их понимают, и работа над достижением чувства личного контроля является центральным элементом вашей работы в классе. Выполнение этой работы с сочувствием и уважением — это обратная сторона медали.
Ниже приведены некоторые сценарии, возникающие в классе с учащимися, которые задают вам различные виды поведенческих проблем. Мы познакомим вас с тем, на что похоже поведение, поделимся идеями, которые помогут вам понять, что мотивирует это поведение, практическими шагами, которые помогут вам справиться с ним, и как обдумать, что делать дальше.
Что делать, если: Ваш ученик отказывается участвовать в занятиях
Когда ученик вообще отказывается участвовать в занятиях, он может показаться либо очень тихим, либо очень шумным. В любом случае, они не заинтересованы в том, чтобы участвовать в материале или деятельности, на которую вы хотите, чтобы они обратили внимание в данный момент. Студент может казаться тихим или очень робким, как будто он хочет сжаться в своем кресле или стать невидимым. Они надеются, что вы им не позвоните, и не хотят привлекать к себе внимание.
С другой стороны, вы также можете увидеть, как учащийся отказывается участвовать, активно увеличивая словесное поведение во всех других направлениях, кроме задания, которое вы от него хотите. Возможно, вам будет очень трудно удерживать их внимание или удерживать их на задании. Их отказ от участия сопровождается поведением, отличным от поведения ученика, который не хочет выделяться, но суть та же.
Оба этих поведения означают, что ваш ученик отказывается заниматься так, как вы хотите. Независимо от того, находится ли он на тихом или не очень тихом конце спектра поведения, ваш ученик предпочитает не продуктивно участвовать в данной деятельности в классе. Допустим, вы попросили учащихся обратить внимание на определенную страницу, пока вы проходите по некоторым направлениям. Учащийся, который отказывается участвовать, может вообще не брать книгу в руки или может быть поглощен совершенно другим спокойным занятием, например, рисованием или чтением другой книги. Или учащийся может громко разговаривать с другим учащимся или пытаться отвлечь ваше внимание другими активными отвлекающими факторами.
Сделайте ваши ожидания кристально четкими
Студентам нужна ваша конкретика. Когда вы говорите в общих чертах, например: «Мне нужно, чтобы вы обратили внимание», вы недостаточно конкретны. Студенты не обязательно обладают навыками понимания, чтобы понять, что вы имеете в виду под этим и как вы ожидаете, что они изменят свое поведение. Учащимся будет труднее реагировать на ваши указания, пока они точно не узнают, чего вы от них ожидаете.
Если вы боретесь с учеником, который отказывается заниматься, попробуйте дать ему очень прямые шаги, например: «Мне нужно, чтобы вы сейчас закрыли другую книгу. Уберите его в свой рабочий стол. Не своди глаз с доски и следуй за мной».
Обратите внимание на время
Если у вас есть ученик, который не готов заниматься, вам нужно определить, что вызывает такое поведение. Вы замечаете, что ученик начинает отказываться заниматься, когда вы переходите от одного вида деятельности к другому? Может быть, когда вы переходите от математики к чтению, ваш ученик каким-то образом отключается. Они не хотят обращать внимание, они не хотят участвовать, и они создают некоторые проблемы в классе, с которыми вы должны справиться.
Подумайте: что такого в этом времени или деятельности, что создает проблемную ситуацию или приводит к проблемному поведению? Посмотрите на условия, которые вызывают такое поведение. Может быть, этот ученик действительно не любит читать и нуждается в дополнительной помощи. Может быть, им не нравится материал, и поэтому они хотят либо активно, либо пассивно отстраниться.
Попытайтесь изолировать условия, вызывающие проблемное поведение. Таким образом, вы лучше поймете, когда это может произойти, и определите основную причину. Затем вы можете внести более целенаправленные коррективы, которые говорят о том, что заставляет студента не заниматься.
Ставьте функцию выше формы: внимание или бегство
У вас могут быть три разных ученика, которые отказываются участвовать, и причины, по которым они это делают, также могут быть совершенно разными. Обратите внимание на то, что этот ученик получает от этого проблемного поведения. Когда вы рассматриваете функцию проблемного поведения, вы думаете: какова отдача от них? Старайтесь не столько заботиться о деталях того, что они делают, сколько о том, почему они это делают. Вам нужно сначала выяснить основную причину поведения, прежде чем вы сможете лучше всего определить, что делать дальше.
Например, ученик может отказаться участвовать, потому что пытается привлечь внимание. Считаете ли вы, что уделяете им безраздельное внимание чаще, когда это происходит? Они могут считать это расплатой. Функция отказа от участия в этом случае состоит в том, чтобы получить больше доступа к вашему посвященному вниманию. Вы бы не хотели случайно подкрепить проблемное поведение, продолжая вознаграждать его большим вниманием.
Если кажется, что учащийся хочет больше внимания, подумайте, как вы можете поощрять использование более подходящего поведения, чтобы получить его. Вы можете свести к минимуму или совсем отвлечь внимание от этого ученика до тех пор, пока он не будет вести себя так, как вам нужно. Вы также можете использовать дифференциальное поощрение, которое должно увеличить вашу положительную обратную связь с другими учащимися, которые должным образом вовлечены. Ваш сложный ученик не получает внимания. Когда вы повышаете уровень или качество внимания к другим учащимся, вы посылаете сообщение о том, что соответствующее поведение вознаграждается вниманием, которое требуется вашему ищущему внимания учащемуся.
Возможно, ученик отказывается вступать в бой, потому что пытается сбежать. Видите ли вы, что у них есть трудности с предметом или трудности с материалом? Функция отказа заниматься для этого ученика может заключаться в том, чтобы избежать борьбы. Может быть, они не хотят выделяться перед сверстниками.
Если они пытаются сбежать, постарайтесь, чтобы они рассказали о том, что происходит. Признайте, что это время кажется им трудным, и начните с того, где они сейчас. Спросите: «А как насчет того времени или деятельности, которые создают ситуацию, в которую вы не хотите вмешиваться?» Подумайте о том, чтобы предложить им возможность попросить перерыв и сообщить им, когда вы ожидаете, что они вернутся, готовые к участию.
Вы также можете предоставить им возможность выбора. Например, сообщите им: «У вас есть две вещи, которые нужно сделать, и вы можете решить, какую из них вам нужно сделать в первую очередь». Вы также можете сообщить им, что можно попросить о помощи, даже написать вам записку и быть доступным. Опять же, понимание сути того, почему они отказываются взаимодействовать, поможет вам выработать соответствующий ответ.
Внедрение поведенческих вмешательств
Эти шаги могут помочь в работе над тем, как обращаться с учащимся, который отказывается заниматься:
- Сохраняйте спокойствие. Оставайтесь нейтральным. В данный момент оцените, что, по-видимому, движет этим поведением.
- Подтвердите свою озабоченность. Постарайтесь, чтобы ваш ученик рассказал о том, что происходит. «Похоже, у вас тяжелые времена. Что такого в этом времени/активности, что заставляет вас демонстрировать такое поведение?»
- Попросите ученика помочь вам понять, что ему нужно. У них может не хватить языка, чтобы сказать это самостоятельно, поэтому будьте готовы предложить несколько советов и научите их, как просить о помощи.
- Приведите конкретные примеры поддержки. Студенты процветают, когда они чувствуют себя уполномоченными и могут осуществлять некоторый выбор.
- Предложите альтернативу этому учащемуся, подготовьте всех остальных и вернитесь к учащемуся, у которого возникла проблема.
Когда можно получить дополнительную помощь
Возможно, ваш ученик отказывается заниматься, потому что у него расстройство развития или эмоциональное расстройство, требующее дальнейшего вмешательства. Вы учитель, а не диагност. Вы не должны в одиночку диагностировать, что происходит с учениками, которые не реагируют на ваши усилия по управлению их поведением.
Вот почему так важно проводить поведенческие вмешательства как можно раньше. Не ждите дольше нескольких недель, чтобы решить проблемное поведение. Затем, если вы не видите прогресса через неделю или две, пришло время привлечь команду для дополнительной поддержки. Ваш школьный психолог или консультант, специалист по поведению, директор школы, а также родители учащегося могут начать изучать проблемное поведение и подумать, какие переменные они могут контролировать, чтобы создать наилучшие условия для достижения успеха учащимся. Раннее вмешательство является ключом к успешному результату и поможет вам лучше управлять своим классом в долгосрочной перспективе.
Ваш ребенок плохо учится в школе? Вот 5 причин, почему
Если оценки вашего ребенка ухудшаются, есть несколько причин, по которым это может происходить. Вот что вы должны знать.
Давайте будем честными: родители часто беспокоятся о плохой успеваемости не меньше, а то и больше, чем их дети.
Если ваш ребенок неоднократно получал более низкие оценки в школе, скорее всего, вы беспокоитесь о следующем табеле успеваемости почти так же, как и они. Легко беспокоиться о том, что могут означать плохие оценки.
Существует множество причин, по которым у вашего ребенка могут возникнуть трудности в школе. Иногда это просто временная проблема, объясняет Эми Маршалл, лицензированный психолог, работающий в основном с детьми и подростками.
«Существует огромный диапазон «типичного» развития, поэтому часто ребенок немного отстает, но затем догоняет его без вмешательства», — говорит Маршалл. «Я был последним ребенком в классе детского сада, который умел читать. Я просто не понимал этого, и в течение 2 лет я читал на уровне 7-го класса».
Однако родители и опекуны могут кое-что сделать, и раннее вмешательство может принести большую пользу.
«Многие родители говорят мне, что у них было чутье, когда ребенок был совсем маленьким, — говорит Маршалл. Итак, если вы обеспокоены, хорошим первым шагом может быть выяснение причин, по которым у вашего ребенка возникают трудности в учебе.
«Если в успеваемости вашего ребенка произошли внезапные изменения; если у них все было хорошо, и они внезапно начали [испытывать трудности], изучите факторы стресса или изменения в их жизни, которые могут повлиять на них», — предлагает Маршалл.
Стрессовые факторы, которые могут повлиять на успеваемость вашего ребенка в школе, могут включать:
- издевательства со стороны сверстников
- перемены дома, такие как появление нового брата или сестры или разлучение родителей
- напряженный график
- половое созревание
- тревога
- горе
- депрессия
Стрессоры редко возникают в вакууме или без предупреждения. Например, если ваш ребенок подвергается издевательствам, вы можете заметить, что он кажется особенно расстроенным или огорченным из-за того, что идет в школу — в дополнение к плохим оценкам. Они могут даже попытаться притвориться больными, чтобы остаться дома.
Если у них проблемы дома, вы можете заметить, что они больше не раскрывают свой академический потенциал. Они также могут больше набрасываться дома, закатывать истерики или вести себя вызывающе по отношению к членам семьи.
Хорошей новостью является то, что вмешательство или лечение могут помочь улучшить настроение вашего ребенка и его успеваемость в школе.
Для некоторых детей проблема в школе не в учебе. Вместо этого у них возникают трудности с социальными ситуациями или контролем своих эмоций.
Эмоциональная дисрегуляция
Некоторым детям требуется больше времени, чтобы научиться контролировать свои эмоции или сопротивляться импульсивному поведению. Это может привести к истерикам и вспышкам гнева.
Конечно, для маленьких детей нормально испытывать приступы гнева или нервные срывы, когда они еще совсем малыши — они не зря называют их «ужасными двойками». Но большинство детей учатся регулировать свои эмоции к моменту поступления в детский сад.
Если они этого не делают, по мнению экспертов, это может быть признаком эмоциональной дисрегуляции.
Если ребенок не может легко контролировать свои эмоции, он может расстраиваться из-за домашних заданий или капризничать в классе.
Социальная тревожность
У некоторых детей могут возникнуть трудности в школе из-за социальной тревожности.
Согласно исследованиям, при социальном тревожном расстройстве дети испытывают такую тревогу и стресс в больших группах или в социальных ситуациях, что это мешает их школьным занятиям или отношениям с другими детьми.
Например, ваш ребенок может чрезмерно беспокоиться о своей внешности или о том, как его видят другие. Они могут бояться поставить себя в неловкое положение, поэтому им может быть трудно, например, провести презентацию в классе.
По мнению экспертов, социальная тревожность обычно начинается в возрасте от 8 до 15 лет, и симптомы могут включать:
- избегание социальных ситуаций, таких как дни рождения
- изоляция, например, во время перемены
- боязнь публичных выступлений
- боязнь успеваемости, влияющая на их способность сдавать тесты без приступа паники
- боязнь внимания, из-за которой дети могут не поднять руку, даже если они знают правильный ответ
Исполнительная дисфункция влияет на ) способность обращать внимание, запоминать информацию или работать в режиме многозадачности, согласно исследованиям.
Иногда другое состояние или травма, например, черепно-мозговая травма, могут вызвать исполнительную дисфункцию. В других случаях причиной может быть исполнительная дисфункция. Симптомы могут варьироваться от ребенка к ребенку, но могут включать:
- проблемы с планированием или организацией
- трудности с адаптацией к изменению планов
- проблемы с выполнением домашнего задания, когда вы хотите пойти поиграть
- проблемы с тем, чтобы не забыть принести домой книги или домашнюю работу Воспроизведение памяти
Одной из частых причин исполнительной дисфункции у детей является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Если у вашего ребенка СДВГ, он может:
- много мечтают
- с трудом сосредотачиваются, когда задание кажется им «скучным»
- часто перебивают вас или учителя
- ведут себя беспокойно, когда их просят сидеть спокойно отвлекаться от домашней работы или другой деятельности
- много говорить, не задерживаясь на теме
- терять или забывать вещи, например школьную сумку
- быть склонным к вспышкам гнева, особенно когда его просят проявить терпение
- трудно дождаться своей очереди
Признаки СДВГ могут проявиться рано. Например, малыш с СДВГ может не усидеть на месте во время круга или у него могут возникнуть проблемы с самостоятельной игрой.
Однако медицинские работники склонны диагностировать СДВГ у детей, когда они идут в начальную школу — примерно в то же время, когда дети получают свои первые домашние задания и табели успеваемости.
Поскольку детям с СДВГ трудно сосредоточиться, сосредоточиться на задании или усидеть на месте, это состояние может привести к плохим оценкам.
Если ваш ребенок не успевает за своими сверстниками в учебе, возможно, у него отставание в развитии или умственная отсталость.
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), в Соединенных Штатах примерно у 1 из 6 детей в возрасте от 3 до 17 лет диагностируется нарушение развития.
Интеллектуальные нарушения влияют на то, как мозг ребенка функционирует или осваивает новые навыки. Они могут быть вызваны травмой, болезнью, осложнениями во время беременности или родов, генетикой или воздействием токсинов, хотя иногда причина неизвестна.
Возможные нарушения умственного развития включают:
- Синдром Дауна: состояние, при котором ребенок рождается с дополнительной копией хромосомы 21
- Нарушения алкогольного спектра плода: которые возникают, когда беременная родительница употребляла алкоголь во время беременности
- Синдром ломкой Х-хромосомы: наследственное генетическое заболевание
- Врожденные дефекты: особенно те, которые поражают мозг
Как родитель, вы могли заметить признаки умственной отсталости, когда ваш ребенок был маленьким. По мнению экспертов, в их число могли входить:
- учатся сидеть, ползать или ходить позже, чем другие дети
- с трудом учатся говорить
- с трудом понимают социальные правила
- с трудом решают проблемы
серьезная когнитивная проблема, но эти тесты, как правило, недействительны до 6 лет из-за огромного диапазона типичных показателей», — говорит Маршалл.
Вот почему, если вашему ребенку меньше 6 лет, раннее тестирование развития может включать данные наблюдения или другие тесты достижений, говорит она.
Специфическое расстройство обучения (SLD) — это нарушение развития нервной системы. Это то, о чем думает большинство людей, когда кто-то говорит, что у них расстройство обучения. SLD «усложняет обучение, как следует из названия», — говорит Маршалл.
«Специфическое расстройство обучения — это когда когнитивные способности ребенка предсказывают его способность к обучению, но показатели успеваемости не совпадают, несмотря на получение соответствующих инструкций», — продолжает она.
«Расстройство обучения может быть общим и затрагивать все области или [быть] специфичным для чтения, письменной речи или математики», — говорит Маршалл, добавляя, что оно также может привести к дефициту способности ребенка обрабатывать звуки.
Другими словами, SLD может повлиять на то, как дети получают и понимают то, чему их учат, потому что у них могут быть проблемы с пониманием устной или письменной информации.
Согласно CDC существует три типа SLD:
- Дислексия: трудности с чтением
- Дискалькулия: трудности с математикой
- Дисграфия : трудности с письмом
Во время обучения Инвалидность может возникнуть у малышей, медицинские работники часто не диагностируют эти состояния, пока дети не пойдут в школу, по данным Национального института неврологических расстройств и инсульта.
Кроме того, люди часто путают их с поведенческими проблемами, потому что дети быстро разочаровываются в своих школьных занятиях.
«После разочаровывающего часа школьных занятий у маленьких детей часто не хватает терпения для социального взаимодействия в классе», — говорит Кен Шиминский, заместитель директора начальной школы, тренер по нейроразнообразию и учитель специального образования. «Результатом являются вспышки поведения, направленные либо на учителя, либо на однокурсников».
Краткий ответ: будьте самым активным защитником своего ребенка.
«Многие родители говорят мне, что у них было «чутье», когда ребенок был очень маленьким, и [им] сказали, что ребенок догонит», — говорит Маршалл. «Если вы обеспокоены, вы можете абсолютно настаивать на раннем развитии, чтобы увидеть, где ребенок сравнивается со своими сверстниками».
Вы также можете начать с разговора с педиатром вашего ребенка. Они могут провести некоторые базовые оценки, чтобы увидеть, выходят ли трудности вашего ребенка за рамки, соответствующие его развитию.
Они также могут дать вашему ребенку направление к терапевту, психологу или школьному специалисту, который может помочь с приспособлениями. В этом контексте «приспособления» — это надбавки, предназначенные для того, чтобы помочь вашему ребенку добиться успеха, например, предоставление дополнительного времени или дополнительных инструментов для экзаменов.
Вам также может быть полезно просто поговорить или выслушать своего ребенка.
«Отмечайтесь [с ними] и продолжайте открытое общение, чтобы они чувствовали себя в безопасности, обращаясь к вам со своими трудностями», — говорит Маршалл.
Это повысит вероятность того, что ваш ребенок будет чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы сообщить вам, если над ним издеваются, в депрессии или у него проблемы по другой причине.
Узнав, что у вашего ребенка проблемы в школе, может возникнуть стресс, и легко забеспокоиться. Некоторые родители даже беспокоятся, что это их вина, или что плохие оценки отражают неудачи в воспитании детей.
Помните, что проблем у вашего ребенка может быть множество. Подумайте о том, чтобы поговорить с ними, выслушать их с сочувствием и попытаться понять, через что они проходят.