Что такое свобода и ответственность: Свобода и ответственность личности — как связаны? Понятие и соотношение

Свобода и ответственность личности — как связаны? Понятие и соотношение

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

Свобода и ответственность — неразделимые понятия. И пусть каждый из нас волен поступать так, как хочется, важно осознавать, что всякий выбор имеет последствия. В этой статье мы разберём понятия свободы и ответственности, а также рассмотрим их взаимосвязь на примерах из жизни.

Что такое свобода

В статье «Свобода и необходимость в человеческой деятельности» мы уже разбирали это понятие. Но чтобы раскрыть связь свободы и ответственности с точки зрения обществознания, важно вспомнить его ещё раз. Давайте сделаем это.

Свобода — это возможность человека самому выбирать вид деятельности, следуя своим желаниям, интересам и целям, которые формируются в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Пример № 1.

В детстве Степан мечтал заниматься танцами, но родители посчитали это хобби недостойным будущего мужчины и отдали мальчика на хоккей. Когда Степан стал взрослым, он решил воплотить детскую мечту — начал ходить на вечерние занятия танцами после работы. Несмотря на то что не все друзья поддержали его в этом, он всё равно сделал выбор в пользу интересов, потому что танцы делают его счастливым. Это пример того, как может проявляться свобода.

Итак, свобода — это то, что даёт нам волю сделать выбор. При этом у каждого отдельного человека есть свои возможности реализовать её. На это влияют несколько социальных факторов. Разберём их на примерах:

  • Уровень развития общества. У человека из Средневековья и человека из нашего времени есть разные возможности, чтобы свободно делать выбор.

  • Социальные нормы. Сотню лет назад европейское общество порицало женщин, которые носили брюки. Сегодня же это стало нормой.

  • Положение человека в обществе.

    Обеспеченным людям доступен более богатый выбор материальных благ, чем нуждающимся.

  • Формы общественной деятельности. В общении с людьми и во время работы перед человеком стоят разные виды решений, которые он свободен принимать.

  • Социализация. Если человек рос в обществе, он обычно умеет ладить с людьми и перед ним открыты многие двери, связанные с общением. С другой стороны, человек, который рос вдали от цивилизации, будет ограничен в свободном выборе, когда попадёт в общество.

Проверьте себя

Приходилось ли вам делать свободный выбор, похожий на тот, что описан в примере? Расскажите о нём.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Как связаны свобода и ответственность

Чтобы проиллюстрировать соотношение свободы и ответственности, достаточно вспомнить русские сказки про богатырей. В них герои оказываются на распутье перед камнем, на котором написано: «Направо пойдёшь — богатым будешь, налево пойдёшь — коня потеряешь».

Точно так же и в жизни мы каждый день выбираем дороги. Только в этом случае камни не предупреждают нас о последствиях наших действий заранее. Поэтому нужно быть готовым принять ответственность, ведь у каждого свободного выбора есть итог.

Ответственность — это осознанная готовность человека принимать последствия своего выбора, отвечать за поступки.

Проблема свободы состоит в том, что она не может быть абсолютной — её можно и нужно ограничивать, иначе общество будет охвачено хаосом. И ответственность выступает одним из таких ограничителей. А потому эти два понятия тесно взаимосвязаны.

Пример № 2.

Две недели назад Артём попросил у одногруппника деньги в долг. Сегодня он получил зарплату — как раз в тот день, когда обещал отдать долг. Но делать этого не хотелось, ведь как раз сейчас вышла новая часть игры God of War, которую он давно ждал. Перед Артёмом стоит выбор: купить игру и соврать другу или вернуть долг.

Если он решит отдать деньги, то примет это решение под давлением личной ответственности — перед другом и перед своими принципами. А если купит игру, то Артёма догонят последствия. Возможно, ему просто станет стыдно, или друг после этого перестанет ему доверять и больше не выручит деньгами до зарплаты.

Осознавать все эти последствия и делать выбор с оглядкой на них — это и есть проявление свободы и ответственности в жизни человека.

Какой бывает ответственность

Ответственность, связанная со свободой личности, может быть разной. И она делится на виды не по одному критерию. В таблице ниже мы разобрали главные из них.

Виды ответственности

По какому признаку различаются

Названия видов

Сущность

Перед кем наступает ответственностьВнешняяПеред другими людьми: семьёй, законом, коллективом на работе и т.  д.
ВнутренняяПеред собой, личными моральными принципами
Кто несёт ответственностьИндивидуальнаяВыбор сделал один человек, он же несёт ответственность
ГрупповаяВыбор сделала группа людей, она же несёт ответственность
КоллективнаяВыбор сделал один или несколько человек из группы, но ответственность несут все, кто в неё входит
Какой природы ответственностьНравственнаяОтветственность за моральные решения
СоциальнаяОтветственность за поведение в социуме
ПолитическаяОтветственность за политическое решение
ЮридическаяОтветственность за нарушение законов

Проверьте себя

Ещё раз изучите таблицу с разными видами ответственности: социальной, внешней, внутренней и другими. Придумайте хотя бы один пример к каждому из них и порассуждайте, почему выбрали именно его.

В этой статье мы поговорили о свободе, ответственности и том, как общественные ценности, вроде морали, могут влиять на выбор человека. Если хотите сильнее погрузиться в эту тему и исследовать её нюансы, советуем заниматься с преподавателем. Например, на курсах обществознания в Skysmart. Начните знакомство в платформой на бесплатном вводном уроке!

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Ценные бумаги

К следующей статье

Духовная сфера

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Свобода и ответственность — Психологос

01 октября 2022 г. , 21:49

Свобода и ответственность — это две стороны одной медали. Это два понятия, которые тесно переплетены между собой. Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Чем больше свободы, тем больше ответственности.

Тот, кто признает несвободу, полную детерминированность личности, снимает с нее личную ответственность за ее поведение и ее жизнь. Так, вор может заявить: «Яблоко украл не я, а мой голод. Я не мог не украсть, потому что мой голод заставлял меня украсть яблоко, а мои реакции на мой голод определялись моим воспитанием».

Высказывания о свободе и ответственности

Зигмунд Фрейд как-то сказал: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит».

Другой известный афоризм гласит: «Есть памятник свободе (статуя свободы), но, увы, нет памятника ответственности».

Г.Л. Тульчинский: «Границы свободы и ответственности совпадают, как две стороны одного листа бумаги. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И наоборот — я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода».

Виктор Франкл: «Свобода может вылиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности».

Леонид Мартынов в рифме:

«Я уяснил,

Что значит быть свободным.

Я разобрался в этом чувстве трудном,

Одном из самых личных чувств на свете.

И знаете, что значит быть свободным?

Ведь это значит быть за все в ответе!»

Ролло Мэй о свободе и ответственности:

Согласно одному из основных постулатов психотерапии, пациент должен рано или поздно научиться отвечать за свои поступки. Вот почему детерминированность, которая снимает с личности всякую ответственность, в конечном итоге просто мешает душевному выздоровлению.

Причинно-следственная предопределенность годится только для весьма ограниченной области неврозов, вызванных комплексом подавления. Освободившись от комплекса, пациент принимает на себя ответственность за творческое созидание собственного будущего.

Как говорит мой опыт, страдающие неврозами пациенты чаще всего придерживаются предопределенности в отношении к жизни. Они всегда ищут, на кого бы переложить вину за собственные трудности – на родителей, на несчастливое детство, на коллег. Для них все сгодится, «лишь бы только я был не виноват» – вот их лейтмотив. Объяснить это легко: стоит такому пациенту взять ответственность на себя, как ему придется предпринять какие-то шаги, чтобы справиться со своим неврозом. Безусловно, в любой произошедшей с человеком беде наличествует бессчетное количество предопределяющих факторов, но в основе основ личностной автономии лежит момент собственной ответственности и возможность творческого развития. См.→

  • Жизненные ценности
  • Ответственность
  • Свобода

Комментарии (2):

Гость, 03 октября 2017 г. , 22:50

Как это возможно??? Я — продукт воспитания родителями. Я сформировался такой, какой есть и во многом не такой, каким бы я хотел быть. И как исправить ситуацию — я не знаю. Определённые процессы я не могу контролировать сознательно, так как бессознательное выдавливает мысли, мозг отключается и я начинаю себя вести автоматически. Это страх. Вопрос: я виноват? Да, потому что веду себя так. Это ж я себя так веду. Но если по-другому не выходит, то как быть? Я и не виноват, потому что не мог в детстве выбирать воспитание, идеи, которые транслировались родителями. Что делать? Чёрт с ним, я соглашусь, что я перекладываю ответственность. Как её не перекладывать? Как перестать обвинять во всём «родителей, несчастливое детство, коллег»?

1

ответ

Гость, 13 мая 2018 г., 16:15

Взять ответственность на себя. Изменить прошлое невозможно, изменить поступки родителей — невозможно. То, что есть сейчас у вас — это настоящее, это то, что есть в действительности. И у вас два решения: дальше ныть и ничего не делать, либо с текущей секунды улучшать всё, что вокруг вас. Постоянно думая, переваривая мысли, события вы никогда ни к чему не придете, по личному опыту знаю. Разбираясь в проблеме вы тоже ни к чему не придете. Действуйте, и не завтра, не через час, не через десять минут — сейчас. Прямо сейчас делайте всё, что можете. И никогда не оправдывайтесь ни в чём.

Жизнь очень проста, ты либо делаешь что-то, либо нет. И результаты в данном случае не нужно долго угадывать) Проблемы в общении? Меняйся, проблемы не с людьми, а с тобой. Ведь посмотри вокруг, другие «ведь как-то» находят общий язык, значит это возможно. Не могут все быть плохими, а ты хороший. Если кажется, что со всеми людьми что-то не так, значит не так что-то с тобой.

Припомню одну фразу из сериала «Мистер Робот», посмотрел уже давно всего 3 серии, но одна фраза многое изменила в моей голове. Сериал о программисте, я, к слову, тоже программистом работаю, поэтому понимаю многое, о чем шлось в этом сериале. Многие знают, что компьютер оперирует сигналами «1» и «0». Т. е. истина и ложь. Главная фраза была, приблизительно, такова: «В жизни всё, как в программировании. Ты либо 1, либо 0. Чего-то среднего нету. Ты либо действуешь, либо умираешь. Кем быть, единицей или нулем, выбирать тебе.»

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Что такое ответственность и ответственный подход

Ответственность – это способность субъекта (человека, группы людей или организации) адекватно ответить за то, что ему поручено либо за то, что он взял на себя сам.

8Подробнее

01 окт. 2022 г.

Ролло Мэй о свободе и ответственности

Признавая, что объективная наука помогает нам в значительной мере познать отдельные фазы и явления умственной деятельности человека, было бы непростительной ошибкой воображать, что можно свести к причинно-следственным механистическим принципам понимание человеческого разума во всех его творческих, часто непредсказуемых, подчас неуловимых проявлениях. В итоге, фрейдовская, по выражению Ранка, «естественно-научная психология» пошла по ложному пути признания абсолютной детерминированности личности.

3Подробнее

01 янв. 2006 г.

Свобода

Свобода — неотъемлемый признак человеческого образа жизни. Человек только тот, кто свободен. Настолько Человек, насколько — свободен.

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Воспитание и развитие ответственности

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

0Подробнее

С четырьмя свободами, четырьмя обязанностями / Фонд Форда

Защита демократических ценностей

Даррен Уокер, президент Фонда Форда

 

Примечание автора

В Соединенных Штатах и ​​во всем мире наши демократические ценности и институты сталкиваются с прямыми и ужасными угрозами.

Неисчислимые миллионы боятся преследований за свои религиозные убеждения, сексуальную ориентацию и гендерную идентичность. Другие просто боятся за свою жизнь. В некоторых странах авторитарные правительства стремятся подавить демократические свободы, такие как право на протест или свободу прессы. Даже демократически избранные правительства ограничивают эти свободы на фоне роста трайбализма и ксенофобии. Моральное лидерство Соединенных Штатов почти исчезло из поля зрения.

Учитывая изнурительный темп новостей в течение последних восемнадцати месяцев — среди постоянного хаоса — окна для медленных и постоянных размышлений кажутся редкими и редкими. Действительно, в наши дни хаос стал чем-то вроде окружающего шума, и трудно разобраться во всем этом — трудно понять, как двигаться вперед. Ведь мы на всех парах несемся вперед, в неизвестность. Нет ничего легкомысленного или наивного в том, чтобы остановиться и задуматься над тем фактом, что сама демократия впервые, по крайней мере, за поколение, находится под угрозой.

Когда я пишу это, я остро осознаю, что все эти сливающиеся кризисы имеют одну и ту же многообразную причину: неравенство. Они требуют и для себя подобных, часто родственных жертв: вежливости, сочувствия и справедливости. И не только экономическое или расовое неравенство, но и географическое и культурное неравенство заставляет целые сообщества и регионы чувствовать себя игнорируемыми и брошенными, если не открытыми преследованиями.

На основании бесчисленных исторических примеров мы знаем, что наибольшую опасность для демократии представляет не терроризм, не экологический кризис, не распространение ядерного оружия и не результаты каких-либо выборов. Величайшей опасностью для демократии является безнадежность: безнадежность многих миллионов, которые выражают свое мнение с помощью своих бюллетеней, и безнадежность еще многих миллионов, которые выражают свое мнение, вообще не голосуя. Эта безнадежность — еще один симптом неравенства, которое разъедает наши нормы и разрушает мосты общего дела — те самые узы доброй воли, которые должны сплотить нас и помочь нам противостоять нашим общим вызовам.

Несмотря на кажущиеся совершенно беспрецедентными обстоятельства, демократия не чужда испытаниям изнутри и снаружи. И поэтому в последнее время меня успокаивает то, как другое великое американское поколение отреагировало на величайшую угрозу демократии прошлого века: Вторую мировую войну.

Мудрость из прошлого

Представьте первые дни 1941 года, еще один момент, когда царил хаос.

Последствия финансового кризиса десятилетней давности продолжали сказываться на Соединенных Штатах и ​​поражать американский народ. Через Атлантику к власти демократическим путем пришел ненавистный демагог, и его возвышение и расистская политика угрожали безопасности его народа. Соединенные Штаты замкнулись — многие их граждане не желали признавать, что происходит в мире. В некоторых уголках нашей страны фракции призывали к изоляции, в то время как другие поддерживали более опасные проявления национализма — и все это как союзники, умоляющие об американском лидерстве и помощи.

В этих довольно знакомых обстоятельствах президент Франклин Д. Рузвельт составил свое ежегодное послание Конгрессу США. В этом обращении он изложил Четыре свободы, которые гласили:


В грядущие дни, которые мы стремимся обеспечить безопасностью, мы с нетерпением ждем мира, основанного на четырех основных человеческих свободах.

Во-первых, это свобода слова и самовыражения —
во всем мире.

Второе — это свобода каждого человека поклоняться Богу по-своему — в любой точке мира.

Третье — свобода от нужды, что в переводе на мировые термины означает экономическое взаимопонимание, которое обеспечит каждой нации здоровую жизнь в мирное время для ее жителей — во всем мире.

Четвертое — свобода от страха, что, в переводе на мировые термины, означает всемирное сокращение вооружений до такой степени и таким тщательным образом, что ни одна нация не будет в состоянии совершить акт физической агрессии против любой сосед — в любой точке мира. 1

С этой идеей президент Рузвельт сделал кое-что, что в то время было довольно примечательно — он попросил американцев участвовать в борьбе своих собратьев.


За прошедшие десятилетия эти четыре свободы и эта формулировка основных демократических ценностей стали культовыми. Они вдохновили Нормана Роквелла на четыре самые известные картины. Их влияние также простирается далеко за пределы Соединенных Штатов или американской культуры; эти же свободы открывают Всеобщую декларацию прав человека Организации Объединенных Наций. Эти четыре свободы отражают безотлагательность их особого момента в истории, а также вневременные ценности и стремления, которым должно следовать наше общество.

Почему сейчас?

Хотя в январе 2016 года исполнилось семьдесят пятую годовщину речи президента Рузвельта о четырех свободах, события с января 2017 по январь 2018 года заставили меня пересмотреть ее, отчасти потому, что пропасть между этим обнадеживающим видением и нашей реальностью кажется особенно огромной.

То, что, по-видимому, неявно подразумевается в «Четырех свободах» Рузвельта и необходимо для нашей сегодняшней демократии, — это понимание нашей ответственности за защиту и расширение этих свобод — повсюду в мире и друг для друга.

Мы знаем, что эти свободы не возникают сами по себе. В Соединенных Штатах они являются продуктом революции и протеста, разговоров и компромиссов, постоянного спотыкающегося продвижения к исключительному идеалу. И как граждане и участники нашего общества, мы все должны сыграть свою роль не только в реализации своей собственной свободы, но и в создании условий — и страны — где каждый может в равной степени пользоваться этими свободами.

Другими словами, «Мы, народ» означает, что моя свобода зависит от твоя свобода. Точно так же, если свобода для одного из нас лишена или ограничена, это ставит под угрозу свободу для всех нас — и для более широких демократических принципов, которыми мы все дорожим. Вот почему, когда мы живем в свободном обществе, мы обязаны защищать свободу для друг друга через наши обязанности друг перед другом.

Наши четыре обязанности

Таким образом, в случае с четырьмя свободами я утверждаю, что каждая свобода содержит в себе соответствующую ответственность — действие, которое требуется от нас как от создателей и управляющих нашим демократическим обществом. Их можно резюмировать просто:

 

Со свободой слова
приходит ответственность слушать .

Со свободой веры
приходит ответственность принять .

Со свободой от нужды
приходит ответственность служить .

И со свободой от страха
приходит ответственность действовать .

 

Более того, эти четыре обязанности не существуют в вакууме или независимо друг от друга. Точно так же, как каждая из четырех свобод имеет свое дополнение, каждая из наших обязанностей дополняет другие. Если мы обязуемся слушать, мы с большей вероятностью примем других. Если мы обязуемся принимать других, у нас будет больше шансов служить тем, кто в нас нуждается. И если мы посвятим себя служению, мы поймем, как мы должны действовать.

И если мы собираемся действовать, мы должны действовать сейчас.

Далее

Весной 2017 года, когда я размышлял о наших свободах и соответствующих им обязанностях, мне выпала честь произнести вступительные речи в четырех уважаемых высших учебных заведениях: Мичиганском государственном университете, Симмонс-колледже, Оберлин-колледже и Школа перспективных международных исследований Джона Хопкинса.

Представляется особенно уместным рассказать о демократических ценностях в этих четырех великих кампусах, потому что колледжи и университеты являются важнейшими институтами нашей демократии, местом, где проявляются наши самые высокие устремления и идеалы. Что может быть лучше, чем эти новые выпускники, чтобы взаимодействовать с этими идеями, быть на высоте положения и защищать наши демократические ценности и институты?

Конечно, эта обязанность не ограничивается молодежью. Отнюдь не. Долг каждого из нас, добровольных и скромных участников нашей демократической системы, поддерживать и расширять свободы, которые позволяют самой долгой в мире либеральной демократии и обеспечивать ее успех как сейчас, так и в будущем.

В свою очередь, я написал этот том для всех: чтобы побудить каждого из нас задуматься о своих обязанностях, выполнения которых требуют наши свободы и наша демократия.

 

Даррен Уокер
Зима 2018 г.

 

Ответственность = Свобода | Psychology Today

Источник: HQuality/Shutterstock

Возьмите на себя ответственность.

Когда вы читаете эту команду, что вы чувствуете?

Если вы похожи на многих людей, ваши плечи могут поникнуть. Вас могут спровоцировать детские воспоминания о родителях и учителях, которые увещевали вас такими словами. Вы можете чувствовать стыд, сопротивление, враждебность.

Но взять на себя ответственность за свой выбор, действия и влияние, которое мы оказываем на себя и других, может быть освобождением.

После знаменитого эксперимента Милгрэма, в котором обычные люди подчинялись приказам ученого, который велел им наносить все более болезненные и опасные удары током человеку, которого они только что встретили, участников опросили, чтобы выяснить, как они относятся к своему участию в эксперименте. эксперимент.

Чего они не знали, когда прибыли в Йельский университет для участия в исследовании, так это того, что эксперимент, в котором, по их мнению, они участвовали, — влияние наказания на обучение — был уловкой. Сами участники были настоящими субъектами эксперимента в области социальной психологии, призванного пролить свет на нашу склонность подчиняться авторитетным лицам, даже когда то, что нам говорят делать, идет вразрез с нашими глубоко укоренившимися ценностями.

Они также не знали, что на самом деле никого не шокировали, и что человек в роли «ученика» был актером.

Две трети участников покинули эксперимент, обнаружив, что они были готовы применить потенциально смертельные удары током к кому-то, кричащему от боли, просто потому, что мужчина в белом лабораторном халате сказал им.

Каково было узнать такое о себе?

Восемь четыре процента опрошенных участников (из девяноста двух процентов, ответивших) сообщили, что они были рады или очень рады своему участию.

Один сказал, что не знал, почему он причиняет кому-то боль, и что осознание того, что он подчинился авторитетной фигуре, говорящей ему сделать что-то, что он считал неправильным, навсегда повлияет на его мышление и принятие решений в положительную сторону. .

Немногие из нас имеют такую ​​поразительную возможность узнать, как легко мы уступаем свою власть другим, или признать, что, не беря на себя ответственность за свои действия, мы отказываемся от своей свободы.

Большинство из нас не осознают, что отказываются от этой свободы каждый день.

Каждый раз, когда мы едим еду или совершаем покупку, не задумываясь о влиянии нашего выбора на других людей, животных и окружающую среду, мы отказываемся от своей способности жить в соответствии со своими ценностями.

Рекламодатели, влиятельные лица и группы сверстников говорят нам, что мы должны покупать и есть, как мы должны жить и что мы должны делать. Озабоченные собственным благополучием и привыкшие к нашему распорядку и традициям, мы часто ошибочно принимаем наши манипулируемые желания за сознательное и добросовестное принятие решений.

Большинство из нас не хотят причинять вред и страдания другим, но практически все мы позволяем друзьям, членам семьи, корпорациям и своим личным импульсам диктовать нам выбор, даже если этот выбор противоречит нашим ценностям.

Если нас спросят, мы с готовностью осудим рабство и детский труд, но в то же время купим новую хлопчатобумажную футболку, сделанную на зарубежной фабрике с плохими условиями труда, которая эксплуатирует своих рабочих и недоплачивает им.

Если нас спросят, мы с готовностью осудим жестокое обращение с животными: когда мы едим куриные наггетсы или BLT, произведенные с такой жестокостью по отношению к курам и свиньям, у нас бы заболело в животе, если бы мы сами стали свидетелями жестокого обращения.

Каким бы трудным ни казалось поначалу брать на себя ответственность за то, чтобы наш выбор соответствовал нашим ценностям, когда мы это делаем, мы возвращаем себе свободу жить честно.

Мы становимся похожими на человека в эксперименте Милгрэма, чья жизнь изменилась к лучшему, когда он понял, что передал свою власть авторитетной фигуре, которая потребовала, чтобы он сделал то, что, как он знал, было неправильным.

При этом взять на себя такую ​​ответственность непросто и не просто, потому что мы живем в запутанной паутине систем и не всегда можем выпутаться.

Как показал Филип Зимбардо в своем Стэнфордском тюремном эксперименте (SPE) — еще одном известном социально-психологическом эксперименте, в котором обычные молодые люди, помещенные в роли тюремных охранников, становились садистами, в то время как другие обычные молодые люди, помещенные в роли заключенных, демонстрировали жертвоприношения. поведения — мы можем думать, что полностью автономны в своих действиях, но это не так.

Наше поведение определяется ситуациями, в которых мы находимся, и системами, частью которых мы являемся.

Возможно, поэтому команда «взять на себя ответственность» может создать в нас защитную реакцию. В глубине души, независимо от того, продумали мы сложности или нет, мы подозреваем, что не несем полной ответственности за свои действия.

Учитывая, что все мы встроены в сложные, взаимосвязанные системы, над которыми у нас мало контроля, и что в рамках этих систем мы также оказываемся в определенных ситуациях, влияющих на наш выбор, мы несем ответственность лишь за некоторые из них.

Например, поскольку невозможно найти электронное устройство, которое производится полностью этично и устойчиво, и поскольку практически все мы в той или иной степени полагаемся на компьютеры, сотовые телефоны и транспортные средства, управляемые компьютером, было бы несправедливо сказать, что каждый из нас несет личную ответственность за все негативное воздействие наших устройств на других людей, животных и окружающую среду.

Но это не значит, что мы отказываемся от попыток взять на себя ответственность. В максимально возможной степени мы должны стремиться делать выбор, который приносит наибольшую пользу и наименьший вред всем существам. Отсутствие полной ответственности не освобождает нас от обязанности брать на себя ответственность за то, что мы можем.

Мы также работаем над преобразованием несправедливых, неустойчивых и бесчеловечных систем. Другими словами, каждый из нас — в той мере, в какой это возможно — несет ответственность за то, чтобы найти решение.

Глубокое освобождение и радость исходят от мышления, согласно которому принятие на себя ответственности является не рутиной, а возможностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *