Коллективная ответственность
В программе Александра Подрабинека – художник Андрей Бильжо, психиатр Александр Коломеец, адвокат Вадим Клювгант.
Александр Подрабинек: Один за всех или всего за одного? Отвечает ли один человек за действия сообщества, в которое входит? Отвечает ли сообщество за действия одного из своих участников? И в каких случаях?
Коллективная ответственность – странная норма. Уголовное право от нее отказалось. А фактически она существует. Все восстает в человеке, когда ему приходится отвечать за то, чего он не совершал, к чему не имеет отношения, в чем невиновен.
Российская история ХХ века богата такими примерами. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Андрей Королев.
Полтораста человек ответили своей жизнью за убийство, которого не совершали
Андрей Королев: В августе 1918 года, еще до официального объявления «красного террора» в России началось создание концентрационных лагерей для гражданских лиц, которых большевики брали в заложники.
9 августа председатель Совнаркома Владимир Ленин телеграфировал в Пензенский Губисполком: «Необходимо произвести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города».
В те же дни «Известия Пензенской Губчека» сообщали: «За убийство товарища Егорова, петроградского рабочего, присланного в составе продотряда, было расстреляно 152 белогвардейца. Другие, еще более суровые меры будут приняты против тех, кто осмелится в будущем посягнуть на железную руку пролетариата».
152 белогвардейца не были виноваты в убийстве товарища Егорова, приехавшего из Питера в Пензу отбирать у крестьян зерно. Белогвардейцев убили просто потому, что они белогвардейцы, политические враги большевиков. Полтораста человек ответили своей жизнью за убийство, которого не совершали.
Это лишь один эпизод из той кровавой вакханалии, которую устроили в России строители социализма. Миллионы людей в Советском Союзе были отправлены в концлагеря или расстреляны не потому, что совершали преступления, а по факту своего происхождения или принадлежности к определенной социальной группе.
Для масштабных репрессий не требовалось никаких дополнительных обвинений. Если человек до революции был офицером армии или полиции, священником или предпринимателем, землевладельцем или просто дворянином, он мог нести полную ответственность за свою принадлежность к классу, как это определяли большевики.
Александр Подрабинек: Это и есть коллективная ответственность – ответственность за принадлежность к коллективу. Что может быть более противно духу уголовного права, чем коллективная ответственность?
Коллективная ответственность – странная норма. Уголовное право от нее отказалось. А фактически она существует
В сегодняшней посткоммунистической России уголовное право не признает коллективную ответственность – по крайней мере, формально.
И хотя здесь тоже все не так просто, законодательство все же исходит из необходимости назначать индивидуальное наказание за индивидуальную вину. Говорит адвокат Вадим Клювгант.
Вадим Клювгант: В этом вопросе есть несколько аспектов. Основной из них – это постулат, на котором все остальное может только строиться, – заключается в индивидуальной ответственности за индивидуальную вину. Это законодательный принцип, и не просто принцип – это норма-принцип, из нее следует как раз запрет объективного вменения. Это в любом случае превыше всего, в любом случае должна быть доказана личная вина, личная причастность каждого человека к какому-то конкретному деянию.
Александр Подрабинек: Тем не менее, представление об индивидуальной ответственности подвергается некоторой коррозии. А если преступление совершила группа лиц? Как это отражается на личной ответственности?
Вадим Клювгант: Если преступление совершено группой лиц, естественно, это делает его более опасным, потому что это консолидированный преступный потенциал. Опять же, это не значит, что не должна быть доказана вина каждого соучастника. Она должна быть не просто доказана, но роль каждого в совершении деяния должна быть индивидуализирована и четко сформулирована: да, был совместный умысел, но этот сделал то, а тот сделал это, и вместе такими согласованными действиями они совершили вот это преступление. Тогда это квалифицирующий признак, это более опасное преступление, и оно, соответственно, влечет за собой более строгое наказание.
Александр Подрабинек: Таким образом, элементы коллективной ответственности в современном уголовном праве все же присутствуют. Да и было бы странно, если бы это было иначе.
Преступник, действующий в одиночку, не столь опасен, как преступник, действующий в составе банды
Ведь понятно, что преступник, действующий в одиночку, не столь опасен, как преступник, действующий в составе банды. Человек, добровольно вступивший в преступное сообщество, неизбежно принимает на себя часть общей ответственности.
Вадим Клювгант: Есть организованные формы преступной деятельности, такие как профессиональные и организованные преступные сообщества. Это, конечно, еще на порядок качественно повышает опасность преступления и, соответственно, тяжесть его наказания. Но в этом случае наказуемым является само членство в таких профессиональных преступных сообществах, их создание, участие в них (и это не только у нас, это повсюду в мире, в разных формулировках).
Конкретные преступления, которые совершены в рамках этого членства – это еще отдельный предмет доказывания в отношении каждого преступления, и вина каждого, опять же, подлежит индивидуальному доказыванию. Но и само членство в профессиональном преступном сообществе – это тоже преступление, а соответственно, тоже предмет индивидуального доказывания в отношении каждого человека. Здесь получается уже совокупность преступлений – это самый тяжкий вариант.
Александр Подрабинек: Вот вам и коллективная ответственность! Сам факт участия в организованной преступной группировке образует состав преступления. Вступил в группировку – еще ничего другого противозаконного не сделал, но ты уже преступник, просто по факту участия в криминальном сообществе.
Вступил в группировку – еще ничего другого противозаконного не сделал, но ты уже преступник, просто по факту участия в криминальном сообществе
Даже в уголовном праве, строго формализованном и тщательно выверенном, представления о коллективной ответственности отражаются и на квалификации преступлений, и на мере личной ответственности перед законом.
Что уж говорить о тех сферах человеческой деятельности, где отвечать приходится не перед законом, а перед обществом, коллегами, друзьями, наконец, собственной совестью. Там коллективная ответственность существует как факт, и оспаривать это бессмысленно.
Ну вот, например, несет ли какую-нибудь ответственность член партии за деятельность своих коллег, всей своей партии? И какова должна быть мера этой ответственности? Слово художнику и психиатру Андрею Бильжо.
Андрей Бильжо: Мне кажется, что каждый член любой партии несет ответственность в меньшей степени перед партией, но в большей степени перед народом. Ведь любая партия – это как часть народа, особенно «партия власти». Так было в нацистской Германии, так было в Советском Союзе при КПСС. Безусловно, каждый несет ответственность – от самого низкого до самого влиятельного члена партии и вожака. Но вожак, конечно, несет большую ответственность. Это разная мера ответственности, в зависимости от того, какое положение ты занимаешь.
Александр Подрабинек: А если, например, ваше государство становится агрессором и нападает на другую страну, вы в ответе за это? Нет, вы сидите дома на диване и даже, может быть, проголосовали на последних выборах против своего правительства.
Вы вообще мирный человек, никому не желаете зла, и вас обойдет мобилизация. Вы не одобряете новую военную авантюру. Но ваша страна напала на другую.
Что должен думать об этом нормальный человек, чувствует ли он ответственность за свое государство? Говорит директор института клинической психиатрии и психологии Александр Коломеец.
Самая непроходимая пропасть между людьми находится в зоне понимания того, что такое свобода
Александр Коломеец: Я думаю, этот уровень ответственности в разных государствах выражен по-разному. Вообще, самая непроходимая пропасть между людьми находится в зоне понимания того, что такое свобода. Мне представляется, что у цивилизованных народов, в цивилизованных странах больше удельный вес тех людей, которые готовы нести ответственность за деяния государства. Наверное, некоторые готовы нести и политическую ответственность, а не только моральную.
Александр Подрабинек: Правомерна ли неприязнь украинцев к русским, чья страна развязала агрессию против Украины и аннексировала часть ее территории?
Андрей Бильжо: Когда такая неприязнь распространяется на всех русских, это довольно примитивная, но совершенно понятная реакция. Во всяком случае, я могу ее понять, принять и простить. Ведь это ровно такой же народ, у которого существует реакция толпы, и так же, как для нас все немцы были «фашистами», так и для украинцев все русские – «агрессоры». Чем выше уровень интеллекта, чем больше личности в индивидууме, тем больше он начинает дифференцировать, анализировать, отделять зерна от плевел и так далее.
Андрей БильжоАлександр Подрабинек:
Редкие люди бывают столь ответственны, что могут сказать: я виновен даже в том, что жил в этом государстве
Александр Коломеец: Так происходит в большинстве случаев в реальной жизни: когда кого-то обвиняют, он находит тысячу оправданий для того, чтобы либо смягчить свою вину, либо вообще отвергнуть ее как таковую. Редкие люди бывают столь ответственны, что могут сказать: я, знаете ли, виновен даже в том, что жил в этом государстве. Более того, многие люди отстраняются от дел государства, потому что не могут повлиять на их результаты. Они тоже говорят: в чем моя вина, если я и высказывался, и что-то делал, чтобы этого не произошло?
Александр Подрабинек: Вопрос о коллективном покаянии – очень непростой вопрос. Впрочем, в истории есть достойные примеры.
Андрей Королев: Решение о демилитаризации и денацификации Германии было принято главами представительств США, Великобритании и Советского Союза на Потсдамской конференции в июле 1945 года.
Ранее, в апреле 1945 года, американская журналистка Марта Геллхорн, обобщая впечатления от разговоров с жителями западных областей Германии, записала в дневнике слова одного из своих собеседников:
«Среди нас нет нацистов, и никогда не было… Может быть, двое-трое обитали в соседней деревне. .. Да, говорят, в том городке, в двадцати километрах от нас, какое-то время жило несколько таких… Нацисты – мерзкие животные!.. Нет, из моих родственников никто в вермахте не служил, да и в партии не состоял… Ах, как мы страдали, мы неделями не вылезали из подвала…».
И дальше продолжает журналистка: «Так говорят все; мы слушаем с растерянностью и недоумением». Как могло нацистское правительство так долго вести войну, которой никто не хотел? – спрашивает Марта Геллхорн.
Начальный этап послевоенной денацификации Германии, проводимый исключительно силами военных администраций стран-победительниц, завершился 5 марта 1946 года с принятием в американской зоне «Закона об освобождении от национал-социализма и милитаризма», утвержденного – впервые после окончания войны – не оккупационными, а немецкими властями.
Лица, не состоявшие в НСДАП, как правило, в Германии преследованиям не подвергались, даже если они занимали высокие должности при нацизме
На основании «Закона №104» были созданы судебные палаты, принимающие решение о причислении лиц к одной из пяти категорий: главные виновные, виновные, незначительно виновные, попутчики и невиновные.
Лица, не состоявшие в НСДАП, как правило, преследованиям не подвергались, даже если они занимали высокие должности при нацизме. Многие нацистские функционеры нашли себе работу на государственной службе в ФРГ во вновь создаваемых структурах. Некоторые перешли на службу в США и получили там гражданство.
В советской зоне денацификация проводилась параллельно с социальными преобразованиями по коммунистическому образцу. Функционеры НСДАП отстранялись от руководства. Многие оказались в тюрьмах.
С конца 1950-х – начала 1960-х годов началась фаза «осмысления» обществом своего прошлого. В 1963–1968-м прошли три громких процесса над палачами из Освенцима. Прокурор земли Гессен Фриц Бауэр активно занимался расследованиями, связанными с деятельностью нацистов.
В Германии основы сугубого покаяния немцев перед евреями заложил канцлер Вилли Брандт: его имя ассоциируют сегодня с посещением Варшавского гетто в 1970 году, во время которого политик встал на колени перед памятником жертвам Холокоста. Этот памятник в Берлине считают материализацией коллективной памяти немцев об исторической вине за развязывание Второй мировой войны.
В 2013 году правительство Германии приняло решение о выплате компенсаций на сумму один миллиард долларов евреям, которые пострадали от нацистов. Эти выплаты были распределены на четыре года и производились Ассоциацией материальных претензий к Германии.
В 2013 году правительство Германии приняло решение о выплате компенсаций на сумму один миллиард долларов евреям, которые пострадали от нацистов
Деньги тратятся на обеспечение должного ухода за пострадавшими в годы войны евреями, на приобретение необходимых медикаментов, еды, а также на транспортные расходы. Сегодня евреи имеют преимущественное право на эмиграцию в Германию, по условиям, не уступающим израильским.
Александр Подрабинек: Трудно сказать, является ли такое покаяние общенациональной чертой немцев или только коллективным поручением правительству выразить государственную точку зрения на преступления нацизма.
Но хорошо уже и то, что есть, потому что во многих других подобных случаях о покаянии и речи нет. Постсоветская Россия, например, не покаялась в преступлениях коммунизма. Ни в какой форме. Ни перед своими согражданами, ни перед теми странами, которые пострадали от преступлений советского режима.
Наверное, это было бы понятно, если бы новая Россия провела жирную разделительную черту между прошлым и будущим, если бы она ясно и безвозвратно отказалась от своего советского прошлого и не претендовала на правопреемство от СССР. Но этого нет.
К чему это приведет Россию?
Андрей Бильжо: Это уже в какой-то степени привело страну к определенным последствиям. Боюсь, что будет приводить и дальше, и дальше, потому что это поступательное движение. Я думаю, приведет к некой беде, потому что этот вытесненный комплекс неполноценности закрывается ложным патриотизмом, гордостью, ощущением, что «мне все дозволено», «мы самые сильные» и так далее. Мания величия – это такая большая беда.
Постсоветская Россия не покаялась в преступлениях коммунизма ни в какой форме
Александр Подрабинек: Хочется нам того или нет, но коллективная ответственность существует. Она настойчиво прорывается к нам то ли из подсознания, то ли из исторического прошлого, то ли просто из-за политической необходимости.
Брать на себя общую ответственность людям не хочется. Это тяжело и кажется несправедливым.
Самый яркий пример коллективной ответственности – война, когда люди вынуждены отвечать жизнями за решения своего или чужого правительства. Они лично ни в чем не виноваты, но им вменяется коллективная ответственность за все государство.
Другой пример – международные санкции. Они накладываются сразу на всю страну, без учета ответственности каждого отдельного гражданина.
Такие санкции в разные времена и по разным причинам накладывались на ЮАР, Родезию, Китай, Иран, Северную Корею, Россию, Белоруссию и другие страны.
Это все были или есть деспотические режимы, граждане которых не могут избирать власть, но, тем не менее, отвечают за нее перед международным сообществом. Каждый отдельный человек мог бы сказать: «Я здесь ни при чем. Я их не выбирал. Я их не контролирую».
Самый яркий пример коллективной ответственности – война, когда люди вынуждены отвечать жизнями за решения своего или чужого правительства
И это правда. Но правда состоит и в том, что люди, которые терпят на своей шее тиранию, достойны не только сожаления, но и осуждения.
Осознание коллективной ответственности за содеянное государством создает предпосылки для благоприятных изменений. Для поворота к лучшему. Для реформ.
И даже когда это не приводит к прямым и положительным результатам, это способствует очищению атмосферы в обществе.
Так было в 2008 году, когда после российской агрессии в Грузии и последовавших затем депортаций грузин из России, люди в Москве, Питере и других городах выходили на улицы с бейджиками «Я – грузин».
Так было после аннексии Крыма, когда на протестных шествиях люди несли плакаты «Прости нас, Украина». Они никак не могли повлиять на принятие правительственных решений. Они осуждали аннексию. И, тем не менее, они приняли на себя часть общей вины.
Что стоит за этими жестами? Что они значат для российского общества?
Андрей Бильжо: Сегодня уже сложнее говорить об этом, но тогда они значили очень много. Я сам участвовал в этих акциях – это как раз выступление того меньшинства, тех личностей, которые понимали, что они несут ответственность. Это как бы «прости», как раз состояние критики и ответственности за то, что творит общество, к которому ты относишься. И это как бы желание сказать: я не такой, я не со всеми, я не часть этой толпы, я сохраняю в себе личное отношение ко всему этому, я за это болею, я говорю о своей личной точке зрения и личной ответственности. Это были очень важные акции.
Испытывают личную ответственность за свое государство только люди, осознающие себя полноценными гражданами, а не послушными винтиками государственной машины
Александр Подрабинек: Испытывают личную ответственность за свое государство только люди, осознающие себя полноценными гражданами, а не послушными винтиками государственной машины.
К «винтикам» особых претензий нет, но лишь до тех пор, пока они не демонстрируют коллективную гордость за свое государство, за его успехи. Если есть коллективная гордость, почему бы не быть коллективной вине?
Если советский человек гордился за свою страну после полета Гагарина в космос в 1961 году, то почему бы ему не испытывать чувство вины за оккупацию Чехословакии в 1968-м? Или: успехи наши, а позор чужой?
В вопросе о коллективной ответственности есть еще один существенный аспект: берется на себя часть общей вины добровольно или возлагается принудительно? Здесь совершенно разные нравственные позиции и разные последствия.
Андрей Бильжо: Имеет смысл и действенна только добровольная ответственность, только осознание того, что «это я», критика к своему, а не ситуация, когда кто-то показывает пальцем: ты болел, у тебя была болезнь. Это ничего не изменит в человеке и в группе людей. Изменит только тогда, когда ты сам говоришь или от лица группы говорят: мы были виноваты (мы, коммунисты, были виноваты; мы, нацисты, были виноваты; мы, «Единая Россия», воровали деньги).
Имеет смысл и действенна только добровольная ответственность
Тыкай сколько угодно пальцем в группу этих людей и говори, что да, они виноваты, они расстреливали, они сжигали… «Да, мы это делали, но просто такая была линия партии. Мы ни в чем не виноваты, мы честно выполняли свою работу, ничего личного. Мы честно сжигали евреев, потому что так надо было, нам так сказали, и мы подчинились.»
Александр Подрабинек: Примером разных подходов к личной и общей вине может служить история с частичным запретом российским спортсменам участвовать в летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.
Андрей Королев: В независимом отчете антидопингового агентства прозвучали обвинения в адрес Всероссийской федерации легкой атлетики, Российского антидопингового агентства и тренеров спортсменов в использовании запрещенных препаратов для подготовки к соревнованиям. Доклад WADA основан на результатах собственного расследования, начатого после выхода в декабре 2014 года на немецком телевидении фильма о массовом употреблении допинга российскими легкоатлетами. Один из героев фильма – бывший сотрудник Российского антидопингового агентства Виталий Степанов – обвинил Международную ассоциацию легкоатлетических федераций в сокрытии злоупотреблений со стороны России.
16 декабря 2014 года WADA объявило о создании комиссии по расследованию прозвучавших в фильме обвинений. «Члены комиссии составили для себя детальную картину того, что происходит в мире российской легкой атлетики. Полученные сведения не ограничивались темами, затронутыми немецким телеканалом, – говорилось в отчете. – Расследование подтвердило существование масштабной мошеннической схемы, включающей использование веществ и методов допинга для гарантирования или повышения вероятности победы спортсменов или команд. Мошенничали тренеры, врачи, чиновники и сами спортсмены».
Мошенничали тренеры, врачи, чиновники и сами спортсмены
Однако в Москве заявили, что «это абсолютно политически мотивированное заявление из разряда санкций в отношении России. Оно не имеет под собой никаких оснований, поскольку допинг-пробы, которые делаются, сами же комиссары WADA у спортсменов и забирают». При этом российская пропаганда сосредоточилась главным образом на неприятии коллективной ответственности олимпийской команды за допинговый скандал, когда вся сборная России по легкой атлетике была отстранена от Олимпиады в Рио. Прыгунья с шестом, олимпийская чемпионка Елена Исинбаева увидела в скандале происки заокеанских врагов.
Елена Исинбаева: Сегодня нас отстранили без доказательств, нагло, грубо, не дали никакого шанса себя оправдать и побороться за право участвовать на Олимпийских играх.
Андрей Королев: Другой российской приме, теннисистке Марии Шараповой, хватило смелости признаться в употреблении допинга и не валить ответственность на международные организации.
Владимир Путин и Елена ИсинбаеваМария Шарапова: Несколько дней назад я получила письмо из Международной федерации тенниса о том, что я не прошла тест на допинг перед участием в чемпионате в Австралии. Я принимаю на себя полную ответственность за это, потому что это мой организм, и я отвечаю за то, что я в него ввожу. С кем бы я ни работала, я сама отвечаю за это.
В отчете подчеркивалось, что Российская Федерация в целом не следует правилам всемирного антидопингового кодекса
Андрей Королев: Тем временем в WADA утверждали, что в России допускались систематические нарушения, из-за которых нельзя говорить о проведении в стране эффективной антидопинговой программы. В отчете подчеркивалось, что Российская Федерация в целом не следует правилам всемирного антидопингового кодекса.
В ходе расследования удалось найти подтверждение неоднократным случаям употребления спортсменами стимуляторов, в частности препарата мельдоний. Это подтверждалось аудио- и видеосвидетельствами, научными исследованиями, свидетельскими показаниями.
Сотрудники ФСБ регулярно посещали Московскую допинговую лабораторию, а также допинг-лаборатории в олимпийском Сочи, где присутствовали в качестве «инженеров», сообщало WADA со ссылкой на анонимный источник из числа сотрудников лаборатории.
Существуют также свидетельства, что тренеры пытались вмешиваться или манипулировать результатами допинг-тестов. Зачастую они выступали инициаторами приема допинга легкоатлетами, поставляя запрещенные препараты своим подопечным.
Российские спортивные чиновники, пойманные, что называется, за руку на месте преступления, сваливают свои неприятности на происки врагов России
Александр Подрабинек: Российские спортивные чиновники, пойманные, что называется, за руку на месте преступления, сваливают свои неприятности на происки врагов России. Это хорошо укладывается в известную формулу Салтыкова-Щедрина: «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались».
Большинство спортсменов либо возмущаются Международным олимпийским комитетом, либо подавленно молчат, ощущая себя беспомощными ягнятами в стаде господина Мутко. За единичными исключениями, никто из российских спортсменов даже не пытается сформулировать свое отношение к государственной допинговой программе.
Возможно, грань между принятием коллективной ответственности и ее осуждением проходит по признаку добровольности участия в сообществе. Вступил добровольно в КПСС, КГБ или «Единую Россию» – будь готов отвечать за деяния своей организации.
Некоторые добровольные сообщества улавливают общественные настроения и пытаются очистить свою репутацию.
Андрей Королев: На итальянском Национальном евхаристическом конгрессе католической церкви в 1997 году в Болонье впервые была предпринята попытка принести публичное покаяние за проступки, совершенные в период инквизиции.
Иоанн Павел II не раз говорил о том, что церковь должна войти в третье тысячелетие с чистой совестью
Но еще при папе Павле VI кардинал Карло Мария Мартини на страницах ватиканского журнала Familia Cristiana писал о необходимости такого покаяния. Позже Иоанн Павел II также не раз говорил о том, что церковь должна войти в третье тысячелетие с чистой совестью.
Признание вины прозвучало из уст кардинала Йозефа Ратцингера – одного из крупнейших иерархов, главы высшей структуры Ватикана, так называемого Sant`Uffizio. Выступая перед семитысячной аудиторией из духовенства и мирян, собравшейся в болонском Дворце спорта, кардинал, в частности, сказал:
«Смерть на костре Джордано Бруно, убийства тысяч и тысяч еретиков – это наша тяжелейшая вина, которая заставляет нас сегодня глубоко задуматься о покаянии. Я убежден, что мы должны по мере сил сдерживать тенденцию церкви трансформироваться в государство, благодаря которой и стала возможной инквизиция».
Помимо итальянского теолога и философа Джордано Бруно, сожженного инквизицией на «очистительном» костре в Риме в 1600 году после семи лет, проведенных в тюрьме, кардинал Ратцингер упомянул также чешского теолога Яна Гуса, возглавившего движение против папского абсолютизма и сожженного в 1415 году.
На этом разговор о прошлых грехах католической церкви не закончился. Кардиналу Ратцингеру пришлось еще отвечать на весьма каверзные вопросы о преследования инакомыслящих.
Большинство обозревателей итальянской религиозной печати до сих усматривают за смелыми заявлениями кардинала Ратцингера фигуру ныне покойного папы Иоанна Павла II.
По инициативе папы римского в конце октября – начале ноября 1997 года в Ватикане состоялся еще один «полемический» конгресс – по вопросам христианского антисемитизма. Несколько месяцев спустя у Стены Плача в Иерусалиме папа извинился перед иудеями за преследование.
Всего же с момента избрания папой Иоанн Павел II извинялся по различным поводам около 100 раз. Как отмечают почти все европейские обозреватели, если бы извинения понтифика имели обратную силу, вся человеческая история могла пойти совершенно по-другому.
Это хорошо укладывается в известную формулу Салтыкова-Щедрина: «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались»
Александр Подрабинек: В отличие от Римско-католической церкви Русская православная церковь не покаялась ни за массовое истребление язычников во времена принятия христианства, ни за притеснения староверов, ни за тесное сотрудничество с коммунистической властью и КГБ.
Идея коллективной ответственности – обоюдоострая. Она может привести к плодотворному раскаянию и очищению, а может – к ужасным злоупотреблениям, особенно в уголовном праве.
Законодатель должен быть очень осторожен, чтобы не перейти опасную черту. А такие попытки делаются.
Вадим Клювгант: Чего нельзя допустить ни при каких обстоятельствах – это коллективной ответственности в силу просто принадлежности людей к какой-то группе. Например, член правления какой-то компании не может быть превращен в члена преступной организации только потому, что он член правления. У нас, к сожалению, такие печальные примеры не единичны, но это попрание основных правовых постулатов.
В связи с этим хочу обратить внимание на такую тему, которая в последнее время активно стимулируется нашим Следственным комитетом, как уголовная ответственность юридических лиц. В нашу правовую конструкцию, где в уголовном праве (и в административном, кстати, тоже) все основано на индивидуальной ответственности за индивидуальную вину, концепция уголовной ответственности юридических лиц никак не укладывается, потому что она как раз предполагает невозможность и даже ненужность доказывания индивидуальной вины. В силу одного этого обстоятельства эта неправильная, вредная и опасная инициатива не должна получить продолжение, потому что именно в ней кроется опасность коллективной ответственности без вины.
Именно сознание коллективной гражданской ответственности способно уберечь страну от возвращения к правовому мракобесию
Александр Подрабинек: Попытки перетащить идею коллективной ответственности из сферы морали, общественного обсуждения и корпоративных решений в уголовное законодательство чреваты возвращением к «революционной законности».
Есть искушение упростить право, вернуться к индивидуальному уголовному наказанию за коллективную вину. Это искушение может оказаться очень сильным у людей, обремененных сегодня властью.
И как это ни парадоксально звучит, именно сознание коллективной гражданской ответственности способно уберечь страну от возвращения к правовому мракобесию.
Коллективная ответственность | это… Что такое Коллективная ответственность?
Коллективная ответственность — форма ответственности, когда за деяния, совершаемые одним или несколькими членами более или менее организованной группы (организации, трудового коллектива, воинского подразделения, класса или группы в учебном заведении, жителей одного населённого пункта и так далее) несёт ответственность вся эта группа целиком.
Коллективная ответственность выражается в возложении обязанностей, наказаний и поощрений на группу в целом, без учёта её структуры, роли отдельных членов в группе и их вклада в деятельность группы.
Принцип коллективной ответственности применяется обычно в тех случаях, когда более или менее сплочённая группа выступает по отношению к субъекту в единой роли и для субъекта не имеют значения взаимоотношения внутри группы (командир — подразделение, феодал — деревня, заказчик — рабочая бригада), или когда деятельность разных членов группы настолько сильно пересекается, что принципиально невозможно разграничить индивидуальную ответственность каждого. Предполагается, что для получения коллективного поощрения или избегания коллективного наказания группа самостоятельно организует свою деятельность таким образом, чтобы эта деятельность устраивала субъекта.
В настоящее время, как правило, идея коллективной ответственности воспринимается негативно, поскольку подразумевает возложение ответственности за деяние в том числе на лиц, к этим деяниям непричастных. Тем не менее, на практике коллективная ответственность применялась и применяется, в частности, в армии, учебных заведениях и местах лишения свободы.
Содержание
|
Коллективная ответственность во время вооружённых конфликтов
В истории межгосударственных и внутригосударственных вооружённых конфликтов и связанных с ними событий известно множество примеров применения коллективной ответственности.
Так в период Гражданской войны в России в ходе красного террора правительство большевиков практиковало взятие заложников и массовые расстрелы гражданских лиц в качестве «профилактических мер», препятствующих бунтам и саботажу, а также в качестве реакции на террористические акты против деятелей большевистской партии.
В августе 1918 года по указанию Ленина начали создаваться концентрационные лагеря для гражданских лиц, которых большевики брали в заложники. Телеграмма Ленина в Пензенский Губисполком от 9 августа 1918 года:[1] «Необходимо произвести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». «Известия Пензенской Губчека» сообщали:[2] «За убийство товарища Егорова, петроградского рабочего, присланного в составе продотряда, было расстреляно 152 белогвардейца. Другие, еще более суровые меры будут приняты против тех, кто осмелится в будущем посягнуть на железную руку пролетариата».
В дальнейшем помещение в концентрационные лагеря и расстрелы без суда и следствия гражданских лиц приобрели массовый характер. По оценкам, основывающимся лишь на публикациях советской прессы, за осень 1918 года было уничтожено по меньшей мере 10 000—15 000 человек.[2]
Коллективная ответственность в хозяйственно-экономической сфере
В некоторых случаях применение принципа коллективной ответственности закрепляется законодательством. Так, например, в Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрена возможность заключения с коллективом (бригадой) договора о полной коллективной ответственности за сохранность вверенного имущества. Такой договор предусматривает обязанность коллектива возмещать нанесённый работодателю ущерб без необходимости предъявления работодателем претензий к конкретным членам коллектива. Согласно части первой статьи 245 ТК РФ:
…коллективная (бригадная) материальная ответственность может быть введена работодателем при наличии (одновременно) следующих условий:
- совместного выполнения работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, предусмотренных Перечнем работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества, утвержденным Минтрудом России
- невозможности разграничения ответственности каждого работника за причинение ущерба и заключения с ним договора о возмещении ущерба в полном размере.
Источники
- ↑ В. И. Ленин, ПСС, т. 50, с. 143.
- ↑ 1 2 С. Куртуа, Н. Верт, Ж.-Л. Панне, А. Пачковски, К. Бартошек, Ж.-Л. Марголен. Черная книга коммунизма. Преступления, террор, репрессии / ред. Н.Ю. Сыромятникова. — Москва: Три века истории, 1999. — 768 с. — ISBN 5-93453-001-1
См. также
- Круговая порука
Что такое коллективная вина и должны ли мы ее испытывать. Обьясняет социальный психолог
Последние недели наши соотечественники регулярно спорят о том, должны ли они чувствовать коллективную вину и ответственность за происходящее в Украине. «Афиша Daily» попросила социального психолога Лусине Григорян объяснить, что это за эмоции, насколько они естественны и как помогают странам становиться лучше.
Лусине Григорян
PhD, научный сотрудник факультета психологии Рурского университета в Бохуме
— Какой у вас опыт работы с темой коллективной вины и ответственности?
— Я социальный психолог, уже 10 лет занимаюсь межгрупповыми отношениями, социальной идентичностью, предубеждениями, национализмом и патриотизмом — в общем, всем, что касается идентификации с группой и взаимодействием с другими группами.
Темой стыда и вины я заинтересовалась в 2014 году после крымских событий. Я заметила, что в России не принято испытывать эти эмоции, у людей есть сопротивление. Я не нашла никаких отечественных исследований на эту тему и решила провести свое. Так как вопрос Крыма был очень нагруженным политически, я взяла другую тему — депортацию народов Кавказа во время Второй мировой. Реакция на мою работу была крайне негативной, я так много плохого услышала про себя и в целом про идею изучать групповую вину, что после не занималась этой темой. Хотя сейчас понимаю, что это стоило продолжить. Люди отрицали сам факт депортации, заявляли, что я обвиняю русских и оскорбляю их патриотические чувства. Похожие доводы можно увидеть в социальных сетях и сейчас.
— Что вообще такое коллективная вина и как давно ее начали изучать?
— Как и многое в социальных науках, это обсуждение запустилось после Второй мировой. Правильнее тут использовать термин «групповые эмоции» — они связаны с групповой идентичностью, но могут испытываться отдельным человеком. Когда группа, к которой мы принадлежим, делает что‑то неприемлемое, у нас могут возникать вина и стыд, не связанные с нашим индивидуальным поведением. Эти чувства абсолютно естественны. В психологических феноменах вообще нет ничего случайного, у них есть функции.
Эмоции вины и стыда появились для регуляции социального поведения — чтобы люди могли кооперироваться.
Мы плохо выживаем в одиночестве, поэтому нам важно, чтобы группы хорошо функционировали. Для этого появляются правила и нормы. А чтобы люди им следовали, есть негативные реакции. Я проехала бесплатно в транспорте и чувствую себя после этого нехорошо. Эта эмоция заставляет меня в следующий раз купить билет. С групповыми эмоциями то же самое — они мотивируют нас быть лучше.
— Есть ли какие‑то исследования групповой вины?
— Да, было проведено много исследований о нацизме в Германии, о колонизации, о рабстве в Америке. В их центре — последствия негативных ощущений из‑за этих событий. Людей спрашивали, как они относятся к произошедшему, а также делают ли они что‑то, чтобы исправить ситуацию, или что должно сделать для этого их государство.
Вину и стыд тут важно разделять. Вину мы испытываем за конкретные поступки, а стыд — за всего себя.
То есть в первом случае будет «я или моя группа сделали что‑то плохое», а во втором — «я или моя группа — плохие». Старые исследования говорили о том, что лучше испытывать вину, так как она непосредственно ведет к желанию восстановить справедливость: поменять поведение, выплатить компенсации, помочь пострадавшим. А стыд побуждает желание убежать и дистанцироваться от событий.
Более поздние работы показывают, что моральный стыд также мотивирует людей извиняться и компенсировать. Похоже, что он даже шире в своем воздействии: вина приводит к желанию помочь только пострадавшей группе, а моральный стыд мотивирует восстанавливать ценности и образ своей группы в целом.
— Есть ли разница в результатах в зависимости от страны?
— И да, и нет. Если смотреть на связи, то результаты более-менее одинаковые везде: если люди чувствуют ответственность за поступки группы, они испытывают вину и стыд, что ведет к желанию исправить ситуацию.
Но если говорить о распространенности таких эмоций, то тут, конечно, есть различия. Больше ответственности, вины и стыда чувствуют в демократических странах, где со временем появился общественный консенсус по поводу травматичного прошлого. Меньше — в странах, где такого консенсуса нет, например, в Польше, России, Сербии.
В России мы получили огромное количество негатива, обвинение исследователей и нежелание признавать даже сам факт травматичных событий. Есть два фактора, которые приводят к таким реакциям. Первый — ощущение себя жертвой исторической несправедливости. Людям сложно перевернуть свое представление о том, что это вообще-то они тут самые несчастные, и осознать, что их группа также совершала ужасные поступки. Второй момент — чувство величия собственной страны и гордости за нее, оно обычно не дружит со стыдом и виной.
Людям очень важно сохранять позитивный образ своей группы, поэтому чувства вины и стыда воспринимаются как угроза. Этого в России очень много.
— Как формируется ощущение величия собственной страны?
— Недавно я рецензировала исследование о том, где люди считают свою страну лучше других. Учитывались ответы граждан, а также реальные достижения страны, ее экономическое и социальное благополучие. График получился U-образным: жители объективно успешных стран говорят: «Да, мы лучше всех». Но также это говорят жители худшим по всем параметрам стран. Критически относятся к своей стране только те, кто находится в серединке. Ощущение величия компенсирует страх и неуверенность в том, насколько все действительно хорошо, так жить легче. Россия как раз находится в части «Все плохо, но зато мы великие».
— Это ощущение навязывается людям или они сами склонны так думать?
— Национализм — феномен довольно естественный. Люди склонны формировать сообщества и думать, что именно их группа лучше остальных, это базовый психологический механизм. Есть исследования, в которых людей делят на группы по совершенно бессмысленному критерию. Например, в классической работе социального психолога Анри Тэшфела испытуемые выбирали, кто им нравится больше — [Василий] Кандинский или [Пауль] Клее. Потом их распределили на группы — они думали, что по принципу любимого художника, но на самом деле рандомно. И даже в этом случае участники при распределении денегЗадача заключалась в том, чтобы решить, как распределить денежно вознаграждаемые баллы между двумя другими испытуемыми. Групповая принадлежность участников была известна. предпочитали членов своей группы, хотя никакой выгоды по дизайну исследования им от этого не было. Такой фаворитизм легко появляется, а чтобы он не принял опасные формы, нужны надстройки — образование, нормы, государственное регулирование. У нас государство, наоборот, форсирует эту тему, и это очень опасно.
От свойственного всем желания помогать своей группе больше, чем другим, можно очень быстро дойти до откровенного национализма и фашизма. Для людей это крайне соблазнительная идея, которая рано или поздно приводит к войнам и геноциду.
— Как происходит процесс признания групповой вины?
— Как я говорила, признание групповой ответственности и вины — угроза идентичности, поэтому люди противятся этому до конца. Германия, например, смогла проработать свое прошлое, и сейчас каждый немецкий школьник хотя бы раз был на экскурсии в концлагере. Но это не потому, что немцы такие необыкновенные, а потому, что был Нюрнбергский процесс и последующие десятилетия обсуждений этих вопросов в обществе. В Америке говорили о рабстве многократно, и даже там республиканцы периодически заявляют, что никакого расизма не было и нет.
Это бесконечный процесс, нам все время надо быть начеку и не забывать о преступлениях. Иначе базовые нехорошие тенденции человеческой природы будут побеждать.
— Как говорить о коллективной вине? Сейчас регулярно некоторые люди из России выступают с заявлением «Мы тоже виноваты». В ответ им говорят, что об этом нужно говорить как‑то иначе, или не нужно говорить вовсе, или этим должны заниматься другие люди и в другое время.
— По моему опыту, как бы мы об этом ни говорили и кто бы это ни делал, мы получим такую реакцию. Люди будут сопротивляться до последнего, они не хотят ощущать эти эмоции, это неприятно и тяжело. А еще это значит, что тебе надо что‑то с этим делать, ведь функция эмоций — направлять поведение.
Поможет тут в первую очередь правда. Чтобы каждый человек видел страшные фотографии, видео, читал истории. Информация о преступлениях государства, в том числе Советского Союза, должна быть общедоступной, о ней должны сниматься документальные и художественные фильмы. Это должно доходить до каждого человека в стране, чтобы никто не мог сказать: «А я не знаю, была депортация кавказцев или нет». Чтобы этот общественный диалог произошел, нужна свобода слова.
— У вас есть личный опыт признания своей вины?
— Я решила уехать из России в 2014 году и в 2015-м эмигрировала. Сняла с себя ответственность за происходящее в стране и думала, что все это больше не моя проблема. Но на этом все не заканчивается, ситуация продолжает развиваться, цикл насилия воспроизводится и направляется на одну страну, на другую, на собственное население. Мой отъезд — один из миллиона факторов, которые привели к тому, что сейчас происходит. Мне, конечно, тяжело это признавать.
Иногда говорят: заявления в духе «все виноваты» — это диффузия ответственности. Но, по-моему, диффузия ответственности — это когда мы перекидываем ее постоянно на кого‑то другого. Когда мы говорим: «А это не я, это власти». В таком случае мы все придумываем виноватого, и ответственным не оказывается никто.
Каждому из нас нужно сказать «Это и моя ответственность тоже, я играю роль в происходящем, мое действие или бездействие влияет на ситуацию».
Это не значит, что ты кому‑то что‑то должен. Ты отвечаешь исключительно перед собой. Но пока хотя бы половина страны не будет готова на себя эту ответственность взять, ничего не изменится. С этим жить тяжелее, но иначе насилие не остановится.
— Людей, которые долгие годы были в оппозиции, часто оскорбляют обсуждения их вины за происходящее. Они говорят: «Я сделал все что мог, чего вы от меня еще хотите».
— Немецкий политик Вилли Брандт был в антифашистском сопротивлении. Незадолго до начала Второй мировой войны нацистское правительство лишило его гражданства, и он бежал в Норвегию. Когда война закончилась, он вернулся, стал мэром Берлина, а потом канцлером ФРГ. В 1970 году он приехал к памятнику героям и жертвам Варшавского гетто и упал перед ним на колени. И это человек, который годами боролся с фашистским режимом. Судя по всему, это был спонтанный поступок — просто человека пришибло чувством вины. И это, мне кажется, важный момент. Мы должны признать, что, если мы сделали все что могли, и это закончилось вот так, — значит, мы сделали не то, не так или недостаточно. Это повод подумать, что мы могли сделать по-другому и как нам вести себя дальше, чтобы не допустить худшего.
— Как тут не свалиться в самобичевание и обвинение, а найти силы для действия?
— Если вина приводит к самобичеванию и параличу, значит, слишком много жалости к себе. Если ты занят только собственной болью, можно залезть под одеялко и не вылезти из‑под него никогда. На эту тему были исследования, в которых исследовались вина, направленная на себя, и сочувствие, направленное на другого. Они показали, что симпатия к другой группе больше мотивирует. В этом ключ. Первая стадия — осознать, что ответственность лежит на всех, потому что любая группа состоит из индивидуальностей. Потом нужно осмыслить все решения, которые тебя привели в нынешнюю точку.
Третий шаг — направить взор вовне и подумать, что ты можешь сделать, чтобы это исправить. Это тяжелая внутренняя работа, но она необходима, если мы хотим жить в свободной стране.
Подробности по теме
Основы медиагигиены: как сейчас читать СМИ, пользоваться соцсетями и не сойти с ума
Основы медиагигиены: как сейчас читать СМИ, пользоваться соцсетями и не сойти с ума
Групповая ответственность | Философия социальности: общая точка зрения
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия социальности: общая точка зренияМоральная философияФилософияСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия социальности: общая точка зренияМоральная философияФилософияСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
TUOMELA, RAIMO,
‘Групповая ответственность’
,
Философия социальной Академический
, 1 сентября 2007 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195313390.003.0011,
по состоянию на 10 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия социальности: общая точка зренияМоральная философияФилософияСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия социальности: общая точка зренияМоральная философияФилософияСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Основная идея групповой ответственности заключается в том, что мы-модальные группы, а именно группы, в которых значительное число членов коллективно привержены группе (ее идеалу и друг другу в отношении продвижения этоса). ), несут нормативную ответственность — в смысле ответственности, основанной на контроле, — за свои действия и за то, что делают их члены, а также нарушители и диссиденты. В отличие от групп мы-режима, группы я-режима не несут ответственности как группы за действия или результаты. Однако их члены несут совместную ответственность за то, что они преднамеренно сообща (хотя и не как группа) вызывают.
Ключевые слова: групповая ответственность, основанная на контроле, групповая ответственность, основанная на подотчетности, диссидент, предполагаемая групповая ответственность, ретроспективная групповая ответственность В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Индивидуальная и групповая ответственность | Здоровое уважение: этика в здравоохранении
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicHealthy Respect: Ethics in Health Care (2nd edn)EpidemiologyPublic HealthBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicHealthy Respect: Ethics in Health Care (2nd edn)EpidemiologyPublic HealthBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Downie, R. S. и K. C. Calman,
‘Индивидуальная и группа ответственность’
,
Здоровый уважение: этика в здравоохранении
, 2 -е EDN
(
Oxford,
1994;
;онлайн-издание,
Oxford Academic
, 1 сентября 2009 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780192624086.003.0007,
, по состоянию на 10 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicHealthy Respect: Ethics in Health Care (2nd edn)EpidemiologyPublic HealthBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicHealthy Respect: Ethics in Health Care (2nd edn)EpidemiologyPublic HealthBooksJournals Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе описываются различные значения термина «ответственность» и обсуждаются отношения между индивидуальной и групповой или групповой ответственностью. Ролевая ответственность играет важную роль в содействии здоровью. Делается вывод о том, что ответственность за здоровье гораздо шире медицинской ответственности и что в нее вовлечены общественные ценности.
Ключевые слова: чувство ответственности, роли, групповая ответственность, ценности сообщества
Субъект
Эпидемиология общественного здравоохранения
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Healthy Respect: этика в здравоохранении
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Downie, R. S. and others,
Healthy Respect: Ethics in Health Care
, 2nd edn
(
Oxford,
19003;002 онлайн-издание,
Oxford Academic
, 1 сентября 2009 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780192624086.001.0001,
2, по состоянию на 7 октября 2000 г. Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicHealthy Respect: Ethics in Health Care (2nd edn)EpidemiologyPublic HealthBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicHealthy Respect: Ethics in Health Care (2nd edn)EpidemiologyPublic HealthBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Abstract
В последние годы врачи, медсестры и все медицинские работники все больше осознают сложность моральных дилемм, которые могут возникнуть в результате ухода. Центральной темой этой книги является то, что эти дилеммы, возникающие в консультационных кабинетах, больничных палатах, стоматологических кабинетах, отделах социальной работы или офисах менеджеров, не могут быть решены исключительно с помощью опыта, полученного из социальных наук. От собственных моральных и оценочных суждений профессионала никуда не деться. Эта книга предлагает введение в моральные концепции и ценности и иллюстрирует, как их можно определить, проанализировать и применить в конкретных ситуациях. Эти вопросы обсуждаются в части 1 в основном в философском контексте. В Части 2 обсуждаются конкретные темы, такие как согласие, конфиденциальность, предоставление или сокрытие информации, а также экономика здравоохранения. Медицинские проблемы, такие как реанимация, искусственное воспроизводство, терминальный уход, а также исследования и испытания лекарств, тщательно анализируются. Каждая глава Части 2 предлагает дополнительные вопросы для обсуждения, а в Части 1 есть ссылки на философские основы. 0003
Ключевые слова: научное понимание, этика, ответственность, аргументация, этика обучения, этика преподавания, команды, искусственное зачатие, терминальная помощь, общественное здравоохранение, экономика
Тема
Общественное здравоохранение Эпидемиология
Содержание
Передний вопрос
- Страница авторского права
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
- ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Часть 1
- Расширять Введение
- Расширять 1
Знания, навыки и ценности
- Расширять 2
Научное понимание и принятие решений
- Расширять 3
Моральные ценности
- Расширять 4
Автономия и уважение
- Расширять 5
Эмбрионы, люди и другие человеческие существа
- Расширять 6
Индивидуальная и групповая ответственность
- Расширять 7
Моральный конфликт и моральный дефицит
- Расширять 8
Альтернативные взгляды на человеческую природу
- Расширять 9Аргументы
- Расширять Введение
Часть 2
- Расширять 10
Обучение и преподавание моральных ценностей
- Расширять 11
Установление контакта и принятие решений
- Расширять 12
Работать вместе
- Расширять 13
Вопрос жизни
- Расширять 14
Качество жизни
- Расширять 15
Общественное здравоохранение: моральные проблемы
- Расширять 16
Вопрос о смерти
- Расширять 17
Вопрос экономики
- Расширять 18
Моральные аспекты исследований
- Расширять 19
Качество в здравоохранении
- Расширять 20
Кодексы этики
- Расширять 10
Обучение и преподавание моральных ценностей
Конечная Материя
- БИБЛИОГРАФИЯ: 1. Классические источники.
- 2. Моральная философия
- 3. Этика здравоохранения
- 4. Сборники эссе
- 5. Справочники
- 6. Журналы
- 7. Логика и философия науки
- 8. Литература и нравственное воспитание
- Индекс
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.