59. Историческая необходимость и свобода. Свобода и ответственность.
В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий «свобода» и «необходимость» как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.
Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в лотерею.
Решение антиномии «свобода или необходимость» в истории философии зависело от того, к какому из направлений тяготели те или иные философы — к эссенциализму или экзистенциализму, то есть от того, что для них было первичным, исходным — сущность (эссенция) или существование (экзистенция). Для тех, кто придерживался первого направления, свобода была всего лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее; придерживавшиеся же второго направления рассматривали свободу как первичную реальность человеческой жизни, тогда как необходимость интерпретировали как абстрактное понятие. Диалектическая постановка проблемы свободы и необходимости в домарксистской философии была наиболее ярко выражена Спинозой и Гегелем, а ее решение оказалось возможным лишь на основе материалистического понимания истории, которое одновременно указало на реальный, практический путь воплощения в жизнь социального идеала свободы и всестороннего развития личности.
В своей повседневной практической деятельности люди сталкиваются с конкретно-историческим воплощением исторической необходимости в виде реально существующих естественных условий жизни, социальных и экономических отношений, наличных материально-технических средств и т.
п. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности; более того, сами эти условия во многом определяют круг их интересов, их стремления, чаяния и т.д. Однако люди, несомненно, обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, поскольку в каждый данный исторический момент существует не одна, но несколько вполне реальных возможностей развития. Даже тогда, когда нет разумной альтернативы, люди в состоянии отдалить наступление нежелательных для них явлений либо ускорить приближение желательных. Наконец, люди более или менее свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей.В реальной действительности историческая необходимость и свобода личности взаимосвязаны, диалектически взаимодействуют. При этом свобода личности не только выявляет историческую необходимость, но и присутствует и накапливается в ней в виде непрерывной цепи свободы выбора, которая осуществлялась людьми в прошлом и привела общество к его данному состоянию. Исторический детерминизм, следовательно, не отрицает свободы личности, свободы выбора в общественной деятельности людей, но предполагает ее и включает в себя как свой результат.
Отвергая антиномию свободы и необходимости, марксистская философия исходит из определения свободы как процесса «познания необходимости», то есть ее понимания и учета в деятельности. В соответствии с этим определением свобода личности, коллектива, класса и общества в целом заключается «не в воображаемой независимости» от объективных законов природы и общества, а в способности разумно выбирать свою линию поведения среди реальных возможностей или, по выражению Ф. Энгельса, «принимать решения со знанием дела». Эта относительная исторически, но вместе с тем вполне реальная практически свобода личности выбирать и определять свою линию поведения возлагает на нее моральную и социальную ответственность; которая возрастает пропорционально ее свободе.
Феномен свободы в педагогической деятельности
В статье рассматриваются феномены свободы, творчества и свободоспособности. Раскрывается различные категории свободы. Свобода раскрывается во взаимосвязи с творчеством через творческую деятельность. Данное положение служит основанием для выделения свободы как онтологического основания духовности педагога и ребенка посредством осуществления творческой деятельности. Раскрывается сущность взаимосвязи свободы и ответственности.
Ключевые слова: свобода, свободоспособность, творчество, педагогическая свобода.
Свобода — одна из фундаментальных ценностей современного общества, стремящегося реализовать подлинно демократические и гуманистические нормы жизни. Важнейшим средством обеспечения свободы является воспитание и образование человека.
Если мы построим иерархию факторов, которые мешают нашей педагогической науке сегодня, то первое место должно быть уделено отсутствию большого количества учителей с искренним, правдивым, самокритичным взглядом на вчерашнюю теорию и практику образования. «Исследователь или педагог, не прошедшие обряд очищения, не принесшие в жертву истине свое самолюбие, либо честно остаются на позициях авторитаризма и отстаивают их, закрыв глаза на текущую за окном жизнь, либо — что случается чаще — вооружаются идеологией лицемерия, произносят новые лозунги, наполняя их старым содержанием. Тем самым и тот, и другой вводят в заблуждение школу, приносят объективный вред общественному развитию, мешают поиску нового» [3, с. 9].
Проблема свободы является одной из сложных проблем в философии. Значительный вклад в ее осмысление и значение отмечали: Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Д. Локк, И. Кант, И. Фихте, Г.
Н. А. Бердяев писал, что свобода тесным образом связана с понятием творчества. «Свобода и творчество — это образ и подобие Бога в человеке.
Образ Божий — это свобода, человек несет в себе ту свободу, с которой Бог сотворил мир, и поэтому человек является продолжателем этого миротворения. А творчество — это подобие, человек может создавать нечто совершенно новое» [1, с. 370].Э. Фромм считал, что «свобода ощущается индивидом, прежде всего, как личное чувство, как субъективное явление, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор. На следующих ступенях свобода выбора переходит в свободу решения, а затем в свободу действия, свободу творчества и самовыражения» [7, с. 153–154]. Основная его концепция, как представителя американской линии франкфуртской школы, философа, психоаналитика, изложена в работах «Бегство от свободы», «Иметь или быть».
Понятие свободы, как свободы выбора, самоопределения с точки зрения педагогики рассматривали: Выготский Л. С., М. Монтессори, Слободчиков В. И., Ушинский К. Д., Толстой Л. Н., Каптерев П. Ф., Вентцель К. Н., Зеньковский В. В. Газман О. С.
Ромаев А. П. в своем диссертационном исследовании отмечает формирование и развитие гуманистических направлений: абстрактный, практический, универсальный и социальный гуманизм. В основу предлагаемой типологии теоретического наследия педагогов-гуманистов легли уровень теоретического обоснования гуманизации образования, его технологическое обеспечение, а также уровень свободы учителя и ученика в образовательном процессе (несвобода, свобода выбора и свобода творчества).
Зачинателем широкого педагогического движения по вопросу гуманизации общего образования, считается Н. И. Пирогов, который в 1856 г. опубликовал статью «Вопросы жизни». Он предлагал ввести для многих предметов вместо обыкновенных лекций сократовский способ учения в виде бесед, главной целью которых было бы обсуждение основных и самостоятельных вопросов жизни. Он отмечал, что не сама наука, а стройное методическое приготовление умственной восприимчивости учащихся к науке и возбуждение самостоятельности ума — вот цель гимназического учения [6].
О. С. Газман в своей работе «Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы» отражает ведущие положения экзистенциалистского подхода. Ключевой идеей экзистенциализма является свобода выбора. Педагогика свободы, изучая ребенка как субъекта выбора, предполагает, что человек сам осуществляет этот выбор по отношению к себе. В этом плане очень важно помочь ему освоить способы самопознания, самоанализа и самоопределения.
Автор впервые вводит термин «свободоспособность», дает определение — «способность самостоятельно, независимо строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать собственное жизненное предназначение, осуществляя свой выбор» [3, c. 55]. Такая постановка вопроса принципиально важна для педагогики вообще, для гуманистической (антропоориентированной, децентричной), в частности. Она позволяет отличить социализацию от индивидуализации, педагогику необходимости от педагогики свободы, что для российской педагогической культуры постсоциалистического периода является принципиально новым.
Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания — развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.
В соответствии с концепцией педагогики свободы, педагогическая поддержка, по Газману, состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка (не учителя и ученика, т. е. не в ролевых иерархических функциях). Гуманистическая культура воспитания есть качественно иное измерение человеческих взаимоотношений (равноправия, равноценности, уважения и доверия).
В работе «Гуманизм и свобода» (Введение в гуманистическую педагогику) гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его и как «существа природного (биологического), социального (культурного), экзистенциального (независимого, самосущего, свободного)» [2, с. 57]. Ключевой характеристикой этого третьего измерения является свободоспособность — способность к автономному, нонконформистскому существованию, способность самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и социальную заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный индивидуальный (особый) выбор. Именно свободоспособность интегрирует человека как целое, позволяет ему выстраивать гармоничное существование.
Педагогика свободы, изучая человека как субъекта выбора, имеет в виду то, что человек осуществляет этот выбор по отношению к себе. Следовательно, без самопознания свобода невозможна. Педагогика свободы рассматривается как теория и практика деятельности профессионалов, ориентирующихся на ученика, как на уникальную, духовную «самость».
Она понимает ученика не как индивидуальную возможность, а как индивидуальную действительность. Это снимает для нее проблему «человека как объекта воспитания» (предмет социализации) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения).
Кандидаты педагогических наук Михайлова Н. Н. и Юсфин С. М., продолжают исследования О. С. Газмана. Занимаются разведением смыслов «свободы от» и «свободы для». В житейском смысле трактовка свободы как «свободы от» весьма распространена в нашей культуре, что в значительной степени затрудняет понимание данного феномена с профессиональной педагогической точки зрения. Таким образом, педагог не может выстроить собственную деятельность, если он точно не вычленит смысл, задаваемые им цель и предмет этой деятельности. И хотя мы повсеместно сталкиваемся с рассуждениями о свободе в учительской среде, редко, когда эти рассуждения ведутся в профессиональной плоскости. Когда само понятие «свобода» будет рассматриваться в аспекте педагогической деятельности, то есть, обретет вполне конкретную смысловую, целевую, предметную и процессуальную заданность [5].
С педагогической точки зрения, это можно рассматривать как организацию условий, при которых ребенок может безопасно для себя и других реализовать природную потребность в автономии, постепенно овладевая процессами самосознания (самопознание, самооценка, самоконтроль, самопринятие) и рефлексивного сознания (преобразование бытийного сознания в рефлексию), предметом, на котором постепенно происходит сосредоточение навыков, полученных в ходе овладения данными процессами, является собственная жизнедеятельность ребенка. Педагогическая поддержка обеспечивает ребенку встречу с процессами, которые организуют взрослые для его блага — процесс обучения и процесс воспитания.
Педагогическая поддержка принципиально обозначает предметом деятельности педагога возможность ребенка становиться субъектом ситуации, в которой находятся его интересы.
Ковалева Н. Б. в своей работе, обозначает проблему поиска психолого-педагогических технологий, позволяющих создать условия для личностного развития на основе свободного самоопределения к жизненным ценностям и нравственным основаниям поступков.
Способность «самоопределения», предшествующая любой мыслительной деятельности в этом направлении, есть способность реализации именно свободы как возможности творческого самопреобразования и «образовывания» себя в качестве субъекта собственной «жизнепрактики». Индивид — особь, единичный представитель вида, становится «личностью» — уникальной и неповторимой, открывающей для себя мир, культуру и, по В. И. Слободчикову, «во всем пеерустанавливающейся заново».
К проблеме свободы и самоопределения впервые привлек внимание протоиерей Василий Зеньковский еще в 1934 г. Известный философ и педагог, раскрывая начало свободы как «величайшую загадку» и «важнейшую тему для воспитания». Доказал значение задачи — воспитание в большей мере и состоит в том, чтобы «зажечь душу идеей свободы», чтобы помочь ребенку обрести свободу, построить путь «восхождения к свободе». А через это — к творчеству и развитию [4].
Вместе с тем он предлагает центральный вопрос современного воспитания, как связать свободу и добро: «Все это ставит очень остро и соответственно вопрос, от которого не смеет отвернуться педагогика. Как превратить начало свободы в источник творчества, а не произвола, восхождения к добру, а не служения злу? Как связать в душе ребенка дар свободы с добром? Как наполнить развитие разных сил в человеке глубоким смыслом, связать душу с миром ценностей — не минуя свободы, а через свободу? Развитие дара свободы в ребенке не может быть понято формально, мы не можем уйти от ответственности за то, станет ли дар свободы источником греха или проводником правды».
Понимание свободы как свободы творческого самоопределения к ценностям и целям своей жизни, может быть достижимо именно через мировоззрение, в котором образ мира и Человека определен ценностями, лежащими за пределами человеческой жизни и его частной социальной судьбы.
Кандидат психологических наук Чухно А. Г. уделяет особое внимание поддержанию и развитию детских способностей, художественного творчества, которое является основной задачей современной школы.
Для решения задач такого рода нужен другой учитель, пишет автор: «не преподаватель-предметник, которого выпускают сегодня педагогические учебные заведения, а творческая личность, созидатель новых жизненных устоев. Тогда, будучи первопроходцем, он и учеников поведет по пути открытий, сможет показать типичное и вечное в случайном и преходящем, даст почувствовать глубокий смысл и красоту в самом простом и обыденном» [9].
Шебуняев А. Г. в своем исследовании, рассказывает о своем опыте творческой деятельности. Эффективной формой, стимулирующей творческую деятельность обучающихся, является, по мнению автора, привлечение их к выполнению целого ряда заданий, побуждающих к развитию художественно-изобразительных способностей. Анализ результатов выполнения творческих заданий позволяет вырабатывать различные приемы педагогического руководства, реализующие индивидуально-дифференцированный подход при формировании творческих способностей и установок на творчество. При этом процесс развития творческих способностей постоянно активизировался поиском и использованием новых, нестандартных заданий творческого характера [10].
Одним из главных проявлений свободы через творчество можно считать ответственность. Ханова Е. Ф. в своем исследовании приходит к выводу, что свобода — это способность человека принимать осознанные решения и совершать осознанные поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и ценностями, основанными на знании объективных закономерностей окружающего мира [8].
Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают объединение, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечивать общество. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту. В данном смысле свобода соотносится с гражданственностью. Следовательно, проявление свободы индивида всегда сопровождается ответственностью перед обществом.
Отношение личности к свободе и ответственности неоднозначно. В целом люди желают быть свободными. Пример из истории: свершение всех революций начиналось под лозунгом свободы, но, как известно, продолжалось анархией, а заканчивалось террором. Если нет рычагов сдерживания, если человек делает антисоциальный, аморальный выбор, то он разрушает и свою жизнь, и жизнь окружающих его людей. «Свобода может вылиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности», заметил знаменитый психолог В. Франкл в работе «Человек в поисках смысла».
Свободу и ответственность называют двумя сторонами одной медали, двумя частями единого целого. «Границы свободы и ответственности совпадают, как две стороны одного листа бумаги. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И наоборот — я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода» (Г. Л. Тульчинский).
Если свобода означает принятие выбора, то сделанный выбор, принятое решение ведут к тому, что человек возлагает на себя всю меру ответственности, и даже за то, что он не мог предугадать.
Ответственность направляет жизнь и деятельность человека, является важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Ответственность проявляется в сознательной готовности человека следовать принятым в обществе правилам, нормам, оценивать свои действия с точки зрения их последствий для социума.
Степень проявления свободы и ответственности напрямую зависит от познавательной деятельности, уровня образованности человека. Внешние обстоятельства жизни человека преломляются в его сознании. Если человек лучше знает объективные условия и конкретную ситуацию, если ставит перед собой более высокую цель, если необходимость выбора средств для её достижения адекватны морально-этическим общественным нормам, то свобода реализуется полнее.
Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу. «Чем больше свободы, тем больше ответственности. Вечно актуальный древний парадокс» (Т. Лири).
Таким образом можно сделать вывод: исследователи смотрят на данный феномен с различных точек зрения. Свободу как субъективное явление изучали такие философы, как: Бердяев Н. А., Фромм Э., Ницше Ф. Свободу выбора как проявление свободоспособности рассматривали: Газман О. С., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Трансформацию категории свободы во второй половине XIX — начале XX вв. исследовали: свобода как отсутствие ограничений воли (К. Д. Ушинский), как критерий педагогики, возможность выбора как основа обучения (Л. Н. Толстой), как автономия педагогического процесса (П. Ф. Каптерев), как условие развития личности, физическая и интеллектуальная свободы учащихся (В. П. Вахтеровым), метод освобождения творческих сил ребенка (К. Н. Вентцель). Свободу как условие самоопределения через творческую деятельность: Ковалева Н. Б., Зеньковский В. В., Слободчиков В. И., Шебуняев А. Г. Свободу как ответственность изучали: Ханова Е. Ф., Тульчинский Г. Л. В контексте нашей научной темы, таких исследований недостаточно.
Чухно А. Г. в своем исследовании обращается к педагогу, а для нас это очень важно, ведь, он говорил, что свобода педагога должна заключаться в становлении творческой личности, созидателю новых жизненных уставов. Для ребенка он должен стать проводником «на пути открытий».
Вопрос воспитания свободоспособности и ответственности у нахимовцев в рамках учреждения закрытого типа (филиала НВМУ) является актуальным. Свобода связана с умением человека сделать правильный выбор, с его долгом, мужеством и совестью. Ответственность — порождение свободы. Проявление свободы и ответственности прямо пропорционально интеллекту, знаниям, уровню познавательной деятельности нахимовца, уровню его образования культуры, только давая возможность свободы выбора, вращивая все эти качества, мы сможем воспитать достойного гражданина нашей страны.
Литература:
- Бердяев Н. А. Философия свободы: смысл творчества. — М.:, 2010. — 601 с.
- Газман О. С. Гуманизм и свобода (Введение в гуманистическую педагогику). Гуманизация воспитания в современных условиях. — М.:, 1995. — 601 с.
- Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.:, 2002. — 296 с.
- Ковалева Н. Б. Свобода выбора и самоопределение учащихся в образовательных программах личностного развития // Проблемы современного образования. — М.:, 2016. — С. 59–65.
- Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Свободоспособность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки. // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2014. — № 2. — С. 143–147.
- Ромаев А. П. Генезис феномена и категории «свобода» в гуманистической педагогике России (вторая половина XIX-XX века), автореферат диссертации кандидата педагогических наук. — Владикавказ. 2007 г. — 24
7. Фромм Э. Бегство от свободы.. — М.: АСТ, 2009. — 175 с.
- Ханова Е. Ф. Свобода и ответственность в педагогической деятельности // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. — Оренбург: ОГУ, 2016. — С. 2924–2929.
- Чухно А. Г. Свобода и творчество — основные ценности образования гуманистического типа. // Аккредитация в образовании. — 2013. — № 2 (62). — С. 66–67.
- Шебуняев А. Г. От творчества педагога — к творчеству студента. // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус.. — 2002. — № 2. — С. 81–85.
Основные термины (генерируются автоматически): свобода, ответственность, Свобода выбора, педагогика свободы, педагогическая поддержка, творческая деятельность, творчество, проблема свободы, ребенок, свобода творчества.
Академическая свобода и ответственность — Университет Западного Иллинойса
Загрузить PDF-файл для печати Раздела III
Утверждено: 16 ноября 2001 г. Раздел III: Академические вопросыПодраздел: A. Академическая свобода и ответственность
Принимая следующие положения относительно академической свободы и ответственности, Попечительский совет подтверждает, что академическая свобода не должна ограничиваться или злоупотреблять ею, и присоединяется к многочисленным другим организациям, поддержавшим такие принципы.
- Академическая свобода. Учреждения высшего образования действуют для общего блага, а не для продвижения интересов ни отдельного преподавателя, ни учреждения в целом. Общее благо зависит от свободного поиска истины и ее свободного изложения. Академическая свобода необходима для этих целей и распространяется как на преподавание, так и на исследования. Свобода исследований имеет основополагающее значение для продвижения истины. Академическая свобода в ее аспекте преподавания имеет основополагающее значение для защиты прав преподавателя в преподавании и студента на свободу в обучении. Он несет с собой обязанности, соответствующие правам.
- Преподаватель имеет право на полную свободу исследований и публикации результатов при условии надлежащего выполнения других своих академических обязанностей; но исследования с целью получения денежного вознаграждения должны основываться на договоренности с властями учреждения.
- Преподаватель имеет право на свободное обсуждение своего предмета в классе, но он/она должен быть осторожен, чтобы не вводить в свое преподавание спорные вопросы, которые не имеют отношения к его/ее предмету.
- Преподаватель является гражданином, представителем научной профессии и должностным лицом образовательного учреждения. Когда он говорит или пишет как гражданин, он должен быть свободен от институциональной цензуры или дисциплины, но его особое положение в обществе налагает особые обязательства. Как образованный человек и представитель образования, он должен помнить, что общественность может судить о его профессии и его учреждении по его высказываниям. Следовательно, он/она должен всегда быть точным, должен проявлять соответствующую сдержанность, должен проявлять уважение к мнению других и должен прилагать все усилия, чтобы показать, что он/она не является представителем организации.
- Академическая ответственность. Членство в академическом сообществе налагает на студентов, преподавателей и администраторов обязанность уважать достоинство других, признавать их право выражать различные мнения, а также поощрять и защищать интеллектуальную честность, свободу исследований и обучения, а также самовыражение. и за пределами кампуса. Таким образом, выражение инакомыслия и попытка произвести изменения не должны осуществляться таким образом, чтобы наносить ущерб отдельным лицам или наносить ущерб институциональным объектам или нарушать занятия учителей или коллег. Спикеры в кампусе должны быть не только защищены от насилия, но и иметь возможность быть услышанными. Те, кто стремится привлечь внимание к жалобам, не должны делать это способами, которые существенно препятствуют функционированию учреждения. Студенты имеют право на атмосферу, способствующую обучению, и на беспристрастное отношение во всех аспектах отношений между учителем и учеником. Преподаватели не могут отказывать в регистрации или обучении студентов на основании их убеждений или возможного использования знаний, которые они могут получить в ходе курса. Власть, присущая преподавательской роли, не должна принуждать учащихся делать конкретный личный выбор в отношении политических действий или их собственной части общества. Оценка студентов и присуждение кредита должны быть основаны на академической успеваемости, оцениваемой профессионально, а не на вопросах, не имеющих отношения к этой успеваемости, будь то личность, раса, религия, пол, национальное происхождение, сексуальная ориентация, степень политической активности или личные убеждения.
Именно мастерство преподавателей в своих предметах и их собственная стипендия дают им право на свои классы и на свободу в представлении своих предметов. Таким образом, недопустимо, чтобы преподаватели настойчиво вторгались в материал, который не имеет отношения к их предметам, или не представляли предмет своего курса в том виде, в каком он был объявлен их студентам и одобрен преподавателями в рамках их коллективной ответственности за учебную программу.
Поскольку академическая свобода традиционно включала в себя полную свободу преподавателя как гражданина, большинство преподавателей не сталкиваются с неразрешимыми конфликтами между требованиями политики, социального действия и совести, с одной стороны, и требованиями и ожиданиями их студентов. коллеги и институты, с другой. Если такие конфликты становятся острыми, а внимание преподавателей к своим обязанностям граждан и моральных агентов препятствует выполнению существенных академических обязательств, они не могут избежать ответственности за этот выбор, а должны либо попросить об отпуске, либо оставить свои академические должности.
Свободы и обязанности в науке
Право пользоваться достижениями науки и техники и извлекать из них пользу закреплено во Всеобщей декларации прав человека, равно как и право заниматься научными исследованиями, получать и распространять знания, а также свободно участвовать в такой деятельности.
Права идут рука об руку с обязанностями; в ответственной практике науки и ответственности ученых за вклад своих знаний в общественное пространство. И то, и другое имеет важное значение для взгляда ISC на науку как на глобальное общественное благо.
Комитет Совета по свободе и ответственности в науке (CFRS) является хранителем Принципа свободы и ответственности в науке, закрепленного в статье 7 Устава Совета.
Принцип свободы и ответственности в науке : свободная и ответственная научная деятельность имеет основополагающее значение для научного прогресса и благополучия человека и окружающей среды. Такая практика во всех ее аспектах требует от ученых свободы передвижения, ассоциаций, выражения мнений и общения, а также равноправного доступа к данным, информации и другим ресурсам для исследований. Это требует ответственности на всех уровнях для выполнения и распространения научной работы с честностью, уважением, справедливостью, надежностью и прозрачностью, признавая ее преимущества и возможный вред. Выступая за свободную и ответственную научную деятельность, Совет продвигает равные возможности для доступа к науке и ее благам и выступает против дискриминации по таким признакам, как этническое происхождение, религия, гражданство, язык, политические или иные убеждения, пол, гендерная идентичность, сексуальная ориентация, инвалидность или возраст.
Комитет работает на стыке науки и прав человека, поддерживая и защищая свободы, которыми должны пользоваться ученые, и обязанности, которые они несут, занимаясь научной практикой.
Ответственность в науке
Ученые несут ответственность за проведение научной работы и сообщение о ней честно, с уважением, справедливостью, достоверностью и прозрачностью, а также за рассмотрение последствий новых знаний и их применения. Поддержание этических стандартов учеными и их учреждениями является предпосылкой доверия к науке как со стороны политиков, так и со стороны широкой общественности.
Доступ к ресурсам по содействию этичному и ответственному ведению науки, включая декларации Всемирных конференций по добросовестности исследований и национальные кодексы поведения со всего мира.
Научные свободы
Чтобы наука развивалась эффективно и чтобы ее преимущества распределялись справедливо, ученым должна быть предоставлена научная свобода. Это включает индивидуальную свободу исследований и обмена идеями, свободу делать научно обоснованные выводы и институциональную свободу применять коллективные научные стандарты достоверности, воспроизводимости и точности.
ISC стремится поддерживать четыре фундаментальные научные свободы:
- Свобода передвижения;
- Свобода объединений;
- Свобода слова и общения; и
- Свобода доступа к данным и информации
Этим свободам угрожают посягательства на ценности науки и отдельные случаи дискриминации, преследования или ограничения передвижения. Такие угрозы могут быть основаны на факторах, связанных с этническим происхождением, религией, гражданством, языком, политическими или иными убеждениями, гендерной идентичностью, сексуальной ориентацией, инвалидностью или возрастом. Их условия часто сложны, и может быть трудно отделить научные, политические, правозащитные или социально-экономические аспекты конкретных дел. CFRS отслеживает индивидуальные и общие дела ученых, чьи свободы и права ограничиваются в результате проведения ими научных исследований, и оказывает помощь в тех случаях, когда его вмешательство может облегчить и поддержать деятельность других соответствующих субъектов.
Комитет работает над мониторингом и реагированием на угрозы научным свободам во всем мире. Подробную информацию о том, как CFRS отбирает дела и реагирует на них, см. в этом информационном примечании CFRS.
Дополнительная информация
О Комитете свободы и ответственности в науке
Как работает Комитет
Текущие проекты
Отчеты и ресурсы
Если у вас есть какие-либо вопросы о работе ISC над свободами и обязанностями в науке, обращайтесь:
Виви Ставроу – vivi.