54.Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача.
Свобода– одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человеческого бытия в мире. Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.
Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском, религиозном, этическом, социальном, политическом, экономическом. Философский аспект связан, прежде всего, с трактовкой свободы воли. Воля– это сознательное и свободное стремление человека к осуществлению своих целей, которые представляют для него определенную ценность. Философскийдетерминизмисходит из того, что существующие в мире универсальные причинно-следственные связи определяют (детерминируют) мысли людей и мотивы их поступков.Индетерминизмлибо полностью отвергает причинную обусловленность всего сущего, либо предполагает разрыв причинно-следственных связей природного мира и сферы сознания.
Позиция детерминизмаоснована на признании диалектической взаимосвязи личности и общества, общества и природной среды. Поэтому проблема свободы здесь тесно переплетается с проблемой необходимости.
Одним из первых к этой проблеме обратился Б.Спиноза, который определил свободу как познанную необходимость.
Г.Гегельсчитал, что история человечества представляет собой прогресс в сознании свободы. Соотношение свободы и необходимости он рассмотрел через сопоставление понятий «необходимость» и «случайность». Случайность существует объективно в самих вещах и является формой выражения необходимости.
В каждой необходимости есть случайность, т.е. в необходимости всегда присутствует свобода.В марксистской философиисвобода трактуется, во-первых, как познанная необходимость, а во-вторых, как практическое использование результатов этого познания (т.е. как умение принимать решения, основываясь на знании дела). Свобода здесь рассматривается прежде всего как свобода выбора. Однако свобода человека ограничена строго детерминированной системой реальных возможностей, лишь в пределах этих возможностей человек может делать свой выбор.
Таким образом, концепция детерминизма не умаляет свободы человека, но ограничивает ее рамками социальных и природных связей, нравственными и правовыми нормами.
В современных условиях ускоренного развития цивилизации, развития демократии проблема свободы и ответственности личности приобретает особое значение. Ответственность– это категория, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу.
Человек в мире одновременно и свободен, и несвободен.
Его несвобода выражается в отношении к внешнему миру, который диктует человеку выбор форм и способов деятельности; в существовании факторов, ограничивающих его возможности: уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей и т. д.; в зависимости от существующего общественного строя и др.
Свобода человека проявляется в выборе своего жизненного пути, возможности распоряжаться собственной судьбой; в возможности действовать в соответствии со своими интересами и убеждениями и др.
Границами свободы человека являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также необходимость заботиться о состоянии природы как естественной основы существования общества.
Большое значение проблема свободы и ответственности личности имеет в медицинской деятельности. Свобода в деятельности врача проявляется в ряде факторов, важнейшими из которых являются следующие:
-выбор методов и путей познания процессов жизнедеятельности организма человека, исследования причин и признаков болезни;
-определение возможности использования тех или иных физических, химических, биологических факторов и технических средств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний;
-соотношение полученных знаний с личными убеждениями, ценностными установками.
В то же время в медицинской деятельности свобода значительно ограничена требованиям долга – профессионального и нравственного. Медицина – единственный вид деятельности, представители которой дают клятву верности своему профессиональному долгу и моральным принципам. Кроме того, свобода врача ограничена особенностями объекта деятельности – это зачастую человек страдающий, с надломленной болезнью психикой
в СибАДИ состоялся круглый стол «Личная свобода и ответственность в информационном обществе»
- Главная страница
- Новости
21.12.2018
21 декабря в СибАДИ состоялся круглый стол «Личная свобода и ответственность в информационном обществе». Он прошел в рамках регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность».
Круглый стол был организован Управлением по работе с молодежью совместно с кафедрой «Экономика и управление предприятиями» СибАДИ при содействии представителей Омской епархии.
Активное участие на этапе подготовки, формирования тематики и в проведении мероприятия со стороны Омской епархии приняли Татьяна Игоревна Белозерова, руководитель сектора по работе с образовательными организациями высшего образования и профессиональными образовательными организациями епархиального отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии и иерей Илия Михайлович Багаев, настоятель Храма Спаса Нерукотворного г. Омска.
Со стороны СибАДИ участниками круглого стола стали: Сергей Владимирович Мельник, проректор по учебной работе, канд. тех. наук, доцент; Сергей Григорьевич Сизов, профессор кафедры «Философия», доктор ист. наук, доцент; Лариса Васильевна Эйхлер, зав. кафедрой «Экономика и управление предприятиями», канд. эконом. наук, профессор; Анна Владимировна Горина, специалист по учебно-методической работе отдела по социальной и воспитательной работе Управления по работе с молодежью, канд.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратился Сергей Владимирович Мельник. Он акцентировал внимание присутствующих на актуальности обсуждения проблем, которые стоят перед людьми и важность понимания, как влияет то, что мы получаем через информационное пространство, на наше сознание. Он выразил надежду, что встреча заставит участников задуматься над вопросами, заявленными в рамках работы круглого стола: профессиональная компетентность и нравственность, личная свобода и ответственность в интернет-пространстве и пр.
Илия Михайлович Багаев обратил внимание участников на вопросы личной свободы и ответственности при выборе собственной линии поведения, оценке своих поступков и поступков других людей. Он пояснил, что при восприятии поступков других людей, которые кажутся иногда «неправильными» с точки зрения собственных представлений о «правильном и неправильном», нужно проявлять бдительность и ответственность. То, что кажется порой «неправильным», и, с точки зрения отдельно взятого человека достойно осуждения, при определенных обстоятельствах может требовать сострадания. Во всех ситуациях необходимо проявлять смирение, уважение к чувству человеческого достоинства и ответственность. Мерилом же является внутреннее чувство человека, называемое совестью, которое формируется в процессе воспитания и самовоспитания, причастности к Божественному началу.
Сергей Григорьевич Сизов также обозначил важность формирования духовно-нравственных качеств, чему способствует чтение духовно-нравственной литературы. Последнее помогает осознанию поступков с точки зрения созидания на благо общества, саморазвития своих лучших качеств.
Человек, который руководствуется общечеловеческими ценностями, как правило, обладает чувством ответственности за свои действия и поступки и не равнодушен к тому, что происходит в обществе. Особое внимание было уделено понятиям «профессионал» и «интеллигент», как они соотносятся между собой. Студентам было предложено сформулировать для себя те критерии, по которым они могли бы причислить себя к воспитанным и интеллигентным специалистам. Большое внимание было уделено обсуждению прав человека, когда он выходит в онлайн: какую информацию можно, а какую не стоит размещать в интернет-пространстве. Студенты СибАДИ проявили свои знания в этой области и осведомленность, как обезопасить себя и предупредить многие нежелательные ситуации, выходя в интернет. На круглом столе также было отмечено, что для того, чтобы в информационном пространстве молодежь чувствовала себя увереннее, ей нужны сформировавшиеся ценности, которые выполняли бы регулятивную функцию в ситуации выбора. При наличии таких духовных ориентиров, деятельность и активность молодежи в интернет-пространстве приобрела бы более созидательный характер. Так, Анна Владимировна Горина выступила с предложением рассмотреть проектную деятельность как средство преодоления наблюдаемого в современном обществе отчуждения человека от самого себя.
Для современной молодежи на сегодняшний день предоставляются серьезные возможности для самореализации, в том числе, в рамках социального проектирования, когда искреннее и свободное желание преобразовать социальную действительность перерастает в практические дела, за которые молодежь и несет свою личную ответственность (всем заинтересованным в проектной деятельности просьба обращаться в Управление по работе с молодежью).
Организаторы мероприятия выражают всем участникам круглого стола признательность и благодарность за проявленное внимание к обсуждаемым вопросам. Выступающим предоставляется возможность опубликовать свои доклады на официальном сайте Омской епархии.
По вопросам публикаций обращаться в Управление по работе с молодежью, ауд. 1.111, тел. 60-71-42.
НАЗАД ВПЕРЁД
Свобода, ответственность и свобода действий – экзистенциальная терапия
Фото Теда МэллориСвобода с экзистенциальной точки зрения не может быть отделена от ответственности. Со свободой приходит ответственность. Тем не менее, многие люди стремятся к свободе, пытаясь избежать ответственности. Хотя иногда кажется, что люди могут преуспеть в этом, остается психологическое последствие. Это последствие часто не очень заметно, но может выражаться через чувство вины, тревогу, депрессию или даже гнев.
Экзистенциальная свобода — это не то же самое, что свобода в политическом смысле, как мы часто понимаем в Америке. На самом деле политическую свободу можно рассматривать как довольно поверхностный, хотя и немаловажный тип свободы. Человек может быть экзистенциально свободным, несмотря на то, что он не свободен политически, и человек может избегать принятия своей экзистенциальной свободы, несмотря на то, что ему предлагаются большие политические свободы.
Франкл (1984) в рассказе о своем опыте пребывания в концлагерях дает убедительный обзор этого различия. Хотя все его политические и социальные свободы были лишены, он считает, что выжил благодаря своей психологической свободе. Эта психологическая свобода позволила ему найти и принять смысл посреди того, что казалось бессмысленным страданием.
Способы избежать ответственности
В американской культуре есть несколько распространенных примеров того, как люди избегают ответственности. Соответствие — хороший пример. Американцы гордятся тем, что они автономны, вплоть до идеализации индивидуализма. Однако при ближайшем рассмотрении американцы находят чрезвычайно творческие способы отказа от своей свободы. Американцы слепо подчиняются различным организациям и институтам, включая политические партии и религиозные институты. Это не значит, что быть преданным любому из них плохо. На самом деле, часто они могут привести к очень положительным результатам. Проблема связана с слепой преданность, при которой человек отказывается от своей ответственности критически осмысливать убеждения, точки зрения и ценности организации. Когда это происходит, ценности человека перестают быть подлинными.
Когда человек доверяет внешней структуре убеждений, он может пойти в одном из нескольких направлений. Во-первых, они часто становятся очень жесткими в своей приверженности организации или структуре, которой они привержены. Этот тип конформизма можно увидеть через различные формы фундаментализма — религиозные, политические, психологические системы и т. д.
Во-вторых, они могут казаться очень приверженными системе убеждений или организации, но чувствуют себя вполне комфортно, нарушая правила там, где это соответствует их желаниям. Становится легко изменить правила, потому что они на самом деле не привязаны к базовой системе ценностей. Однако, когда человек глубоко привержен подлинным моральным или ценностным принципам, он менее склонен действовать таким образом, который противоречит этим принципам. Принципы подлинные.
Другой способ избежать ответственности может произойти через убеждение, что человек бессилен. Может быть много факторов, которые делают человека бессильным. Человек может воспринимать себя как жертву своего окружения, различных сверхъестественных или духовных сил, своего бессознательного или жертву своей биологии/генов. Хотя экзистенциальный подход признает, что все эти факторы могут влиять на человека, ни один из них не делает человека бессильным или полностью контролирует его.
Способность выбирать свободу
Отто Ранк прекрасно рассуждает о свободе. По сути, Ранк утверждает, что в той мере, в какой человек не осознает те силы, которые влияют на нас, они контролируют его. Иными словами, в той степени, в какой мы не осознаем, как наши побуждения, инстинкты, бессознательное и окружающая среда влияют на нас, они контролируют нас. Однако, если человек предпочитает не осознавать эти влияния, даже если он делает это пассивно или бессознательно, выбор все же сделан.
Самосознание, в понимании Ранка, — это обязательство, которое люди берут на себя, которое может расширить их свободу. Тем не менее, большинство людей предпочитают жить в неведении. Может быть страшно узнать, кто мы такие, и реалии нашего существования. Тем не менее, это может быть еще более полезным. Фильм «Матрица» дает параллель этому пониманию свободы и сознания. В то время как многие предпочитают избегать жить в реалиях жизни, некоторые предпочитают жить более осознанно. Тогда возникает экзистенциальный вопрос: выберете ли вы синюю таблетку? Или возьмешь красный?
Самосознание и этическая жизнь
Если мы принимаем взгляды Ранка на свободу, бессознательное и волю, , то жить ответственной жизнью означает жить жизнью, посвященной самосознанию . Если сделанный выбор должен быть просто продуктом нашей биологии, нашего бессознательного и нашего окружения; затем был сделан выбор жить неподлинной и безответственной жизнью. Это обязательство не всегда легкое, но, опять же, вознаграждение может быть большим.
Неподлинная и неосознанная жизнь во многом ограничивает человека. Во-первых, это ограничивает способность человека вести этическую жизнь. Во-вторых, это ограничивает возможности подлинности. Третья потеря, которая обязательно связана со второй потерей, заключается в том, что мы ограничены в нашей способности к близости и удовлетворению в отношениях. Только через познание самих себя мы можем быть подлинными в отношениях с другими. Однако иронический парадокс заключается в том, что единственный способ, которым мы можем познать себя, — это отношения с другими.
Возвращаясь к обсуждению этики, можно увидеть, что это совершенно иной подход к этике, чем тот, который обычно принимается американским обществом. При внимательном рассмотрении американской системы ценностей обнаруживается, что она обычно основана на а) соблюдении правил и кодексов этики, б) на том, что приносит наибольшую пользу человеку или его семье, или в) на том, что более выгодно для человека с финансовой точки зрения.
Я бы сказал, что экзистенциальный подход к этике должен быть контркультурой в американском обществе. Поскольку экзистенциальное мышление имеет тенденцию быть антиструктурным, оно сосредоточится на более широких принципах, а не на правилах. Эти принципы могут быть получены из религиозной или духовной системы, но не обязательно. Они будут охватывать уважение к человеческому существованию, а также к более широким экологическим и природным системам (природе), частью которых является человеческое существование. Любовь, сострадание и приверженность социальной справедливости (не в смысле наказания или мести, а скорее в стремлении изменить пороки общества) являются основополагающими принципами экзистенциальной теории. Хотя многие отдельные принципы могут также быть частью системы ценностей разных людей, я бы сказал, что эти принципы необходимы для экзистенциальной этики.
Самосознание необходимо, чтобы жить в соответствии с этими принципами. Однако отсутствие самосознания не является приемлемым оправданием поведения человека.
Свобода и ответственность в терапии
Процесс изменения не может начаться, пока человек не возьмет на себя ответственность. Это одна из сложных задач роста. Чтобы расти, человек должен взять на себя ответственность за то, что он сделал, чтобы внести свой вклад в то, где он находится в жизни. Если у них нет ответственности, то у них мало возможностей измениться.
Применительно к терапии это может означать, что терапевт должен сломать стены защиты, чтобы помочь клиенту взять на себя ответственность. Это, как правило, не согласуется с экзистенциальным подходом. Bugental (1987) предоставляет некоторые из лучших иллюстраций этого. Своим глубоким уважением к клиенту Бюгенталь также проявляет уважение к защите клиента. Вместо того, чтобы преодолевать защиты, их можно использовать в качестве руководства, чтобы помочь терапевту понять, когда клиент готов углубиться в проблему. Когда защиты сильны, терапевт уважает потребность в защите и не настаивает на этом вопросе в это время. Однако, когда защиты снижены, терапевт может понять, что настало время двигаться глубже.
Это не означает, что никогда не бывает времени противостоять или бросать вызов защите клиента. Скорее, он признает, что прежде чем это будет сделано, терапевт должен осознать ценность защиты. Это также предполагает, что защитам можно бросить вызов или противостоять более мягким способом. Мне нравится использовать здесь метафору приглашения. Работа терапевта состоит в том, чтобы постоянно приглашать клиента исследовать защиты и вопросы, которые защищают защиты, но всегда уважать желание клиента не принимать приглашение.
Воля и действие
Воля и действие — это общие слова, используемые для описания аспектов свободы в экзистенциальном мышлении. «Воля» — это слово, знакомое большинству людей, но с трудом поддающееся определению. Один из способов определения воли состоит в том, чтобы заявить, что это тот аспект самости, который выбирает или свободен. Утверждение, что люди обладают свободой воли, не обязательно означает, что они полностью свободны. Скорее, это утверждение, что люди хотя бы частично свободны. Мало кто из экзистенциальных мыслителей будет отрицать, что наша биология, культура и окружающая среда влияют на наши действия и нашу волю. Однако ничто из этого не может лишить реальности некоторой степени личной свободы.
Идея воли является важным пунктом расхождения с классическими психодинамическими/психоаналитическими взглядами, которые в целом гораздо более пессимистичны в отношении того, насколько свободным может быть человек (некоторые подходы к современному или реляционному психоанализу являются заметными исключениями). Отчасти это связано с представлениями о бессознательном. Хотя обе теории в целом согласны с тем, что у нас есть бессознательное, которое никогда не может быть полностью познано, экзистенциальные теории обычно полагают, что бессознательное может быть известно гораздо больше, чем считают психодинамические теоретики.
«Агентство» — сложный термин, с которым многие люди борются. По сути, человек действует как агент, когда он осуществляет свою волю. Иногда люди ведут себя совершенно пассивно. То есть, хотя у них есть потенциал воли, они не проявляют его. В этих случаях они не действуют как свободные агенты; вместо этого они просто действуют как автоматы или продукты тех сил, которые влияют на человека. Таким образом, способность к действию является частью человеческого состояния, но эта часть часто не используется.
Заключение
Свобода и ответственность обсуждаются в первую очередь, потому что они лежат в основе понимания человеческого опыта. Если мы не свободны, то другие экзистенциальные вопросы имеют совершенно иную цель. Это также потребует совсем другого подхода к терапии. Однако если люди свободны, то вопросы смысла, отношений и человеческих ограничений приобретают совершенно иной смысл.
Нажмите здесь, чтобы перейти к Смерти, Человеческому Ограничению и Конечности Страница
Создан в 2004 г.; Никогда не обновлялся.
Свобода и обязанности | SamyeLing.org
Зная, что у нас есть этот огромный потенциал, мы естественным образом стремимся к свободе. Но свобода приходит с обязанностями. Многие люди на Западе с гордостью говорят: мы живем в свободном мире, мы свободны! тогда как на самом деле — с моей точки зрения — это не так. Это правда, что им дано право думать, говорить и действовать так, как они хотят, но когда такая свобода не подкрепляется мудростью, люди могут вести себя хуже, чем животные. Хотя люди уникальны и разумны, когда им не хватает мудрости, они часто злоупотребляют своей так называемой свободой в неправильных целях. Они злоупотребляют своим умом, своей речью и своей способностью действовать. Для меня давать такую так называемую свободу людям, не имеющим нужных знаний и нужной подготовки, все равно, что давать детям острые ножи. Что может сделать ребенок острым ножом? Он либо навредит себе, либо навредит другим. По моему мнению, такая свобода на самом деле не значит слишком много. По закону вы уполномочены быть свободными, но внутри себя вы вовсе не свободны!
Большинство людей хотят быть свободными, но не хотят брать на себя ответственность. Но свобода неотделима от ответственности! Если у меня есть свобода мыслить, я обязан мыслить позитивно. Если у меня есть свобода слова, я обязан говорить правильно и осмысленно. Если у меня есть свобода действий, я обязан действовать правильно. Никто другой не может принять это решение за меня. Если бы каждый человек мог чувствовать себя ответственным таким образом, мир был бы лучше. Но большинство из нас не несут никакой ответственности за то, что мы говорим, думаем и делаем. Мы всегда находим себе оправдания и сваливаем вину на других или на обстоятельства. Винить других, конечно, легче, но, по учению Будды, так не получится, мы по крайней мере так же ответственны, как и тот, кого обвиняем.
В буддизме мы говорим о карме. Некоторые люди не хотят слышать это слово и говорят, что не верят в карму. Но вместо того, чтобы называть это кармой, мы можем просто назвать это причиной и следствием, и смысл станет очень простым. Если я ударю кого-нибудь, он ударит меня в ответ. Если я говорю плохо о других людях, они будут говорить плохо и обо мне. Все, что мы думаем, все, что мы говорим, все, что мы делаем, имеет последствия. Это означает, что мы знаем, что все, что мы делаем, приведет к последствиям, которые мы испытаем. Это как возделывать поле. Если мы посадим чистые семена, у нас будет чистый урожай, но если мы посеем сорняки, мы произведем сорняки, а не чистый урожай. Мы можем очистить поле, только заходя на него и собирая сорняки один за другим. Мы можем избавиться от ума, только медитируя и сталкиваясь с негативными эмоциями, независимо от того, насколько болезненным может быть этот процесс.
Когда я смотрю на то, что происходит в эти дни по всему миру, я удивляюсь, как люди могут когда-либо доверять и верить кому-то другому, если они даже не доверяют себе, когда они даже не знают, что происходит в их собственных головах? Они недостаточно хорошо знают себя. Многие люди, которые психически не очень хорошо себя чувствуют, только говорят о своих проблемах и болях, но в ту минуту, когда они получают надлежащую помощь и чувствуют себя лучше, они боятся. Даже когда они могли бы испытать какое-то счастье, они отвергают его, потому что думают, что не заслуживают его. Их эго толкает их в неправильном направлении. Если кто-то действительно думает, что не заслуживает счастья, то почему тогда так беспокоится о том, что происходит, зачем жаловаться и почему не позволить себе немного счастья? Некоторые люди полностью поглощены болью и страданием, но на самом деле они не хотят отпускать эту боль. Они отождествляют себя со страданием. Большинство людей боятся самоанализа, потому что чувствуют, что у них в голове так много нежелательной информации, так много несчастья, что они не хотят иметь с этим дело.
Таким образом, люди проецируют все на других и никогда ничего не берут на себя. Они всегда находят способы и средства переложить вину на всех остальных. Но практиковать буддизм означает брать на себя ответственность, а это значит, что мы не можем обвинять кого-то еще. И если мы какое-то время будем следовать буддийскому пути, мы можем прийти к выводу, что в первую очередь нет никакого меня, чтобы испытать такую боль. Мы укрепляем Я, и это Я потом приходит с удовольствием и болью. Как мы можем обвинять других, если нет меня? Это я, это большое эго, выношу суждения. Другие люди подобны зеркалам. Если у нас нет зеркала, как мы можем увидеть свое отражение? Мы не можем сваливать вину на других или на обстоятельства и не брать на себя никакой ответственности. Это очень легко понять, и это помогает нам увидеть необходимость практики и медитации, научиться мыслить, говорить и действовать позитивно и осмысленно, правильно развивать свой потенциал. В противном случае мы станем сумасшедшей и вредной расой.