Как воспитать ответственность в себе: Как развить ответственность | Комьюнити UP TO US

Как развивать ответственность — Лайфхакер

3 ноября 2011 Мотивация

Подводя итоги закончившегося октября, я с сожалением вынужден признать, что мне не хватило ответственности. К сожалению, руководства по развитию этого качества для взрослых в интернете я не нашел. Поэтому пришлось писать руководство самому себе.

Надеюсь, оно поможет и вам.

Сначала давайте разберемся, а что такое ответственность? Словарь дает такую трактовку: «субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия». На йоге, где одна из ценностей — это осознанность жизни, мне говорили, что слово «ответственность» идет от корня «вед» и обозначает «ведаю, что творю». Звучит красиво, но лингвисты говорят, что корнем является ветео (совет), которое уходит к βουλή, что с древнегреческого означает воля. Вот как раз воля — это способность сознательно управлять своей жизнью. Так что тренер по йоге был близок к истине.

Учитесь признавать свои ошибки. Это, наверно, самое сложное. В тот момент, когда тебя хвалят или благодарят, каждому из нас это приятно. Только вот когда мы слышим критику или порицания, то ведем себя совсем по-другому. Очень трудно не начать обороняться, стараясь сделать виноватым другого. А ведь куда правильнее сказать «Извини» и описать в чем именно ты раскаиваешься. Как раз тут ты развиваешь понимание поступков.

Еще сложнее извиниться, если тебя уличили во лжи. Ведь тогда надо будет сказать правду, а не просто предложить пути разрешения ситуации.

Проводите границы ответственности. Очевидно, что вы не можете быть в ответе и за всех, и за всё. Поэтому регулярно стоит размышлять, а где проходит граница? Мы каждый в ответе в первую очередь за себя. Поэтому на этом примере давайте попробуем провести границы.
Попробуем ответить на вопросы:

  • Кто отвечает за мои мысли, поступки, слова? Однозначно я сам.
  • Кто отвечает за моё здоровье? Если долго относится к нему безответственно, то настанет момент, когда отвечать будет врач. А пока я.
  • Кто отвечает за мою репутацию? Я и мои близкие.
  • Кто отвечает за мой уют? Женатый мужчина ответит — моя жена.
  • И так далее.

Проводить границы стоит не только в отношении себя. При этом помните: «очень многие вещи находятся не в зоне нашего влияния, а значит мы не можем за них отвечать». Вы не можете брать на себя ответственность за последствия землетрясения – вы же не Господь Бог. Вы отвечаете только за то, как потратить 10$ – пожертвовать их или купить новую книгу.

Формулируйте правила и придерживайтесь их. Принимать решения всегда трудно. А зачастую еще и долго. Именно поэтому люди придумали правила, законы, мораль. Но мы все разные, кто-то может больше, кто-то меньше. Поэтому придерживаться чужих правил не всегда верно. Более того, чужие правила зачастую конфликтуют не только с нашим представлением о правильном, но и друг с другом.

В заключение перефразирую слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за то, что сотворили».

Воспитание ответственности: когда, зачем и как

Ответственность — это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.

Возраст ответственности

Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т. е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание — основа ответственного поведения в будущем. Родители часто склонны думать, что ребенок — это просто маленький взрослый, который «все понимает», но не делает то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребенка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста.

До 2 лет — возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает «вдруг». Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно «заучивает» то, что делать не стоит, но лишь потому, что это многократно вызывало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее требовать.

От 2 до 3,5 лет — это период, в который у большинства детей наступает так называемый «кризис трех лет». Как правило, он начинается около 2,5 лет. Поведение ребенка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя». В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка «опор», чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое — нет.

Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным. Не стоит пугаться и думать, что ребенок окончательно «испортился» и будет расти безответственным человеком. Этот период пройдет, и личностный рост малыша станет очевидным.

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

3,5−5 лет. Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех).

В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определенная ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым.

КАК «ЗАСТАВИТЬ» РЕБЕНКА СМОТРЕТЬ ТЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ, КОТОРЫЕ ХОТИТЕ ВЫ

Стоит отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несет для ребенка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится.

Например, 4-летний Саша сам убирает свои игрушки, но у него своя «система», которая не нравится маме. После Сашиной уборки мама, ворча, перекладывает все игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Саши наступают негативные последствия (мама ругается). Чувство ответственности за свои вещи угасает, Саша сразу предпочитает перепоручить уборку маме.

Возраст 5−7 лет характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое — нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.

Например, в старшей группе детского сада обсуждается рассказ о том, как девочка, решив помочь маме, стала протирать пыль и случайно разбила вазу, за что мама ее ругала. Дети, которые пока находятся на более ранней ступени и умеют оценивать поведение лишь по последствиям, скажут, что девочка совершила однозначно плохой поступок, учитывая лишь разбитую вазу и недовольство ее мамы. Дети, у которых уже начала формироваться данная способность, скажут, что поведение девочки было правильным, т.к. она старалась помочь маме, делала доброе дело.

Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности.

У кого-то из детей она начинает (только начинает!) формироваться в 5−7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10−11 годам. Требовать от дошкольника 5−7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте ребенок должен иметь собственные «зоны ответственности», связанные с личными вещами, сохранением достойного внешнего вида и собственного здоровья. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и ошибки неизбежны. Например, малыш вполне может не учесть, что не стоит ставить сок рядом с клавиатурой компьютера. Или что не нужно «помогать» маме, самостоятельно попытавшись пересадить цветы.

МОЙДОДЫР: ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ КУПАТЬСЯ

Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении, Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17−18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь.

Друзья ответственности

5-летний Витя — застенчивый мальчик, обычно он ведет себя тихо и незаметно. Если Витя вдруг попадает в компанию заядлых озорников и принимает участие в какой-то проказе, то, будучи наказанным вместе со всеми товарищами, начинает жаловаться и говорить, что это не он все придумал, называет имена «зачинщиков». А вот Кирилл — частый организатор разного рода озорства — никогда не жалуется и тем более не плачет, когда его наказывают. Очевидно, что озорник Кирилл готов нести ответственность за свое поведение, а тихий Витя — нет.

Характер ребенка, без сомнения, влияет на то, будет ли развиваться ответственность. Но характер — это не что-то «заданное» изначально, по факту рождения. Воспитательная позиция родителей развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Итак, какие же качества влияют на то, чтобы ребенок рос ответственным?

  • Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Он будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение принимают за сверхответственность, но на деле это просто боязливость. Поэтому ребенку-дошкольнику стоит позволять проявлять инициативу в различных делах. Часто эти дела воспринимаются взрослыми как «безобразие» или проказы, но они необходимы для детского развития.
  • Стремление к самостоятельному принятию решений. Если ребенок хочет надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить. Пусть даже ему будет немного жарко, он поймет, что его решения не всегда верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от других. Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут.
  • Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно ли он поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Не обиделась ли бабушка, когда я с ней не поздоровался? Такие вопросы начинают волновать детей, особенно после 5 лет.
    Они начинают понимать, что их поведение влияет на настроение близких людей.
  • Осмотрительность. Не стоит путать это качество с боязливостью. Здоровая осмотрительность просто необходима для того, чтобы принимать ответственные, продуманные решения.
  • Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. Если они уравновешены, то самоконтроль хороший. У детей до 3,5 лет процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому им трудно контролировать свои желания и эмоции. Именно поэтому от детей этого возраста еще очень трудно требовать ответственного поведения. Но дальше самоконтроль становится лучше, хотя сильно зависит от особенностей темперамента ребенка.
  • Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других
    . Сначала ребенок учится воспринимать критику близких взрослых, а затем (в возрасте около 5 лет) становится более критичным к своим собственным поступкам. Сначала малыш начинает понимать: его действия привели к определенному (например, негативному) результату, а уж потом развивается способность предугадывать результат.

Родителям детей-дошкольников нужно обращать внимание, чтобы эта оценка действий ребенка не была слишком резкой, чтобы не снизить инициативность или самостоятельность. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.

Интересное по теме:
Преступления без наказания
Дневной сон малыша. Отказ от дневного сна

7 навыков личной ответственности. Ответственность – важный шаг к… | Ольга Павука для DeepH | DeepH

7 навыков ответственности перед собой

Ответственность — важный шаг к осознанию собственной жизни. Сегодня мы много слышим о необходимости взять на себя ответственность за свои действия. Однако лишь немногие могут объяснить значение слова «самоответственность». Итак, что значит быть ответственным?

Создать внутреннюю «точку отсечки». Ответственность связана с чувством контроля над собственной жизнью. Локус этого контроля может быть внутри человека (когда он уверен, что отвечает за свои чувства, мысли и действия). Или это может быть связано с внешней средой. Это происходит, когда ответственность по каким-то причинам невыносима. Например, такой человек скажет что-то вроде «у меня плохая дочь», а не «я не совсем хороший отец».

Заботьтесь о себе. Это включает в себя заботу о собственном теле и чувствах. Сбалансированное питание, полноценный сон, грамотно организованная физическая активность и постоянный контроль за здоровьем помогут вам оставаться в лучшем контакте с собой и своим телом.

Не забывайте о самообеспечении. Убедитесь, что вы уделяете достаточно времени хобби и творческой деятельности, которые приносят радость. Это хороший способ восстановиться и сбалансировать свое эмоциональное состояние. Посещайте концерты и выставки, медитируйте или смотрите фильмы, чтобы ускорить свой личностный рост. Создавайте и поддерживайте отношения, которые «питают» вас. Это ресурс, который защитит вас от эмоционального истощения.

Будьте честны с собой. Другими словами, постарайтесь осознать, что вы действительно чувствуете. Особенно, когда вы испытываете негативные чувства, такие как вина, стыд, гнев и т. д. Если вы не осознаете корень этих чувств или убеждений, вы будете реагировать в «режиме автопилота». К сожалению, такая реакция не воспитывает ответственности.

Дайте себе возможность быть «несовершенным». Часто мы очень строги к себе. Мы воспринимаем любую ошибку как личную неудачу. Страх общественного неодобрения загоняет нас в ловушку: мы либо изводим себя, чтобы быть лучшими во всем, либо сдаемся. Иногда мы даже сбрасываем с себя ответственность за результаты наших действий. Важно научиться отделять результаты результата от себя. «Да, результаты не самые лучшие. Однако это не значит, что я плохой».

Примите ограничения и превратите их в этапы развития. В жизни мы постоянно сталкиваемся с различными сложными ситуациями и кризисами. Однако только тогда, когда мы понимаем, что не можем изменить ситуацию, мы начинаем исследовать новые возможности и перспективы развития.

Сформируйте привычку. Если вы не развили в себе ответственность в детстве, этот навык не появится сам по себе. Вы должны тренировать эту «мышцу». Важно быть внимательным к себе, замечать, когда привычные механизмы вырываются вперед, и брать инициативу в свои руки.

Команда DeepH

9 способов взять на себя ответственность за свою жизнь

Мы часто слышим, что нужно взять на себя 100% ответственность за свою жизнь. Что в этом такого особенного? Важно то, что это превращает вас из жертвы в победителя вашей жизни.

Это делает вас причиной, а не следствием, что означает, что вы признаете, что создаете свою жизнь, а не просто реагируете на нее. Вы понимаете, что вещи происходят для вас, а не для вас.

Взятие на себя ответственности дает вам выбор, и это позволяет вам выбирать, как реагировать на жизненные вызовы. Вы садитесь за руль своего жизненного пути.

Прежде всего, взятие на себя 100%-ной ответственности изменяет вашу энергию, а описанные здесь практики приводят вас в состояние более высокой вибрации ума и тела.

Как вы знаете, мы — энергия, наши мысли, чувства, слова и действия — энергия, и закон притяжения дает нам больше того, что мы думаем и чувствуем. Он просто сопоставляет энергию ваших мыслей и чувств с переживаниями, которые дадут вам такую ​​же энергию.

Теперь, когда вы транслируете мысли, которые приводят к хорошему самочувствию, закон притяжения откликается, принося вам опыт, подтверждающий ваше хорошее самочувствие.

Итак, стоит взять на себя ответственность за свою жизнь. Вы согласны?

Давайте рассмотрим 9 способов, как это выглядит в повседневной жизни, включая ваш бизнес.

1. Возьмите на себя ответственность за свои мысли, чувства, слова и действия.

Взять на себя ответственность за свою жизнь означает взять на себя ответственность за свои способности думать, чувствовать, говорить и действовать, потому что это структура всего человеческого опыта. Вы создаете свою жизнь своими мыслями, чувствами, словами и действиями.

Вы берете на себя ответственность, когда признаете, что мысли, которые у вас есть, являются вашими мыслями, исходящими из

вашего ума. То, что вы чувствуете, происходит в вашем теле и является результатом ваших мыслей. Слова, которые вы говорите, исходят из ваших уст и голоса. Действия, которые вы предпринимаете, предпринимаются вами .

Это означает, что никто не может заставить вас думать, чувствовать, говорить или делать что-либо. Никто не может нажимать на ваши кнопки, потому что вы делаете кнопки! Точно так же у вас нет контроля над тем, как другие люди реагируют, когда они реагируют исходя из своего мышления.

2. Перестаньте винить

Перестаньте винить в своих несчастьях партнера, родителей, экономику, воспитание или собаку. Обвинение удерживает вас в режиме жертвы и лишает возможности изменить ситуацию.

Когда вы перестаете обвинять и берете на себя ответственность, вы превращаетесь из жертвы в победителя. Теперь вы можете посмотреть на ситуацию и решить, что с этим делать.

Спросите себя: «Какова моя роль в этом?»

3. Прекратите жаловаться

Жалобы — это еще одна форма обвинения и игры в жертву, как будто у вас нет выбора. Это также показывает, что вы сосредотачиваетесь на недостатке, что-то идет не так, что-то происходит с вами. Во всем, что идет не по плану, есть дар, есть большая картина.

Спросите себя: «Что здесь за подарок? Чему я могу научиться из этого?»

4. Откажитесь брать что-либо личное

Это важно. Предполагая, что все о вас. Воспринимайте любую форму несогласия как личную атаку. Помните, вы не можете контролировать реакцию других людей, вы можете контролировать только свою реакцию.

Откажитесь принимать что-либо личное. Скорее всего, дело не в вас, а в обсуждаемом вопросе. Вместо того, чтобы делать предположения, лучше задавайте вопросы. Это очень мощная и освобождающая практика с бесконечными сюрпризами.

Спросите себя: «Это обо мне или о рассматриваемой проблеме?»

5. Сделайте себя счастливым

Ответственность за свое счастье освобождает. Во-первых, осознать, что счастье не приходит извне. Делать вас счастливыми — это не работа вашего партнера, родителя, друга, ребенка.

Быть счастливым — это решение, а путь к счастью — благодарность. Ведите дневник благодарности, и вы найдете много поводов для радости.

Кроме того, делайте то, что делает вас счастливым. Слушайте любимую музыку, окружайте себя красотой, выражайте свое творчество, делайте добрые дела и т. д.

Спросите себя: «Что в этом может сделать меня счастливым?»

6. Живите настоящим моментом

Жизнь сейчас. Сейчас есть только один момент. Прошлое — это история, будущее — это тайна, поэтому есть только настоящее, этот момент. Возьмите на себя ответственность за этот момент и сделайте все возможное, чтобы искупить прошлое и создать будущее, которое вы хотите. Пауло Коэльо написал что-то по этому поводу в своей биографии.

Будьте привратником своих мыслей и отказывайтесь от повторения тех же 60000 вчерашних мыслей, если они не приносят вам желаемого в жизни.

Тщательно выбирайте свои мысли в каждый момент, и когда вы становитесь присутствующим, вы осознаете, что думаете и чувствуете. Это позволяет вам прерывать мысли, которые не служат вам. Намеренно измените их в данный момент на то, что вы хотите создать в этот момент, чтобы сформировать свое будущее.

Спросите себя: «Нахожусь ли я в настоящем моменте и чего я хочу?»

7. Используйте силу намерения

У вас есть право выбора. На самом деле, вы все время делаете выбор. Чай или кофе, красное платье или черное платье, распущенные или распущенные волосы, йога или пробежка. Даже не делая выбора, вы делаете выбор.

Станьте преднамеренным в выборе, имея в виду видение. Видение вашей жизни, вашего бизнеса, ваших отношений, вашего здоровья, богатства и т. д.

Намеренно жить, сознательно делая выбор, чтобы двигаться вперед к воплощению вашего видения или результатов, значит сознательно брать на себя ответственность за свою жизнь.

Спросите: «Если я скажу «да», это приведет меня к моей цели?»

8. Чувствуйте себя спокойно и уверенно

Когда вы берете на себя ответственность за свою жизнь и опыт, вы вступаете в состояние спокойной уверенности. Вы чувствуете себя спокойно, потому что знаете, что сознательно отвечаете за себя и можете выбирать, как реагировать.

Вы уверены, что не впадете в режим жертвы, высасывая словесную блевотину других людей. Они могут оставить себе эти дары.

Спросите себя: «Что я выбираю принять из этого разговора и как я выбираю реагировать?»

9. Ищите в людях хорошее

Есть поговорка, что мы судим о себе по своим намерениям, а о других — по их поведению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *