Ответственность это в психологии: Ответственность это

Ответственность: что это в психологии?

Мотивация, Психология, Психология отношений, Саморазвитие

Содержание

Что такое ответственность? В психологии это подразумевает возможность и желание человека тратить свои время, средства и другие ресурсы для достижения поставленной цели. Некоторые типы ответственности указывают на способность личности не совершать перекладывание вины за совершенные проступки и готовность принять наказание, даже поступиться частью свободы. Это свидетельствуют о расположенности человека к справедливости – в нужный момент он раскается и сделает признание, не создавая проблем и не ломая жизнь другим людям.

Понятие ответственности в обществе

В социально-правовых отношениях слово ответственность с давних времен использовалось, в большинстве случаев, применительно к различным поступкам, осуждаемых обществом и сопровождаемых тем или иным наказанием. То есть, ответственность предполагала осязаемую расплату в виде лишения свободы или телесных истязаний, которые вынуждали нечестивца горько пожалеть о содеянном.

Сегодня термин ответственность часто применяется в морально-этическом смысле, когда человек объективно оценивает ситуацию и что-то ставит выше личных интересов. Ответственные люди не нарушают обещаний, всегда вовремя возвращают долги, в общем, стараются никому не доставлять проблем своими действиями. Эти качества положительно сказывается на репутации и способствует повышению степени доверия у окружающих.

Узнайте 3 привычки, которые выдают неудачников, и можно ли это исправить?

Зона ответственности конкретной личности

Ответственность предполагает некое взаимодействие, когда в той или иной ситуации действуют двое и больше участников. Другими словами, этот термин выступает в роли величины, определяющей положение личности в социуме. Даже в случаях, когда чьи-то индивидуальные действия характеризуются как ответственные, делается отсылка к общепринятым суждениям.

Здесь просматривается прямая зависимость от того факта, что в жизни имеют значение взаимоотношения, как минимум, двух лиц. Например, ответственную работу поручают наиболее достойным претендентам. Чтобы заслужить такое доверие, необходимо зарекомендовать себя в безупречном выполнении более мелких заданий. Со временем авторитет будет расти, позволяя выделиться на фоне менее расторопных и внимательных работников.

Формально понятие ответственности применимо только к лицу, деятельность которого можно измерить общепринятыми нормами и стандартами.

5 лучших инвестиций в развитие самого себя.

Обратная сторона ответственности

Чувство ответственности и способность к самокритике выше всего ценятся в личности руководителя. Но проблема в том, что, чаще всего, лидерами становятся, благодаря упорству и развитым бойцовским качествам. Это позволяет не только выиграть борьбу за власть, но и надолго сохранить свои позиции, оставаясь во главе коллектива.

Зато тем, кто умеет достойно нести ответственность, но не способен к манипуляциям, нередко достаются должности скромных исполнителей, и они тратят годы, а то и целую жизнь на реализацию чужих идей.

 

Узнайте, что такое комплекс Ионы, и почему мы боимся своих возможностей?

Люди такого типа могут страдать и даже терять здоровье, но обостренная внутренняя сознательность воспрещает им нарушить установившийся порядок. В таком положении оказываются, например, молодые отцы семейства, которым выпала роль кормильцев. Они опасаются создать близким проблемы, потеряв место и заработок, и стараются относиться к своим обязанностям с максимальной ответственностью.

Почему нужно самому уважать себя, чтобы добиться уважения окружающих?

Таким образом, ответственность следует воспринимать, как социальное понятие, сформированное общественным мнением и подкрепленное конкретными поступками. При этом каждая личность имеет свободу избрать для себя степень ответственности по собственным представлениям, исходя из своих целей, возможностей и жизненного опыта.

Рекомендуемые ТЕСТЫ:

  • насколько вы зрелая личность;
  • насколько сильны ваш характер и чувство ответственности.

В дополнение к теме читайте:

  • причины пониженной самооценки, и как её повысить, чтобы улучшить качество жизни?
  • синдром самозванца: что это, и как от него избавиться?
  • развитие по горизонтали и вертикали: в чем разница?
  • важность правильного окружения
    : как выбирать, с кем общаться?
  • как осознать проблему, что вас используют?
  • где грань между любовью к себе и эгоизмом?
  • что делать, если кажется, что в жизни всё идет наперекосяк?
  • свобода или дисциплина: что важнее в воспитании детей?

Leave a comment

ответственность | это… Что такое ответственность?

ТолкованиеПеревод

ответственность

—специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причи ной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни.

В психологии, преимущественно западной, О. изучалась не как целостное явление, а в отдельных ее формах проявления или аспектах, операционализируемых в тестах или экспериментальных схемах. Одной из таких частных форм О. является социальная О. — склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей и социального целого, а не в узкоэгоистических интересах, придерживаться принятых норм и исполнять ролевые обязанности (см. роль). В рамках исследований принятия человеком на себя ответственности за активные действия в тех или иных социальных ситуациях (напри мер, оказание помощи нуждающемуся в ней) был описан и исследован феномен так наз. «диффузии О.» — резкого снижения вероятности осуществления необходимых действий, если в ситуации присутствуют и другие люди, в прямой зависимости от их числа. Другой стороной О. является локус контроля — склонность человека видеть причины происходящих с ним событий в себе самом, либо во внешних факторах. Довольно обширное поле исследований посвящено атрибуции О.
— приписыванию тем или иным факторам ответственности за исход разных событий. Понятие атрибуции О. близко понятию локуса контроля, но, в отличие от него, относится не столько к собственным действиям, сколько к действиям других людей, оцениваемых с позиции внешнего наблюдателя. Различие этих двух перспектив наглядно проявляется в экспериментально выявленной так наз. «фундаментальной ошибке атрибуции»: причины своих поступков люди больше склонны приписывать особенностям ситуации, а причины поступков других людей —их личным особенностям. Наиболее многосторонне и целостно феномен О. рассматривается в экзистенциальной психологии, в частности, в работах В. Франкла, который рассматривает О. как один из «экзистенциалов» человеческого существования, наряду со свободой и духовностью. В многоуровневой модели личностной саморегуляции (Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев) О. рассматривается как внутренняя саморегуляция зрелой личности, опосредованная ценностными ориентирами.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

ответственность

— реализуемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с позиции выполнения им принятых норм и правил. Различаются внешние формы контроля, обеспечивающие возложение ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, наказуемость и пр.), и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга).

Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм. Ответственность как черта личности формируется в ходе деятельности совместной как результат интериоризации социальных ценностей, норм и правил.

В работах отечественных психологов подчеркивается, что существенное влияние на принятие ответственности за успех или неудачу в деятельности совместной оказывают уровень развития группы и ее сплоченность (см. развитие групповое: уровень; сплоченность групповая), близость ценностных ориентации, идентификация эмоциональная; доказывается принципиальная возможность целенаправленного влияния на формирование у членов коллектива самокритичной и адекватной оценки степени личной ответственности за общее дело.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Синонимы:

важность, взаимоответственность, гиперответственность, надежность, обязательность, обязательство, ответ, порука, поручительство, ручательство, серьезность, совесть

  • отбор психологический
  • отказ

Полезное


▷ Аффективная ответственность, это не ваша и не моя вина, но мы оба несем ответственность

Во все более нарциссическом и эгоцентричном обществе ликвидные отношения угрожают стать новым стандартом, стандартом хрупких связей, который превозносит склонность к побегу когда дела идут плохо. В такой среде эмоциональная ответственность — редкое явление. Однако, если мы хотим установить более зрелые, полноценные и удовлетворяющие отношения, нам необходимо развивать аффективную ответственность.

Что такое аффективная ответственность?

Аффективная ответственность — это полное осознание влияния наших слов и действий на других. Это подразумевает осознание того, что наше поведение влияет на эмоции других, будь то положительные или отрицательные.

Таким образом, эта концепция приводит нас к пониманию отношений, которые мы устанавливаем, как пространства, в которых на каждого человека влияют действия и решения другого. Это приводит нас к более уважительному и чуткому отношению к тому, что могут чувствовать другие, вместо того, чтобы игнорировать то, как мы влияем на окружающих.

Понятие аффективной ответственности не предполагает приспособления себя к другим или постоянной постановки их потребностей выше своих, а лишь стремление строить более равноправные, уважительные и прозрачные отношения, основанные на осознании того, что все мы способны генерировать эмоции в других , как и другие, могут генерировать в нас эмоции.

Это осознание позволяет нам уверенно общаться, уважая других, и развивать необходимую зрелость, чтобы взять на себя ответственность и попытаться исправить свои ошибки.

Огромная разница между аффективной ответственностью и психологической проекцией

Аффективная ответственность является антитезой психологической проекции. Когда мы проецируем, мы думаем в терминах: «Ты отвечаешь за то, что я чувствую» или «Я отвечаю за то, что ты чувствуешь». В результате это часто приводит к чувству вины, нездоровой привязанности, эмоциональной зависимости и контролирующему поведению.

Психологическая проекция — палка о двух концах. Мы можем использовать его, чтобы обвинить себя в эмоциях других, или мы можем использовать его, чтобы обвинить других в том, что мы чувствуем.

Когда мы думаем с точки зрения психологической проекции, мы можем взять на себя ответственность за то, что чувствуют другие, вплоть до того, что мы думаем, что наша миссия — сделать их счастливыми и облегчить их боль. С другой стороны, когда мы думаем с точки зрения аффективной ответственности, мы заботимся о счастье другого и пытаемся максимально облегчить его или ее страдания, но мы осознаем, что этот груз не ложится полностью на наши плечи. .

Мы также можем совершить ошибку, проецируя свои чувства на других, возлагая на них ответственность за наши эмоции. Таким образом, мы в конечном итоге перекладываем ответственность за то, чтобы сделать нас счастливыми, на их плечи и обвиняем их в наших несчастьях. С другой стороны, если мы эмоционально ответственны, мы понимаем влияние, которое другие оказывают на нас, но мы предполагаем, что в наших силах изменить эти чувства. Таким образом, мы убираем вину из уравнения.

Мы не можем контролировать обстоятельства, но мы можем управлять своими эмоциями

Философ Аарон Бен-Зеев объяснил, что часто спонтанный характер эмоций заставляет нас думать, что мы не несем за них ответственности. Однако правда в том, что у нас есть власть над нашими эмоциональными реакциями, и мы можем использовать ее для улучшения наших отношений с другими и с самими собой.

Негативные эмоции неизбежны, но мы можем определить, когда мы их испытываем, и наблюдать, как они влияют на людей, с которыми мы общаемся. Незнание вреда, который мы причиняем, не стирает его. Мы также можем понять, как другие люди влияют на наше эмоциональное состояние.

Это подразумевает признание того, что мы живем в определенных ситуациях, которые могут вызывать неприятные эмоции, так что вместо того, чтобы посвятить себя поиску вины или скорби, нам нужно спроецировать себя в будущее и спросить себя, что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию. Как мы можем ответить более уверенно? Что мы можем сделать, чтобы уменьшить ущерб? Речь идет о разработке проактивного подхода.

В конце концов, у нас есть право решать, какие обязанности мы хотим взять на себя. Мы должны избегать обоих «это не моя проблема» идеи, когда на самом деле мы могли бы помочь, и менталитет «я должен что-то сделать» , когда мы не можем помочь.

Эмоциональная ответственность – это тоже дело двоих

Поскольку аффективная ответственность предполагает понимание взаимного влияния, она также требует приверженности обеих сторон. Столкнувшись со сложной или конфликтной ситуацией, важно достичь договоренностей, в которых каждая сторона берет на себя ответственность за нее.

Для этого необходимо установить ассертивную коммуникацию. Мы должны быть в состоянии выразить то, что мы чувствуем, чего мы хотим, что нас беспокоит, а также наши ожидания и идеи. Четкое высказывание о своих чувствах создает глубокие эмоциональные связи и наводит мосты для разрешения конфликтов.

Это напористое общение, направленное на заключение соглашений, должно быть прозрачным, но всегда учитывать мнения и пожелания другой стороны. Нам нужно понять, что отношения состоят из более чем одного человека, что может показаться трюизмом, но на самом деле позволит избежать многих конфликтов. Мы должны помнить, что мы не единственные, кто живет на Земле и начинает проявлять больше сочувствия, ставя себя на место другого.

Конечно, эмоциональная ответственность не означает идеальное поведение, что невозможно. Скорее, речь идет о том, чтобы действовать с сочувствием и уважением, прибегая к диалогу, размышляя, прежде чем говорить или действовать, и принимая на себя последствия наших эмоциональных реакций.

Это не чудодейственное лекарство от боли и межличностных конфликтов. Возможность причинить боль другим или быть раненой всегда скрыта. Напряженность тоже не исчезнет, ​​как по волшебству.

Эмоциональная ответственность просто помогает нам перестать решать проблемы, беря на себя вину или обвинение. На месте вины рождается ответственность, чтобы конфликты становились возможностью сблизиться и лучше понять себя, с более чувствительной позиции.

Источники:

Johns, N. et. Ал. (2016) Аффективная ответственность и одиночество как корреляты удовлетворенности жизнью среди подростков. IRA-Международный журнал менеджмента и социальных наук; 3(3): 558-567.

Робертс Т. (2015) Эмоциональное регулирование и ответственность. Этическая теория и моральная практика; 18: 487–500.

Распределение ответственности – определение и примеры

Исследование распределения ответственности

Многие исследования изучали эффект свидетеля. Джон Дарли и Бибб Латане были двумя из первых психологов, которые разработали эксперимент по распределению ответственности. После убийства Китти Дженовезе в конце 1960-х годов Латане и Дарли провели исследования, изучающие эффект. В своем первом и самом известном исследовании они рассмотрели взаимосвязь между размером группы и сообщением об опасности.

Участников исследования попросили заполнить анкету в комнате, которая медленно наполнялась дымом. Было три условия: одно, в котором испытуемый был один, одно, в котором было три наивных субъекта, и одно, в котором было два осведомленных субъекта и один наивный субъект. Субъекты, которые были одни, заметили дым и сообщили об этом в 75% случаев. С тремя наивными участниками в комнате о дыме сообщалось только в 38% случаев. Когда присутствовали два осведомленных субъекта, которые игнорировали дым, наивный субъект сообщал о дыме только в 10% случаев.

Интересным открытием является то, что это явление затрагивает группы только из трех человек. Вероятность того, что человек предпримет какие-либо действия, уменьшается по мере увеличения размера группы, но это может происходить в группах из трех или четырех человек.

Латане и Дарли создали модель , помогающую описать процесс, через который проходят люди, прежде чем действовать. Их модель состоит из пяти шагов:

  1. Замечание
    Посторонний должен сначала заметить, что происходит событие. Есть много факторов, которые определяют, заметит ли посторонний наблюдатель событие. Эти факторы могут включать другие раздражители, чувствительность к звуку и зрению, а также многозадачность человека.
  2. Интерпретация
    Посторонний должен интерпретировать событие как требующее помощи. Типичный пример – автомобильная сигнализация. В больших городах люди вряд ли воспримут автосигнализацию как экстренную ситуацию. В небольших населенных пунктах автомобильная сигнализация чаще воспринимается как нечто, требующее внимания.
  3. Ответственность
    Человек должен взять на себя личную ответственность. Вместо того, чтобы смотреть на других, человек должен решить, что он несет ответственность за решение помочь.
  4. Решение
    Четвертый шаг заключается в том, что человек должен принять решение о том, что он собирается помочь, и решить, какая помощь уместна в данной ситуации. Человек может принять решение действовать самостоятельно, если он в состоянии помочь, или принять решение сообщить о событии тому, кто более подготовлен, чтобы отреагировать соответствующим образом.
  5. Действие
    Наконец, человек начинает действовать. Это может быть любое действие, которое носит характер помощи, будь то отчетное или прямое.

Использование диффузии ответственности

Понимание этого явления может помочь нам действовать как личностям, так и обществу в целом. Есть несколько способов, которыми мы можем использовать распределение ответственности в нашей жизни, чтобы действовать, поощрять положительные результаты и понимать трудности.

Объяснение социального бездействия

Будь то изменение климата, неравенство доходов или дискриминация, часто в игру вступает распределение ответственности. Мы можем понять социальное бездействие через эту призму. Эффект наблюдателя может стать основой для понимания того, почему эти проблемы не решаются. Кроме того, мы можем сами действовать здоровым и напористым образом. Хотя есть и другие люди, которые принимают меры, мы сами должны принять меры для борьбы с этим явлением бездействия.

Ориентация на отдельных лиц

Когда вам что-то нужно, вероятно, будет эффективнее обратиться к конкретному человеку. В исследовании 2002 года изучались ответы на массовые электронные письма и частные электронные письма с запросами информации. Те, кто получил персонализированные запросы, значительно чаще предоставляли информацию и более своевременно. Это может быть полезно для маркетинга, сбора пожертвований, просьб о помощи в трудную минуту и ​​поощрения людей к тому, чтобы они брали на себя руководящую роль.

Вознаграждения и поощрения

В коллективной корпоративной среде у людей может отсутствовать стимул работать хорошо. Когда они работают усерднее, компания может заработать больше денег, а человек — нет. Когда человек слышит, что компании нужно увеличить продажи или повысить производительность, может начаться распределение ответственности. Вы можете приложить усилия, чтобы предоставить персонализированные вознаграждения и стимулы, поскольку человек с большей вероятностью отреагирует на индивидуальный бонус.

Стать лидером

Понимание распределения ответственности также дает нам возможность взять на себя роль лидера или укрепить нашу нынешнюю роль лидера. Когда вы ведете группу, обращайтесь к отдельным лицам с конкретными просьбами. Просьба к группе в целом активизироваться, чтобы справиться с чем-то, с меньшей вероятностью приведет к положительному результату, чем если попросить одного человека взять на себя задачу.

Упражнения являются важной частью психического здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *