Эмоции социальные: Социальные эмоции: что это и чем они могут быть полезны?

Социальные эмоции: что это и чем они могут быть полезны?

Сколько эмоций человек способен испытать за день? Точно сказать невозможно, ведь все мы разные: кто-то реагирует даже на любую мелочь, а кто-то, напротив, очень сдержан в их выражении. Точно сказать можно только то, что природа наградила человека уникальной способностью чувствовать и воспринимать, осознавать и проецировать все, что происходит как в душе, так и во внешнем мире.

Эмоции – это краски, которыми мы разукрашиваем свою жизнь. Некоторые даны нам с рождения: дети появляются на свет со способностью смеяться или плакать. Есть эмоции, которые приобретаются в процессе жизни, межличностного общения, и как раз о них мы расскажем в нашей статье.

Итак, давайте выясним вместе, что же это такое – социальные эмоции, какие они бывают, в чем заключается их роль для человека и как превратить каждую из них в своего союзника.

Социальные эмоции: о чем речь?

Социальные эмоции – это переживания человеком своего отношения к кому-либо. Если говорить простым языком, это эмоции, которые зависят от чувств и мыслей других людей. Они развиваются вместе со способностью понимать окружающих, поэтому их еще называют эмоциями социального взаимодействия.

Человек рождается с базовыми эмоциями: радостью или грустью. Чтобы их испытать, достаточно осознать свое физическое состояние при взаимодействии с их источником: ребенок невольно улыбается, когда его на руки берет мама, и плачет, если чувствует физический дискомфорт, например, холод. В процессе формирования психики и по мере определения своей социальной роли, человек начинает придерживаться норм морали, учится разделять плохое от хорошего, понимать чувства других людей, проецировать их состояние на себя.

Развитие социальных эмоций происходит уже в дошкольном возрасте. Ребенок в этот период жизни открыт для освоения социально-культурных ценностей, впечатлителен и стремится к признанию в обществе. Воспитанию социальных эмоций у детей в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание, ведь от того, как дети воспринимают окружающую действительность и выстраивают отношения с другими людьми, во многом зависит, как будут усваиваться новые знания и умения.

Уровень развития социальных эмоций у ребенка меняется по мере усложнения его взаимоотношений с окружающим миром. Например, дети младшего дошкольного возраста могут правильно определить только одну эмоцию, которая является следствием конкретной ситуации. Ребята постарше уже осознают противоречивые эмоции, но только последовательно, а в старшем дошкольном возрасте они уже могут испытать их одновременно по отношению к чему-то конкретному. У школьников формируется понимание, что такое амбивалентность [Е. Зобнина, Ю. Васина, 2016].

Социальные эмоции, как и любые другие, выполняют важные функции: они заставляют действовать, координируют ответную реакцию организма на изменения в окружающем мире, регулируют восприятие информации, влияют на мышление и иногда препятствуют верному принятию решений. Но парадокс заключается в том, что человек не смог бы вовсе принять никаких решений, если бы эмоции полностью отсутствовали.

О том, что мышление тесно связано с эмоциями, свидетельствует история Финеаса Гейджа: несчастный случай стал причиной нарушения функций лобной доли мозга, в результате чего его эмоции притупились, а восприятие реальности стало иным. По мнению ученых, люди с такими нарушениями обычно лишаются работы, семей и совершенно не беспокоятся об этом [J. Van Horn, A. Irimia, C.Torgerson, M. Chambers, 2012].

Проявление эмоций в социальном поведении – это неотъемлемая часть межличностных отношений. Отсутствие или неправильное восприятие социальных эмоций может пагубно отразиться не только на том, кто их испытывает, но и на окружающих. В современном мире даже общение в социальных сетях не обходится без эмоций в виде эмоджи, а фраза «Переписка без смайликов – значит, разговор серьезный», которая плотно вошла в обиход, – это еще одно подтверждение вышесказанному.

Какие бывают социальные эмоции и в чем их польза?

Социальные эмоции разнообразны: одни заставляют порхать от счастья, другие способны разрушить внутреннюю силу как по щелчку пальца, а третьи и могут нанести урон не только тому, кто является их источником, но и другим людям, попавшим под «горячую руку».

Принято считать, что социальные эмоции делятся два вида: позитивные и негативные. Это разделение обобщающее и зачастую заставляет «вешать ярлыки» на многие эмоциональные состояния. К примеру, общество уже на подсознательном уровне воспринимает вину или ревность как что-то очень плохое и разрушающее, но на самом деле даже отрицательная эмоция способна принести пользу, если посмотреть на нее под другим углом и научиться ее контролировать.

Существуют также высшие эмоции, которые относят к социальным чувствам, таким как любовь, сострадание, гуманизм, преданность, о значимости которых говорить не приходится, но даже они требуют от человека усилий, ведь ни одно из них не появляется просто так и не является врожденным. Все они – результат детско-родительских отношений, взаимодействия с окружающими и работы над собой.

Далее мы дадим подробную характеристику некоторым социальным эмоциям, расскажем, чем они могут быть полезны и как сделать так, чтобы вы управляли эмоциями, а не они вами.

Чувство вины

Чувство вины – это ощущение, негативная установка, убеждение, что человек является причиной неудач и бед других людей. Оно сопровождается неуверенностью в себе, агрессией, отсутствием любви к жизни. Чувство вины может возникнуть из-за сильного стресса или быть навязанным со стороны. Психологи утверждают, что, несмотря на негативную характеристику, оно может быть полезным. В частности, вина помогает лучше пережить случившееся: человек затрачивает гораздо больше ресурсов, если фокусируется на травмирующей ситуации, т.к. ее осознание и проработка требует больше внутренней силы.

Считается, что чувство вины также может зарождаться на бессознательном уровне, например у младенца. Но в процессе формирования зрелого мышления, оно становится способом управления как собственным мироощущением, так и другими людьми.

Распознать это чувство можно по нескольким признакам:

  1. В речи часто без повода присутствуют фразы «Извините, что помешал(-а)!», «Простите, пожалуйста!» и т.д.
  2. Наличие установки «Я не заслуживаю счастливой жизни».
  3. Присутствие агрессии как на самого себя, так и на других людей.
  4. Ощущение мучительного состояния тревожности [Е. Лебедева, 2019].

Если вы обнаружили в себе эти признаки, самое время извлечь из этого пользу. Чувство вины – это сожаление о том, что что-то сделано не так. Оно вызывает напряжение, раскаяние, а по мнению экзистенциональных философов, в состоянии раскаяния происходит определение собственного Я. Эта ситуация запускает деятельную работу: человек начинает рассуждать, как на самом деле нужно было поступить, даже если исправить уже ничего невозможно. Но именно такой самоанализ становится началом добрых дел.

Данное эмоциональное состояние помогает обрести понимание, что мир неидеален, и все люди рано или поздно совершают ошибки. Пережив его, человек начинает относиться к своей жизни и поступкам других людей менее критично [С. Кривцова, 2021]. Кстати, сам процесс избавления от чувства вины может помочь стать сильнее в моральном и духовном плане, учит лучше понимать себя и свои ощущения.

Чтобы избавиться от него, эксперты рекомендуют сделать следующее:

  1. Проанализируйте, с какими людьми вы чаще всего ощущаете себя виноватыми. Проанализируйте, есть ли сходства между этими людьми, аналогичные ли ситуации происходят с ними?
  2. Когда вы понимаете, что начинаете тревожиться, прислушайтесь к своему телу, внутренним ощущениям. Понимание своего состояния в такие моменты в дальнейшем научит управлять ими.
  3. Помните о том, что ситуация уже произошла и вернуть время уже невозможно.
    Разрешайте себе ошибаться, чаще напоминайте себе, что идеального мира и идеальных людей не существует, а стремление к идеалу доводит до невроза.

Осознание чувства вины – это отличный шанс научиться думать головой и выключать эмоции, которые часто заводят нас в то русло, выбраться из которого бывает непросто [Е. Лебедева, 2019]. Если говорить о рациональной реакции, когда действительно был причинен вред человеку, то в данном случае вина является мощным мотиватором исправить ситуацию. Хуже, когда после содеянного обидчик чувствует себя комфортно и не понимает эмоции своей «жертвы».

Осознание чувства вины помогает человеку искренне раскаяться и получить прощение, после которого формируется рациональная гордость за то, что он хороший человек, живущий в соответствии с нормами и моральными ценностями общества [В. Максимов, 2021].

Гордость

Гордость – это социально обусловленная эмоция, которая подразумевает наличие положительной самооценки, понимания собственной ценности, самоуважения. Часто гордость путают с гордыней – высокомерием и тщеславием, но это два совершенно разных понятия.

Человек может испытывать гордость за какие-либо достижения, поступки. Это ощущение помогает вырастить крылья за спиной и мотивирует взять еще более крутую высоту. Но на самом деле полезно не только наличие гордости, а еще и ее отсутствие. Вспомните, что вы чувствовали, когда кто-то ущемлял вашу гордость?

К примеру, студенту-отличнику вместо положительной оценки поставили за экзамен низкий балл – эта ситуация будет для него триггером, чтобы начать действовать по-другому, стать еще лучше и доказать преподавателю, что он не по достоинству оценил знания учащегося. Ученые провели исследования на эту тему: они измерили чувство гордости у студентов и заметили, что те, чье самолюбие было задето низкой оценкой преподавателя, стали готовиться к итоговым испытаниям иначе. В итоге при пересдаче экзамена они показали высокие результаты.

Человек может быть успешен в личной жизни и в карьере, иметь определенные достижения, но при этом не ощущать себя победителем. Осознание уязвимой гордости помогает пересмотреть жизнь, свои действия и начать двигаться в другом направлении. Важно вовремя заметить в себе эту эмоцию и не развить ее до самоуничижения – ощущения неуверенности в себе, разочарованности, подавленности, беспомощности, чувства, когда ряд неудач заставляет человека думать, что он ни на что не способен.

Задетая гордость заставляет предпринять ряд действий, которые помогут подтвердить наличие умений и способностей. Определить, что именно вы ощущаете на данный момент – ущемленную гордость или самоуничижение – просто: задайте себе вопрос, в чем вы видите причину неудачи. Если в неправильно выбранной схеме действий, в недостаточно приложенных усилиях, т.е. в том, что реально исправить, значит, в вас говорит ущемленная гордость [J. Tracy, 2016].

Стыд

Мы уже упоминали стыд в контексте негативного переживания, но на самом деле эта эмоция может быть полезной. Стыд – это ответная реакция своего Я на неверные действия, ощущение, будто кто-то внутри строго говорит: «Не делай так больше! Это очень некрасиво!» Данная эмоция достаточно коварна, т.к. имеет свойство корнями прорастать в подсознание и появляться там, где это совсем неуместно. Стыд способен вызвать душевную боль и занизить самооценку человека.

Стыд может управлять человеком в позитивном ключе. Например, представьте ситуацию: девушка, которая уже много месяцев работает над своей фигурой и уже преуспела в этом деле, вдруг срывается и устраивает себе «вредный» ужин. В итоге ей стало стыдно за свой срыв. Эмоция была настолько яркой и запоминающейся, что она решила больше никогда не поддаваться искушению.

Стыд может мотивировать человека на продуктивные действия, является показательным уроком на будущее, помогает сделать правильные выводы и скорректировать поведение. Но если он заставляет излишне рефлексировать, забирая энергию, или появляется «не к месту», то здесь нужно вовремя отключать самокопание и включать разум.

Чтобы сделать эмоцию контролируемой, необходимо отслеживать приступы стыда и уметь концентрироваться на нем. Важно понимать, посылает ли это состояние продуктивное сообщение. Если да, то нужно выстроить план действий, который поможет избавиться от него. В противном случае необходимо признать, что эта эмоция не несет никакой пользы [Д. Вэбб, 2021].

Сочувствие (сострадание)

Сострадание – это один из аспектов эмоционального состояния, когда человек выражает свои чувства по поводу переживаний другого человека или животного. Отсутствие сострадания часто приводят к конфликтам, проблемам в семье, ведь всем нам в непростые моменты жизни важно чувствовать поддержку от близких людей и видеть, что они понимают наши реальные ощущения в данный момент.

Сочувствие чаще сложнее испытывать по отношению к самому себе, чем к другим, это объясняется наличием эмпатии, желанием помочь другим, оставаясь при этом более объективным в отличие от того, кто попал в беду. Поддерживая других, мы ощущаем сближение с людьми, удовольствие от того, что сделали доброе дело.

Уметь сострадать себе тоже важно, ведь это поможет быстрее выйти из душевного кризиса, но отчаяние и тревога часто берут верх над здравым смыслом и не позволяют этого сделать. Чтобы научиться проявлять сочувствие к самому себе, психологи

рекомендуют следующее:

  1. Озвучьте вслух, что именно является источником вашей тревоги. Сформулируйте свои переживания одной исчерпывающей фразой.
  2. Поймите свои ощущения и запомните их в момент проявления. Наверняка вы будете ощущать глубокое разочарование в себе, во внешнем мире и грусть.
  3. Дополните эту фразу словами «У меня есть мысль, что…» Например, если первоначальный вариант звучал как «Я никому не нужен!», то теперь фраза будет выглядеть следующим образом: «У меня есть мысль о том, что я никому не нужен». Согласитесь, в такой формулировке уже не хочется поставить в конце предложения восклицательный знак.
  4. Сконцентрируйтесь на ощущениях, которые вы испытываете, произнося эту фразу. Почувствуйте, как напряжение постепенно уходит.
  5. Добавьте к предыдущей фразе «Я отмечаю, что…» Например: «Я отмечаю, что у меня есть мысль о том, что меня никто не любит».
  6. Проговорите последний вариант фразы и прислушайтесь к своим эмоциям и чувствам. Ощущаете, будто говорите о ком-то другом?

Эта техника поможет подобрать для самого себя слова поддержки, избавиться от негативных эмоций и быстрее вернуться в ресурсное состояние [М. Смоленская, 2021].

Зависть

Зависть – это эмоция, возникающая в тех случаях, когда человек испытывает недостаток превосходящих качеств или желает, чтобы у других их не было. Принято считать зависть отрицательной эмоциональной реакцией, но на самом деле любые социальные эмоции и чувства сигнализируют нам о чем-либо и важно вовремя этот сигнал расшифровать, чтобы направить в конструктивное русло.

Зависть разделяют на «белую» и «черную». Первую признавать легко, ведь она говорит о восхищении кем-либо и желании соответствовать конкретному примеру. «Белая» зависть является отличным мотиватором, стоит только найти вдохновляющий пример и поверить в свои силы. Такая эмоция полезна для обеих сторон: у человека, с которого кто-то берет пример, повышаются самооценка и уверенность в себе.

С «черной» завистью все гораздо сложнее. Общество осуждает это чувство и не принимает тех, кто испытывает его. Некоторые убеждены, что «черные» завистники могут препятствовать их благополучию и поэтому намеренно не выставляют свою жизнь напоказ, ограничивают себя в чем-либо, считая, что жить лучше других – это неправильно. В некоторых случаях зависть может навредить, если речь идет о преднамеренном нанесении ущерба. Завистники могут пойти на это, т.к. в таком эмоциональном состоянии вытесняется восхищение и не ощущаются границы дозволенного.

На самом деле, если научиться управлять завистью, она может стать отличным навигатором к достижению целей.

Эта эмоция указывает человеку на подавленные потребности, вытесненные желания, которые по какой-то причине были списаны в раздел «несбыточные». Если вы чувствуете, что «черная зависть» начинает вас поглощать, необходимо, в первую очередь, перестать оправдывать себя, почему у вас нет тех благ, которые так привлекают в другом человеке, а еще лучше – сделайте эмоцию своим союзником:

  1. Признайте наличие зависти, даже если сделать это трудно: с этого шага начинается работа над своими эмоциями. Определить, завидуете вы или нет, можно по следующим признакам: вы хотите иметь то, что есть у других, но это что-то по каким-то причинам вам недоступно, при этом вы ничего не предпринимаете, чтобы иметь то же самое, что и объект зависти.
  2. Изучите свое состояние: определите, чему конкретно вы завидуете и действительно ли для вас это имеет высокую ценность. Зачастую происходит подмена понятий, например, человек может завидовать владельцу машины и начать грезить подобной материальной ценностью, хотя дело совсем не в ней, а в желании обрести независимость и уверенность в своих силах, которыми обладает владелец автомобиля.
    Как только истинное желание будет расшифровано, необходимо проанализировать, что мешает его реализовать. Как правило, речь идет об убеждениях, внутренней критике и запретах.
  3. Избавьтесь от внутреннего критика: в этом помогут специальные упражнения, которые можно выполнить самостоятельно. Если собственными силами здесь не обойтись, обратитесь за помощью к психотерапевту. Бывает, что внутренний критик оказывается сильнее, чем желание побороть его, но это не повод опускать руки: найдите несколько вариантов достижения цели, которые не заставят себя ругать и подвергать критическому анализу каждый шаг.
  4. Поблагодарите зависть за то, что она указала вам на важные вещи: любая эмоция выполняет определенную социальную функцию, даже, если речь идет о негативных чувствах.
  5. Действуйте: теперь, когда проделана большая работа над собой, главное – не свернуть с пути. Составьте план действий и сделайте первый шаг [Л. Чиж, 2021].

Это мощный алгоритм, доказавший свою эффективность на практике. Попробуйте его применить и оцените результаты.

Благодарность

Благодарность – понятие многогранное. Это и совокупность эмоций, которые испытывает человек в ответ на добро, и способ выражения признательности за то, он имеет. Речь идет не о повседневном «Спасибо!», которое мы произносим на автомате, а о состоянии души. Эксперты утверждают: благодарность способна улучшить здоровье, т.к. она укрепляет иммунитет, стимулирует обмен веществ и т.д.

Люди, которые вели «журнал благодарностей», уже через две недели отмечали, что избавились от бессонницы и повышенного артериального давления. А испытуемые с тяжелыми хроническими заболеваниями, в частности, с сердечной недостаточностью, после аналогичной практики наблюдали улучшение работы сердца. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования ученых.

Ощущение признательности помогает успокоить нервную систему, противостоять соблазну «мгновенного удовлетворения», т.е. блокирует негативный импульс, который является основой многих вредных привычек. По мнению экспертов, благодарность усмиряет импульсивное поведение, запускает самоконтроль и заставляет человека ценить будущее [А. Диденко, 2018].

Многие говорят, что благодарность – это антоним зависти, и с этим трудно поспорить, ведь она порождает другие положительные эмоции, направляет внимание на счастливые моменты в жизни, заставляет отвлечься от плохих мыслей, сблизиться и даже по-другому взглянуть на людей, которые ранее вызывали негативные эмоции. Например, попробуйте вспомнить неприятного вам человека или того, на которого держите обиду, после чего напишите, за что вы можете быть ему благодарны. Чувствуете, как от злости не осталось и следа?

Благодарность – это про умение делиться добром, которое влияет на личностный рост и самооценку. Если вы хотите научиться быть благодарными, начните обращать внимание на мелочи ежедневно и заведите дневник, в котором записывайте, что хорошего случилось у вас за день. Выражайте свою признательность в полной мере: вместо сухого «Спасибо!» подчеркните усилия другого человека, выделите его положительные качества и дайте понять, что его поступок ценен для вас.

Ревность

Ревность – это совокупность эмоций и чувств, которые испытывает человек при недостатке внимания, любви со стороны кого-то другого. Принято считать, что это негативно окрашенная реакция, свойственная неуверенным в себе личностям и обладателям целого букета комплексов, но на самом деле ее может испытывать абсолютно каждый, главное, чтобы эта эмоция не была патологической.

По мнению экспертов, ревность возникает тогда, когда человек чувствует себя обманутым, ощущает страх и перестает быть в безопасности. Она может перерасти в гнев, когда попытки сохранить свою позицию в отношениях не привели к успеху [К. Изард, 2008].

Ревность порождает агрессивную энергию, которую ревнивец направляет на предотвращение потери. Эта эмоция зарождается в социальных процессах, и ревновать можно не только к объекту обожания, но и к подруге, коллеге, одним словом, к любому человеку, с кем имеется определенная связь. Если человек начинает испытывать страх потерять вторую половинку и злость одновременно, это повод проанализировать отношения и свое поведение в частности.

Самый верный шаг в такой ситуации – это сделать ревность своим союзником, а не доводить себя до деструктивного поведения. Если вы ощущаете, что чувство застало вас врасплох, возьмите паузу и проанализируйте, что произошло. Определите свои ощущения, поймите, на кого вы действительно злитесь. Обратите внимание на реакцию партнера, это поможет понять, какие границы (внутренние или внешние) дали трещину.

Ревность – сильное эмоциональное состояние, которое так и подталкивает выяснить отношения на повышенных тонах. Спокойный разговор по душам поможет разложить ситуацию по полочкам. Отнеситесь к ревности, как к вопросу, который необходимо решить совместными усилиями [К. Куколева, 2021].

Умение управлять своими эмоциями поможет превратить их в инструмент для укрепления союза. Ревность может быть партнерской игрой, в которой обе стороны преследуют цель добавить ярких красок в свои отношения. Это радар, который указывает на то, что партнер вам действительно небезразличен и что, возможно, в отношениях действительно есть определенные трудности, на которые стоит обратить внимание.

Независимо от того, какую ревность испытывает человек (обоснованную, тревожную или патологическую), нужно найти первоисточник эмоции, ведь причиной ее появления может быть не только третье лицо, которое нарушило границы двух людей, но и проблемы из детства, породившие низкую самооценку и страх быть брошенным.

На самом деле социальных эмоций очень много и их список не ограничивается теми, о которых мы рассказали в нашей статье. Каждая из них является определенным индикатором, который нужно уметь расшифровать, в противном случае она пронесется ветром, так и не став триггером для конкретных действий, способных помочь человеку познать себя и перейти на следующую ступеньку личностного развития.

Резюме

Социальные эмоции – это неотъемлемая часть жизни человека. Они ежедневно, как маленькие лампочки, зажигаются в каждом из нас, чтобы рассказать о чем-то важном. В такие моменты мы выбираем сами: сделать свет лампочки ярче, тусклее, повысить напряжение так, что в итоге стекло разлетится на мелкие осколки, или вовсе ее выключить.

То, как человек проявляет свои эмоции, является его социальной характеристикой. Способность выражать сочувствие, быть благодарным или взять в тиски ревность – это не только про самоконтроль и умение управлять собственным Я, но и про особенное мышление, которое помогает двигаться в нужном направлении, анализировать ситуацию, принимать взвешенные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах. А изучить более 20 техник мышления и понять, как правильно применять их в жизни, поможет наша онлайн-программа «Когнитивистика».

Желаем только положительных эмоций и отличного настроения!

А еще предлагаем поучаствовать в небольшом опросе:

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Коммуникации

Как познакомить ребенка с социальными эмоциями?

Главная

База знаний

Социальные эмоции: что это такое и как развивать их у детей?

  • Социальные эмоции — что это?
  • Эмоции как ключ к успеху
  • Как развивать у детей социально-эмоциональный интеллект?

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят, пожалуй, все. Неудивительно, ведь умение понимать свои чувства и управлять ими — один из важных принципов успешного взаимодействия с миром.

Социальные эмоции — что это?

Это те эмоции и чувства, которые зависят от мыслей или действий других людей и направлены на общение с социумом. К ним можно отнести благодарность, стыд, преданность, гуманизм, сострадание, сочувствие. Они начинают развиваться с того момента, когда ребенок попадает в общество и учится взаимодействовать с ним, осваивая нормы этики и морали. Их возникновение всегда тесно связано с общением, в то время как грусть, страх, радость, удивление могут возникать не только в отношениях с людьми.

Уже в 2–3 года дети могут испытывать вину и раскаяние. В дошкольном возрасте они умеют выделять всего одну эмоцию, но с усложнением социальных коммуникаций (как правило, в начальной школе) учатся отслеживать несколько, часто противоречивых, чувств.

Эмоции как ключ к успеху

Писатель и исследователь Дэвид Дестено выяснил, что одной только силы воли недостаточно, чтобы добиться успеха. Такой «силовой» метод чаще всего ведет к выгоранию и стрессу, однако, если подключить социальные эмоции, можно добиться лучших результатов. Все дело в том, что при развитом эмоциональном интеллекте, человек стремится не к цели ради цели, а пропускает ее через фильтр влияния на других людей. То есть, ему важно не просто получить престижную работу и заработать определенную сумму денег, но и сделать мир лучше с помощью своих талантов и умений. Дэвид Дестено выделяет три основные движущие эмоции: благодарность, сострадание и гордость.

Как развивать у детей социально-эмоциональный интеллект?

Лучший период для активного начала подобного развития — старший дошкольный возраст. Дети в этом возрасте, как правило, имеют устоявшийся круг общения. Они имеют представления об эмоциональной сфере, учатся ее осознавать, в том числе в процессе коммуникации. При этом излишняя импульсивность проходит, ребенок способен дольше концентрировать внимание.

Впрочем, прививать правильные ценности и говорить об общественных нормах необходимо в любом возрасте. Через беседы о добре и зле, хорошем и плохом ребенок усваивает систему социальных норм и учится правильно оценивать свои и чужие поступки.

  • В детстве лучше развивать эмоциональный интеллект через игры (особенно сюжетно-ролевые) и разговоры с малышом. Например, можно обсудить прочитанную историю, сказку. Когда он подрастет, полезно анализировать реальные случаи из жизни, «рассматривая» весь спектр чувств, который был задействован.
  • Учите ребенка правильно выражать эмоции. Социально приемлемыми формами будут проживание через творчество, разговор и проговаривание, выплеск накопившейся энергии через спорт, танцы.
  • Приобщайте малыша к благотворительности — так у детей развивается сострадание, милосердие, сочувствие к беде ближнего.
  • Учите ребенка благодарности. Согласно исследованию 2012 года, люди, которые относились к окружающему миру с благодарностью, имели более низкий уровень агрессии и других отрицательных чувств. Через благодарность развивается эмпатия, улучшается психическое состояние и психологическая устойчивость.
  • Поощряйте общение. Знакомство с собственным эмоциональным миром всегда происходит через общение, поэтому чем больше ребенок находится в коллективе сверстников, тем быстрее будет идти развитие. Однако, важно понимать, что родительская роль заключается в том, чтобы направить малыша к конструктивному общению, подсказать правильную модель. Отношения с другими детьми он должен выстраивать сам.
  • Общайтесь с позитивными и высокодуховными людьми. Ученые доказали, что эмоции могут «передаваться» от одного человек к другому. Поэтому окружая себя сострадательными, благодарными, честными и добрыми людьми, вы формируете собственный эмоциональный фон.
  • Коллективные занятия. Совместный труд, групповые занятия и командные соревнования дают детям возможность испытать новые для них социальные переживания: гордость за общую победу, удовлетворенность или неудовлетворенность собственным вкладом в общее дело, сопереживание своей команде.

Развитие понимания социальных эмоций необходимо для формирования целостной личности. Чем больше людей будут развивать в себе сострадание к ближнему, эмпатию, сопереживание общему делу, тем более здоровое и гармоничное общество мы сумеем создать.

Читайте также:

  • 5 эмоциональных привычек, которые мешают детям добиваться успеха
  • Детская агрессия: что делать?
  • 5 игр для социализации дошкольников

Раннее развитие Психология детей Социальное развитие ребенка Все теги

Актерское мастерство Раннее развитие Подготовка к школе Игротека Детская театральная студия Все дисциплины

 Предыдущая статья

Типы коммуникантов: как учить детей общаться с разными людьми?

Рассказываем про некоторые тонкости общения с разными людьми, о которых можно рассказать детям. Какие навыки нужно развивать? И как строить общение в разных ситуациях и с разными людьми?

Следующая статья 

Как помочь ребенку найти любимое дело?

Кто-то быстро находит любимое дело, а кому-то ничего не нравится. Даем важные советы родителям, как помочь ребенку найти интересное хобби, которое в будущем может перерасти в профессию.

Наши дисциплины

Детская театральная студия

Вокал

Хореография для детей

Актерское мастерство

Сценическая речь

История России для детей

Искусствоведение для детей

Развивающие занятия с психологом

Подготовка к школе

Раннее развитие

Английский язык

Логопед

Воскресная школа

Катехизис для взрослых

Психолог

Бизнес-школа

Комплексное развитие

ТРИЗ

Академия юмора

Рисование

Другие статьи

Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками?

Подробнее

5 упражнений для развития критического мышления у детей

Подробнее

Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей

Подробнее

Театральная студия — пространство для становления личности

Подробнее

4 «мягкие» техники для общения с детьми

Подробнее

Наверх

SE-THEMO 2019: Социальные эмоции – теории и модели


Кембридж

http://acii-conf. org/2019/



**НОВИНКА — Программа**

ОБЗОР

Социальные агенты как с графическим, так и с роботизированным воплощением исследуются во все возрастающих масштабах. с приложениями в публичном взаимодействии. образования, здравоохранения и терапевтических направлений. Это довольно резко поднимает как требование обнаружения социальных эмоций, так и которые социально и культурно регулируются, или эмоции в групповых условиях — и моделирование и выражение таких эмоций на стороне социального агента.

Цель семинара — объединить теоретиков и моделистов на благо обоих. Темы могут включать:

  • Теоретическая работа по социальным эмоциям, включая социальную оценку и аффективные аспекты группового взаимодействия.
  • Аргументы в пользу поведенческого экологического взгляда на то, что выражения лица не связаны с аффективным состоянием, а являются полностью социальными сигналами, порожденными эволюционным процессом.
  • Работа над моделированием социальных эмоций, таких как чувство вины, и использование эмоций в качестве социального сигнала в рамках существующих вычислительных архитектур.
  • Новые архитектуры для моделирования социальных эмоций и эмоций как социального сигнала
  • Работа над взаимодействием между культурными и социальными нормами и экспрессивным поведением, желательно с использованием генеративного подхода.
  • Обработка социальных сигналов и то, как связать обнаруженные сигналы с правдоподобными аффективными интерпретациями, особенно в естественных социальных условиях.
  • Как смоделировать социальный контекст как для генерации социальных сигналов, так и для распознавания

ЗАЯВОК

Принимаются документы о выполненных работах, незавершенных работах, документы с изложением позиции, постеры, демо. Документы должны иметь объем от 2 до 6 страниц в формате IEEE, который также используется ACII2019 — шаблон доступен по адресу http://acii-conf.org/2019/submission/.

Статьи должны быть представлены через систему EasyChair по адресу https://easychair.org/conferences/?conf=sethemo19/. Не менее одного автора каждой принятой статьи должны присутствовать на семинаре, чтобы представить свои работы.

ВАЖНЫЕ ДАТЫ

Пятница, 31 мая: Крайний срок подачи
Пятница, 21 июня: Крайний срок отправки уведомлений авторам
Пятница, 12 июля: Готовые копии должны быть отправлены
Вторник, 3 сентября: Семинар

ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ

Ruth Aylett – Университет Heriot-Watt, UK
Patrick Gebhard – DFKI, DE
Malte Jung – Cornell University, USA
Arvid Kappas – Jacobs University, DE
Iolanda Leite – KTH, SE
Ana Paiva – University of Lisbon, PT
Брайан Паркинсон – Оксфордский университет, Великобритания
Туша Раджендран – Университет Хериот-Ватт, Великобритания
Кристиана Циурти – Технический университет Вены, Австралия
Нутчанон Йонгсатианчот – Северо-Восточный университет, США

Контакт:

Рут Айлетт r. [email protected]/Туша Раджендран [email protected]
Университет Хериот-Ватт,
Эдинбург,
E14 4AS.

Тел. +44 131 451 4189/3456
Факс +44 131 451 3327

Последнее обновление: 11 марта 2019 г.
 

 

Эмоции | Определение, примеры, область применения, структуры и факты

Рембрандт: Аристотель созерцает бюст Гомера

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Ван Би Джейкоб Молешотт Марта Нуссбаум
Похожие темы:
счастье депрессия одиночество злорадство ангедония

См. весь связанный контент →

эмоция , сложный опыт сознания, телесных ощущений и поведения, отражающий личную значимость вещи, события или положения дел.

«Эмоции, — писал Аристотель (384–322 до н. э.), — это все те чувства, которые настолько изменяют людей, что влияют на их суждения, и которые также сопровождаются болью или удовольствием. Таковы гнев, жалость, страх и тому подобное с их противоположностями». Эмоции действительно являются гетерогенной категорией, охватывающей широкий спектр важных психологических явлений. Некоторые эмоции очень специфичны, поскольку относятся к конкретному человеку, объекту или ситуации. Другие, такие как дистресс, радость или депрессия, носят очень общий характер. Некоторые эмоции очень кратковременны и едва осознаются, например внезапный прилив смущения или вспышка гнева. Другие, такие как длительная любовь или кипящая обида, носят затяжной характер, длятся часы, месяцы или даже годы (в этом случае они могут стать устойчивой чертой личности человека). Эмоция может иметь выраженное физическое сопровождение, такое как выражение лица, или может быть невидимой для наблюдателей. Эмоция может включать в себя сознательное переживание и размышление, например, когда кто-то «погрязает» в ней, или она может пройти практически незамеченной и неосознанной субъектом. Эмоция может быть глубокой в ​​том смысле, что она необходима для физического выживания или психического здоровья, или она может быть тривиальной или дисфункциональной. Эмоция может быть социально уместной или неуместной. Это может быть даже социально обязательным — например, чувство раскаяния после совершения преступления или чувство горя на похоронах.

Соответственно, существует огромный диапазон эмоций, и даже внутри одних и тех же «семейств эмоций» существуют значительные различия. Панику и страх, например, часто считают родственными эмоциями, но есть существенная разница между паникой, проявляющейся в иррациональном страхе или фобии, и разумным страхом, таким как страх перед ядерной войной, который требует много информации и анализа. Ужас и ужас, две другие родственные эмоции, тем не менее отличны от страха. Или рассмотрим огромное семейство враждебных эмоций, родственных гневу: ярость, ярость, ненависть, негодование, презрение, ненависть и презрение, и это лишь некоторые из них. Интересно, что все эти эмоции отличаются по своей структуре и соответствующему контексту, как и члены «самокритичной семьи», в которую входят стыд, смущение, вина, раскаяние и сожаление. Большое разнообразие и обилие эмоций предполагает, что категория эмоций может быть не отдельным классом психологических явлений, а большим семейством свободно связанных психических состояний и процессов.

Для простоты исследователи и неспециалисты часто делят эмоции на «положительные» и «отрицательные». (Научные исследователи называют эти качества эмоции ее «аффективной валентностью».) Но сложность эмоций делает подобные оппозиции подозрительными. Хотя любовь и ненависть, например, часто воспринимаются как полярные противоположности, стоит отметить (как показывают сюжеты многих романов и драм), что они часто сосуществуют не как противоположности, а как дополнения. Более того, любовь часто бывает болезненной и разрушительной, а ненависть иногда может быть и положительной. (Как спросила американский психолог Шула Соммерс: «Является ли ненависть ко злу отрицательной эмоцией?») Но такая эмоция, как гнев, другая так называемая отрицательная эмоция, показывает тщетность такой классификации. Гнев действительно является негативным чувством (если не враждебным), направленным на другого человека, но он может быть поучительным для человека, который сердится, и в соответствующем контексте — в контексте, в котором следует злиться, — он может иметь благотворное влияние на ситуацию или отношения. Таким образом, феминистское движение сделало большой шаг вперед, когда женщины осознали, что у них есть право злиться и на что злиться. Возможно, как заметил Аристотель, эмоции сопровождаются удовольствием или болью (часто и тем, и другим), но они слишком сложны и часто слишком тонки, чтобы классифицировать их только на этом основании.

Изучение эмоций долгое время было прерогативой этики. Эмоции занимали центральное место в этике добродетели Аристотеля и являлись неотъемлемой частью заботы средневековых схоластов о пороках, добродетелях и грехе. Для Аристотеля наличие нужного количества правильных эмоций в правильных обстоятельствах является ключом к добродетельному поведению. Св. Фома Аквинский ( ок. 1224–1274) проводил различие между «высшими» и «низшими» эмоциями, причем первые представлены верой и любовью, а вторые — гневом и завистью. Хотя моральное размышление об эмоциях всегда было связано с эмоциональными крайностями и уродствами, как в психопатологии и безумии, эти явления никогда не были основной причиной интереса к эмоциям. Как прекрасно понимали Аристотель и средневековые моралисты, эмоции необходимы для здорового человеческого существования, и именно поэтому их нарушение так серьезно.

Правильное развитие и функционирование эмоций позволяют людям жить хорошо и быть счастливыми. Любовь, уважение и сострадание, например, являются важными эмоциональными составляющими межличностных отношений и забот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *