1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
Свобода есть познанная необходимость
Свобода — это возможность поступать так, как хочется
Последствия
Если всё однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе
Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей
Необходимость — устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.
Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределённого заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности
Фатализм — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости
Пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями
Волюнтаризм — мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего
Ядро свободы — это выбор , который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора).
Свобода — умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели , принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
Свобода внутренне самопротиворечива:
• с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения ;
• с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение . Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода
Свобода воли выражается не в воображаемой независимости от объективных законов и условий общественной жизни, а в том, чтобы сознательно применять объективные законы с учётом условий их действия.
Свобода
Экономическая
Политическая
это свобода от эксплуатации, свобода принятия экономических решений, свобода экономических действий
это набор гражданских прав, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида
Духовная
это свобода выбора мировоззрения, свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой
Социальная природа свободы чётко выявляется в сопоставлении её с ответственностью.
Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека.
Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Виды ответственности
Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.
Внутренняя
Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная
(перед самим собой: чувство долга, справедливости и т.д.).
Внешняя
(перед вышестоящим начальством, окружающими людьми, законами государства)
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
Планы на тему:
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
План №1: «Свобода и ответственность»
1) Понятие «свобода».
2) Виды свобод по сферам деятельности:
– экономические;
– политические;
– гражданские;
– правовые.
3) Виды свободы по субъектам:
– индивидуальная;
– групповая.
4) Свобода как осознанная необходимость.
5) Понятие «ответственности».
6) Виды ответственности:
– гражданская;
– родительская;
– юридическая;
– моральная;
– ответственность перед собой.
7) Свобода как одно из необходимых условий ответственности.
План №2: «Свобода и необходимость в человеческой деятельности»
1) Понятие «свобода».
2) Виды свободы по субъектам:
– индивидуальная;
– групповая.
3) Взгляды на понимание свободы:
– волюнтаризм;
– фатализм.
4) Понятие «необходимость».
5) Виды необходимости:
– формальная необходимость;
– реальная необходимость;
– нравственная необходимость.
6) Свобода как осознанная необходимость.
Задание ЕГЭ
1. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «свобода»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о причинах, почему невозможна абсолютная свобода;
− одно предложение, раскрывающее связь свободы и ответственности.
Ответ
1. 1) Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемых в рамках существующих общественных отношений.
2) Абсолютная свобода личности невозможна, так как ее выбор ограничен действующими физическими законами и социальными нормами регламентирующими общественную жизнь.
3) Ответственность предполагает готовность человека принять на себя последствия своего свободного выбора.
Подборка заданий по обществознанию из КИМов ЕГЭ по теме «Свобода и ответственность», 10
Свобода и ответственность
1. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Свобода и ответственность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
2. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «свобода»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о причинах, почему невозможна абсолютная свобода;
− одно предложение, раскрывающее связь свободы и ответственности.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
3.Прочитайте текст и выполните задание 21.
21. Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «гуманизм».
Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношений природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н. Н. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…
Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком; с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.
В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, т. е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.
1. 1. Понятие свободы.
2. Подходы к пониманию свободы:
а) абсолютная свобода;
б) свобода как познанная необходимость;
3. Причины невозможности абсолютной свободы:
а) человек ограничен в своих действиях существующими социальными нормами;
б) человек ограничен в своих действиях физическими законами;
в) человек зависит от уровня научно-технического прогресса и т. д.
4. Понятие свободная общество, его основные модели:
а) общество, где господствует приоритет прав и свобод отдельных личностей;
б) общество основано на коллективизме и взаимопомощи;
в) иные подходы.
5. Взаимосвязь ответственности и свободы.
2. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1) Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемых в рамках существующих общественных отношений.
2) Абсолютная свобода личности невозможна, так как ее выбор ограничен действующими физическими законами и социальными нормами регламентирующими общественную жизнь.
3) Ответственность предполагает готовность человека принять на себя последствия своего свободного выбора.
3. В ответе могут быть приведены следующие фразы:
1) Приведены фразы, объясняющие авторское понимание свободы:
— «свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится… как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;
— «свобода понимается… как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;
— «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации». Могут быть приведены другие фразы текста.
2) Объяснен смысл понятия, например: гуманизм — морально-этическая позиция утверждающая высшей ценностью жизнь человека, его права и свободы, способность к развитию и самосовершенствованию.
Свобода и ответственность в Сартре — Пример бесплатного эссе — 1108 слов
Сартр объясняет в «Свободе и ответственности», что вы выбираете, кем вы являетесь, создавая себя посредством своего выбора. Что бы вы ни выбрали и какие бы последствия ни последовали, это ваша ответственность, в этом суть свободы. Для этого он использует пример войны и выбора, участвовать в этом или нет. В своем выборе вы принимаете свой выбор как собственный образ, следовательно, вы заслуживаете и становитесь образом. Вы заслуживаете этого, потому что есть другие альтернативы, которые вы могли бы использовать, чтобы выйти из этой войны. Будь то самоубийство или дезертирство — эти возможности важны для всех (как и жизнеспособные варианты) при обдумывании ситуации и того, что вы собираетесь делать.
Итак, если вы не хотите отказываться от войны, вы выбираете войну. Он утверждает, что будь то из-за инерции, боязни того, что подумают другие (трусость), или вы предпочитаете ценности идти на войну ценностям не идти на войну — в любом случае, это вопрос выбор. Этот выбор придется повторять изо дня в день, пока война не закончится. Итак, если вы предпочитаете войну смерти или бесчестию, вы несете ответственность за войну и все, что с ней связано. То, что вы выбираете, становится вашим образом, и, таким образом, вы берете на себя ответственность за то, что происходит в результате вашего выбора. Войну могли объявить другие, и из-за этого можно пытаться считать себя просто соучастником. Сартр объясняет, что это замешанная идея, которая имеет место только с юридической точки зрения и не соответствует действительности в этой ситуации. От вас и вашего выбора зависит, должна ли война существовать, и вы решаете, что она существует, выбирая ее.
Нет принуждения или обязанности выбирать войну, самоубийство или дезертирство, ибо принуждение не имеет власти над свободой. Таким образом, у человека нет оправдания. Кроме того, война принадлежит вам, потому что она приходит в реальность, которую вы вызвали, и благодаря тому, что вы вовлекаете себя в нее; учитывая, что это то, что вы выбрали. Вы не можете отличить себя от выбора, который вы делаете на войне. Жить этой войной — значит создавать себя через войну — будь то за или против нее. Вы выбираете, реальна ли война для вас, выбирая, что вы лично будете с ней делать. Хотя вы не инициировали его, вы все равно несете ответственность за то, что вы делаете с тем, что было начато. Как только вы выбираете участие в войне, вы становитесь войной, и ваш образ становится солдатом.
Сартр объясняет, что человек — это лучшее, чем он может быть в данный момент времени. Вы — это то, что вы делаете сами из своего выбора и что вы выбираете из всех знаний и техник, найденных в мире. Более того, то, кем вы становитесь и что вы выбираете, раскрывает какие бы техники и знания вы ни выбрали. То, чем вы являетесь в настоящее время, — это полная версия вас самих, и было бы немыслимо представить, кем вы были в прошлом и кем будете в будущем. Поэтому, возвращаясь к примеру с войной, было бы бессмысленно спрашивать, кем бы вы были, если бы войны не было. Потому что вы выбрали то, чем вы собираетесь быть в текущий период времени, в котором вы живете, и в этом примере этот период времени привел к войне. Вы неотличны от периода времени, в котором живете, и вы не можете перенестись в другую эпоху без отрицания реальности. Таким образом, вы являетесь войной, потому что вы живете в эпоху, когда идет война, и, решив участвовать в этой войне, вы полностью и полностью вовлекаетесь в нее, без оправданий, угрызений совести или сожаления, и при этом вы несете это бремя на себе. без кого-либо, чтобы облегчить этот вес.
Затем Сартр переходит к определению этой ответственности. Он говорит, что можно сказать, что они не просили родиться, что он определяет как наивный способ подчеркнуть нашу фактичность. Сартр объясняет, что мы несем ответственность за все, кроме самой ответственности, говоря, что мы не находимся в основе нашего собственного бытия. (Мое личное понимание того, что вы несете ответственность за все, ожидая собственной ответственности, заключается в том, что вы несете ответственность за все, кроме ответственности. ) Он объясняет это, рисуя картину покинутости. Человек не покинут в том смысле, что он — доска, плывущая посреди океана. Заброшенность, о которой он говорит, — это погружение в мир, за который человек несет всю ответственность, не будучи в состоянии оторваться от этой ответственности. Другими словами, мы брошены на произвол судьбы, то есть у нас нет возможности избежать ответственности. Вы даже несете ответственность за свое желание избежать этих обязанностей.
Стать пассивным — это все еще выбор; как и самоубийство. Стыдится ли человек своего рождения, удивляется ли он этому или радуется этому; есть ли у человека желание разрушить свою жизнь посредством самоубийства, он утверждает, что живет, и его жизнь плоха. В этом смысле человек выбирает рождение, объясняет Сартр. Это связано с фактичностью и ответственностью, а также с неспособностью спросить, почему кто-то родился, и негативным отношением к своему рождению (например, проклинать день, когда я родился), потому что эти отношения — не что иное, как способы взять на себя ответственность за свое рождение и сделать его твой. Через любое такое отношение вы приходите к осознанию своей фактичности, которая заключается в вашем отказе и полной ответственности за себя. В этих условиях человек понимает, что событие, происходящее в мире, сейчас преподносится тебе как возможность или шанс.
Возможности либо используются, либо ими пренебрегают, и шансы представляются нам как способ реализовать возможность и решить, как и если вы будете действовать в соответствии с ней. Сартр объясняет других как трансцендентности, а самих себя — только возможности и шансы. Ответственность за человека распространяется на весь мир, потому что эти люди, которые теперь рассматриваются как возможности и шансы, составляют мир. Именно в этом обстоятельстве и осознании человек находит страдание. Нужно придавать смысл существам, шансам и возможностям. При осознании этого страдания человек берет на себя абсолютную ответственность, которая является его отказом, и не может иметь раскаяния, сожаления или оправдания, а имеет только абсолютную свободу, которая открывается через это откровение. Здесь человек обретает и реализует свою свободу.
Вам понравился этот пример?
4349
278
БЕСПЛАТНАЯ СВОБОДА и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Эссе
БЕСПЛАТНАЯ СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭссеБог дал каждому из нас собственную свободу. Свобода выбора, которая означает свободу выбирать, действовать так или иначе, делать добро и зло. Фундаментальная свобода, последовательно выбирая делать добро, мы постепенно становимся свободолюбивыми людьми. Говоря о свободе, мы связываем также и наши собственные обязанности. Достичь полной свободы — значит отказаться от всех привязанностей и ответственности — к семье, стране, людям, правительству и морали. Как и либертарианцы, они хотят свободы без ответственности, то есть им не нравится, как другие используют их свободу. Но свобода — это ответственность. Когда вы свободны, вы автоматически несете ответственность за свое будущее. вы должны осознавать последствия своих собственных действий, почему вы должны брать на себя ответственность за любую ситуацию, в которой вы находитесь сегодня, почему вы не должны обвинять других в том, что вам не нравится в своей жизни, почему вы должны принимать собственные решения так вы можете нести ответственность за свое будущее — и как это сделать без плохих последствий, которых вы можете опасаться.
Либертарианцы верят в реальную ответственность. Вы должны знать, что можете жить так, как хотите, а не так, как думают Глория Макапагал Арройо, Джордж Буш или ваш ближайший друг. Вы должны уметь учиться на своих ошибках и становиться лучше и свободнее — точно так же, как мы хотим учиться на своих ошибках и расти в процессе. Мы считаем, что люди должны быть свободны в выборе для себя и брать на себя ответственность за последствия своего выбора. Мы должны принять право других выбирать для себя, если мы хотим иметь такое же право. Наша поддержка права человека делать выбор в жизни не означает, что мы обязательно одобряем или не одобряем этот выбор. Мы считаем, что люди должны нести личную ответственность за последствия своих действий. Либертарианская политика будет способствовать созданию общества, в котором люди свободны принимать собственные решения и учиться на них.Эссе о свободе и ответственности
1. Свобода
Свобода Свобода для меня является краеугольным камнем нашего общества, некоторые люди легкомысленно относятся к свободе, а некоторые очень ценят свободу. … Истинная свобода — это свобода от прошлого и настоящего, хорошего и плохого, мыслей и поступков. … Наша свобода ограничена соответствующими свободами других. … Свобода приносит не только права, но и определенные обязанности или обязанности. Например, человек, вышедший из тюрьмы, получает свободу, но в то же время несет ответственность за обеспечение себя. …
- Количество слов: 1088
- Приблизительно Страниц: 4
- Класс: Средняя школа
2. Свобода, детерминизм и предопределение
Свобода — это возможность выбирать. … Свобода сводится к выбору или возможности выбирать, а с выбором приходит моральная ответственность. Моральная ответственность состоит из похвалы и порицания. … Если ваш выбор предопределен, то не может быть ни похвалы, ни порицания, снимающего моральную ответственность (5). … Таким образом, с детерминистской точки зрения свободы не существует, потому что свобода — это выбор. …
- Количество слов: 1129
- Приблизительно Страниц: 5
- Есть библиография
- Класс: Средняя школа
3. Багаж свободы
Свобода не приходит одна. Вместе со свободой приходят обязанности. Эти обязанности включают страдание, одиночество и отчаяние. Страдание относится к чувству, которое испытывает человек, когда осознает, что он несет ответственность не только за себя, но и за всех людей. … Человек должен принять на себя риск и ответственность жить своей жизнью свободно. …
- Количество слов: 730
- Приблизительно Страниц: 3
- Есть библиография
- Класс: Средняя школа
4. Обязательно будет бесплатно…
Возможна свобода от всех этих страхов. … Но вместе с этой свободой приходит и ответственность. … Действительно ли свобода свободна? … Более важный вопрос, который я задаю себе каждый день и который я призываю вас задать себе, заключается в следующем: «Какие обязанности я, как американец, несу по обеспечению свободы для всех людей в Америке?» Кроме того, «Какие обязанности я, как американец, несу в обеспечении уважения к нашему многообразию сегодня и в будущем?…
- Количество слов: 333
- Приблизительно Страниц: 1
- Класс: Средняя школа
5. республика платона
Что такое свобода? . .. В республике кажется, что лучшее определение свободы — это отсутствие ответственности перед своим обществом. … У молодых людей не было никакой ответственности, отныне у них была свобода … Другими словами, человек или группа с наибольшей свободой должны были быть той группой или человеком с наименьшей ответственностью перед собой и / или перед городами-государствами. … Он подчеркивает идею о том, что «долг означает служение» и «служение означает ответственность, исключающую индивидуальный выбор». …
- Количество слов: 1741
- Приблизительно Страниц: 7
- Класс: Средняя школа
6.
Поощрение или угроза свободе у РуссоСвободе гражданина способствуют или угрожают институты общественного договора? … Руссо замечает, что «сила и свобода каждого человека являются главными инструментами его самосохранения» (об общественном договоре, кн. 1, глава VI, стр. 8), и спрашивает, как человек может заложить эти вещи, «не нанося вреда своими интересами и пренебрегая заботой о себе» («Об общественном договоре», кн. 1, гл. VI, с. 8), то есть как может человек отказаться от части или всей своей естественной свободы в пользу группы в надежде на обретение большей свободы, не отчуждая и не порабощая себя или, как м…
- Количество слов: 2299
- Приблизительно Страниц: 9
- Уровень обучения: бакалавриат
7.
Права и обязанности американских гражданУ нас, граждан, более высокий уровень свободы, чем в большинстве других стран, даже в некоторых странах, таких как Франция, которые основаны на свободе или построены вокруг нее. … Большинство американцев не признают, что у всех нас есть обязанности как граждан Соединенных Штатов, и если вы спросите, какая их обязанность, первое, что приходит им в голову, это уплата налогов, но каждое право американского гражданина от Конституция требует ответственности, и каждая ответственность отличается. Ответственность за свободу вероисповедания состоит в том, чтобы иметь определенную степень терпимости, состоящую в том, чтобы не использовать «неблагонадежность»…
- Количество слов: 770
- Приблизительно Страниц: 3
- Уровень обучения: бакалавриат
8.
Права и обязанностиОднако мы должны помнить, что по мере того, как увеличивается наша личная свобода, растет и наша ответственность. … Еще раз, это объясняет теорию «С правами приходят обязанности». … Типичные подростки, их часто считают ненадежными молодыми людьми, которые бесконечно требуют большего личного пространства, контроля и свободы; но никогда не ответственность. … По мере того, как возникает способность брать на себя ответственность, появляются права и свобода. Точно так же права и обязанности проявляются во многих формах. …
- Количество слов: 802
- Приблизительно Страниц: 3