По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается: Верны ли следующие суждения об ответственности? А. По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с

Проверочный тест по теме «Свобода и ответственность» 11 класс | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему:

Тест по теме «Свобода и ответственность»

1. Верны ли следующие суждения о свободе людей?

А. Степень свободы людей определяется только внешними обстоятельствами: благосклонным отношением окружающих, полученным богатством и т.д.

Б. Степень свободы людей определяется только их внутренними качествами: знаниями, умениями, способностями и т.д.

1.) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

2.  Способность и возможность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями называется:

1) необходимостью 2) достоинством 3) свободой 4) ответственностью

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на месте пропусков:

«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _______________ (А), связанная с сознательным осуществлением взаимных требований. Свобода – это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его неповторимости, непохожести на других людей, то есть _________________(Б). В свободной деятельности человек добивается поставленных __________ (В) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу, обладает ли человек свободой _________ (Г), или все его поступки обусловлены внешней_________ (Д), под которой понимали предопределение, Божий Промысел, _______________(Е), рок».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) воля 2) необходимость 3) смысл 4) индивидуальность 5) индивид 6) цель 7) судьба 8) ответственность 9) социализация

Ответ:

4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Вопрос о том, что такое свобода, и может ли человек быть свободным, является одним из вечных вопросов философии. (Б) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (В) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (Г) Свобода каждого человека, вероятно, имеет свои границы. (Д) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа»

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его.

Ответ:

5. Дайте определение понятия «ответственность»

6. Почему абсолютной свободы быть не может? Приведите два аргумента

Тест №2 по теме «Свобода и ответственность»

1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Абсолютная свобода человека в социальных взаимодействиях невозможна

Б. Абсолютная свобода определяется внутренним состоянием человека и проявляется во взаимодействиях между людьми, несмотря на социальные правила и нормы

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

2. Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?

А. Свобода – это возможность поступать так, как хочется, руководствуясь всегда собственными желаниями

Б. Свобода-  это возможность осуществлять выбор целей и способов их достижения, сознавая ответственность за принятые решения

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

3. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности?

А. По мере развития свободы человека усиливается его ответственность

Б. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в обществе

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки

Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

5.  Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий

Б. свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

Напишите эссе по одной из предложенных тем:

1. «Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу» Ф. Бэкон

2. «Свобода есть право на неравенство» Н.Бердяев

3. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» Вольтер

«Свобода и ответственность» Цель


©melimde.com 2023
әкімшілігінің қараңыз


«Свобода и ответственность»

Цель: подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.

Задачи: личностные

— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

— воспитывать желание быть духовно красивым человеком

предметные

— создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь;

— уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

— формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Вопросы для самоконтроля:


  1. Что такое ответственность?


  2. Что такое внутренняя обязанность человека?

  3. Какие границы свободы вы можете назвать?

  4. Охарактеризуйте виды ответственности.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она своди­лась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (пред­определением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

Если все однозначно необходи­мо, если практически нет слу­чайностей, новых возможнос­тей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

 Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отноше­нию к другим людям, невоз­можность установления ка­ких-либо устойчивых соци­альных связей

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением челове­ка (бремя выбора).

Общество своими нормами и ограничения­ми определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор .’Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун­дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

— историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д.;

— индивидуальная (персональная), групповая, коллек­тивная.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

жүктеу/скачать 15.82 Kb.


Достарыңызбен бөлісу:

Свободы человека; Часть вторая: Воспитание для свободы

«Недостаточно сказать: «Я свободен», — имел обыкновение говорить блаженный Иоанн Павел II, — нужно также сказать: «Я несу ответственность». Человеческая свобода — это и дар. и ответственность. Этого невозможно достичь без тяжелой работы по преодолению эгоизма, развитию самодисциплины, обучению послушанию, развитию добродетели и постоянным усилиям возрастать в любви к Богу и людям. В первой части этой серии мы рассмотрели природу человеческой свободы и потребность в Божьей благодати для преодоления рабства греху и достижения зрелой свободы. Теперь давайте рассмотрим образовательные шаги, необходимые для совершения этого путешествия с Божьей помощью. Поступая так, нам следует помнить, что Бог создал нас для вечного счастья и что Он наделил нас естественными желаниями, которые помогают нам расти в свободе.

Этап дисциплины

Фр. Серве Пинкерс, О.П., известный моральный теолог и ученый-томист, выделяет три стадии образования в свободе: стадию дисциплины, стадию прогресса и стадию зрелости (см. «Источники христианской этики», стр. 359-371). Его идеи могут оказать большую помощь в понимании того, как расти и продвигаться в человеческой свободе. Сегодня я рассмотрю первый из этих этапов.

Учиться свободе — это то же самое, что учиться исполнять красивую музыку или готовиться к участию в Олимпийских играх. Это требует, чтобы мы узнали ценность основных правил и хороших учителей. Нам нужно научиться, что делать и чего избегать. С их помощью и с помощью Божьей благодати мы можем привить личную дисциплину, которая позволит нам последовательно применять правила на практике.

Чтобы оценить роль учителей в этом деле, полезно вспомнить происхождение слова «дисциплина». Оно образовано от слова ученик. Дисциплине учатся, следуя хорошему примеру и прозрениям достойного учителя. Мы видим это в жизни апостолов, которым выпала великая честь быть среди первых учеников Господа Иисуса.

Избавление от вредных привычек

Мы никогда не будем свободны, пока не избавимся от вредных привычек, противоречащих милосердию и добру. Это требует, чтобы мы искали в своем сердце эгоистичные модели поведения и любую моральную инерцию и лень, которые мешают следованию Божьему закону, ведущему нас к свободе. Прежде чем мы сможем заменить неправильное отношение хорошим, мы должны обнаружить и искоренить то, что неправильно. Большим подспорьем в этом деле является изучение Десяти Заповедей и других законов, открытых Богом в Священном Писании или переданных в Церкви.

Свободу ограничивает грех, а не заповеди Божии; а расширяет свободу послушание нравственному закону. Как сказано в Катехизисе (№ 1740): «Отклоняясь от нравственного закона, человек нарушает свою свободу, замыкается в себе, разрушает ближнее общение и восстает против божественной истины».

Когда мы начинаем следовать закону Бога, происходит чудесная вещь: мы обнаруживаем, что он резонирует с нашим врожденным нравственным чувством. Наша человеческая природа, созданная любящим Творцом, помогает нам на пути к свободе.

Природа создана для свободы

Согласно святому Фоме Аквинскому, природа является источником свободы человека. Мы можем быть свободными благодаря нашим естественным наклонностям, а не вопреки им. Некоторых это удивляет, поскольку наш опыт искушений и грехопадения кажется тесно связанным с человеческой природой. Но духовные побуждения внутри нас, препятствующие свободе, исходят от нашей «падшей» человеческой природы, от шрамов, оставленных первородным грехом. В начале такого не было. Бог создал человеческую природу не таким образом, чтобы она мешала свободному росту. Напротив, Он вселил в нас и желание быть свободными, и естественные духовные склонности и нравственное чувство, которые позволяют нам быть свободными (я не говорю здесь о низших животных инстинктах, но о вдохновениях более высокого качества, заложенных в человеческих личностях Богом). ).

Каждое природное духовное влечение святой Фома Аквинский называет «инстинктом Святого Духа». Бог создает нас, другими словами, с духовным внутренним содержанием, которое служит своего рода отправной точкой для развития свободы. Мы, можно сказать, духовно настроены на сотрудничество со Святым Духом, чтобы преодолеть все, что препятствует свободе, а затем с благодарностью принять многие дары Божьи, которые позволяют нам возрастать в послушании и добродетели.

Вот почему Папа Бенедикт говорит нам, что только в отношении к Богу человек может познать, что такое истинная человеческая свобода, и впоследствии продвинуться в жизни этой свободы.

Лучшие примеры человеческой свободы, что неудивительно, дают Иисус и Мария. Дева, зачатая без греха, могла совершенно свободно сказать Богу в момент Благовещения (Лк 1:38): «Се, раба Господня. Да будет мне по слову Твоему». С таким же упованием на Своего Небесного Отца Господь Иисус молился в Гефсиманском саду (Лк 22:42): «Отче! если хочешь, возьми от Меня чашу сию; все же не Моя воля, но Твоя да будет». Это полная свобода; это послушание, построенное на полном доверии; это свободное решение любви искупило мир.

Насколько отличается свобода Иисуса и Марии от популярной концепции свободы, описываемой как человеческая воля к самоопределению, в которой человек настаивает на радикальном отличии себя от всех остальных. Свобода, которую мы видим в Марии и Иисусе, охватывает все три стадии роста человеческой свободы и многое другое. Это помогает нам, когда мы стремимся выполнить первую стадию, увидеть великую ценность подчинения в доверии воле Бога.

В следующем номере «Католического солнца» мы продолжим рассмотрение человеческой свободы, переходя к рассмотрению второй стадии образования в свободе: Стадии прогресса в добродетели.

10 лучших способов развить личную свободу в молодости – Praxis

1. Откажитесь от мышления, основанного на разрешениях.

Ожидание разрешения — самый быстрый способ отказаться от личной свободы и автономии. Вам не нужно, чтобы кто-то сказал, что все в порядке. Если вы знаете, что это правильно, основываясь на изучении и размышлении, тогда идите и делайте это.

Вам не нужна чья-то аккредитация, чтобы выйти в профессиональный мир. Создайте презентацию и ценностную поддержку и начните представлять себя перед бизнесом. Не ждите, пока кто-то наймет вас, чтобы начать работать на них. Если вам нравится то, что они делают, начните создавать ценность бесплатно.

Ожидание одобрения других людей — это отказ от собственной силы. Это ставит их на место водителя, а не вас. Самый быстрый способ построить жизнь, которую вы хотите, — это пойти и начать строить ее, независимо от того, что говорят об этом другие.

2. Не делайте ничего только потому, что кто-то говорит вам, что вы должны.

Делайте что-то, потому что искренне в это верите.

Я серьезно подумывал поступить в колледж, потому что люди говорили мне, что я должен. В конце концов я понял, что искренне верил в то, что проложу свой собственный путь и добьюсь успеха без колледжа, и именно на этом убеждении я принял решение.

Не ходите в колледж только потому, что общество говорит вам идти в колледж, или потому что ваши сверстники или родители говорят вам, что это необходимо. Не следуйте стандартному карьерному пути только потому, что кто-то сказал вам, что это быстрый путь к успеху.

3. Понять, что ценно, а что нет.

Ценность — это основная движущая сила общества, на ней построены все человеческие системы. На протяжении всей истории человечества основой сетей был обмен — торговля товарами и услугами, то есть стоимостью.

Чтобы быть свободной, компетентной сущностью в этой человеческой системе (в которой мы все живем), вы должны понимать ценность. Изучите, что ценно — для работодателей, предприятий, потребителей, ваших коллег, людей, с которыми вы хотите свободно взаимодействовать. Узнать его. Усвойте это. Узнайте, как построить свою работу вокруг этого.

Если вы можете общаться с точки зрения ценности и если вы можете приносить пользу людям, вы можете создавать возможности для себя в любом месте.

4. Сделайте себя ценным существом.

Это основной принцип экономики — чем ценнее что-то, тем больше людей этого хотят.

Не просто пойми, что ценно для людей — стань ценным. Делайте то, что повышает вашу профессиональную и личную ценность. Изучите навыки, которые увеличат ваш потенциальный доход и увеличат спектр проблем, которые вы можете решить. Расскажите об этом, разработав веб-сайт, блог или подкаст и создав социальное доказательство. Научитесь строить интересные вещи. Узнайте, как сделать системы более эффективными. Развивайте активы, которые вы можете использовать для повышения своей врожденной ценности.

5. Возьмите на себя ответственность за свои действия и решения.

Со свободой приходит ответственность. При каждом выборе, который вы делаете, вы должны одновременно пожинать плоды и нести ответственность за последствия. Если запутаешься, так и скажи. Если вы находитесь в ситуации, которая вам не нравится, не разыгрывайте карту жертвы. Вы не жертва. Вы свободный агент, который принимал решения, которые привели вас сюда, и даже если вы не выбирали исход, вы вольны выбирать, как двигаться дальше.

6. Берите на себя ответственность. Не позволяйте себе оправдываться.

Очень легко оправдываться перед другими людьми, если вы что-то напутали или приняли неверное решение. Также легко найти себе оправдание.

В некоторые дни вы устали, и у вас есть два варианта: вы можете смотреть Netflix, пока не заснете, или вы можете написать сообщение в блоге перед сном. Вы выбираете Нетфликс. Вы чувствуете себя виноватым позже, когда будете готовиться ко сну, не написав пост в блоге. Вы можете оправдываться перед собой, когда выключите свет: «Я устал», «У меня не было хороших идей», «Мне нужна была творческая подзарядка» и т. д. Все эти пункты могут быть правильными — важен баланс. — но вы позволяете себе сорваться с крючка, когда отмахиваетесь от этого чувства вины, не исследуя его сначала. Вы поощряете свою пассивность, рационализируя ее.

Это верно как для макро, так и для микро — важных жизненных решений и мелких повседневных дел.

Оправдания прокладывают и полируют путь к посредственности. Искоренить их.

7. Не принимайте неудачу как возможность.

Когда вы не ждете разрешения, чтобы что-то делать, и берете на себя ответственность за свои действия, на дороге будут неровности.

Вы должны быть устойчивыми.

В Думай и богатей Наполеон Хилл имеет отрывок о подписании Декларации независимости. В этом отрывке он делает очень острое замечание: эти 56 человек подписывали не только провозглашение свободы, но и документ, который вполне мог стать им смертным приговором. Если бы британцы победили, а их революция потерпела поражение, каждого из этих людей, скорее всего, повесили бы за измену.

В их сознании не было возможности потерпеть неудачу. Единственным жизнеспособным вариантом был успех, и они не собирались — теперь не могли — сдаться, пока не добьются его.

Путь к свободе — и к успеху в любом виде — тернист. На пути будет много неудач и много ложных концовок, которые приведут к поражению. Если вы хотите быть автономными в своих решениях и своем жизненном пути, вы не должны принимать неудачу как возможный результат. Неудача — это шаг в процессе, а не пункт назначения. Единственная возможность — успех.

8. Неустанно стремитесь к самосовершенствованию.

Победа не приходит к пассиву. Он предоставляется тем, кто сражался упорнее всех и умнее всех. Отслеживайте свои победы. Изучите свои потери.

Будьте обдуманны в отношении того, куда вы идете — ставьте регулярные цели — но также доверяйте процессу. Используйте возможности, которые сделают вас лучше, даже если они не приведут вас прямо туда, где вы хотите оказаться. Имейте четкие намерения для роста, но знайте, что эти намерения могут быть реализованы в неожиданных местах.

9. Познай себя.

Из всех этих пунктов этот может быть самым сложным. Это, безусловно, работает глубже всего. Чтобы по-настоящему обрести свободу, вы должны понимать, почему вы принимаете те или иные решения. Мы рабы собственного ума и собственных привычек. Мы постоянно делаем выбор, который кажется непроизвольным. Мы часто не знаем, почему мы оказываемся в отношениях, которые мы делаем, делаем те ошибки, которые мы делаем, имеем ментальные блоки, которые мы делаем. Практикуйте постоянный самоанализ и исследование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *