Свобода и ответственность личности — как связаны? Понятие и соотношение
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
Новое
Свобода и ответственность — неразделимые понятия. И пусть каждый из нас волен поступать так, как хочется, важно осознавать, что всякий выбор имеет последствия. В этой статье мы разберём понятия свободы и ответственности, а также рассмотрим их взаимосвязь на примерах из жизни.
Что такое свобода
В статье «Свобода и необходимость в человеческой деятельности» мы уже разбирали это понятие. Но чтобы раскрыть связь свободы и ответственности с точки зрения обществознания, важно вспомнить его ещё раз. Давайте сделаем это.
Свобода — это возможность человека самому выбирать вид деятельности, следуя своим желаниям, интересам и целям, которые формируются в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества.
Пример № 1.
В детстве Степан мечтал заниматься танцами, но родители посчитали это хобби недостойным будущего мужчины и отдали мальчика на хоккей. Когда Степан стал взрослым, он решил воплотить детскую мечту — начал ходить на вечерние занятия танцами после работы. Несмотря на то что не все друзья поддержали его в этом, он всё равно сделал выбор в пользу интересов, потому что танцы делают его счастливым. Это пример того, как может проявляться свобода.
Итак, свобода — это то, что даёт нам волю сделать выбор. При этом у каждого отдельного человека есть свои возможности реализовать её. На это влияют несколько социальных факторов. Разберём их на примерах:
Уровень развития общества. У человека из Средневековья и человека из нашего времени есть разные возможности, чтобы свободно делать выбор.
Социальные нормы. Сотню лет назад европейское общество порицало женщин, которые носили брюки. Сегодня же это стало нормой.
Положение человека в обществе. Обеспеченным людям доступен более богатый выбор материальных благ, чем нуждающимся.
Формы общественной деятельности. В общении с людьми и во время работы перед человеком стоят разные виды решений, которые он свободен принимать.
Социализация. Если человек рос в обществе, он обычно умеет ладить с людьми и перед ним открыты многие двери, связанные с общением. С другой стороны, человек, который рос вдали от цивилизации, будет ограничен в свободном выборе, когда попадёт в общество.
Проверьте себя
Приходилось ли вам делать свободный выбор, похожий на тот, что описан в примере? Расскажите о нём.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Как связаны свобода и ответственность
Чтобы проиллюстрировать соотношение свободы и ответственности, достаточно вспомнить русские сказки про богатырей. В них герои оказываются на распутье перед камнем, на котором написано: «Направо пойдёшь — богатым будешь, налево пойдёшь — коня потеряешь».
Точно так же и в жизни мы каждый день выбираем дороги. Только в этом случае камни не предупреждают нас о последствиях наших действий заранее. Поэтому нужно быть готовым принять ответственность, ведь у каждого свободного выбора есть итог.
Ответственность — это осознанная готовность человека принимать последствия своего выбора, отвечать за поступки.
Проблема свободы состоит в том, что она не может быть абсолютной — её можно и нужно ограничивать, иначе общество будет охвачено хаосом. И ответственность выступает одним из таких ограничителей. А потому эти два понятия тесно взаимосвязаны.
Пример № 2.
Две недели назад Артём попросил у одногруппника деньги в долг. Сегодня он получил зарплату — как раз в тот день, когда обещал отдать долг. Но делать этого не хотелось, ведь как раз сейчас вышла новая часть игры God of War, которую он давно ждал. Перед Артёмом стоит выбор: купить игру и соврать другу или вернуть долг.
Если он решит отдать деньги, то примет это решение под давлением личной ответственности — перед другом и перед своими принципами. А если купит игру, то Артёма догонят последствия. Возможно, ему просто станет стыдно, или друг после этого перестанет ему доверять и больше не выручит деньгами до зарплаты.
Осознавать все эти последствия и делать выбор с оглядкой на них — это и есть проявление свободы и ответственности в жизни человека.
Какой бывает ответственность
Ответственность, связанная со свободой личности, может быть разной. И она делится на виды не по одному критерию. В таблице ниже мы разобрали главные из них.
Виды ответственности | ||
---|---|---|
По какому признаку различаются | Названия видов | Сущность |
Перед кем наступает ответственность | Внешняя | Перед другими людьми: семьёй, законом, коллективом на работе и т. д. |
Внутренняя | Перед собой, личными моральными принципами | |
Индивидуальная | Выбор сделал один человек, он же несёт ответственность | |
Групповая | Выбор сделала группа людей, она же несёт ответственность | |
Коллективная | Выбор сделал один или несколько человек из группы, но ответственность несут все, кто в неё входит | |
Какой природы ответственность | Нравственная | Ответственность за моральные решения |
Социальная | Ответственность за поведение в социуме | |
Политическая | Ответственность за политическое решение | |
Юридическая | Ответственность за нарушение законов |
Проверьте себя
Ещё раз изучите таблицу с разными видами ответственности: социальной, внешней, внутренней и другими. Придумайте хотя бы один пример к каждому из них и порассуждайте, почему выбрали именно его.
В этой статье мы поговорили о свободе, ответственности и том, как общественные ценности, вроде морали, могут влиять на выбор человека. Если хотите сильнее погрузиться в эту тему и исследовать её нюансы, советуем заниматься с преподавателем. Например, на курсах обществознания в Skysmart. Начните знакомство в платформой на бесплатном вводном уроке!
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Новое
Ценные бумаги
К следующей статье
Новое
Духовная сфера
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Аргументы на тему: Свобода человека (для итогового сочинения)
Многие из нас слышали такое замечательное выражение: свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Но так ли это? Что из себя представляет такое манящее, «сладкое» слово свобода, будоражащее умы ученых, писателей, творцов? В чем она проявляется и из чего состоит?
Содержание:
- 1 Аргументы о невозможности абсолютной свободы
- 2 Свобода и ее ограничения
- 3 Свобода и ответственность
- 4 Чем опасна свобода?
- 5 Свобода в жизни человека
- 6 Нравственность — основа свободы
- 7 Что такое свобода?
Аргументы о невозможности абсолютной свободы
М. Горький, «Макар Чудра». Абсолютная свобода красива на бумаге, но в реальности она приобретает самые скверные черты. В этом мы убеждаемся, читая историю Радды и Лойко. Цыган и его избранница мечтали сохранить волю даже в отношениях друг с другом, но понимали, что это невозможно. Любовь и семья предусматривают взаимные обязательства и уступки — все это ограничения, которых не избежать. Погоня за идеалом заставила героев пойти на крайние меры: Лойко убил Радду, а сам пал от кинжала ее отца. Зато в этой совместной смерти они были вместе навсегда. Этот пример показывает, что люди, одержимые свободой без границ, не могут построить прочные отношения и реализоваться в обществе. Их фанатизм приводит к трагическим последствиям.
М. Горький, «На дне». Главные герои пьесы максимально приближены к идеалу абсолютной свободы, как это ни парадоксально. Они никому ничего не должны (кроме хозяина ночлежки, но и ему они ничего не отдают), они не несут ни за кого ответственность, им не нужно думать о будущем семьи или проблемах на работе. Они не трудятся и не учатся, им не надо вставать к восьми. Сатин всем своим соседям дает совет: «Просто обременяй землю!». Но почему-то их существование не вдохновляет последовать примеру. А все потому, что наряду с обязанностями есть потребности, которые никуда не уходят. Обитатели дна, как и все, хотят вкусно есть, развлекаться, жить в комфорте и даже иметь уважение других людей. Они все равно вынуждены вставать с лежанки, чтобы искать пропитание и выпивку, только вот выбора, где найти, у них почти что нет. Человек может мнить себя свободным ото всех, может удалиться в тень и ничего не делать, но остаются нужды организма и духовные запросы, которые в полной изоляции от общества утолить нечем.
Хадзимэ Исаяма «Атака Титанов». Проблема невозможности абсолютной свободы человека волновала не только писателей прошлых веков. Многие современные мыслители обращаются к этим извечным вопросам в своих произведениях, рассуждая о пределах дозволенного. К примеру, Хадзимэ Исаяма, японский писатель, затрагивал данную проблему в своей работе «Атака титанов». Главный герой, имя которого Эрен Йегер, с малых лет желает освободить себя, семью, своих друзей и все человечество. Чтобы все жили долго и счастливо, вздыхая полной грудью и ощущая безопасность. Только вот эта помешанность (а по-другому это назвать тяжело) Эрена на абсолютной свободе не приводит ни к чему хорошему, ведь, как сказал один из второстепенных персонажей этого произведения, «мы все рабы чего-то». Но главный герой не относится к тем, кого останавливают какие-либо ограничения. Сначала Эрен полагал, что свободу человечество обретет за стенами, но этого не произошло: как оказалось, вне «проклятого острова Парадиз» есть люди, которые желают либо смерти живущим на нем «демонам», либо используют их как рабов, из-за прошлых войн. Затем герой собирается уничтожить инакомыслящих: раз они позволяют себе ограничивать свободу, то надо устроить геноцид. В финале Эрен становится настоящим деспотом и погибает от рук своих друзей. Таким образом, Хадзимэ Исаяма показывает, что зацикленность на свободе без границ приводит к печальным последствиям, как для самого человека, так и для окружающих. Даже у независимости есть моральные границы, которые переходить нельзя, иначе свобода вырождается во вседозволенность.
Свобода и ее ограничения
М. Горький, «Старуха Изергиль». Прозаическое произведение «Старуха Изергиль» Максима Горького посвящено теме нравственных ограничений свободы. Вспомним Ларру: он вырос вдали от общества и искал полной независимости. Он не признает принятые человеческим коллективом законы и стремится к личной свободе, страстно желает ее. Герой осуждает, даже презирает старейшин и отрицает царящие порядки. Единственное, что для него имеет смысл и значение – это личные нужды и эгоистичные интересы. Остальное – чуждо сыну орла и простой девушки. Именно потому, когда Ларра получил отказ от женщины, что понравилась ему, он убил ее. И даже ни секунды не посвятил размышлению о том, что он нарушил чужое право и погубил невинную душу. Он даже предположить не мог, что, то, что он посягнул на чью-то жизнь, — это преступление. Для Ларры свобода – это возможность действовать так, как ему хочется, невзирая на моральную сторону поступка. Для него главное – это жизнь в вольности. Но она же и стала его наказанием: после убийства он обрёл полную свободу, но, не выдержав полнейшего одиночества, стал мечтать о смерти. Такая свобода была ему не под силу, ведь Ларра был не только орлом, как его отец, но и человеком, как его мать. На его примере мы убеждаемся, что воля личности не должна выходить за границы независимости других людей, иначе интенсивность социальных санкций пресечет вседозволенность на корню.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Среди множества проблем, которые поднимаются в романе «Преступление и наказание», звучит и тема свободы. Писатель показывает, что может произойти с человеком, который позволит себе выйти за рамки закона и переоценит свою волю. Главный герой, Родион Раскольников, чтобы подтвердить теорию «тварях дрожащих», которым дозволено не все, и «право имеющих», которые стоит выше всех остальных, убивает двух женщин. Но ожидаемая власть Раскольникову не достается. Он не смог применить по назначению украденные деньги и ценности. Более того, он потерял контроль над собственной жизнью. Родиона начинает мучить страх наказания. Герой сожалеет о случившемся, постепенно раскаивается, но уже ничего не изменить нельзя – последствия необратимы. Раскольников пошел на преступление, пренебрегая установленными в обществе законами, и не учел того, что за свои поступки придется отвечать. Каждое действие всегда влечет за собой соразмерные последствия. За вседозволенность герой и был наказан собственными терзаниями. Безусловно, живя среди людей, абсолютно каждый человек имеет право на реализацию своих желаний, интересов. Но при этом он не должен нарушать нормы морали и права, действующие законы. Свобода без границ существовать не может, ведь нас окружают те, кто имеет свои права и желания, а потому мы не можем вести себя так, как хотим, пренебрегая их интересами. Иначе это уже не свобода, а тирания одного против всех.
Свобода и ответственность
М. Горький «Старуха Изергиль». Прозаическое произведение «Старуха Изергиль» Максима Горького посвящено теме свободы. Но у каждого из героев (Изергиль, Данко и Ларра) совершенно разные понимания этого слова. Но для всех троих свобода – это неотъемлемая часть их жизни. То, без чего они – не они. Например, понимание свободы старухой Изергиль перекликается с отношением к ней другого героя произведения – Ларры. Изергиль, как и он, желает поступать так, как ей вздумается, ей хочется жить так, как того требует ее душа. Но у старухи Изергиль есть одно ключевое отличие от гордеца Ларры: она не отказывается от общества и подстраивается под его законы, лишь изредка бунтуя против них. Да, женщина живёт только ради собственного удовольствия, не особо считаясь с чужими чувствами и желаниями. Свобода для неё заключается в независимости от мужчин и общественного мнения. Он переходит из одних отношений в другие и пользуется всеми благами любви. Однако подобный образ жизни не сделал эту героиню счастливой: несмотря на все плюсы своей вольности, она не смогла стать свободной внутренне, а чувство невыполненного предназначения тяжким грузом жило в её душе и терзало ее. Все потому, что героиня не поняла, какую ответственность накладывает на человека независимость. Он волен располагать собой, да, но и последствия неправильных шагов на его совести. Изергиль осталась в разбитого корыта, потому что инфантильно распорядилась своей волей.
Миф о Дедале и Икаре. Свобода, право на распоряжение ею и уровень ответственности за содеянное волновали людей с самых давних времен. Так, даже в мифах Древней Греции есть история одного гениального изобретателя Дедала. Вместе со своим сыном Икаром он желал сбежать от злого и жестокого царя Миноса. Для того чтобы осуществить задуманное, он создал крылья: скрепил перья воском и закрепил на особой инженерной конструкции. Это подарило герою мифа возможность улететь с острова вместе с сыном. Но чувство абсолютной свободы так опьянили Икара, вскружили ему голову, что он, не задумываясь о последствиях, слишком близко подлетел к солнцу. Из-за этого воск растопился, а Икар упал. Этот миф подтверждает тезис о том, что свобода и ответственность неразрывно связаны между собой. У каждого человека есть выбор, как поступать, но вместе с этим ему нужно полностью принимать последствия своей деятельности, какими бы они ни были.
Чем опасна свобода?
М. Горький, «Челкаш». Свобода дает много соблазнов, которые могут заставить личность перейти все грани дозволенного и изменить себе. В этом мы убеждаемся, глядя на Гаврилу. Крестьянский парень хотел заработать денег в городе и выгодно жениться в деревне. Он познакомился с вором, который предложил выгодное, но противозаконное дельце. Гаврила согласился, но в процессе вел себя трусливо и едва не испортил все. Челкаш, тем не менее, наградил его. Но Гаврила, почувствовав вкус свободы от закона, решил отобрать всю сумму, напав на Челкаша сзади. Соблазн легкой наживы вскружил ему голову. Крестьянин думал, что вора никто жалеть не будет, что он — лишний мире, а потому его смерть ничего особо не изменит. Однако такие мысли сделали Гаврилу более худшим преступником, чем контрабандист из порта. Свобода Гаврилы стала вседозволенностью и привела к тому, что он изменил себе: стал тем самым «отребьем», о котором жалеть никто не будет.
Михаил Лермонтов, «Три пальмы». Стремление к свободе и возможности выбирать наилучший исход для своей жизни – это одни из вечных проблем, которые волнуют общество на протяжении веков. Так, стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» также обращено к этой теме: оно представляет собой восточное сказание о трёх пальмах. Они долго молились, чтобы их кто-нибудь увидел. Когда Бог услышал их просьбу и прислал к ним странников, те безжалостно их срубили. Пальмы хотели изменить свою судьбу и добились этого, но далеко не каждая перемена идет во благо. Бог дал им волю, но что из этого вышло? Порой и люди страстно желают свободы, которая в итоге губит их. Они стремятся к новым ощущениям, а получают такие последствия, к которым вовсе не готовы. Независимость опасна тем, что далеко не каждый готов нести за нее полную ответственность. А эта неготовность может ранить и даже погубить.
Свобода в жизни человека
М. Ю. Лермонтов, «Мцыри». Главный герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» – это образ человека, который стал рабом поневоле. Именно поэтому мечты о свободе, стремления к ней – это то, что поглотило разум юноши целиком. Ещё ребёнком он попал в плен, отказался есть и заболел, а монахи сжалились над ним и выходили его в монастыре. Однако каменные стены не стали ему домом: они были тюрьмой для Мцыри. Он не был монахом по своей натуре, в его венах текла горячая кровь горца. Юношу безумно влекла воля, потому он совершил побег. Мцыри хотел повидать родные места, сохранившиеся в его памяти, мечтал ступить на землю, где когда-то был его настоящий дом. Однако этой грезе не было суждено исполниться: спустя всего три дня скитаний он все же погиб. Хотя и ни минуты герой о содеянном не жалел. Перед смертью Мцыри с гордостью рассказывает во время исповеди о том, что ему всё же удалось увидеть свободную жизнь. Эти несколько дней на воле, в понимании героя поэмы, стоили целого века в тюрьме. Молодой гордец вдохнул свежий воздух, увидел живописные пейзажи лесов и рек, наслаждался женской красотой. Буря, гроза, горящее от удара молнии дерево – всё это символизировало внутреннюю борьбу главного героя. Мцыри был по своей натуре истинным бойцом, поэтому, не раздумывая, вступил в смертельную схватку с барсом, в которой победил дикого зверя ценой собственной жизни. В конце поэмы главный герой погибает, но на смертном одре он предстает свободным от оков, непобежденным. Михаил Юрьевич Лермонтов показал на примере главного героя поэмы то, на что способен (и готов пойти) человек ради достижения своей свободы.
А. Н. Островский, «Гроза». Ограниченность общества и попытка загнать всех в строгие рамки – одна из частых тем русской классики. Александр Николаевич Островский тоже обращается к теме ограничения свободы людей. В пьесе «Гроза» от деспотизма консервативной, жадной до власти Марфы Кабановой страдает главная героиня — Катерина. В темном царстве Кабанихи нет места даже для маленькой крупицы воли, а все живое вянет, теряя силы. Катерине, как «лучу света», особенно тяжело. Она внутренне погибает от такой замкнутости и лелеет мечты о свободе. Упреки, оскорбления, полный контроль Кабанихи ее мучают. Героиня спрашивала у Варвары: «Почему люди не летают как птицы?» — и это вызвало немало удивления у критиков произведения, в том числе и у знаменитого Добролюбова Н. А. Стоит отметить, что на самом деле в вопросе Катерины нет ни капли мистики. Просто птицы являются символом свободы, возможности взмыть в небо и сбежать от Кабанихи далеко-далеко. Она сама хотела стать одной из них и избавиться от своего заточения. Однако спастись от ненавистного ига можно было только одним путем. Финал пьесы трагичен: Катерина бросается с обрыва в воду и погибает. Но таким образом девушка обретает освобождение для своей души. Автор дает нам понять, как важна свобода для человека. Без нее жить становится попросту невозможно.
Нравственность — основа свободы
А.И. Куприн, «Олеся». Настоящая свобода всегда строится на нравственных законах и ограничениях. С такой вольной, но высокоморальной героиней мы знакомимся на страницах повести Куприна. Олеся живет в лесу и полностью обеспечивает свои нужды самостоятельно, не завися от жителей деревни. Ее мысли и суждения развиваются вдали от общества и обладают индивидуальностью, ничем не попираемой. Однако главное, что делает героиню свободной, — это умение жить в гармонии с окружающим миром. Она не только берет ресурсы у леса, но и дает взамен свою помощь. Олеся лечит животных, освобождает их из силков охотников и не отказывает заблудившимся путникам. В ее отношениях с другими нет принуждения и насилия, поэтому ей удается сохранять самобытность и жить так, как хочется. Этот пример показывает, что свобода базируется на нравственности.
Н.А. Некрасов, «Свобода». Невозможность самостоятельно распоряжаться жизнью, выбирать, где, как и сколько трудиться, веками была одной из главных проблем русских крестьян. Отсутствие личной свободы душило народ. Именно поэтому можно сказать, что стихотворение Николая Алексеевича Некрасова посвящено одному из самых важных в истории нашей страны событий: отмене крепостного права. Лирическое произведение носит торжественный характер, а герой стихотворения ликует при виде ребёнка, которому повезло родиться уже в свободное время. Главное именно то, что теперь он может самостоятельно выбирать свой жизненный путь. У него нет необходимости пресмыкаться перед господами и терпеть их произвол. Рожденное дитя свободно от уз крепостничества и сможет само, когда подрастет, строить свою судьбу. Именно эту независимость он считает самым важным качеством в жизни каждого человека. Даже то, что в середине стихотворения поэт упоминает о том, что «на место сетей крепостных люди придумали много иных», не уменьшает его уверенности в правильности реформы. Бесправие от рождения — это аморальный закон, который должен был быть отменен. Основой освобождения народа стала справедливость — нравственный критерий, который лежит в основе независимости.
Что такое свобода?
А.П. Чехов, «Чайка». Свобода — это возможность самостоятельно определять свою судьбу. Но, увы, она всегда включает в себя не только эйфорию от полета, но и последствия падений. В этом мы убеждаемся, анализируя судьбу Нины Заречной. Главная героиня живет с деспотичным отцом, который ее во всем ограничивает. Тайно она желает пойти в актрисы, но боится осуждения родни. Этот конфликт желаемого и действительного приводит к развязке: Нина убегает из ненавистного дома и начинает жить самостоятельно. Однако ожидаемый триумф оборачивается горьким разочарованием. У Нины нет настоящего таланта актрисы, работу найти трудно, а ее связь с Тригориным не становится браком и обременяет Нину незаконнорожденным ребенком. Теперь она ведет себя так, как хочет, не подчиняется отцу, но и всю ответственность за свои поступки несет в одиночку. Так что свобода — это и взлеты, и падения воли.
Марина Цветаева, «Кто создан из камня…». Проблема свободы — одна из важных и сложных проблем, она волновала многих мыслителей на протяжении развития всего человечества. Можно сказать, что это глобальная человеческая проблема. Загадка, которую из века ввек пытаются разгадать многие поколения людей, но все никак не доберутся до сути. Стихотворение Марины Цветаевой представляет собой некое подобие манифеста, громогласно провозглашая правила жизни, по которым живет лирическая героиня. Она своевольна и не признает ничего, что могло бы хоть как-то повлиять на нее, ограничить ее свободу. Она презирает тех, кто «создан из камня», то есть людей, которые сами загоняют себя в строгие рамки дозволенного. Главным для неё является ощущение душевной свободы, знание, что она может делать все, что хочет, не только в физическом или материальном плане, но и, в первую, главную очередь, в духовном. Ее не могут остановить никакие запреты и предрассудки, она называет себя «бренной морской пеной», что символизирует абсолютную независимость и безграничность. Свобода должна дарить ощущение того, что у человека нет помех на пути к реализации самого себя и осуществлению заветных грез.
Автор: Екатерина Грачева
Свобода в пределах ответственности
Статья размещена с разрешения Марен Шмидт.
Свобода и ответственность связаны друг с другом.
Мы свободны действовать, когда имеем на это право, а также берем на себя ответственность.
Например, в нашем обществе мы имеем право водить машину. Мы пользуемся этой привилегией водить, беря на себя ответственность научиться водить, получить права, иметь машину и взять на себя финансовые обязательства, которые вытекают из этого. Тогда у нас есть свобода передвижения.
Понимание взаимосвязи между свободой и ответственностью может быть трудным. Когда нам 14 лет, свобода мечтает о том, чтобы ехать по дороге на красном кабриолете «Мерседес» со скоростью 190 миль в час, подгоняемый ветром. К 30 годам мы точно знаем цену этой свободы с точки зрения ответственности. Свобода управлять автомобилем нашей мечты требует значительной ответственности.
Осуществление нашего права на вождение, принимая на себя ответственность за эту привилегию, дает нам свободу вождения. Может быть, не двухдверный родстер, но свобода вождения.
В нашей стране у нас много прав. В Америке в 16 лет мы имеем право водить машину. Мы должны взять на себя соответствующие обязанности по уходу за автомобилем, получению прав, осторожному вождению, чтобы не навредить другим или себе, и быть готовыми заплатить, если мы причиним ущерб.
С точки зрения математики: Права + Обязанности = Свободы.
Как родители и учителя, мы подводим наших детей, когда мы позволяем им свободы, не требуя необходимых обязанностей для получения этой свободы. Когда мы путаем права и свободы, мы пренебрегаем обучением наших детей тому, как получать и сохранять свободы.
Как эффективные родители, мы ограничиваем свободы, которые мы даем нашим детям, расширяя их по мере того, как наши дети становятся более ответственными. Если свобода предоставляется до того, как в жизни ребенка установлена соответствующая ответственность, мы подвергаем ребенка высокому риску неудачи. Если мы даем детям автомобили до того, как они умеют водить, до того, как они осознают цену денег, до того, как они осознают, как их действия могут повлиять на других, мы провоцируем неудачи, дорогостоящие аварии, серьезные травмы и смерть.
Мы хотим обеспечить успех нашим детям. Чтобы быть ответственными, нам нужно помочь нашим детям научиться «отвечать со способностями». Наблюдая за развитием способностей наших детей, мы можем предложить им соответствующие свободы.
Для маленького ребенка, мы ограничиваем его свободу, например, не позволяя ему выходить на улицу одному. Как только наши дети покажут нам, что они будут оставаться во дворе, носить соответствующую одежду и не будут подвергать себя опасности, перелезая через забор и т. д., тогда мы можем расширить их свободы, включив в них выход на улицу с нашего разрешения.
Когда ребенок старше шести лет начинает исследовать окружающий мир, вопросы свободы и ответственности часто оказываются в центре борьбы за власть; ребенок желает свободы, но ему не хватает ответственных навыков, чтобы иметь возможность иметь свободу. Обучая навыкам, необходимым для свободы, мы можем помочь ребенку. В других случаях ребенок может быть ответственным, и мы не допускаем свободы, потому что считаем ребенка слишком маленьким. Начинается борьба за власть. Конфликт возникает из-за того, что ответственность и свобода не следуют друг за другом.
Для подростка бывают моменты, когда ему дарована свобода, а ответственность снята. Например, может быть подросток, который заработал право водить машину, но получил штраф за превышение скорости или оставил бензобак пустым. Свободу нужно отнять, а потом снова заслужить.
Последствие пренебрежения ответственностью должно соответствовать вытекающей из нее свободе. Свобода приглашать друзей на ночь может соответствовать обязанности помогать по дому или выполнять школьные задания.
Свобода играть с игрушками заключается в том, чтобы играть с ними безопасно и правильно или правильно убирать их.
Свобода от десерта зависит от помощи во время ужина, чистки зубов без предупреждения или правильного питания.
Свобода пойти в кино зависит от выполнения домашних дел и уважения к другим.
Если у вас конфликт с ребенком из-за желаемых свобод, определите, соответствуют ли обязанности требуемым свободам. Если нет, сядьте и спланируйте вместе со своим ребенком (даже трехлетним), как развивать обязанности, ведущие к свободе.
Свобода ограничена возможностью реагировать на право или привилегию. Мудрые родители ограничивают и дают свободу, исходя из наблюдаемых способностей своих детей. Когда мы поймем права, обязанности и свободы, наши дети научатся реагировать со способностями, зарабатывая свободы, ведущие к независимости.
Марен Шмидт – отмеченный наградами преподаватель и автор. Марен использует свой талант в написании и создании онлайн-семинаров. Школьным сообществам Монтессори нравятся ее еженедельные информационные бюллетени Kids Talk, а также ее семинары, полные практических советов о детях. Марен — проводник Монтессори, прошедший начальную подготовку в AMI. Она основала школу Монтессори, и ее роли Монтессори включают родителя, учителя и школьного администратора. Посетите MarenSchmidt.com.
Ответственная свобода? – Утравлр
Традиционно считается, что свобода – это отсутствие принуждения и возможность поступать так, как хочется. Это негативное определение свободы, поскольку оно фокусируется на отсутствии препятствий, ограничений или ограничений в действиях. Возможна ли такая свобода? И это приемлемо? Это определенно будет очень неравная свобода. Если каждый может делать то, что ему или ей нравится, то мы создаем преступников и жертв, а не свободных граждан. Жертвы явно не могут поступать так, как им хочется. И все мы можем стать жертвами. Даже самый сильный из нас не может поступать так, как ему хочется, потому что ему время от времени приходится спать, а мы слабы, когда спим.
Неограниченная и беззаконная свобода, как в определении Гоббса, следовательно, не может существовать или только очень ненадежно. И его не должно быть, потому что если бы он существовал, то пострадали бы свобода большинства людей, права человека и другие важные ценности, такие как безопасность. Вот почему эта абсолютная негативная свобода должна быть ограничена. Свобода — это всегда свобода в государстве и свобода в пределах правового государства. Свобода может существовать только вместе с послушанием, потому что только государство со своими правилами и законами может создать равную и прочную свободу для всех. Соблюдение правил открывает пространство, в котором люди могут быть свободны, не опасаясь незащищенности, принуждения, господства, нетерпимости и т. д. Таким образом, свобода не несовместима с правилами, повиновением и принуждением.
Связанный: Больше подобных сообщений
Строго говоря, ничто из вышеперечисленного не отменяет определения свободы как способности делать все, что угодно, без препятствий.
Большая часть теории общественного договора, примером которой является Гоббс, постулирует своего рода естественную, неограниченную свободу, от части которой люди отказываются, заключая договор с государством. И вместо того, чтобы говорить, что они отказываются от части своей свободы или способности делать все, что им нравится, чтобы обрести безопасность, можно сказать, что они отказываются от части своей свободы, чтобы сделать оставшуюся часть своей свободы более надежной. Это то же самое. Они предпочитают не делать определенных вещей, например. нарушать закон — чтобы иметь больше свободы делать то, что они хотят.
Согласно этому определению свободы, всякое принуждение плохо, но какое-то принуждение необходимо. Если бы люди всегда были дружелюбны друг к другу, государство было бы не нужно, и люди не должны были бы мириться с ограничением своей свободы. Государственное принуждение в форме законов ограничивает свободу, поскольку заставляет людей действовать вопреки их желаниям. И все же принуждение может способствовать свободе. Принуждение одного человека и, таким образом, ограничение его или ее свободы может способствовать свободе других людей. А поскольку мы все можем быть этими «другими людьми», принуждение способствует свободе всех. Принуждение фактически уравнивает свободу. Это делает невозможным, чтобы свобода одного наносила ущерб свободе другого. Так что уже становится очевидным, как переплетаются свобода и равенство.
Ответственность и свобода идут рука об руку. Если вы не хотите брать на себя ответственность, у вас не может быть и свободы. Два приходят вместе или они идут вместе. Если вы избегаете ответственности, вы должны так или иначе принять рабство. Так вот, вы мечтали о свободе, даже не думая о том, что последует большая ответственность. Свобода у вас есть, но вы не выполнили ответственность. Следовательно, грусть задерживается вокруг вас. Вы абсолютно способны удалить эту печаль. Если вы были способны разрушить свое рабство, свои цепи, вы, безусловно, способны к творчеству.
Свобода означает, что вам придется нести ответственность за каждое действие, за каждый вздох; что бы вы ни сделали или не сделали, вы будете нести ответственность. Люди действительно в глубоком страхе перед свободой, хотя и говорят о свободе. Но мой собственный опыт таков: очень немногие действительно хотят свободы; потому что они подсознательно осознают, что свобода принесет много проблем, с которыми они не готовы столкнуться. Лучше оставаться в уютном заточении. Стало теплее, и что ты будешь делать со свободой? Если вы не готовы быть искателем, искателем, творцом… Очень немногие люди хотят отправиться в паломничество или погрузиться в более глубокое безмолвие сердца, или взять на себя ответственность любви. Последствия велики.
Вам придется рассеять эту тьму, иначе рано или поздно вы попадете в тюрьму. Вы не можете продолжать обременять себя грустью. Прежде чем бремя станет слишком тяжелым и заставит вас вернуться в рабство, в тюрьму, измените всю ситуацию, став творческой личностью. Просто узнайте, в чем ваша радость в жизни, что вы хотели бы создать, кем вы хотели бы быть, что вы хотите, чтобы быть вашим определением. Свобода — это просто возможность найти для себя определение, истинную, подлинную индивидуальность и радость от того, что мир вокруг тебя становится чуточку лучше, чуточку красивее — еще немного роз, еще немного зелени и еще немного оазисов. .
Зная, что у нас есть огромный потенциал, мы естественным образом стремимся к свободе. Но свобода приходит с обязанностями. Многие люди на Западе с гордостью говорят: мы живем в свободном мире, мы свободны! тогда как на самом деле — с моей точки зрения — это не так. Это правда, что им дано право думать, говорить и действовать так, как они хотят, но когда такая свобода не подкрепляется мудростью, люди могут вести себя хуже, чем животные.
Хотя люди уникальны и разумны, когда им не хватает мудрости, они часто злоупотребляют своей так называемой свободой в неправильных целях. Они злоупотребляют своим умом, своей речью и своей способностью действовать. Для меня давать такую так называемую свободу людям, не имеющим нужных знаний и нужной подготовки, все равно, что давать детям острые ножи. Что может сделать ребенок острым ножом? Он либо навредит себе, либо навредит другим. На мой взгляд, такая свобода на самом деле не значит слишком много. По закону вы уполномочены быть свободными, но внутри себя вы вовсе не свободны!
Большинство людей хотят быть свободными, но не хотят брать на себя ответственность. Но свобода неотделима от ответственности! Если у меня есть свобода мыслить, я обязан мыслить позитивно. Если у меня есть свобода слова, я обязан говорить правильно и осмысленно. Если у меня есть свобода действий, я обязан действовать правильно. Никто другой не может принять это решение за меня. Если бы каждый человек мог чувствовать себя ответственным таким образом, мир был бы лучше. Но большинство из нас не несут никакой ответственности за то, что мы говорим, думаем и делаем. Мы всегда находим себе оправдания и сваливаем вину на других или на обстоятельства. Винить других, конечно, легче, но, по учению Будды, так не получится, мы по крайней мере так же ответственны, как и тот, кого обвиняем.
В буддизме мы говорим о карме. Некоторые люди не хотят слышать это слово и говорят, что не верят в карму. Но вместо того, чтобы называть это кармой, мы можем просто назвать это причиной и следствием, и смысл станет очень простым. Если я ударю кого-нибудь, он ударит меня в ответ. Если я говорю плохо о других людях, они будут говорить плохо и обо мне.
Все, что мы думаем, все, что мы говорим, все, что мы делаем, имеет последствия. Это означает, что мы знаем, что все, что мы делаем, приведет к последствиям, которые мы испытаем. Это как возделывать поле. Если мы посадим чистые семена, у нас будет чистый урожай, но если мы посеем сорняки, мы произведем сорняки, а не чистый урожай. Мы можем очистить поле, только заходя на него и собирая сорняки один за другим. Мы можем очистить свой разум, только медитируя и сталкиваясь с негативными эмоциями, независимо от того, насколько болезненным может быть этот процесс.
Когда я смотрю на то, что происходит в эти дни по всему миру, я удивляюсь, как люди могут когда-либо доверять и верить кому-то другому, если они даже не доверяют себе, когда они даже не знают, что происходит в их собственных головах? Они недостаточно хорошо знают себя. Многие люди, которые психически не очень хорошо себя чувствуют, только говорят о своих проблемах и болях, но в ту минуту, когда они получают надлежащую помощь и чувствуют себя лучше, они боятся.
Даже когда они могут испытать некоторое счастье, они отвергают его, потому что думают, что не заслуживают его. Их эго подталкивает их в неправильном направлении. Если человек действительно думает, что не заслуживает счастья, то зачем тогда так беспокоиться о том, что происходит, зачем жаловаться и почему не позволить себе немного счастья? Некоторые люди полностью погружены в боль и страдания, но на самом деле они не хотят отпускать эту боль. Они отождествляют себя со страданием. Большинство людей боятся самоанализа, потому что чувствуют, что у них в голове так много нежелательной информации, так много несчастья, что они не хотят иметь с этим дело.
Таким образом, люди проецируют все на других и никогда ничего не берут на себя. Они всегда находят способы и средства переложить вину на всех остальных. Но практиковать буддизм означает брать на себя ответственность, а это значит, что мы не можем обвинять кого-то еще. И если мы какое-то время будем следовать буддийскому пути, мы можем прийти к выводу, что вообще нет никакого меня, который бы испытывал такую боль.
Мы укрепляем Я, и это Я потом приходит с удовольствием и болью. Как мы можем обвинять других, если нет меня? Это я, это большое эго, выношу суждения. Другие люди подобны зеркалам. Если у нас нет зеркала, как мы можем увидеть свое отражение? Мы не можем сваливать вину на других или на обстоятельства и не брать на себя никакой ответственности. Это очень легко понять, и это помогает нам увидеть необходимость практики и медитации, научиться мыслить, говорить и действовать позитивно и осмысленно, правильно развивать свой потенциал. В противном случае мы станем сумасшедшей и вредной расой.
Большинство людей путают ответственность с обязательствами, обязанностями и требованиями, которые лежат в основе «думания о том, как следует». Подумайте, сколько раз подобные мысли овладевают вашим миром: «Мне нужно навестить тетю в больнице». «Я должен забрать своих детей из школы». — Я должен перезвонить Салли. «Следует ли думать» — это самый быстрый из известных нам способов вызвать негодование в вашей жизни и убедить вас, что свобода — это всего лишь фантазия. Почему? Потому что это основано на убеждении, что у вас нет выбора в этом вопросе. Жизнь полна обстоятельств, когда может показаться, что ваш выбор ограничен, и вы видите мало способов эффективно реагировать. Однако даже в ситуациях, которые кажутся вам неподвластными, вы все равно держите ключ к истинной свободе, потому что у вас никогда не остается выбора.
«Что такое свобода? Свобода — это право выбора: право создавать для себя альтернативы выбора. Без возможности выбора и осуществления выбора человек не человек, а член, орудие, вещь».
Томас Джефферсон
Один из таких выборов, которые мы сделали, — относиться к идее ответственности иначе, чем мы учились в детстве. Теперь мы выбираем понимать это как нашу «СПОСОБНОСТЬ реагировать» или нашу «способность реагировать». Именно благодаря тому, что у нас есть эта «способность реагировать», у нас всегда есть выбор. Но тогда возникает вопрос: что может ограничивать мою способность реагировать? Я считаю, что «думать следует» — это как носить смирительную рубашку, ограничивающую вашу способность реагировать на обстоятельства вашей жизни — это почти гарантирует, что вы никогда не испытаете желаемой свободы.
Самый эффективный способ преодолеть это ограничение — развить способность реагировать в соответствии со своими ценностями. Чтобы добиться успеха в этом, вам нужно развить свой коэффициент интеллекта ценностей, или ваш VIQ. Самый быстрый способ улучшить свой VIQ — научиться избегать каких-либо действий, если вы четко не понимаете, как эти действия поддерживают то, что вы больше всего цените. Развитие этой способности — самый верный из известных нам способов освободить свой разум от влияния «мышления «должен». Более того, улучшение вашего интеллекта по ценностям позволит вам оставаться открытым для бесконечных возможностей, присутствующих в любой ситуации. Именно через изучение и практику этого качества способности реагировать на то, что вы цените, вы можете начать испытывать настоящую свободу в своей жизни.
Вступайте в клуб, чтобы узнать больше о подобных вещах! Если вы еще не являетесь участником, вы можете зарегистрироваться здесь и получить массу удивительных, невероятных, крутых вещей, которые никто другой не может получить, и все ваши друзья будут завидовать.
До следующего раза, завидуйте друзья. Ревновать.
Udeety
Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ в единственный клуб нашего члена и наслаждайтесь неограниченными ресурсами для путешествий. Узнавайте первыми о новых скидках на путешествия и эксклюзивных купонах на скидки от ведущих брендов.