Сенной округ — Свобода — это ответственность
Основной Закон, принятый в 1993 году, признал высшей ценностью права и свободы человека, обязав государство соблюдать и защищать их. Сегодня об этом важнейшем завоевании демократии мы говорим с Наталией Владимировной Астаховой, кандидатом исторических наук,Главой МО Сенной округ
– Наталия Владимировна, понятие СВОБОДА каждый трактует по-своему. Есть те, кто этим термином спекулирует и пользуется для манипуляции сознанием других. Кто-то считает свободой полное отсутствие ограничений. Сколько людей – столько интерпретаций. Что есть свобода для Вас?
– Свобода – мое естественное состояние. Того давления, когда постоянно думаешь, что сказать, а о чем промолчать, сейчас нет. Но спросите молодого человека, который не жил при тоталитаризме и авторитаризме, считает ли он себя свободным, – наше видение в каких-то моментах будет кардинально разниться. Полагаю, люди разных поколений, сформировавшиеся в различных условиях, и понятие СВОБОДА определяют для себя по-разному. Ведь мы не можем отказаться от своего жизненного опыта. Прошлое так или иначе влияет на восприятие настоящего. О плюсах жизни рядового гражданина во времена «развитого социализма» мы помним. Но и прекрасно понимаем, насколько закрытым было общество при советской власти и насколько мала возможность высказывать свою точку зрения. Ограничивался доступ к информации, причем не только к секретным архивам, но и к литературе из библиотечных фондов. Хотя с позиции прожитых лет я понимаю, что неокрепшему уму не всякая литература пойдет на пользу…
– Может ли свобода быть абсолютной?
– В цивилизованном обществе – нет. Понимаю это хотя бы с учетом собственного опыта. Свобода одного неизбежно заканчивается там, где начинается свобода другого. Это невозможно даже на уровне взаимоотношений со своей семьей. Ведь я не делаю, что хочу, а подчиняю свою жизнь, в том числе, и интересам близких. И счастлива тем, что у меня такая свобода, с такими замечательными ограничениями! В семьях с традициями дети уже с младенчества понимают: свобода есть осознанная необходимость. И не отсутствие запретов, а их наличие. Это не тяготит, а дисциплинирует и воспитывает. Да, теоретически любой человек может делать все что пожелает. Но человек цивилизованный осознает, какими могут быть последствия у тех или иных его шагов, и не совершает противоправных либо рискованных действий. Хотите абсолютную свободу? Пожалуй, опыт Диогена с его бочкой на берегу наиболее тому близок.
– Россияне сегодня могут считать себя свободными? Или более свободными, чем, скажем, 20 лет назад?
– Считаю, что да. Границы открыты, люди путешествуют, сравнивают свою жизнь с жизнью в других странах, окунаются в совершенно иной мир, который прежде казался почти сказочным. Можно делать это через ТВ и интернет – они доступны практически каждому. И та же Европа сегодня уже не видится из России такой уж безоблачно прекрасной. Не надо, кстати, забывать, что страны Запада сформированы в иных исторических условиях. Они переживали другие политические катаклизмы, их законодательства основаны на римском праве, что способствовало более раннему становлению демократии. Нашему обществу обязательно нужно постараться сохранить и при- умножить отечественные достижения, а у других стран заимствовать их демократические наработки. Мне нравится жить в сегодняшнем мире, пользоваться своими законными свободами. Да, сейчас, на мой взгляд, молодым в чем-то сложнее. Легче только тем, у кого хороший тыл – семья, родители. Зато сегодня намного шире возможности для самореализации. Быть может, это и правильно, когда с младых ногтей есть понимание, что твой успех в твоих руках. Трудности закаляют, стимулируют рост, самосовершенствование. А государство, естественно, должно помогать своим гражданам. Я понимаю, что свобода может являться подлинной лишь в стабильном цивилизованном обществе, когда она не самоцель, а возможность достичь той или иной цели. Для гражданина недостаточно говорить, думать и делать что хочешь – нужно иметь возможность жить достойно. Если человек денно и нощно озабочен тем, где бы добыть кусок хлеба, он априори несвободен. Власть взвешенная, разумная, гуманная в идеале призвана создавать благоприятные условия, снижать налоговое бремя, способствовать развитию личности, – вот тогда можно говорить о настоящей свободе.
– Конституция РФ закрепила наши права и свободы юридически. Но она же и установила их границы. Значит ли это, что наша свобода иллюзорна?
– Отнюдь. В действующей Конституции впервые в постсоветском периоде закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». То есть не мы для государства, а государство для нас. Да, тот, кто долго жил в среде с множеством запретов и ограничений, оказавшись в атмосфере свободы, испытывает естественную растерянность. Система, согласитесь, должна быть к нему гуманней. Все мы заботимся о своих родных, находим общий язык в конфликтах, оберегаем. Так и Отечество обязано заботиться о своих детях, и прежде чем требовать что-либо с граждан – повернуться к ним лицом. К примеру, не должен человек бесконечно бегать по всем инстанциям для решения подчас элементарных вопросов и получать адекватную помощь лишь после вмешательства депутата. Да, жители Сенного округа всегда могут рассчитывать на нас: мы оперативно реагируем и помогаем тем, кто оказался не в силах достучаться до нужных инстанций. Но разве любой гражданин России не вправе сразу получать то, что ему положено, без депутатского вмешательства? Нам всем еще учиться и учиться пользоваться своими свободами. Простой пример. В Санкт-Петербурге Законодательным Собранием десять лет назад был принят Закон «Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время». Но проблема остается – к нам регулярно обращаются жители округа с жалобами на ночной шум. Получается, у одних есть свобода и право отдыхать, а другие освободили себя до состояния распущенности и чужие свободы игнорируют. Безнаказанность закрепляется в сознании нарушителя, создает ощущение вседозволенности. Но есть «закон бумеранга»: причиненное зло обязательно возвращается, и когда некто попирает чьи-то свободы, он рискует в итоге лишиться свободы собственной.
– При демократии личные свободы граждан предполагают возможность инакомыслия, право на критику и оппозицию. Только все мы наряду с правами имеем еще обязанности и обязательства. Личная свобода не должна позволять человеку нарушать установленный законом общественный порядок, не правда ли?
– Невозможно и не нужно на каждом углу ставить полицейский наряд. Если мы хотим жить в цивилизованной стране и требуем от других соблюдения наших прав, то почему бы не попробовать начать с себя? Соблюдать законы, цивилизованно вести диалоги, стараться уважать права оппонента. Человек разумный – это ведь и человек этичный, верно? В детстве и юности я зачитывалась литературой, сострадающей человеку, в особенности романами Достоевского. К счастью, у моего отца была прекрасная библиотека с редкими книгами. Уверена: я как личность сформировалась во многом под их влиянием. В последнее время меня не оставляет мысль, что наше общество неуклонно движется к ситуации, о которой так гениально убедительно предостерегал Достоевский в «Бесах». К сожалению, современники его не услышали – поэтому, наверное, сегодня роман и звучит поразительно актуально. У Достоевского революционерами двигали, в общем-то, благородные мотивы, эти люди хотели принести в мир жизнь и счастье, а принесли в итоге мрак, разрушение и ужас. Сегодня тоже некоторые искренне полагают, что несут свет, творя прямо противоположное. И я это со своим житейским и профессиональным опытом вижу очень отчетливо. Мы только-только начали пытаться жить иначе, привыкать к новым непростым экономическим условиям, по-новому мыслить. И всем рисковать ради мифического будущего?! При этом принеся в жертву настоящее? Этим гиперактивным гражданам иногда даже сочувствуешь. Каждый в отдельности, случается, даже вызывает симпатию… Но, поверьте, выстраивать отношения на слепом противостоянии, на негативе и подчас откровенном обмане – неэффективно, ничего хорошего никогда из этого не получалось. Да, в России нынче разрешено многое из того, что ранее было недопустимо или осуждалось. Только одни используют свободу, чтобы созидать, а другие – чтобы разрушать. Я с теми, кто мыслит конструктивно, потому что сама творец по натуре. И я согласна с Бернардом Шоу, который однажды сказал, что свобода, прежде всего, подразумевает ответственность. Перед самим собой в первую очередь.
свобода и ответственность в жизни человека ~ Проза (Школьная литература)
Пример сочинения 1
Свобода заключается в принятии самостоятельных решений, отсутствии ограничений, возможности выбирать путь и выражать свое мнение без страха. Решение должно быть не только свободным, но и ответственным. Неправильный выбор способен навредить окружающим. В полосе неудач люди зачастую винят обстоятельства, невезение, родных и друзей. Они даже не задумываются, что сами могут быть причастны к этому. Важно знать предел, когда заканчивается твоя свобода и начинается другого человека.
В повести «Тарас Бульба» Николая Гоголя представлены два совершенно противоположных персонажа. Оба парня должны были защищать свою Родину от поляков. Андрий принял самостоятельное решение — отречься от семьи, товарищей и Родины ради любви прекрасной полячки. Выбор, который посягнул на свободу окружающих. Взяв в руки оружие, Андрий опозорил фамилию и предал всех. Остап же остался верен себе и своим принципам — он остался защищать родную землю и ценности. Ответственный и смелый юноша стоял до конца, защищая то, что ему дорого.
Когда человек совершает какое-либо действие, то должен осознавать, что отныне несет за него ответственность. Это и продемонстрировал Антуан де Сент-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц». Главный герой помимо заботы о планете, берется ухаживать за розой, а еще у него есть друг-лисенок. Роза становилась все прекраснее благодаря заботе и вниманию маленького принца. А лис сам позволил приручить себя, но с условием, что мальчик будет проявлять терпение, заботу и сдержит слово.
«Мы в ответе за тех, кого приручили», — так говорит главный герой. Когда человек берет ответственность за кого-то, то должен прилагать усилия, чтобы все не рухнуло: отдавать любовь, оказывать внимание и заботу, проявлять терпение и помогать.
Никакая любовь и дружба не может без этого — без подпитки все просто завянет. У маленького принца есть роза, планета и лисенок, а у них есть он. Они есть друг у друга, и никак не справятся сами.Таким образом, свобода и ответственность стоят рядом, они тесно переплетены между собой. Нельзя делать выбор, а потом отказываться от него. Подобное может навредить тебе самому и окружающим. Ответственный человек всегда обдумывает и взвешивает решения, не бросит близкого человека наедине с проблемами. Некоторые наши поступки определяют судьбу.
Пример сочинения 2
Человек во все времена мечтал о свободе. Это прекрасное ощущение, когда ты ни от кого не зависишь, ни перед кем не отчитываешься, не подчинён ничьей воле! Ты в праве делать всё, что хочешь, вести себя так, как подсказывают твои внутренние потребности. Но возможна ли такая свобода? Я думаю, нет. Человек не может быть абсолютно свободным. Он живёт среди других людей, которые тоже предпочли бы делать всё, что им захочется.
А каждый человек хочет, чтобы к нему относились с уважением и не нарушали его права. Кроме того, у нас есть родные люди, о которых мы должны заботиться, за которых мы отвечаем. Таким образом, свобода напрямую связана с ответственностью человека за других людей.
Эти два понятия всегда рядом, и примеров тому очень много. Пушкинская героиня Татьяна Ларина борется между свободой и ответственностью. Она с юности влюблена в Евгения Онегина и сохранила это чувство на всю жизнь. Столичный повеса не разделял её чувств, относился к наивной девушке свысока. И только когда она стала светской дамой, заметил достоинства Татьяны и признался ей в любви. Возможно, в эту минуту женщина мечтала быть свободной и отдаться своему чувству, теперь уже взаимному. Но в её жизни всё изменилось. Она уже не та простодушная деревенская барышня — она вышла замуж, стала знатной женщиной. Её муж — достойный человек, и он не заслужил предательства с её стороны.
Чувство долга, ответственность перед родным человеком, благородство Татьяны заставляют её перебороть своё желание и остаться верной супружескому долгу.А вот герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» сын Орла Ларра знает, что такое настоящая свобода. Он никогда не ограничивал своих желаний, считал себя выше остальных. Ларра позволял себе делать всё, что захочет. Он оскорблял окружающих, даже старейшин, нарушал общественные устои, а когда понравившаяся ему девушка ответила отказом, он просто убивает её. Но Ларра не Орёл, он человек и живёт среди людей. А люди не потерпели такого отношения к себе и изгнали юношу из своего племени. Ларра на всю жизнь стал свободным и одиноким. Но, по мнению автора, такая жизнь не приносит счастья. Ларра становится вечным скитальцем, и понимает, что одиночество — это страшное наказание, которое невозможно перенести. Он готов променять такую свободу на жизнь в племени, среди равных ему людей.
Эти примеры доказывают, что человек может быть свободен только вместе с другими людьми, только когда он не нарушает права окружающих. Мне кажется, что именно ответственность помогает понять, что такое настоящая свобода. Древние мудрецы говорили: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Мне кажется, что это правило и является гарантом настоящей свободы. Если каждый член общества будет уважать права других, то никто не будет обижен и унижен. Каждый будет строить свою жизнь максимально комфортно в зависимости от потребностей окружающих. Наверное, именно поэтому Б.Шоу утверждал: «Свобода означает ответственность».
Пример сочинения 3
Декларация, в которой указаны права человека и гражданина общества, содержит пояснение свободы человека, как возможности делать все, что другому не способно нанести вреда. Из этого следует, что ограничение осуществления естественных прав человека происходит теми рамками, что являются гарантом обеспечения других членов общества пользования аналогичными правами. Определение данных пределов входит в компетенцию исключительно закона.
Если выразиться проще, то понятие свобода подразумевает наличие шанса на беспрепятственное достижение результатов, и беспрепятственное действие.
Ответственность выступает в качестве субъективной обязанности, предусматривающей несение ответственности за поступки и собственные действия, включая их последствии.
Подробно рассматривая два вышеописанных понятия, можно заявить, что “свобода” большинством людей будет разъясняться по-своему, ведь на это непосредственное влияние имеют ценности человека. Например, в глазах поэтов свобода виделась всегда по-своему, а главам государств свойственна собственная точка зрения. Также с разными “мудрецами” можно как соглашаться, так и поспорить.
Ответственность, по мнению большинства людей, расценивается так же, как процитировано выше. Однако большинству людей, окрыленных свободой, свойственно забывать об ответственности, либо они просто не готовы пойти на определенные ограничения своей свободы, поэтому стремятся изолировать себя от общества. Хотя не всегда это оправдано, так как человек считается существом биосоциальным, и общение является для него простой человеческой потребностью.
Мечтая о свободе, важно, конечно же, не забывать об ответственности. Люди разумные давно живут в цивилизованном обществе, и пусть даже в нем господствуют зачастую негуманные законы, и нас многие вещи не устраивают в том обществе, где нам приходиться жить, необходимо менять что-то, начав с себя. Важно перестать бояться ответственности, так как она является аналогом решимости, мужества, чести и гордости, поэтому способна придавать силы.
Пример сочинения 4
Свобода для человека — это неотъемлемая часть его жизни. Ведь без свободы человек почти что нечего не может. Не все люди ценят свою свободу. Свобода заключается в принятии самостоятельных решений, возможность выбирать, что ты хочешь, и выражать то, что ты думаешь. Но и не забудем про ответственность. Ведь абсолютно каждый человек несёт за собой ответственность, за действие, решение, слово.
Например, в рассказе Максима Горького «старуха Изергиль» рассказ о Ларре. Ларра живёт своей личной свободой. Он осуждал старейшин, не принимал их порядки и правила. Единственное, что только имело значение в его жизни — это его интересы. Даже при получение отказа от девушке, которая ему понравилась, он убил её, даже не подумав,почему она ему отказа. Ведь в её отказе была причина нарушение её свободы. Но и его свобода и стала ему наказание, так как он не имел представление о ответственности. Когда за убийство девушки его хотели казнить, старейшины выбрали в роли наказание это его свобода.И его же свобода стала его наказанием. В одиночестве такая свобода была ему не под силу.
Ведь Ларра был человеком. В рассказе о Данко все наоборот. Ведь Данко ценил не свою свободу, а свободу своего народа. Когда люди отчаялись, появился Данко и вёл их за собой к свободе. Но когда они начали снова отчаиваться, и идти против Данко, он вырвал из груди свое сердце, и повел их за собой, держа сердце как пылающий факел. Данко пожертвовал собой ради них. Он был свободен душой, а это намного важнее чем физическое независимость.Также можно взять в пример «Капитанская дочка «Александр Сергеевич Пушкин. Когда Пугачев после завоевание крепости в Белгороде назначил Швабрина комендантом, после чего Швабрин запер Марию в доме для того, чтобы женится на ней. Но Мария была против, так как ценила свою свободу. Она была влюблена в Петра. После чего Пугачёв, узнав об это от Петра, немедленно отправился к Швабрину, чтобы удостоверится, что это правда и освободить Марию. Пугачёв увидев, что Мария и вправду заперта, освободил её и хотел казнить Швабрина, но помиловал. Тем самым Швабрин, недооценив чужую свободу, чуть не лишился своей жизни.
Из всего это можно сделать вывод, что свобода и ответственность стоят рядом. Нельзя делать вывод, а потом отказываться от него. Тем самым можно навредить не только себе, но и окружающим.Ведь как говорит народная мудрость «Свободный человек нечего не боится».
После чего Пугачёв, узнав об это от Петра, немедленно отправился к Швабрину, чтобы удостоверится, что это правда и освободить Марию. Пугачёв увидев, что Мария и вправду заперта, освободил её и хотел казнить Швабрина, но помиловал. Тем самым Швабрин, недооценив чужую свободу, чуть не лишился своей жизни.
Из всего это можно сделать вывод, что свобода и ответственность стоят рядом. Нельзя делать вывод, а потом отказываться от него. Тем самым можно навредить не только себе, но и окружающим.Ведь как говорит народная мудрость «Свободный человек нечего не боится».
Свобода в пределах ответственности
Статья размещена с разрешения Марен Шмидт.
Свобода и ответственность связаны друг с другом.
Мы свободны действовать, когда имеем на это право, а также берем на себя ответственность.
Например, в нашем обществе мы имеем право водить машину. Мы пользуемся этой привилегией водить, беря на себя ответственность научиться водить, получить права, иметь машину и взять на себя финансовые обязательства, которые вытекают из этого. Тогда у нас есть свобода передвижения.
Понимание взаимосвязи между свободой и ответственностью может быть трудным. Когда нам 14 лет, свобода мечтает о том, чтобы ехать по дороге на красном кабриолете «Мерседес» со скоростью 190 миль в час, подгоняемый ветром. К 30 годам мы точно знаем цену этой свободы с точки зрения ответственности. Свобода управлять автомобилем нашей мечты требует значительной ответственности.
Осуществление нашего права на вождение, принимая на себя ответственность за эту привилегию, дает нам свободу вождения. Может быть, не двухдверный родстер, но свобода вождения.
В нашей стране у нас много прав. В Америке в 16 лет мы имеем право водить машину. Мы должны взять на себя соответствующие обязанности по уходу за автомобилем, получению прав, осторожному вождению, чтобы не навредить другим или себе, и быть готовыми заплатить, если мы причиним ущерб.
С точки зрения математики: Права + Обязанности = Свободы.
Как родители и учителя, мы подводим наших детей, когда мы позволяем им свободы, не требуя необходимых обязанностей для получения этой свободы. Когда мы путаем права и свободы, мы пренебрегаем обучением наших детей тому, как получать и сохранять свободы.
Как эффективные родители, мы ограничиваем свободы, которые мы даем нашим детям, расширяя их по мере того, как наши дети становятся более ответственными. Если свобода предоставляется до того, как в жизни ребенка установлена соответствующая ответственность, мы подвергаем ребенка высокому риску неудачи. Если мы даем детям автомобили до того, как они умеют водить, до того, как они осознают цену денег, до того, как они осознают, как их действия могут повлиять на других, мы провоцируем неудачи, дорогостоящие аварии, серьезные травмы и смерть.
Мы хотим обеспечить успех нашим детям. Чтобы быть ответственными, нам нужно помочь нашим детям научиться «отвечать со способностями». Наблюдая за развитием способностей наших детей, мы можем предложить им соответствующие свободы.
Для маленького ребенка, мы ограничиваем его свободу, например, не позволяя ему выходить на улицу одному. Как только наши дети покажут нам, что они будут оставаться во дворе, носить соответствующую одежду и не будут подвергать себя опасности, перелезая через забор и т. д., тогда мы можем расширить их свободы, включив в них выход на улицу с нашего разрешения.
Когда ребенок старше шести лет начинает исследовать окружающий мир, вопросы свободы и ответственности часто оказываются в центре борьбы за власть; ребенок желает свободы, но ему не хватает ответственных навыков, чтобы иметь возможность иметь свободу. Обучая навыкам, необходимым для свободы, мы можем помочь ребенку. В других случаях ребенок может быть ответственным, и мы не допускаем свободы, потому что считаем ребенка слишком маленьким. Начинается борьба за власть. Конфликт возникает из-за того, что ответственность и свобода не следуют друг за другом.
Для подростка бывают моменты, когда ему дарована свобода, а ответственность снята. Например, может быть подросток, который заработал право водить машину, но получил штраф за превышение скорости или оставил бензобак пустым. Свободу нужно отнять, а потом снова заслужить.
Последствие пренебрежения ответственностью должно соответствовать вытекающей из нее свободе. Свобода приглашать друзей на ночь может соответствовать обязанности помогать по дому или выполнять школьные задания.
Свобода играть с игрушками заключается в том, чтобы играть с ними безопасно и правильно или правильно убирать их.
Свобода от десерта зависит от помощи во время ужина, чистки зубов без предупреждения или правильного питания.
Свобода пойти в кино зависит от выполнения домашних дел и уважения к другим.
Если у вас конфликт с ребенком из-за желаемых свобод, определите, соответствуют ли обязанности требуемым свободам. Если нет, сядьте и спланируйте вместе со своим ребенком (даже трехлетним), как развивать обязанности, ведущие к свободе.
Свобода ограничена возможностью реагировать на право или привилегию. Мудрые родители ограничивают и дают свободу, исходя из наблюдаемых способностей своих детей. Когда мы поймем права, обязанности и свободы, наши дети научатся реагировать со способностями, зарабатывая свободы, ведущие к независимости.
Марен Шмидт – отмеченный наградами преподаватель и автор. Марен использует свой талант в написании и создании онлайн-семинаров. Школьным сообществам Монтессори нравятся ее еженедельные информационные бюллетени Kids Talk, а также ее семинары, полные практических советов о детях. Марен — проводник Монтессори, прошедший начальную подготовку в AMI. Она основала школу Монтессори, и ее роли Монтессори включают родителя, учителя и школьного администратора. Посетите MarenSchmidt.com.
Ответственная свобода? – Утравлр
Традиционно считается, что свобода – это отсутствие принуждения и возможность поступать так, как хочется. Это негативное определение свободы, поскольку оно фокусируется на отсутствии препятствий, ограничений или ограничений в действиях. Возможна ли такая свобода? И это приемлемо? Это определенно будет очень неравная свобода. Если каждый может делать то, что ему или ей нравится, то мы создаем преступников и жертв, а не свободных граждан. Жертвы явно не могут поступать так, как им хочется. И все мы можем стать жертвами. Даже самый сильный из нас не может поступать так, как ему хочется, потому что ему время от времени приходится спать, а мы слабы, когда спим.
Неограниченная и беззаконная свобода, как в определении Гоббса, следовательно, не может существовать или только очень ненадежно. И его не должно быть, потому что если бы он существовал, то пострадали бы свобода большинства людей, права человека и другие важные ценности, такие как безопасность. Вот почему эта абсолютная негативная свобода должна быть ограничена. Свобода — это всегда свобода в государстве и свобода в пределах правового государства. Свобода может существовать только вместе с послушанием, потому что только государство со своими правилами и законами может создать равную и прочную свободу для всех. Соблюдение правил открывает пространство, в котором люди могут быть свободны, не опасаясь незащищенности, принуждения, господства, нетерпимости и т. д. Таким образом, свобода не несовместима с правилами, повиновением и принуждением.
Связанный: Больше подобных сообщений
Строго говоря, ничто из вышеперечисленного не отменяет определения свободы как способности делать все, что угодно, без препятствий. Можно сказать, что государство лишь ограничивает нашу свободу, определенную таким образом, чтобы сделать ее более надежной, более надежной и более продолжительной. Так что мы все еще говорим о той же свободе, но теперь она ограничена.
Большая часть теории общественного договора, примером которой является Гоббс, постулирует своего рода естественную, неограниченную свободу, от части которой люди отказываются, заключая договор с государством. И вместо того, чтобы говорить, что они отказываются от части своей свободы или способности делать все, что им нравится, чтобы обрести безопасность, можно сказать, что они отказываются от части своей свободы, чтобы сделать оставшуюся часть своей свободы более надежной. Это то же самое. Они предпочитают не делать определенных вещей, например. нарушать закон — чтобы иметь больше свободы делать то, что они хотят.
Согласно этому определению свободы, всякое принуждение плохо, но какое-то принуждение необходимо. Если бы люди всегда были дружелюбны друг к другу, государство было бы не нужно, и люди не должны были бы мириться с ограничением своей свободы. Государственное принуждение в форме законов ограничивает свободу, поскольку заставляет людей действовать вопреки их желаниям. И все же принуждение может способствовать свободе. Принуждение одного человека и, таким образом, ограничение его или ее свободы может способствовать свободе других людей. А поскольку мы все можем быть этими «другими людьми», принуждение способствует свободе всех. Принуждение фактически уравнивает свободу. Это делает невозможным, чтобы свобода одного наносила ущерб свободе другого. Так что уже становится очевидным, как переплетаются свобода и равенство.
Ответственность и свобода идут рука об руку. Если вы не хотите брать на себя ответственность, у вас не может быть и свободы. Два приходят вместе или они идут вместе. Если вы избегаете ответственности, вы должны так или иначе принять рабство. Так вот, вы мечтали о свободе, даже не думая о том, что последует большая ответственность. Свобода у вас есть, но вы не выполнили ответственность. Следовательно, грусть задерживается вокруг вас. Вы абсолютно способны удалить эту печаль. Если вы были способны разрушить свое рабство, свои цепи, вы, безусловно, способны к творчеству.
Свобода означает, что вам придется нести ответственность за каждое действие, за каждый вздох; что бы вы ни сделали или не сделали, вы будете нести ответственность. Люди действительно в глубоком страхе перед свободой, хотя и говорят о свободе. Но мой собственный опыт таков: очень немногие действительно хотят свободы; потому что они подсознательно осознают, что свобода принесет много проблем, с которыми они не готовы столкнуться. Лучше оставаться в уютном заточении. Стало теплее, и что ты будешь делать со свободой? Если вы не готовы быть искателем, искателем, творцом… Очень немногие люди хотят отправиться в паломничество или погрузиться в более глубокое безмолвие сердца, или взять на себя ответственность любви. Последствия велики.
Вам придется рассеять эту тьму, иначе рано или поздно вы попадете в тюрьму. Вы не можете продолжать обременять себя грустью. Прежде чем бремя станет слишком тяжелым и заставит вас вернуться в рабство, в тюрьму, измените всю ситуацию, став творческой личностью. Просто узнайте, в чем ваша радость в жизни, что вы хотели бы создать, кем вы хотели бы быть, что вы хотите, чтобы быть вашим определением. Свобода — это просто возможность найти для себя определение, истинную, подлинную индивидуальность и радость от того, что мир вокруг тебя становится чуточку лучше, чуточку красивее — еще немного роз, еще немного зелени и еще немного оазисов. .
Зная, что у нас есть огромный потенциал, мы естественным образом стремимся к свободе. Но свобода приходит с обязанностями. Многие люди на Западе с гордостью говорят: мы живем в свободном мире, мы свободны! тогда как на самом деле — с моей точки зрения — это не так. Это правда, что им дано право думать, говорить и действовать так, как они хотят, но когда такая свобода не подкрепляется мудростью, люди могут вести себя хуже, чем животные.
Хотя люди уникальны и разумны, когда им не хватает мудрости, они часто злоупотребляют своей так называемой свободой в неправильных целях. Они злоупотребляют своим умом, своей речью и своей способностью действовать. Для меня давать такую так называемую свободу людям, не имеющим нужных знаний и нужной подготовки, все равно, что давать детям острые ножи. Что может сделать ребенок острым ножом? Он либо навредит себе, либо навредит другим. На мой взгляд, такая свобода на самом деле не значит слишком много. По закону вы уполномочены быть свободными, но внутри себя вы вовсе не свободны!
Большинство людей хотят быть свободными, но не хотят брать на себя ответственность. Но свобода неотделима от ответственности! Если у меня есть свобода мыслить, я обязан мыслить позитивно. Если у меня есть свобода слова, я обязан говорить правильно и осмысленно. Если у меня есть свобода действий, я обязан действовать правильно. Никто другой не может принять это решение за меня. Если бы каждый человек мог чувствовать себя ответственным таким образом, мир был бы лучше. Но большинство из нас не несут никакой ответственности за то, что мы говорим, думаем и делаем. Мы всегда находим себе оправдания и сваливаем вину на других или на обстоятельства. Винить других, конечно, легче, но, по учению Будды, так не получится, мы по крайней мере так же ответственны, как и тот, кого обвиняем.
В буддизме мы говорим о карме. Некоторые люди не хотят слышать это слово и говорят, что не верят в карму. Но вместо того, чтобы называть это кармой, мы можем просто назвать это причиной и следствием, и смысл станет очень простым. Если я ударю кого-нибудь, он ударит меня в ответ. Если я говорю плохо о других людях, они будут говорить плохо и обо мне.
Все, что мы думаем, все, что мы говорим, все, что мы делаем, имеет последствия. Это означает, что мы знаем, что все, что мы делаем, приведет к последствиям, которые мы испытаем. Это как возделывать поле. Если мы посадим чистые семена, у нас будет чистый урожай, но если мы посеем сорняки, мы произведем сорняки, а не чистый урожай. Мы можем очистить поле, только заходя на него и собирая сорняки один за другим. Мы можем очистить свой разум, только медитируя и сталкиваясь с негативными эмоциями, независимо от того, насколько болезненным может быть этот процесс.
Когда я смотрю на то, что происходит в эти дни по всему миру, я удивляюсь, как люди могут когда-либо доверять и верить кому-то другому, если они даже не доверяют себе, когда они даже не знают, что происходит в их собственных головах? Они недостаточно хорошо знают себя. Многие люди, которые психически не очень хорошо себя чувствуют, только говорят о своих проблемах и болях, но в ту минуту, когда они получают надлежащую помощь и чувствуют себя лучше, они боятся.
Даже когда они могут испытать некоторое счастье, они отвергают его, потому что думают, что не заслуживают его. Их эго подталкивает их в неправильном направлении. Если человек действительно думает, что не заслуживает счастья, то зачем тогда так беспокоиться о том, что происходит, зачем жаловаться и почему не позволить себе немного счастья? Некоторые люди полностью погружены в боль и страдания, но на самом деле они не хотят отпускать эту боль. Они отождествляют себя со страданием. Большинство людей боятся самоанализа, потому что чувствуют, что у них в голове так много нежелательной информации, так много несчастья, что они не хотят иметь с этим дело.
Таким образом, люди проецируют все на других и никогда ничего не берут на себя. Они всегда находят способы и средства переложить вину на всех остальных. Но практиковать буддизм означает брать на себя ответственность, а это значит, что мы не можем обвинять кого-то еще. И если мы какое-то время будем следовать буддийскому пути, мы можем прийти к выводу, что вообще нет никакого меня, который бы испытывал такую боль.
Мы укрепляем Я, и это Я потом приходит с удовольствием и болью. Как мы можем обвинять других, если нет меня? Это я, это большое эго, выношу суждения. Другие люди подобны зеркалам. Если у нас нет зеркала, как мы можем увидеть свое отражение? Мы не можем сваливать вину на других или на обстоятельства и не брать на себя никакой ответственности. Это очень легко понять, и это помогает нам увидеть необходимость практики и медитации, научиться мыслить, говорить и действовать позитивно и осмысленно, правильно развивать свой потенциал. В противном случае мы станем сумасшедшей и вредной расой.
Большинство людей путают ответственность с обязательствами, обязанностями и требованиями, которые лежат в основе «думания о том, как следует». Подумайте, сколько раз подобные мысли овладевают вашим миром: «Мне нужно навестить тетю в больнице». «Я должен забрать своих детей из школы». — Я должен перезвонить Салли. «Следует ли думать» — это самый быстрый из известных нам способов вызвать негодование в вашей жизни и убедить вас, что свобода — это всего лишь фантазия. Почему? Потому что это основано на убеждении, что у вас нет выбора в этом вопросе. Жизнь полна обстоятельств, когда может показаться, что ваш выбор ограничен, и вы видите мало способов эффективно реагировать. Однако даже в ситуациях, которые кажутся вам неподвластными, вы все равно держите ключ к истинной свободе, потому что у вас никогда не остается выбора.
«Что такое свобода? Свобода — это право выбора: право создавать для себя альтернативы выбора. Без возможности выбора и осуществления выбора человек не человек, а член, орудие, вещь».
Томас Джефферсон
Один из таких выборов, которые мы сделали, — относиться к идее ответственности иначе, чем мы учились в детстве. Теперь мы выбираем понимать это как нашу «СПОСОБНОСТЬ реагировать» или нашу «способность реагировать». Именно благодаря тому, что у нас есть эта «способность реагировать», у нас всегда есть выбор. Но тогда возникает вопрос: что может ограничивать мою способность реагировать? Я считаю, что «думать следует» — это как носить смирительную рубашку, ограничивающую вашу способность реагировать на обстоятельства вашей жизни — это почти гарантирует, что вы никогда не испытаете желаемой свободы.
Самый эффективный способ преодолеть это ограничение — развить способность реагировать в соответствии со своими ценностями. Чтобы добиться успеха в этом, вам нужно развить свой коэффициент интеллекта ценностей, или ваш VIQ. Самый быстрый способ улучшить свой VIQ — научиться избегать каких-либо действий, если вы четко не понимаете, как эти действия поддерживают то, что вы больше всего цените. Развитие этой способности — самый верный из известных нам способов освободить свой разум от влияния «мышления «должен». Более того, улучшение вашего интеллекта по ценностям позволит вам оставаться открытым для бесконечных возможностей, присутствующих в любой ситуации. Именно через изучение и практику этого качества способности реагировать на то, что вы цените, вы можете начать испытывать настоящую свободу в своей жизни.
Вступайте в клуб, чтобы узнать больше о подобных вещах! Если вы еще не являетесь участником, вы можете зарегистрироваться здесь и получить массу удивительных, невероятных, крутых вещей, которые никто другой не может получить, и все ваши друзья будут завидовать.