Кто является основоположником бихевиоризма: Бихевиоризм в психологии — теория, направления, представители

Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


  1. Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.

Психология/ от греч. psihe – душа, logos – учение/

– наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;

– наука о внутреннем духовном мире человека, о неповторимом психологическом складе личности каждого человека.

Этапы становления психологии как науки

1 этап

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) — таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа — движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник — мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

2 этап

К началу XVII века, когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний.

На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Г. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергнуты математической обработке Г. Фехнером. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования. Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

3 этап

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом открытого кризиса.

Причин, приведших психологию к кризису, было немало:


  • отрыв психологии от практики,

  • использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования,

  • невозможность изменить ряд психологических проблем.

  • многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально.

Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология.

4 этап

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:



  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

  • совершается в процессе активной деятельности;

  • углубляется и совершенствуется;

  • преломляется через индивидуальность;

  • носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

4 этап

Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

3 этап

Психология,

как наука о поведении



Начинается в XX в. Задачи психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

2 этап

Психология,

как наука о сознании



Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

1 этап

Психология, как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Скачать 0,57 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

1. Основные положения бихевиоризма

Поведение человека также всегда являлось объектом психологических исследований. Среди теорий изучения поведения следует выделить бихевиоризм. Особенность этого психологического течения заключается в том, что его представители противопоставляли поведение сознанию. Они считали, что именно поведение является предметом психологии. Бихевиоризм – это ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон. Он считал, что поведение человека является функцией, абсолютно отделенной от сознания. В те времена понятие сознания отождествлялось с понятием психики.

Исключив сознание из числа объектов исследования психологии, образовалась так называемая психология без психики. За основную схему поведения была принята схема «стимул – реакция», т. е. поведение человека расценивалось как механический ответ своими действиями на какой-либо важный стимул.

Всякая поведенческая реакция лишалась осознанности. Но бихевиоризм был весьма слаб в объяснении высших психических проявлений, таких, как чувства, мышление, творческие способности.

На смену данному течению пришел необихевиоризм, который связан в первую очередь с именем Эдуарда Толмана. Тот перенял от бихевиористов идею о поведении как предмете психологии, но внес некоторые поправки. Между стимулом и реакцией он допустил существование еще одного звена – так называемых промежуточных переменных (цели, намерения, гипотезы, образы ситуаций). Несмотря на то что сторонники данной теории существуют и по сей день, большинством психологов она признана несостоятельной.

С т.з. бихевиоризма предметом психологии как науки мб только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. В качестве принципа научного подхода бихевиоризм признает принцип детерминизма – причинно-следственное объяснение событий, явлений.

Основоположником явл-ся Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психоанализ основывается на идее о том, что поведение чел-ка определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к кот относятся те желания, влечения, переживания, в кот чел-к не может себе признаться и кот поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни чел-ка и стремятся к реализации, побуждая чел-ка к тем или иным поступкам. Психика чел-ка состоит из трех элементов:

  1. «Ид» (оно) – бессознательное

  2. «ЭГО» (Я) – сознание

  3. «СУПЕРЭГО» («СВЕРХ-Я») – сверхсознание

Фрейд утверждал, что бессознательное играет определяющую роль в поведении чел-ка. Этот слой человеческой психики функционирует на основе природных инстинктов, «первичных влечений». Энергия сексуальных влечений – либидо. Все тело представляет собой большую эрогенную зону, но Фрейд особо выделяет рот, анус и половые органы. Наиболее яркими представителями психоанализа явл-ся Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорни, Эрих Фромм.

Теория Джона Б. Уотсона: отец бихевиоризма

Бихевиоризм был основан в 1913 году Джоном Б. Уотсоном, которого называют «отцом» бихевиоризма. Он опубликовал бихевиоризм под названием «Психология с точки зрения бихевиориста» (Cherry, 2016). В своей статье теоретик Джон Б. Уотсон сказал: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформировавшихся, и мой определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его, чтобы он стал любым специалистом, каким смогу. выберите врача, адвоката, художника». Он имел в виду, что опыт, который мы переживаем каждый день, формирует наше поведение. По словам Кендры Черри, она заявила, что другие бихевиористы считали, что любого человека можно обучить выполнять любую задачу. На протяжении 19 летБихевиоризм 20-х и 1950-х годов стал известен в мире психологии.
Начальные этапы бихевиоризма начались примерно в 1900-х годах русским теоретиком по имени Иван Павлов с классической обусловленностью. Классическое обусловливание связано с обучением новому поведению через опыт. Павлов известен своим экспериментом под названием «Собаки Павлова». Причина, по которой он провел этот эксперимент, заключается в том, что он заметил, что у его собаки выделяется слюна не только при виде еды, но и при виде других вещей. (Маклеод, 2008). Его исследование началось с представления собаке …показать больше контента…

В этом эссе автор
  • объясняет, что бихевиоризм был основан в 1913 году Джоном Б. Уотсон, чья статья называлась «Психология с точки зрения бихевиористов».
  • Объясняет, что бихевиоризм зародился в 1900-х годах русским теоретиком по имени Иван Павлов с классической обусловленностью, которая связана с обучением новому поведению через опыт.
  • Объясняет, что Джон Б. Уотсон провел свой эксперимент по классической выработке условного рефлекса, но не проверял его на собаках, как это делал Иван Павлов. он подарил Альберту предметы, которые ему нравились, в том числе огонь, обезьяну, собаку и, наконец, белую крысу.
  • Рассказывает, как они боялись обращаться к врачам, когда были маленькими, но получение прививок от врачей не было проблемой.
  • Объясняет работу Фредерика Скиннера Бурхуса об оперантном обучении, которое представляет собой тип обучения, при котором поведение имеет последствия.
  • Объясняет нейтральный оперант, поощрения и наказания, которые уменьшают вероятность повторения поведения.
  • Объясняет, что положительное подкрепление усиливает поведение, доказывая последствия для человека, которого они считают полезным. Скиннер сделал то же самое с крысами в ящике.
  • Объясняет, что отрицательное подкрепление — это когда у человека отнимают что-то, что ему нравится. Скиннер непрерывно издавал громкие звуки внутри клетки, пока крыса не делала то, что хотела.
  • Объясняет, что наказание является противоположностью подкрепления, поскольку оно предназначено для ослабления или устранения реакции, а не для усиления.
  • Делает вывод, что Уотсон, Павлов и Скиннер доказали, что поведение животных может проявляться и у людей. классическое обусловливание и оперантное обусловливание встречаются в жизни всех людей, особенно у меня.

Оперантное обусловливание — это тип обучения, при котором поведение имеет последствия. Скиннер находился под сильным влиянием бихевиористских теорий Уотсона, но Скиннер считал, что психология Уотсона имеет серьезные недостатки (Саммонс, стр. 1). На протяжении всего эксперимента с Маленьким Альбертом, поскольку они оказывали неблагоприятное воздействие на младенца в долгосрочной перспективе. Скиннер изучал оперантное обусловливание в ходе экспериментов на животных, которые называются «ящиком Скиннера» и изучают поведение животных (McLeod, 2007). Он считал, что для изменения негативного поведения необходимо использовать подкрепление. Он выделил три типа ответов, следующих за

Get Access
Качество проверки написания

  • Психология
  • Jean Piage
  • Теория когнитивного развития
  • Стадии морального развития Колберга
  • НЕО-пиагер-теории когнитивного развития

Иоанн Б. Уотсон, биография Отца. бихевиоризма

4 минуты

Джон Б. Уотсон оказал огромное влияние на психологию. Своими исследованиями он поделился знаниями, которые вдохновили на дальнейшие исследования. Узнайте о нем здесь.

Последнее обновление: 06 декабря 2021

Джон Б. Уотсон остается одной из самых важных фигур во всей истории психологии. На самом деле он считается создателем поведенческой школы и был одним из решающих исследователей в изучении человеческого разума . Хотя его имя не избежало споров, его вклад в психологию неоспорим.

Многие считают статью Джона Б. Уотсона, Психология с точки зрения бихевиориста как основополагающая работа бихевиоризма . Действительно, он был одним из трех великих столпов этой школы. Другими членами были Иван Павлов, отец классического обусловливания, и Б. Ф. Скиннер, отец оперантного обусловливания.

Однако именно Джон Б. Уотсон действительно сделал бихевиоризм популярным . На самом деле, хотя Павлов и Скиннер были более сильными теоретиками, чем он, Уотсон обладал лучшими способностями к общению. Он отвечал за передачу идеи бихевиоризма во втором и третьем десятилетиях двадцатого века.

«Мужчины строятся, а не рождаются… Дайте мне ребенка, и я заставлю его карабкаться и руками строить здания из камня или дерева…. Я сделаю его вором, стрелком или наркоманом. Возможности формирования в любом направлении практически безграничны».

-Джон Б. Уотсон-

Жизнь Джона Б. Уотсона

Джон Б. Уотсон родился в Тревелерс-Рест, Южная Каролина (США), 9 января 1878 года. Его отец, Пикенс Батлер Уотсон, страдал алкоголизмом и покинул семью, чтобы создать новый дом с двумя индийскими женщинами. Его мать, Эмма Кезия Уотсон, была глубоко религиозной и, несомненно, уход мужа укрепил ее убеждения.

Эмма хотела приучить сына к строгой аскезе . Она запретила ему курить, пить и танцевать. На самом деле она окрестила своего сына Иоанном, потому что это имя носил баптистский священник, которым она восхищалась. Она надеялась, что с таким же именем ее маленький сын также унаследует любовь к проповеди.

На самом деле произошло обратное. Во-первых, маленький Джон так и не простил отца за то, что он бросил его. У него даже были поведенческие проблемы после отъезда отца, вплоть до ареста. С другой стороны, строгие ограничения, наложенные его матерью, вызывали только сильное отвращение ко всему, что звучало хоть отдаленно религиозно. Ведь во взрослой жизни он стал атеистом.

Профессиональное обучение

Джон Б. Уотсон сначала учился в Университете Фурмана, получив степень бакалавра в возрасте 21 года. Позже он получил степень магистра в Чикагском университете, где он начал интересное исследование процессов обучения белой крысы . Собственно, этой теме и была посвящена его докторская диссертация, которую он защитил в возрасте 25 лет.

Уотсон стал самым молодым студентом, получившим докторскую степень. из Чикагского университета. Руководители кафедры были впечатлены его учебой и решили принять его на работу в качестве доцента. Через четыре года он пошел работать в Университет Джона Хопкинса. На самом деле, скорее случайно, чем по заслугам, он стал редактором престижного журнала 9.0066 Психологический обзор .

Именно в этом журнале он опубликовал основополагающую работу бихевиоризма в 1913 году. Всего через год он был назначен президентом Американской психологической ассоциации (АПА) . Однако после скандала из-за тайного романа Джон Б. Уотсон покинул академию и занялся публичностью. Тем не менее почти все его работы считаются подлинной классикой в ​​области психологии.

Скандальная жизнь

Жизнь Джона Б. Ватсона, закончившаяся в Нью-Йорке 25, 19 сентября58, был окружен скандалом. Он женился на Мэри Икес до того, как защитил докторскую диссертацию. У них было двое детей, которых они назвали Джоном и Мэри в честь себя.

Позже его дочь Мэри попыталась покончить жизнь самоубийством. Ее дочь Мариетт страдала психическими расстройствами. Она связывала их с тем, что воспитывалась по наставлениям деда.

Когда Уотсон перешел на работу в John Hopkins, у него завязался роман с помощницей по имени Розали Рейнер. Именно с ней он провел знаменитый и неоднозначный эксперимент маленького Альберта. Однако жена обнаружила переписку психолога с любовницей и обнародовала ее. Следовательно, университет попросил Уотсона уйти. После этого он развелся и женился на своей помощнице. Отчасти он повторял историю своего отца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *