Свобода это ответственность: Решутест. Продвинутый тренажёр тестов

Свобода и необходимость в человеческой деятельности — примеры

Что такое свобода

В статье «Деятельность человека» мы уже рассматривали виды человеческих активностей и то, что может нас на них мотивировать. Однако с этим понятием связано и ещё одно, не менее важное.

Свобода — это возможность человека самому выбирать вид деятельности, следуя своим желаниям, интересам и целям, которые формируются в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Свобода — понятие с философскими корнями. Оно существует с эпохи Ренессанса, но по-настоящему ломать голову над вопросом свободы люди начали гораздо раньше. Сегодня же под этим термином мы понимаем личный выбор человека в том, какой образ жизни ему вести, как участвовать в экономике общества и т. д.

При этом варианты этого выбора зависят от многих социальных факторов. На схеме ниже мы перечислили их все.

Что может ограничивать свободу

Мы выяснили, что свобода — это про способность выбирать и принимать решения.

Но надо помнить, что мы всё ещё живём в обществе, рядом с другими такими же людьми. А потому и свобода не может быть неограниченной, т. е. абсолютной. Делая выбор, человек должен понимать, к каким последствием он приведёт. Это называется ответственностью.

Личная ответственность — перед собственными моральными принципами, законом и другими людьми — это один из факторов, которые ограничивают свободу человека. Кроме неё есть и другие, например, свобода окружающих.

Пример № 1.

Предположим, вы захотели громко послушать музыку ночью. Сделать это — ваш личный выбор. Но важно помнить, что этим вы ущемите право других людей на здоровый отдых ночью.

И если вы всё-таки решите сделать этот выбор, то ощутите на себе все тяготы ответственности. Это будет осуждение со стороны ваших соседей и штраф за нарушение общественного порядка, если они решат вызвать полицию.

А ещё к санкциям может подключиться ваша совесть. Например, если вам станет стыдно за то, что вы разбудили среди ночи соседского грудного ребёнка.

Проверьте себя

Придумайте ещё несколько примеров ситуаций, в которых выбор одного человека может ограничить свободу окружающих. Предположите, какие виды ответственности будут ждать нарушителя в каждом из этих случаев.
Во время ответа не забывайте опираться на материалы этой статьи.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Связь между свободой и необходимостью в человеческой деятельности

Свободен человек выбирать или всё вокруг нас подчиняется судьбе — фундаментальный вопрос философии. Одни считают, что мы вольны сами направлять свою жизнь, другие же — что любой наш выбор — это результат необходимости.

Необходимость — это закономерное развитие событий, которое обязательно должно произойти в конкретных условиях.

Но это лишь одна из точек зрения на необходимость. В этом ключе человек несвободен — он лишь подчиняется обстоятельствам. А то, что должно случиться, непременно произойдёт даже вопреки нашей воле.

Но есть и другие. Например, в христианстве принято считать, что человек свободен выбирать лишь между добром и злом. Другие же философы говорят о том, что необходимость связана с законами природы, которые мы не можем изменить, а можем лишь подстроиться под них, т. е. вынужденно сделать выбор.

Пример № 2.

Рассмотрим, к примеру, природные катаклизмы. Япония — страна, в которой настолько часто случаются землетрясения, что местные жители уже давно перестали обращать на них внимание. А всё потому, что их общество приспособилось к особенностям географического расположения, из-за которого их постоянно «трясёт».

У японцев был выбор — адаптироваться к природе или позволить катастрофам уносить жизни людей. И они выбрали первое — начали строить здания так, чтобы те стали устойчивы к подземным толчкам. Сегодня многие высотки Японии содержат внутри специальный «экзоскелет» с амортизаторами. Из-за них кажется, что во время землетрясения здание шатается из стороны в сторону. Выглядит это страшно, но на деле дома остаются безопасными.

Фатализм и волюнтаризм

Размышления философов на тему свободы и необходимости в деятельности человека привели к образованию двух противоположных концепций: фатализма и волюнтаризма. Разберёмся, что означает каждое из этих понятий.

Фатализм — это концепция мировоззрения, согласно которой свобода — это познанная необходимость, и все процессы в мире, в т. ч. человеческий выбор, ей подчиняются.

Если говорить проще, это учение о том, что будущее предрешено, а выбор самого человека в этом будущем не играет никакой роли.

В рамках этой концепции принято считать, что случайности не случайны и в жизни людей нет и не может быть иных возможностей, кроме тех, что уже предопределены. Но в таком случае и сам человек представляется не как свободная личность, а как лишённый выбора механизм. И программу для него задаёт судьба, рок или высшая сила.

Пример № 3.

Яркий пример фатализма показывает гомеровская «Илиада». В ней Зевс взвешивает на чаше весов судьбы Гектора и Ахиллеса, и понимает, что Гектору не победить в этом сражении. И тогда он предлагает богам защитить его, но Афина отвечает, что его судьба уже предрешена. Так Гомер показывает, что даже всемогущий бог, ведающий миром, не может пойти против судьбы.

Волюнтаризм — это концепция мировоззрения, согласно которой человеческая воля берёт верх над всем сущим.

Это учение признаёт волю человека как двигатель всех процессов в мире и единственно верную ценность. Согласно этой концепции люди вольны сами направлять свою судьбу, т. е. поступать так, как хочется. При этом такая воля ничем не ограничена. А значит, желания человека постоянно пересекают границы других людей и здравого смысла.

Пример № 4.

Римского императора Калигулу принято считать одним из самых ярких волюнтаристов в истории человечества. Жестокий и беспринципный правитель желал стать богом и подчинить своей воле все мыслимые и немыслимые законы, например экономические механизмы.

Калигула обожал купаться в роскоши и регулярно запускал руку в государственную казну. А когда экономика страны зачахла, он придумал «волшебную» экономическую модель — приказал использовать раковины моллюсков вместо денег. Разумеется, план не сработал, т. к. не имел ничего общего со здравым смыслом.

Проверьте себя

Подумайте и назовите несколько примеров проявления фатализма и волюнтаризма из литературы, кинематографа или истории.

Проверьте себя

Давайте узнаем, хорошо ли вы разобрались в понятии свободы и формах её взаимодействия с необходимостью.

Выполните задания ниже — это поможет вам узнать, стоит ли изучить тему ещё раз.

Задание № 1

Прочитайте утверждения ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Общество согласно в том, что все люди свободны, и ничто не может ограничивать их волю.

  2. На варианты выбора, которые доступны человеку, влияет степень развития общества.

  3. Свободу человека ограничивают закон, общественное мнение и его собственная совесть.

  4. Фатализм учит, что сила воли приводит в движение всё в мире вокруг нас.

  5. Одна из трактовок необходимости связана с тем, что человек вынужден делать выбор, подчиняясь законам природы.

Задание № 2

Подумайте и сформулируйте свой взгляд на свободу личности, ответственность и необходимость. Близка ли вам одна из концепций, которые мы рассмотрели в этой статье? Или у вас есть уникальный взгляд на то, свободен ли человек в своём жизненном выборе? Поделитесь мнением.

Тема свободы и необходимости в человеческой деятельности встречается на ЕГЭ по обществознанию. Надеемся, эта статья помогла вам разобраться в ней. А если нет, продолжайте изучать её на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart! Наши преподаватели помогут разобрать вопрос свободы личности на ярких примерах и запомнить все определения без зубрёжки. Вводный урок — бесплатно!

Family Tree — Чем свобода отличается от вседозволенности и как формируется ответственность?

Чтобы сразу разделить свободу и вседозволенность, возьмём за основу такую формулу:

«В ЧЕЛОВЕКЕ РОВНО СТОЛЬКО СВОБОДЫ, СКОЛЬКО В НЁМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ».

Если человек ответственнее, чем большинство окружающих людей, то он в их контроле, оценке и одобрении не нуждается. Если же человек менее ответственен, чем большинство, то общество вынуждено его подтягивать и контролировать.

Ответственный не пойдёт за толпой ради одобрения. Не будет смеяться над слабым, чтобы казаться сильнее. Не будет стесняться своих выборов и стремлений, если другим они непонятны. Но и шапочку, когда ему жарко, он тоже не станет надевать. И нам придётся с этим смириться.

 

Когда начинает формироваться свобода?

Свобода начинает формироваться с момента зарождения жизни. Но сначала эта свобода очень проста: право жить, получать питание, двигаться, слышать.

После рождения ребёнок получает свободу видеть, осязать, испытывать эмоции… Постепенно он получает свободу брать, ходить, говорить.

И одновременно появляются простые связи. Например, «Если я упаду — будет больно». Значит, нужно стараться не падать. А если мама каждый раз ловит или обкладывает подушками, то ответственность за последствия своих действий не формируется.

В дошкольном возрасте появляется стремление подражать взрослым, и задача родителей — не мешать. Да, самому что-то сделать быстрее. Да, вечно приходится опаздывать. Следует помнить, что именно так формируется связь «свобода-ответственность». Плохо завязал шнурки — значит развяжутся, и придётся завязывать снова. Хорошо завязала мама? Свобода ходить и не спотыкаться есть, а ответственности — нет.

В то же время формируется понимание, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.  И свобода ребёнка в том числе! Если он может что-то делать сам, мы должны дать ему право сделать это. Так мы демонстрируем ему своё доверие и говорим: «Ты большой, я знаю, что ты справишься». А раз родители доверяют, разве можно это доверие обмануть?

Постепенно ребёнок переходит к следующему этапу формирования свободы. Теперь уже им движет не желание угодить или получить награду, а естественная потребность что-то сделать самому. Просто потому что он может. Но если за ребёнка всё делают взрослые, то такая потребность не может сформироваться. А после родители разводят руками и сокрушаются, что ребёнок несамостоятельный.

В подростковом возрасте свобода становится нужна как воздух! Когда связь «свобода-ответственность» сформирована, то у подростка нет потребности отстаивать свою свободу нелепыми и опасными способами. Он и так знает, что она у него есть. А вот тому, кого постоянно контролировали со стороны, самому увидеть риски и оценить возможные последствия очень сложно.

Истинные причинно-следственные связи не должны подменяться искусственными. Правильная связь — это когда: «Я не буду так делать, потому что это вредно/опасно/жестоко», а не потому что «Мама заругает».

Важно помнить, человеческое развитие не заканчивается в подростковом возрасте. Мы меняемся всю жизнь, и возможности научиться ответственности нам предоставляются постоянно. Вот и сейчас мы с вами учимся быть ответственными родителями, чтобы научить ответственности своих детей 🙂

 

По мотивам цикла лекций детского психолога и тренера Дмитрия Корнилова «Мужская школа».

Ответственность = Свобода | Psychology Today

Источник: HQuality/Shutterstock

Возьмите на себя ответственность.

Когда вы читаете эту команду, что вы чувствуете?

Если вы похожи на многих людей, ваши плечи могут поникнуть. Вас могут спровоцировать детские воспоминания о родителях и учителях, которые увещевали вас такими словами. Вы можете чувствовать стыд, сопротивление, враждебность.

Но взять на себя ответственность за свой выбор, действия и влияние, которое мы оказываем на себя и других, может быть освобождением.

После знаменитого эксперимента Милгрэма, в котором обычные люди подчинялись приказам ученого, который велел им наносить все более болезненные и опасные удары током человеку, которого они только что встретили, участников опросили, чтобы выяснить, как они относятся к своему участию в эксперименте. эксперимент.

Чего они не знали, когда приехали в Йельский университет для участия в исследовании, так это того, что эксперимент, в котором, по их мнению, они участвовали — влияние наказания на обучение — был уловкой. Сами участники были настоящими субъектами эксперимента в области социальной психологии, призванного пролить свет на нашу склонность подчиняться авторитетным лицам, даже когда то, что нам говорят делать, идет вразрез с нашими глубоко укоренившимися ценностями.

Не знали они и того, что на самом деле никого не шокировали и что человек в роли «ученика» был актером.

Две трети участников покинули эксперимент, обнаружив, что они были готовы применить потенциально смертельные удары током к кому-то, кричащему от боли, просто потому, что им сказал человек в белом лабораторном халате.

Каково было узнать такое о себе?

Восемь четыре процента опрошенных участников (из девяноста двух процентов, ответивших) сообщили, что они были рады или очень рады своему участию.

Один сказал, что не знал, почему причиняет кому-то боль, и что осознание того, что он подчинился авторитетной фигуре, говорящей ему сделать что-то, что он считал неправильным, навсегда повлияет на его мышление и принятие решений в положительную сторону. .

Немногие из нас имеют такую ​​поразительную возможность узнать, как легко мы уступаем свою власть другим, или признать, что, не беря на себя ответственность за свои действия, мы отказываемся от своей свободы.

Большинство из нас не осознают, что отказываются от этой свободы каждый день.

Каждый раз, когда мы едим пищу или совершаем покупку, не задумываясь о влиянии нашего выбора на других людей, животных и окружающую среду, мы отказываемся от своей способности жить в соответствии со своими ценностями.

Рекламщики, влиятельные лица и группы сверстников говорят нам, что мы должны покупать и есть, как мы должны жить и что мы должны делать. Озабоченные собственным благополучием и привыкшие к нашему распорядку и традициям, мы часто ошибочно принимаем наши манипулируемые желания за сознательное и добросовестное принятие решений.

Большинство из нас не хотят причинять вред и страдания другим, но практически все мы позволяем друзьям, членам семьи, корпорациям и нашим личным импульсам диктовать нам выбор, даже если этот выбор противоречит нашим ценностям.

Если нас спросят, мы с готовностью осудим рабство и детский труд, но в то же время купим новую хлопчатобумажную футболку, сделанную на зарубежной фабрике с плохими условиями труда, которая эксплуатирует своих рабочих и недоплачивает им.

Если нас спросят, мы с готовностью осудим жестокое обращение с животными — когда мы едим куриные наггетсы или BLT, произведенные таким жестоким образом по отношению к курам и свиньям, у нас заболел бы желудок, если бы мы сами стали свидетелями жестокого обращения.

Каким бы трудным ни казалось поначалу брать на себя ответственность за то, чтобы наш выбор соответствовал нашим ценностям, когда мы это делаем, мы возвращаем себе свободу жить честно.

Мы становимся похожими на человека в эксперименте Милгрэма, чья жизнь изменилась к лучшему, когда он понял, что передал свою власть авторитетной фигуре, которая потребовала, чтобы он сделал то, что, как он знал, было неправильным.

При этом взять на себя такую ​​ответственность непросто и не просто, потому что мы живем в запутанной паутине систем и не всегда можем выпутаться.

Как показал Филип Зимбардо в своем Стэнфордском тюремном эксперименте (SPE) — еще одном известном социально-психологическом эксперименте, в котором обычные молодые люди, помещенные в роли тюремных охранников, становились садистами, в то время как другие обычные молодые люди, помещенные в роли заключенных, демонстрировали жертвоприношения. поведения — мы можем думать, что полностью автономны в своих действиях, но это не так.

Наше поведение определяется ситуациями, в которых мы находимся, и системами, частью которых мы являемся.

Возможно, поэтому команда «взять на себя ответственность» может создать в нас защитную реакцию. В глубине души, независимо от того, продумали мы сложности или нет, мы подозреваем, что не несем полной ответственности за свои действия.

Учитывая, что все мы встроены в сложные, взаимосвязанные системы, над которыми у нас мало контроля, и что в рамках этих систем мы также оказываемся в определенных ситуациях, влияющих на наш выбор, мы несем ответственность лишь за некоторые из них.

Например, поскольку невозможно найти электронное устройство, которое производится полностью этично и устойчиво, и поскольку практически все мы в той или иной степени полагаемся на компьютеры, сотовые телефоны и управляемые компьютером транспортные средства, было бы несправедливо сказать, что каждый из нас несет личную ответственность за все негативное воздействие наших устройств на других людей, животных и окружающую среду.

Но это не значит, что мы отказываемся от попыток взять на себя ответственность. В максимально возможной степени мы должны стремиться делать выбор, который приносит наибольшую пользу и наименьший вред всем существам. Отсутствие полной ответственности не освобождает нас от обязанности брать на себя ответственность за то, что мы можем.

Мы также несем ответственность за преобразование несправедливых, неустойчивых и бесчеловечных систем. Другими словами, каждый из нас — в той мере, в какой это возможно — несет ответственность за то, чтобы найти решение.

Глубокое освобождение и радость исходят от мышления, согласно которому принятие на себя ответственности — это не рутинная работа, а возможность. Мы возвышаемся, когда счастливо живем, признавая нашу взаимосвязь. Когда мы берем на себя ответственность за наше влияние на других людей и животных, в значительной степени невидимых для нас, но глубоко затронутых нами, и за благополучие мира природы, мы открываем мир, который приходит от честной жизни.

Внутренний голос, который говорит нам «взять на себя ответственность», не обязательно должен быть ругающим родителем, а должен быть голосом свободы, напоминающим нам, что мы можем помочь построить лучшее общество, в котором все могут процветать — через выбор, который мы делаем, и действия, которые мы совершаем каждый день.

Свобода и ответственность: как выбор и ограничения помогают детям развивать характер

Представлено Паулой Лиллард Прешлак

Одними из наиболее неправильно понимаемых понятий в подходе Монтессори являются «свобода и ответственность» и «развитие воли».

Хрупкий баланс свободы и ответственности ведет к развитию воли. Все трое взаимодействуют по восходящей спирали, что дает детям постепенный, возрастающий успех в принятии решений и управлении собственной жизнью. Это конечная цель образования на всю жизнь, которое делает эти аспекты одними из самых важных аспектов жизни маленького ребенка в школе и дома. Чтобы понять этот процесс развития воли, подумайте о свободе как о выборе, а об ответственности как об ограничениях. Таким образом, свобода и ответственность являются результатом, а не отправной точкой развития ребенка. Выбор и ограничения ведут ребенка к свободе и ответственности.

Зачем развивать волю?

Сначала наши младшие дети руководствуются своими импульсами. Они могут брыкаться, щипать или хватать из-за импульсов, которые они еще не научились контролировать. Предоставляя выбор, мы помогаем ребенку развить собственную волю, чтобы он мог выбирать, мыслить самостоятельно и стать по-настоящему свободным. Тогда управление исходит из

внутри ребенка, а не извне; так ребенок наделяется силой своей развивающейся воли. Постепенно, благодаря повторяющемуся опыту принятия решений с ограничениями, маленькие дети становятся более уравновешенными, менее импульсивными, более самодисциплинированными, готовыми присоединиться к другим, комфортными и по-настоящему свободными.

Опыт помогает ребенку принимать новые решения. Например, если ребенку предлагается выбор между бананом и яблоком, но он никогда не пробовал яблоко, он может импульсивно выбрать одно или другое, не будучи уверенным, что хочет. Знания приходят с опытом, поэтому, попробовав яблоко и решив, что оно ему не нравится, в следующий раз он может сделать более осознанный выбор. Его воля вступает в игру, когда в другой день ему предлагают варианты: «Я знаю, что мне действительно нравятся бананы больше, чем яблоки, потому что я пробовал и то, и другое» и «Сейчас я выберу банан».

Эти новые знания позволяют ребенку сделать выбор. Делая выбор, он пробуждает интерес к происходящему. Повторение этого цикла (выбор-познание-интерес-следующий выбор…) позволяет ребенку развивать свою волю, укрепляя его способность принимать собственные решения и формируя его характер. «Воля» — это способность остановиться и сделать выбор, основываясь на мысли. Когда воля более развита, это означает, что у ребенка есть сила остановиться и принять решение, принимая во внимание выбор и ограничения своего окружения.

Зачем давать выбор?

Чтобы добиться такого успеха, нам нужна среда, в которой маленькие дети могут делать выбор и быть активными. Взрослый может помочь маленькому ребенку направить его энергию на позитивные действия, предложив варианты занятий, которыми он сможет активно заняться.

Дома мы хотим предоставить нашим маленьким детям два варианта, когда это возможно. (Два выбора обеспечивают необходимый предел.) Выбор между двумя вещами позволяет нашим детям практиковать — снова и снова — волю над импульсом. Поскольку дети в возрасте до трех лет находятся в глубоком процессе развития своей воли, их поведение может быть «трудным», если мы не осознаем, что именно это и происходит. Мы также можем помешать процессу, предоставив слишком много вариантов выбора или позволив ребенку иметь все и вся. Время сна, время отхода ко сну, приемы пищи, одежда, игрушки — все это может сбивать с толку, если нет структуры или ограничений. С другой стороны, мы можем расстроить процесс ребенка, никогда не предлагая четкого выбора между двумя доступными вариантами. Два доступных варианта дают нашим годовалым и двухлетним детям возможность делать именно то, что им нужно: развивать свою волю с помощью простых решений снова и снова.

Пожалуйста, обратите внимание, мы не говорим о первом году жизни, потому что, когда детям около 15-18 месяцев, предоставление им выбора между двумя вещами становится очень важным; это когда развитие воли является центром их развития. Этот фокус может вдохновить на поведение, заслужившее неудачное выражение «ужасные двойки». Когда мы понимаем, что фрустрированное поведение двухлетних детей происходит из-за непреодолимого желания делать собственный выбор и стремления к ограничениям в этом выборе, мы можем действовать, чтобы удовлетворить их потребности и уменьшить фрустрацию.

Дайте вашему маленькому ребенку два варианта, когда это будет разумно: два продукта питания, две книги перед сном — всего несколько раз в день — и посмотрите, какую разницу вы заметите. Предоставление выбора каждые раз, когда что-то вот-вот произойдет, может быть слишком частым и вызвать у ребенка тревогу или контроль, поэтому просто найдите разумное время, чтобы у маленького человека был выбор. Чем больше они могут самостоятельно залезать в автокресло, нести свою сумку, наливать себе воду, вытирать пролитую жидкость, выбирать между двумя продуктами, тем лучше. Но нет смысла покупать две пары обуви или два пальто только для того, чтобы ребенок мог выбирать между ними! В жизни есть естественные ограничения, когда часто есть только один вариант, и есть много моментов, когда есть много вариантов, когда мы хотим представить нашим детям только два из них.

  Примеры выбора:

Хотите яблоко или банан?

Ты собираешься надеть синие носки или красные?

Ты хочешь сесть рядом со мной или рядом с дедушкой?

Дойти до машины пешком или нести?

Выбирайте только разумные варианты, которыми вы довольны. Если вы не можете носить своего ребенка, это не вариант делать предложение; так что вместо этого вы можете спросить: «Хотели бы вы идти, держа моя рука или я держать твою руку?» (Удивительно, но иногда даже это может удовлетворить потребность маленького ребенка в достаточном уважении, чтобы он мог сделать выбор в этом вопросе. )

Постепенно к шести годам вы можете предложить три разумных варианта, а иногда ребенок может предложить другой приемлемый вариант. это показывает, что они становятся более ответственно независимыми. Некоторым детям нужно больше ограничений (меньше вариантов), а некоторых вполне устраивает больший выбор (больше свободы). Это не оценочные суждения, потому что дать ребенку то, что ему или ей нужно, — это лучший способ достичь конечной цели — сделать правильный выбор самостоятельно. Понаблюдайте за своими детьми, чтобы решить, легко ли они справляются с выбором. Придерживаться двух вариантов всегда хорошая стратегия, если вы не уверены.

Зачем давать ограничения?

Реальная среда настроена со встроенными ограничениями. Последствия естественны. Они настоящие. Стекло разбивается, когда его бросают на пол, и мы подметаем его и выбрасываем в мусорное ведро. Вода проливается, когда чашка опрокидывается, и мы вытираем ее шваброй. Метла, мусорное ведро и швабра являются частью окружающей среды, так что все готово для участия ребенка на всех этапах реалистичного процесса. В каждом обществе есть принципы, помогающие нам существовать в гармонии, и наши маленькие дети усваивают эти принципы, когда их приглашают взаимодействовать с реальной средой, в которую встроены ограничения. Ограничения обеспечивают безопасность и ориентацию.

Мы также можем добавить рекомендации, указывающие нашим детям на ограничения, которые им помогают. Мы можем пришить кружок ниток к салфетке, чтобы показать, где можно поставить тарелку, и кружок меньшего размера для чашки и контур ложки для размещения столовых приборов. Мы могли бы использовать направляющую для подметания (деревянный полукруг), чтобы маленькие дети могли сметать кучу пыли в определенное место в комнате.

Существуют также логистические ограничения: возможно, ребенок выбирает яйцо на обед, но когда яйцо готово к употреблению, он решает, что вместо этого хочет кусочек индейки. Мы обеспечиваем разумный предел: «Теперь у нас есть яйцо. Завтра вы можете выбрать индейку. Ммм, это яйцо выглядит очень хорошо. Еще тепло». Если она решит, что не хочет этого сейчас, это ее выбор; мы не будем заставлять. Но мы не собираемся сдаваться и менять питание. Это было бы снятием ограничения, которое помогает ей сделать свой выбор завтра и осознать силу собственного принятия решений.

Я думаю, это может быть причиной того, что дети, которым дают все, что они хотят, очень беспокоятся, потому что они на самом деле чувствуют себя бессильными, а не сильными. Ничто не имеет смысла, потому что то, что взрослые дают им все, что они хотят, показывает, что у них нет границ для жизни, нет безопасности, нет стен. Ребенок, который на собственном опыте осознает, что на следующий день он снова может сделать выбор и может выбрать кусок индейки (или яйцо!), вполне реально ощущает контроль над ситуацией. Теперь, если кусочков индейки больше нет, потому что папа ел их со вчерашнего дня… что ж, это добавляет еще один слой реальности; теперь мы планируем пойти позже в продуктовый магазин и пополнить наш запас. Единственный выбор — это то, что доступно, как бы разочаровывающе это ни звучало.

Что такое ответственность?

Думайте об ответственности как о результате осуществления выбора в определенных пределах. Ответственность не стоит на первом месте, например: «Веди себя ответственно, и тогда я увижу, что ты ответственен». Дети не могут знать, как быть ответственными, пока они не разовьют способность реагировать собственными решениями. Другими словами, способные к ответу : способные ответить, потому что они могут выбирать свои собственные действия, а затем выполнять их.

Ограничения в окружающей среде дают детям границы, на которые они могут практиковаться в реагировании. Благодаря своему постоянному опыту принятия решений в рамках ограничений дети становятся все более способными реагировать. Поскольку они реагируют на ограничения в окружающей среде и делают выбор с учетом этих ограничений, мы называем их поведение «ответственным».

Что такое свобода?

Доктор Монтессори часто говорила о важности предоставления детям свободы. Многие люди неправильно понимают эти утверждения, думая, что она имела в виду, что нам нужно «отпустить детей». Но доктор Монтессори очень четко заявила, что мы не должны позволять детям делать все, что они хотят, тренируя свою импульсивность. Это не приведет к развитию у детей внутренняя свобода, основанная на собственной способности принимать решения и самоконтроле. Монтессори говорила о предоставлении детям свободы с 90 005 выбором 90 006 и 90 005 движением 90 006 в соответствии с указаниями их разума, но это не свобода для всех. На самом деле, она указала, что сначала дети реагируют на свои прихоти и не являются по-настоящему свободными, а скорее пленниками импульсов.

Термин свобода в контексте Монтессори на самом деле относится к внутренней свободе, которая является результатом, а не отправной точкой процесса развития воли. Да, ребенку нужна свобода передвижения и свобода принятия решений, но это очень специфические свободы, которые мы можем рассматривать как вариантов . И если нет ограничений в этом выборе и какой-либо целенаправленной деятельности, которая движет телом и разумом (такой как подметание пролитой воды или наливание воды в чашку), не может быть процесса, посредством которого можно достичь истинной внутренней свободы.

Внутренняя свобода является конечной целью в этом процессе. Мы все жаждем внутренней свободы, чтобы думать своими мыслями, принимать собственные решения и следовать своей силе воли, чтобы строить свою жизнь. Но только пределы мира делают это возможным. У нас не может быть ничего, о чем мы мечтаем, и эти границы реальности дают нам безопасность, ощущение места и цели. Свобода — это не лицензия; это не импульсивное поведение. Свобода — это развитие самоконтроля, чтобы сделать выбор, и силы воли, чтобы решить и воздержаться от одного варианта, чтобы иметь другой. Это ставит нас в отношения с нашим окружением. Мы находимся в гармонии с нашим окружением, когда наши действия связаны со следующим моментом и с другими людьми, объектами и условиями. Наши дети обретут эту чудесную гармонию.

Образование на всю жизнь

Если у вас есть дети старшего возраста, вы можете полагаться на пределы реальности, когда делаете разумный выбор. Естественные, встроенные последствия часто создают ограничения в реальном мире. Родители могут причинить больше вреда, чем пользы, если мы слишком сильно вмешиваемся в то, что возможно, оставляя больше возможностей, чтобы попытаться успокоить наших детей. Мы также можем отвлечь наших детей от естественных последствий, думая, что нам нужно изобрести ограничения. Типичным примером может быть случай, когда подросток решает не делать домашнее задание, а его родители выдвигают такое последствие, как: «Ты не можешь есть мороженое сегодня вечером, пока не выполнишь домашнее задание». Это может работать только до тех пор, пока подросток не перестанет заботиться о мороженом, когда ограничение выглядит довольно глупо и нереалистично. И сообразительный подросток может сообразить, что она все еще может получить мороженое, только после того, как все лягут спать! Теперь у родителя возникает новая проблема: поведение нужно дополнительно скорректировать другим придуманным следствием, и цикл продолжается. А дело в том, что выдуманное следствие в данном случае даже не понадобилось, потому что уже было реальное последствие: если подросток не выполняет школьные задания, он, вероятно, не усвоит материал, что отразится на ее оценках или других показателях ее успеваемости или способности продолжать. Подростку решать, важны ли оценки. Здесь мы должны сопротивляться желанию сделать проблему нашего ребенка нашей проблемой. Это очень трудно сделать, но если мы воспитаем наших детей так, чтобы они с самого начала имели настоящие отношения с естественными ограничениями жизни — например, с разбитым стеклом и заканчивающимся временем приема пищи, — тогда она, скорее всего, будет думать, что ее оценки — ее проблема, а не ваша. Она более склонна реагировать на то, как пересекаются ее действия и пределы жизни. Это образ жизни.

 

Обозначение собственных родительских ограничений, например: «Я беру в аквапарк детей, которые делают школьные задания на неделю» или «Я вожу детей на футбол, которые пытались хорошо учиться в школе», может помочь вам сформулировать свою роль в поддержании ответственного поведения, но реальное последствие — это предел жизни. Лучше всего мы поступаем, когда (в разумных пределах) не встаем между реальными пределами жизни и нашими детьми.

Применение Монтессори-подхода дома с выбором и ограничениями помогает вашим отношениям между родителями и детьми с самых ранних лет до взрослой жизни. Поскольку очень маленьким детям необходимо развивать свою силу воли и способность принимать решения, когда они находятся в сенситивном периоде, мы хотим быть особенно внимательными, чтобы давать им простой выбор в их ранние годы. Быть последовательным для наших детей не всегда легко, но, слава богу, у нас есть время, чтобы продолжать практиковаться и работать над этим годами! Развитие силы воли — это постепенный процесс, и его пиковое время сосредоточения приходится на возраст от одного до трех лет. Это окупается, когда ваши малыши чувствуют себя более удовлетворенными тем, что их потребности в принятии решений удовлетворяются, и, в конечном итоге, это помогает им подготовиться к большому миру и своим действиям в нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *