Свобода и необходимость в деятельности человека — что это, определение и ответ
Свобода ― это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать модель поведения и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). В связи с решением данных вопросов существуют две идеи:
Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены судьбе и року. Трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности.
Например, к представителям фатализма относится Печорин, герой М.Ю. Лермонтова — в “Герое нашего времени” есть даже глава с соответствующим названием (“Фаталист”).
Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего. Пренебрежение объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями.
К волюнтаристам можно отнести известных исторических персонажей, которые стремились переломить ход событий по своему желанию: например, Наполеона Бонапарта.
Свобода есть там, где есть выбор. Есть понимание свободы как вседозволенности, но оно неверно. Ведь свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.
Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу и предполагает определенные обязанности.
Ответственность — это социально-философское понятие, характеризующее возможность субъекта (человека, социальной группы и др.) ответить за свои действия, поступки, последствия своих поступков.
Ответственность порождает обязанности.
Ответственность во многом определяет нравственную позицию личности в обществе, и ложится в основу поведения человека, становится фундаментом его мотивации.
Выделяют следующие виды ответственности:
Например, за вырубку лесов на текущем поколении Земли лежит ответственность перед будущим поколением.
Политическая ответственность — ответственность государства за выполнение международных договоров, ответственность выборных органов власти перед народом, ответственность органов гос. власти перед друг другом.
Например, ответственность правительства перед парламентом.
Например, помощь больным детям или старикам, сочувствие и участие в жизни окружающих.
Например, за кражу в крупном размере на гражданина К. возлагается юридическая ответственность в виде лишения свободы.
Например, на гражданине Н. лежит индивидуальная ответственность за правильное воспитание дочери.
Например, за загрязнение окружающей среды на россиянах лежит коллективная ответственность.
Регулятором ответственного поведения является совесть.
Совесть — способность субъекта самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать самоконтроль.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Тема 13. Свобода и ответственность личности.
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭВ истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.
Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.
Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека . Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований .
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Выделяют следующие виды ответственности :
– историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
– индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная ответственност ь выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.Образец задания
B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и ____________(1). Свобода – это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его ____________(2). В свободной деятельности человек добивается поставленных ____________(3) и реализует себя.
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) воля Б) смысл Г) индивидуальность Д) индивид
Б) необходимость Е) цель Ж) судьба З) ответственность
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.Ответ: ЗГЕАБЖ.
Свобода и ответственность | Издательство Принстонского университета
Свобода и ответственность
Хилари Бок
Скидка 30% по коду PUP30
электронная книга
ISBN: 9781400822737 Доступно как
EPUB или PDF
38,50 долларов США / 31,50 фунтов стерлингов / 45,00 £
Выберите тип электронной книги: EPUBPDF
добавить в корзинуОб электронных книгах и аудио
Электронная книга в формате PDF должна быть прочитана в нашем мобильном приложении, доступном для телефонов или планшетов Android/iOS. Приложение для настольного компьютера, позволяющее читать PDF-файлы, в настоящее время находится в стадии разработки. Мы обновим наш Страница часто задаваемых вопросов , когда она станет доступной.
Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.
Философия
- Хилари Бок
- Скачать обложку
Можем ли мы примирить идею о том, что мы являемся свободными и ответственными агентами, с идеей о том, что то, что мы делаем, определяется в соответствии с законами природы? На протяжении веков философы разными способами пытались показать, что мы можем. Хилари Бок использует здесь новый подход, стремясь показать, что эти две идеи совместимы, проводя различие между практическим и теоретическим рассуждениями.
Бок утверждает, что когда мы занимаемся практическими рассуждениями — такими, которые включают в себя вопрос «что мне делать?» и просеивая альтернативы, чтобы найти наиболее оправданный образ действий — у нас есть основания считать себя ответственными за то, что мы делаем. Но когда мы занимаемся теоретическими рассуждениями — «поиском причинно-следственных объяснений событий», — у нас нет причин применять такие понятия, как свобода и ответственность. Бок утверждает, что аргументы либертарианцев против «компатибилистских» оправданий моральной ответственности терпят неудачу, потому что они описывают человеческие действия только с точки зрения теоретических рассуждений. Чтобы обосновать это утверждение, она исследует, какие концепции свободы воли и моральной ответственности имеют отношение к практическим рассуждениям, и показывает, что эти концепции не уязвимы для многих возражений, которые либертарианцы направляют против компатибилистов. Бок заключает, что истинность или ложность утверждения о том, что мы являемся свободными и ответственными агентами в том смысле, в каком излагаются эти концепции, в конечном счете не зависит от детерминистских представлений о причинах человеческих действий.
Ясно написанный и убедительно аргументированный, Свобода и ответственность является важным дополнением к текущим дебатам о некоторых из самых старых и глубоких вопросов философии.
Хилари Бок — адъюнкт-профессор философии в колледже Помона.
«Первоначальный вклад [Бока] состоит в том, чтобы показать более подробно, чем другие современные теории, как практическое рассуждение участвует в улучшении нашего характера — как оно предназначено для приведения воли в соответствие с идеалами или стандартами». — Роберт Кейн, Times Literary Supplement
» Свобода и ответственность является важным вкладом в дискуссию о свободе воли и моральной ответственности. обычные дискуссии и стратегии аргументации. Ее стоит прочитать». —Майкл МакКенна, Этика
- Говорящее лекарство
Паула Маранц Коэн - Либерализм в темные времена
Джошуа Л. Чернисс - Мы не рождаемся покорными
Манон Гарсия - Чего ты хочешь от жизни?
Валери Тибериус - Франция до 1789 г.
Джон Элстер
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.
Будьте в курсе последних книжных новостей.
Свобода и ответственность | AAUP
Следующее заявление было принято Советом Американской ассоциации университетских профессоров 19 октября.70. В апреле 1990 года Совет принял несколько изменений в формулировках, которые были одобрены Комитетом Ассоциации по профессиональной этике, чтобы удалить ссылки на гендерные аспекты из первоначального текста.
Уже более полувека Американская ассоциация профессоров университетов руководствуется двумя принципами: колледжи и университеты служат общему благу посредством обучения, преподавания, исследований и стипендий; и что выполнение этих функций обязательно зависит от сохранения интеллектуальной свободы преподавания, выражения мнений, исследований и дискуссий. Все компоненты академического сообщества несут ответственность за то, чтобы иллюстрировать и поддерживать эти свободы в интересах обоснованного исследования.
В Заявлении о принципах академической свободы и пребывания в должности от 1940 года утверждается первенство этой ответственности. Заявление
Продолжающиеся нападки на целостность наших университетов и на саму концепцию академической свободы исходят из многих источников. Эти нападения, отмеченные тактикой запугивания и преследований, а также политическим вмешательством в автономию колледжей и университетов, вызывают резкие ответы и контрответы. Ответственность факультета за защиту своих свобод, особенно в репрессивной атмосфере, не может быть отделена от его ответственности за защиту этих свобод своими собственными действиями.
* * * * *
Членство в академическом сообществе налагает на студентов, преподавателей, администраторов и попечителей обязанность уважать достоинство других, признавать их право выражать различные мнения, а также поощрять и защищать интеллектуальную честность , свобода исследований и обучения, а также свобода выражения мнений в кампусе и за его пределами. Таким образом, выражение несогласия и попытка внести изменения не могут осуществляться таким образом, чтобы причинить вред отдельным лицам или нанести ущерб учреждениям или нарушить занятия учителей или коллег. Спикеры в кампусе должны быть не только защищены от насилия, но и иметь возможность быть услышанными. Те, кто стремится привлечь внимание к жалобам, не должны делать это способами, которые существенно затрудняют функционирование учреждения.
Учащиеся имеют право на атмосферу, способствующую обучению, и на беспристрастное отношение во всех аспектах отношений между учителем и учеником. Преподаватели не могут отказывать в регистрации или обучении студентов на основании их убеждений или возможного использования знаний, которые они могут получить в ходе курса. Власть, присущая учебной роли, не должна принуждать учащихся делать конкретный личный выбор в отношении политических действий или собственного социального поведения. Оценка студентов и присуждение кредита должны быть основаны на академической успеваемости, оцениваемой профессионально, а не на вопросах, не имеющих отношения к этой успеваемости, будь то личность, раса, религия, степень политической активности или личные убеждения.
Именно мастерство учителей в своих предметах и их собственная стипендия дают им право посещать свои классы и свободу в представлении своих предметов. Таким образом, преподавателю недопустимо настойчиво вторгаться в материал, который не имеет отношения к предмету, или не представлять тему курса в том виде, в каком она была объявлена студентам и одобрена преподавателями в рамках их коллективной ответственности за учебную программу.
Поскольку академическая свобода традиционно включала в себя полную свободу преподавателя как гражданина, большинство преподавателей не сталкиваются с неразрешимыми конфликтами между требованиями политики, социального действия и совести, с одной стороны, и требованиями и ожиданиями их студентов, коллег , и учреждения, с другой. Если такие конфликты становятся острыми, а внимание к обязательствам как гражданина и морального агента мешает преподавателю выполнять существенные академические обязанности, преподаватель не может избежать ответственности за этот выбор, но должен либо запросить отпуск, либо уйти в отставку со своей академической должности. .
* * * * *
Забота Ассоциации о разумных принципах и процедурах наложения дисциплинарных взысканий отражена в Заявлении о принципах академической свободы и пребывания в должности 1940 г. Рекомендуемые институциональные правила об академической свободе и сроке пребывания в должности , а также многочисленные расследования, проведенные Ассоциацией в отношении дисциплинарных мер со стороны колледжей и университетов.
Возникает вопрос, достаточно ли этих обычных процедур в текущем контексте. Мы считаем, что в целом они хорошо служат своим целям, но следует рассмотреть вопрос о дополнении их в нескольких отношениях.
Во-первых, планы по обеспечению соблюдения академических норм должны быть расширены, чтобы сделать упор на превентивные и дисциплинарные меры. С этой целью преподаватели должны взять на себя инициативу, работая с администрацией и другими компонентами учреждения, чтобы развивать и поддерживать атмосферу свободы, приверженности академическим исследованиям и уважения академических прав других. Преподаватели также должны присоединиться к другим членам академического сообщества в разработке процедур, которые будут использоваться в случае серьезных сбоев или угроз сбоев, и должны обеспечить свои консультации при принятии важных решений, особенно тех, которые связаны с вызовом внешних силы безопасности в университетском городке.
Во-вторых, следует систематически уделять внимание вопросам, связанным с санкциями, отличными от увольнения, такими как предупреждения и выговоры, чтобы обеспечить более универсальный набор академических санкций.
В-третьих, преподавательский состав должен взять на себя более позитивную роль защитника академических ценностей от необоснованных нападок со стороны своих членов. Традиционная функция факультета в дисциплинарных процессах заключалась в обеспечении надлежащей академической правовой процедуры и значимого участия преподавателей в наложении дисциплинарных взысканий администрацией. Хотя эту функцию следует сохранить, преподаватели должны признать свою заинтересованность в содействии соблюдению норм, важных для академической деятельности.
Правила, разработанные для удовлетворения этих потребностей в саморегулировании преподавателей и гибкости санкций, должны быть приняты в каждом кампусе в ответ на местные обстоятельства и продолжающиеся эксперименты. Однако во всех усилиях по наложению санкций жизненно важно, чтобы разбирательство проводилось справедливо по отношению к человеку, чтобы суждения преподавателей играли решающую роль и чтобы неблагоприятные суждения были основаны на продемонстрированных нарушениях соответствующих норм.