Свобода как условие самореализации личности: понятие, значение
Свобода как условие самореализации личности — фундамент для внутреннего роста и совершенствования. В современном мире для того, чтобы достичь успеха, человеку необходимо не мечтать о чем-то большем, а действовать. Соответственно, чтобы предпринимать какие-либо шаги, необходимо ощущать себя зрелым и целостным человеком, находящимся в гармонии с окружающим миром.
Понятие самореализации и свободы как единое целое
Самореализация — это целенаправленный поиск и развитие своих талантов и возможностей в различных сферах деятельности. Иными словами, если человек чувствует, что реализовал свой потенциал, достиг максимальной планки, гордится своими достижениями и признан обществом, значит, можно сказать, что этот человек самореализовался.
Понятие свободы трактуется менее однозначно. Большинство определений размыты, а те, что конкретизированы, могут сильно отличаться друг от друга. Однако чаще всего под свободой понимается полная независимость от внешних факторов, самостоятельность, возведенная в абсолют, а также воля поступать в соответствии со своими желаниями.
Первый шаг на пути к успеху — это всегда самореализация, которая невозможна без ощущения внутренней свободы как условия самореализации личности. Так, понятия «свобода» и «самореализация» неразрывно связаны между собой. От тренеров по личностному росту можно часто услышать выражение: «свобода — цель самореализации». Отсюда видно, что эти два понятия тесно связаны между собой.
Понимание свободы в современном мире
Еще несколько столетий назад свобода для большинства людей была недосягаемой мечтой. В России существовало крепостное право, в большинстве европейских стран — рабство. Раб не имел никаких прав, только обязанности — исполнение воли тех, кому он принадлежал. Логично, что думать о саморазвитии и самореализации рабам в то время не приходилось.
Сегодня, после отмены крепостного права и рабства, человек имеет право определять свою судьбу и быть свободным, однако только в рамках дозволенного обществом. Среди социологов распространено мнение, что абсолютной свободы не существует. Всегда для человека будут присутствовать барьеры, будь то установленные обществом запреты, за нарушение которых будут применены санкции, или внутренние ограничения, возникающие из-за моральных принципов человека. Однако все эти барьеры никоим образом не мешают человеку реализовывать себя.
Осознание воли, выбора и независимости происходит в два этапа
Осознанная необходимость
Первый этап — это этап осознания. Человек начинает понимать, что для развития необходимо не стоять на месте, а двигаться в каком-то направлении. Он начинает задумываться о том, в каком направлении ему стоит работать над собой.
Способность выбирать
На следующем этапе человек уже определяется с целями и начинает задумываться о том, что ему нужно и какие шаги следует предпринять для осуществления желаемого.
Значение свободы для самореализации человека
Чем больше у человека опыта в различных сферах жизни, чем шире его кругозор, багаж знаний и умений, тем менее человек зависим от окружающих его людей и общества в целом, а значит, и более свободен. Расширение рамок и снятие внутренних ограничений позволяет максимально раскрыть свой потенциал и реализовать себя как личность.
Та степень свободы, которую общество позволит использовать человеку в полной мере, и будет его полем для самореализации. Кроме того, личность совершенствуется, используя те возможности, которые предоставляет ей общество. Человек будет развиваться гармонично и полноценно только при условии, что он сможет делать свой выбор самостоятельно, без оглядки на чужие мнения или иные внешние факторы, — иными словами, человек должен быть свободен.
Свобода как условие самореализации
Для того чтобы развиваться максимально продуктивно, необходимо обеспечить подходящие условия. Одним из таких условий будет обеспечение внутренней свободы, которая также распространяется на любую творческую и интеллектуальную деятельность человека.
Роль воли при самосовершенствовании
Самосовершенствование — это целенаправленное развитие ценных качеств и способностей, а также личностный рост, согласующийся с целями человека. Воля играет решающую роль для благополучного саморазвития. К примеру, человек, который стремится к самосовершенствованию всей душой, однако для реализации себя не предпринимает никаких шагов, лишь мечтая о тех вершинах, которые он может достичь, никогда не раскроет свой потенциал в полной мере. Это вопрос воли. Если человек усерден, порой через силу, и не поддается лени, значит, он готов развиваться.
Кроме того, гармонично развивающийся человек должен иметь собственное мнение и не бояться его высказывать, даже если оно противоположно общественному. Для этого тоже необходимо иметь развитую силу воли.
С детства ребенок привыкает к тому, что мнение родителей неоспоримо, его учат не перечить и во всем соглашаться со старшими. Ребенку приходится подстраиваться сначала под родителей, затем под учителей и сверстников, и таким образом его сила воли заглушается, собственное мнение сливается с чужим и ребенок уже не может принимать решения самостоятельно.
Поэтому, если точка зрения общества идет вразрез с вашими убеждениями, прислушайтесь в первую очередь к себе. Не нужно прогибаться под чужим давлением — необходимо перебороть его, и только в этом случае вы сможете достичь чего-то большего.
Еще один часто встречающийся враг вставшего на путь самосовершенствования — внутренние сомнения и неуверенность. «Что о моих действиях подумают окружающие?», «Точно ли у меня получится?», «Правильно ли я поступаю, делая так, а не иначе?» — появление в голове всех этих вопросов логично и объяснимо. Однако их следует гнать прочь, так как чем больше вы будете тянуть с принятием решения, тем больше времени вы потеряете впустую. Лучше попробовать, пусть и безуспешно, чем не пробовать вовсе — так вы как минимум наберетесь опыта.
Ответственность за свой выбор
Какое бы решение вы не приняли, оно обязательно будет нести за собой последствия, ответственность за которые ляжет на ваши плечи. Необходимо понимать, что любой совершенный вами поступок, каждое слово, действие и даже взгляд имеет свой исход. Логично, что полученный исход может удовлетворять или не удовлетворять человека, то есть быть для него положительным или отрицательным.
Умение нести ответственность за каждое свое решение — это еще один важный пункт, необходимый для благополучного самосовершенствования. Поэтому, прежде чем совершить какое-то действие, нужно сразу подумать, к каким последствиям оно может привести. Если результат не зависит от вас и ваши риски минимальны, то пробуйте и рискуйте, выходите из своей зоны комфорта. Однако, если ситуация полностью находится под вашим контролем, то приложите максимум усилий, чтобы достичь нужного результата. Например, если вы даете обещание, значит, сдержите его.
Только человек, который полностью осознает последствия своих действий и несет ответственность за свои решения, может считаться человеком, стоящим на пути к самореализации.
Мы советуем
- Определитесь с целями. Подумайте, чем бы вы хотели заниматься в перспективе, чтобы не хвататься за все подряд и не бросать начатое дело на полпути. Выделите одну сферу вашей жизни, улучшением которой вы хотите заняться в первую очередь. Начните с целей поменьше и постепенно переходите ко все более крупным достижениям. Например, первым делом начните делать зарядку по утрам или запишитесь в спортзал.
- Продумайте план действий. Возможно, сначала он будет несколько размытым, однако вы конкретизируете его, когда приметесь за его исполнение. Следуя ему, вы будете представлять, к чему вы направляетесь и какие шаги для этого нужно предпринять.
- Морально подготовьтесь. Развейте все страхи и сомнения в отношении вашего будущего, преодолейте внутренние барьеры, оградите себя от давления извне и осознайте, что только вы ответственны за вашу жизнь. Еще раз укрепитесь в вере в то, что у вас все получится. Поймите, что только вы — кузнец собственного счастья.
- Начните действовать. Самое трудное — это сделать первый шаг, дальше все пойдет как по накатанной. Подготовьтесь к тому, что вам будет непросто по началу, однако вы скоро привыкнете и изменения, которые вы вносите в вашу жизнь, будут даваться легче.
- Попросите родных поддержать вас. На пути каждого человека могут возникнуть сложные ситуации, из которых без помощи и поддержки близких выбраться будет сложно. Если вы не знаете, что делать и совсем опустили руки, обязательно обратитесь к тем, кто любит вас, — вместе вы обязательно что-нибудь придумаете.
- Расширьте круг общения. В процессе самосовершенствования вы найдете новых знакомых и друзей. Постарайтесь узнать их получше, они могут рассказать и научить вас тому, чего вы еще не знали и не умели. Новые люди помогут вам совершенствоваться и развиваться дальше, так как обеспечат вас новыми эмоциями и знаниями.
- Не сдавайтесь. Для того чтобы достичь чего-то, необходимо упорно трудиться и прикладывать максимум усилий. Поэтому не опускайте руки, если у вас что-то не получается с первой попытки, лучше попробуйте еще раз.
- Не останавливайтесь на достигнутом. Популярное выражение гласит, что совершенству нет предела. Если вы достигли того, чего планировали добиться изначально, поставьте перед собой новые цели. Верьте в себя, и у вас все получится.
Самореализация невозможна без свободы личности. Для того чтобы раскрытие своего потенциала проходило легко и удачно, необходимо следовать простым советам, перечисленным выше. Главное, не откладывать все на потом, а начинать действовать прямо сейчас.
lifemotivation.ru
Свобода и ответственность личности
Один великий, сказал, что свобода – это осознанная необходимость. И в этом выражении есть доля правды. Каждый уважающий себя человек стремится обрести свободу и знает свои права в современном мире. Но, к сожалению, многие не понимает, что за свободой стоит такой немаловажный фактор как ответственность. За свои поступки, помыслы и деяния. Насколько взаимосвязаны эти два понятия, и с какими проблемами сегодня сталкивается человек, в борьбе за свою свободу? Рассмотрим этот вопрос более детально.
Единство свободы и ответственности личности
Понятие свободы человека связано с философской стороной жизни. Риторическим сегодня стал вопрос, обладает ли человек реальной свободой или все его поступки продиктованы нормами и правилами общества, в котором он живет? Прежде всего – свобода, это возможность вольно мыслить и поступать, как хочется. Это осознанный выбор поведения и мировоззрения. Однако общество ограничивает возможность выбора различными нормами и правилами, обусловленными намерением гармоничного развития человека во всей социально-общественной системе. Отсюда и возникает ответственность, как обратная сторона свободы.
Существует несколько видов ответственности:
- нравственная, историческая, политическая, юридическая;
- персональная (индивидуальная), коллективная, групповая.
Свобода права и ответственность личности взаимосвязаны друг с другом. Ответственность выступает в качестве основы, внутреннего стержня человека. Она регулирует его нравственную позицию, а также мотивацию его поступков и поведения в целом. Когда человек регулирует свое поведение в соответствии с общественными установками речь идет о таком понятии как совесть. Однако, сочетание свободы и ответственности больше противоречиво, чем гармонично. Эти понятия как взаимодополняют друг друга, так и взаимоисключают.
Проблема свободы и ответственности личности
Еще в 18 веке взаимосвязь этих двух понятий рассматривал Бенедикт Спиноза. Диалектика свободы и ответственности личности согласно его рассуждениям сводилась к тому, что ответственность – это необходимость, а там где есть необходимость свободы быть не может. Также Спиноза утверждал, что человек как часть природа всегда подчинен необходимости, но чтобы при этом оставаться свободным, человек как единственное мыслящее существо обязан познавать окружающий мир и осознавать свое существование. Таким образом, человек не может изменить законы природы и ход времени, но организовав свою деятельность, опираясь на них, он может стать выше этих законов, и обрести господство над окружающей действительностью. Однако такой подход к сочетанию свободы и ответственности личности приемлют далеко не все. Поэтому существует несколько моделей отношения человека и общества:
- борьба за свободу – открытый и непримиримый конфликт человека с обществом;
- адаптация к окружающему миру – человек добровольно подчиняется законам природы и окружающей действительности, жертвуя своим стремлением стать свободным;
- бегство от мира – поведение, при котором человек, будучи не в силах обрести свободу в обществе уходит «в себя» или идет в монастырь.
Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют только в том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам. Личность может реализоваться только в том случае, когда полноценно использует свободу как право выбора. Чем выше выбранная жизненная цель, тем лучше средства ее достижения будут соответствовать закономерностям развития окружающей действительности. Ответственность, в свою очередь связана с необходимостью выбора средств и способов, благодаря которым будет осуществляться цель. Таким образом, свобода способствует возникновению ответственности личности, а ответственность является направляющим стимулом свободы.
kak-bog.ru
Разработка урока по обществознанию «Свобода – условие самореализации личности. Свобода и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности»
ТЕМА: Свобода–условие самореализации личности. Свобода и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Цели: Задачи: Знать и осознавать свободу человека. Определять свой выбор и нести ответственность. Знать гражданские права. Уметь: Правильно выбирать свободу своего выбора и нести ответственность План:1. Свобода человека. 2. Мера свободы 3. Ограничение свободы является 4.Свобода и ответственность 5. Гражданские (личные) права человека и гражданина Выводы. Итог урока.
1.Свобода человека — это его самореализация, осуществление и воплощение своего человеческого потенциала, самореализация осуществляется не в вакууме, а в реальной материальной природной и социальной среде. Поэтому она неизбежно наталкивается как на содействие, так и на сопротивление всяких обстоятельств, в том числе и общественных. Это сопротивление есть важный ограничитель свободы человеческой жизнедеятельности. Человек свободен до тех пределов и постольку, до каких и поскольку он может преодолевать это сопротивление. Если не может, он не свободен. Отсюда, между прочим, следует, что объективный мир несет в себе определенные элементы человеческой несвободы, объективность как таковая в определенной мере противостоит свободе. В этом отношении духовный мир человека обеспечивает совершенно иные условия. Человек может, как он хочет, оперировать с духовно-идеальными объектами, создавать из них любые сочетания, конструировать любые самые фантастические образы. Другим, не менее мощным барьером свободы человеческой жизнедеятельности является сопротивление мира общественных отношений. Каждый человек живет и действует в реальном мире социальных взаимосвязей, множества самых различных социальных контактов. Человек вносит изменения в общественный мир и тем самым объективирует себя, как бы раскрывает себя. Естественно, это его изменение в обществе вызывает ответную реакцию со стороны множества людей, с которыми он реально связан и чьи интересы он в той или иной степени задевает. И эти реакции, эти оценки для человека чрезвычайно важны. Они — эти реакции — выступают и как побудительные мотивы, катализаторы человеческой деятельности, и как своеобразные ограничители его свободы, побуждающие его воздерживаться от каких-то действий или реализовывать их в урезанном виде. Точно так же и мир общественных предписаний, юридических норм, традиций, влияние сложившихся авторитетов ограничивают возможности самореализации человека, заставляя его или отказываться от многих своих намерений, или приспосабливаться к требованиям общества. В связи с этим следует заметить, что человеческие отношения, социальность в широком смысле слова, так же как и объективность мира, выступают в определенном смысле как ограничители человеческой свободы, препятствие на пути ее реализации. Это вытекает из самой реальности общества как формы связи людей, из объективности общественных отношений и связей вообще. С этой точки зрения духовная жизнедеятельность человека развертывается в иных условиях. Здесь нужно обратить внимание еще на одну черту духовности, идеальности. Идеальность абсолютно субъективна, она существует только во внутреннем духовном мире личности, она видима, осязаема только внутренним зрением человека. В этом смысле духовно-идеальная деятельность человека абсолютно суверенна и закрыта от внешнего мира, она не раскрывается полностью. Эта закрытость от внешнего мира, эта интимность духовной жизни человека, свойственная самому существу человеческого бытия отражает его самые фундаментальные основы. «В это внутреннее убеждение человека невозможно вторгнуться, над ним нельзя совершить насилие, и моральная норма поэтому недоступна. Ценность человека определяется его внутренним повелением, и точка зрения морали есть, таким образом, для себя сущая свобода» (Гегель Г. Но если духовно-идеальный мир человека абсолютно закрыт и защищен от внешнего социального мира, то, стало быть, в этом мире человек не испытывает давления со стороны других людей, социальных связей и зависимостей, социальных норм, традиций, предписаний и привычек. Человеку здесь нечего опасаться возможной реакции общества. Это означает, что в данном случае нет общественного барьера духовной жизнедеятельности, человеку нет нужды оглядываться на возможные запреты и предписания, он может думать, желать, отвергать так, как будто бы этих запретов вообще нет В этом отношении духовная жизнедеятельность человека на несколько порядков более свободна, чем его объективированная социально-предметная деятельность.
Говоря о мере свободы духовной жизнедеятельности человека, было бы ошибочно сводить все дело к чисто механическому сопоставлению духовной и материально-предметной деятельности человека, фиксировать, что в одной области эта мера выше, в другой — ниже. Свобода — это не качество деятельности как таковой, будь то духовно-идеальная или предметная деятельность. Свобода — это глубинное, основополагающее качество человека вообще. Именно в своей духовности, в ее раскованности и свободе он выступает наиболее явно как человек. 2. Мера свободы — это мера человечности человека. Справедливо писал Гегель: «Человек как таковой свободен… Свобода духа составляет самое основное свойство его природы»
1 «Свобода есть возможность действовать, не вводя в обсуждение своих поступков боязни общественного наказания телесного или страх голода, или даже боязни порицания, если только оно не исходит от друга» 2 «Фермент новизны, творческая устремленность к будущему заложены в глубине индивидуального духа, все новое как бы начинается из ничего в том таинственном глубочайшем центре личности, который мы зовем его свободой 3 «Место свободы в мире определено ее связью с тем, что до человека и без него не существует, — с идеальным как «продуктом» мышления. В способности творить то, чего не было до сознания и не возникло бы без сознания — важнейшая характеристика человека Духовность человека не только не отбрасывает его индивидуальность, не только не сводит ее к некой второстепенной величине, но, напротив, сохраняет, прямо произрастает на этой индивидуальности и ее непосредственно воплощает. Смысло-ценностное самоутверждение человека. Выделяя такие фундаментально-глубинные качества человека, как духовность, творчество, свобода, мы бы, пожалуй, рядом с ними поставили такое качество человеческого бытия, как смысло-ценностное самоутверждение. Суть этого качества заключается в том, что для каждого человека все его деяния, вся его жизнь выступает как определенное утверждение смысла этой жизни, ее ценности. Что бы человек ни делал, какие бы цели ни преследовал — строя ли себе жилище, изобретая новые технологические схемы, сочиняя романы, воспитывая детей, воюя с агрессорами и т.п., — всегда и везде он ищет и утверждает для себя свой собственный смысл, индивидуально-человеческую самоценность.
Хорошо об этом писал Гегель: «Бесконечное право субъекта заключается в том, что сам он находит удовлетворение в своей деятельности, в своем труде. Если люди должны интересоваться чем-либо, они должны сами участвовать в этом, находить в этом удовлетворение для чувства собственного достоинства… Поэтому ничего не происходит и ничего не производится без того, чтобы действующие индивидуумы не получали удовлетворения; это — частные лица, т.е. у них имеются особые, свойственные им потребности, стремления, вообще интересы; в числе этих потребностей у них имеется потребность не только в том, чтобы обладать собственными потребностями и собственной волей, но и в том, чтобы у них имелись собственные разумение, убеждение или, по крайней мере, мнение, соответствующее их личным взглядам, если только пробудилась потребность иметь суждение, рассудок и разум. Затем люди, если они должны действовать для дела, хотят также и того, чтобы оно вообще нравилось им, чтобы они могли принимать в нем участие, руководствуясь своим мнением об его достоинствах, о его правоте, выгодах, полезности» По существу, человек потенциально беспределен, потенциально универсален. Его уникальность, неповторимость, воплощенные в духовном мире, в неизбывном устремлении к творчеству, в глубинном полагании свободы, в жизнедеятельности как смысло-ценностном самоутверждении и обусловливают эту его потенциальную беспредельность Н.А. Бердяев писал: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир — микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он не представляет собой какой-то отрывок вселенной, в котором заключен этот маленький кусочек, он являет собой некоторый великий мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания внутренне раскрывается.
1 «Никакой социальности, никакой реальности вне человека и над человеком нет… всякое социальное производио от индивидуального» (Трубников И.Т. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни. (Через смерть и время к вечнос-ти)
2 «Вся трудность теоретической стороны вопроса о взаимоотношении личности и общества проистекает именно от того, что они берутся в качестве каких-то самодовлеющих и противостоящих друг другу субстанций.
В процессе своей жизнедеятельности человек созидает общество как некий объективированный системный социальный мир. Он воплощен в материальной и духовной культуре, в преобразованной природной среде, «второй» природе, в техноструктуре, в языке, символах, значениях, смыслах, традициях. «Благодаря закреплению своих достижений в окружающем его предметном мире человек получает возможность безграничного совершенствования как своей родовой человеческой сущности, так и каждого индивида в отдельности. Каждое новое поколение начинает свою деятельность в условиях более развитой действительности, чем его предшественники, его «деятельность усвоения» мира человеческой культуры оказывается более высокой деятельностью, чем деятельность предшествующего поколения, сами «деятельные» индивиды — «иными» индивидами»
3. Ограничение свободы является одним из относительно новых видов наказаний, призванных стать альтернативой лишению свободы.При этом можно говорить об ограничении свободы как уголовной санкции в широком и узком смысле. В широком смысле это понятие включает в себя также фрагментарное заключение и домашний арест как уголовно-правовую меру. В большинстве из указанных стран ограничение свободы является самостоятельным видом наказания. В некоторых государствах (Куба, Мексика, Франция) оно назначается только в качестве замены лишения свободы .В международном праве нет общего определения ограничения свободы как уголовной меры, указываются лишь черты его режима. Так, Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 года, рекомендуют в числе прочих альтернативных санкций применять «направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием». Единого подхода к определению содержания данного вида наказания не существует даже в рамках СНГ. В большинстве стран ограничение свободы предполагает помещение лица, по общему правилу, в уголовно-исполнительное учреждение при отсутствии изоляции от общества.
Самый дорогой подарок, что получил человек от Бога – это свобода выбора. Души приходят на Землю, имея свое предназначение. Но, в принципе, никто не запрещает нам выбирать любой жизненный путь. У нас есть свобода выбора. Однако, при этом надо осознавать, что это наш личный выбор, и что свобода выбора и ответственность тесно связаны между собой.
4.Свобода и ответственность
Делая свой выбор, мы всегда ответственны за него. человек волен выбирать, кем стать. Но любой выбор предполагает цену и последствия. Любую мечту можно осуществить. Вопрос только в том, согласен ли человек заплатить за это своими годами или своими усилиями или еще чем-то. А если пожалеешь себя и не предоставишь достойной платы, то, соответственно, твое будущее будет уже иным.
Мы ответственны за свое будущее.Когда человек вступает в брак, он принимает ответственность за счастье и благополучие своих любимых и свою семью. Совместная жизнь – это не просто постоянный партнер для секса под боком.
Настоящая ответственность за семью предполагает постоянный труд во благо своей второй половинки. Это и изучение психологии партнера, и подстройка к нему, и желание сделать ему хорошо, быть аккуратным, чтобы не причинить боль.
Мы ответственны за свое партнера в браке.Особая ответственность у нас за будущее наших детей. Если зачатие происходит без любви, то оба партнера ответственны, что у их детей будет поломанный моральный и психический облик. Если ребенок зачат в болезни или по пьянке, то партнеры отвечают за его будущее здоровье и вредные привычки, что возникают как бы на пустом месте. Рожая детей, мы ответственны за их здоровье, воспитание и будущее, мы закладываем их счастливую жизнь.
Мы ответственны за своих детей.На своем рабочем месте каждый из нас ответственен за любые последствия своей халатности. Ошибка врача и автомеханика может стать причиной человеческой смерти и началом целой цепочки негативных последствий.
Если умрут родители, дети остаются сиротами. Тогда они могут не получить должного образования и воспитания.
Ошибка педагога может и не привести к смерти, но может покалечить жизнь ребенку.
Мы ответственны за свои действия.Как вы видите, любой самостоятельный шаг предполагает, что человек берет на себя ответственность за свой поступок. Проверьте, готовы ли вы к такому шагу. Ответственность сосредоточена на действиях к ведет к результатам. Она приводит человека к возможностям, к точке, где он может сделать свой новый выбор. Взять на себя ответственность означает принимать решение, действовать и быть готовым к последствиям своих поступков. Самый общий фундаментальный закон Вселенной – это закон Быть ответственным – это значит, осознавать, что ты являешься ПРИЧИНОЙ всего того, что происходит с тобой. Такой человек осознает все последствия своих мыслей, слов, решений, действий и реакций. И если он допускает ошибку, то старается ее исправить. Он знает, что любая ошибка приносит ему опыт.
Отсюда следует два очень важных вывода:
Мы никого не можем винить за то, что происходит с нами. Никто не отвечает за последствие наших решений.
Мы не можем винить себя за решения и выбор других людей. Мы не обязаны отвечать за их действия.
Все, что нас окружает, – люди, ситуации, проблемы и удачи – все это есть отражение нашего внутреннего мира.
Когда мы принимаем на себя ответственность за свою жизнь, то, прежде всего, мы принимаем эту истину. Можно годами изучать закон Отражения, но без понимания личной ответственности мы не сможем изменить свою судьбу.
5. Гражданские (личные) права человека и гражданина
Гражданские (личные) права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, неувязаны напрямую с принадлежностью к гр-ву РФ, необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, частной жизни.
1. Право на жизнь, ст. 20 КРФ.
В последние годы в РФ отменена смертная казнь за нарушение правил в валютных операциях, за хищение гос. или общ. имущества в особо крупных размерах, за получение взятки.
2. Право на охрану гос-вом достоинства личности, ст. 21 КРФ.
Эта норма регулирует этику поведения работников гос. органов при обращении с другими людьми, уважительное к ним отношение, особенно к лицам преклонного возраста, инвалидам и участникам войны.
3. Право на неприкосновенность личности, ст. 22.
4. Право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телеграфных и телефонных переговоров, ст. 23 и 24.
5. Право на неприкосновенность жилища, ст. 25.
В соответствии с з-ном РСФСР «О милиции» от 18 апр. 1991 г. предусмотрено право милиции входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай и для обеспечения безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в них граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.
6. Право определять и указывать свою нац. принадлежность, пользоваться родным языком, ст. 26.
7. Право на свободу передвижения, ст. 27(I).
25 июня 1993 г. был принят з-н РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». Он отменил прописку и ввел регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и жительства в ее пределах. З-н устанавливает ограничения, кот. касаются местностей, в кот. существ. особый режим (пограничн. зоны, военные городки, зоны экологич. бедствия, территории, где введено ЧП и т.д
8. Право Свободно выезжать за тер-рию РФ и беспрепятственно возвращаться, ст. 27 (I).
Действует з-н РФ «О порядке выезда из РФ и въезде в РФ от 15 августа 1996
9. Свобода совести и свобода вероисповедания, ст. 28.
Действует з-н «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сент. 1997 г.
10. Свобода мысли и слова, массовой ин-ции, ст. 29.
В соответствии с з-ном РФ от 27 дек. 1991 «О СМИ» не допускается использование СМИ:
а) в целях уголовно наказуемых деяний
б) для разглашения сведений, составляющих гос. или иную охраняемую з-ном тайну
в) для призыва к захвату власти, насильственному изменению конст. строя и целостности гос-ва, разжигания национальной, классовой, соц., религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны.
Запрещается использование в теле-, видео-, а также кино скрытых вставок, воздействующих на сознание людей (эффект 25 кадра).
Учредителями СМИ может быть любой гражданин России, достигший 18 лет, кроме лиц, отбывающих заключение в местах лишения свободы и больных душевно. Подлежит суд защите.
videouroki.net
Свобода как условие самореализации личности: 6 эффективных совета
Для того, чтобы достичь успехов в современном мире, не достаточно одного лишь желания, придётся действовать! И первое, что необходимо сделать – создать подходящий фон для вашего самосовершенствования. В нём свобода как условие самореализации личности играет значимую роль, ведь без неё невозможно сподвигнуть себя к внутреннему росту и улучшению.
Понятие самореализации и свободы, как единое целое
Если углубиться в корни значения слов “самореализации” и “свободы”, легко увидеть закономерную связь. Итак, самореализация трактуется в психологии как сильная естественная потребность человека в реализации талантов (врождённых и развитых), а также в проявлении и улучшении своих способностей. Если брать значение по трактовке социологов, то оно будет немного отличаться. Самореализация в понимании социологов – стремление индивида в собственном проявлении на публике, в обществе, путём которого он открывает и показывает свои сильные положительные стороны, что закрепляет за ним авторитет.
Свобода несёт в себе множество значений, но если судить по определению психологов, она представляется, как собственная независимость от внешних факторов и полная самостоятельность. То есть, человек способен распоряжаться собой и своим временем, действиями по собственному усмотрению. С появлением независимости, каждый, без опаски быть осужденным, становится индивидуальностью, и получает право на самоопределение в жизни.
Если смотреть на понятие свободы в философском смысле, то оно превращается в самую настоящую возможность проявления волевых качеств в общественных и природных рамках. Из этого следует, что оба понятия “самореализация” и “свобода” действительно схожи между собой, ведь без свободных условий не получится проявить себя и реализовать в обществе в полной мере. Любые сдерживающие рамки и необоснованные запреты станут преградой на пути вашего самосовершенствования.
Понимание свободы в современном мире
В древнем мире свобода являлась роскошью, так как не все ею могли обладать. Существовало чёткое разделение на людей благородных чистых кровей и рабов, которые не обладали вольностью. За исключением тех личностей, что стали рабами благодаря долгам. Ещё пару веков назад в России существовало крепостное право, при котором свободные действия некоторые жителей страны сильно ограничивались.
Раб не имел возможности проявить себя, а значит, и развиваться тоже. Его основной задачей всегда было выполнять поручения хозяев. Они же несли ответственность за своего подчинённого.
В современном мире всё немного иначе. Здесь, с отменой рабства и крепостного права, понятие воли исказилось и обрело совершенно новый смысл. В реальном времени независимость проявляется в виде способности самостоятельно осуществлять выбор и принимать, выходящие из него последствия. Единственное условие – не выбираться за рамки дозволенного обществом. Проще говоря, людям даётся полное право выбора, но лишь из предложенных вариантов. Но и этого достаточно для эффективной самоактуализации.
Осознание воли выбора и независимости происходит в два этапа:
1. Осознанная необходимость.
Внутренний момент, при котором индивид только задумывается о смысле жизни, окружающих его людях и способности выбирать, как двигаться дальше, с кем общаться.
2. Способность выбирать.
Так плавно первый этап перетекает во второй, где персона уже задумалась о том, что ей придётся либо осуществлять свой выбор, либо создавать новые возможности для этого.
Значение свободы для самореализации человека
Почему же свобода в современном мире выступает самым важным условием для самоактуализации? Дело в том, что независимость приходит вместе с ростом знаний, раскрытием талантов и появлением новых способностей. И чем больше для этого создано условий, тем шире и больше мы сможем раскрыть себя, как индивидуальную личность. Исходя из этой теории, можно сделать вывод, что без общественной независимости и условий свободы нельзя в полной мере реализовать себя в социуме.
Та мера независимости, которую социальная среда в состоянии предоставить для каждой персоны, и станет для него условием для самоактуализации. Свободное развитие человека в открытом социуме несёт в себе залог успешного роста особых человеческих качеств. К ним относятся интеллектуальные, нравственные и творческие способности.
Совершенствованию человеческих черт способствуют возможности, предоставляемые миром для их реализации. Без выполнения данных требований дальнейшее совершенствование человека, как личности попросту невозможно.
Свобода как условие самореализации
Стоит понимать, что для дальнейшего самосовершенствования необходимо приложить не только личные усилия и старания, но и попытаться создать подходящую для этого обстановку. Также важным толчком окажется побуждение к решительным действиям.
Одним из главных правил самоактуализации всегда будет выступать свобода. Она может быть не только личной, и также проявляться в получении пространства для совершенствования своих умений и способностей, а также для творческой и интеллектуальной деятельности.
Роль воли при самосовершенствовании
Порой некоторым не хватает личной независимости для совершения каких-либо поступков. Например, в детском возрасте проявляется жесткий родительский контроль, и право выбора переходит в руки старших. Что касается взрослой жизни, то и здесь нам преграждают дорогу саморазвития многие неприятные факторы. Это может быть отсутствие свободного времени, низкий заработок или же навязывание обществом своего мнения. Если перебороть всё это давление со стороны, то можно многого добиться в жизни, главное не бояться действовать!
Бывают случаи, когда помехой для личной вольности встают внутренние сомнения и переживания. Например, наиболее часто всплывают такие вопросы, как: “А вдруг у меня не получится?”, “Что скажут люди?” и так далее. Именно поэтому необходимо приложить все силы для работы над собой, чтобы разобраться со своими страхами и мыслями, найти таланты, способности и умения, а затем значительно улучшать их.
Ответственность за свой выбор
Свобода несёт за собой последствия, которые лягут на ваши плечи. Поэтому любой ваш выбор – большой груз ответственности за свои действия. В данном случае явление это – осознанная деятельность. Каждое слово, действие или даже реакция, всё это становится началом появления неизбежных последствий, к которым нужно быть готовым.
Пожиная плоды за совершение поступков, мы можем получить как положительные результаты, так и отрицательные. Говоря другими словами, последствия могут быть абсолютно разными. Например, мы решили стать лучше и твёрдо идём к этому, от такого решения, скорее всего, будет положительный результат. В меньшей степени возможен и обратный эффект. К примеру, мы не смогли сдержать обещания и не справились с поставленной задачей, тогда результат будет скорее неприятным.
ВАЖНО! Прежде чем совершить какое-либо действие, особенно в обществе, где стоят вольные рамки, стоит не раз обдумать последствия, которые оно принесёт. Только свободная личность, ответственная за свои поступки, может всецело развиться и эффективно раскрыть свой потенциал.
Мы советуем:
- Создать подходящую обстановку для совершенствования и развития своей натуры. При соблюдении этих правил процесс вашего становления ускорится, и уже совсем скоро вы заметите большой прогресс в работе над собой.
- Развеять страхи и сомнения. Освободившись от мысленных оков, вы обретёте настоящие просторы для решительных жизненных изменений.
- Преодолеть внутренние барьеры и ограничения. Только разрушив их можно действовать дальше.
- Оградить себя от внешнего давления. У каждой личности есть своё мнение, это неизбежно, но не всегда обязательно прислушиваться к нему, ведь оно у вас есть своё личное.
- Принять ответственность за все свои поступки. Полное осознание чувства ответственности за то, что вы совершаете, делает вас готовым к дальнейшей самореализации.
- Осмыслить и выявить то, что ограничивает вас на данный момент. И желательно устранить неприятность, чтобы впредь ничего не мешало дальнейшему развитию событий в нужном русле.
- И наконец – положить старт своим изменениям. Если уж вы решили прогрессировать, становить совершенней и умнее, то, возможно, именно сейчас для этого самый подходящее время!
salid.ru
Понятия свободы и контроля — очень важная составляющая всех
Понятия свободы и контроля — очень важная составляющая всех концепций самореализации и самоактуализации. По мнению К. Роджерса и А. Маслоу, поскольку, актуализируясь, человек всякий раз прислушивается только к самому себе, исходит из своего собственного Я, которое отличается от других, он не может быть конформен. В конечном счете человек сам формирует свою личность. Самореализующийся человек независим от одобрения и порицания окружающих. Если человек подчиняет свою жизнь тому, чтобы все делать как надо, вместо того, чтобы проявиться таким, какой он есть, то он живет только ради своего образа, а не ради себя. Любой внешний контроль, по мнению Ф. Перлза , мешает здоровой работе организма. Контроль должен быть внутренний, лишь «подкорректированный» условиями ситуации.
По мнению К. А. Абульхановой-Славской , если человек выбирает самовыражение через выполнение долга, т. е. через самопожертвование, то происходит постепенная утрата своего Я, он оказывается в позиции, униженной и зависимой от других, и жизнь его часто кончается крахом, так как другие далеко не всегда отвечают взаимностью. Служение людям из чувства долга, видимо, не то же, что альтруизм.
В вопросе о соотношении свободы и долга мы вплотную подходим к проблеме соотношения самореализации и приспособления в процессе адаптации индивида к обществу. По мнению Э. Фромма, разные общества, разные социальные слои одного и того же общества отличаются степенью, до которой они способствуют развитию индивида. Всегда может наступить такой момент, когда самореализация конкретного человека приходит в противоречие с интересами более широких социальных групп или даже всего общества в целом.
А потому, как считает Фромм, существуют две концепции здоровья, которые значительно различаются. Одна из них исходит из интересов общества, другая — из ценностей и потребностей индивидуума. Тогда становится очевидным, что хорошая приспособленность часто достигается ценой отказа от своей личности. В то время как невротик может быть охарактеризован как человек, который не сдался в борьбе за собственную личность. Решение этой проблемы вновь возвращает нас к вопросу о сути природы человека и о моральном аспекте самореализации: что есть добро и что есть зло. Его трудно решить абстрактно, без учета того, для кого оно добро, а для кого зло, что можно считать позитивным и кто берет на себя роль судьи.
Анализ различных аспектов процесса самореализации оказывается тесно связан с решением философских вопросов и, на наш взгляд, не дает возможности судить о ней с позиции «объективного», надличностного оценивания даже с точки зрения общечеловеческих ценностей, а потому и вопросы о нравственности при самореализации, о позитивной или негативной природе человека в рамках психологии не имеют смысла. Если Я есть то, что Я есть, это не хорошо и не плохо. Вернее, это может быть и хорошо и плохо одновременно. Разногласия в понимании этих аспектов феномена самореализации приводят к акцентированию различных интегральных характеристик самореализующейся личности и разному представлению взаимосвязи самореализации и счастья.
psihologia.biz
Необходимость, свобода и ответственность личности
Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: «свобода есть познанная необходимость». Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком — он ее раб, если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом выражается свобода воли человека.
Но какова природа «необходимости»? Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.
Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
«Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни». Эти слова, принадлежат французскому мыслителю Ж.-П.Сартру. Он принадлежит к философскому направлению, получившему название «экзистенциализм», т.е. философия существования. Среди основоположников этого направления — и русский философ Н.Бердяев. В центре внимания экзистенциалистов — проблемы сущности и существования человека. Для уяснения позиций этих философов обратимся к высказываниям Сартра. В одной из работ он рассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею; например, ремесленник, изготавливающий ножи, прежде чем приняться за изготовление очередного ножа, исходит из своих представлений о сущности этого предмета, т.е. о том, что такое нож вообще, и соответственно какой именно нож он должен сделать сейчас. Здесь сущность предшествует существованию (нового ножа). Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми.
Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.
Необходимо обратить внимание на соотношение свобод и гражданских обязанностей. Расширение личных прав и свобод и укрепление законности. Свобода и историческая необходимость. Как Вы понимаете слова Сартра: «Человек есть не что иное, как проекция своих свободных решений … человек обречен на свободу»? Согласны ли Вы с утверждением: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».Ответив на эти вопросы искренне, вы сможете познать истину.
mirznanii.com
Личность: свобода и ответственность
РЕФЕРАТ
по курсу «Естествознание»
по теме: «Личность: свобода и ответственность»
1. Личность: понятие и признаки
Раскрывая содержания тех процессов и явлений, которые связаны с бытием человека, общественные науки, особенно психология и философия, активно используют понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Среди них «человек» — наиболее абстрактная (общая) категория. Она указывает на основные характеристики человека, как существа, отличного от других живых существ. Будучи общей категорией, она неизбежно требует конкретизации. Данную функцию и выполняют обозначенные выше категории,— индивид, индивидуальность, личность.
Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский политик и оратор Цицерон. Так он перевел с греческого слово: «атом». Науки, изучающие явления человеческого сознания, поведения, деятельности и общения, интересуются в основном типическим, общим. Для них важно открыть законы, по которым развивается человек в системе общественных отношений, им необходимо выяснить закономерности развития и изменения психики или форм поведения человека. При всей изменчивости или неповторимости человеческой индивидуальности решить эти проблемы все же удается. Выявляя типическое в человеке, наука отвлекается от конкретных людей (Ивана или Петра), используя при этом такую категорию, как «индивид». Поэтому «индивид» безличен, он понимается, как правило, лишь в качестве носителя типических, общих социальных черт. Можно встретить такие выражения: «деятельность индивида», «сознание индивида», «социально-психологические особенности индивида» и т. д. В них под индивидом как раз и понимается некая единичность, абстрактный человек — представитель рода, коллектива, эпохи, т. е. представитель некоторого социального целого.
Теперь попробуем разобраться в содержании категорий «индивидуальность» и «личность». В философской и психологической литературе эти близкие по смыслу категории иногда употребляются как однозначные, иногда как различные. Думается, что индивидуальность и личность отражают все же разные стороны того, что может называться «общественно значимыми качествами человека». Это различие улавливается уже в обыденной речи. Мы склонны, например, соотносить слово «индивидуальность» с такими элитами, как «яркая», «оригинальная», «независимая», «творческая». О личности же чаще говорят «сильная», «независимая», «энергичная». Таким образом, в индивидуальности мы ценим ее самобытность, а в личности — скорее самостоятельность и независимость.
Итак, под индивидуальностью понимается прежде все это тот комплекс черт, которые отражают специфическое, особенное, отличающее одного человека от другого. Эта категория по своему содержанию противоположна по отношению к «среднетипичному». Она указывает на своеобразие социально значимых качеств и на их неповторимое гармоничное сочетание.
Строго говоря, каждый человек неповторим, индивидуален по своим физиологическим и психическим показателям. Каждым обладают своими неповторимыми потенциалом, возможностями, однако этого еще недостаточно, чтобы называться развитой индивидуальностью. Степень развития индивидуальных качеств у каждого человека своя. К тому же наличие потенциальных возможностей и способностей еще не показатель ставшей индивидуальности.
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, где только и можно говорить о социальной роли, ее значимости и оценке со стороны других людей или всего общества. При этом выполняемая социальная роль оценивается не столько с точки зрения ее оригинальности или неповторимости, сколько со стороны ее общественной необходимости, значимости, самостоятельности. Можно сказать, что личность в подлинном смысле слова всегда сосредоточивает в себе некоторый узел проблем, которые переживаются, познаются и реализуются индивидуально, но остаются при этом проблемами общественными. Личность — это воплощение некоего общественного характера, индивидуального и, вместе с тем, типического, общественного. Личность проявляет себя как общественный фактор, который заметен другим, с которым нельзя не считаться. Личность, таким образом, может определяться как индивидуально- и общественно-значимое явление.
2. Социализация индивида
Формирование личности происходит в процессе социализации. Социализация — это сложный и многогранный процесс включения человека в социальную практику путем обучения и усвоения им на протяжении всей жизни социальных норм, культурных ценностей, установок и образцов поведения того общества, социальной группы и общности, к которым он принадлежит, и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.
Задача и основная функция социализации состоит в том, чтобы подготовить человека как члена общества, сформировать такого социального человека — личность, которая отвечала бы потребностям данного общества или данной социальной группы. Социализация человека происходит под воздействием субъективных и объективных факторов, как социально контролируемых и целенаправленных процессов (воспитание, образование, обучение), так и непредусмотренных, спонтанных воздействий на личность.
Изменения, происходящие в личности, являются следствием действия всей совокупности факторов социализации. Факторы обусловливают социальные функции социализации, ибо она выступает важнейшим механизмом воспроизводства личности, обеспечения преемственности в развитии культуры и поддержания бесконфликтного существования и развития общества путем адаптации индивида к социальной среде.
В литературе нередко появляются попытки выявить наиболее адекватный тип личности, в силу чего существует и несколько типологий личности. Так, согласно одной из них к социальным типам личности следует отнести тип «деятеля», тип «мыслителя», тип людей чувств и эмоций и, наконец, людей, сделавших делом своей жизни милосердие (Альберт Швейцер, Анри Дюнан, Мать Тереза).
В основе другой типологии лежит, критическое или некритическое отношение к социальной реальности, в соответствии с которым человек строит модели общественного поведения. Некритический конформистский тип это человек, принимающий действительность, какой она есть. Такой человек может быть деятельным прагматиком, или отличаться социальной пассивностью, нейтральным отношением к ценностям, «бегством от общества». Критическое отношение к социальной реальности может порождать такие типы личностного поведения как: нигилист (пренебрежительно относится к настоящему, оценивая его с точки зрения идеализированного будущего или прошлого), реакционер (консерватор, стремящийся сохранить патриархальные ценности, не принимающий новации), революционер (стремится преобразовать действительность), реформатор.
В одном человеке в реальной действительности каждый тип личности не реализуется в чистом виде, однако определенная «типическая» ориентация в индивидуальном потении всегда присутствует и проявляется. Итак, для характеристики человека в литературе используются такие понятия, как индивид, индивидуальность. Каждое из них отражает определенную специфику понимания человека, его индивидуального и социального бытия.
3. Свобода и ответственность личности
«Свобода» — одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Свобода — это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, Поэтому стремление к свободе — естественное состояние человека. Однако решить вопрос о том, что есть свобода, оказалось не так просто. И диапазон понимания этого показался чрезвычайно широк. В категории философии предлагались различные варианты понимания свободы от отрицательной свободы до положительной (свободы «для»), и даже «бегства свободы». Оказалось также, что то или иное понимание свободы соотносится с такими понятиями, как произвол, воля, необходимость и т. д.
Для человека характерно стремление к так называемой уютной свободе, которая никем и ничем не ограниченна.
Волюнтаризм рассматривает волю в качестве основного принципа жизни человека. Свобода воли означает возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач. Волюнтаризм — это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни. Корни волюнтаризма уходят в христианскую догматику, учения Канта, Фихте, Шеллинга Шопенгауэра, Ницше. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с объективными законами бытия, произвольно решать вопросы жизни общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость.
Под необходимостью часто понимается предопределение, Божий промысел, судьба, рок. Именно необходимость становится точкой отсчета для всех представителей фатализма, для которого характерно представление о мире как о некоем механизме, работа которого подчиняется объективным, т. е. независимым от сознания человека законам, которые и выступают как необходимость. Фаталисты, таким образом, напротив предопределяют изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это судьбой, волей Бога, детерминизмом, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущим. При таком подходе не остается места свободе выбора человека». В мире господствует жесткая необходимость, предсказуемость основных этапов жизни человека и общества.
В XVIII в. Бенедикт Спиноза стремился разрешит противоречие между свободой и необходимостью. Именно он сформулировал известный тезис «свобода — есть познанная необходимость». Логика его рассуждений сводилась к следующему. В природе все подчинено необходимости, здесь нет свободы (и случайности). Человек — часть природы и, следовательно, также подчинен необходимости. Однако естественным состоянием человека остается стремление к свободе. Не желая лишать человека состояния свободы, Спиноза утверждал, что свободен человек, только когда познает. При этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность, тем самым, превратившись из «раба» действительного мира, в его «господина».
mirznanii.com