Как взаимосвязаны свобода и ответственность обществознание 8 класс – Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

План-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему: Методическая разработка по обществознанию для 8 класса по теме «Свобода и ответственность»

Задания к теме «Свобода -это ответственность»

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски подходящими терминами и понятиями.

«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _________ (1). Свобода человека в  _________(2) предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.

В свободной деятельности человек добивается поставленных _________ (3) и реализует себя. В философской литературе распространено понимание свободы как возможности ___________ (4). Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным ___________ (5)». Быть __________ (6) ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы.

Задания к теме «Свобода -это ответственность»

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски подходящими терминами и понятиями.

«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _________ (1). Свобода человека в  _________(2) предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.

В свободной деятельности человек добивается поставленных _________ (3) и реализует себя. В философской литературе распространено понимание свободы как возможности ___________ (4). Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным ___________ (5)». Быть __________ (6) ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы.

Задания к теме «Свобода -это ответственность»

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски подходящими терминами и понятиями.

«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _________ (1). Свобода человека в  _________(2) предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.

В свободной деятельности человек добивается поставленных _________ (3) и реализует себя. В философской литературе распространено понимание свободы как возможности ___________ (4). Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным ___________ (5)». Быть __________ (6) ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы.

Задания к теме «Свобода -это ответственность»

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски подходящими терминами и понятиями.

«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _________ (1). Свобода человека в  _________(2) предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.

В свободной деятельности человек добивается поставленных _________ (3) и реализует себя. В философской литературе распространено понимание свободы как возможности ___________ (4). Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным ___________ (5)». Быть __________ (6) ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы.

nsportal.ru

Конспект урока обществознания в 8 классе » Моральный выбор и ответственность»

8 класс

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

«Моральный выбор-

это ответственность»

Учитель МБОУ ООШ

Мкр. Керва г. Шатуры

Белова Г.Ю.

План — конспект урока обществознания в 8 классе

по теме « Моральный выбор – это ответственность»

Слайд № 1- Тема урока, план урока

Цель урока:

Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода. Ответственность.

Задачи урока:

Образовательные

1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.

2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.

Развивающие

Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Воспитательные

Воспитание мотивов самосовершенствования.

Обеспечение потенциала:

  • коммуникативного – общение в группах, оптимальное размещение в пространстве участников коммуникации;

  • познавательного – усвоение базовых понятий темы; выполнение заданий на анализ, синтез; определение учащимися зон своего ближайшего развития;

  • ценностного – создание ситуаций морального выбора; оценка поступков на основе общечеловеческих ценностей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

( Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.)

II. Актуализация знаний по теме «Мораль»,« Долг. Совесть».


Организация игровой деятельности : весь класс делится на 3 группы
1 задание. Каждой группе раздаются карточки с определениями, а вы должны правильно сформулировать их и записать 
1. Мораль 
2. Личность 
3. Норма 
4. Нравственная культура личности 
5. Ценности 
Проверка задания и выставление баллов 
2 задание. Задача ответить «да» или «нет» 
1. Понятие «Личность» выражает то, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного (Да) 
3. По древней легенде Зевс сказал: «К стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…» (Да) 
4. Мораль – это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей (Да) 
5. Быть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них (Да) 
6. Задача морали – регулировать нашу жизнь – это значит предвидеть общественные последствие своих поступков и уметь отвечать за них (Да) 
Проверка задания и выставление баллов 
3 задание Конкурс «сам себе режиссер» 
А теперь необходимо обыграть ситуацию «Сам себе режиссер» 
Ситуация: 
Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше вас не видел. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и с незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий: «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться» или «Ну и люди (скоты) попались мне в этом купе!» 
Проверка задания и выставление баллов 
4 задание Конкурс «Я – любознательный» 

Ребята слушают вопрос и дают на него ответ. За каждый правильный ответ дается балл. 
1. Сначала он бы habilis, потом erectus, а кем стал потом и остается сейчас, хотя не всегда соответствует этому названию 
Ответ: homo sapiens, человек разумный 
2. Как вы думаете, что искал Диоген днем с огнем в толпе людей? 
Ответ: он искал человека. Аргументируйте свой ответ 
3. Римский философ Сенека говорил: «Чужие пороки у нас всегда перед глазами». А где, по мнению Сенеки, свои собственные? 
Ответ: «Свои же собственные за спиной» 
4. «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Эта древнейшая заповедь называется… Как? 
Ответ: золотое правило нравственности 
5. По мнению французского писателя Альфонса Доде, «удачно высмеиваются лишь те недостатки. Которые…» Закончите эту фразу 
Ответ: «…есть у тебя самого» 
6. Его любимым изречением были слова: «Познай самого себя». Кто этот человек? 
Ответ: Сократ 
Проверка задания и выставление баллов 
5 конкурс Конкурс «Разгадай анаграмму» 
В своей жизни мы часто сталкиваемся с нравственными понятиями и терминами. Проверим, насколько хорошо мы их знаем. 
Задание: за 3 минуты каждая команда должна переставить буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее качество, присущее личности, или понятие, так или иначе связанное с темой урока. 
Материал для конкурса «Разгадай анаграмму»   
2. Пврдаа (правда) 
3. Дрообта (доброта) 
4. Женуваие (уважение) 
5. Торатевит (авторитет) 
6. Одсптьло (подлость) 
7. Сомнокрсть (скромность) 
8. Мралоь (мораль) 
9. Оньтствеосттвен (ответственность) 
10. Рдогость (гордость) 
11. Ступопок (поступок) 
12. Дбружа (дружба) 
13. Вессоть (совесть) 
14. Чнолисть (личность) 
Проверка задания и выставление баллов 
Подведение итогов

III. Изучение нового материала.

План:

  1. Моральный выбор;

  2. Свобода выбора;

  3. Ответственность и свобода;

  4. Критерии выбора

  5. Моральные знание и поведение личности

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Слайд № 2- постановка проблемы урока

Учитель: Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?  Что такое моральный выбор ?

  • Учитель :Вы уже не раз слышали, что человек, в отличие от животных, — существо свободное. Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И глупо было бы называть аморальными, скажем, кошку за то, что она ведет себя непочтительно по отношению к мышке, а парнокопытных за то, что вытаптывают траву или обрывают плоды с деревьев. У них нет иного выбора: такая у них жизненная программа. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о морально и ответственности. 

  • С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств — тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественной) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам. 

Формирование понятия « Моральный выбор».

  • Моральный выбор. С моральными нормами вы уже знакомы. Они дают образец правильного поведения. Однако не станете же вы всерьез утверждать, что человек всегда ведет себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. У люден верующих на этот случай есть замечательное слово — грех. Все, что человек сделал против морали, любое зло — это грех, говорят они. Справедливо. 

Слайд № 3 Моральный выбор « Притча о двух волках»

Владимир Шебзухов – на презентации другой текст

ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ 
автор Владимир Шебзухов 

Индеец с внуком поделился 
Старинной истиной одной. 
К познаниям внучёк стремился 
И… к мудрости, как таковой. 

Поведал дед, что в человеке – 
Борьба матёрых двух волков. 
Один – за доброту на свете, 
Другой – за царствие грехов! 

Едва, на время, разбегутся, 
Как вцепятся друг в друга вновь. 
Один – чтоб месть подать на блюдце, 
Другой – за мир и за любовь! 

Внук, слушая заворожённо, 
Нащупывал в сказанье толк. 
Задал вопрос непринуждённо – 

«Какой же побеждает волк?» 

Довольствуясь таким вопросом, 
И с мудрой хитростью в глазах, 
(Поведал дед, видать, не просто 
О двух волках), в ответ сказал: 

«Уж, коль задал вопрос, так слушай: 
Тому непобеждённым быть – 
Лишь волки пожелают кушать, 
Кого ты – выберешь кормить!» 

Слайд № 4- почему человек по-разному ведёт себя?

Так почему же человек в одном случае поступает грешно, а в другом — морально, честно, по-доброму?  Как вы понимаете слова мудреца?

В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом — дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так поведет себя. Но выбирает он сам. 

Учитель:Однако это скорее образное объяснение. Есть и другое. Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора между добром и злом, моральный и аморальным.

Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.

Учитель: В жизни мы часто выбираем: круг общения, увлечения, одежду, мебель. Но более сложным является выбор действия – поступка. Представьте два яблока: одно крупное, свежее, без изъянов, другое – по размеру меньше, с червоточинами, не очень свежее. Ко мне пришел друг. Я точно знаю, что его нужно угостить, но не знаю, какое яблоко предложить. То, что лучше – да, ему будет приятно. А может лучшее оставить себе – ведь себя я тоже люблю, да и как говорится в русской поговорке «Своя рубашка ближе к телу». Так как поступить? Какого волка покормить ? Это и есть мой моральный выбор (запись термина на доске).

Задание учащимся: на стр. 54 учебника найдите определение понятия «моральный выбор» и запишите его в рабочую тетрадь

(Моральный выбор — это поступок, деяние, при котором человек не только внутренне выбирает свое моральной отношение, но и действует в соответствии с этим выбором).

Слайд № 5-свобода выбора, презентация « Всё в твоих руках»

Свобода выбора

Вопросы: В отличие от животного, человеку дана свобода выбора между добром и злом.

А что означает быть свободным? (Это возможность поступать в соответствии со своими желаниями).

А что такое свобода? В сущности это и есть возможность действовать по своему усмотрению. Но… 

Свобода- возможность поступать в соответствии со своими желаниями.

Вопрос уч-ся: Что означают слова мудреца « Всё в твоих руках». Как вы понимаете свобода выбора? Достаточно лишь свободы, чтобы найти правильное решение в сложных жизненных ситуациях?

Формирование понятия «Ответственность».

Задание учащимся: Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника.

. Есть такая философская притча (мудрый рассказ) о дровосеке. Он честно собирал хворост в лесу. Его считали человеком старательным, хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции. А сам он никогда не интересовался…

О чем идет речь? Не просто, конечно, раскрыть смысл философской притчи. По нашему мнению, в ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия — добрые или злые — и, конечно, нести ответственность за результат, тому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо -зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле и деятельности, ее общественных последствиях, мы можем попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И еще: где гарантия, что однажды и сам дровосек, безответственно доверявший своим работодателям, не станет жертвой зла и не попадет в тот самый костер? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек… 

Короче говоря, на каждом из нас — хотим мы того или не хотим — всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Вот таковы наши размышления о притче. (Подумай, может быть, ты предложишь свое толкование.) 

Быть человеком ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный — ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью. 

В жизни каждый из нас подобен сказочному богатырю, стоящему перед камнем с надписью: «Направо пойдешь… Налево… Прямо…» Куда пойти? Думай, решай, выбирай. Ты свободен. 

Слайд № 6- ответственность и свобода

В тетрадь (Ответственность — способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.)

А что такое свобода? В сущности это и есть возможность действовать по своему усмотрению. Но… 

Свобода- возможность поступать в соответствии со своими желаниями.

Слайд № 7- критерии выбора

Критерии выбора

Но если уже сделал выбор отвечать за свои поступки будешь сам. Потому что свобода и ответственность — как две стороны одной медали: одна невозможна без другой. Свобода без ответственности это безответственность, это произвол, это вседозволенность, распущенность. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием, с пустой самоуверенностью. Это слепой, бездумный, случайный выбор, который нередко приводит к пагубным последствиям как для окружающих, так и для того, кто совершил безответственный поступок. Не зря в народе говорят: «Дай сердцу волю — заведет в неволю». 

IV.Организация работы в группах. Решение проблемных ситуаций.

Каждой группе предлагается совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой учащимся необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом

Ситуация для анализа 1.

В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

— свободы

— ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 2.

Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

— свободы

— ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 3.

На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

— свободы

— ответственности

4.К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 4.

Команда вашего класса выступает на туристическом слете. Но во время соревнований один из участников команды повреждает ногу и не может продолжить дальнейшее участие. Физорг класса выбирает в качестве замены именно тебя. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а ты боишься высоты. Как ты поступишь в этой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

— свободы

— ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

V.Защита результатов групповой работы.

Слай № 8 самоусовершенствование

Формирование понятия « Самосовершенствование».

Учитель: Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно. Ведь одно дело знать нормы морали, а другое – действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? (ответы учащихся). Большинство всегда право. Может быть в этом выход? (ответы учащихся).

Лев Николаевич Толстой так отвечал на этот вопрос: «Упади раз, два, три, но поднимись. И еще раз упади, но все поднимайся» Как вы понимаете эти слова?

Каждый человек выбирает сам! Человек лишь то, что он сам из себя делает.

Моральные знания и поведение личности

Критический анализ собственных помыслов и поступков. Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актером, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актер он был совсем никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя злую судьбу и императора. 

Слайд № 9-Моральный выбор

Здесь перед нами встают сразу две проблемы: 

Первая проблема оценки и самооценки. 

«Человек… есть лишь то, что сам из себя делает»,— считал французский философ Ж.-П. Сартр (1905 — 1980). Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни говорил, мир будет его оценивать только по его поступкам (чтобы ни у кого из нас не возникло комплексов «непризнанного гения»). Не взять ли это правило и для самооценки? 

Вторая проблема: быть или казаться. 

Хотите вы действительно чем-то быть в этом мире иди только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, вы рискуете попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство вами будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того, и это самое главное; для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих. 

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок. 

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несем в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причиненное им, к нам же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его». 

VI. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока.

Учитель: перед вами высказывания известных людей. Выберите одно, которое, по вашему мнению, больше всего отражает ваше представление о моральном выборе, и объясните свой выбор (Приложение 3).

VII. Домашнее задание.

Задание для совместного выполнения с родителями: На примере конкретной жизненной ситуации, которая произошла с вами или с вашими родными, покажите возможные варианты выбора и определите тот, который с точки зрения морали и ответственности предпочтителен.

                                                                                    Проверь себя  

1. В чем выражается свобода выбора?

2. Что такое моральный выбор?

3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

4. Что значит быть человеком ответственным?

5. В чем опасность безответственного поведения.

6. Что может гарантировать выполнение моральных норм.

7. Почему легче казаться, чем быть? Почему легче быть, чем казаться? 

                                                                                      В классе и дома            

1. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода — это в первую очередь не привилегии, обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему — обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника. 

2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря — постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают. 

Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка что же оценивать? В чем тут мораль? Объясни.

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» А. (Шнейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение. 

4. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы. 

5. Раскрой смысл слов французского философа Ж. П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».

 

                                                                                       Говорят мудрые   

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». 

                                                                                                          Ф. Искандер (р. 192В), российский писатель  

 

 

infourok.ru

Свобода и ответственность урок по обществознанию

Цели: изучение обучающимися различных аспектов понятий «свобода», «ответственность»; выявление различных подходов в изучении этих понятий;

развитие аналитических умений при рассмотрении некоторых философских, социально-политических, морально-этических проблем имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл;

воспитание гуманизма, уважения к общечеловеческим ценностям.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: лекция, беседа, работа с дидактическими материалами, учебником, карточками.

Термины: свобода, ответственность.

Оборудование: §1 2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 кл.; Методические рекомендации. Л.Н. Боголюбов ч. 1.; Фрагменты из работ философов (дидактические материалы, карточки.

На доске: Свободные установления тогда хороши, когда они у людей уважающих, а стало быть, уважающих, себя и долг свой, долг гражданина (Ф.М.Достоевский).

Свобода есть право делать все, что дозволено законом (Ш.Монтескье).

Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой (Ф.М.Достоевский).

План урока:

I.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Переход к изучению нового материала.

Вопрос: Как вы понимаете выражение « свобода- это выбор»?

Проблемное задание: Почему нельзя жить в обществе и быть свободным от общества?

1 . Понятие “свобода”.

2. Почему не может быть абсолютной свободы?

3. Границы свободы:

а) “внешняя” необходимость и её различные проявления;

б) “внутренние” регуляторы свободы.

4. Понятие « ответственность».

5. Ответственность перед окружающим миром, обществом.

6. Ответственность перед самим собой.

III. Ответ на проблемное задание.

IV. Вывод урока.

V. Домашнее задание.

VI. Вопросы для закрепления.

VII. Опережающее задание.

1 Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний, возможность по собственной воле избирать жизненные цели и пути их достижения. Но не всегда свобода признавалась естественным правом каждого человека. Аристотель, который не мог представить себе общество без рабства, утверждал, что свобода лежит только в природе благородных людей, а раб обладает рабской природой. Правда, добавлял он, иногда и благородные люди попадают в рабство из-за денежных долгов, но это несправедливо. Аристотель не смог признать, что рабство противоречит идее естественных прав, так как по ней все люди считаются свободно рожденными.

Идея естественных прав сыграла большую роль в борьбе против самых различных форм личной зависимости одних людей от других: рабства, крепостничества, вассалитета. По мере прогресса человечества представление о свободе постоянно расширялось: росло число свободных людей, сфера их свободы, свободного выбора, самоопределения.

В истории философской мысли свобода трактуется по-разному. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм понимает свободу как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Некоторые современные философы считают, что человек “обречен” на свободу, т.к. преобразование мира является способом человеческого существования и этим создает объективное условие для свободы. Объективное, т.е. независимое от воли и сознания человека. Возникновение же идеи свободы и общественной мысли происходит только тогда, когда наступает сознание. Прежде всего, это осознание того глубокого по смыслу факта, что пути человека и пути природы различны. Затем – осознание того, что вообще существует многообразие целей и способов их достижения. Поэтому человек, который живет и не знает, что можно жить по-другому, существует как бы вне проблемы свободы и необходимости. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать. Философы выделяют этапы развития идеи свободы. Первый этап осознания свободы проявляется в её определении как осознанной необходимости. Когда человек начинает размышлять над своей жизнью или жизнью окружающих и понимает, что из-за ограниченности материальных или духовных возможностей её изменить нельзя. Тогда он добровольно подчиняется необходимости жить так, как жил до этого. Второй этап развития идеи свободы – это возможность и способность выбирать. Чем больше материальных или духовных средств человек имеет в своем распоряжении, тем больше у него возможность выбирать. Но это тоже только этап в развитии идеи свободы. Высший этап развития идеи свободы, по мнению современных философов, заключается в следующем: когда все существующие варианты выбора человека не устраивают, и он обладает силами создать, сотворить новую возможность, до этого не существовавшую.

Т.о. свобода – это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

По мнению Ш.Монтескье: “Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово “свобода”. Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они считают тиранической властью; другие – право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи – право носить оружие и совершать насилие; четвертые видят её в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время проклинал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления… Наконец, каждый именовал свободой то правление, которое наиболее отвечало его обычаям или склонностям”.

Здесь Монтескье говорит о многообразных толкованиях именно политической свободы. При этом за каждым из приведенных им мнений стоят конкретные факты, определенные государства, народы, политические деятели. Сам же философ считает, что политическая свобода состоит в том, чтобы иметь возможность “делать то, что должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть”. Таким образом, Монтескье связывает политическую свободу с моральными требованиями.

Но, помимо политики, свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества – экономическая свобода, религиозная, интеллектуальная и т.д. и на всех его уровнях – свобода личности, наций, государств, обществ.

2. Что значит быть свободным?

Существует ли абсолютная свобода?

Каковы же границы свободы, чем они определяются?

Откуда же идут принуждение или необходимость?

При всех спорах вокруг смыслов и сути понятия “свобода” очевидно, что “чистой” (абсолютной) свободы не существует. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Споры и разногласия вызывает вопрос об источнике этой упорядоченности, а, следовательно, и стратегии поведения личности.

Сторонники первой исходят из акта божественного творения всего сущего. Остается ли, при таком понимании необходимости, место для свободной воли человека? (Стр. 141, «Буриданов осел».)

Другая позиция базируется на трактовке необходимости как объективной закономерности развития природы и общества. В рамках этого подхода быть свободным – значит познать объективные законы и принимать решения на основе и с учетом этого знания.

3. При всем различии приведенных точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, “себе дороже”. Но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.

При всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. “Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы)), – писал Н.А.Бердяев. В унисон приведенному высказыванию звучат слова современного немецкого философа Г.Раушнинга, о том что наступил век “опасной свободы, другой свободы, чем политическая и социальная свобода последнего прошлого: внутренней свободы, которая всегда испытание, никогда не привилегия”.

Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий.

Цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Свобода человека во всех её проявлениях – основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод граждан в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.

4. Понятие « ответственность».

5. Ответственность перед окружающим миром, обществом.

6. Ответственность перед самим собой.

Работа по карточкам с заданиями.

III. Ответ на проблемное задание.

IV. Вывод урока.

V. Домашнее задание §1 2, стр. 140 – 144. Вопросы № 1 – 4, стр.147.

VI. Вопросы для закрепления:

1)  В каком смысле употребляется понятие “свобода” в следующих стихотворных фрагментах?

1. Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А.С.Пушкин

2. Протек для русского народа

Тьмы и тиранства долгий век.

Я жить хочу, хочу свободы!

Я равен вам, я – человек. А.Добролюбов

2) Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: “Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклоняться”! Означает ли это, что человеку легче следовать чьей-то воле, чем делать свободный выбор и отвечать за свои действия? Чем тогда объяснить неистребимое стремление человека к свободе, многовековую борьбу с угнетением и произволом?

3) Объясните, какова связь понятий « свобода», « выбор», « ответственность».

VII. Опережающее задание: кто формирует общественное сознание?

4) Задания №1, 3,4, стр. 148 учебника.

infourok.ru

Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

Свобода, когда человек свободен перед любыми своими поступками, но за них несут ответственность

Открой учебник обществознания или найди «Свобода-есть познанная необходимость»философ Гегель по моему он там об этом пишет

чем ты ответственней тем ты свободней а как они взаимосвязаны не наделай косяков и тебя никто не будет преследовать

надо много текста или кратко?

touch.otvet.mail.ru

§ 8. Долг и совесть. Обществознание 8 класс Боголюбов

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

resheba.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *