Ответственность это обществознание – 16. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Обществознание: Шпаргалка

16. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Обществознание: Шпаргалка

16. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Свобода подразумевает самоопределение человека, свободу воли (выбора), возможность поступать согласно волеизъявлению. Личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении.

Ответственность – способность человека сознательно выполнять нравственный долг и правовые нормы, осуществлять правильный выбор, решать вопросы и достигать результата. Рамки деятельности человека определяются социальными нормами, т. е. юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями. Социальные нормы и ценности – требования, предъявляемые к поведению человека как к части общественной системы. Эти требования базируются на обычаях и традициях, социальных, моральных и эстетических нормах, религиозных нормах, правовых нормах (законах). За их исполнение личность несет персональную ответственность.

Мораль (от лат. нравы) – форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения индивида в обществе. Мораль – это нормы и оценки поведения человека. Мораль регулирует действия человека во всех сферах, выступает как духовный ориентир, к которому надо стремиться. При помощи морали общество оценивает деятельность личности, ее мотивы, побуждения, намерения и результаты.

Моральная оценка – одобрение или осуждение деятельности личности с позиций моральных требований, которые господствуют в данном обществе в конкретный исторический период времени. Одной из категорий морали является понятие «добро», которое диаметрально противоположно понятию «зло». Добро (добродетель) служит началом нравственных и моральных понятий, зло является синонимом порока и аморальности.

Моральные ценности – наиболее общие, фундаментальные принципы и идеалы, из которых состоит мораль. Моральные ценности выражают отношение людей к действительности (к фактам и событиям), на их основе определяются приоритеты, строятся отношения, выдвигаются цели. Моральные нормы имеют в виду следование общим идеалам морали и определенным принципам поведения.

Особую роль в морали играет осознание человеком необходимости самостоятельно вырабатывать и следовать моральным принципам, таким как:

• честь – категория этики, включающая понимание человеком своего общественного значения и признания этого значения обществом;

• долг – следование моральным требованиям, осознание необходимости их выполнения, т. е. добровольное, а не под страхом наказания выполнение требований морали;

• достоинство – самооценка человека, осознание им своих качеств и способности выполнять долг;

• совесть – высшая форма способности человека к моральному самоконтролю.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Социальная ответственность человека (личности)

    1. Зависимость между свободой и ответственностью человека

Реальное свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор поведения. Свобода есть там, где есть выбор. В такой ситуации особый интерес представляет проблема моральной и правовой ответственности человека за свои поступки.

Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной человеческой активности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность вести себя и действовать со знанием дела ради избранной цели. Она реализуется тем полнее, чем лучше человек познал реальные условия, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют интересам личности и общества, закономерным тенденциям исторического процесса. Ответственность — это обусловленная объективными процессами и их осознанием необходимость выбора способа и средств действий, необходимость активной деятельности для осуществления поставленной цели самим человеком или обществом. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Свобода невозможна без ответственности человека перед самим собой и другими людьми, перед обществом и государством. Ответственность — неизбежная цена свободы и воздаяние за нее. Свобода требует от человека таких проявлений ответственности, как разумность, целесообразность, нравственность и воля, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира.

Свобода человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность — это две стороны единого целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели. Реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем выше избранная цель, и когда средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели. Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами

13. В противном случае наступает разъедающая общество анархия. Это ежечасно и ежеминутно должны помнить все мы. Как говорил Гете, «не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными».

    1. Виды социальной ответственности

Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение личности имеет общественное значение, регулируется социальными нормами. Социальная ответственность понимается в двух значениях:

  • ответственность позитивная (перспективная, проспективная) — означает осознание лицом необходимости выполнения своего долга, всей суммы лежащих на личности обязанностей, степень выполнения этих обязанностей. Это ответственность за будущее поведение. Позитивная ответственность носит активный характер, это ответственность за настоящие и положительные действия.

  • ответственность ретроспективная (негативная) — означает принятие или возложение определенных мер воздействия, ограничений или обязательств, являющихся следствием нарушения социальных обязанностей. Это ответственность за прошлые действия, ранее совершенные. Это наиболее распространенное понимание ответственности, именно оно имеет юридически значимый характер. Негативная ответственность в той или иной мере связана с претерпеванием неблагоприятных последствий своих действий.

В этом втором значении — как необходимость отвечать за содеянное — социальная ответственность подразделяется на виды. Критерием является сфера социальной деятельности и связь с определенными социальными нормами. Социологическая наука на основе указанных критериев выделяет юридическую, нравственную, экономическую, политическую ответственность. В юридической литературе перечень видов социальной ответственности более широк и при этом не является исчерпывающим. Выделяют: политическую, моральную, юридическую, профессиональную, общественную ответственность и т.д.

14

Политическая ответственность вытекает из особенностей политических отношений и регулирующих их норм. Эти отношения возникают между классами, нациями, государствами в процессе взаимоотношений. Своеобразие политической ответственности состоит в том, что она наступает не только за виновные действия, но и за неумелость, приспособленчество, конъюнктурность, опрометчивость в вопросах политики и т.д. Ее сущность — отрицательная оценка политического проступка субъекта со стороны определенного класса, группы или общества в целом.

Моральная ответственность имеет весьма широкую сферу действия. Ее важнейшим свойством является осуждающее отношение к нарушителю социальных норм, которое складывается у общества или коллектива, негативная оценка поступка, противоречащего нормам морали.

Эти нормы непосредственно исходят из общенародных представлений о добре и зле, справедливости и чести, достоинстве и добродетели и т.д. и выступают критерием социальной оценки определенных качеств личности нарушителя. Моральная ответственность взывает к его совести о признании и осознании совершенных им ошибок, строгом выполнении общепринятых правил поведения.

Профессиональная ответственность связана с видами деятельности субъекта: педагогической, врачебной, научной, судебной, следственной и т. д.

Общественная ответственность в смысле этой классификации представляет собой ответственность перед общественной организацией. Ответственность перед общественной организацией и моральная ответственность не совпадают. Первый вид — уже, поскольку она наступает только при условии, если нарушающий нравственные нормы одновременно посягает и на нормы данной общественной организации, членом которой он является. Формами осуждения при такой ответственности могут быть предупреждение, постановка на вид, выговор, строгий выговор и т. д. В ответственности перед общественной организацией сильнее, чем в нравственной, выражены элементы общественного порицания.

Юридическая ответственность является специфическим видом социальной ответственности, это определяется прежде всего ее связью с государственным принуждением.

studfiles.net

Что такое ответственность? Понятие ответственности в законе :: SYL.ru

Права, обязанности и ответственность установлены в Конституции. Они предусмотрены для всех людей, проживающих на территории страны.

Закон и ответственность

Получая те или иные возможности, субъект должен следовать определенным моделям поведения. За нарушение каких-либо предписаний предусмотрена ответственность граждан и организаций. Она представляет собой особое отношение, формирующееся между намерениями, поступками людей, отдельного человека или институтов, оценками совершенных действий другими субъектами либо обществом в целом. Понятие ответственности в юридической литературе предполагает наличие сознательной физической и интеллектуальной готовности лица к воздержанию либо реализации комплекса действий. Она может потребоваться вследствие исполнения или уклонения от выполнения других поведенческих актов. Говоря о том, что такое ответственность, необходимо упомянуть о негативных последствиях для субъекта при нарушении им установленных требований. Ее уровень может быть разным. Он зависит от тяжести совершенного поступка, последствий, которые возникли вследствие действия/бездействия.

Другие определения

Понятие ответственности тесно связано с личностью субъекта. Эта характеристика описывает способность лица обстоятельно анализировать ту или иную ситуацию, предполагать последствия своего поведения. При этом личность выбирает форму своих поступков и должна быть готова к принятию результатов выбора как неизбежно свершившихся фактов. Ряд авторов, разъясняя, что такое ответственность, говорят о стремлении субъекта оценить последствия действий, которые он планирует совершить.

Трактовка в этике

Что такое ответственность в этическом смысле? Она представляет собой надежность, честность по отношению к себе и другим субъектам. Она выражает готовность и осознание признать, что итог (реакция), который индивид получает от своих поступков, и есть следствие этих действий. В данном случае ответственность — это не вина, а уверенность. Она включает в себя индивидуальную подотчетность и способность совершать поведенческие акты в пределах этических норм в свою пользу и во благо окружающих в рамках установленной системы.

Специфика

Исследователи, разъясняя, что такое ответственность, в научных изданиях чаще всего используют такие термины, как вменяемость и подотчетность. В юридической литературе этот феномен рассматривается преимущественно с позиции наказуемости. На практике, по мнению ряда авторов, такое одностороннее изучение ответственности приводит к значительным деформациям в области регулирования общественных отношений. Зарубежная теория и практика, кроме указанных трактовок, предусматривают больше значений. Среди них, в частности, точность, положенность к ответу, зависимость, определенность и так далее.

Классификация

Впервые термин был введен Альфредом Бэном. Он трактовал понятие в плане наказуемости. В течение продолжительного периода эта проблема являлась предметом дискуссий правоведов исключительно в данном аспекте. Современная теория права подразделяет ответственность на позитивную и негативную. Первая формируется из положительной модели поведения. Она предполагает полезные функции для общества. Ее реализация имеет место в регулятивных отношениях. В них обязанный субъект пребывает в положении подконтрольности и подотчетности. Негативная ответственность возникает вследствие нарушений предписаний. В этом случае субъект подвергается определенным санкциям, возникают неблагополучные для виновного последствия. Такая классификация позволила выделить две стороны правовой ответственности:

  1. Проспективную. Она наступает за предполагаемую либо совершаемую инициативную, активную деятельность согласно статусу для достижения определенных целей.
  2. Ретроспективную. Такая ответственность возникает вследствие нарушений.

Имущественная ответственность

Она разделяется на общую и специальную. Первая предусматривается в ГК, вторая — в ТК, уставах предприятий и прочих нормативных актах. Материальная (специальная) ответственность служащих и работников, выступая в качестве компенсационного правового института, может использоваться вместе с прочими видами наказания. Применение санкций допускается при соблюдении 4 условий:

1. Наличие возникшего документально доказанного ущерба, который подлежит возмещению:

— утрата ценностей;

— дополнительные расходы, оплата работ по устранению каких-либо неблагоприятных последствий;

— неполученный доход вследствие виновного поведения.

2. Противоправные действия/бездействия.

3. Наличие причинной связи между незаконным поведением и возникшими последствиями.

4. Виновность субъекта, действиями/бездействиями которого причинен ущерб.

Особенности взыскания

Во всех указанных случаях имущественная ответственность может применяться в «щадящем» режиме. Например, судебный орган способен уменьшить величину компенсации за причиненный вред в зависимости от материального положения виновного. При взыскании сам истец может снизить стоимость иска либо вовсе от него отказаться. Так он освобождает от ответственности виновное лицо. Немаловажное значение имеет и семейное положение ответчика. Особенно актуально это для случаев взыскания ущерба с работника предприятия.

Административные наказания

В действующих кодексах предусматриваются разные санкции за те или иные нарушения. Самой строгой считается уголовная ответственность. КоАП устанавливает наказания для субъектов, совершивших административные проступки. В качестве них признаются виновное поведение организации или физлица, за которое в кодексе предусмотрены санкции. Основными признаками административного проступка выступают:

  1. Деяние. Оно представляет собой акт осознанного, волевого поведения. Оно выражается в форме действия (например, курение в неположенном месте) или бездействия (к примеру, неявка в судебное заседание для исполнения обязанности присяжного).
  2. Антиобщественный характер. Он выражается в посягательстве на интересы гражданина, общества, государства. Обобщенный список приведен в ст. 1.2 кодекса.
  3. Виновность — конструкция, аналогичная уголовному праву. В нее входит умысел и неосторожность.
  4. Противоправность. Она выражается в ситуации, в рамках которой объект посягательства представляет конкретную ценность для общества, индивида и государства и находится под охраной закона.

При рассмотрении административного проступка важность приобретает понятие наказуемости. При ее наличии санкция выступает в качестве установленной государственной меры ответственности за содеянное.

Виды наказаний

Перечень взысканий устанавливается ст. 3.2 КоАП. К виновному лицу могут применяться:

  1. Предупреждение. Оно представляет собой официальное порицание, выносимое в письменной форме, предусмотренной в законодательстве.
  2. Штраф. Эта санкция выражается в денежной сумме, величина которой определяется по конкретной статье, в которой установлена ответственность за конкретное нарушение.
  3. Конфискация орудия или предмета. Принудительно отбираемая вещь, которая была использована при совершении проступка или стала предметом посягательства.
  4. Лишение специальных прав, предоставляемых физлицу (к примеру, на управление транспортом, охоту и так далее).
  5. Арест. В рамках КоАП эта мера предусматривает содержание виновного в условиях изоляции в течение 15 суток. В случае нарушения режима ЧП или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток.
  6. Выдворение за пределы РФ лица без гражданства либо иностранца.
  7. Дисквалификация. Она представляет собой лишение виновного права пребывать на определенных должностях (быть в составе совета директоров, исполнять деятельность по управлению организацией и пр.).
  8. Запрет на посещение официальных спортивных мероприятий в дни проведения.
  9. Приостановление деятельности.

www.syl.ru

Презентация по обществознанию «Моральный выбор — это ответственность»

Моральный выбор – это ответственность

План урока:

  • 1. Моральный выбор.
  • 2. Свобода – это ответственность.
  • 3. Моральные знания и практическое поведение личности.
  • 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Подумаем

  • Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение?
  • Способен ли человек творить себя?

Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о моральной ответственности

Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств — тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но, как существо социальное (общественное) и разумное , своё индивидуальное поведение человек всё-таки выбирает сам.

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

  • ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР?
  • ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ИМЕННО ТАК..?
  • ЧТО ПРОИСХОДИТ..КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?
  • Однако нет оснований утверждать, что человек всегда ведёт себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д.

Так почему же человек в одном случае поступает грешно, а в другом — морально, честно, по-доброму?

  • В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом — дьявол, и каждый нашёптывает своё.
  • Кого послушает человек, так и поведёт себя. Но выбирает он сам.
  • Однако это скорее образное объяснение.
  • Есть и другое.

Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора — между добром и злом, моральным и аморальным. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.

Свобода выбора между…

Злом

Злом

Добром

Злом

Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо

  • Вот простой пример.
  • У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже.
  • К тебе пришёл друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе?
  • Мораль — и ты это знаешь — учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу . Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу.
  • Ты задумался, как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор

Что такое моральный выбор?

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР — ЭТО КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ВЫБИРАЕТ НО И ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ ВЫБОРОМ.

Моральный выбор  — это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людя

  • В фильме выдающегося режиссёра Алексея Германа «Проверка на дорогах» есть такой эпизод времён Великой Отечественной войны. Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, их охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут на смерть. И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, на него влетает немецкий состав с оружием…
  • Взрывать или не взрывать? Если взорвать, всё это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать — оружие пойдёт на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. Он ясно видит его ужасные последствия. А заместитель командира по политической части, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжёлый нравственный конфликт…

Итак, ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумай о ней. Только не упускай из виду, во-первых, те цели, ради которых вёл наш народ освободительную борьбу,

во-вторых, гуманистические принципы морали.

СВОБОДА — ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Самостоятельная работа с учебником. «Притча» с.55

Речь, очевидно, идёт о жизни человека вообще, о его деятельности и её общественных последствиях.

Костёр как раз и символизирует возможные опасности, подстерегающие человека в результате бездумных решений.

Главная мысль – ответственность каждого за результаты своей деятельности.

Вопросы классу по прочитанному: — Как вы поняли её образы: дровосек, хворост, костёр? — О чём действительно идёт речь в притче? — В чём главный смысл притчи?

В жизни каждый из нас подобен сказочному богатырю, стоящему перед камнем с надписью:

«Направо пойдёшь… Налево… Прямо…» Куда пойти? Думай, решай, выбирай. Ты свободен.

Быть человеком ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них.

Есть разные виды ответственности, но самый главный —ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.

СВОБОДА ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ..НО

Свобода – право выбора, ограниченное ответственностью.

Свобода и ответственность неразрывно должны быть связаны между собой. Например, семья — это свобода заключить брак и немалая ответственность. Или, например, договор. Мы его заключаем без принуждения с чьей-либо стороны, но мы ответственны за его выполнение.

Но если уже сделал выбор — отвечать за свои поступки будешь сам. Потому что свобода и ответственность — как две стороны одной медали: одна невозможна без другой. Свобода без ответственности — это безответственность, это произвол, это вседозволенность, распущенность. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием, с пустой самоуверенностью. Это слепой, бездумный, случайный выбор, который нередко приводит к пагубным последствиям как для окружающих, так и для того, кто совершил безответственный поступок. Не зря в народе говорят: «Дай сердцу волю — заведёт в неволю».

  • «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».
  • Ф. Искандер (р. 1929), российский писатель

СВОБОДА -ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ – ЭТО ПРЕДВИДИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ НАШИХ ПОСТУПКОВ.

СУЩЕСТВУЕТ — МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТЬЮ.

  • ФАКТЫ
  • Случай под Рязанью. Легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов Воздушно- десантного училища, несмотря на предупреждение дежурных с флажками. Убито шесть курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян.

Скажем прямо: свободный человек всегда находится в сложном положении. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда.

Приходится самим решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор. 

Как связан этот случай со свободой выбора и ответственностью человека? 

МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАКОНОВ НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ НЕ НЕСЕТ НАКАЗАНИЯ

МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ НОРМЫ МОРАЛИ В ЗАКОНЫ.?

ЧТО ЖЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ:

БОЛЬШИНСТВО ВСЕГДА ПРАВО. МОЖЕТ В ЭТОМ ВЫХОД?

НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ СВЯЗАНО С ИМУЩЕСТВЕННЫМ НЕРАВЕНСТВОМ?

Самостоятельная работа с учебником с.57 ДВА ФАКТА

СДЕЛАТЬ ВЫВОД: КАК ПОСТУПАТЬ ЧЕЛОВЕКУ?

ОТ ЧЕГО ЭТО ЗАВИСИТ..

А вывод таков.

Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна — она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально.

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ПОМЫСЛОВ И ПОСТУПКОВ.

Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актёром, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актёр он был совсем никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя злую судьбу и императора.

Здесь перед нами встают сразу две проблемы:

2 проблемы моральных поступков

проблема оценки и 

самооценки.

проблема: быть или казаться.

для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе

Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни говорил, мир будет его оценивать только по его поступкам

Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

ПРОЦЕСС МОРАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЕСКОНЕЧНЫМ

МОРАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕЛИКОМ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ, ОТ КОЛИЧЕСТВА ДОБРА КОТОРОЕ ТЫ НЕСЕШЬ ЛЮДЯМ

Учимся поступать морально

  • Первое  и главное: проверяй свои поступки с точки зрения золотого правила морали. Прежде чем совершить поступок, спроси себя: а стоит ли так поступать? Хотел бы я, чтобы другие так поступили со мной?
  • Второе : стремись к тому, чтобы не увеличивать зло на Земле. Руководствуйся моральными заповедями. Они тебе известны (загляни в учебник).
  • Третье : старайся делать добро. О добре ты знаешь много. Опираясь на свои знания, учись определять, что есть в жизни добро, а что зло. И делай добро.

Домашнее задание:

ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР?

ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ИМЕННО ТАК..?

ЧТО ПРОИСХОДИТ..КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

kopilkaurokov.ru

Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть (У. Черчилль)


Основная идея высказывания У. Черчилля заключается в том, что на плечах каждого политического деятеля, каждого человека, наделенного властью, лежит ответственность за принимаемые решения. Ведь от осуществления ими властных полномочий зависят судьбы многих людей. Черчилль подчеркивает неразрывную связь власти и ответственности как взаимозависимых категорий.  

Я полностью согласна с автором данного высказывания. Действительно, власть и ответственность должны находиться в неразрывной связи, а человек, обладающий полномочиями должен это ясно понимать. Что же такое власть и ответственность?

Под термином «власть» политологи понимают способность одной стороны влиять на поведение другой, вне зависимости от того, готова ли последняя к сотрудничеству. Откуда берётся власть? Источниками власти по Максу Веберу являются авторитет, насилие и право. Власть имеет собственную структуру и включает в себя субъект, объект и ресурсы. Субъекты власти называются политическими акторами – это те, кто осуществляет власть. Среди них могут быть индивиды, социальные группы, народ, государство. Объект – это то, на что или кого направлена власть.  Объектами могут быть, как отдельные индивиды или общество и государство в целом, так и общественные процессы. Ресурсы власти – это средства, с помощью которых власть осуществляется. Ресурсы власти классифицируют на экономические, информационные, политико – правовые. Власть неразрывно связана с ответственностью. Данный термин характеризует необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. В чём же заключается связь власти и ответственности?

Известным примером из истории является событие 1812 года – времени войны с Наполеоном. Одним из главнокомандующих, который оказал огромное влияние на исход войны стал М.И. Кутузов. Понимая всю ответственность на него возложенною, Михаил Илларионович, которого прозвали народным полководцем, за счет грамотных рассуждений и продуманной тактики, смог привести русскую армию к победе.

Примеры связи власти и ответственности можно найти и в литературных произведениях. Так, князь Игорь Святославич, герой «Слова о полку Игореве» совершил неудачный поход на половину, но не бежал с поля боя, хотя и мог это сделать. Этот князь понимал: отвечать за свои решения должен он сам, а не его дружина и жители подвластных ему земель.

Также приведу пример из современной жизни. Случаются ситуации, когда деятель, напротив, не осознает той ответственности, которая на него возложена. Так в 2016 году Павел Астахов, уполномоченный по правам ребенка, употребил совершенно не уместную фразу в разговоре с детьми, выживших после трагедии в Карелии из – за шторма на озере. После этого указом президента Павел Астахов был отправлен в отставку.

В заключение хотелось бы добавить, что человек, наделенный властью, должен осознавать, что он несет огромную ответственность за жизни и судьбы многих людей.


👉 Правила написания мини — сочинения (эссе) по обществознанию
🔎 Теория для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
✉ Абулова Барият 👈 Если вы испытываете трудности самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, обращайтесь к репетитору.

cknow.ru

Урок по обществознанию «Моральный выбор-это ответственность»

План — конспект урока обществознания в 8 классе

по теме « Моральный выбор – это ответственность»

Цель урока:

Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода. Ответственность.

Задачи урока:

Образовательные

1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.

2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.

Развивающие

Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Воспитательные

Воспитание мотивов самосовершенствования.

Обеспечение потенциала:

  • коммуникативного – общение в группах, оптимальное размещение в пространстве участников коммуникации;

  • познавательного – усвоение базовых понятий темы; выполнение заданий на анализ, синтез; определение учащимися зон своего ближайшего развития;

  • ценностного – создание ситуаций морального выбора; оценка поступков на основе общечеловеческих ценностей.

  • творческого – решение и анализ проблемных ситуаций; создание модели поведения на основе совместно выработанных социальных норм.

Ход урока.

Перед уроком учащимся предлагается самостоятельно сформировать 4 группы по 5 человек.

I. Организационный момент.

( Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.)

II. Актуализация знаний по теме « Долг. Совесть».

Учитель: Я хочу начать с рассказа об одном человеке, уроженце деревни Усохи – Юрии Александровиче Зиновкине (демонстрация портрета Ю.А. Зиновкина). Юра родился в деревни Усохи Людиновского района, окончил школу в деревне Манино, работал механизатором в совхозе « Колчинский». В 1982 году был призваны в ряды Вооруженных сил, где после окончания школы младших командиров получил звание сержанта. А в 1983 году был направлен для исполнения воинского долга в Афганистан.23 марта 1984 года подразделение, в котором служил Юрий, выполняло боевую задачу по сопровождению автомобильной колонны, следовавшей в отдаленный афганский кишлак с продовольствием и медикаментами. Во время продвижения, колонну начали обстреливать душманы. В ходе боя одна из гранат попала прямо в скопление наших бойцов. Юрий Зиновкин накрыл ее своим телом, предотвратив гибель целого взвода. Юрий был награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

Вопросы: Как вы оцениваете поступок Юрия Александровича Зиновкина? Какой долг выполнил Юрий, общественный или моральный? Аргументируйте свой ответ (Ответы учащихся).

III. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемы урока.

Учитель: Почему Юрий поступил именно так, а не иначе? Что чувствовал он в этот последний момент своей жизни, какими нормами морали руководствовался? (Ответы учащихся). Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, как происходит выбор решения, как поступить в той или иной ситуации.

2. Формирование понятия « Моральный выбор».

Учитель: В жизни мы часто выбираем: круг общения, увлечения, одежду, мебель. Но более сложным является выбор действия – поступка. У меня в руках два яблока: одно крупное, свежее, без изъянов, другое – по размеру меньше, с червоточинами, не очень свежее. Ко мне пришел друг. Я точно знаю, что его нужно угостить, но не знаю, какое яблоко предложить. То, что лучше – да, ему будет приятно. А может лучшее оставить себе – ведь себя я тоже люблю, да и как говорится в русской поговорке «Своя рубашка ближе к телу». Так как поступить? Это и есть мой моральный выбор (запись термина на доске). Сегодня перед уроком я предложила вам объединиться в группы по желанию — вы тоже делали свой моральный выбор.

Задание учащимся: на стр. 54 учебника найдите определение понятия «моральный выбор» и запишите его в рабочую тетрадь (Моральный выбор — это поступок, деяние, при котором человек не только внутренне выбирает свое моральной отношение, но и действует в соответствии с этим выбором).

Вопросы: В отличие от животного, человеку дана свобода выбора между добром и злом.

А что означает быть свободным? (Это возможность поступать в соответствии со своими желаниями).

Задание учащимся: Прочитайте ситуацию «Подруги»

Наташа и Вика дружат с детства. Еще зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отпуск, покупали красивые наряды. Билеты и путевки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала как сказать об этом подруге, когда пришла ее навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.

Объясните с нравственной точки зрения поступок каждой из девушек.

Вопросы: Кто из девушек руководствовался при выборе решения именно этим принципом? Достаточно лишь свободы, чтобы найти правильное решение в сложных жизненных ситуациях?

3. Формирование понятия «Ответственность».

Задание учащимся: Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника.

Вопросы: О чем идет речь в этой притче? Напомню, что притча иллюстрирует не конкретный реальный сюжет, а несет в себе философский смысл (ответы учащихся).

Что же такое «ответственность»? На основе текста учебника сформулируйте определение данного понятия. Сверьте свое самостоятельно составленное определение с определением из словаря и запишите его в рабочую тетрадь (Ответственность — способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.)

Учитель: Вернемся к ситуации «Подруги». Кто из девушек поступил ответственно, а кто безответственно и почему? Как на ваш взгляд, с точки зрения ответственности, могла поступить Наташа? Что бы вы могли посоветовать девушкам? (варианты решений записываются на доске).

4. Организация работы в группах. Решение проблемных ситуаций.

Каждой группе предлагается совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой учащимся необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом (Приложение 2).

5. Защита результатов групповой работы.

6. Формирование понятия « Самосовершенствование».

Учитель: Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно. Ведь одно дело знать нормы морали, а другое – действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? (ответы учащихся). Большинство всегда право. Может быть в этом выход? (ответы учащихся).

Лев Николаевич Толстой так отвечал на этот вопрос: «Упади раз, два, три, но поднимись. И еще раз упади, но все поднимайся» Как вы понимаете эти слова?

Каждый человек выбирает сам! Человек лишь то, что он сам из себя делает.

IV. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока.

Учитель: перед вами высказывания известных людей. Выберите одно, которое, по вашему мнению, больше всего отражает ваше представление о моральном выборе, и объясните свой выбор (Приложение 3).

V. Домашнее задание.

Задание для совместного выполнения с родителями: На примере конкретной жизненной ситуации, которая произошла с вами или с вашими родными, покажите возможные варианты выбора и определите тот, который с точки зрения морали и ответственности предпочтителен.

infourok.ru

Эссе по обществознанию свобода и ответственность

Некоторые темы, вынесенные в кодификатор ЕГЭ по обществознанию, кажутся Вам расплывчатыми и философскими, лишенными конкретики? Напишите эссе на эту тему, и Вы лучше сформируете свое представление о ней.

Свобода — это осознанная необходимость

В моем курсе подготовки к написанию эссе более 50 разобранных экспертом ЕГЭ тренировочных эссе абитуриентов 2013-2016 гг.

Сложных философских тем кодификатора ЕГЭ по обществознанию немного, но они есть. И Вам необходимо сформировать свое видение данной проблемы. Например,

2.13. Налоги

Да, определение, виды и функции налогов знать нужно. А если посмотреть на проблему уплаты налогов в общем? Они вообще нужны? Я работаю сам, и почему-то должен отдать часть государству? Почему?

4.5. Демократия, ее основные ценности и признаки

Признаки мы назовем, а вот дальше? Ценности — это то необходимое, что несет людям явление. Но, в некоторых странах демократия не приемлема из-за особенностей исторического развития, религиозных установок. Мы знаем про «навязывание» демократии в современном мире. В общем, согласитесь, проблемы спорные.

«Свободные» «воины добра»

Неуплата налогов — свобода от государства? Высшей ценностью демократии считается свобода. Еще один очень расплывчатый термин. А, между прочим, в кодификатор вынесено целых две темы с данным словом.

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

3.10. Свобода и ответственность

Таким образом, и в части 1 Вас могут спросить о свободе, и в части 2, проверить Ваше понимание проблемы свободы, ее взаимосвязи с необходимостью и ответственностью, в мини-сочинении, к примеру. Будем у этому готовы.

Мы предлагаем разобрать эту тему в виде эссе по обществознанию свобода, задание 29. Таким образом мы не только разберем философскую проблему, вынесенную в кодификатор, но потренируем сложное и дающее много баллов ЕГЭ задание.

Коротко изложим тем принципы, которые необходимо понимать при разборе этой темы.

1. Свобода — не вседозволенность!

2. Свободным от общества человек быть не может, иначе нет социализации, нет культуры, есть животное состояние, возврат в природу.

3. Человека в обществе ограничивают рамки норм — законов, обычаев, морали и этикета.

Принципы деятельности человека мы уже характеризовали в лекции БЕСПЛАТНОГО  мини-курса ЕГЭ по обществознанию «Природное и общественное в человеке»


Для примера эссе на эту тему свободы в деятельности человека возьмем классическую цитату, приписываемую целому ряду великих философов — Спинозе, Марксу, Гегелю. В тестах ЕГЭ по обществознанию нам она встречалась за авторством Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, творца немецкой классической философии XIX века.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, создатель немецкой классической философии XIX века.

Начнем:

29.1 Философия.

«Свобода — это осознанная необходимость» (Г. Гегель)

Сразу вспоминаем критерии проверки эссе. Выполняем Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. Заодно, сразу формулируем собственное, теоретически достоверное, понятие свободы.

Смысл высказывания великого немецкого философа Гегеля я вижу в том, что  человек не может вести себя так, как он считает нужным всегда. Его деятельность ограничена рамками общества, и выйти в своих действиях за их пределы он не может. Основной идеей высказывания является зависимость деятельности человека от устоев общества.

Как смогли, своими словами, не написав слово свобода (мы же пытаемся объяснить его), мы раскрыли смысл высказывания. Помним, что без этого элемента за эссе получим 0.

Идем далее, Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. Мы показываем знание теории.

Что такое свобода? Это возможность действовать самостоятельно, независимо, опираясь на свои собственные силы. Раб не свободен, он зависит от воли хозяина.

Что такое необходимость? Эту философскую категорию можно понимать по разному. Мы не можем жить (быть свободными) без воздуха (иметь его — необходимость).

Это и наши обязанности, то, без чего нет свободы. Например, Конституция РФ содержит перечень не только прав гражданина, но и его обязанностей. Это и естественные права — на жизнь, свободу, собственность, и политические (избирать и быть избранным, участвовать в управлении государством, отправлять правосудие), и социально-экономические (на труд, образование, медицинское обслуживание).

В тоже время, получение основного общего образования для каждого гражданина РФ является конституционной обязанностью. И простой необходимостью обладать знаниями, нужными для жизни в современном обществе.

Что мы сделали? Раскрыли термины, показали знание теории философии. А, так как проблема спорна, расплывчата, мы сразу аргументировали наши мысли (раб, воздух, конституционные права и обязанности гражданина РФ, образование как право и обязанность). Не забываем, структура максимально емкая, идеи конкретизировать не надо, каждая мысль — новая строка!

Поехали дальше, как Вы поняли, мы уже начали раскрывать Критерий 4 (К4) – Качество аргументации своей точки зрения. Мы ищем подтверждения своей точке зрения в фактах истории, литературных примерах, общественных событиях и в собственном жизненном опыте.

Понятие свобода встречалось во множестве философских концепций. Например, в теории «общественного договора» при создании государства люди осознанно отказываются от частички своей свободы, чтобы избежать взаимного истребления. Они подчиняются нормам государственного права — законам, и тогда становятся в полном смысле свободными — от произвола других. 

А вот анархисты (Бакунин, Кропоткин) считали, что государство не дает человеку быть свободным, поэтому его нужно разрушить. Люди же смогут жить свободно на основе взаимной любви. В 1874 году революционеры-народники организовали «хождение в народ» образованной молодежи, студенчества. Они пытались объяснить крестьянам, что государство кабальными условиями крестьянской реформы лишило их свободы. Агитировали крестьян бунтовать, не платить подати и выкупные платежи. Но, не встретили сочувствия, движение провалилось. Но стало одной из форм борьбы за «свободу» в понимании интеллигенции XIX века.

Показали свою интеллектуальность (общественный договор, Бакунин, Кропоткин), подняли важные политические проблемы. Привели аргумент из истории.

Свою мысль пока не выразили. Теперь смотрим на иной аспект проблемы, переворачиваем цитату наоборот, показываем собственное видение проблемы, аргументируем на примерах!

А если человек ничем не ограничен? Если он ведет себя полностью свободно? Я считаю — это вседозволенность! К чему привело ложное понимание свободы, мы видим сегодня на Украине, где страна распадается, на улицах царит насилие и преступность.

Вспомним персонаж бессмертного «Преступления и наказания» Достоевского — Раскольникова. Он поставил для себя вопрос: «Тварь дрожащая (не свободен) или право имею (свободен)?», и ответил на него, убив человека. Стал ли он свободен от своей совести, каторги, общественного презрения? Нет! Ему все равно пришлось в итоге подчиниться требованиям социума, раскаяться и смириться.

Мы продемонстрировали знакомство с социальной информацией (Украина), привели литературный пример. Выразили свое мнение, подтвержденное теоретическими положениями (человек не свободен!).

«Свободные» «воины добра»

Завершаем эссе собственным выводом, основанном на перифразе цитаты. Собственное отношение к мысли автора Вы можете дать и вначале, и в середине, и в конце эссе.

Я полностью согласен с мыслью великого философа. Действительно, ограничение свободы индивида в разумных пределах — это защита общества от произвола, безнаказанности, хаоса в социальной жизни.

И вот так выглядит наш взгляд на философскую проблему свободы, подкрепленный знанием теории и философских концепций:

29.1 Философия.

«Свобода — это осознанная необходимость» (Г. Гегель)

Смысл высказывания великого немецкого философа Гегеля я вижу в том, что  человек не может вести себя так, как он считает нужным всегда. Его деятельность ограничена рамками общества, и выйти в своих действиях за их пределы он не может. Основной идеей высказывания является зависимость деятельности человека от устоев общества.

Что такое свобода? Это возможность действовать самостоятельно, независимо, опираясь на свои собственные силы. Раб не свободен, он зависит от воли хозяина.

Что такое необходимость? Эту философскую категорию можно понимать по разному. Мы не можем жить (быть свободными) без воздуха (иметь его — необходимость). 

Это и наши обязанности, то, без чего нет свободы. Например, Конституция РФ содержит перечень не только прав гражданина, но и его обязанностей. Это и естественные права — на жизнь, свободу, собственность, и политические (избирать и быть избранным, участвовать в управлении государством, отправлять правосудие), и социально-экономические (на труд, образование, медицинское обслуживание).

В тоже время, получение основного общего образования для каждого гражданина РФ является конституционной обязанностью. И простой необходимостью обладать знаниями, нужными для жизни в современном обществе.

Понятие свобода встречалось во множестве философских концепций. Например, в теории «общественного договора» при создании государства люди осознанно отказываются от частички своей свободы, чтобы избежать взаимного истребления. Они подчиняются нормам государственного права — законам, и тогда становятся в полном смысле свободными — от произвола других.

А вот анархисты (Бакунин, Кропоткин) считали, что государство не дает человеку быть свободным, поэтому его нужно разрушить. Люди же смогут жить свободно на основе взаимной любви. В 1874 году революционеры-народники организовали «хождение в народ» образованной молодежи, студенчества. Они пытались объяснить крестьянам, что государство кабальными условиями крестьянской реформы лишило их свободы. Агитировали крестьян бунтовать, не платить подати и выкупные платежи. Но, не встретили сочувствия, движение провалилось. Но стало одной из форм борьбы за «свободу» в понимании интеллигенции XIX века.

А если человек ничем не ограничен? Если он ведет себя полностью свободно? Я считаю — это вседозволенность! К чему привело ложное понимание свободы, мы видим сегодня на Украине, где страна распадается, на улицах царит насилие и преступность.

Вспомним персонаж бессмертного «Преступления и наказания» Достоевского — Раскольникова. Он поставил для себя вопрос: «Тварь дрожащая (не свободен) или право имею (свободен)?», и ответил на него, убив человека. Стал ли он свободен от своей совести, каторги, общественного презрения? Нет! Ему все равно пришлось в итоге подчиниться требованиям социума, раскаяться и смириться.

Я полностью согласен с мыслью великого философа. Действительно, ограничение свободы индивида в разумных пределах это защита общества от произвола, безнаказанности, хаоса в социальной жизни.

Заметим, что с помощью эссе Вы можете прорабатывать не только философские проблемные темы кодификатора. Но и любую тему. Понимание проблемы, выраженное в сочинении на тему — показатель высокого уровня освоения материала. Осталось только грамотно подобрать цитату для тренировки, в чем мы готовы помочь Вам в комментариях, а также в нашей группе

egewin.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о