Свобода и необходимость свобода и ответственность – 1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

Видеоурок:  

Лекция:  


Свобода и необходимость

Человек рождается свободным, и никто не вправе обратить его в раба. Мы часто слышим о свободе, понимаем её, как важную ценность в жизни. Каждый человек стремится к ней. И это стремление возникает в нём с самого раннего детства. Ребёнок, провозглашая «Я сам!», хочет надеть одежду, поесть суп, построить пирамиду из кубиков или выполнить другие действия самостоятельно. 

Каково же значение и смысл свободы? На этот вопрос люди отвечают по-разному. Вот, что говорили древние мудрецы о свободе:  

Зенон (философ Др. Греции) — состояние особой мудрости.

Демонакт (философ Др. Греции) — свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

Платон(философ Др. Греции) — власть над жизнью.

Цицерон (философ Др. Рима)

— зависимость от законов.

Вольтер (французский философ 18 века) — делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным.

Ш.Монтескьё (франц. философ Нового Времени) — это право делать все, что разрешено законом.

Ж.Ж. Руссо (франц. философ Нового Времени) — состояние человека с первого момента своего рождения, которое затем пытаются у него отнять.

И.Ф.Шиллер (немецкий поэт 1759 1805) — свободен лишь тот, кто владеет собой.

Л.Н.Толстой (1828 1910) — хочешь быть свободным — приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Древняя китайская мудрость — если бы люди стремились совершенствовать себя вместо того, чтобы спасать весь мир, если бы они пытались добиться внутренней свободы вместо того, чтобы освобождать все человечество, — как много они сделали бы для действительного освобождения человечества!

Г. Гегель (немецкий философ 1770 – 1831) — свобода – это осознанная необходимость.

Остановимся на высказывании Гегеля, оно больше остальных связано с темой нашего урока. Разберем, что означает данное высказывание. Если свобода, как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость, как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком. Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы, это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Я перечислила внешние обстоятельства необходимости, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. Почему должен? Легко ответить! Потому что знает: «Нарушение установленных норм и правил влечёт к

ответственности!». Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть, моральный долг, чувство справедливости, то есть внутренние ограничители человека. 

Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!


Свобода и ответственность

Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора. В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: «Какой путь избрать в дальнейшем?». Сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность. Помните, что, принимая решения необходимо идти на затраты своих сил, энергии, эмоций. Без самоотдачи ни один из намеченных планов не будет осуществлён. Нельзя прожить жизнь за чужой счёт – ни за счёт родителей, ни за счёт учителей, ни за счёт друзей. Только осмыслив и приняв это, можно стать самостоятельным человеком и пользоваться уважением окружающих. Таким образом, свобода человека связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением сделать правильный выбор.

Запомните определение свободы, которое формулирует наука:

Свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.


Фатализм и волюнтаризм

По отношению к человеческой свободе сложились две мировоззренческие концепции: фатализм и волюнтаризм.

Фатализм исторически возник раньше волюнтаризма. Он рассматривает каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения.  Это означает, что свободный выбор человека исключается. Таким образом, фатализм – это убежденность в том, что всё предрешено и своими силами человек ничего не может изменить. Любое неравенство между людьми рассматривается просто – у людей разные судьбы. Кто-то рожден стать царём, а кто-то слугой. Опасность фатализма заключается в том, что она делает человека пассивным. Человек думает: «Что толку что-то делать, когда кому-то предрешено сидеть на дне, а кому-то править миром…». Но дело ведь в том, что человек не может знать, какая ему уготована судьба. Не может ли его бездействие и смирение с тем что есть привести к упущенным возможностям? Может! Тогда почему бы не стремиться к большему?

Волюнтаризм – концепция противоположная фатализму, абсолютизирует свободу человеческой воли. Говоря проще, волюнтаризм основан на вере в то, что всё на свете происходит потому, что кто-то из людей так захотел. Добившись прогресса общественного развития человек стал осознавать свою всесильность и всемогущество. Человек волюнтаристских взглядов считает, что его возможности безграничны. В своём поведении он пренебрегает возможными последствиями. Опасность волюнтаризма заключается в том, что человек переоценивает себя и недооценивает реальные объективные условия.

Какому направлению отдать предпочтение, дело личное. Но в жизни лучше во всём придерживаться «золотой середины»!


В. Шекспир писал:

Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.  

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

К счастью, у каждого человека не одна возможная роль, их множество. Поэтому, если не получилось стать тем, кем хотелось, есть возможность стать кем-то лучше и быть счастливым в этой роли. Главное – не терять веру!

Задание: А какой смысл в понятие свободы вкладываете вы? Напишите в комментариях своё ваше мнение)))


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Свобода и необходимость в человеческой деятельности»
👉 Эссе «Свобода означает ответственность, вот почему большинство людей боится её» (Б. Шоу)
👉 Эссе «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом» (Юстиниан)
👉 Эссе «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)

Интеллект-карта по обществознанию №7

cknow.ru

ВОПРОС. СВОБОДА, НЕОБХОДИМОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БЫТИИ ЧЕЛОВЕКА.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: «свобода есть познанная необходимость». Свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Необходимость –то, что вытекает из самой сущности материальных систем,событий и что доджно произойти в главном так, а не иначе. Если необходимость не осмыслена, не осознана человеком — он ее раб, если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом выражается свобода воли человека. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

Ответственность— саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть.

 

 

Вопрос. ЛИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ.

Смысл жизни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»

«Что является целью жизни?»

«Зачем (для чего) жить?».

Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку.

 

 

studopedia.net

Свобода и необходимость. Проблема ответственности. — КиберПедия

 

Свобода — очень много разных трактовок есть.

 

Апресян, энциклопедия: С. — «одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он (субъект) является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами». Это довольно традиционное для фундамент философии понимание, смысл в том, что свобода — не произвол. Свобода как произвол — не ценность. Деятельность автономного субъекта, который сам, своими силами, по своему произволению осуществляет то, что отвечает ядру его субъектности, его долговременным высшим целям.

 

Аристотель: аристотель называет не свободой, а «произвольностью»: характеристика действия, совершенного а) со знанием и пониманием объективных ограничений; б) по собственному произволению, а не по принуждению; в) в условиях выбора возможностей; г) в результате правильного (должного) решения. Благодаря разуму человек способен совершать свой выбор, отклоняясь от зла и склоняясь к добру. Если мы сделали неправильный вывод — значит, мы поступили как неавтономные субъекты, мы оказались связаны. Выбор оказался свободным.

 

Гегель: С. — реализация в личности всеобщего и высшего духа. «Я», действующее по своим установлениям — это наиболее лучшее, наиболее ответственное во мне.

 

Кант (?): Абсолютной свободы быть не может, так совершенно поступать, как требует императив, человек не может. А насколько он исполняет, способен следовать категорическому императиву — настолько он действует, как существо свободы. Он препятствует внешней необходимости, но ставит сам себе.

 

Свобода — есть самоопределение к лучшему из возможного (Лейбниц). Самоопределение: мы должны быть максимально самостоятельны, нужно доводить внутреннее «я». Если я выбираю лучшее из возможного не сам — это не свобода. Если я выбираю сам, но не лучшее из возможного — это тоже не свобода.

 

Различают:

1) Свободу воли — внутренняя свобода, когда я внутри себя делаю выбор в пользу лучего, концентрирую внутренние устремления к лучшему. Это моральное сознание: совесть. Различают свободу:

  • отрицательную — «не делай другому того, чего не желаешь себе» — свобода внутреннего отстранения от злого, запреты, самоограничения. Не вреди человеку мыслью.
  • положительную — ради чего, собственно, ограничение, ради чего идет дисциплинирование. Выбор целей, подчинения. Свобода «для, на, к».

 



2) Свободу действия — внешняя свобода, она сама предлагает снятие ограничений. Тоже

  • Внешняя отрицательная свобода — чтобы никто не принуждал, не заставлял, это самое обыденное понимание свободы. Это ограничение, чтобы не выползли наружу плохие поползновения;
  • Внешняя положительная свобода — реализация того, что ваша внутренняя свобода определила, реализация положительного. Свобода целостная, не абсолютная, не полная, но целостная.

Т. Гоббс: воля не свободна, она детерминирована физическими, психическими вещами. Свобода действия же есть.

Августин: по-настоящему же свободы воли нет, она захвачена Богом или темными силами, а реализация (свобода действия) есть.

Если свободы воли нет, то нет и ответственности.

 

Ответственность

Чем больше вы способны к действию, тем больше вы становитесь свободнее. На выбор переносятся наши характеристики и наша ответственность. Ответственность — обязательство, явное или неявное. Человек как автор своих дел вступает в отношение обязанности и к себе, и к другим людям. От этого зависит, каким будет результат таких отношений. Чем больше наши возможности, тем больше наша ответственность, тем больше результаты наших действий, оцениваясь, переводят оценку на нас.

 

Есть юридическая, религиозная, моральная и другие ответственности. Видов очень много, потому как чем больше вы можете быть автором тех или иных поступков, тем больше последствий тех или иных действий.

 

Связь свободы и необходимости

1) Человек детерминирован — говорят часто. Но есть возможности изменения цепи этой детерминации, нет абсолютного детерминизма или абсолютного не-детерминизма. Если все детерминировано, то никаких целей быть не может (Кант). Между полной предопределенностью и полной неопределенностью и действует человек. Аристотель: действие со знанием дела. Необходимость можно поставить себе на службу.



2) Цепей детерминации много. «Свобода — познанная необходимость». Здесь речь об особой необходимости, о той линии действий, которая ведет к наилучшему. Среди разных цепей детерминации мы выбираем лучший вариант — это и есть свобода. Стоики ввели эту формулу, они говорили о том, что мы должны воплощать идеи Космоса, это освоенная и благая необходимость. В этом же смысле писал Спиноза — необходимость божественной природы, которую только мудрец раскрывает и по которой он перестраивает свою жизнь. Все это ведет к интеллектуальной любви к Богу. В этом смысл свободы как осознанной необходимости. Затем эта формула перекочевала к Марксу. Внутренний закон Канта: как раз так же необходимость. Об этой необходимости мы получаем наш путь свободы — необходимости следовать своим установкам. Свобода — нечто самопринудительное; долг — это что-то внешнее.

 

Свобода по отношению к другим. «Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого». Смысл: мы признаем личную свободу для себя, и мы должны признать, что у другого она тоже есть. Более свободен человек тот, который не нарушит возможностей свободы другого. Человек не может сделать другого свободным и тебя никто не может сделать свободным, предоставляя другому свободу, ты делаешь хорошо и другим. Раб, который стал господином, останется рабом.

 

Социально-политическая свобода с т.з. философии — лишь социально-политические условия для свободы, которые еще нуждаются в личностной ориентации. «Свобода совести» — это внутренняя самостоятельная свобода выбора ценностных ориентаций. Свобода слова, свобода выражения мнений — это все условия свободы. Условия свободы экономической, политической, свободы передвижения. Изначально они должны были обеспечивать самостоятельность личности. Возрождение: взрыв, всплеск способной, свободной личности. Протестантизм: реализация божественных даров во мне. Какими бы ни были эти внешние условия, если мы их а — не признаем б — не реализуем — это не свобода.

cyberpedia.su

свобода и необходимость, свобода и ответственность

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Проблема свободы -одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечеством. Что значит это понятие? Насколько человек свободен в своих действиях? Чем ограничивается его свобода и чем она чревата? Все эти вопросы философия и этика традиционно решали с позиций соотношения свободы и необходимости.

Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: «свобода есть познанная необходимость». Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком — он ее раб, если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом выражается свобода воли человека.
Но какова природа «необходимости»? Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.
Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
«Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни». Эти слова, принадлежат французскому мыслителю Ж.-П.Сартру. Он принадлежит к философскому направлению, получившему название «экзистенциализм», т.е. философия существования. Среди основоположников этого направления — и русский философ Н.Бердяев. В центре внимания экзистенциалистов — проблемы сущности и существования человека. Для уяснения позиций этих философов обратимся к высказываниям Сартра. В одной из работ он рассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею; например, ремесленник, изготавливающий ножи, прежде чем приняться за изготовление очередного ножа, исходит из своих представлений о сущности этого предмета, т.е. о том, что такое нож вообще, и соответственно какой именно нож он должен сделать сейчас. Здесь сущность предшествует существованию (нового ножа). Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми.
Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.
Необходимо обратить внимание на соотношение свобод и гражданских обязанностей. Расширение личных прав и свобод и укрепление законности. Свобода и историческая необходимость. Как Вы понимаете слова Сартра: «Человек есть не что иное, как проекция своих свободных решений … человек обречен на свободу»? Согласны ли Вы с утверждением: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».Ответив на эти вопросы искренне, вы сможете познать истину.

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Свобода есть познанная необходимость

Свобода — это возможность поступать так, как хочется

Последствия

Если всё однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе

Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей

Необходимость устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.

Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределённого заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности

Фатализм — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости

Пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями

Волюнтаризм — мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего

Ядро свободы — это выбор , который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора).

Свобода умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели , принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

Свобода внутренне самопротиворечива:

с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения ;

с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение . Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода

Свобода воли выражается не в воображаемой независимости от объективных законов и условий общественной жизни, а в том, чтобы сознательно применять объективные законы с учётом условий их действия.

Свобода

Экономическая

Политическая

это свобода от эксплуатации, свобода принятия экономических решений, свобода экономических действий

это набор гражданских прав, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида

Духовная

это свобода выбора мировоззрения, свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой

Социальная природа свободы чётко выявляется в сопоставлении её с ответственностью.

Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека.

Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Виды ответственности

Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.

Внутренняя

Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная

(перед самим собой: чувство долга, справедливости и т.д.).

Внешняя

(перед вышестоящим начальством, окружающими людьми, законами государства)

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

Планы на тему:

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

План №1: «Свобода и ответственность»

1) Понятие «свобода».

2) Виды свобод по сферам деятельности:

–  экономические;

–  политические;

–  гражданские;

–  правовые.

3) Виды свободы по субъектам:

–  индивидуальная;

–  групповая.

4) Свобода как осознанная необходимость.

5) Понятие «ответственности».

6) Виды ответственности:

–  гражданская;

–  родительская;

–  юридическая;

–  моральная;

–  ответственность перед собой.

7) Свобода как одно из необходимых условий ответственности.

План №2: «Свобода и необходимость в человеческой деятельности»

1) Понятие «свобода».

2) Виды свободы по субъектам:

–  индивидуальная;

 

–  групповая.

3) Взгляды на понимание свободы:

–  волюнтаризм;

–  фатализм.

4) Понятие «необходимость».

5) Виды необходимости:

–  формальная необходимость;

–  реальная необходимость;

–  нравственная необходимость.

6) Свобода как осознанная необходимость.

Задание ЕГЭ

1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «свобода»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию о причинах, почему невозможна абсолютная свобода;

одно предложение, раскрывающее связь свободы и ответственности.

Ответ

1. 1) Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемых в рамках существующих общественных отношений.

2) Абсолютная свобода личности невозможна, так как ее выбор ограничен действующими физическими законами и социальными нормами регламентирующими общественную жизнь.

3) Ответственность предполагает готовность человека принять на себя последствия своего свободного выбора.

multiurok.ru

Конспект — Необходимость свобода и ответственность личности


Необходимость, свобода и ответственность личности

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: «свобода есть познанная необходимость». Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком — он ее раб, если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом выражается свобода воли человека.

Но какова природа «необходимости»? Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

«Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни». Эти слова, принадлежат французскому мыслителю Ж.-П.Сартру. Он принадлежит к философскому направлению, получившему название «экзистенциализм», т.е. философия существования. Среди основоположников этого направления — и русский философ Н.Бердяев. В центре внимания экзистенциалистов — проблемы сущности и существования человека. Для уяснения позиций этих философов обратимся к высказываниям Сартра. В одной из работ он рассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею; например, ремесленник, изготавливающий ножи, прежде чем приняться за изготовление очередного ножа, исходит из своих представлений о сущности этого предмета, т.е. о том, что такое нож вообще, и соответственно какой именно нож он должен сделать сейчас. Здесь сущность предшествует существованию (нового ножа). Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми.

Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Необходимо обратить внимание на соотношение свобод и гражданских обязанностей. Расширение личных прав и свобод и укрепление законности. Свобода и историческая необходимость. Как Вы понимаете слова Сартра: «Человек есть не что иное, как проекция своих свободных решений… человек обречен на свободу»? Согласны ли Вы с утверждением: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».Ответив на эти вопросы искренне, вы сможете познать истину.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/

ronl.org

Свобода и необходимость. Свобода и ответственность


ТОП 10:

Упрощенчески-материалистическое понимание свободы воли че­ловека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. Французский философ П.Гольбах отмечал: «во всех своих поступках человек подчиняется необходимости… его свобода воли есть химера» («Здравый смысл»; М., 1941. С. 60). По Бюхнеру свобода — это свобода человека со связанны­ми руками, свобода птицы в клетке. Действительно, если все однознач­но необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места для свободы. Даже если человек познает необходимость чего-либо, то это познание тоже не меняет положения. Преступник, находящийся в тюрьме и «познавший» эту необходимость, не становится от этого свободным.

Имеется и другая трактовка свободы, противоположная первой. Свобода, считают, это «возможность поступать так, как хочется. Сво­бода — это свобода воли. Воля — по своей сущности всегда свободная воля» («Философский словарь». Пер. с нем. Ред. Г.Шмидт. С. 523). Екатерина Великая говорила: «свобода — это когда никто не может меня заставить делать то, чего я не хочу». В ее устах это звучит привлекательно, она уловила противоположность свободы не столько необходимости (с ней-то справиться легче!), сколько принуждению.

Но как быть с абсолютной свободой, провозглашаемой некоторыми теоретиками-философами? Наличие такой свободы сомнительно.

В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить сво-

боды размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахи­вать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

Свобода, как видим, может и не знать грани, отделяющей ее от ошибочных, а то и явно преступных действий человека. Свобода нередко вступает в конфликт с элементарными нормами жизни. Г.Ди­митров в свое время заявлял: «фашизм и правовая система — две веши совершенно несовместимые»; «фашизм — это по существу произвол банды крупного капитала… Это режим правящей уголовщины». «Сво­бода» и «произвол» для «правящей уголовщины» это свобода, для народа — произвол, террор.

Только что приведенная французская легенда демонстрирует эле­ментарное явление: нет абсолютной свободы, свобода всегда относи­тельна (и не только ввиду имеющихся тех или иных рамок для своего осуществления; она, как и в примере с фашизмом, имеет одну оценку в одной «системе отсчета» и другую оценку — в другой «системе отсче­та»).

Представим, что индивид достиг максимальной или абсолютной свободы в мире. Став таким свободным, человек начнет понимать, что его свобода обернулась беспредельным одиночеством. «Бегство от сво­боды» — так называется книга американского философа Э. Фромма. Название хорошо передает настроение такого человека: «а зачем мне такая свобода?» Устранив все формы зависимости, индивид в конце концов остается наедине со своей индивидуальной «самостью». Исче­зает природа, общество… Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограничивали свободу человека, но зато делали его близким опреде­ленному кругу людей, связывали его с определенными вещами. «Чело­век свободен» — «это значит, он одинок». В «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевский словами Великого инквизитора подчеркнул важную мысль: «ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы», а потому «нет заботы беспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать по­скорее того, перед кем преклониться» («Собр. соч. в десяти томах». Т. 9. М., 1958. С. 319).

Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н. А. Бердяева (см. его работы: «Филосо­фия свободы», «Философия свободного духа», «Дух и реальность», «О рабстве и свободе человека», «Царство духа и царство кесаря» и др.). Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходи­мостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный

мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Сво­бода не есть только выбор возможности (такой выбор тоже принудите­лен), свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. «Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Тут мы приходим к новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняя творческая энергия чело­века. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой при этом понимать свободу как внутреннюю причинность. Свобода находится вне причин­ных отношений. Причинные отношения находятся в объективирован­ном мире феноменов. Свобода же есть прорыв в этом мире» («Царство духа и царство кесаря». М., 1995. С. 325). «Творчество, — пишет он, — не есть только придание более совершенной формы этому миру, оно есть также освобождение от тяжести и рабства этого мира. Творчество не может быть лишь творчеством из ничего, оно предполагает материал мира. Но в творчестве есть элемент «из ничего», т.е. из свободы иного мира. Это значит, что самое главное и самое таинственное, самое творчески новое идет не от «мира», а от духа» («Царство духа и царство кесаря». М., 1995. С. 248). Творческий акт человека не есть только перегруппировка и перераспределение материи мира и не есть только эманация, истечение первоматерии мира, не есть также лишь оформ­ление материи в смысле налагания на нее идеальных форм. В творче­ский акт человека, указывает H.A. Бердяев, привносится новое, небывшее, не заключенное в данном мире, прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а из свободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы. Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит. «Свобода и творчество говорят о том, что человек не только природное существо, но и сверхприродное. А это значит, что человек не только физическое существо, но и не только психическое существо, в природном смысле слова. Человек — свободный, сверхприродный дух, микрокосм… Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобода в положительном своем выражении и утверждении и есть творчество» («Философия свободы. Смысл творчества» М., 1989. С. 370). В концепции свободы Н. А. Бердяева ценным является обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, твор­чество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в виду — выбор ли возможности в материальном мире или создание новой ситуации — везде мы обнаруживаем творчество человека. И все-таки, как бы ни

импонировал нам общий пафос его концепции, мы не можем согла­ситься с его устранением детерминизма.

В детерминистской философии свобода понимается как способ­ность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антони­мом термина «свобода» в таком случае выступает «принуждение», т. е. действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.

Это противопоставление свободы принуждению принципиально важно, поскольку принуждение не тождественно необходимости. На этот момент обращал внимание Б. Спиноза. «Вы полагаете, — писал он своему оппоненту, — никакого различия между необходимостью и при­нуждением, или насилием. Стремление человека жить, любить и т. п. отнюдь не вынужденно у него силой, и, однако, оно необходимо…» («Избранные произведения». В 2 т. М., 1957. Т. II. С. 584-585). «Я называю свободной такую вещь, которая существует и действует из одной только необходимости своей природы; принужденным же я называю то, что чем-нибудь другим детерминируется к существованию и к действованию тем или другим определенным образом» (Там же. С. 591). То, что свобода и необходимость не являются антиподами, предполагает признание возможности существования свободы без от­каза от необходимости.

Человеческий опыт и наука показывает, что даже самые на первый взгляд иррациональные поступки человека всегда обусловлены внут­ренним миром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода юли — это абстракция от реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, свя­занное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является в конечном счете отражением этого внешнего объек­тивного мира, и диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взвимоо-бусловленности явлений в мире внешнем. Объективная детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления. Более того, сами цели человеческой деятельности, лежащие в основе свободного выбора линии поведения человеком, определяются его интересами, возникающими в ходе его практической

деятельности, в которой субъективная диалектика его сознания фор­мируется и развивается под влиянием объективной диалектики.

Реальное свободное действие человека выступает прежде всего как выбор альтернативных линий поведения. Свобода есть там, где есть выбор: выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достиже­нию целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации и т.д. Объективным основанием ситуации выбора является объективное существование спектра возможностей, определяемых действием объ­ективных законов и многообразием условий, в которых эти законы реализуют свое действие, в результате чего возможность переходит в действительность. В объективном мире реализации каждого события предшествует возникновение целого спектра возможностей. В конеч­ном счете реализацию в действительности получает только одна из них, а именно та, для осуществления которой частично необходимо, а частично случайно складываются необходимые условия. В природе реальной ситуации выбора не возникает: реализуется та возможность, которая должна реализоваться в существующих объективных условиях. С возникновением человека, наделенного сознанием, ситуация меня­ется. Познавая законы природы и общества, человек становится спо­собным выделять и различные возможности; он может сознательно влиять и на создание тех условий, при которых может реализоваться та или иная возможность. Соответственно перед ним встает и проблема выбора: какая возможность должна быть реализована посредством его деятельности?

Из этого видно, что ситуация выбора может иметь объяснение только при наличии объективной регулярной обусловленности событий и явлений. Ведь основанием для ситуации выбора является существо­вание объективного спектра возможностей, а объективным основанием возможности является закономерность и совокупность различных ус­ловий, необходимых для ее реализации. Возможно то, что не противо­речит объективным законам, для реализации чего существуют необходимые условия. Другими словами, мера возможности того или иного события прямо пропорциональна мере его необходимости. Од­нако сама ситуация выбора — это не свобода, а лишь необходимая предпосылка свободы, свободного действия. Сам акт свободного дей­ствия связан с выбором определенной альтернативы в ситуации выбора и ее реализацией в действительности. Выбор альтернативы поведения определяется прежде всего целевыми установками человека, а они в свою очередь определяются характером практической деятельности и той совокупностью знаний, которой человек располагает. Знание же, на которое опирается субъект в своем выборе альтернатив, есть прежде

всего знание необходимости. Человек выбирает ту линию поведения, которая для него обладает внутренней необходимостью в свете имею­щегося в его распоряжении знания.

Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность человека преобразовывать окружающий его мир, его спо­собность преобразовывать самого себя и тот окружающий социум, частью которого он является. Предпосылка этой способности творить самого себя также возникает еще на досоциальном уровне эволюции материи с возникновением систем с органической целостностью. «В точках перехода от одного состояния к другому развивающийся объект обычно располагает относительно большим числом «степеней свободы» и становится в условия необходимости выбора из некоторого количе­ства возможностей, относящихся к изменению конкретных форм его организации. Все это определяет не только множественность путей и направлений развития, но и то важное обстоятельство, что развиваю­щийся объект как бы сам творит свою историю» (Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. «Системный подход в современной науке» // «Проблемы методологии системного исследования». М., 1970. С. 44).

Свобода (и мы вновь обращаем внимание на существо концепции H.A. Бердяева) есть творчество, «созидание ранее небывшего».

Все сказанное выше позволяет утверждать, что в рамках общей концепции детерминизма свобода может быть определена как высшая форма самодетерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном уровне ее движения.

Проблема свободы воли тесным образом связана с проблемой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Если человек силой принужден совершить тот или иной поступок, то он не может нести за него моральной или правовой ответственности. При­мером такого поступка является травмирование или убийство насиль­ника в порядке самообороны.

Свободное действие человека всегда предполагает его ответствен­ность перед обществом за свой поступок. «Свобода и ответственность — это две стороны одного целого — сознательной человеческой дея­тельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соот­ветствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием и субъективно поставленной целью необхо­димость выбора способа действия, необходимость активной деятельно-

сти для осуществления этой цели… Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу» (Косолапов Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М., 1969. С. 72).

Согласно научно-философскому мировоззрению, и свобода, и от­ветственность могут быть мыслимы только в мире, где существует объективная обусловленность, детерминизм. Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Ответственность обусловлена уров­нем развития общественного сознания, уровнем социальных отноше­ний, существующими социальными институтами. И даже тогда, когда человек несет ответственность перед самим собой, перед своей сове­стью, в нем отражаются современные ему социальные связи и отноше­ния. Понятие свободы оказывается связанным и с понятием покаяния.

Проблема свободы, включающая в себя проблему познания и социального действия, является одной из ведущих проблем, связыва­ющих в единое целое диалектику, теорию познания и этику, а также философию бытия и социальную философию.

Глава XX. Развитие




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *