Свобода и ответственность в поведении человека – . —

Содержание

Свобода и ответственность в поведении человека. Поведение. Сам психолог

Свобода и ответственность личности. Проблема свободы и ответственности человека

Проблема свободы и ответственности человека

В современном мире, в условиях ускоренных темпов эволюции цивилизации, особая роль личности в общественных рамках достаточно быстро укрепляется, ввиду чего все чаще появляется проблема свободы и ответственности личности перед социумом.

Далее понимание диалектического единства данного союза выражено Фридрихом Гегелем. С его точки зрения научным, диалектико-материалистическим решением рассматриваемой проблемы будет признание свободы в качестве объективной необходимости.

В настоящее время (пик развития демократии) проблема свободы личности разрастается до статуса глобальной. Сейчас она решается на международном уровне. Для этого систематически разрабатываются и принимаются всевозможные охранные законодательные акты, в которых очерчиваются права и свободы личности. Это в современном мире выступает основой любой политики. Однако далеко не все проблемы данной направленности на сегодняшний день решены в мире и, в частности, в России.

Разновидность свободы с точки зрения философии

Регуляторы свободы

Они в разной степени ограничивают ее. Сюда можно отнести:

  • свободу других;
  • государство;
  • культуру;
  • нравственность;
  • природу;
  • воспитание;
  • законы;
  • мораль;
  • собственные нравы и устой;
  • понимание и осознание необходимости.

Философские подходы к интерпретации данного понятия

Представители античной философии (Сократ, Диоген, Сенека, Эпикур и др.) считали, что свобода – смысл и цель человеческого существования.

Представители Нового времени (Поль Анри Гольбах, Томас Гоббс, Пьер Симон Лаплас и др.) интерпретировали свободу в качестве естественного состояния человека, пути к справедливости и социальному равенству.

Тщательно исследовалась рассматриваемая проблема немецкими классическими философами. К примеру, Иммануил Кант считал, что свобода – интеллигибельный предмет (идея), присущий только человеку, а для Иоганна Фихте она – исключительная абсолютная реальность.

Понятие ответственности

В правовых рамках действует административная, уголовная и гражданская ответственность, которая, помимо выявления состава преступления, учитывает еще и этические составляющие правонарушителя (условия его воспитания, род занятий, степень осознания своей вины, наличие желания дальнейшего исправления). На этом фоне моральная и правовая ответственности переплетаются (процесс осознания индивидуумом интересов социума впоследствии приводит к пониманию законов поступательного характера развития истории).

Соблюдение всех прав и свобод индивида, а также существование ответственности перед законом за совершаемые преступления – основной признак правового государства.

Эволюция и совершенствование человеческой цивилизации диктуют необходимость цивилизованного развития и правового аспекта, вследствие чего появилась концепция сугубо правового государства, которая выступила эквивалентом любой государственности.

Ушел в бытие правовой беспредел (права и свободы человека ничем не обеспечивались и не защищались). На сегодняшний момент социум имеет в своем арсенале новые методы правового обустройства индивида, обеспечивающие ему уверенность в завтрашнем дне.

Синкретизм рассматриваемых понятий относительно личности

Великие умы задавались вопросом: Как взаимосвязаны свобода и ответственность? Они пришли к выводу, что ответственность – основа, внутренний стержень человека, который регулирует его этическую позицию и мотивационную составляющую относительно определенных поступков и поведения в целом. В ситуации, когда индивид корректирует свое поведение согласно общественным установкам, речь заходит о такой внутренней способности человека, как совесть. Однако такого рода сочетание рассматриваемых понятий в большей степени противоречиво, чем утонченно гармонично. Правильнее сказать, что свобода и ответственность личности в равной степени взаимодополняют и взаимоисключают друг друга.

Виды ответственности

Можно привести бытовые примеры ответственности и свободы: когда у человека есть свобода выбора музыки, которую он хочет послушать, но присутствуют и ограничения по времени ее прослушивания (в случае, если музыка звучит очень громко после одиннадцати вечера, наступает административная ответственность, в результате чего это грозит штрафом).

Модели отношения человека и социума

Таким образом, в процессе понимания того, как взаимосвязаны свобода и ответственность, следует учитывать поведение человека. Если индивид четко осознает то, для чего он совершает конкретное действие, и не старается идти наперекор устоявшимся общественным нормам и правила, то рассматриваемые категории идеально гармонируют между собой.

Итак, можно сделать вывод о том, что свобода способствует проявлению ответственности индивида, а ответственность выступает ее направляющим стимулом.

Проблема личности в рамках философии экзистенциализма

Представители данной философии считали, что истинная свобода постижима только в духовном аспекте (противоположном социальному), где индивидуумы рассматриваются в качестве экзистенции, а не субъектов правовых отношений.

Особо углубленно данная философия исследует субъективные переживания относительно отчуждения личности от внешнего мира (к примеру, чувство апатии, равнодушия, одиночества, страха и др.).

По мнению экзистенциалистов, человек вопреки своей воле помещен в этот чужой для него мир, в определенную судьбу. В связи с этим индивида постоянно волнуют вопросы, касающиеся смысла его жизни, причины существования, ниши в мире, выбора своего пути и т. д.

Несмотря на гипертрофированное духовное начало человека (иррациональное), экзистенциализм внес существенный вклад в развитие различных философских подходов, в которых человек воспринимался как личность, направленных на выявление людской сущности.

Право в качестве меры свободы и ответственности личности

Немецкий философ Ф. Гегель рассматривал его как реальное бытие таких понятий, как свобода и ответственность личности. Также известны кантовские положения относительно того, что право – это сфера свободы, предназначенная для обеспечения внешней автономии отдельно взятой личности. Только величайший русский писатель Л. Толстой считал, вопреки всему, что право – насилие над личностью.

Подытожив вышесказанное, можно сделать вывод о том, что такие категории, как права, свободы и ответственность личности, тесно взаимосвязаны между собой: первая является гарантом обеспечения второй посредством третий.

Концепции ответственности

Рассматриваемый субъект, совершающий действия, должен четко понимать возможные последствия от них. И последний ключевой момент классической концепции – индивид должен отвечать за свои поступки (к примеру, перед начальником, судом, своей собственной совестью и т. д.). В данном случае субъект действия выступает обвиняемым.

Итак, если начать разбираться, как взаимосвязаны свобода и ответственность субъекта, то прежде всего стоит определиться с конкретным случаем реализации данных категорий. Затем необходимо установить принадлежность к той или иной концепции. В результате может быть получено два варианта ответа: свобода и ответственность личности едины и гармонично взаимосвязаны или, наоборот, разграничены сопутствующими условиями, зависящими от сложившихся общественных правил и норм.

http://fb.ru/article/163017/svoboda-i-otvetstvennost-lichnosti-problema-svobodyi-i-otvetstvennosti-cheloveka

10. Свобода и ответственность

Если все однозначно необходи мо, если практически нет слу чайностей, новых возможнос тей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отноше нию к другим людям, невоз можность установления ка ких-либо устойчивых соци альных связей

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер шать поступок в соответствии со своими целями, интере сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Ответственность — социально-философское и социоло гическое понятие, характеризующее объективный, истори чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

— историческая, политическая, нравственная, юридичес кая и т. д.;

— индивидуальная (персональная), групповая, коллек тивная.

Социальная ответственность выражается в склоннос ти человека вести себя в соответствии с интересами дру гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Школьникам. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Свежие новости

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Администрации сайта.

Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения Администрации сайта.

http://humanitar.ru/page/ch7_10

10. Свобода и ответственность

Если все однозначно необходи мо, если практически нет слу чайностей, новых возможнос тей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отноше нию к другим людям, невоз можность установления ка ких-либо устойчивых соци альных связей

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер шать поступок в соответствии со своими целями, интере сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Ответственность — социально-философское и социоло гическое понятие, характеризующее объективный, истори чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

— историческая, политическая, нравственная, юридичес кая и т. д.;

— индивидуальная (персональная), групповая, коллек тивная.

Социальная ответственность выражается в склоннос ти человека вести себя в соответствии с интересами дру гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Школьникам. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Свежие новости

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Администрации сайта.

Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения Администрации сайта.

http://humanitar.ru/page/ch7_10










Комментариев пока нет!

www.sampsiholog.ru

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Теоретический аспект сложной философской темы кодификатора ЕГЭ по обществознанию — «Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность». Самое основное.

КОДИФИКАТОР ЕГЭ по обществознанию с анализом здесь.

Полный авторский курс от эксперта ЕГЭ Коцарь Евгения Сергеевича по всем темам кодификатора.

#7_Свобода_и_необходимость_в_человеческой_деятельности_Свобода_и_ответственность

Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:
▪Свобода – есть познанная необходимость.
▪Свобода (воля) – возможность поступать так, как хочется.

Фатализм – все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Волюнтаризм – признание воли как первоосновы всего сущего.

☘Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).
🍉Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:
с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
социализация.

🍇Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

🍎Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Виды ответственности:
Историческая, политическая, нравственная, юридическая.
Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная, материальная)

Ответственность — социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Авторское эссе, конкретизирующее данную тему можно посмотреть в рубрике «Пишем эссе».

egewin.ru

Свобода и ответственность личности — ЕГЭ 2014

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
Свобода есть познанная необходимостьСвобода — это возможность поступать так, как хочется
↓ Последствия ↓
Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе Полный произвол по отноше¬нию к другим людям, невоз¬можность установления ка¬ких-либо устойчивых соци¬альных связей

Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.
Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.
Пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:
— историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
— индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

ege-mobile.ru

Реферат на тему:

ГОУ ВПО

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Кафедра философии

«Свобода и социальная ответственность человека (личности)».

Подготовила:

Студентка III курса

Финансового факультета

Группы 2301

Погосян Сильва

Проверил:

Лычманов Д.Б.

Москва «2011»

Оглавление

Свобода и социальная ответственность человека (личности) 3

1.Свобода человека (личности) 5

1.1. Проблема свободы человека в истории философии 5

1.2. Философия свободы Н.А.Бердяева  11

2.Социальная ответственность человека (личности) 15

2.1Зависимость между свободой и ответственностью человека 15

2.2Виды социальной ответственности 16

Заключение 17

Список использованной литературы 20

Свобода и социальная ответственность человека (личности)

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она своди­лась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (пред­определением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

Если все однозначно необходи­мо, если практически нет слу­чайностей, новых возможнос­тей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отноше­нию к другим людям, невоз­можность установления ка­ких-либо устойчивых соци­альных связей.

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением челове­ка (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничения­ми определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор .’Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун­дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

studfiles.net

Тема 13. Свобода и ответственность личности

 

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

 

 

Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.

 

 

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально‑волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

 

 

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность – социально‑философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

– историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

– индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

 

Образец задания

B6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и ____________(1). Свобода – это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его ____________(2). В свободной деятельности человек добивается поставленных ____________(3) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой ____________(4), или все его поступки обусловлены внешней ____________(5), под которой понимали предопределение, Божий промысел, ____________(6), рок».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) воля Б) смысл Г) индивидуальность Д) индивид

Б) необходимость Е) цель Ж) судьба З) ответственность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

 

Ответ: ЗГЕАБЖ.

 

[1]Классификация разработана американским психологом А. Маслоу.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Свобода и ответственность


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника
⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 47Следующая ⇒

 

Ответственность — оборотная стоpoнa свободы, ее «alter ego» — ­второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всe­гда сопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отве­чает за содеянное им.

Но что значит — отвечает? В не котором смысле ответственность действительно есть ответ — отклик на вызов, который бросает нам конкретная ситуация, и на запрос со стороны другого человека. Вести себя ответственнозначит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике событий, пони­мая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и на других. Это значит предвидеть (чувствовать, схватывать) последствия каждого своего шага и стремиться предотвратить возможный негатив­ный ход событий. Ответственное поведение в этом смысле , это поведение разумное и в хорошем смысле слова расчетливое поведение того, кому не все равно, что будет с ним и с другими. Ответственность означа­ет также способность правильно понять нужды как других людей, так и свои собственные. Мы ответственно ведем себя по отноше­нию к другим, когда уважаем в них личностей, стремимся помочь при просьбе о помощи, поддержать в случае необходимости, когда утверждаем их бытие и способствуем их развитию. Равнодушие, как и попытка «ломать другого через колено», — это всегда безответ­ственное отношение к нему. То же касается отношения к самому себе. Быть ответственным за себя означает и заботу о своем сохра­нении и развитии, и разумное умение руководить собственным поведением, не давая воли бессознательным страстям.

На чем основано ответственное поведение? На этот вопрос дал очень хороший ответ русский философ и культуролог хх века М.М. Бах­тин. Он пишет о том, что каждый человек занимает единое и един­ственное место в бытии. Никто не может в каждый конкретный момент заменить меня на моем месте. В любую минуту каждый находится на своем, и только на своем месте — в обществе, в культуре, в межличностных отношениях, и именно с этого места он должен действовать. Даже попытка уклонится от конкретного действия- тоже поступок. Никто не может меня заменить, ибо данное место в действительности занимаю именно я. Мое ответственное поведение определяется также тем, что я, образно говоря, «ставлю подпись» под теми правилами, которыми руководствуюсь в своих поступках.

Ответственное поведение сопровождается чувством ответственности, которое может выступать в позитивной и негативной форме. Позитивная форма переживания ответственностичувство своей значимости, реального благотворного влияния на положение дел, ощущение определённой власти над происходящими событиями и соответствующего уважительного отношения людей. Негативная форма переживания ответственностиэто тревожность, неуверенность в себе, связанная с невозможностью гарантировать любой исход событий. Как правило, в переживании ответственности присутствуют оба момента, но у разных людей в разной мере.

Ответственному поведению противостоит безответственное – это поступки на «на авось», действия, которые совершаются кое-как, без учёта последствий для себя и для других.Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием или с избыточной самоуверенностью, а часто и с тем и другим. Когда человек безответственно совершает свободный выбор, он ставит себя и других в положение высокой степени неопределённости, ибо последствия необдуманного, случайного, слепого выбора оказываются непредсказуемы. Вероятно, они могут быть пагубны для всех, кто втянут в конкретную ситуацию. При безответственном поведении индивид не испытывает чувства тревоги, напряжения, свойственного ответственности. Он полагает, что «нелёгкая вывезет», и часто ошибается.

И вот здесь вступает в силу второе понимание ответственности, речь идет о той ответственности, которую «несут». «Нести ответственность»значит принять на себя все последствия совершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них. В свою оче­редь, безответственность означает в этом контексте попытку свалить последствия своих деяний на других, заставить их расплачиваться за собственную трусость, неразумность или безудержное удальство.

Один из наиболее ярких представителей экзистенциализма Жан -Поль Сартр, полагавший человека существом абсолютно сво­бодным в выборе, усматривал одну единственную моральную нор­му, которой должны с необходимостью подчиняться люди, — это ответственность за всякий свободный выбор. Ты можешь изобре­тать собственную мораль — самую странную и причудливую, мо­жешь быть сверх меры добр или безудержно жесток — это дело тво­его выбора. Однако при этом ты должен принять на себя и только на себя все последствия — своего поведения. Если ты говоришь, что тебя заставили, принудили, соблазнили или заморочили, — ты лжешь, потому что последнее решение принимает всегда сам чело­век. Боль, презрение, изгнание, разорение свободно выбирающий индивид должен так же принять, как любовь, богатство или славу, потому что всякий результат — результат его свободного выбора, и ни одна душа в мире не несет ответственности за твои собственныепоступки.

«Свободный человек тем и отличается от раба, что он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покоряться и бунтовать», — так писал об этом Н.А.Бердяев.

Вести себя ответственно, нести ответственность, переживать ответственность – вещь трудная, от неё невозможно уклониться, спрятаться или убежать. Она настигает человека и извне, и из­нутри. Именно поэтому свобода является не только высшим бла­гом и великой ценностью, за которую сражаются поколения героев, но и в некотором роде «пугалом», от которого бегут. И рад бы стать свободным, да ответственность больно тяжела…

Эрих Фромм посвя­тил проблеме «бегства от свободы» книгу с аналогичным названи­ем, ставшую философским бестселлером (только на английском языке она выдержала более 20-ти изданий). В современном обществе люди приобрели свободу самим решать свою судьбу, но в то же самое время они оказались беззащитны перед новой, полной соревновательности жизнью. Им принадлежит не только свобода, но и ответственность за собствен­ные провалы и победы, взлеты и неудачи. Теперь не с кого стало спросить и не на кого опереться, кроме самого себя.

Фромм показывает, как по сей день многие люди не выдерживают этого груза, стараются уклониться от него, хотя далеко не всегда отдают себе в этом отчет. Он выделяет целый ряд психологических механизмов, по­зволяющих избавиться и от факта собственной свободы, и от ответ­ственности за происходящее. Эти механизмы действуют как в лич­ных отношениях, так и на уровне общества. На социальном уровне люди охотно «бегут от свободы» в тоталитарные режимы. Они хотят иметь сильного вождя, самовластного фюрера, который способен и приказать, и взять на себя ответственность за все происходящее. Рядовому человеку остается скромная, но удобная роль «боевой еди­ницы», которая радостно подчиняется, даёт манипулировать собой, но зато ни за что и не отвечает. В ситуации благополучия власть, и обеспечит работой, и защитит тех, кто ей верен. В случае военного или экономического провала виновата будет тоже власть, в то вре­мя как «рядовой-передовой» чист перед собой и перед другими, ибо ни на что не влиял., не участвовал в судьбоносном выборе…

Второй механизм социального уклонения от личной ответствен­ности Фромм называет автоматизирующим конформизмом. Это не­ критическое принятие нами общественного мнения, которое пере­живается индивидом как свое. Установки, почерпнутые из радио- и телепередач, из родительских внушений, из представлений друзей иди соседей, личность воспринимает как свои собственные, не задумы­ваясь над ними. Таким образом, человек оказывается просто марио­неткой в руках порой анонимных кукловодов, он довольствуется ар­сеналом штампов, за которые, разумеется, не отвечает, поскольку просто позаимствовал их извне. Он ничего не выбирал, он думает и поступает «как все». И если его взгляды обнаружат себя как жесто­кие, несправедливые, даже абсурдные, он просто может сказать: «Но все же так думали! При чем тут я? Я — как другие…» Поскольку автоматизирующий конформизм связан с бессознательной установ­кой на не критическое принятие чужих мнений, Фромм советует сво­им читателям время от времени проверять себя на самостоятельность мышления. Для этого, считает он, надо всякий раз подумать, как именно вы пришли к представлению, в котором убеждены. Если вы пришли к нему путем собственного размышления, переживания, опыта, то это мнение — лично ваше, и вы способны мыслить и дей­ствовать как свободный и ответственный человек. Если же оно былобез всякого анализа заимствовано из чужих рук, обратите на это вни­мание и постарайтесь обрести собственную позицию.

Для Э. Фромма свобода и ответственность — единственно до­стойный способ человеческого бытия.

mykonspekts.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *