урок № 18 Самостоятельность и ответственность.docx
Самопознание 4 класс
Дата
Урок № 18
Тема:«Самостоятельность и ответственность»
Ценность: праведное поведение
Качества:умение держать данное слово, честность, уважительное отношения к
сверстникам
Цель:Умение осознно организовать учебную деятельность, через практику
праведного поведения.
Ресурсы:
(материалы,
источники)
Задачи:
Раскрыть понятие «самостоятельность» и «ответственность»
Развивать умение держать данное слово
Воспитывать такие качества как честность, уважительные отношения к
сверстникам.
Ход урока:
Организационный момент:
Позитивный настрой концентрация на Свете.
на луч света
Звучит тихая музыка.
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не
скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол.
Расслабьтесь.Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и
отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка.
В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и
чистый.Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу.
Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам.
Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать
только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается
вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести
вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут
инструментами света и любви.Свет поднимается к вашему рту, языку.
Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова.
Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова,
прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на
хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и
вашей голове только добрые, светлые мысли.Свет становится все
интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь
расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям,
друзьям, знакомым. Пусть свет наполнит вашисердца. Пусть этот свет
распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все
znanio.ru
Открытый урок по самопознанию. Тема: «Самостоятельность и ответственность» » Мир учителя
План урока самопознания
Школа: КГУ «Школа-гимназия г. Макинска»
Дата:
Тема: «Самостоятельность и ответственность»
№ урока: 17
Ценность: праведное поведение
Качества: говорить правду, не нарушать обещание.
Педагог: Лигостаева Н.В.
Класс: 4 Количество: 26человек
Ресурсы: учебник, видео Н.Носов «Мишкина каша», музыка для позитивного настроя, песня «Пусть зажгутся в мире звезды», тетрадь.
Цель: развивать умение учащихся принимать самостоятельные и ответственные решения, содействовать раскрытию ценности праведное поведение.
Задачи:
— раскрывать значение понятий «самостоятельный человек» и «ответственный человек»;
— развивать стремление к самостоятельности, ответственности, умение говорить правду
— воспитывать ответственность за свои поступки и готовность оказывать помощь окружающим.
Ход урока:
1. Орг. момент. Позитивный настрой
Поприветствовать друг друга рукопожатием, при этом каждый говорит соседу теплое, приятное пожелание.
Минутка тишины
Сядьте как Вам удобно. Закройте глаза. Мы выходим с Вами из класса. Берём за руку своего однаклассника и идём с ним на берег речки. Через речку перекинут красивый мостик. Мы останавливаемся с вами на мостике и вглядываемся в чистую, прозрачную воду. Видим как весело резвятся рыбки в воде, видна каждая травинка, каждый камешек. От воды веет прохладой и спокойствием. Нам спокойно в этом мире. Но пора возвращаться. Входим в наш класс, открываем глаза. Я рада видеть вас всех здесь и сейчас!
2. Проверка домашнего задания
Дома Вы должны были прочитать рассказ «Честное слово» и подобрать к нему одну из пословиц?
-О чём этот рассказ?
-Какой поступок совершил Вася?
— Какие чувства испытывали ребята?
— Что значит быть верным слову?
-Какая пословица по вашему подходит к этому рассказу? Почему? (Не давши слова – крепись, а давши – держись.)
Беседа
-Вспомните и расскажите случаи, когда вам пришлось принимать самостоятельное решение?
-Приходилось ли вам брать не себя ответственность за что-то?
Вывод: Самостоятельный человек – человек, умеющий принимать решение и осознающий ответственность за свои поступки.
3. Позитивное высказывание( цитата)
«Человек несёт ответственность за всё, что он делает» (Жан Батист Мольер)
-Как вы понимаете столь мудрое изречение?
-Человек несёт ответственность за всё, значит за что?
-Какими качествами должен обладать человек, который несёт ответственность за то, что он делает?
4. Рассказывание истории
Рассказывание истории (беседа). «Мишкина каша». Н.Носов.
Коля жил летом на даче, и к нему приехал его друг Мишка. Колина мама очень обрадовалась его приезду. Ей на несколько дней нужно было уехать в город. А оставлять Колю одного дома она не решалась.Её очень беспокоило, кто будет им варить обед. Но Коля сказал, что он видел как мама варит и суп и кашу, поэтому он сварит такую кашу, что пальчики оближешь. После отъезда мамы ребята весь день провели на речке – ловили рыбу. Вечером они вернулись голодные и решили сварить кашу. Мишка насыпал крупы в кастрюлю, налил воды и поставил на плиту кастрюлю. Через некоторое время каша закипела и стала лезть наружу. Мишка схватил ложку и стал впихивать кашу обратно. А каша всё лезет и лезет. Тогда он отложил половину каши в тарелки и долил воды.Коля не вытерпел взял кастрюлю и вытряхнул из неё половины каши. Он хотел долить воды, но ведро было пустое. Днём они забыли принести воды с колодца. Пришлось им идти за водой. На улице было очень темно и они утопили ведро в колодце. Пришлось им привязать к леске кружку и таким образом набрать немного воды. Когда каша сварилась, она оказалась горькой, несолённой и пахла гарью. Поэтому ребятам пришлось лечь спать голодными. А утром они проснулись и пошли к соседке тёте Наташе просить, чтобы она их накормила. После завтрака мальчики вырвали в её огороде все сорняки. Мишка сказал, что сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!
Беседа:
-О чём этот рассказ?
-Какие действия совершали главные герои?
-Почему ребятам пришлось лечь спать голодными?
-Подумайте какую ошибку совершили мальчики?
-Что они сделали, чтобы исправить свою ошибку?
— Что значит говорить правду?
Просмотр видео « Мишкина каша»
-Были ли в вашей жизни подобные случаи?
5. Творческая деятельность, групповая работа.
Работа в тетради с. 47 2 задание.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа рассматривает предложенные ситуации. Обсуждают, как бы они поступили в подобной ситуации. Презентация работ .
Вывод: Самостоятельный и ответственный человек принимает решение, добивается намеченного собственными силами, добросовестно и осознанно относиться к любому делу. На такого человек всегда можно положиться.
6. Домашнее задание
Прочитать рассказ в учебнике с.70-71 «Даурен и Асет»
Закончить предложение: «Сегодня я понял, что самостоятельный и ответственный человек готов…»
7. Групповое пение
Исполнение песни «Пусть зажгутся в мире звёзды» на сл. О.Сазоновой, муз. А.Варламова.
Пусть зажгутся в небе звёзды
И на сцене вспыхнет свет .
Пусть оставит память в сердце
Этот день на много лет.
Лучик радости на лицах,
И слезы счастливый след,
Этот праздник будет длится
Припев:
Подари улыбку миру
Звёзды новые зажги,
Песню радости и счастья
Всей планете подари.
Подари улыбку миру
Радугу цветных огней,
Улыбнись улыбкой счастья
Сердце каждого согрей.
Пусть танцует вся планета,
Пусть уйдут печаль и грусть
Верю я что мы с тобою
Встретимся когда нибудь
Ты подаришь мне улыбку
И помашешь мне рукой
Этот праздник повториться
И подружит нас с тобой.
Пусть летят года как птицы
Во все страны города
Этот праздник повториться
Веришь ты и верю я.
Всё однажды повториться
Мы споём с тобой опять.
Музыкой добра и света
Будем над землёй звучат
8. Заключительная минута тишины
А сейчас мои дорогие закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего узнали на уроке. Возьмите это с собой в дорогу. Пусть эти знания помогут вам по жизни нести ответственность за всё, что вы делаете. Удачи вам! До свидания!
скачать dle 12.1
worldofteacher.com
Конспект урока «Самостоятельность и ответственность»
План урока по самопознанию.
Учитель:Пелих И.Ю.
Тема: Самостоятельность и ответственность.
Ценность: праведное поведение. Качества: говорить правду, не нарушать обещание.
Класс: 4
Цель: содействовать раскрытию ценности праведное поведение.Задачи:
-формировать понимание , что значит «не нарушать обещание»;
— развивать умение говорить правду;
— воспитывать ответственность за данное обещание.
Ресурсы:
Рассказ Н.Носова «Мишкина каша», музыка для позитивного настроя, песня»Пусть зажгутся в мире звезды», тетрадь.
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Сядьте как Вам удобно. Закройте глаза. Мы выходим с Вами из класса. Берём за руку своего однаклассника и идём с ним на берег речки. Через речку перекинут красивый мостик. Мы останавливаемся с вами на мостике и вглядываемся в чистую, прозрачную воду. Видим как весело резвятся рыбки в воде, видна каждая травинка, каждый камешек. От воды веет прохладой и спокойствием. Нам спокойно в этом мире. Но пора возвращаться.Входим в наш класс, открываем глаза. Я рада видеть вас всех здесь и сейчас!
Анализ хода урока
Проверка домашнего задания.
Дома Вы должны были прочитать рассказ «Честное слово» и подобрать к нему одну из пословиц?
-Какой поступок совершил Вася?
— Какие чувства испытывали ребята?
— Что значит быть верным слову?
-Какая пословица по вашему подходит к этому рассказу? Почему? (Не давши слова – крепись, а давши – держись.)
3.Позитивное высказывание (цитата).
Человек несёт ответственность за всё, что он делает (Жан Батист Мольер)
-Как вы понимаете столь мудрое изречение?
-Какими качествами должен обладать человек, который несёт ответственность за то, что он делает?
4.Рассказывание истории (беседа). «Мишкина каша». Н.Носов.
Коля жил летом на даче, и к нему приехал его друг Мишка. Колина мама очень обрадовалась его приезду. Ей на несколько дней нужно было уехать в город. А оставлять Колю одного дома она не решалась.Её очень беспокоило, кто будет им варить обед. Но Коля сказал, что он видел как мама варит и суп и кашу, поэтому он сварит такую кашу, что пальчики оближешь. После отъезда мамы ребята весь день провели на речке – ловили рыбу. Вечером они вернулись голодные и решили сварить кашу. Мишка насыпал крупы в кастрюлю, налил воды и поставил на плиту кастрюлю. Через некоторое время каша закипела и стала лезть наружу. Мишка схватил ложку и стал впихивать кашу обратно. А каша всё лезет и лезет. Тогда он отложил половину каши в тарелки и долил воды.Коля не вытерпел взял кастрюлю и вытряхнул из неё половины каши. Он хотел долить воды, но ведро было пустое. Днём они забыли принести воды с колодца. Пришлось им идти за водой. На улице было очень темно и они утопили ведро в колодце. Пришлось им привязать к леске кружку и таким образом набрать немного воды. Когда каша сварилась, она оказалась горькой, несолённой и пахла гарью. Поэтому ребятам пришлось лечь спать голодными. А утром они проснулись и пошли к соседке тёте Наташе просить, чтобы она их накормила. После завтрака мальчики вырвали в её огороде все сорняки. Мишка сказал, что сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!
Беседа:
-Какие действия совершали главные герои?
-Почему ребятам пришлось лечь спать голодными?
-Подумайте какую ошибку совершили мальчики?
-Что они сделали, чтобы исправить свою ошибку?
— Что значит говорить правду?
-Были ли в вашей жизни подобные случаи?
5.Творческая деятельность, групповая работа. Работа в тетради с.47 2 задание.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа рассматривает предложенные ситуации. Обсуждают, как бы они поступили в подобной ситуации. Презентация работ .
6.Групповое пение.
Исполнение песни «Пусть зажгутся в мире звёзды» на сл. О.Сазоновой, муз. А.Варламова.
Пусть зажгутся в небе звёзды
И на сцене вспыхнет свет .
Пусть оставит память в сердце
Этот день на много лет.
Лучик радости на лицах,
И слезы счастливый след,
Этот праздник будет длится
Будет длиться много лет.
Припев:
Подари улыбку миру
Звёзды новые зажги,
Песню радости и счастья
Всей планете подари.
Подари улыбку миру
Радугу цветных огней,
Улыбнись улыбкой счастья
Сердце каждого согрей.
Пусть танцует вся планета,
Пусть уйдут печаль и грусть
Верю я что мы с тобою
Встретимся когда нибудь
Ты подаришь мне улыбку
И помашешь мне рукой
Этот праздник повториться
И подружит нас с тобой.
Пусть летят года как птицы
Во все страны города
Этот праздник повториться
Веришь ты и верю я.
Всё однажды повториться
Мы споём с тобой опять.
Музыкой добра и света
Будем над землёй звучать.
7.Домашнее задание.
Прочитать рассказ в учебнике с.70-71 «Даурен и Асет»
8.Заключительная минута тишины.
А сейчас мои дорогие закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего узнали на уроке. Возьмите это с собой в дорогу. Пусть эти знания помогут вам по жизни нести ответственность за всё, что вы делаете. Удачи вам! До свидания!
infourok.ru
Конспект урока для 4 класса «Самостоятельность и ответственность»
Тема : «Самостоятельность и ответственность». 4 класс
Цель урока: раскрыть учащимся содержание понятия «ответственность»; формировать у детей ответственность за свои мысли, поступки и действия; развивать понимание сути взрослого отношения к окружающей действительности.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа, упражнение.
ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», картинка с изображением рыцаря в латах.
Круг радости
Учитель и дети выходят по очереди в центр круга и здороваются со всеми любым способом, не повторяя ранее использованные приемы. Класс повторяет каждое приветствие.
Минутка тишины
– Представьте себе, что вы стали взрослыми и самостоятельными людьми. Мысленно нарисуйте свой образ, портрет. Прислушайтесь, что он говорит вам: «Быть взрослым – это очень ответственно». Это значит, ты держишь свое слово, выполняешь данные тобой обещания, а главное – обдумываешь свои поступки, чтобы они не причиняли боль, обиды другим людям. И еще ты всегда заботишься о младших, о своей семье, поддерживаешь мир, чтобы никто не ссорился.
Взрослый – это умный, сильный, добрый человек. Он умеет учиться, трудиться, общаться с другими людьми, и делает это осознанно, целеустремленно, ответственно.
Побеседуем
– Общество людей делится на детей и взрослых. Взрослый человек может по своему выбору заниматься тем, чем он хочет и любит заниматься. Однако на него возложена очень большая ответственность – забота о людях, которые живут и работают рядом с ним. Каждый человек, который считает себя взрослым, должен поступать по-взрослому, то есть быть ответственным и не искать виновных в своих бедах среди других людей. Надо иметь мужество признавать свои ошибки и сразу их исправлять.
– Подумайте и скажите, являются ли следующие действия проявлением ответственности человека. Итак:
– все делать по совести;
– отвечать за свои поступки;
– всегда выполнять свои обязанности;
– не обещать того, что вам не под силу.
Что значит быть ответственным?
Является ли ответственность признаком взрослости? Почему?
Как вы полагаете, ответственны ли вы?
Заботитесь ли вы о ком-нибудь? Как вы это делаете?
Какие еще качества свойственны взрослым людям? Чем еще взрослые отличаются от детей?
Дети рассуждают.
Работа с хрестоматией
Перед чтением произведения учитель предлагает детям посмотреть на картину с изображением рыцаря в латах.
– Кто это?
Ответы детей.
– Конечно же, это рыцарь, закованный в латы. Рыцари жили очень давно. Любой человек мог обратиться к ним за помощью. Особенно внимательны были рыцари к женщинам и старикам, потому что они физически довольно слабы и им очень трудно постоять за себя. С тех давних пор рыцарем называют любого человека, который внимателен к слабым, защищает их, помогает преодолевать трудности.
Писатель В. Железников однажды увидел такого человека и написал о нем рассказ «Рыцарь».
Давайте прочитаем его.
В. Железников. «Рыцарь»
Саша вышел во двор и огляделся… Двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубинке, ворота были открыты настежь. Ну, машины – это была его страсть. Он знал все марки советских автомобилей.
Саша подошёл к гаражу, осторожно заглянул и остановился на пороге. Дальше идти без разрешения он боялся.
Шофёр, совсем молодой на вид парень, возился в моторе «Волги». Он поднял голову и улыбнулся.
– Здравствуйте, дядя, – сказал Саша.
– Здравствуй, малый, если не шутишь, – ответил шофёр.
– Я не шучу. – Саше понравилось, что шофёр назвал его малым. Это для него звучало необычно, ну, вроде как он сродни стал этому необыкновенному человеку, от которого так хорошо пахнет бензином, мазутом и ещё чем-то таким, от чего просто захватывает дух.
– А если не шутишь, вот тебе ведро, принеси воды, – сказал шофёр. – Вон там, в глубине гаража, есть водопровод.
Саша взял ведро, дужка его глухо звякнула. И он, Саша, пошёл в глубь гаража.
В гараже было полутемно, но Саша совсем не боялся, он легко и свободно шёл среди машин. Потом набрал полнехонько ведро воды, еле дотащил, а когда шофёр сказал, что ведро, пожалуй, было для него тяжелым, он улыбнулся: «Ерунда, – мол, – не такие таскали». Хотя в своей жизни не притащил ни одного ведра воды. И сейчас, когда тащил, от собственной неловкости облил себе ноги.
Шофер залил воду в машину, закрыл капот и протянул Саше руку.
– Заходи, когда будет время, – сказал он.
Саша крепко пожал ему руку и ответил:
– Обязательно зайду, я ведь живу в этом доме.
Шофер уехал, а у Саши на руке осталась широкая темная полоса – это шофер вымазал его руку машинным маслом. Жалко, что во дворе не было ребят: некому было показать шоферскую заметину. Так и ушел Саша домой, но шофера теперь считал лучшим своим другом.
Прошло несколько дней, и как-то этот шофер, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не увидела, что загородила дорогу машине.
– Эй, тетка! – грубо крикнул шофер. – Нашла где стоять, а то толкану машиной, костей не соберешь.
Саша это все услышал. Это так кричали на его бабушку, на самого хорошего, доброго человека! И кричал не кто-нибудь, а его друг-шофер. Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо:
– Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… я вас ударю! – крикнул он тонким голоском.
Вот сейчас что-то должно было случиться.
– Ух, ты! – сказал шофёр. – Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь.– Он оглушительно рассмеялся.
Больше ничего не мог сказать. Просто не знал, что ему говорить. Может быть, ему было стыдно. До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. Он кричал на них и уезжал дальше своей дорогой, а тут впервые ему сказали такие слова. Еще кто сказал? Маленький мальчик, которого он мог одним щелчком опрокинуть на землю, о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы. Он даже не знал его имени.
А Саша стоял перед ним, как дикий зверёк, – решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые! Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие. И только где-то в глубине его глаз шофёр увидел и боль, и обиду. Тогда он сказал:
– Ну, прости, малый, виноват. Кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите.
Он тронул машину и помахал Саше рукой.
А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он лезет не в свое дело, потом передумала. Разве можно ругать человека за благородные поступки?
– Заслуживает ли Саша, чтобы его называли благородным человеком, рыцарем? Почему?
– Трудно ли было Саше совершить этот поступок?
– Можно ли назвать героя этой истории «взрослым человеком»? А почему?
– Вам случалось совершать благородные поступки? Вы чувствовали себя в этот момент взрослым человеком? Опишите этот момент.
– Подумайте, всегда ли возраст говорит о взрослости человека? Может ли ребенок быть взрослым, а взрослый – ребенком? Приведите примеры.
Размышления детей.
Работа в тетради
– Выполните в тетради задание 1. Подумайте и запишите, чем похожи и чем отличаются друг от друга взрослые и дети.
Задание 2. Напишите 3-4 качества взрослого человека.
По завершении работы учитель предлагает детям по желанию и по выбору прочитать записи в тетради.
Упражнение-тренинг «Стань взрослым»
Класс делится на пары. Каждая пара получает задание с конкретным случаем, обсуждает ситуацию, находит решение, а затем сообщает о нем.
Предлагаемые ситуации:
1. Твой товарищ попросил у тебя списать. Как ты поступишь?
2. В школе разбили окно. Ты видел, кто это сделал. Как ты поступишь?
3. Одноклассник в твоем присутствии нагрубил женщине, моющей пол в коридоре школы, намусорил. Как ты поступишь? Почему?
4. Вы готовитесь к школьному празднику, репетируете сценку. Выясняется, что два человека хотят играть одну и ту же роль. Как разрешить эту ситуацию?
5. Мальчик принес в школу плеер. Его друг взял послушать и сломал его. Хозяин плеера страшно разозлился. Как можно разрешить эту ситуацию?
6. Твой товарищ решил пошутить и спрятал твою тетрадь. Скоро прозвенит звонок, а тетрадь он не отдает. Как ты поступишь?
7. Товарищ попросил у тебя почитать библиотечную книгу и не возвращает. Как можно разрешить эту ситуацию?
8. Учитель попросил вас разделиться для дальнейшей работы на группы. Твой друг решил работать не с тобой, а почему-то ушел в другую группу. Тебе это не понравилось. Как ты поступишь?
Презентация
Ситуации обсуждаются в кругу. Можно некоторые ситуации проинсценировать. Учителю желательно при помощи вопросов выяснить мотивы того или иного решения, принятого детьми, затем обсудить эти решения в группе, чтобы ученики увидели «плюсы» и «минусы» каждого решения и сделали соответствующие выводы.
– Быть ответственным – это значит добросовестно относиться к своим обязанностям. Не нужно думать, что только те люди, которые старше вас по возрасту, считаются взрослыми. Вы, дети, уже взрослеете! Потому что вы рассуждаете, чувствуете и поступаете ответственно, по-взрослому. А еще взрослым и ответственным человеком считают того, кто поступает по совести. Прислушайтесь к слову «совесть». Человек совершает поступок или действие, прислушиваясь к себе, к своему сердцу и разуму. Совесть – это мера, характерная черта ответственного человека.
Домашнее задание
– Прочитайте в хрестоматии рассказ М. Турежанова «Добрая память» и стихотворение У. Турманжанова «Стать бы пчелою».
Выполните в тетради задание 3. Ответьте на вопрос: «Как стать взрослым человеком?»
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель и дети обмениваются своими впечатлениями об уроке, начиная фразы с таких слов: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…».
Завершается урок словами
Мир, мир, мир везде,
Мир в тебе, мир во мне!
Свет, свет, свет везде,
Свет в тебе, свет во мне!
Любовь, любовь, любовь везде,
Любовь в тебе, любовь во мне!
doc4web.ru
Самопознание 4 класс.Тема «Самостоятельность и ответственность»
Новая тема.
Позитивное высказывание (цитата).
Человек несёт ответственность за всё, что он делает (Жан Батист Мольер)
-Как вы понимаете столь мудрое изречение?
-Какими качествами должен обладать человек, который несёт ответственность за то, что он делает?
4.Рассказывание истории (беседа). «Мишкина каша». Н.Носов.
Коля жил летом на даче, и к нему приехал его друг Мишка. Колина мама очень обрадовалась его приезду. Ей на несколько дней нужно было уехать в город. А оставлять Колю одного дома она не решалась.Её очень беспокоило, кто будет им варить обед. Но Коля сказал, что он видел как мама варит и суп и кашу, поэтому он сварит такую кашу, что пальчики оближешь. После отъезда мамы ребята весь день провели на речке – ловили рыбу. Вечером они вернулись голодные и решили сварить кашу. Мишка насыпал крупы в кастрюлю, налил воды и поставил на плиту кастрюлю. Через некоторое время каша закипела и стала лезть наружу. Мишка схватил ложку и стал впихивать кашу обратно. А каша всё лезет и лезет. Тогда он отложил половину каши в тарелки и долил воды.Коля не вытерпел взял кастрюлю и вытряхнул из неё половины каши. Он хотел долить воды, но ведро было пустое. Днём они забыли принести воды с колодца. Пришлось им идти за водой. На улице было очень темно и они утопили ведро в колодце. Пришлось им привязать к леске кружку и таким образом набрать немного воды. Когда каша сварилась, она оказалась горькой, несолённой и пахла гарью. Поэтому ребятам пришлось лечь спать голодными. А утром они проснулись и пошли к соседке тёте Наташе просить, чтобы она их накормила. После завтрака мальчики вырвали в её огороде все сорняки. Мишка сказал, что сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!
Беседа:
-Какие действия совершали главные герои?
-Почему ребятам пришлось лечь спать голодными?
-Подумайте какую ошибку совершили мальчики?
-Что они сделали, чтобы исправить свою ошибку?
— Что значит говорить правду?
-Были ли в вашей жизни подобные случаи?
5.Творческая деятельность, групповая работа. Работа в тетради с.47 2 задание.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа рассматривает предложенные ситуации. Обсуждают, как бы они поступили в подобной ситуации. Презентация работ .
6.Групповое пение.
Исполнение песни «Пусть зажгутся в мире звёзды» на сл. О.Сазоновой, муз. А.Варламова.
Пусть зажгутся в небе звёзды
И на сцене вспыхнет свет .
Пусть оставит память в сердце
Этот день на много лет.
Лучик радости на лицах,
И слезы счастливый след,
Этот праздник будет длится
Будет длиться много лет.
Припев:
Подари улыбку миру
Звёзды новые зажги,
Песню радости и счастья
Всей планете подари.
Подари улыбку миру
Радугу цветных огней,
Улыбнись улыбкой счастья
Сердце каждого согрей.
Пусть танцует вся планета,
Пусть уйдут печаль и грусть
Верю я что мы с тобою
Встретимся когда нибудь
Ты подаришь мне улыбку
И помашешь мне рукой
Этот праздник повториться
И подружит нас с тобой.
Пусть летят года как птицы
Во все страны города
Этот праздник повториться
Веришь ты и верю я.
Всё однажды повториться
Мы споём с тобой опять.
Музыкой добра и света
Будем над землёй звучать.
7.Домашнее задание.
Прочитать рассказ в учебнике с.70-71 «Даурен и Асет»
8.Заключительная минута тишины.
А сейчас мои дорогие закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего узнали на уроке. Возьмите это с собой в дорогу. Пусть эти знания помогут вам по жизни нести ответственность за всё, что вы делаете. Удачи вам! До свидания!
multiurok.ru
Урок самопознания «Самостоятельность и ответственность»
Дата: __________
План урока самопознания
Тема : «Самостоятельность и ответственность»
Ценность: праведное поведение
Качества: говорить правду, не нарушать обещание.
Педагог: Жолдошева В.С.
Класс: 4
Цель: развивать умение учащихся принимать самостоятельные и ответственные решения, содействовать раскрытию ценности праведное поведение.
Задачи:
— раскрывать значение понятий «самостоятельный человек» и «ответственный человек»;
— развивать стремление к самостоятельности, ответственности, умение говорить правду
— воспитывать ответственность за свои поступки и готовность оказывать помощь окружающим.
Ресурсы : (материалы, источники)
учебник, видео Н.Носов «Мишкина каша», музыка для позитивного настроя, песня «Пусть зажгутся в мире звезды», тетрадь.
Ход урока
1.Орг.момент. Позитивный настрой. Путешествие .
Я приглашаю вас в путешествие в прекрасное королевство, которое называется «Страна Любви» (звучит музыка). Сядьте поудобнее , спинки выпрямите, ноги и руки положите параллельно, глазки закройте. Сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте перед собой летнюю поляну, усеянную прекрасными, душистыми цветами. Вдохните чудесный, аромат. Вдох и выдох. Ступайте босиком по мягкой, нежной траве, почувствуйте, как она ласкает ваши ножки, щекочет их. А сейчас перед вами стоит лес, полный чудес и загадок. Войдите в него. Подойдите к мудрому дубу, обнимите его, почувствуйте свое единство с ним, с Матушкой-Природой, растворитесь в ней, вслушайтесь в шепот листьев, в журчание родника, в звон серебряных колокольчиков. Затаив дыхание вслушайтесь в музыку жизни, наслаждайтесь ею. Почувствуйте, как силы Матушки-Природы вливаются в вас, делают вас здоровыми, крепкими, умными. Птицы поют песни любви, дети любят родителей, родители любят детей (пауза). И у всех людей любовь живет в сердце. Всем в этом королевстве хорошо: и птичкам, и животным, и растениям, и солнышку, и звездам. Самое главное — очень хорошо всем людям этого королевства (пауза). Мы чувствуем, как хорошо уметь любить, как хорошо дарить любовь всему миру (пауза). Заполните эти чувства (пауза). Пусть эти прекрасные чувства останутся с вами навсегда (пауза). Вдохните аромат любви этого королевства. И потихоньку мы с вами идем по тропинке, которая ,ведет нас в наш светлый, уютный класс. Побудьте немного в этом состоянии и постепенно откройте глаза.
— Ребята, какое прекрасное чувство «любовь» подарило нам это путешествие, расскажите о нем.
Анализ хода урока
2.Позитивное высказывание (цитата)
«Человек несёт ответственность за всё, что он делает»
(Жан Батист Мольер)
Вопросы:
-Как вы понимаете столь мудрое изречение?
-Человек несёт ответственность за всё, значит за что?
-Какими качествами должен обладать человек, который несёт ответственность за то, что он делает?
4. Рассказывание истории (беседа). Подарок.
Н.Носов
«Мишкина каша»
Коля жил летом на даче, и к нему приехал его друг Мишка. Колина мама очень обрадовалась его приезду. Ей на несколько дней нужно было уехать в город. А оставлять Колю одного дома она не решалась.Её очень беспокоило, кто будет им варить обед. Но Коля сказал, что он видел как мама варит и суп и кашу, поэтому он сварит такую кашу, что пальчики оближешь. После отъезда мамы ребята весь день провели на речке – ловили рыбу. Вечером они вернулись голодные и решили сварить кашу. Мишка насыпал крупы в кастрюлю, налил воды и поставил на плиту кастрюлю. Через некоторое время каша закипела и стала лезть наружу. Мишка схватил ложку и стал впихивать кашу обратно. А каша всё лезет и лезет. Тогда он отложил половину каши в тарелки и долил воды.Коля не вытерпел взял кастрюлю и вытряхнул из неё половины каши. Он хотел долить воды, но ведро было пустое. Днём они забыли принести воды с колодца. Пришлось им идти за водой. На улице было очень темно и они утопили ведро в колодце. Пришлось им привязать к леске кружку и таким образом набрать немного воды. Когда каша сварилась, она оказалась горькой, несолённой и пахла гарью. Поэтому ребятам пришлось лечь спать голодными. А утром они проснулись и пошли к соседке тёте Наташе просить, чтобы она их накормила. После завтрака мальчики вырвали в её огороде все сорняки. Мишка сказал, что сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!
Беседа:
-О чём этот рассказ?
-Какие действия совершали главные герои?
-Почему ребятам пришлось лечь спать голодными?
-Подумайте какую ошибку совершили мальчики?
-Что они сделали, чтобы исправить свою ошибку?
— Что значит говорить правду?
Просмотр видео « Мишкина каша»
-Были ли в вашей жизни подобные случаи?
Творческая деятельность.
Работа в тетради с. 47 2 задание.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа рассматривает предложенные ситуации. Обсуждают, как бы они поступили в подобной ситуации. Презентация работ .
Вывод: Самостоятельный и ответственный человек принимает решение, добивается намеченного собственными силами, добросовестно и осознанно относиться к любому делу. На такого человек всегда можно положиться.
Групповое пение
Песня «Пусть зажгутся в мире звёзды» на сл. О.Сазоновой, муз. А.Варламова.
Домашнее задание.
Прочитать рассказ в учебнике с.72-73 «Даурен и Асет»
Закончить предложение: «Сегодня я понял, что самостоятельный и ответственный человек готов…»
Заключительная минута тишины.
Сядьте поудобнее , закройте глаза , вспомните то, о чем мы говорили на уроке, и запомните их на всю жизнь. Любите и будьте любимы. На этом наш урок самопознания окончен, спасибо за работу. До свиданья!
infourok.ru
Конспект урока по самопознанию на тему Самостоятельность и ответственность
План урока самопознания
Дата___12.01.2016год_
Тема_______ «Самостоятельность и ответственность»_______
Ценность____ Праведное поведение _____________________
Качества__ говорить правду, не нарушать обещание.________
Педагог Дмитриева Г.Н.
Класс___4_________ Кол-во уч-ся__16_____
Цель:
содействовать раскрытию ценности праведное поведение.
Задачи: -формировать понимание , что значит «не нарушать обещание»;
— развивать умение говорить правду;
— воспитывать ответственность за данное обещание.
Ресурсы: Рассказ Н.Носова «Мишкина каша», музыка для позитивного настроя, песня»Пусть зажгутся в мире звезды»,видеоролик.
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Мысленное путешествие в подводное царство.(Попросите учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол. Ноги не скрещивать. Следите за тем, чтобы они держали спинку прямо. Включите негромкую спокойную музыку).
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (Учитель может помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите ещё раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Проверка домашнего задания.
Анализ хода урока
Позитивное высказывание (цитата).
Человек несёт ответственность за всё, что он делает.
(Жан Батист Мольер)
-Как вы понимаете столь мудрое изречение?
-Какими качествами должен обладать человек, который несёт ответственность за то, что он делает?
— Что такое «ответственность»?
Ответственность — обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Ответственный человек – это человек, который осознает, что он является, по выражению одного философа, «неоспоримым автором события или вещи» .
Он осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова.
Рассказывание истории (беседа).
«Мишкина каша». Н.Носов.
Коля жил летом на даче, и к нему приехал его друг Мишка. Колина мама очень обрадовалась его приезду. Ей на несколько дней нужно было уехать в город. А оставлять Колю одного дома она не решалась. Её очень беспокоило, кто будет им варить обед. Но Коля сказал, что он видел как мама варит и суп и кашу, поэтому он сварит такую кашу, что пальчики оближешь. После отъезда мамы ребята весь день провели на речке – ловили рыбу. Вечером они вернулись голодные и решили сварить кашу. Мишка насыпал крупы в кастрюлю, налил воды и поставил на плиту кастрюлю. Через некоторое время каша закипела и стала лезть наружу. Мишка схватил ложку и стал впихивать кашу обратно. А каша всё лезет и лезет. Тогда он отложил половину каши в тарелки и долил воды. Коля не вытерпел взял кастрюлю и вытряхнул из неё половины каши. Он хотел долить воды, но ведро было пустое. Днём они забыли принести воды с колодца. Пришлось им идти за водой. На улице было очень темно и они утопили ведро в колодце. Пришлось им привязать к леске кружку и таким образом набрать немного воды. Когда каша сварилась, она оказалась горькой, несолённой и пахла гарью. Поэтому ребятам пришлось лечь спать голодными. А утром они проснулись и пошли к соседке тёте Наташе просить, чтобы она их накормила. После завтрака мальчики вырвали в её огороде все сорняки. Мишка сказал, что сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!
Беседа:
-Какие действия совершали главные герои?
-Почему ребятам пришлось лечь спать голодными?
-Подумайте какую ошибку совершили мальчики?
-Что они сделали, чтобы исправить свою ошибку?
— Что значит говорить правду?
-Были ли в вашей жизни подобные случаи?
Творческая деятельность, групповая работа.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа придумывает и разыгрывает свои ситуации. Обсуждают, как бы они поступили в подобной ситуации. Презентация работ .
Групповое пение.
Исполнение песни «Пусть зажгутся в мире звёзды» на сл. О.Сазоновой, муз. А.Варламова.
Пусть зажгутся в небе звёзды
И на сцене вспыхнет свет .
Пусть оставит память в сердце
Этот день на много лет.
Лучик радости на лицах,
И слезы счастливый след,
Этот праздник будет длится
Будет длиться много лет.
Припев:
Подари улыбку миру
Звёзды новые зажги,
Песню радости и счастья
Всей планете подари.
Подари улыбку миру
Радугу цветных огней,
Улыбнись улыбкой счастья
Сердце каждого согрей.
Пусть танцует вся планета,
Пусть уйдут печаль и грусть
Верю я что мы с тобою
Встретимся когда нибудь
Ты подаришь мне улыбку
И помашешь мне рукой
Этот праздник повториться
И подружит нас с тобой.
Пусть летят года как птицы
Во все страны города
Этот праздник повториться
Веришь ты и верю я.
Всё однажды повториться
Мы споём с тобой опять.
Музыкой добра и света
Будем над землёй звучать.
Домашнее задание.
Заключительная минута тишины.
А сейчас мои дорогие закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего узнали на уроке. Возьмите это с собой в дорогу. Пусть эти знания помогут вам по жизни нести ответственность за всё, что вы делаете. Удачи вам! До свидания!
infourok.ru