Как правильно конспектировать текст: Как правильно вести конспекты / Skillbox Media

Содержание

Как работать с текстом? 12 карточек о создании конспектов

Команда библиотеки взяла интервью об “академической кухне” у 19 выпускников, преподавателей и студентов Шанинки. Перед вами ― один из наборов карточек, которые библиотека составила, обрабатывая получившийся корпус историй. На вопросы о том, как работать с чужим и своим текстом, зачем и как вести конспект, отвечали исследователи из разных областей ― социологи, политические философы, историки и проектировщики. Ответы, конечно, получились разные и не всегда универсальные: то, что работает в одном поле, не всегда принято или применимо в другом. Тем не менее, мы надеемся, что эти карточки хотя бы немного облегчат путь начинающих исследователей любого направления.


Некоторые считают, что конспекты ― умирающий жанр, но невозможно усваивать информацию с лекций и семинаров и тем более читать литературу без заметок для себя. Конспекты ― это не просто формальность, а академическая необходимость.


1


Что можно назвать конспектами текстов?

В широком смысле, это любой материальный след, который вы оставляете после или во время прочтения: нарисованная схема, заметки на полях, план, рисунки, mindmap, выписанный тезисно текст или ключевые концепты. 

Рукописные выжимки или комментарии в электронном виде ― неважно. Конспектом может быть все, что восстановит логику текста или отдельные важные фрагменты, поможет в обработке знаний или послужит материалом для написания собственной работы. Конспекты существуют для того, чтобы к ним возвращаться. Если вы не перечитываете свои конспекты, это сигнал задуматься о том,  зачем и как вы усваиваете знания. Хотя иногда нужно записать, чтобы мысли стали частью вашей жизни и можно было начать думать о мире по-новому.


2


Я и так все запомню, зачем конспекты?

Если вы только начали читать текст, то может возникнуть ощущение, что вы и так все запомните. Но при больших объемах это проблематично.

 

Память в принципе несовершенный механизм, а тут на это ограничение накладывается постоянное усложнение вашего знания. Вы начинаете обращать внимание на те слова и концепты, которые пропускали в самом начале. Если не фиксировать в конспекте этот путь усложнения понимания текста, вы не сможете окинуть взглядом итог многомесячного чтения. Конспекты помогают вспомнить все сразу после прочтения, а иногда и через несколько лет помогут быстро восстановить в памяти, о чем был прочитанный текст ― и может ли он вам помочь сейчас.


3


Что обязательно должно быть в конспекте?

Пока записываете свои и чужие мысли, помечайте, где вы это прочитали и на какой странице, ― это облегчит вам задачу в прицельном перечитывании нужных фрагментов в будущем.

Всегда в конспекте отмечайте не просто книгу или статью, откуда вы взяли ту или иную мысль, а прямо главу, раздел, страницу или даже абзац. Это сэкономит вам потом время на поиски для оформления цитаты.

 

Обязательно выписывайте мысли и озарения: вы не запомните их, если не запишете. Это может быть фраза в тексте, с которой вы не согласны, ваш комментарий, почему вы обратили на нее внимание, а может быть пример или кейс. Записывайте ремарки, даже если они пока просто эмоциональные.

4


Как можно вести электронные конспекты?

В электронные конспекты можно сразу копировать отрывки текстов из doc или pdf формата. Последний удобен для всех платформ, потому что везде отображается одинаково и не съезжает при конвертировании. Кроме того, в электронном формате можно оставлять комментарии к текстам. Это можно делать и в pdf-readers разного формата, и в электронных читалках. Можно и в  самом документе. Но могут оказаться  полезны такие исследовательские софты как Zotero или Mendeley, о которых мы написали в другом наборе карточек. Если обращать внимание именно на их функционал для ведения конспектов, то Zotero/Mendeley etc полезны тем, что позволяют конспектировать внутри файлов.

Вы загружаете pdf в программу и потом выгружаете опять же в программу все комментарии, которые оставите внутри файла. 

Хотите вспомнить, что вы читали о тоталитарных режимах? Заходите в Zotero/Mendeley, вводите “Тоталитаризм” и  программа выдает текст, которые вы читали какое-то время назад с этим понятием и вашими комментариями.

Если пользоваться этой программой постоянно, наработается корпус текстов, которые всегда будут с вами (пока рядом ноутбук). Конспекты в этом случае могут быть не самыми детальными. Чем больше слов в заметках ― тем больше они помогут вам в будущем. Например, если вам нужно сделать обзор литературы для эссе или статьи, вы просто можете скопировать эти заметки в Word, добавить связки-ссылки и получить текст, с которым можно уже работать, а не писать с нуля. 

Как лучше пользоваться Zotero/Mendeley и др.?

1. Загрузить в программу книгу

2. Оставлять комментарии минимум к каждой главе (можно чаще). Обязательно ― около тех фрагментов текста, где у вас возникла важная мысль или идея.  

3. Даже если вы плохо поняли главу ― все равно выписать, что вам показалось в ней важным.

4. Не забывайте в заметках использовать ключевые слова из книги. 

Храните все заметки, конспекты, наработки в одном месте. Это может быть один софт, одна папка, при работе над эссе или диссертацией ― даже один файл. Важно не раскидывать информацию по разным медиумам ― так вы можете потерять часть идей или ссылок. В папке можно создать свою систему работы с информацией ― выделять цветом, размером, курсивом, сразу оставлять рядом сноски.


5


Как вести конспекты от руки?

В таком конспекте можно легко ориентироваться ― листать страницы, прочерчивать связи, отмечать пересечения, можно даже вырезать и сопоставлять фрагменты разных заметок между собой. Некоторые люди лучше запоминают, когда пишут текст вручную. Выработайте свою систему обозначений: символами и цветами. При подчеркивании текста на распечатанных листах или в своих рукописных конспектах, используйте несколько маркеров разных цветом.

Каждый цвет может что-то значить: цитата, с которой вы не согласны; цитата, которая противоречит другой мысли в тексте; цитата, которой можно подтвердить ваше положение.

Используйте восклицательные знаки, размер текста, положение его на странице ― все это подскажет вам в будущем, как и для чего вы выписали эту мысль, где ее можно использовать. 


6


В чем смысл конспекта? Сделать себе краткую выжимку? Выписать набор цитат?

Делать конспект формально ― не имеет смысла. Конспект ― инструмент перевода информации в понятный для себя вид, обнаружение собственного способа систематизировать получаемое знание. Например, есть подход к конспекту как отображению понятийной сетки. При этом методе, нужно отмечать в тексте две вещи: понятия и различения.

Если какое-то слово встречается в тексте много раз ― это не просто слово, а понятие (или концепт). Автор либо эксплицитно раскрывает его в этом тексте, либо раскрывал в других работах. В любом случае, это слово для автора неслучайно и значит больше. Например, в работах Эмиля Дюркгейма слово “солидарность” означает не совсем то, что понимается под этим в обыденном мире, потому что это социологическое понятие ключевое для Дюркгейма. 

Понятийную сетку можно оформлять как тезаурус: выписывать концепты и находить их определения в тексте. Смотрите, как концепты работают друг с другом, как они взаимосвязаны и чертите схемы из этих связей и противоречий.

Например, у Аристотеля есть определение человека (политическое животное), группы людей (домохозяйство), группы домохозяйств (деревня/поселение), объединенных поселений (полис). Здесь эта схема будет важна, потому что для Аристотеля существование в рамках Полиса ― финальная форма человека. Он эволюционирует через семью к политическому сообществу, потому что только в нем он раскрывается как человек. Все это можно нарисовать стрелками, и потом разобрать, как может быть устроен Полис, например, при различных видах режимов и т.д. по классификациям. 

Это все нужно воспроизвести, чтобы понятийную сетку можно было вытащить из текста и применить к чему-то другому. Например, оценить по аристотелевской классификации современное государство. 

Помимо понятий в теоретических текстах стоит обращать внимание на различения. Различения ― это отношения между двумя понятиями, которые выражаются через структуру А ― это не В. Условно, Тирания ― это все, что не демократия. Или “Свобода ― это все, что не рабство”. Или, наоборот, “Рабство ― это все, что не свобода”.

Важно понимать, какие между понятиями отношения. Например, антагонизм или одно понятие ― это структурно более высокий или низкий уровень другого понятия.

7


Понятийная сетка ― звучит сложно. Как подступиться, если я только начинаю работу со сложными текстами?

Если нет привычки к чтению условно сложных текстов, есть хороший приём. Работайте с конспектом в две стадии: сначала просто пишите полотном всё, что вас зацепило в книге, все мысли, которые пришли в голову по ходу чтения, все определения важных вещей, которые даёт автор. Второй этап: перечитайте то, что написали, попробуйте систематизировать, разбить мысли по группам, по темам,  найти всё, что относится к определению важных понятий (например, все определения габитуса, которые вам попались у Бурдье).

Составьте отдельный список тем, которые поднимает в тексте автор ― это поможет быстро ответить на вопрос «о чем эта книга или статья».

Еще хороший метод — пересказать текст другу.

8


На что ещё обращать внимание, читая текст?

Помимо понятийной сетки, различений и вопроса “О чем книга?”, важно обращать внимание на то, как организован и устроен текст. Смотрите на любой текст как на набор приемов: какую структуру выстраивает автор, как он доказывает свои тезисы и т.д. Эти приемы можно подсматривать, отмечать и некоторые из них потом использовать в своей работе, если они покажутся вам уместными.

9


Я часто делаю конспекты. У меня везде разбросаны разные заметки, бумажки, файлы. Но кажется, в этом не хватает системности.

Для конспектов важна систематизация, чтобы понимать, как прочитанные вами тексты могут работать друг с другом. Вы можете придумать свой способ систематизации знаний, которые приобретаете в университете, но мы предлагаем один интересный и очень библиотечный метод ― “Картотека”.

“Картотека”

Полезная техника по принципу библиотечных картотек. У вас копится большое количество конспектов из прочитанных книг, статей. Делайте в физическом или электронном виде “карточки”, на которой отмечайте (можно в формате тега), по какой теме этот текст, хороший и полезный он или нет. 

Карточки все нужно держать в одном месте. Принцип картотеки в том, что это замкнутая совокупность обобщенной информации, куда вносится все. Вы прочитали статью, оценили ― запишите в картотеку название статьи, свою характеристику. 

Если вам понравился автор, то в картотеку можно внести карточку автора. И информацию о нем: ФИО автора, где работал, у кого учился, какие у него есть идеи и в каких текстах он их развивал. Потом можно прочесть тексты учителя этого автора (или единомышленника, или соперника по идеям) и сделать карточку уже про него. Так вы соберете идеи авторов и сделаете раздел историй этих идей. 

От простого чтения текстов, после которых ненадолго сохранится приятное, но короткое впечатление, вы придете к четкой категоризации авторов в своей личной системе.  

Картотека ― это метафора. Совершенно неважно, в какой форме ее хранить, это ваш выбор.

Даже если у вас отличная память, картотеку можно использовать как полезный и эффективный инструмент.


10


На что ещё обращать внимание, читая текст?

Есть разные программы, которые помогают писать тексты большого формата. О Zotero и Mendeley мы писали в других карточках, но есть и другие:


  1. OneNote – ежедневник, в который можно записывать заметки и набрасывать черновики. Там можно удобно структурировать по страницам, папкам и проч. Можно выписывать ваши задачи и дробить по разделам на разных страницах, чтобы не отвлекаться. Потом переносить в Word и расписывать, расширять и дополнять.

  2. MindManager (Платный софт, есть бесплатная 30-дневная пробная версия) – программа для рисования mindmaps – в ней можно очень удобно делать 1) концепт-граф с понятиями, с которыми вы работаете и 2) разбивать задачи на подзадачи и подпункты, давать им приоритеты. Лучше вместе с большими концептуальными задачами добавлять небольшие шаги: «добавить сноски» или «отформатировать библиографию». Важно визуализировать весь объем работы и приятно потом каждую задачу помечать для себя как решенную.

  3. Endnote (платный софт, похож на Mendeley) – программа по управлению библиографией, она автоматически оформляет и формирует библиографию, а также хранит все источники в одном месте.

  4. Citavi (платный, похоже на Mendeley) – удобная программа для нарезки цитат, она из PDF позволяет вытаскивать цитаты и хранить их в одном месте с удобной навигацией. Можете ознакомиться с тем как работать с ней в материале наших коллег из библиотеки РАНХиГС.

  5. Google Keep ― в нем тоже можно хранить заметки. Благодаря цветовой кодировке, можно для себя выстроить систему, и потом фильтровать по цветам, желая найти ту или иную мысль, фразу, цитату или заметку. Можно сохранять хорошие куски текста для потенциальных эпиграфов, удачные формулировки, которые станут панчлайнами в вашем тексте или просто цепкие идеи, из которых можно развернуть статью.


11


Как сочетать чтение, конспектирование и написание собственного текста?

Первый метод ― классический. Вы читаете, делаете конспект и после того, как почувствуете, что прочли достаточно, садитесь за написание работы, комбинируя идеи других авторов и свои размышления.

Второй ― метод сокращения. Во время чтения пишите не просто конспект, а сразу фрагменты своего текста в рабочий файл. Это послужит основой работы в одном месте. В итоге у вас получится огромный документ, где можно редактировать фрагменты, менять их местами и много-много сокращать. При всех плюсах этого метода, он обрекает на мучительный, но важный этап “выкидывания” лишнего из работы. Хорошая новость ― благодаря такой редактуре текст может стать более сфокусированным.


12


Зачем и как рисовать mind map?

Mind map ― это карта ваших мыслей или ментальная карта. Если совсем просто, то это схема, которую вы рисуете на бумаге или в каком-то приложении, показывая ваши размышления о проблеме.

Mind map помогает визуально структурировать информацию: выразить ход ваших мыслей, найти связи и ассоциации.

Что нужно сделать, чтобы нарисовать ментальную карту?


  •  найдите ключевое понятие (слово, автора, тему, сферу)

  • напишите его на листе бумаги (или на онлайн-доске ― например, Miro) по центру 

  • в течение 3-5-минутного брейнсторминга выписывайте все ассоциации, которые приходят в голову, не фильтруя: подтемы, сюжеты, имена, связки

  • нарисуйте между ними линии связи, пересечения, смежные зоны. Отметьте то, что вас волнует, что на что влияет. Задайте к каждой связке несколько уровней вопросов.

Так вы получите разветвленное дерево ― внутреннюю карту самоопределения в теме. Вооружившись ей, можно приступить к разработке темы для диссертации или другого исследования.

Пример карты в Miro. Credits: Александр Зарицкий.

Пример рукописной карты. Credits: Полина Колозариди.

Создание mindmap должно проходить в свободной форме ― не стесняйтесь себя и своих идей, фантазируйте. Лучше писать короткие слова или фразы, чтобы сделать мысль прозрачнее. Можно делать рисунки, это подстегивает азарт размышлений.

Когда закончите, отложите mindmap, чтобы вернуться к нему чуть позже, например, на следующий день.

Ментальная карта поможет вам набросать примерный план работы. Согласуйте его с научным руководителем: он/она подскажет, что хорошо, что нужно убрать, чтобы уместиться в объем, что стоит добавить и какие формулировки более уместны.


Подробнее о техниках создания mindmap (ссылки предоставлены Екатериной Новиковой, студенткой программы “Фундаментальная социология”):

  • 10 программ для построения mindmaps

  • Зачем и как рисовать mindmaps?

  • Плюсы и минусы mindmapping

Карточки от библиотеки Шанинки

Стоит ли доверять публикации? 

Как узнать больше об авторе статьи? 

Как найти тему исследования?

Статьи для начинающих исследователей в группе библиотеки РАНХиГС Вконтакте

Автор: Наташа Винокурова

Консультанты: Полина Колозариди, Екатерина Кулиничева

Редактура: Лиза Канатова, Вероника Хомякова

Огромное спасибо участникам интервью: Даниил Воскобойников, Всеволод Герасимов, Анастасия Гришина, Александр Зарицкий, Александр Калгин, Константин Кокарев, Полина Колозариди, Артем Кравченко, Екатерина Кулиничева, Денис Ломов, Татьяна Маргулян, Екатерина Новикова, Татьяна Новоселова, Алина Петрова, Алексей Сафронов, Алексей Титков, Арнольд Хачатуров, Юрий Шишлов

Будем рады комментариям и замечаниям! Пишите на biblioteka@universitas. ru

Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция

Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ. 
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.

 

Содержание

  1. Что такое конспект?
  2. Какой объем должен иметь конспект?
  3. Основные требования при написании конспекта
  4. Виды конспектов
  5. Как составить конспект – общие рекомендации
  6. Как составить конспект по различным видам текста
  • Как правильно сделать конспект по лекциям?
  • Как правильно конспектировать статьи
  • Как сделать конспект по книге
  • Как написать конспект по параграфу
  • Как составить конспект по учебникам
  1. Главные ошибки при составлении конспекта
  2. Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
  3. Как повысить уникальность конспекта

 

01 Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

 

Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему. 
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу — сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату. 
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно. 

 

Проверить уникальность

Повысить уникальность

Оформить работу по ГОСТУ

 

 

02 Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

 

03 Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

  • Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т. д.
  • Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

  • Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

 

04 Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

  • План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
  • Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
  • Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
  • Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
  • Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

 

05 Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

  • Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  • Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  • Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  • Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  • Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  • Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  • Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
  • Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  • Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  • Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

 

06 Как составить конспект по различным видам текста

Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.

  • Как правильно сделать конспект по лекциям?

Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.

Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.

Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.

  • Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

  • Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

  • Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

  • Как составить конспект по учебникам

Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.

 

07 Главные ошибки при составлении конспекта

Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.

  • Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  • Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  • Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.

 

08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.

Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.

Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.

 

09 Как повысить уникальность конспекта

Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.

Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.

Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.

Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.

Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.

Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.

 

Полезные ссылки:

Что такое антиплагиат и как он работает?

Антиплагиат — обзор сайта, отзывы, видео 

Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента

Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример

Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент

Что такое плагиат — как снизить и убрать из текста

Как начертить шрифт в Word 2013

Word 2013 имеет множество возможностей форматирования текста и изображений, которые вы включаете в свой документ. Некоторые из наиболее простых, таких как изменения жирного шрифта, курсива и стиля шрифта, — это вещи, с которыми большинство пользователей Word знакомятся на раннем этапе, но есть и другие параметры форматирования, которые у вас могут не возникнуть. Одной из них является функция Outline, которая применяет эффект цветного контура к выделенному тексту в документе.

Возможно, вы уже изучили различные вкладки на навигационной ленте в верхней части окна Word и обнаружили различные инструменты, такие как инструменты WordArt, которые приложение предлагает для настройки внешнего вида текста на странице. Но вам может быть непонятно, какой из этих инструментов использовать, если вы просто хотите применить цветную рамку к тексту в документе.

Наше руководство ниже покажет вам, как использовать эффект Outline Word для изменения внешнего вида текста в вашем документе. Вы даже можете настроить толщину и стиль эффекта контура, если хотите добиться определенного внешнего вида.

Как добавить контур к тексту в Word 2013

  1. Откройте документ Word.
  2. Выберите текст для изменения.
  3. Выберите вкладку Главная .
  4. Нажмите кнопку Текстовые эффекты и типографика .
  5. Выберите параметр Контур , затем щелкните цвет.

Наше руководство продолжается ниже дополнительной информацией о выделении шрифтов в Microsoft Word 2013, включая изображения этих шагов.

Есть несколько хороших мест, где вы можете получить бесплатные шрифты, которые могут быть полезны, когда вы пытаетесь добавить курсивные шрифты в Word.

Как сделать контурный текст в Word 2013 (руководство с иллюстрациями)

Шаги, описанные в этой статье, покажут вам, как использовать эффект контурного шрифта в Word 2013. Он добавляет цвет к выделенному тексту в документе.

Эффект аналогичен тому, как выглядел бы ваш текст, если бы вы просто изменили цвет. Тем не менее, это делает текст более толстым. Эффект становится значительно более заметным по мере увеличения размера шрифта.

Шаг 1. Откройте документ в Word 2013.

Шаг 2: Выберите текст, к которому вы хотите применить эффект контура.

Обратите внимание, что вы можете выделить весь текст в документе, щелкнув где-нибудь внутри документа, а затем нажав Ctrl + A на клавиатуре.

Шаг 3: Щелкните вкладку

Home в верхней части окна.

Шаг 4. Нажмите кнопку

Text Effects and Typography в группе «Шрифт» на ленте.

Шаг 5: Выберите параметр

Outline , затем выберите нужный цвет для контура текста.

При желании вы также можете выбрать параметр Вес , чтобы сделать границу толще или тоньше. Вы также можете выбрать параметр Dashes , если хотите изменить стиль контура.

Наш учебник продолжается ниже с дополнительным обсуждением выделения текста в документах Word.

Можно ли удалить контур текста в документе Microsoft Word?

Когда вы что-то делаете с текстом в файле Microsoft Office, например, используете параметр на вкладке «Формат» или когда вы нажимаете «Контур фигуры» после выбора части текста в документе, вы применяете параметр форматирования к этому содержимому.

Почти любое изменение, которое вы вносите в документ, является обратимым, обычно это просто вопрос выяснения того, что произошло.

Если вы хотите удалить цвет контура некоторых слов в документе, вам просто нужно выбрать слова или буквы, содержащие цвет контура, который вы хотите удалить. Затем вы можете выбрать вкладку «Главная» в верхней части окна, нажать кнопку «Текстовые эффекты и типографика», выбрать параметр «Контур», затем нажать кнопку «Нет контура», которая появляется под палитрой цветов.

Дополнительная информация о том, как выделить шрифт в Word 2013

Мы надеемся, что приведенные выше шаги дали вам полезные инструкции о том, как применить эффект выделения к части текста в документе Microsoft Word.

После того, как вы нажмете кнопку Текстовые эффекты и типографика, вы увидите ряд различных опций в появившемся раскрывающемся меню. Это включает в себя около 15 параметров стиля в верхней части меню, а также список параметров, включая:

  • Outline
  • Shadow
  • Reflection
  • Glow
  • Number Styles
  • Ligatures
  • Stylistic Sets

. Вы можете найти это, выбрав вкладку «Вставка» в верхней части окна, затем нажав кнопку «Текстовое поле» и выбрав стиль текстового поля, который вы хотите использовать.

Затем вы можете добавить содержимое в это текстовое поле и применить различные форматы, такие как заливка текста или любой из параметров в группе «Стили WordArt», и использовать эти параметры для настройки внешнего вида этого текста, не затрагивая другие элементы в обычное тело документа.

Вы работаете с изображениями в документе Word и вокруг изображения есть рамка, от которой вы хотите избавиться? Узнайте, как удалить границы с изображений в Word 2013, чтобы изображение отображалось в документе без полей.

Дополнительные источники

Мэтью Берли

Мэтью Берли пишет технические учебники с 2008 года. Его тексты появились на десятках различных веб-сайтов и были прочитаны более 50 миллионов раз.

После получения степени бакалавра и магистра в области компьютерных наук он несколько лет работал в области управления ИТ для малого бизнеса. Однако теперь он работает полный рабочий день, создавая онлайн-контент и веб-сайты.

Его основные темы написания включают iPhone, Microsoft Office, Google Apps, Android и Photoshop, но он также писал и на многие другие технические темы.

Прочитайте его полную биографию здесь.

Категории Программы Теги Microsoft Word 2013, Microsoft Word How-To Guides

Новые направляющие

Как обвести текст в Canva — лайфхаки от папы

Написано Папой в Без рубрики


В этой записи блога я покажу вам, как применить контур к тексту в Canva.

Пожалуйста, посетите мою страницу «Вещи, которые я рекомендую», чтобы увидеть некоторые из моих любимых продуктов.

Отказ от ответственности: Этот пост в блоге может содержать партнерские ссылки. Это означает, что если вы совершите покупку или зарегистрируетесь в услуге после перехода по одной из моих ссылок, я могу получить комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Как партнер Amazon, я зарабатываю на соответствующих покупках. Спасибо за поддержку моего блога!

Шаг 1. Создайте новый текст или выберите существующий текст для выделения.

Шаг 2 – Нажмите кнопку ЭФФЕКТЫ на панели редактирования.

Шаг 3. Нажмите на эффект СОЕДИНЕНИЯ.

Шаг 4. Сдвиньте ползунок OFFSET до упора влево, чтобы установить смещение 0.

Шаг 5. Переместите ползунок ТОЛЩИНА влево, чтобы сделать контур тоньше.

Шаг 6. Сдвиньте ползунок ТОЛЩИНА вправо, чтобы сделать контур толще.

Шаг 7. Нажмите кнопку ЦВЕТ, чтобы изменить внутренний цвет текста.

Шаг 8 – Нажмите кнопку ЦВЕТ ТЕКСТА для основного текста, чтобы изменить цвет контура.

Теперь у нас есть готовый обведенный текст. Эффекты текста и контура (сращивания) остаются полностью редактируемыми, если вы хотите внести дополнительные изменения в цвета, тип шрифта, размер шрифта и т. д.

Recent Posts

ссылка на Как измеряются метрические болты

Как измеряются метрические болты

В этом сообщении блога я объясняю, как измеряются метрические болты. Метрические размеры болтов разбиты на 3 обозначения. В качестве примера я сошлюсь на болт M6-1,0 x 20 мм. Первый…

Продолжить чтение

ссылка на Как заменить аккумулятор в Toyota Corolla 2014 года

Как заменить аккумулятор в Toyota Corolla

2014 года

В этом сообщении блога я рассказываю, как легко заменить аккумулятор в Toyota Corolla 2014 года. Необходимые инструменты — 10-миллиметровая головка или гаечный ключ, перчатки и защитные очки. Ослабьте негатив…

Продолжить чтение

Раскрытие информации рекламодателя

Этот сайт является частью партнерской сети продаж и получает компенсацию за отправку трафика на партнерские сайты, такие как Bluehost и другие компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *