Правила активного слушания: Активное Слушание | Тренинг-Центр Синтон

Помогаем малышу справиться с эмоциями: техника активного слушания


Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Активное (или эмпатическое) слушание — набор приемов, которые позволяют точнее понимать чувства и мысли собеседника. Они помогают, когда нужно успокоить человека, которого переполняют эмоции, и прекрасно работают не только с детьми, но и со взрослыми. Как воспитателям и родителям на практике применять активное слушание, объясняет монтессори-педагог Евгений Пепеляев.

Техника эмпатического слушания состоит из трех шагов.

  1. Первый: описать действия ребенка

Так взрослый выражает свою причастность к его действиям, внимание, интерес и, одновременно, уважение к его самостоятельности.

Например:

«Я вижу, что у что у тебя не получается завязать шнурок». 

Или: 

«Я заметил, что твой друг сегодня не пришел в детский сад».  

Очень важно подходить к описанию безоценочно, то есть не говорить о своем отношении к происходящему, а просто изложить факты. 

  1. Второй: назвать чувства ребенка

Предположите, какие чувства испытывает малыш в связи со сложившейся ситуацией. 

Например:

«Я вижу, что ты сейчас расстроен, потому что у тебя не получается завязать шнурок». 

Или 

«Ты сейчас грустишь, потому что твой друг сегодня не пришел в детский сад». 

Называя чувства ребенка, взрослый показывает, что понимает его и сочувствует. Это снижает градус эмоции. Часто, когда ребенок очень расстроен, обижен или злится, фразы вроде «успокойся», «ничего страшного», «все хорошо» не работают. Наоборот, они показывают малышу, что вы не понимаете всю серьезность ситуации и обесцениваете его эмоции. Простые описания переживаний — «ты сердит», «ты обижен», «тебе не нравится», «ты скучаешь по маме» действуют намного лучше.

Называя эмоцию, давая ей определение, мы обращаемся к другой, рациональной части нашего мозга, которая отвечает за саморегуляцию. 

  1. Третий: похвалить ребенка (по желанию)

Когда взрослый хвалит ребенка, он побуждает его к дальнейшим действиям, мотивирует его активность. Но хвалить стоит не просто общими словами типа «молодец», «здорово»  —  а описывать конкретные действия. 

Например: 

«Я вижу, что ты сейчас очень стараешься, делая этот самолетик».

Так взрослый помогает ребенку самому замечать, что у него получается хорошо. В дальнейшем это поможет ему принимать ответственность и хвалить себя за успехи самостоятельно. 

Важные правила активного слушания
  • Использовать невербальные знаки общения.

    Общаясь с ребенком, полезно присесть и посмотреть ему в глаза, чтобы он увидел взрослого, и наоборот.
     
  • Использовать я-сообщения и утвердительные формы высказывания.
    Суть в том, чтобы не обвинять кого-то в том, что он сделал что-то неправильно, а говорить о себе: «я услышал», «я увидел», «я заметил». И сохранять положительный настрой, избегать отрицаний.
     
  • Выдерживать паузу, чтобы ребенок мог высказаться.
    После того как малыш договорил, лучше помолчать еще двет-три секунды — возможно, он что-то добавит. Если задали ребенку вопрос, выслушайте ответ до конца. Например, мы говорим: «Я вижу, что ты сейчас сердишься», — и делаем паузу, передавая ребенку слово.
     
  • Использовать прием «эха».

    Отражать чувства ребенка, дословно повторяя его слова. Например, ребенок говорит: «Петя меня толкнул». Воспитатель отвечает: «Ты сейчас злишься на Петю из-за того, что он тебя толкнул». Так ребенок понимает, что взрослый — на его стороне, он действительно к нему прислушивается. 

Материалы по теме:

  • 7 упражнений для развития soft skills у дошкольников
  • 6 монтессори-игр для улицы и дачи
  • Как развивать эмоциональный интеллект детей на уроках ИЗО

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Стр. 47 — ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

47

Если Ваш противник выполняет операцию «преувеличение», включи-

тесь в неё и Вы – это его обезвредит. Его ядовитую реакцию на Ваше предло-

жение устроить тренинг для монтёров можно нейтрализовать так: «Разумеется,

в этот тренинг будут включены также курс по обучению приготовлению кофе и

поварскому делу, а также семинар по соблюдению стиля в одежде и поведении,

по использованию цвета, чтобы они (монтёры) производили хорошее впечатле-

ние на клиентов». На лозунг «Совершенные абстракции!» можно отреагировать

следующим образом: «Я вижу, Вы ещё не ознакомились с новейшими функ-

циональными организационными концепциями и следующими из них перма-

нентными тенденциями роста». А если оппонент перебивает Вас, можете

похвалить его за то, что он так превосходно выполняет заранее оговоренные

правила проведения презентации (конференции). Но это только Ваши первые

шаги, для того, чтобы «встряхнуть» оппонента, дать ему сигнал о том, что Вы

поняли его игру. Показав свою находчивость, идите дальше. Посмотрите на си-

туацию сквозь очки своего оппонента. Вместо оказания на него вербального

давления втяните его в интеракцию. Внимательно следите за тем, что он гово-

рит, соблюдая при этом правила активного слушания.

Правила активного слушания

¾

Сконцентрируйтесь на высказываниях своего собеседника. Только в том

случае, если Вы правильно поняли его слова, Вы сможете разорвать по-

рочный круг «Довод – контрдовод».

¾

Дайте выговориться Вашему собеседнику. Каждый человек имеет глу-

бокую потребность быть понятым.

¾

Уясните, что Вы поняли. Не старайтесь при этом ни добавить что-либо,

ни высказать своё мнение.

¾

Признайте право оппонента на свою точку зрения.

¾

Попытайтесь понять чувства собеседника и то, что за ними скрыто.

¾

Будьте честны при выполнении двух последних пунктов!

Настройтесь на волну Вашего оппонента. Синхронизируйте Ваше не-

вербальное коммуникационное поведение, то есть старайтесь повторить язык

его тела, тембр голоса, ритм говорения и скорость речи. Отнеситесь к нему

уважительно.

Короче говоря: встаньте сначала на его сторону, прежде чем защищать

свою. Эта ниша в его фортификационных укреплениях, которую Вы займёте,

для Вас наиболее безопасна, поскольку там противнику затруднительно напа-

дать на Вас. Из этой ниши Вам удобнее всего смикшировать негативное впе-

чатление от его нападок и сломить его сопротивление, при этом не потребуется

никаких решительных уступок и признаний с Вашей стороны.

Третья ступень

. Правило третье: Тонко и деликатно меняйте игру.

Теперь пришла пора заставить оппонента играть по Вашим правилам. Попы-

тайтесь привлечь его внимание к рассматриваемой проблеме и найти приемле-

мое для обеих сторон решение. Корректно и уважительно задайте ему открыто

5 Рекомендации по активному слушанию

21.11.2017

4 комментария

 

Хорошие лидеры умеют эффективно общаться. А эффективное общение начинается с активного слушания. Соблюдение следующих пяти рекомендаций поможет вам стать активным слушателем: (1) быть чутким, (2) уделять все свое внимание, (3) воздерживаться от суждений, (4) реагировать положительно и (5) осознавать свое внутреннее состояние. отклик.

 
1. Будьте чуткими
Активное слушание начинается с эмпатии. Сочувствующий человек может видеть вещи с точки зрения другого человека; они не ограничены своей собственной точкой зрения. Эмпатическое слушание помогает улучшить понимание, уважение и доверие. Быть чутким может потребовать большого терпения и практики, и это может быть особенно сложно, когда личные проблемы, трудности и проблемы мешают вашему слушанию. Однако с практикой вас будут (правильно) воспринимать как более заботливого и понимающего человека, и благодаря этому вы сможете помочь разрядить напряженные дискуссии.

2. Полностью сосредоточьтесь на
Сосредоточение внимания на том, что говорит говорящий с помощью слов и языка тела, является центральной частью активного слушания. Это может показаться простым навыком, но непрерывная сосредоточенность на другом человеке требует дисциплины. Технологии и другие отвлекающие факторы могут легко отвлечь наше внимание от говорящего, и он или она, как правило, почувствуют наши блуждания. Это обычно прерывает поток общения. Слушатели должны убрать свои устройства и воздержаться от просмотра часов или передвижения. Активное слушание означает полное присутствие, то есть уделение говорящему безраздельного внимания и внимательное отношение к тому, что он говорит.

3. Воздержитесь от суждений
Другой важной частью активного слушания является воздержание от суждений. Выступающие, которые чувствуют, что их судят по возражениям и разногласиям слушателей, могут не захотеть заканчивать свои тезисы и могут чувствовать, что такая среда не является безопасным местом для обмена мнениями. Когда лидеры судят, они выявляют свою незрелость и трудности в принятии различий во мнениях. Великие лидеры слушают, чтобы понять и приветствовать различные мнения и идеи. Они слушают без предположений о том, почему говорящий говорит определенные вещи или использует определенный тон, и относятся к мнению других людей с сочувствием и уважением.
 
4. Отвечайте, чтобы продемонстрировать понимание
Активные слушатели показывают, что они понимают, о чем говорит говорящий. Это может принимать более тонкую форму, например, улыбку и зрительный контакт, или более прямую форму, например, задавать вопросы и проверять понимание. Релевантные вопросы показывают говорящему, что слушатель внимательно слушает, и, в свою очередь, ответы говорящего могут помочь слушателю узнать больше о обсуждаемой теме и развить больший интерес к тому, что говорится. Вопросы также помогают установить взаимопонимание между говорящим и слушателем. Общее понимание важно для разговора и может расти, когда активные слушатели уточняют вопросы. Перефразирование и обобщение того, что говорит говорящий, может помочь предотвратить недопонимание и конфликты.
 
5. Осознавайте свой собственный внутренний отклик
Активное слушание в лучшем случае предполагает прислушивание не только к говорящему, но и к собственному внутреннему отклику. Ваша внутренняя реакция определяет то, как вы слушаете, поэтому, чем больше ваше внутреннее осознание, тем больше у вас будет контроля над своей реакцией. Например, слушатель, который не осознает, что он внутренне оценивает говорящего, не будет пытаться воздержаться от своего суждения. Или слушатель, который не осознает, что история говорящего затронула струну его собственной жизни, может недальновидно отреагировать, исходя из собственного опыта, вместо того, чтобы прислушаться к уникальному влиянию истории на жизнь говорящего.

​Случаи активного слушания очевидны. Лидеры, которые практикуют активное слушание, смогут воспользоваться преимуществами улучшения отношений, меньшего стресса и разочарования, большего сострадания и более широкого понимания других. Сопереживание, внимательность, избегание суждений, отзывчивость и осознание собственных внутренних реакций — все это поможет лидерам стать активными и эффективными слушателями.

Нажмите здесь, чтобы просмотреть обучение общению


4 комментария

10 золотых правил хорошего слушания — Applause Inc.

Умение слушать — важная часть повседневной жизни как на работе, так и дома. Но поскольку мы редко, если вообще когда-либо, уделяем этому особое внимание, мы можем не так хорошо слушать, как нам хотелось бы думать! Вот несколько советов, которые помогут вам стать более эффективным слушателем.

Присутствовать. Чтобы хорошо слушать, требуется полное внимание. Вы действительно не можете хорошо слушать, проверяя электронную почту, читая отчет или отправляя текстовые сообщения. Если важно слушать, тогда остановите то, что вы делаете, и слушайте полностью. Хорошее слушание не позволяет работать в режиме многозадачности.

Обработайте то, что вы слышите. Что на самом деле говорит говорящий? Почему? Какие слова они используют? Насколько они уверены в том, что говорят? Это то, что вы ожидали услышать? Являются ли они фактическими или эмоциональными?

Слушайте между словами и за их пределами. Какой тон у говорящего? Какое выражение лица у них? О чем говорит их язык тела? Ищите соответствие между тем, что они говорят, и тем, как они выражают это невербально. Например, если человек говорит, что все в порядке, но его язык тела закрыт, а лицо выглядит грустным, в этой истории может быть нечто большее.

Не готовьте ответ во время прослушивания. Очень заманчиво подготовить свой аргумент или следующие комментарии, пока вы слушаете, но это сводит на нет вашу способность оставаться сосредоточенным на слушании. Если вы поймаете себя на том, что думаете о том, что хотите сказать, постарайтесь остановиться и вернуться к слушанию.

Максимальное количество телефонных разговоров. Если разговор происходит по мобильному телефону, убедитесь, что у вас хорошее соединение. Очень сложно хорошо слушать, когда телефонная связь то прерывается, то пропадает. Можете ли вы остановиться в машине или пойти в тихое место, чтобы вы могли слушать полностью? Я очень рекомендую это! Я также рекомендую держать закрытую дверь, когда вы проводите конференц-связь, чтобы вас не отвлекали другие люди, заходящие, чтобы задать вам вопрос, или другие действия, происходящие вокруг вас.

Не позволяйте своей реакции сбить вас с толку. Часто можно отложить свою реакцию и попросить перенести обсуждение, пока вы не разберетесь во всем. Иногда на нас оказывают давление, чтобы получить немедленный ответ, но если это не чрезвычайная ситуация, вы имеете право попросить продолжения. Тем не менее, если ваш босс или клиент хочет получить ответ сейчас, вы можете предоставить предварительный ответ, оставив за собой право скорректировать его, когда у вас будет вся информация или время, чтобы все обдумать.

Перефразируй, не повторяй. Может быть полезно отразить то, что вы слышите. Это может помочь говорящему, услышав отражение его или ее слов, и это покажет, что вы выслушали и поняли. Вместо того, чтобы повторять слово в слово то, что только что было сказано, попробуйте выразить это своими словами или резюмировать. Постарайтесь точно отразить тон и эмоции, стоящие за словами, не преувеличивая и не преуменьшая то, что сказал другой человек.

Слушайте, не осуждая. Как только вы определились с тем, что вам говорит человек, легко перестать слушать. Вместо этого сознательно воздержитесь от осуждения, чтобы вы могли продолжать слушать. Как только вы начинаете говорить другому человеку, что вы думаете о том, что он сказал, вы уже не в режиме слушания, а в режиме рассказывания.

Не перебивайте и не перебивайте собеседника. Это грубо и может отвлекать кого-то, кто изо всех сил пытается поделиться чем-то с вами. Пусть закончат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *