Правила вежливого поведения: 20 правил вежливости, которым нужно научить ребенка

20 правил вежливости, которым нужно научить ребенка

ИИнтересно

  • авторРедактор Мамсилы
  • 08.07.2020
  • 30,5K просмотры
  • 2 поделились
  • Чтение 3 минуты

Приводим простые истины, которые хорошо знакомы взрослым, но детям нужно объяснять и демонстрировать их на личном примере: только так они запомнят правила.

“Фу, как некультурно!” – говорит Фрекен Бок легендарного мультфильма про Малыша и его обаятельного друга Карлсона. И если “домомучительница” – это все-таки образ собирательный и в целом ироничный, то в реальной жизни услышать в свой адрес (тем более в адрес своего ребенка) подобную оценку, мягко говоря, неприятно.

Да, всем не угодишь. Да, важна индивидуальность. Но знать правила хорошего тона и мастерски владеть ими – все равно, что научиться читать: можно и не стать книголюбом, но в некоторых ситуациях этот навык может спасти жизнь (если на опасном объекте написано “Не влезай – убьет”, к примеру). 

Приводим ниже простые истины, которые хорошо знакомы взрослым, но детям нужно объяснять и демонстрировать их на личном примере: только так они запомнят правила.

Чему же стоит научить ребенка, чтобы он уверенно чувствовал себя в любой ситуации?
  1. Говорить “спасибо” и “пожалуйста”.
  2. Здороваться и прощаться (со сверстниками и со взрослыми).
  3. Не перебивать того, кто говорит (особенно старших). А если все же надо что-то важное и срочное сказать, то начать следует с извинений: “Простите, что перебиваю, но…”.
  4. Спрашивать разрешения у взрослых в определенных ситуациях. 
  5. Не брать без спросу чужие вещи.
  6. Не оценивать вслух человека относительно его внешних данных (исключения составляют положительные оценки, но и с ними нужно проявлять такт и деликатность).
  7. Поддерживать разговор, когда собеседник спрашивает: “Как дела?”. Ребенка нужно научить тому, что этот вопрос уместно задавать друзьям и близким, и что он не требует слишком подробного ответа. Затем, из вежливости, нужно поинтересоваться, как дела у приятеля.
  8. Стучаться в закрытые двери и входить только после ответа.
  9. Показать азы телефонного этикета: здороваться и прощаться, а когда сам ребенок звонит кому-либо, нужно представляться и уточнять, удобно ли собеседнику разговаривать.
  10. Открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперед. Мальчикам объяснить, что им следует пропускать вперед девочек и женщин. 
  11. Не расталкивать людей локтями при входе, например, в общественный транспорт.
  12. Предлагать свою помощь, когда это требуется.
  13. Культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами.
  14. Не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды.
  15. Не тянуться через весь стол за едой, а попросить тех, кто сидит рядом, передать блюдо.
  16. С благодарностью принимать любые подарки.
  17. Не говорить грубых, бранных слов.
  18. Никого не дразнить и не обзывать.
  19. Просить прощения, когда ситуация того требует.
  20. Прикрывать рот ладошкой при чихании и кашле, не высмаркиваться публично и не залезать пальчиками в нос.

Список мог бы получиться очень длинным, ведь правила поведения мы учим всю свою жизнь. Ребенку какое-то время достаточно базовых ориентиров, после которых он уже и сам поймет: быть вежливым – хорошее и приятное дело.

Взрослым придется проявить максимум терпения и любви, чтобы “не навредить”. Ведь вежливость предполагает уважение к другим людям, и нельзя этому искусству научиться из-под палки. Согласитесь, странно выглядит, когда взрослый просит малыша не ругаться, а сам обзывает ребенка глупым (бывают и крайне грубые оценочные выражения), а такое, к сожалению, встречается часто. 

“Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой” – вот правило, которое работает, когда не знаешь, как себя вести. Чем не девиз для юных леди и джентльменов? 

2 Shares:

— Предыдущая статья

Какое должно быть давление у ребенка

Следующая статья —

Что рассказать ребенку о космосе?

Правила вежливости человека в общении (2 класс, окружающий мир)

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 444.

Обновлено 29 Июля, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 444.

Обновлено 29 Июля, 2021

Правила вежливости являются важнейшим атрибутом каждого воспитанного человека. Хорошим манерам нужно учиться с раннего возраста и неуклонно соблюдать их при любых обстоятельствах, в любом окружении. Давайте узнаем, каковы правила вежливости в общении дома, в школе, на прогулке, в общественных местах.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Акулинкиной Татьяной Николаевной.

Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

Для чего нужна вежливость

Вежливость – это проявление хорошего воспитания, которое напрямую указывает на уровень культуры человека, богатство его внутреннего мира. Правила вежливости человеком созданы неслучайно: воспитанным людям гораздо легче расширять круг своего общения, достигать поставленные задачи.

На самом деле, быть вежливым человеком не так уж и сложно. Достаточно привить себе хорошие манеры и не забывать везде и всюду их применять. Спустя какое-то время они войдут в привычку, и подобное поведение станет абсолютной нормой.

Рис. 1. Правила вежливости должны знать даже маленькие дети.

Но как ведет себя вежливый человек в обществе? Давайте рассмотрим наиболее распространенные жизненные ситуации.

  • При встрече со знакомым человеком или группой людей нужно обязательно поздороваться. Делать это нужно правильно: дружелюбно улыбаться, смотреть собеседнику прямо в глаза, приветствие произносить четко, с мягкими, обходительными интонациями.

С друзьями или одноклассниками можно поздороваться, сказав просто «Привет!». Ко всем остальным людям приветствие должно быть более сдержанным – «Добрый день (утро, вечер)!», «Здравствуйте!», но ни в коем случае «Эй, ты», «Алло» и прочее. Это указывает на низкую культуру человека.

Рис. 2. Встреча с друзьями.

В обиходе по-настоящему вежливого человека всегда присутствуют слова, которые принято называть «волшебными». Ведь даже в самой непростой ситуации они помогут найти взаимопонимание с собеседником. К таким словам относятся «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините», «Будьте добры…».

Вежливое поведение

Но не только употребление вежливых слов способно сделать человека хорошо воспитанным. Большое значение имеют его поступки, поведение. Чтобы прослыть культурным и вежливым человеком, нужно соблюдать простые правила:

  • Не повышать голос на собеседника, не перебивать его, внимательно выслушивать все, что тот хочет сказать.
  • Уступать место в общественном транспорте для тех, кто более нуждается в этом.
  • В театре или кинотеатре, проходя к своему месту, нужно извиниться перед уже сидящими людьми и двигаться только лицом к зрителям.
  • В общественных местах ни в коем случае не ковырять в носу, в зубах, громко сморкаться, зевать с открытым ртом.
Рис. 3. Ковырять в носу – недопустимо!.

Вежливость и культура поведения всегда очень высоко ценилась, ведь ее не купишь ни за какие деньги. Поэтому так важно учиться хорошим манерам с детства, чтобы в любом обществе иметь славу воспитанного человека.

Что мы узнали?

При изучении темы «Правила вежливости» по программе 2 класса окружающего миры мы узнали, насколько важно быть вежливым и воспитанным человеком. Мы выяснили, как правильно себя вести в обществе и не допускать досадных ошибок.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 444.


А какая ваша оценка?

Как быть вежливым и иметь хорошие манеры в США

Как узнать, что считается вежливым в новой стране? Разные культуры ведут себя по-разному. Эти 10 советов покажут вам, как вести себя в США с хорошими манерами.


Вот несколько способов показать хорошие манеры в Соединенных Штатах. Эти советы помогут вам проявлять уважение и быть вежливым с американцами.

1. Скажите «пожалуйста»

Большинство американцев говорят «пожалуйста», когда им что-то нужно. Например, если вы заказываете еду в ресторане, вы можете сказать: «Мне суп, пожалуйста». Если вы о чем-то попросите и не скажете «пожалуйста», американцы сочтут вас грубым.

2. Скажите «спасибо»

Американцы часто говорят «спасибо». В некоторых культурах люди говорят «спасибо» только за важные события. В США принято говорить «спасибо» или «спасибо» даже за небольшие жесты. Например, если вы дадите кому-то книгу, они могут поблагодарить вас. Не забывайте говорить «спасибо», особенно всем, кто помогает или пытается помочь вам.

3. Скажите «извините»

Американцы также говорят «извините» чаще, чем представители других культур. Например, если кто-то случайно столкнется с вами на улице, он может извиниться, сказав «извините» или «извините». Американцы, особенно американки, иногда используют слово «извините», чтобы выразить сожаление по поводу того, что с вами произошло, даже если они не были причастны к этому событию. Например, вы можете сказать кому-нибудь, что заболели на выходных или что ваш друг умер. Чтобы быть добрым и вежливым, они могут ответить: «Мне очень жаль».

4. Прикрывайте рот, когда отрыгиваете или кашляете

Многие американцы считают невежливым издавать звуки в присутствии других людей. Они стараются не выделять газы, не рыгать и не издавать других звуков в общественных местах или перед людьми, которых они плохо знают. Некоторые люди извиняются и идут в ванную, если им нужно отрыгнуть. Если вы пукаете или рыгаете, вежливо сказать: «Извините».

5. Говорите «привет», когда знакомитесь с новыми людьми

Когда вы встречаете кого-то впервые, американцы обычно говорят «Привет» или «Привет, приятно познакомиться». Если с вами есть еще кто-то, будет вежливо представить и этого человека. В следующий раз, когда вы встретитесь с этим человеком, вы можете сказать: «Приятно снова вас видеть» или «Я помню, как встречался с вами в прошлом месяце. Как дела?»

6. Не пожимайте руку, если вам неудобно

Большинство американцев пожимают вам руку при встрече. Если вы почувствуете дискомфорт, вы всегда можете сложить руки вместе и наклонить голову вперед. Это вежливый способ показать, что вы не хотите пожимать руку. Некоторые американцы будут очень удивлены, что вы не хотите пожать друг другу руки, но это нормально. Если вы из культуры, в которой мужчины и женщины вне семьи не прикасаются друг к другу, вежливо объясните это человеку, с которым вы встречаетесь. Вам не нужно делать вещи, которые заставляют вас чувствовать себя некомфортно.

7. Стойте на расстоянии не менее фута, когда разговариваете с кем-то новым

Американцы, как правило, хотят иметь больше личного пространства вокруг себя, чем представители других культур. В США большинство людей будут стоять на расстоянии около 1 фута друг от друга. Даже люди в группе стоят на расстоянии друг от друга. Если вы стоите очень близко к кому-то во время разговора, они могут подумать, что вы ведете себя агрессивно или слишком фамильярно. Они могут сделать шаг назад и выказать легкое удивление или неодобрение. Другие американцы очень физические и могут держать вас за руку, когда разговаривают с вами, или обнимать вас, когда впервые видят. Если это вызывает у вас дискомфорт, можно отступить.

8. Смотрите людям в глаза, когда разговариваете с ними

Мы призываем вас сохранять важные элементы вашей культуры. Тем не менее, смотреть людям в глаза, когда вы говорите, — это то, что вы можете сделать, чтобы приспособиться к жизни в Америке. Американцы склонны смотреть людям в глаза, когда они разговаривают. Они могут не смотреть вам в глаза на протяжении всего разговора — только его часть. Если кто-то разговаривает с вами, а вы не смотрите ему в глаза, он может подумать, что вы пытаетесь что-то скрыть или скрываетесь.

9. Стоять в очереди

Большинство американцев с юных лет учат ждать своей очереди в очереди. Итак, если вы находитесь в магазине или пытаетесь купить билет в кино, вы, вероятно, увидите очередь. Как правило, люди выстраиваются в очередь один за другим. Иногда вы можете увидеть, как кто-то «удерживает место» для кого-то другого, но в основном американцы ожидают дождаться своей очереди. Хотя вы можете увидеть, как кто-то вклинивается в очередь (идти впереди вас), большинство людей будут ждать своей очереди. Это также верно, если вы находитесь в самолете. Люди обычно ждут, чтобы покинуть самолет, пока не наступит их очередь.

10. Держите дверь открытой для других людей

Большинство американцев держат дверь открытой для вас, когда вы входите/выходите из здания. Независимо от того, мужчина вы или женщина, вежливо придержать дверь для человека позади вас.

Еще из СШАПривет

Как быть вежливым | SkillsYouNeed

Быть вежливым означает понимать и уважать чувства других людей. Мы можем не всегда замечать вежливость, но обычно мы замечаем грубость или невнимательное поведение.

Эта страница делает шаг назад и раскрывает некоторые основы построения и поддержания отношений с другими людьми. Мы приводим примеры наиболее распространенных форм поведения, которые считаются вежливыми.

Вежливость может и будет улучшать ваши отношения с другими людьми, способствовать установлению уважения и взаимопонимания, повышать вашу самооценку и уверенность в себе, а также улучшать ваши коммуникативные навыки.

Многие вопросы, поднятые на этой странице, могут показаться очевидными (в большинстве случаев они основаны на здравом смысле), но слишком часто социальные манеры игнорируются или забываются. Найдите время, чтобы прочитать следующие пункты и подумать о том, как вежливость и демонстрация хорошего социального этикета могут улучшить ваши отношения с другими.

Легко распознать, когда люди грубы или невнимательны, но часто труднее распознать эти черты в себе. Тщательно подумайте о впечатлении, которое вы производите на других, и о том, как легко избежать того, чтобы вас сочли невоспитанным или невежественным.


Вы можете применить следующее (при необходимости) к большинству взаимодействий с другими людьми — друзьями, коллегами, семьей, клиентами, всеми!

Всегда руководствуйтесь здравым смыслом и старайтесь вести себя максимально корректно, принимая во внимание любые культурные различия.

  1. Приветствуйте людей – приветствуйте людей соответствующим образом, устанавливайте зрительный контакт и естественно улыбайтесь, пожимайте руки или обнимайте, где это уместно, но здоровайтесь, особенно с коллегами и другими людьми, которых вы видите каждый день. Будьте доступны. Не закрывайте глаза людям только потому, что у вас плохой день.

  2. Найдите время, чтобы немного поговорить — возможно, упомяните о погоде, спросите о семье другого человека или расскажите о чем-то, что есть в новостях. Постарайтесь завязать легкий разговор, проявите интерес, но не переусердствуйте. Оставайтесь дружелюбным и позитивным и воспринимайте вербальные и невербальные сигналы другого человека.

  3. Постарайтесь вспомнить фактов о другом человеке и прокомментируйте соответствующим образом – используйте имя супруга, день рождения, любые значимые события, которые произошли (или должны произойти) в его жизни. Всегда помните о чужих проблемах и трудных жизненных событиях.

  4. Всегда используйте «пожалуйста» и «спасибо».   Убедитесь, что вы благодарите людей за их вклад или вклад и всегда говорите «пожалуйста», когда что-то просите. Если кто-то предлагает вам что-то, используйте Да, пожалуйста ‘или ‘ Нет, спасибо ‘.

  5. Хвалите и/или поздравляйте других с их достижениями. Похвалу нужно воспринимать как искреннюю — это может быть сложно, если вы чувствуете зависть или гнев.


  1. На работе будьте вежливы и готовы помочь своим подчиненным и начальству. Уважайте и признавайте позиции, роли и обязанности других.

  2. Использовать соответствующий язык

    — уважайте пол, расу, религию, политические взгляды и другие потенциально спорные или сложные темы. Не делайте уничижительных или потенциально подстрекательских комментариев.

  3. Научитесь внимательно слушать — обращайте внимание на других, пока они говорят, — не отвлекайтесь во время разговора и не перебивайте. (Дополнительную информацию см. на наших страницах о навыках слушания.)

  4. Уважайте чужое время.   Старайтесь быть точными и точными в объяснениях, не показывая спешки.

  5. Будьте настойчивы , когда это необходимо, но уважайте право других тоже быть напористыми. (Подробнее см. на наших страницах об уверенности в себе.)


  1. Избегайте сплетен.  Постарайтесь говорить о других людях что-то хорошее.

  2. Извините за свои ошибки.  Если вы скажете или сделаете что-то, что может быть сочтено грубым или смущающим, извинитесь, но не переусердствуйте. (См. нашу страницу: Извинение | Извинение)

  3. Избегайте жаргона и лексики, которые могут быть трудны для понимания другими – тщательно объясняйте сложные идеи или инструкции. Не показывайся высокомерным.

  4. Уважайте и будьте готовы выслушать идеи и мнения других.

  5. Оденьтесь соответственно ситуации.  Не носите открытую одежду в общественных местах и ​​не смотрите на других, кто носит открытую одежду. Старайтесь не одеваться слишком небрежно для данной ситуации. (См. нашу страницу: Внешность)


  1. Осторожно используйте юмор.   Старайтесь не оскорблять и знать границы допустимого языка для разных ситуаций. (См. нашу страницу: Развитие чувства юмора)

  2. Соблюдайте правила личной гигиены.   Регулярно мойте и чистите зубы, меняйте одежду и пользуйтесь дезодорантом. Избегайте сильных духов, средств после бритья или одеколонов.

  3. Будьте пунктуальны.  Если вы договорились встретиться с кем-то в определенное время, убедитесь, что вы пришли вовремя или даже на несколько минут раньше. Если вы собираетесь опоздать, сообщите об этом другому человеку/людям как можно раньше. Не полагайтесь на слабые или преувеличенные оправдания, чтобы объяснить опоздание. Уважайте чужое время и не тратьте его попусту. (См. нашу страницу: Тайм-менеджмент для получения дополнительной информации. )

  4. Всегда соблюдайте правила поведения за столом. При приеме пищи в присутствии других избегайте продуктов с сильным запахом, не разговаривайте с полным ртом и не жуйте с открытым ртом, ешьте тихо.

  5. Не ковыряйте в носу или ушах, не грызите пальцы и не грызите ногти в общественных местах. Также избегайте чрезмерной игры с волосами.

Хорошие манеры ничего не стоят, но могут иметь большое значение для того, как другие люди относятся к вам или к организации, которую вы представляете. Когда вы вежливы и демонстрируете хорошие манеры, другие, скорее всего, будут вежливы и обходительны в ответ.

Вы можете улучшить свои личные или межличностные отношения с другими разными способами — SkillsYouNeed содержит множество страниц, на которых можно найти подробные советы и обсудить конкретные темы, связанные с навыками межличностного общения.


Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»


Наши электронные книги по навыкам общения

Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых для эффективного общения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *