Семейные нормы и правила: Моральные нормы поведения в семье. Нормы и правила семьи

Российское семейное законодательство и нормы международного права — Адвокат в Самаре и Москве

Источниками семейного права России наряду с нормативными правовыми актами Российской Федерации являются международные договоры, в которых участвует Российская Федерация.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» под общепризнанными принципами международного права рекомендуется понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Принцип приоритета международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, конкретизирован в ст. 6 СК РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. Порядок заключения, ратификации, прекращения, приостановления договоров регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

На сегодняшний день большинство норм, регулирующих семейные отношения с участием российских граждан в зарубежных государствах и иностранцев в России, содержится в консульских конвенциях, двусторонних международных договорах.

В числе конвенций в сфере семейного права важнейшее значение имеют Конвенция ООН «О правах ребенка» (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) и Конвенция «О согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков» (Нью-Йорк, 10 декабря 1962 г.). Нормы семейного права содержатся во

Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г. ), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей и др.

С целью защиты прав детей при усыновлении иностранными гражданами Российская Федерация в 2000 г. подписала Конвенцию «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (Гаага, 29 мая 1993 г.), которая является одной из так называемых Гаагских конвенций по вопросам семейного права. К ним относятся также Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в пользу детей 1956 г., Конвенция о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г., Конвенция о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.

, Конвенция о юрисдикции, применимом праве и признании решений в отношении усыновления 1965 г., Конвенция о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов 1970 г., Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г., Конвенция о заключении и признании действительности браков 1978 г., Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов 1978 г., Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г.

В отношениях со странами СНГ важное значение имеют Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.).

К двусторонним договорам Российской Федерации, регулирующим семейные отношения, следует отнести Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам (Москва, 23 сентября 1997 г. ), Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.) и ряд других подобных договоров.

Важное значение в регулировании семейных отношений в странах — членах Совета Европы имеют Европейская конвенция об усыновлении детей (Страсбург, 24 апреля 1967 г.), Европейская конвенция о признании и исполнении решений в области опеки над детьми и восстановления опеки над детьми (Люксембург, 20 мая 1980 г.), Европейская конвенция о правовом статусе внебрачных детей ETS N 85 (Страсбург, 15 октября 1975 г.) и др.


Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А

Дата актуальности материала: 07.01.2016

Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Регуляторы жизнедеятельности семейной системы — Блог Центра эмоционально-образной терапии Линде Н.

Д. — ЖЖ

Взято отсюда:http://ruspsy.net

© Олифирович Н.И.
канд. психол. наук, директор по организационному развитию Белорусского института гештальта, гештальт-терапевт, семейный психолог, руководитель секции семейной психотерапии Белорусской ассоциации психотерапевтов, руководитель секции семейной психологии Белорусского общества психологов, Минск, Беларусь.
© Велента Т.Ф.
канд. психол. наук, проректор по учебной работе Рижского гештальт института, гештальт-терапевт, семейный психолог, Рига, Латвия


Системе, обратившейся за помощью,
необходимо дать решающий импульс:
«Подталкивание вместо проработки».

А. фон Шлиппе, Й. Швайтцер

Введение
К регуляторам семейной системы относят показатели ее функционирования, которые обеспечивают поддержание гомеостатических/гетеростатических процессов. К ним относятся семейные нормы и правила, семейные ценности и ритуалы.

Холмогорова А.Б. данные показатели называет «содержательными основами жизни семьи» (А. Б. Холмогорова, 2002). Другие авторы называют их семейными стабилизаторами (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003). На наш взгляд, предложенные определения недостаточно полно раскрывают влияние данных показателей на семейное функционирование. Традиционно им приписывается функция поддержания равновесия в семейной системе. Однако одни и те же показатели в разные периоды жизни семьи могут как ее стабилизировать, так и дестабилизировать. Поэтому мы предлагаем использовать термин «регуляторы семейной системы» как более точно описывающий роль данных показателей в семейном функционировании, а также расширить предлагаемый перечень, включив в него понятие об обменах, т.е. о балансах между «давать» и «брать» в семейной системе.
Пример. В семье было принято отмечать вместе Новый год и дни рождения. Когда дети вступили в подростковый возраст, и у них появились интересы вне дома, в частности, потребность отмечать праздники с друзьями, данная традиция, которая до этого объединяла членов семьи и была источником радости и поддержания эмоциональной близости, стала причиной конфликтов и напряжения.
Семейные нормы и правила
Семейные нормы и правила — совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Правила играют важную регулирующую роль во взаимоотношениях членов семьи и детерминируют различные их варианты поведения. Они определяют распределение ролей, выполнение функций, характеризуют иерархический статус и нормативное взаимодействие и т.п. Правила определяют внешние и внутренние границы семьи, так как члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением.
Семейные правила могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи — как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Их можно разделить на две группы — открытые (эксплицитные, прямые, прозрачные) и скрытые (имплицитные). В. Сатир, описывая закрытые семейные системы, подчеркивала, что для них характерны скрытые, устаревшие, жесткие, неизменные правила семейной жизни. Члены таких семей должны подстраивать свои потребности под установленные правила, нередко в сочетании с запретом на их обсуждение.
Примером могут служить правила не обсуждать определенные семейные тайны («Никто не должен знать, что ваш отец имеет другую семью»; «Ваш дядя погиб случайно — не нужно рассказывать о том, что он выбросился из окна из-за несчастной любви»). Скрытые правила негативно влияют на жизнедеятельность семьи, особенно в ситуации, когда она расширяется за счет появления новых членов. В семье с такими правилами невозможно получить необходимую информацию о той реальности, на которой базируется жизнь семейной системы, а узнать о правилах можно лишь после их нарушения, за которым следует наказание. Вацлавик П. характеризует данный феномен как патологию общения. Однако даже в подобных ситуациях функцией правил выступает поддержка целостности семьи.
Главная задача семейных правил — определять способы взаимодействия в семье. Правила описывают, как необходимо вести себя в тех или иных ситуациях, что должны делать члены семьи и какие санкции влечет за собой их невыполнение.
Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе, а также представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. Многие дети и подростки с делинквентным поведением выросли в семьях, характеризующихся хаотичностью. Нечеткость правил и норм, их постоянная изменчивость способствуют росту тревоги у членов семьи и могут приводить к стрессам, а также тормозить развитие как всей семейной системы, так и отдельных ее членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом.
Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример — мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи, и регулирующие их обязанности.
Нормы и правила в семье могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
Пример. Валентин, мужчина 37 лет, героиновый наркоман в ремиссии, рассказывая историю своей жизни, не раз упоминал, что его «мало били». В его анамнезе — жестокая агрессия со стороны отца. Например, когда Валентину было 7 лет, за школьную провинность отец облил его бензином и грозился поджечь, что могло произойти, если бы не вмешалась мать. Семейная история изобилует случаями внутрисемейного насилия. Брат отца напал на свою мать, бабушку Валентина, и несколько раз ударил ее ножом. Дедушка убил своего брата. Нормой в семье считаются жестокие избиения, нанесение травм, драки. Однако клиент утверждает, что, если бы его «били больше», он бы вырос хорошим человеком, а не наркоманом. Он не замечает связи между семейной историей и своей жизнью.
На начальном этапе жизненного цикла семьи молодым супругам предстоит определить семейные правила. Так как все происходят из семей с очень разными правилами, супругам необходимо решить задачу согласования и совмещения зачастую конфликтных правил взаимодействия, принятых в семьях их родителей.
На каждой стадии жизненного цикла семьи должен происходить пересмотр и изменение устаревших семейных правил. Если правила не трансформируются в соответствии с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис.

Пример. Елена и Максим поженились во время обучения в университете. Елена училась на пятом курсе, Максим — на третьем. Когда Елена закончила учебу и получила диплом, в семье появился сын. Елена занималась домом, готовила еду, убирала, стирала, возилась с ребенком, в то время как муж учился и подрабатывал. Когда Максим окончил университет, ребенку исполнилось 2,5 года, и Елена тоже вышла на работу. Однако правила в семье не изменились. Елена пыталась договориться с мужем, но он отказывался брать на себя часть домашней нагрузки, мотивируя это усталостью и тем, что раньше он не занимался бытовыми вопросами. Эти проблемы и привели их на консультацию.
Согласно мнению Дж. Хейли, несогласованные правила зачастую являются источником конфликтов в браке. Эти конфликты могут быть сфокусированы:
• на несогласованности правил семейной жизни;
• на несогласии с тем, кто устанавливает эти правила;
• на попытках интегрировать правила, несовместимые друг с другом.
Понятие о семейных правилах помогает в описании повторяющихся способов семейного поведения. В дисфункциональных семьях обычно существует ряд негласных правил, представляющих устойчивые циркулярные последовательности. Они могут охватывать различные способы семейного поведения и взаимодействия, образующие замкнутый круг и ведушие к хронической неудовлетворенности семейной жизнью.
Формулирование основных правил семьи и умение устанавливать взаимосвязь этих правил с проблемным поведением зачастую является важной частью процесса терапии. Терапевт также должен учитывать культурный и социально-экономический контекст.
Пример. За помощью обратилась Юлия, студентка 19 лет. Это уже вторая попытка найти поддержку у психолога. Первый раз Юля посетила психолога университетской психологической службы полгода назад. У нее возникли проблемы в отношениях с парнем, и она пыталась понять, почему так происходит. Однако психолог акцентировал внимание Юли на отношениях с матерью, живущей в другом городе. По словам Юлии, психолог объяснил, что все ее актуальные проблемы возникают от того, что она не отделилась от родительской семьи. Юля стала дистанцироваться от матери, объясняя ей, что их отношения мешают ее взаимодействию с молодым человеком… В итоге Юля рассталась с парнем, испортила отношения с матерью и пришла за помощью в субдепрессивном состоянии и ощущении, что она что-то не так делает…
Работа велась с учетом особенностей семейных правил и той культурной среды, из которой «происходит» Юлия. Она — девушка из маленького города, выросла в среде с коллективистской культурой. Дети, как правило, покидают дом только в ситуации отъезда на учебу. Семья у Юли не богата, и поэтому все стараются помогать друг другу. Юлю «учат на платном всем миром» — помогает и бабушка, и брат отца… Терапевт обсудила с Юлей «нормальность» дифференциации в развитых и богатых странах, ориентированных на индивидуализм, обсудила современную ситуацию в Белоруссии как стране с «коммунитарной» культурой, выяснила, какая модель ближе лично ей… Девушка смогла осознать те аспекты жизни в семье, с которыми она согласна, и приняла решение действовать дальше в соответствии с важными для нее правилами и ценностями. Отношения с матерью вновь стали теплыми, при этом последняя не нарушает Юлины границы.
Семейные ценности

Продолжение следует.

Метки: Олиферович Наталья, семейная система, семейные правила, семейные ритуалы, семейные ценности

семьям нужны правила — Gordon Training International

Доктор Томас Гордон, основатель GTI

Всем группам, независимо от размера и характера, нужны законы, положения, правила, политики и стандартные рабочие процедуры. Без них группы вполне могут впасть в замешательство, хаос и конфликты. Функции, которые могут выполнять правила и политика, незаменимы. Они могут предотвратить недопонимание и конфликты между людьми; определить права и привилегии; издавать законы о том, что считается уместным, справедливым и равноправным в человеческих отношениях; и предоставить рекомендации, чтобы помочь людям узнать, какие ограничения они должны установить в своем поведении.

Проблема не в том, нужны ли группам правила. Они нужны им. Настоящая проблема заключается в том, как мотивировать всех членов группы соблюдать их.

В какой-то момент нашей жизни все мы чувствовали себя лишенными мотивации соблюдать какое-то правило или политику, в принятии которых мы не участвовали. Лишенные возможности участвовать в установлении правила, большинство людей чувствуют себя навязанными и возмущенными новым правилом. Но когда люди активно участвуют в установлении правила или принятии решения, которое повлияет на них, они более мотивированы соблюдать его. Мы называем это принципом участия, и его эффективность доказана многочисленными исследованиями.

Когда детям предоставляется возможность участвовать в установлении правил или принятии решений, влияющих на них, происходит несколько хороших вещей. Дети лучше себя чувствуют, у них выше самооценка и уверенность в себе. Самое главное, они чувствуют, что получили больше «контроля над судьбой» — больше личного контроля над собственной жизнью. Они также чувствуют себя равноправными членами семьи с равным голосом в принятии решений и установлении правил — они часть команды, а не граждане второго сорта. Это означает, что в семьях, функционирующих в духе сотрудничества и демократичности, отношения будут более тесными и теплыми, чем в тех, в которых взрослые действуют как начальники или авторитеты, ожидающие от детей подчинения установленным для них правилам.

Еще одна важная причина для поощрения полного участия членов семьи в принятии решений заключается в том, что это часто приводит к более качественным решениям проблем. Две головы (или три, или четыре) лучше, чем одна; общие решения будут основываться не только на знаниях и опыте взрослых, но и на знаниях и опыте детей.

Предостережение «Отец знает лучше», подразумевающее, что отец знает лучше, чем сын или дочь, следует опровергнуть более разумным: «Да, но разве отец знает лучше, чем отец и дети?»

Привлечение детей к участию в установлении правил приводит к важным преимуществам:

  • Более высокая мотивация со стороны всех членов семьи к внедрению или соблюдению правил
  • Решения более высокого качества
  • Более тесные и теплые отношения между членами семьи
  • Более высокая самооценка, уверенность в себе и чувство контроля над судьбой у детей
  • Больше личной ответственности и самодисциплины
  • Меньше необходимости для родителей обеспечивать соблюдение требований

Очевидно, что не все решения, затрагивающие семью, открыты для совместного установления правил и принятия решений. Это будут вопросы, которые не затрагивают всех членов семьи, или вопросы, которые не подлежат обсуждению (потому что они противоречат закону и т. д.). Другими словами, некоторые вопросы будут находиться за пределами сферы свободы семейного нормотворчества и принятия решений. Например, то, как тратится семейный доход, ищет ли один из родителей другую работу или какие физические упражнения получают члены семьи, вероятно, находится за пределами сферы свободы, которую могут решать другие члены семьи.

Самое важное эмпирическое правило заключается в том, что на собраниях по установлению семейных правил и принятию решений должны участвовать все члены, которые будут затронуты правилом или решением, и только те члены.

Важно, чтобы ваша семья договорилась о том, какие вопросы, ситуации и задачи находятся в зоне свободы членов семьи.

Перечень вопросов, которые потенциально могут быть решены путем совместного установления правил или принятия решений, велик и варьируется от семьи к семье.

Вот лишь некоторые из вопросов, которые поддаются семейному установлению правил и принятию решений:

  • Время сна
  • Домашние дела
  • Владение домашними животными и уход за ними
  • Работа во дворе
  • Как провести семейный отпуск, праздники или другое свободное время
  • Использование автомобилей, велосипедов и т. д.
  • Надбавки
  • просмотр телевизора
  • Использование компьютера

Обратите внимание: для совместной разработки правил требуются некоторые коммуникативные навыки, которым вы можете научиться в P.E.T. программа. Эти навыки:

  • Выражение ваших потребностей и проблем
  • Слышать других, когда у них есть потребности или проблемы
  • Решение проблем и конфликтов

    Диалог с родителями | Внутренние правила

    Мари Маршан

    Домашние правила помогают членам семьи достичь баланса между получением того, что они хотят, и уважением к потребностям других.
    Они также могут помочь детям и подросткам чувствовать себя в безопасности.

    Семейные правила — это позитивные заявления о том, как ваша семья хочет заботиться о своих членах и относиться к ним. Правила могут помочь всем в вашей семье лучше ладить и сделать семейную жизнь более мирной.

    Когда правила ясны, они помогают:

    • дети и подростки узнают, где есть ограничения и что от них ожидается
    • взрослые должны быть последовательны в отношении к детям и подросткам.
    Кто устанавливает правила?

    При разработке семейных правил важно максимально задействовать всех членов семьи.

    Дети в возрасте трех лет могут помочь вам составить правила и рассказать о том, зачем они нужны вашей семье.

    По мере взросления дети могут принимать более активное участие в принятии решений о том, какими должны быть правила, а также о последствиях их нарушения. Подростки и подростки получают много пользы от участия в установлении правил, потому что это дает им возможность взять на себя ответственность за свое поведение.

    Как начать?

    Если это ваш первый раз, сообщите своим детям, что в определенное время у вас будет семейное собрание для обсуждения правил домашнего хозяйства. Попросите их заранее подумать о том, какими, по их мнению, они должны быть.

    Во время собрания обойдите стол и спросите мнение каждого члена семьи. Придумайте соглашение и убедитесь, что все правила понятны и понятны.

    Напишите правила на большом плакате и покажите всем. Дети могут украсить плакат или раскрасить его.

    Имейте четыре-пять правил для начала, так как большее количество может ошеломить детей и привести к неудаче.

    Какие правила?

    Выберите самые важные вещи, чтобы установить правила – например, правило о том, что нельзя причинять друг другу физический вред, будет обязательным для большинства семей.

    Некоторые семьи разрабатывают правила безопасности, манер, вежливости, распорядка дня и уважения друг к другу. Другие разрабатывают правила о ценностях (например, будьте любопытны, сохраняйте позитивный настрой, хихикайте и смейтесь каждый день)

    В каждой семье правила разные. На стандарты, которые вы создаете, будут влиять ваши убеждения, ценности, ваша ситуация, а также зрелость и потребности вашего ребенка.

    Все хорошие правила имеют нечто общее: они конкретны и легки для понимания.

    Правила «Нужно» вместо правил «Нельзя»

    Правила «Нельзя» являются хорошими обучающими инструментами, и они лучше всего подходят в большинстве ситуаций, поскольку направляют поведение вашего ребенка в позитивном ключе. Вот несколько примеров:

    • «Садись, чтобы поесть» вместо «Не вставай во время еды».
    • «Говори вежливо» вместо «Не груби».
    • «Будьте нежны друг с другом» вместо «Не бейте».
    Когда начинать устанавливать правила?
    • Вы можете начать составлять простые правила, как только ваш ребенок сможет их понимать. Это часть обучения вашего ребенка тому, что вы ожидаете.
    • Маленьким детям потребуется поддержка и напоминания, чтобы следовать правилам, потому что они, скорее всего, забудут или проигнорируют правила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *