10 важных правил общения с детьми
- Детей учит то, что их окружает.
- Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать.
- Если ребёнку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
- Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким.
- Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
- Если к ребёнку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
- Если ребёнка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
- Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать.
- Если с ребёнком обычно честны — он учится справедливости.
- Если ребёнок живёт с чувством безопасности — он учится верить.
- Если ребёнка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
- Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.
10 важных правил общения с детьми
1. Разговаривайте друг с другом
У каждого человека есть потребность говорить с окружающими и слушать, что говорят они. Нормальное полноценное общение друг с другом необходимо и детям, и родителям.
2. Учитесь слушать ребенка
Способность слушать — ключ к взаимопониманию. Ваш ребенок хочет, чтобы его слушали, не перебивали, не вступали с ним в спор, интересовались его чувствами, взглядами, мыслями, идеями, не настаивали на том, чтобы он слушал только взрослого.
3. Рассказывайте детям о себе
Если вы можете поделиться с ребенком своими неудачами, проблемами и бедами он легче увидит в вас не только родителя, но и друга, с которым он может, в свою очередь, поделиться чем-то важным.
4. Умейте поставить себя на место ребенка
Посмотрите на мир глазами своего ребенка, вспомните, как, возможно, и ваши родители критиковали ваши «клеши», длинные волосы, «битлов» и Высоцкого. Дайте детям почувствовать, что вы их понимаете.
5. Будьте рядом
Важно, чтобы дети знали, что дверь к вам всегда открыта, что у них есть возможность поговорить или просто побыть рядом с вами.
6. Будьте тверды и последовательны
Твердость — не значит агрессия. Это значит, что детям известны ваши взгляды на жизнь и естественное желание, чтобы их уважали. Не меняйте своих позиций под влиянием ситуаций. Хорошо, если в семье есть определенные правила и ограничения, которые меняются с возрастом ребенка. Например, полезное семейное правило — звонить, если задерживаешься. Ему должны следовать и дети, и взрослые
7. Старайтесь все делать вместе
Нужно как можно активнее развивать круг интересов детей, чтобы показать им альтернативу, если вдруг им представится выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик.
8. Дружите с друзьями своего ребенка
Пусть они приходят к вам в дом, или вам должно быть известно место, где они собираются.
9. Помните, что каждый ребенок — особенный
Помогите ему поверить в себя, решиться сделать то, что у него до этого не получалось.
10. Показывайте пример
Вы — пример для вашего ребенка. Помните об этом, и сами старайтесь соответствовать тем строгим требованиям, которые предъявляете к своему ребенку.
Что делать, если ребёнок не хочет убирать за собой игрушки?
- Твёрдо решите для себя, необходимо ли это.
- Будьте примером для ребёнка, убирайте за собой вещи.
- Убирайте игрушки вместе.
- Убирая игрушки, разговаривайте с ребёнком, объясняя ему смысл происходящего.
- Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
- Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребёнка спать.
- Учитывайте возраст и возможности ребёнка.
Дата публикации — 14 марта 2017
10 правил общения с ребенком
Рано или поздно каждый родитель начинает испытывать сложности в общении с ребенком. У кого-то проблемы начинаются с самого раннего возраста, у кого-то чуть попозже, когда ребенок начинает ходить в детский сад или школу. Некоторые родители с грустью приходят к выводу, что вообще не умеют общаться с детьми. И немудрено, ведь общение с детьми – это искусство, которому нужно учиться, если, конечно, вы не прирожденный педагог. Будучи молодой мамой, я очень интересуюсь этим вопросом. Малыш у меня характерный, поэтому тема воспитания и общения для меня особенно актуальна. Как-то под руку мне попалась книга Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». В ней я нашла ответы на многие свои вопросы, поэтому решила поделиться полученной информацией с другими родителями и написать ряд статей на эту тему. В предыдущей статье я писала о том, как правильно реагировать на плохое поведение ребенка. Сегодня я хочу поговорить о правилах общения с ребенком.
- Правило общения с ребенком №1
Если ребенок не просит вашей помощи, не вмешивайтесь в то дело, которым он занимается. Ваше невмешательство как бы сообщает ему, что он все делает правильно, и вы верите, что у него все получится.
- Правило общения с ребенком №2
Если ребенок нуждается в вашей помощи и просит вас об этом, обязательно откликнитесь и помогите ему. При этом не делайте за ребенка полностью всю работу. Выполните только самую сложную часть задания, остальное пусть сделает сам. По мере того, как ребенок будет осваивать новые действия, постепенно приучайте его выполнять их самостоятельно.
- Правило общения с ребенком №3
Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему категорически не нравится, если только речь не идет об обязательных вещах, например, о хождении в школу или выполнении домашних заданий. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которая приносит ему удовольствие и вызывает интерес.
- Правило общения с ребенком №4
По мере взросления ребенка и освоения им новых навыков, постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка и передавайте ее ему.
- Правило общения с ребенком №5
Не следует оберегать ребенка от совершения им ошибок. Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий или своего бездействия. Это позволит ребенку стать более сознательным и ответственным.
- Правило общения с ребенком №6
Если поведение или действия ребенка вызывают у вас отрицательные эмоции, скажите ему об этом при помощи «Я-сообщения» (см. правило №7).
- Правило общения с ребенком №7
Говоря о своих чувствах и высказывая недовольство поступками ребенка, используйте «Я-сообщения», то есть говорите от первого лица, о себе, о своих эмоциях, а не о ребенке и не о его поведении. Как это сделать? Очень просто. Вместо того, чтобы сказать «Твой крик мешает мне работать!», скажите «Я не могу работать, когда рядом кричат» (не путать со словами «Я не могу работать, когда ты кричишь», это не является «Я-сообщением»). Видите разницу?
Смысл один и тот же, но во второй фразе нет обвинения в сторону ребенка, вы не делаете акцент на том, что именно его крик вам мешает, а значит, не задеваете его как личность и не вызываете своими словами противостояния и упрямства. В большинстве случаев ребенку достаточно сообщить о вашем недовольстве в форме «Я-сообщения», чтобы откорректировать его поведение. |
Подробнее о «Я-сообщениях» мы поговорим в отдельной статье.
- Правило общения с ребенком №8
Не требуйте от ребенка трудновыполнимых или невозможных вещей. Отдавайте себе отчет, что выставленные на всеобщее обозрение конфеты обязательно будут съедены, несмотря на все ваши запреты. Гораздо проще не иметь конфет в доме вообще или спрятать их подальше. Подумайте, что можно изменить в окружающей обстановке, чтоб уменьшить количество соблазнов для ребенка (например, убрать телевизор или компьютер).
- Правило общения с ребенком №9
Соизмеряйте свои требования и ожидания с возможностями ребенка. Это поможет избежать излишних конфликтов и проблем. Трезво оцените, на что способен ваш ребенок, что он знает и что умеет. Не надейтесь, что он справится с задачей, непосильной его возрасту и степени развития. Также не стоит рассчитывать на то, что после ваших увещеваний вспыльчивый от природы ребенок превратиться в покорного тихоню.
- Правило общения с ребенком №10
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. Если ребенок часто кричит и плачет, это вовсе не означает, что вы плохая мать. Возможно, у него просто такой склад характера.
Все правила, казалось бы, просты и очевидны, однако в порыве эмоций мы часто забываем о них. Чтобы действовать в соответствии с этими правилами, нужно выработать у себя соответствующую привычку. Самый простой способ это сделать, как мне кажется, распечатать эти правила и повесить их где-нибудь на видном месте, чтобы иметь возможность периодически перечитывать. Именно с этой целью я и написала данную статью. Буду очень рада, если она кому-нибудь принесет пользу и поможет наладить общение с ребенком.
В следующей статье я расскажу о том, как правильно слушать ребенка и вести с ним диалог.
При написании данной статьи использовались материалы из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
Консультация на тему: Правила общения с детьми
Правила общения с ребенком
- Правило уважения ребенка. Ребенок меньше и слабее любого взрослого, но это не означает, что мы можем смотреть на ребенка с позиции «сверху». Вот как пишет об этом Януш Корчак: «Мы можем его поднять, подбросить вверх, усадить против воли, можем насильно остановить на бегу, свести на нет его усилия. Всякий раз, когда он не слушается, у меня про запас есть сила». Задача взрослого – дать почувствовать ребенку, что его воспринимают как равноправного партнера общения.
Правило ожидания лучшего или эффект Пигмалиона. Взрослый смотрит на ребенка — с верой в лучшее, сильное в ребенке, в его способности, таланты, — ожидает от него самого лучшего результата, — любит и уважает его таким, какой он есть. Данный феномен был назван так в честь мифологической истории о скульпторе, которому удалось оживить собственную статую, вдохнув в нее существование своей любовью. «Эффект Пигмалиона» работает следующим образом: если относиться к ребенку как к умному, красивому, доброму, талантливому, если показывать ребенку свое отношение – это создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок таковым и становился. К сожалению, данное правило работает и наоборот: если мы видим в ребенке только негативные черты, он сам будет плохо относиться к себе, а взрослые тем самым заложат основу его будущего комплекса неполноценности.
3. Правило предвосхищения последствий. Сталкиваясь с непослушанием ребенка, взрослые крайне редко задумываются о причинах его негативного поведения, тогда как чаще всего его можно было предотвратить. «… Лучше вовремя отодвинуть чернила, чем сердиться, что пролили» (Януш Корчак).
4. Правило доверия ребенку. Если Вы доверяете ребенку действовать самостоятельно, то Ваше доверие страхует ребенка. Возможно, ребенок сам не уверен в своих силах, но он будто слышит: «Ты можешь, ты все умеешь сам, ты способен на большее». Знание того, что тебе доверяют, что окружающее заранее уверены в исполнении того или иного дела, не позволит ребенку безответственно «забыть» о поручении. Это правило может распространятся и на ежедневные «проблемы»: выполнение домашнего задания, уборка в комнате. В случае правильной позиции взрослого («Я знаю, что ты можешь справиться сам! Кроме того, я уверен, что ты добьешься самого лучшего результата») подобные дела перестают быть проблемой вовсе. Однако не следует отказывать ребенку в помощи, если она требуется.
5. Правило небезразличия. Взрослому важно знать проблемы и интересы своих воспитанников. Постоянное стремление понять ребенка, готовность взглянуть на мир его глазами помогут сблизиться, прожить время не «рядом», а вместе.
6. Правило примера. Взрослый – всегда пример для ребенка. Следует задуматься над вопросом: всегда ли мы являемся верным примером для ребенка? Можно ли требовать от ребенка соблюдения правил, которые мы сами нарушаем? Если мы хотим, чтобы наш ребенок был вежливым, уважал старших, нам необходимо продемонстрировать такое поведение. В отдельных неблагоприятных случаях пример взрослого становится анти-образцом: ребенок критично смотрит на поступки родителей и дает себе обещание ни при каких обстоятельствах их не повторить.
7. Правило «живого» учителя или воспитателя. Это правило касается и учителей, и родителей – если взрослый старается «сохранить лицо», не нарушить свой авторитет, боится показать истинные реакции на поведение ребенка (разочарование, грусть, радость), это только отдалит их друг от друга.
И самое главное правило общения с детьми – любить их, не бояться показать свою любовь. Любовь – чувство безоценочное: мы любим не «за что-то», а просто так!
nsportal.ru
Необходимые правила этикета для детей – Развитие ребенка
Рейтинг Тридцать два правила этикета, которые помогут голосу вашего ребенка не затеряться в этом шумном мире |
Вы когда-нибудь задумывались о том, каково это – быть ребенком в современном беспокойном мире взрослых? В век информации и непрекращающегося шума даже взрослым людям порою сложно добиться того, чтобы их услышали. А теперь представьте, насколько труднее это детям?
Хорошие манеры, благовоспитанность помогают намного легче преодолевать шум и быть услышанными. Манеры – это своего рода социальный клей, который позволяет непохожим друг на друга членам общества держаться вместе. Родителям важно научить детей языку этических норм, чтобы они могли использовать его при общении со сверстниками и взрослыми людьми и получать при этом необходимые преимущества.
Обучая детей этикету и давая им набор руководящих принципов управления взаимодействиями, мы в действительности вооружаем их инструментами, которые помогут им быть услышанными, развиваем их веру в собственные возможности и настраиваем на будущие успехи.
Итак, вот список из тридцати двух правил этикета, которым родители должны обучить своих детей.
Приветствия и прощания
Эти правила могут использовать также и взрослые люди в качестве курса повышения квалификации. Последовательность и практика потенциальных социальных ситуаций приводит к умению вести разговор в позитивном ключе, что со временем становится второй натурой:
1. Приветствуйте человека по имени, а если вы не знаете, как его зовут, спросите. Приветствие по имени – это знак уважения, который говорит человеку о том, что вы его цените. Поэтому важно научить детей всегда приветствовать взрослых людей по имени и отчеству или спрашивать, если они не знают, как их зовут.
2. Никогда не бойтесь переспрашивать, если вы забыли имя собеседника: люди понимают, что иногда дети могут забывать имена. Все это делают. В этом случае вполне приемлема фраза: «Простите, я не могу вспомнить ваше имя, не могли бы вы мне его напомнить?».
3. Старайтесь смотреть собеседнику в глаза: смотреть в глаза человеку во время общения с ним полезно не только детям, но и взрослым. Кроме того, научите детей не отвлекаться; в противном случае собеседник получит сигнал, что он вам не интересен. Взгляд в глаза – простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердце каждого взрослого человека, который встречается им на жизненном пути. Конечно, если такой зрительный контакт характерен для данной культуры и социальных норм.
4. «Приятно видеть вас»: важно добавлять позитивные комментарии в начале разговора. Примерами таких комментариев являются: «Приятно видеть Вас» или «Приятно заглянуть к Вам». Выход за пределы стандартного приветствия показывает, что ребенок ценит человека, с которым разговаривает.
5. «Спасибо за приглашение»: неважно, куда вы пришли – в гости поиграть, в детский сад или домой к бабушке, нужно научить ребенка благодарить за приглашение, за хлопоты, за заботу о себе; такие слова дадут гораздо больший результат, чем простое «спасибо». Такие слова демонстрируют признательность ребенка – качество, которого так не хватает современной молодежи. Они определенно принесут пользу детям в разговоре со взрослыми.
6. «Как ваши дела…?» и выслушайте ответ: мы все автоматически спрашиваем «Как дела?», но зачастую забываем дождаться ответа. Обучение детей спрашивать, а затем внимательно слушать – первый шаг к следующему правилу этикета.
7. Запоминание подробностей и активное слушание: это простое правило хорошего тона, но оно оказывает существенное влияние на восприятие вас другими людьми. Запоминание имен и конкретных деталей (например, болезни или недавнего возвращения из отпуска) предполагает заботу и уважение.
В дополнение, если ваш ребенок стеснительный и прячется за вами каждый раз, когда вы встречаете кого-то, нужно принимать это… до определенного момента. На самом деле, таким детям просто нужны «сценарии разговора» или язык социального взаимодействия.
Выберите одни из вышеперечисленных советов, например, взгляд в глаза при приветствии, даже из-за ваших ног, если это необходимо, и работайте над его совершенствованием. Начинайте медленно и постепенно.
Не нужно принуждать ребенка обнимать и целовать или иным образом физически взаимодействовать с членами семьи или друзьями. В качестве социально приемлемого способа сгладить чувства обиженного родственника подойдет следующее: «Я уверен, что ребенок обязательно проявит к вам свои теплые чувства. Давайте не будем форсировать события».
Физическое пространство
Дети чрезвычайно физически активны. Они любят бегать, прыгать, кувыркаться и играть. Добавьте к этому ограниченный контроль над побуждениями и быстроту ног, и у вас получится рецепт катастрофы, когда речь идет о взаимодействии со взрослыми людьми, особенно с теми, кто не привык или просто не любит общество детей. Обучив ребенка следующим правилам этикета, вы можете гарантировать, что он сможет добиться успеха и произвести впечатление даже на наименее терпеливых взрослых.
8. Будьте осмотрительны – останавливайтесь и осматривайтесь: дети часто находятся в блаженном неведении по поводу того, что их окружает. У них одно побуждение сменяет другое. Например, вы пришли с малышами в зоопарк, и в то время как вы рассматриваете слонов, они вдруг замечают что-то интересное в другом месте. Не задумываясь ни на секунду о том, что находится вокруг них, малыши бегут сломя голову и чуть не попадают под колеса инвалидной коляски пожилого человека, который начинает волноваться и злиться по понятным причинам. Очень важно, чтобы родители постоянно напоминали детям о необходимости останавливаться и смотреть по сторонам, прежде чем двигаться дальше, и не только при переходе через проезжую часть, а везде и всегда.
9. Красный свет, желтый свет, зеленый свет: вы, возможно, обращали внимание на то, что учителя, тренеры по плаванию и футболу и многие другие взрослые наставники в жизни ваших детей используют этот ценный инструмент. Используя зеленый свет как разрешение «идти», желтый свет, чтобы «замедлиться», и красный свет для «остановки», вы можете контролировать движения и перемещения детей, не повышая голос. Начните использовать этот метод как можно раньше и представляйте его малышам, как игру. Вскоре вместе с практикой они прекрасно научатся определять, когда можно «идти», когда следует «притормозить» и когда они должны «остановиться».
10. Убираем руки от стекла: это правило может показаться немного смешным. Научите детей не трогать руками, особенно грязными, стеклянные поверхности, чтобы на них не оставалось пятен, и ваш учитель танцев, владелец магазина, библиотекарь, врач и многие другие люди будут вам очень благодарны.
11. Не хватайте, не выхватывайте: это не только важное правило этикета, но и безопасности. Понимание этого приходит тогда, когда вы видите, например, как двухлетний ребенок выхватывает нож из рук матери. Если ваш ребенок любит выхватывать предметы, забирайте у него то, что он хватает, но делайте это нежно, а затем красиво передавайте предмет обратно малышу. Делайте это, пока ребенок не поймет, что выхватывать что-либо у других людей недопустимо.
Прием пищи и поведение за столом
Прием пищи – это скользкая зона этикета. С одной стороны, хорошие манеры за столом чрезвычайно важны, с другой – особенности этикета в этой области могут меняться в зависимости от культуры и общества. По мере взросления дети довольно часто едят вместе с другими людьми. Они посещают дни рождения, проводят время с родственниками, участвуют в праздничных обедах и ходят в гости к друзьям. Причем, прием пищи – это такая область этикета, обучение которой можно начинать с момента рождения ребенка.
Когда ребенок с нетерпением набрасывается на грудь матери при кормлении или выхватывает бутылочку с детским питанием, у родителей появляется прекрасная возможность начать обучение малыша правилам хорошего тона. Придержите ребенка и мягко объясните, что ему следует проявлять терпение, а затем начните сначала. Маленькие дети еще не понимают слов, но, в конце концов, они научатся тому, что, если будут выхватывать бутылочку прежде, чем им ее предложат, или будут засовывать руку под рубашку матери в стремлении получить кормление, они не получат то, чего хотят.
Малышей ясельного возраста нужно научить не бросать еду, пользоваться столовыми приборами и не запихивать в рот большие куски пищи. Детям дошкольного возраста можно рассказывать о том, как правильно накрывать стол, принимать пищу с надлежащими манерами и правильно накладывать себе блюда, используя различные кухонные приспособления.
Хорошие манеры за столом очень важны с момента первого совместного завтрака ребенка с другом до обеда взрослого человека с начальником. При приеме пищи в обществе ребенок может либо добиться успеха, либо потерять его. Следующие советы должны вооружить вашего малыша знанием наиболее актуальных правил приема пищи в обществе.
12. Есть с чужой тарелки – даже с тарелки мамы – это плохая идея: в некоторых семьях играют в игру, которая заключается в том, что можно «воровать» еду с тарелок друг друга. Это может быть очень смешным и приемлемым дома, когда вся семья участвует в такой игре и получает удовольствие от нее, но она перестает быть смешной, когда в нее вовлекают кого-то, кто не понимает шутки такого рода. Есть пищу с тарелки другого человека неприемлемо. Гораздо лучше вежливо попросить добавки, даже если маме или папе придется наложить ребенку эту добавку со своей тарелки.
13. Не забывайте о внутренних правилах каждой семьи: в некоторых семьях детям разрешается вставать из-за стола сразу после того, как они доедят все. Однако в других семьях все члены семьи сидят за столом до тех пор, пока последний из них не закончит есть. Научите детей всегда интересоваться и следовать любым правилам поведения за столом хозяев.
14. Пробуйте еду из вежливости: у всех нас есть свои кулинарные пристрастия. К счастью, ушли в прошлое те дни, когда правилом хорошего тона считалось доедать все, что лежит на тарелке. Однако следует научить детей пробовать немного еды, которая им по каким-то причинам не нравится, просто из вежливости и для того чтобы проявить уважение к хозяевам. После этого вполне приемлемо сказать: «Прошу прощения, я не большой любитель…» или «Я на самом деле не ем…». Твердо объясните детям, что ни в коем случае нельзя говорить человеку, который их кормит, что поданное блюдо выглядит отвратительно, ужасно или что они терпеть его не могут (это относится и к блюдам, приготовленным мамой).
15. «Могу ли я помочь вам?»: предложение своей помощи уместно во всех сферах жизни. Но предложение накрыть стол, убрать со стола или помыть посуду считается особенным проявлением вежливости.
16. Салфетка на коленях, локти со стола: в наши дни эти правила этикета считаются старомодными и многие люди относятся к ним немного небрежно. Тем не менее, поскольку в разных семьях существуют разные традиции, следует научить детей этим правилам поведения за столом, чтобы в любой ситуации они оставались на высоте.
17. Не тянись за чем-либо. Старое, но верное правило. Нормами этикета не разрешается тянуться через весь стол за чем-либо. Каждый родитель знает, какое возникает огорчение, когда ребенок переворачивает стакан и проливает его содержимое на обеденный стол. Чтобы не пролить чай на колени соседу и не заставлять нервничать всех сидящих за столом, необходимо вежливо попросить передать вам то, чего вы хотите.
18. Разрешение выйти из-за стола: это очень важное правило этикета! Как только ребенок научится говорить, вы должны познакомить его с тем, как необходимо правильно отпрашиваться из-за стола. Это может пригодиться не только после еды. Каждый раз, когда ребенку необходимо покинуть стол, он должен уметь правильно просить разрешения сделать это.
Ура, подарки! (И другие правила этикета на праздниках/в гостях)
Праздники, дни рождения – это те события, на которых дети контактируют с другими людьми, часто без родителей. Поэтому при приеме и посещении праздничных мероприятий важно знать правила хорошего тона.
19. Приглашения: детские дни рождения могут быть затратными. Поэтому не всегда получается пригласить всех, кого бы вы хотели видеть. Научите детей раздавать приглашения осмотрительно и не обсуждать предстоящий праздник прилюдно, если только на него не приглашены все.
20. Отвечайте на приглашения: просто делайте это. Ничто не расстраивает сильнее, чем беспокойство по поводу того, а достаточно ли у вас всего необходимого для проведения праздника или его слишком мало, или слишком много. Письменно, по электронной почте или по телефону заранее сообщайте принимающей стороне, сможете ли вы прийти.
21. Будьте добрым гостем и гостеприимным хозяином: важно научить детей в качестве хозяев интересоваться у гостей, чем бы они хотели заняться, а будучи гостями, предлагать свою помощь при уборке после праздничной встречи. Научите детей радушно встречать своих гостей и создавать для них комфортные условия. Это заложит основу правильного управления социальными ситуациями во взрослом возрасте. Если ребенок научится быть добрым гостем, это обеспечит ему больше количество приглашений в будущем.
22. У меня это уже есть, я хотел не этого… Нужно просто говорить спасибо: это правило говорит само за себя. Научите своих детей быть вежливыми, скрывать свое разочарование и выражать признательность за проявленное внимание.
23. Ищите хорошие слова, которые можно сказать о подарке. Важное правило хорошего тона гласит: при получении подарка нужно смотреть дарителю в глаза и говорить «спасибо». Но для того чтобы добиться еще большего воздействия на окружение, скажите несколько хороших слов о подарке, даже таких простых, как: «Я не могу дождаться, чтобы начать пользоваться этим».
24. Спасибо, что пришли/Спасибо за то, что пригласили: стандартные, но крайне важные слова.
25. Письма благодарности: существует много творческих способов выразить свою благодарность, но проще всего научить ребенка отправлять собственноручно написанные письма с выражением признательности тем людям, кто прислал им подарок, кто сделал больше, чем требуют простые правила вежливости, и тем детям, которые нашли время, чтобы прийти на день рождения вашего ребенка. Эти благодарственные письма могут быть очень простыми, например, «Спасибо за (название подарка), (несколько хороших слов о подарке)». Дети дошкольного возраста могут просто написать свое имя, а дети в возрасте начальных классов школы могут переписывать ваши или писать собственные письма.
Взаимодействие со взрослыми людьми
Хотя нет никакого сомнения в том, что дети в наши дни более обособлены, чем раньше, всем им рано или поздно приходится взаимодействовать с взрослыми людьми, которые не являются их родителями. Следующие навыки помогут облегчить эти взаимодействия и сделают детей желанными в любой компании:
26. В беседе со взрослыми людьми ждите, пока к вам обратятся: это довольно старомодное правило, которое утратило свою привлекательность в последние десятилетия. Однако в современном технологическом мире, где трудно сказать, когда взрослый человек занят, на самом деле очень важно, чтобы дети не перебивали человека, когда он говорит.
27. Научите детей определять паузу в разговоре: почти все родители знают, что нужно учить детей правильно извиняться, но ХХІ век движется так стремительно, что нужно сделать еще один шаг вперед и научить детей правильно определять паузу в разговоре; пауза – это приемлемый момент, чтобы начать говорить самому.
28. Нужно ли прерывать собеседника: итак, ваши дети знают, как можно вежливо прерывать собеседника, и теперь пришло время научить их определять, нужно ли вообще вмешиваться в разговор. Освещается в разговоре тема, близкая ребенку, или в нем затрагиваются взрослые темы?
Правила вежливости при использовании телефона и высокотехнологичных устройств
В современном быстро меняющемся обществе мгновенного доступа чрезвычайно важно следить за своими словами, особенно напечатанными. В век скриншотов, переадресации сообщений, групповой переписки и случайных получателей важно, чтобы слова или изображения доходили до того человека, которому они предназначены.
Особенно важно начать обучать детей правилам этикета при использовании высокотехнологичных устройств в раннем возрасте, так как много детей в начальных и средних классах школы уже имеют к ним доступ или собственный мобильный телефон. Когда Интернет-совместимые устройства находятся в руках маленьких детей, родителям нужно обращать больше внимания на то, как малыши используют их, и принимать соответствующие меры в случае необходимости. Вот несколько простых правил этикета в этой области.
29. Следите за своими словами: раньше травля и преследование (буллинг) происходили только очно. Большинство родителей обучают своих детей тому, что очень важно проявлять доброту при личном контакте с людьми, потому что буллинг неприемлем. Однако злые комментарии и оскорбления теперь перешли в киберпространство и часто находятся вне зоны контроля взрослых. Приложите все силы, чтобы дети понимали, что слова могут ранить другого человека.
30. Передавайте, отправляйте онлайн только то, что могут видеть все: мы все слышали рассказы о том, как изображения или текстовые сообщения случайно отправлялись не тому человеку, которому предназначались, или отправлялись тому, кому надо, но оказывались в чужих руках. Технологии могут быть опасными, и крайне важно научить детей обращаться с ними с особой осторожностью. Фотографии, тексты и сообщения могут предаваться огласке в Интернете. Дети не всегда видят опасность нанесения ущерба своей репутации, пока не становится слишком поздно.
31. Прячьте свой телефон подальше при живом общении. Серьезно. Порой это трудно. Многие не следуют этому совету, но мы должны научить детей присутствовать при общении. Если мы сейчас не научим их сосредотачиваться на текущей задаче, они не научатся этому никогда. Научите их не распылять внимание. Используйте этот совет и по отношению к себе. Убирайте телефон и уделяйте внимание детям, отключайте звук, если это требуется, и демонстрируйте малышам, что вы их цените.
32. Жестикуляция среди всего прочего помогает избежать прерывания телефонных разговоров: научите детей подавать и понимать сигналы руками, чтобы они не перебивали вас, когда вы разговариваете по телефону. Теперь, когда персональные электронные устройства проникли в мир бизнеса, все более становится распространенной работа на дому, в парке или на трибуне футбольного стадиона. Родителям для своей пользы важно обучить детей основным правилам, чтобы иметь возможность завершать свои телефонные разговоры без ненужного прерывания.
Отличный способ для достижения этой цели – научить детей пользоваться сигналам руками. Сигналы могут быть особенными в вашей семье, удовлетворяющими ваши конкретные потребности; ограничить вас может лишь воображение. Жестикуляция пригодится не только при телефонных разговорах. Сигналы «нет» или «стоп» могут прервать нежелательное проявление поведения без необходимости кричать на весь дом.
В заключение
Считается, что в современном мире правила этикета более гибкие, но при этом еще более необходимы. Чудо заключается в том, что если вы дадите ребенку эти простые инструменты, описанные выше, то поразитесь тем, какое позитивное влияние они окажут на его умение управлять окружающим миром.
Позитивное взаимодействие воспитывает уверенных в себе детей, а уверенный ребенок – это счастливый ребенок, который становится счастливым взрослым.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 4.88 из 5 на основе 8 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
18.08.2016
childdevelop.ru
20 правил общения с ребенком
Все родители иногда испытывают трудности, общаясь со своим любимым чадом. У одних эти проблемы начинаются рано, у других, когда чадо достигает дошкольного возраста либо становится подростком. А значит, важно знать, как общаться с детьми и разговаривать с ребенком правильно?
Совсем недавно в семьях не задумывались о роли правильного общения в жизни детей. Считалось достаточным обеспечить базовые потребности: одежда и еда. Никто не думал, что нужно придерживаться каких-то правил, выстраивая правильную линию общения со своим чадом.
В настоящее же время, психологической составляющей общения ребенка уделяется очень большое внимание. И все больше семей хотят создать здоровый климат для общения и воспитания своих детей.
Поэтому рассмотрим несколько правил, которых требуется придерживаться, общаясь с маленьким существом.
Как общаться с детьми: основные правила общения
1. Необходимо принять ребенка таким, какой он есть.
Все дети уже индивидуальны. Малыш может иногда копировать поведение близких ему людей, но в своей основе он уже личность. Ребенок пришел в этот мир уже готовым, поэтому от родителей требуется помочь ему раскрыться. Надо помочь детям выбрать правильное направление в жизни, но не навязывать его.
Лучше говорить слова поддержки, понимания, похвалы. Не надо сравнивать его с кем-либо, это лишь поселит в нем зависть и неуверенность в своих силах. (Кстати, рекомендую прочитать пословицы и цитаты про зависть, вы найдете много для себя интересных мыслей).
2. Надо дать свободу и свою поддержку.
Когда дети дойдут до определенного возраста, дайте им право делать что-либо самим. Малыш не просит о помощи, тогда не стоит ему помогать, вмешиваясь в то, что он выполняет. Пусть детки сами собирают свои игрушки, надевают одежду, затирают пролитый чай.
Главное — родителям не бежать все делать самим, а дать ребенку проявить самостоятельность Нужно помогать только когда он сам попросит. Ведь чем больше он научится самостоятельности в детстве, тем легче ему будет в будущем.
Родительский нейтралитет поможет ему понять, что он все делает правильно. Следовательно, он движется в правильном направлении.
3. Его проблемы не пустяк.
Общение с ребенком строится на том, что дети все воспринимают всерьез. Это для родителей его проблемы кажутся пустяками, но для ребенка это может быть равносильно смерти.
А значит, правильнее будет относиться к этим вещам с пониманием и сочувствием. Можно предложить помощь или совет, но не нужно все за него решать, проявите терпение.
4. Помогайте.
Карапузу необходима родительская помощь, и он просит об этом, обязательно помогите, но не нужно за него все делать. Необходимо выполнить только сложную для него часть работы. Остальное он обязан сделать сам. Таким образом, ребенок постепенно овладевает новыми знаниями и действиями, учась быть самостоятельным.
5. Не заставляйте.
Нельзя заставлять малыша делать что-нибудь против его воли. Конечно, это не затрагивает обязательные действия: посещение детского садика, школы, выполнение уроков. Личность и способность малыша формируется только в том виде деятельности, в которой ему интересно.
6. Не нужно постоянно оберегать своего ребенка от ошибок. Надо разрешать сталкиваться с отрицательными итогами от собственных действий или поступков. Это поможет ему быть ответственным и сознательным.
7. Давайте им чувствовать ответственность.
Интересуясь тем как общаться с ребенком и делать это эффективно, нужно учитывать тот факт, что дети постепенно взрослеют и осваивают новые навыки. Поэтому родители понемногу обязаны снимать с себя ответственность за личные дела детей, перекладывая ее на их плечи.
8. Ребенка нужно вводить в курс дела.
Можно рассказать, как ведется домашний бюджет либо откуда появляются деньги и как их можно экономить? А также обсудить планируемые покупки, чего не стоит покупать, а что наоборот очень необходимо в данном месяце.
Нужно посвящать детей в свои планы на отпуск, возможно, они захотят поучаствовать в выборе места отдыха.
9. Разговор как со взрослым.
Правильнее, разговаривать с ребенком как с взрослым человеком. Если назрела проблема, разберите ее сообща. К примеру, своими действиями чадо вызывает у родителей отрицательные эмоции, тогда необходимо сказать об этом правильно, используя совет ниже.
10. Правильно выражайте свое недовольство.
Когда родителям нужно ребенку высказать свое негодование, тогда следует с ним разговаривать от первого лица. Говорите о собственных эмоциях, а не о нем и его поведении. Поэтому вместо слов: «Твой шум не дает мне спокойно работать», стоит говорить: «Не могу спокойно работать, когда рядом шумят».
Главное не строить фразы в форме обвинения. При этом ребенок понимает, что его не задевают как личность, поэтому у него нет желания все делать наоборот.
11. Равенство.
Психология общения с детьми заключается в том, что возраст и мудрость не всегда синонимы, поэтому не стоит ставить себя выше ребенка. Превосходство над ребенком не сделает отношения теплее или счастливее.
Нельзя переходить к агрессии, крику, а тем более к физическому наказанию. Никаких шлепков и подзатыльников, они могут в будущем привести к страхам и неврозам разной степени.
12. Не торопитесь с выводами.
Учитывайте хорошее высказывание — «устами младенца глаголит истина». Иногда и от ребенка может исходить умная мысль, поэтому не надо спешить с выводами.
Если есть несогласия, можно просто объяснить свою точку зрения ребенку, постаравшись прийти к взаимному согласию. Вкладывая в отношения свое время и энергию, вы в будущем получите гораздо больше.
13. Не требуйте невыполнимого.
Не следует требовать от ребенка выполнять какие-либо трудновыполнимые или невозможные для него вещи. Взрослые должны понимать, что не стоит выкладывать на стол конфеты, а затем запрещать ребенку к ним прикасаться. Он все равно их съест.
Лучше всего не иметь их дома либо спрятать как можно дальше. Цель — стараться уменьшить ребенку количество соблазнов, которые его могут окружать.
14. Учитывайте детские возможности.
Родители всегда должны соизмерять свои требования, а также ожидания с потенциалом собственного ребенка. Таким образом, получится воздерживаться от разнообразных конфликтов и проблем. Следует трезво оценивать ребенка, а также его способности.
Не стоит надеяться на то, что он сможет справиться с задачей, которая ему непосильна по возрасту либо развитию. Не нужно рассчитывать на то, что после родительской взбучки, раздражительный ребенок может превратиться в тихого и спокойного малыша.
15. Не стоит во всем винить себя.
Взрослые не должны стараться приписывать себе все эмоциональные проблемы своего ребенка. Если он часто нервничает или плачет, это не значит, что родители у него плохие и не справляются со своими обязанностями. Вероятно, у него такой характер.
Что нельзя говорить ребенку
В общении с детьми многие родители допускают непростительную ошибку — говорят слова, которые занижают детскую самооценку. Психолог Марина Романенко рассказывает, каких 7 фраз ни в коем случае нельзя говорить детям. Эти фразы должны быть для родителей STOP-словами. Смотрите видео.
Как общаться с подростком
Рождаясь, каждый человек должен иметь смысл и цель в своей жизни. К сожалению, в современном мире очень часто случается, что люди, а особенно подростки, не знают цели своего существования. У них нет определенного жизненного пути.
Они находятся в состоянии взрослости и детства одновременно. Это происходит потому, что физически дети подросткового возраста начинают выглядеть как взрослые, но психологически остаются еще детьми.
Если помнить о простых правилах общения с подростком, то ребенок будет чувствовать себя счастливым и любимым. Кризисные состояния ему будет легче преодолеть, имея в друзьях не только сверстников, но и родителей.
1) Учитывайте подростковый кризис.
Так как кризисное состояние обязательный этап становления взрослой и зрелой личности, то он может сопровождаться критическим поведением. Такое поведение бывает не у всех детей, но может случиться. Каковы его причины?
Подростки очень капризные люди. В этот период у них возникает очень много проблем. А именно: принятие решения куда поступить и кем быть, налаживается межличностное общение между детьми разного пола, возникают такие состояния, как «я взрослый», «хочу быть самостоятельным» и так далее.
Но сам подросток еще не готов к самостоятельной жизни и поэтому кризисные состояния неизбежны.
Что нужно делать родителям, чтобы общение с подростком было продуктивным? Подросткам нужно уделять внимание. Из-за быстрого темпа жизни и обилия информации родителям бывает просто сложно уследить за тем, как и сколько внимания они уделяют своему подростку. А ведь это очень важно.
Если ребенок чувствует, что в семье его любят, поддержат и всегда готовы выслушать, то кризисное состояние пройдет намного спокойнее.
2) Терпение.
Никогда не стоит давить на ребенка. «Расскажи мне», «Я требую, чтобы ты все мне сказал как есть» — такие фразы могут заставить подростка замкнуться в себе. Нужно уметь быть терпеливыми родителями.
Иногда стоит переждать время, чтобы ребенок сам рассказал, что его тревожит. Если времени прошло достаточно, можно поинтересоваться, что произошло. Но это должно быть очень деликатно.
3) Вычерпывайте мысли его сердца.
В том, как разговаривать с подростком, да и не только с ним — это главное. Например, вечером, придя с работы, стоит спросить как дела у ребенка в школе.
Если идет на контакт, то аккуратно и ненавязчиво поинтересоваться его общением с противоположным полом и просто друзьями. Если ребенка будет что-то волновать, то доверительные отношения помогут ему раскрыться перед родителями и лояльно решить те или иные проблемы.
4) Интерес к увлечениям подростка.
Чтобы ребенок подросткового возраста не чувствовал себя одиноким и никому ненужным, стоит интересоваться его увлечениями. Родителям стоит просто попробовать вникнуть в современную жизнь подростков. Следует знать, что сейчас модно и интересно.
Если родители будут хоть немного разбираться в современной жизни детей, то подростки, видя это, смогут общаться со своими родителями открыто. Ведь общие интересы всегда сближают людей.
5) Скажите «нет» настойчивости.
Хорошо, когда родители интересуются личной и школьной жизнью детей, но не стоит перегибать палку, если хотите, чтобы общение с детьми было правильным. Родители – все-таки родители. Они должны быть не только друзьями, но и обязательно воспитателями для своих детей.
Поэтому слишком активного участия в жизни подростка не должно быть. У всех людей должны оставаться свои секреты и личное пространство, которое не будет тронуто ни чем и ни кем.
Заключение
За чередой суеты и стрессов так не просто оставаться объективным к собственному ребенку. Как сказал Л. Н. Толстой: «Не надо воспитывать ребенка, он все равно будет похож на вас». Поэтому надо начинать изменять мир с себя, а дети будут копировать поведение родителей. Тогда ребенок вырастит цельной и гармоничной личностью.
Как вы заметили вышеуказанные правила, как общаться с детьми, очень просты, однако часто родители о них забывают. Чтобы придерживаться их следует выработать в себе определенную привычку.
И самым простым методом является распечатка данных правил, а затем повесить их на самое заметное место, чтобы время от времени их перечитывать.
С уважением, Helen.
Рекомендую посмотреть пять правил правильного и позитивного общения с ребенком
saytpozitiva.ru
Материал по теме: 10 важных правил общения с детьми.
10 важных
правил общения
с детьми
Многие родители интуитивно чувствуют, как общаться со своими детьми так, что бы они были счастливы и росли сильными благополучными личностями. Также родители помнят случаи правильного воспитания со стороны их собственных родителей и воспитателей как одни из лучших моментов детства. Как ситуации разрешения и облегчения задач взросления. С другой стороны, мы можем вспомнить массу примеров, когда наши родители обходились с нами не самым лучшим образом, что служило почвой для односторонних и взаимных обид и непонимания. Ещё большее количество примеров негативного опыта общения со взрослыми в период ранней социализации вытеснено в бессознательное и лежит в основе импринтов — базовых комплексов, которые составляют фундамент личности и определяют поведение человека в тех или иных ситуаций на всю жизнь. Однако, одного только интуитивного (и часто действенного) понимания явно не достаточно для того, что б крепко освоить навыки такого общения с детьми, которое позволяет нам, взрослым, быть с ними друзьями, снять иллюзию противоречия «отцов и детей» и воспитать свободных и счастливых людей. К тому же, мы постоянно наталкиваемся на примеры стереотипно-неправильного общения с детьми повсюду в общественных местах, не говоря уже про отдельные заведения системы образования (не все, но большинство — пока)…
1. Разговаривайте друг с другом
У каждого человека есть потребность говорить с окружающими и слушать, что говорят они. Нормальное полноценное общение друг с другом необходимо и детям, и родителям.
2. Учитесь слушать ребенка
Способность слушать — ключ к взаимопониманию. Ваш ребенок хочет, чтобы его слушали, не перебивали, не вступали с ним в спор, интересовались его чувствами, взглядами, мыслями, идеями, не настаивали на том, чтобы он слушал только взрослого.
3. Рассказывайте детям о себе
Если вы можете поделиться с ребенком своими неудачами, проблемами и бедами он легче увидит в вас не только родителя, но и друга, с которым он может, в свою очередь, поделиться чем-то важным.
4. Умейте поставить себя на место ребенка
Посмотрите на мир глазами своего ребенка, вспомните, как, возможно, и ваши родители критиковали ваши «клеши», длинные волосы, «битлов» и Высоцкого. Дайте детям почувствовать, что вы их понимаете.
5. Будьте рядом
Важно, чтобы дети знали, что дверь к вам всегда открыта, что у них есть возможность поговорить или просто побыть рядом с вами.
6. Будьте тверды и последовательны
Твердость — не значит агрессия. Это значит, что детям известны ваши взгляды на жизнь и естественное желание, чтобы их уважали. Не меняйте своих позиций под влиянием ситуаций. Хорошо, если в семье есть определенные правила и ограничения, которые меняются с возрастом ребенка. Например, полезное семейное правило — звонить, если задерживаешься. Ему должны следовать и дети, и взрослые.
7. Старайтесь все делать вместе
Нужно как можно активнее развивать круг интересов детей, чтобы показать им альтернативу, если вдруг им представится выбор, где одним из предложен ных вариантов будет наркотик.
8. Дружите с друзьями своего ребенка
Пусть они приходят к вам в дом, или вам должно быть известно место, где они собираются.
9. Помните, что каждый ребенок — особенный
Помогите ему поверить в себя, решиться сделать то, что у него до этого не получалось.
10. Показывайте пример
Вы — пример для вашего ребенка. Помните об этом, и сами старайтесь соответствовать тем строгим требованиям, которые предъявляете к своему ребенку.
nsportal.ru
Классный час на тему: Правила общения
Тема «Правила общения».
Задачи:
— познакомить учащихся с правилами речевого этикета;
— развивать речь, внимание, память;
— воспитание этических норм поведения, культуры взаимоотношений, развитие потребности хорошего тона, культуры взаимоотношений, уважения к ровесникам, старшим и младшим.
Оборудование:
— на доске запись пословиц: «Красную речь красиво слушать», «Лошадь узнают в езде, а человека в общении», «Учись вежливости у невоспитанного», «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».
— рисунки по теме урока, каждому ребёнку на листках домашнее задание.
1. Объявление темы урока.
— Прочитайте пословицы, которые записаны на доске. Как вы их понимаете?
— Определите тему урока.
2. Работа по теме урока.
1. Беседа по теме.
— Вы уже знаете, что человек живёт в обществе. Его повсюду окружают люди: в семье, в школе, в театре и магазине. Для того чтобы всем было приятно разговаривать друг с другом, чтобы у вех ладились дела, и у каждого человека было всегда хорошее настроение, нужно соблюдать правила культурного поведения, правила общения. С самого детства надо осваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно.
— Мы с вами часто разговариваем, но часто не задумываемся над тем, как мы говорим, что мы говорим, обижает ли это другого человека, а главное, мы с вами совсем не думаем над тем, что можем обидеть человека своим тоном или тем, как мы сидим или стоим.
— Как вы думаете, могут ли обидеть жесты, выражение лица человека?
В разговоре человек часто использует различную мимику (движение лица) и жесты (движения рук, ног, тела). Они могут о многом рассказать: с вниманием ли слушает один другого, нравится ли ему то, что говорит собеседник или вызывает гнев, раздражение, страх, удивление. Но не все жесты приятны. Есть жесты, которых нужно стараться избежать, потому что они показывают недоброжелательность человека, грубость и нежелание понять собеседника.
2. Работа с рисунком.
Рассмотрите рисунок №1.
— Что вы можете сказать о мимике разных лиц?
— Какое выражение лица тебе нравится? Почему?
— Какое выражение лица тебе не нравится? Почему?
— С кем из ребят приятней общаться?
— Посмотри ещё раз внимательно на рисунок и запомни жесты, которыми не надо пользоваться.
— Можно ли говорить о культуре речи тех учеников, которые обращаются друг к другу по прозвищам и кличкам?
3. Чтение и обсуждение рассказа А. Раскина «Как папу дразнили»
— Послушайте отрывок из рассказа, а затем выскажите своё мнение по поводу того, почему родители не смогли понять, о каких детях говорила на родительском собрании учительница?
…Однажды учительница сказала ребятам так:
— Я знаю, что у всех вас есть прозвища. Мне кажется, очень глупо дразнить человека за то, что у него очки, или за то, что он маленького роста. Почему вы так не уважаете себя и друг друга?
Ребята обещали забыть свои прозвища. И некоторое время они держали слово.
А потом опять в классе можно было услышать: «Цыган», «Рыжий», «Толстый», «Очкарик».
Тогда Анастасия Николаевна приняла свои меры. Вот что она сделала.
На родительском собрании она сказала:
— Поговорим теперь об успеваемости ваших детей. Цыган успевает по всем предметам, но много разговаривает на уроках. Толстый – хороший математик. Но вот грамотность его меня беспокоит. Он делает много ошибок. Федура хорошо отвечает в классе, а домашние работы делает небрежно. Рыжий – лучший художник в классе, но ему надо больше читать вслух. Рёва-Корова плохо решает задачи. Я бы прикрепила их к Очкарику.
— Как вы думаете, родители поняли, о ком шла речь?
— Приятно ли родителям было слышать эти прозвища?
Как вы думаете, какое настроение было у родителей после этого собрания?
— Какие меры могли предпринять родители после всего услышанного?
— Что вы почувствовали?
— Какие выводы сделали?
4 Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».
Живёт на свете Саша,
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
чисто,
ясно,
Как люди говорят,
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнести словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет:
«До свиданья!»
А слышится:
«До здания!»
Он спросит:
«Где калоши?»
А слышно:
«Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва – едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть,
Спросить,
Сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может, но не хочет
За речью проследить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
— Понятно ли вам, о чём говорил Саша?
— Что нужно сделать Саше, чтобы его все поняли?
5. Мини-опрос.
— А сейчас мы проверим, насколько вы знаете правила речевого этикета.
* Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим?
А) Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику.
Б) Ни в коем случае не прекращать рассказ, а сделать его более живым, интересным.
В) Остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались.
* Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей?
А) Это недопустимо.
Б) Конечно, можно, особенно если она безупречна.
* Куда деть руки во время беседы?
А) Если в руках нет ничего, то можно взяться за плечо, локоть собеседника.
Б) Если в руках нет ничего, то они останутся свободно опущенными.
В) Если руки некуда деть, то лучше их скрестить на груди.
* Допустимо ли в обществе беседовать шёпотом?
А) Недопустимо, лучше уединиться и поговорить.
Б) Допустимо, если тема разговора – глубоко личная.
В) Допустимо сказать собеседнику шёпотом не более двух-трёх слов.
3. Закрепление. Основные правила речевого этикета.
— Для чего нужно осваивать науку общения?
— Что значит умение общаться?
Умение общаться – это, в первую очередь, умение вести беседу. Старайтесь внимательно слушать человека, с которым разговариваете. При этом старайтесь смотреть ему в глаза. Не выслушав до конца то, что ваш собеседник хочет вам сказать, не спорьте и не возражайте. Даже если вы с кем-то не согласны, никогда не повышайте голос, ведь криком никого не убедишь. Не прерывайте говорящего на полуслове, не отворачивайтесь, не зевайте. Если разговор слишком затянулся, а вы спешите по своим делам, можно вежливо извиниться и сказать, что вам, к сожалению, пора уходить, но вы с удовольствием продолжите этот разговор в следующий раз.
Запомни, что люди хотят общаться и дружить с теми, кто:
— часто улыбается, знает много интересных игр, историй;
— доброжелателен, не ссорится, не злится;
— умеет поделиться не только игрушками или конфетами, но и своим хорошим настроением;
— смело вступает за правду и сам старается не лгать;
— внимательно относится к другим, замечает их настроение;
— не обижается по пустякам, но и имеет чувство собственного достоинства, то есть уважает себя.
4. Домашнее задание.
Вспомни как можно больше добрых и ласковых слов.
nsportal.ru