Аффективная привязанность
Это термин часто можно встретить в различных статьях, посвященных воспитанию детей. Аффективная привязанность – это чрезмерное желание ребенка быть постоянно с матерью. Многие молодые мамы нередко сталкиваются с таким явлением, а есть и те женщины, которые неосознанно формируют у собственного малыша подобное поведение.
Что значит термин аффективная привязанность?
Определение этого понятия можно встретить в различных трудах по психологии детского развития. Слишком сильное желание ребенка постоянно находиться рядом с матерью — вот что означает термин аффективная привязанность. Определить, что малыш испытывает именно это чувство просто. Как правило, такие дети не хотят оставлять родителей ни на одну минуту. Им не интересны игры с другими детьми, все, что они желают, это постоянно находиться рядом с матерью. Родители, столкнувшиеся с таким поведением, часто говорят о том, что ребенок устраивает истерики даже из-за того, что мама вышла из комнаты на кухню, не взяв его с собой.
Некоторые мамы в силу особенностей своего характера, сами формируют у детей аффективную привязанность. Обычно это происходит, если женщина дает ребенку двойственные сигналы, например, она одновременно обнимает малыша, то есть показывает ему свою любовь и расположение, и в это же самое время ругает его. В такой ситуации ребенок не может понять, что именно хочет сказать ему родитель своими действиями, это и приводит к сильной привязанности к маме.
Психологи советуют родителям, тщательно контролировать те сигналы, которые они посылают своим детям. Ребенок должен четко понимать, что именно за посыл он получает от мамы. В детском возрасте трудно понять возникновение тех или иных эмоций. Малыш просто не в состоянии осознать, что мама ругает его и обнимает одновременно из-за того, что сильно испугалась за него. Зато он чувствует, что происходит что-то странное, а значит, пугающее. Попытки подстроиться под поведение родителей часто могут закончиться тем, что ребенок будет стараться все время находиться рядом с мамой.
womanadvice.ru
Аффективная привязанность ребенка – что это
Отношения между матерью и ребёнком, как правило, не поддаются описанию. Гармоничное взаимодействие, понимание с полуслова, забота — основные составляющие крепких семейных отношений.
Содержание статьи:
Терминология
Любой малыш с детства ставит мать превыше всего, привязываясь как физически, так и эмоционально — не может долго без внимания, любит обниматься или даже просто держаться за руку.
Это спокойный процесс, не вызывающий никакой тревожности. Куда опаснее, когда развивается тревожный, сопротивляющийся тип привязанности — ребёнок практически не отходит от матери.
Аффективная привязанность — малоэффективная привязанность ребёнка к матери, когда он не может обходиться без внимания родительницы долгое время. Процесс взросления и взаимодействия с окружающим миром не должен быть сосредоточен только на матери.
Мама, безусловно, является символом безопасности и поддержки для любого малыша. Однако проявление эмоциональной привязанности стоит контролировать, иначе процесс будет необратим.
Типы привязанности
Существует две разных точки зрения относительно феномена. Они не разделяются на положительную и негативную, а скорее классифицируют это явление:
- как чрезмерную привязанность;
- как вид искаженной привязанности.
Последний тип предполагает нестабильные реакции вроде одновременного проявления злости и радость. Самый подходящий пример: ребёнок рад возвращению матери, но кричит на неё из-за того, что она ушла. Подобное поведение развивается вследствие отношения самих родителей, а в особенности мамы.
Собственный ребёнок для каждого взрослого — особенный, потому мамы порой могут относиться совсем неоднозначно. Хвалить за собранные вещи и немедленно ругать, что мягкие игрушки перемешаны с кубиками. Пример исключительно субъективный, но такое поведение влияет на формирование реакции ребёнка на окружающий мир.
Непоследовательное материнское поведение заставляет малыша переживать. Он не в силах понять, что такое правильно, а что неправильно — зачастую в силу возраста. А родительница не разъясняет, потому что часто действует на эмоциях, испытываемых в тот момент.
Подобная ситуация, которую ребёнок может расценить неправильно и взять за образец поведения, когда мамочка ведет себя по-разному.
Например, в присутствии бабушки родительница ласковая, хвалит, ерошит волосы. Но, когда бабули рядом нет, проявляет холодность, не обращает внимание. Малыш выделяет для себя двойственный стандарт поведения, и сильная привязанность начинает выражаться в его неуверенности: а захочет ли мама того же?
Например, попросившись на руки, чадо тут же захочет обратно. Потому что боится, что мамочка его отругает, при этом сильно желает исполнить своё желание.
Последствие аффективной привязанности
Такое воспитание вырабатывает привязанность как форму манипуляции. Ребёнок понимает: если он устроит истерику, то тут же получит желаемый результат.
Таким образом, искаженность эмоции по отношению совсем не предел. Точно такое же поведение будет наблюдаться по мере взросления, и приведет к расстройству психики.
На сегодня выделяется два расстройства вследствие аффективной привязанности:
- Расторможенное — малыш не видит границ между своими взрослыми и чужими, липнет ко всем подряд. Это не только невежливое поведение, но и опасное: доверие ко всем может сыграть злую шутку.
- Реактивное: мать центр целой вселенной. Дите отказывается от любых внешних контактов.
Характерно, что проявляются также другие психологические проблемы: стресс, эмоциональные потрясения и множество фобий.
Родителям нужно осознавать, что в детстве заложенные программы поведения останутся на всю жизнь. Модель отношений будет проигрываться раз за разом на окружающих, что приведет к проблемам в юношестве, а после и взрослой жизни.
Формирование стабильной привязанности
Не болезненные отношения можно выработать, если вовремя заметить изменения в ребёнке. В этом случае помогут три ключевых момента: постоянство, контакт и чуткость со стороны матери.
Постоянное повторение одинакового поведения матери позволит малышу усвоить именно эту модель. Правильно отреагировать на плач — успокоить, разговорить, при контакте следует улыбнуться и спросить о том, чего он желает. Сформируется здоровая привязанность, показывающая, что мама именно тот человек, что всегда поможет и поговорит.
Контактировать следует не только на физическом уровне, но и на эмоциональном — например, улыбаться, когда брать на руки, или хвалить, если малыш подал руку для рукопожатия. Но не стоит сюсюкать, главное тут показать хорошее отношение.
Последний параметр — чуткость. Мама всегда должна реагировать, принимать своё чадо и понимать его желания. Всё что потребуется — доверять и верить в него.
gidinform.ru
Аффективная привязанность ребёнка — что это значит
Психологические термины всё чаще используются в обиходе, и один из них – аффективная привязанность ребёнка что это, давайте разберёмся, попробуем рассказать простыми словами о сложном.Инфо
Любой психически здоровый ребёнок очень привязан к маме, это естественная потребность заложена природой. Мать, с точки зрения эволюции является гарантией того, что ребёнок сможет выжить. Человеческие дети меньше других приспособлены к выживанию – по сравнению с другими млекопитающими мы взрослеем намного позже. Даже на ножки человек становится ближе к полугодовалому возрасту, тогда как многие детёныши делают это с рождения.
Привязанность необходима, но иногда она может иметь патологический, нездоровый характер. Причины кроются как в поведении матери по отношению к ребёнку, так и в обстоятельствах его появления на свет. Замечено что дети, отлучённые от матери, в первые дни после рождения, склонны к проявлению чрезмерной и даже болезненной привязанности в будущем.
Вероятно, кроха, ощутивший отсутствие защиты в лице мамы, подсознательно боится её потерять и делает всё возможное, чтобы не расставаться даже на короткое время. Это одна из возможных причин появления аффективной привязанности.
Другая причина – деструктивное поведение самой женщины. Противоречивые знаки внимания, которые она оказывает своему ребёнку порождают внутренний конфликт, и малыш не знает как нужно реагировать на быстро сменяющиеся ласки и крики, нежность и грубость. Как следствие, нездоровое поведение ребенка.
Что значит аффективная привязанность
Сильная привязанность ребёнка к матери проявляется в нежелании отпускать её из дома, из комнаты и, вообще, терять из поля зрения. Как только малыш не видит маму рядом с собой, его охватывает паника с последующей истеричной реакцией. Это очень усложняет жизнь обоим, но преодолеть данное явление крайне трудно. Особенно сильно такие эмоции проявляются в младенческом возрасте. Когда малыш подрастает и начинает активно интересоваться миром вокруг, личность матери отходит на второй план и острая необходимость в ней отпадает. Однако сильная привязанность может проявляться до школьного возраста, а при неправильном поведении родителей грозит обернуться психологической травмой, которая останется на всю жизнь. Травмы такого рода оставляют след в психике и влияют даже на его взрослую жизнь, на взаимоотношения с братьями, сёстрами, противоположным полом.
Психология привязанности ребёнка имеет глубокие корни. Уникальная связь формируется ещё во время вынашивания, когда плод полностью зависит от матери и после рождения она только усиливается. Психологическая связь матери и ребёнка очень важна для обоих, если её нет, малыш утрачивает ощущение безопасности, что плохо сказывается на его душевном равновесии.
Как отучить ребёнка от привязанности к маме
Нарушение привязанности у детей может быть связано с нервной системой. Очень чувствительные дети буквально физически испытывают дискомфорт от отсутствия матери рядом. Они могут вырасти людьми, склонными к сопереживанию, эмпатии, сочувствию. При условии, что мама сумеет набраться терпения и преодолеет трудный период вместе со своим ребёнком. Если близкий взрослый человек теряет терпение, и проявляет агрессию в ответ на потребность быть рядом – он получит такое же агрессивное и чёрствое отражение в будущем в виде собственного ребёнка. Не нужно отучать малыша от мамы, нужно расширять круг его интересов, и он изменится сам.
Важно
Если ребёнок сильно привязан к маме, что делать? Ни в коем случае не проявлять агрессию, нетерпение и злость. Конечно, очень трудно молодой маме справляться с такой эмоциональной нагрузкой, хочется переключиться, отдохнуть хоть минуту, но настойчивое внимание не даёт покоя.
Из-за болезненного желания быть рядом мать ограничена даже в обычной жизни – посещение душа или туалета становится проблемой. Невозможно оставить дитя с другим человеком или доверить воспитателю в детском саду.
Следствием сильных эмоций, которые испытывает ребёнок могут стать даже соматические симптомы. Появляется высокая температура, фантомные боли и другие проявления болезненного состояния, которые проходят в присутствии родителей.
Что делать? Проявлять огромное терпение и постепенно приучать ребёнка к самостоятельности неагрессивными методами. Важно помнить, что психику ребёнка легко травмировать неосторожным поведением. Нужно относиться к этому не как к наказанию, а как к особенности малыша и дару, который достался вам обоим. Если не отталкивать сына или дочь, перетерпеть этот период – ребёнок ответит в будущем огромной заботой и любовью, которая так необходима родителям взрослых детей.
Некоторые родители провоцируют такой тип поведения, выбирая так называемое естественное родительство – когда малыш первые годы в буквальном смысле висит на маме или папе. Для этого используется слинг и совместный сон.
Ребёнок в такой модели семьи ощущает безопасность, но он лишён возможности познавать мир самостоятельно, эмоционально и физически, он получает информацию «из рук» родителей. Собственный опыт накапливается с опозданием и в искажённом виде.
Проблемы привязанности могут крыться и в родителях. Гиперопека над ребёнком, патологическое желание защитить, страх потерять оборачиваются против них самих. Малыш вырастает и начинает самостоятельную жизнь, но он не готов. Психика реагирует непредсказуемо. Появляются новые проблемы, которые гораздо страшнее, чем аффективная привязанность.
topwoman.info
Что такое детская привязанность, ее влияние и виды. Детская привязанность как основа личности
Психология не рассматривает ребенка до года как самостоятельный элемент. Принято говорить о диаде «мать-дитя». Отношения с матерью, привязанность к ней определяют характер взаимодействия с людьми в дальнейшем. Мать оказывает первичное влияние на эмоциональное развитие ребенка. От характера этих отношений зависит способность к эмпатии, построению близких отношений, нежности, любви.
Понятие и суть термина
Изучением детской привязанности занимался английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби.
Детская привязанность – мотивационная система, возникающая между ребенком и значимым взрослым сразу после рождения. Главная функция – выживание младенца.
Источник привязанности – гормон окситоцин. У женщин он выделяется еще во время беременности. После родов его концентрация в крови ребенка и матери максимальна. Это и обеспечивает обоюдную нежность и привязанность. Это называют материнским инстинктом.
При недостатке окситоцина мать не испытывает привязанности, нежности к ребенку. Гормональный дисбаланс возникает на фоне органических и приобретенных поражений мозга, под влиянием стресса, психологических травм, неадекватной привязанности в детстве у самой матери.
Влияние привязанности
Первые месяцы жизни ребенка полны страхов, тревог. Мама – источник безопасности, спокойствия. Доверие к матери позже распространяется на доверие ко всему миру. В этом и состоит значимость детской привязанности. Она влияет на отношение человека в будущем к миру. Если ребенок не чувствует безопасности, не доверяет матери, то в будущем он будет мнителен в отношении всех людей.
Для ребенка важен визуальный, тактильный, эмоциональный, речевой контакт с мамой. Иначе потребность в близости, безопасности остается неудовлетворенной.
По мере взросления у ребенка возникает не менее сильная потребность в самостоятельности, активности, исследовательской деятельности. Эмоциональная привязанность тогда выполняет поддерживающую функцию. Под этим подразумевается поддержка матери со стороны, принятие ребенка. В результате он без эмоционального стресса проявляет самостоятельность.
Привязанность необязательно должна быть между ребенком и мамой. Она возникает между ребенком и тем взрослым, который регулярно удовлетворяет его потребность в близости, безопасности. С возрастом привязанность укрепляется или разрывается.
Нормально, когда привязанностей становится несколько или детская привязанность ослабевает. Дети вырастают, встречают любовь, заводят семьи. Конечно, если их научили этому, если сформировалась адекватная привязанность.
Диагностика привязанности
Для диагностики привязанности уже несколько десятилетий используется методика «Незнакомая ситуация». Оптимальный возраст ребенка на момент диагностики – год-полтора года. Маму и малыша помещают в реально незнакомую игровую комнату. За их поведением наблюдают психологи. Тестирование предполагает 8 этапов, каждый из которых длится по 3 минуты и снимается на видео:
- Первый и второй эпизоды одинаковы. Мама и ребенок заходят в комнату. Малыш начинает изучать игрушки. Мама не мешает, при необходимости обоснованно ненавязчиво помогает. Ребенок доволен, спокойно играет рядом с мамой.
- В помещение заходит незнакомый человек. Через 2 минуты начинает беседу с мамой. В норме ребенок проявит небольшое стеснение, смущение, страх, приблизится к маме. При этом будет с любопытством смотреть на взрослого. Чуть позже незнакомец предлагает ребенку поиграть вместе с ним. Мама не против.
- Наблюдатели подают сигнал, что маме нужно выйти. Она говорит малышу пару теплых слов и оставляет с незнакомцем. Привязанность заставляет ребенка смотреть вслед маме, звать, а то и плакать. Незнакомец пытается отвлечь игрой. Удается это не всегда.
- Мама возвращается, берет ребенка на руки, говорит теплые слова. Малыш успокаивается, возвращается к игре. Незнакомец уходит.
- Наблюдатели снова дают сигнал, что маме нужно выйти. Ребенок остается один. В этот раз он сильно плачет, кричит.
- Сначала заходит предшествующий незнакомец. Пытается утешить ребенка.
- Если ребенок не успокаивается, заходит мама.
На этом диагностика заканчивается. Наблюдатели анализируют поведение ребенка и делают вывод о том, какой вид привязанности актуален в данном случае.
Подобное наблюдение можно провести в обычных условиях, например, на детской площадке или в гостях.
Виды привязанности
Привязанность бывает 4 видов:
- Надежная привязанность. Ребенок бурно реагирует на расставание, ищет маму, плачет. После возвращения мамы малыш радуется, тянется к ней. Быстро успокаивается и снова приступает к игре.
- Ненадежная привязанность и избегающее поведение. Ребенок слабо реагирует на расставание. Может выразить легкий протест и проводить взглядом. От игры не отрывается. На возвращение реагирует обидой, не разрешает брать себя на руки, отвергает маму. Специалисты рассматривают подобную реакцию как особенности темперамента и защитный механизм психики на стресс от разлуки. Психофизиологическое обследование детей с таким типом реагирования показало более высокий уровень гормона стресса, чем у группы предыдущего вида.
- Надежно-амбивалентная привязанность. При расставании ребенок впадает в истерику. После возвращения его не может успокоить даже мама. Малыш одновременно жаждет телесного контакта, но при этом проявляет агрессию: отворачивается, дерется, кусается, дергает ногами.
- Ненадежно-дезорганизованная привязанность. Наблюдается неопределенность поведения ребенка. Он то бежит за мамой или к маме, распахнув объятия, то останавливается, разворачивается и убегает еще дальше. Действия неточные, замирающие в процессе. Такая реакция, как правило, сигнализирует о клиническом случае развития ребенка или о жестоком обращении с ребенком, пренебрежении нуждами, насилии, алкоголизме и других зависимостях родителей.
Детская привязанность помогает ребенку воспроизводить в памяти образ значимого человека, в трудную минуту или при разлуке обращаться к этому образу. В будущем параллельно этому образу человек создает другие привязанности.
Важно! Формируется привязанность в первый год жизни. До этого времени не рекомендуется отдавать ребенка в ясли или надолго разлучать с мамой.
Последствия привязанности
Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.
Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.
Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:
- Рискованное поведение человека в дальнейшей жизни. Будучи ребенком, он не чувствовал внимания и каких-либо ограничений со стороны матери ради безопасности.
- Социальная неразборчивость, чрезмерное доверие, безбоязненность. Возникает на фоне отсутствия одного значимого взрослого.
- Робость в выражении чувств. Предпосылка – телесные наказания, физическое насилие, жестокое обращение. Если ребенок одновременно видел в маме источник безопасности и источник опасности, то в будущем в выражении чувств к другим значимым людям будет очень сдержан.
- Агрессия как проявление привязанности. Если родители общались друг с другом и с ребенком агрессивно, отказывали малышу в близости, то он решит, что это и есть язык проявления любви, привязанности. Из таких детей вырастают семейные тираны, грубияны, не терпящие отказов.
- Патологические влечения к еде, играм. Формируется в ситуации, когда значимый взрослый удовлетворяет потребность ребенка не близостью, а едой, игрой. В будущем человек сам будет удовлетворять потребность в близости с помощью еды, трудоголизма, наркомании, зависимых отношений.
Послесловие
Привязанность – система отношений ребенка и взрослого. В ней малыш усваивает основы социального взаимодействия, учится сотрудничеству, уважению, пониманию чувств других людей, любви, дружбе. Особенности привязанности передаются из поколения в поколение.
Недостаток привязанности, как и избыток, опасны. В первом случае ребенок боится исследовать мир, не уверен в себе, чувствует себя ненужным. Во втором случае из-за чрезмерной опеки или материнского страха оказаться покинутой ребенок вырастает несамостоятельным. Я уверена, вам известны ситуации несчастных 40-летних мужчин, неспособных расстаться с мамой. Почему-то дочери реже оказываются в подобной зависимости.
psychologist.tips
Как формируется психологическая привязанность — Психологос
Фильм «История о нас»
Психологическая привязанность живет чередой ярких и не обязательно только позитивных событий…
скачать видео
Фильм «Мир эмоций: искусство быть счастливее. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов»
Взрослые люди умеют управлять своими привязанностями.
скачать видео
Привязанность — это связь, которая притягивает и удерживает человека рядом с кем-то или чем-то, когда его с этим не связывает ни чувство любви, ни интерес либо выгода.
К кому или к чему только не привязываются люди! К своей любимой ложке и щенку, к работе и месту жительства, к старой кофте и друг к другу… Некоторые из этих привязанностей понятны и оправданны, другие больше похожи на чудачества, часть — большая жизненная неприятность. Большинство современных людей привязаны к комфорту, к телевизору, интернету, мобильнику — ко всему этому тянет, даже когда человек понимает, что без этого обойтись можно и даже лучше бы обойтись. Люди привыкают к своему любимому креслу, к джинсам, к теннисной ракетке — это тоже варианты бытовых привязанностей. Тем более каждому знакома привязанность между людьми — дружеская привязанность, привязанность между детьми и родителями, любовная и супружеская привязанность.
Такие межличностные привязанности могут иметь разную природу: когда-то житейской, а иногда психологической привязанностью. Житейская привязанность — это привязанность к привычным удобствам и обстоятельствам жизни, иногда неготовность напрягать себя неуютом и неприятностями в случае разъезда. «Почему вы не разъедетесь, вам же трудно друг с другом? — А куда я уеду одна с ребенком? Мне уезжать некуда, квартиры нет, денег снимать квартиру — тоже нет». Более интересна психологическая привязанность — связь между людьми, проявляющаяся то в желании постоянной близости и ощущении защищенности рядом с каким-то человеком, то в боли от потери близости или страхе такой потери.
Самый известный вид психологической привязанности — это привязанность ребенка к матери, как, впрочем, и обратный вариант — привязанность матери к ребенку. По мере взросления ребенка следует различать привязанность ребенка к матери и любовь ребенка к матери. Чем более дети становятся взрослыми людьми, тем больше в отношениях должно быть любви и меньше привязанности.
Психологическая привязанность может быть как здоровой, так и больной. Здоровая (условная) привязанность — это близкая эмоциональная связь тогда, когда она нужна, и возможность легкого прекращения привязанности, когда она неактуальна. Если привязанность перестает быть мягкой, когда отсутствие предмета привязанности вызывает уже боль — говорят уже о больной привязанности. Невротическая, больная привязанность — жесткая психологическая связь, когда даже представление о существовании без объекта привязанности вызывает страх и боль, ломку на уровне души. Тем более тяжелы переживания в случае, когда человек лишается объекта своей больной привязанности…
В случаях, когда привязанность превращается в нечто, что лишает человека всякой свободы, говорится уже о зависимости, как например, зависимость от алкоголя или наркотиков.
Еще раз пройдемся по понятиям: привык к яблокам на завтрак и ем, их не замечая — это простая привычка. Привык и хочется яблоки на завтрак — это уже привязанность как разновидность привычки. Мне нельзя яблоки, сам себя ругаю, но жру яблоки на завтрак — это зависимость. Привязанность похожа на клей — если клей по типу липучки, это легкая привязанность. Если клей схватил намертво и отдирать приходится с кровью — это зависимость.
Действительно, психологическая привязанность формируется в первую очередь как привычка, просто как результат длящегося контакта, то есть повторения значимых переживаний. Если люди ранее не знакомые люди начинают жить рядом друг с другом и между ними завязываются отношения, со временем эти отношения практически неизбежно перерастают в привязанность.
Женщины, вступая в близкие отношения с привлекательным мужчиной, обычно изначально тяготеют к отношениям с привязанностями, к семье МЫ, в то время как со стороны мужчины чаще проявляется опаска и желание более дистанцированных, более свободных отношений Я плюс Я. Мудрые женщины, знающие природу возникновения привязанности, «покорно» соглашаются на отношения Я плюс Я, а иногда и лукаво сами предлагают их особо осторожным мужчинам, знают главное: с течением времени все отношения Я плюс Я естественным образом переплавляются в семью МЫ…
Если люди безразличны друг к другу, то привязанность между ними не образуется и при длительном времени контакта. Неприязненно относящиеся люди парадоксальным образом тоже привязываются друг к другу (смотри Стокгольмский синдром), быстрее всего психологическая привязанность возникает в отношениях, где фон взаимно положительного отношения чередуется с яркими моментами негативных вспышек. Чем дольше длятся отношения и чем ярче сопровождающие их переживания, тем быстрее возникает привязанность и тем крепче она становится.
Маленькие добавки дискомфорта от потери близости усиливают привязанность, однако в больших дозах привязанность либо уничтожают, либо переводят ее в формат больной привязанности.
Как привычка, психологическая привязанность формируется постепенно, однако нередки случаи, когда привязанность возникает практически мгновенно, по механизму якорения. В животном мире это феномен импринтинга, в человеческой жизни — это запечатление и влюбленность с первого взгляда… Важно понимать, что у людей подобное якорение срабатывает только в случае особого состояния человека, а именно гормональной поддержки, внутреннего психологического настроя («ее душа его искала») и специфической философии жизни, где любовная привязанность является одной из главных жизненных ценностей. Чем в большей степени человек живет на уровне человека-организма, тем чаще и легче он (она) привязывается. Человек-личность с развитым разумом и волей допускает в своей жизни только те привязанности, которые полезны, и прекращает привязанности не нужные.
Переживается привязанность разнообразно — как чувство близости, как любовь, как ощущение груза, как лишение свободы, как страх. Нередко привязанность принимает форму любви: заботимся, чтобы не потерять и слушаемся, чтобы на нас не сердились и от нас не отдалялись. Действительно, сильная психологическая привязанность очень похожа на любовь, и в жизни любовь и привязанность легко путаются, тем более что к одному и тому же человеку у нас может быть одновременно и любовь, и привязанность. Кроме того, мы зависимы от того, к кому привязаны, и поэтому, боясь его потерять, вынуждены о нем заботиться. И тогда привязанность действительно оказывается очень похожей на любовь, оказываясь любовью в добровольно-принудительном варианте.
Любовная привязанность — особый вид психологической привязанности, обычно с чертами больной привязанности, а то и зависимости от объекта любви. Главная черта любовной привязанности — это не радость и не забота, связанные с объектом любви, а любовные страдания, которыми человек когда мучается, а когда со сладострастием упивается.
Умные люди сами с удовольствием привязываются к тому, что их будет по жизни поддерживать, а также к тем людям, общение с которыми радостно или полезно. При этом, привязываясь, они предпочитают не жесткую, а условную привязанность, устроенную как карабин у альпинистов: когда нужно, мы надежно привязаны. Если привал и лучше быть свободным, карабин отщелкивается и мы — свободны.
Привязанности хороши, пока вы нужны друг другу и ваши привязанности — не больные, мягкие, скорее игровые. Если же в отношениях у вашего партнера проявляется жесткая, больная привязанность к вам, то это ситуация опасная. Как предупредить такие отношения и как себя вести, когда к вам привязываются не самые адекватные люди, смотри Профилактика больных привязанностей.
www.psychologos.ru
Как настроить ребенка на детский сад, аффективная привязанность
Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад.
-Не отдавайте ребенка в детсад в разгаре кризиса трех лет. Этот кризис — первая попытка самореализации.
-«Раскройте секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
-Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
-Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.
-Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
-Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
-Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
-Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня .
-Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
-Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
-Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения. Как надо родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад.
-Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
-Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфлитный климат для него в семье.
-Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
-Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.
-Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы. Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад
-В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
-«Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.
-Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
-Наказывать за детские капризы. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничто не угрожает.
Как настроить ребёнка идти в садик?
Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность, он определяет до каких допустимых границ могут простираться его действия в этом мире. При малейшем страхе, намеке на опасность он бежит искать защиты и помощи у взрослых, становясь образцом послушания. Это — признание своей ошибки и просьба о помощи. Ведь своего опыта еще нет. Требуется грамотная помощь взрослых: в трудной ситуации — дать образец новой формы поведения в изменившихся условиях.
При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.
Аффективная привязанность
Это термин часто можно встретить в различных статьях, посвященных воспитанию детей. Аффективная привязанность – это чрезмерное желание ребенка быть постоянно с матерью. Многие молодые мамы нередко сталкиваются с таким явлением, а есть и те женщины, которые неосознанно формируют у собственного малыша подобное поведение.
Что значит термин аффективная привязанность?
Определение этого понятия можно встретить в различных трудах по психологии детского развития. Слишком сильное желание ребенка постоянно находиться рядом с матерью — вот что означает термин аффективная привязанность. Определить, что малыш испытывает именно это чувство просто. Как правило, такие дети не хотят оставлять родителей ни на одну минуту. Им не интересны игры с другими детьми, все, что они желают, это постоянно находиться рядом с матерью.
Собираем кроху в детский сад
Родители, столкнувшиеся с таким поведением, часто говорят о том, что ребенок устраивает истерики даже из-за того, что мама вышла из комнаты на кухню, не взяв его с собой.
Причинами появления такой чрезмерной привязанности могут быть совершенно различные вещи. В определенном возрасте у малыша возникает Эдипов комплекс или комплекс Электры. Именно в это время могут появиться признаки аффективной привязанности, которые пройдут со временем. Более серьезной психологи считают ситуацию, когда мама сама формирует у малыша подобное поведение.
Поведение родителей и его влияние на детей
Некоторые мамы в силу особенностей своего характера, сами формируют у детей аффективную привязанность. Обычно это происходит, если женщина дает ребенку двойственные сигналы, например, она одновременно обнимает малыша, то есть показывает ему свою любовь и расположение, и в это же самое время ругает его. В такой ситуации ребенок не может понять, что именно хочет сказать ему родитель своими действиями, это и приводит к сильной привязанности к маме.
Психологи советуют родителям, тщательно контролировать те сигналы, которые они посылают своим детям. Ребенок должен четко понимать, что именно за посыл он получает от мамы. В детском возрасте трудно понять возникновение тех или иных эмоций. Малыш просто не в состоянии осознать, что мама ругает его и обнимает одновременно из-за того, что сильно испугалась за него. Зато он чувствует, что происходит что-то странное, а значит, пугающее. Попытки подстроиться под поведение родителей часто могут закончиться тем, что ребенок будет стараться все время находиться рядом с мамой.
О Центре раннего развития «Ступеньки»
1 марта 2007 года в городе Зеленограде под эгидой Муниципального учреждения «Заря» открылся Центр раннего развития «Ступеньки» (Монтессори-центр) для малышей от 8 месяцев до 3-х лет.
Создателей «Ступенек» в их работе вдохновляет только одно чувство — чувство всепоглощающей любви к Малышу. Каждый сантиметр нашего пространства пропитан заботой, теплом и вниманием к нашим маленьким посетителям. Специально подготовленная среда построена таким образом, что, попадая в нее, каждый ребенок находит для себя что-то интересное и занимательное, а так как самый дорогой на свете человек — Мама — находится рядом, то процесс адаптации в среде центра проходит чаще всего безболезненно и незаметно.
В нашем центре вниманию малышей представлены следующие зоны:
- Зона развития крупной моторики
Здесь ребенок может бегать, прыгать, отрабатывать координацию движений, «купаться» в сухом бассейне, лазать по шведской стенке, размер шага которой соответствует шагу малыша, и многое другое. - Зона сенсорики
В этой зоне мы знакомимся с предметом, его формой, цветом, размером, развиваем тактильные ощущения, барическое чувство, осязание, обоняние. - Зона развития речи
Многочисленные фигурки животных, растений, карточки, объединенные по единому признаку, а также разнообразные предметы окружающего мира расширяют словарный запас малыша, учат новым понятиям. - Зона мелкой моторики
Самая любимая зона всех наших малышей.4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду
Здесь мы занимаемся с крупами: пересыпаем, просеиваем, перекладываем, сортируем, ищем спрятанные предметы и тому подобное.
- Водная зона
Не менее любимая малышами зона. Многочисленные тазики, кувшинчики, стаканчики, мисочки так и просятся в руки… И мы льем, переливаем, доливаем, вылавливаем, а еще взбиваем пену. Здорово? - Творческая зона
Здесь мы развиваем наши многочисленные способности в рисовании, лепке, аппликации, оригами, коллажах и многом-многом другом творчестве.
Наши полуторачасовые занятия начинаются и заканчиваются с групповых кругов, на которых мы играем в пальчиковые игры, танцуем под замечательные песенки, общаемся и веселимся!
В нашем центре право выбора деятельности остается за нашими малышами, а мы — преподаватели — всегда находимся рядом и всегда готовы придти на помощь по первому зову.
Занятия первой половины дня:
1. Группа «Грядка Гениев» (3-6 лет)
Ежедневно по буднямс 9.30 до 13.30
2.Группа Тоддлеры (2-3 года) без сопровождения взрослых
С 9.00 до 11.00 и с 11.15 до 13.15
2 (вт+чт) или 3 (пн+ср+пт) раза в неделю
Занятия второй половины дня:
1.Группа «Грядка Гениев» (3-6 лет)
с 17.00 до 19.00
2 (вт+чт) или 3 раза в неделю (пн+ср+пт)
Группа «Вместе с мамой» (8 мес. — 3 лет)
с 16.30 — 18.00 и с 18.00 — 19.30
1 (ср) или 2 раза в неделю (пн+чт или вт+пт)
Ждем Вас и Ваших Малышей
в нашем Центре «Ступеньки»!
Как будить ребенка в детский сад
triumph-strategy.ru
ТИПЫ ПРИВЯЗАННОСТИ — привязанность к ребенку — запись пользователя Eлена (Ledesigner) в сообществе Психология в категории Библиотека. Статьи, очерки, полезная информация.
как установить ник в контактеТипы привязанности были впервые исследованы и описаны в конце 1960- гг. американо-канадским психологом Мэри Эйнсворт в ходе эксперимента «Незнакомая ситуация». В течение 72 часов исследователи наблюдали за мамами и детьми первого года жизни у них дома, обращая особое внимание на стиль взаимодействия в системе мать-дитя. Затем в возрасте 12 месяцев их приглашали в лабораторию, где за детками наблюдали в ситуации разделения с мамой (мама и малыш заходили в комнату, где уже находился незнакомец, мама начинала играть с малышом, а потом выходила, на последнем этапе малыш вообще оставался в комнате один). М. Эйнсворт выделила несколько типов реакции малышей.
1. Безопасная (надежная) привязанность. Выражается в том, что с мамой ребенку хорошо, поскольку она чутко реагирует на его потребности и удовлетворяет их. Если мама уходит, малыш беспокоится, расстраивается, но потом достаточно легко отвлекается на игрушки и интересные занятия. Когда же мама возвращается – он кидается к ней на руки, быстро успокаивается, а затем продолжает свои дела. Это говорит о сильной потребности в близости с ней. Считается и подтверждается жизнью, что детки с «безопасной привязанностью» более активны, открыты, самостоятельны, интеллектуально развиты и верят в свои силы. Ведь у них вырабатывается чувство, что они защищены, у них есть надежный тыл («надежная база» - по выражению М. Эйнсворт). Они уверены в постоянстве и доступности родителя, поэтому могут расслабиться и исследовать окружающий мир.Наиболее важный фактор для формирования надежной привязанности – эмоциональная доступность мамы, ее сензитивность, способность откликаться на сигналы малыша, устанавливать с ним зрительный контакт, синхронизировать действия, вести диалог. Большое значение имеют также личные качества мамы – уверенность в себе и правильности собственных действий (и способность не терять эту уверенность в трудных ситуациях), доверие к себе и людям, умение регулировать свое состояние, расставлять приоритеты, выстраивать отношения.
2. Амбивалентная (сопротивляющаяся) привязанность. Выражается в том, что даже в присутствии мамы малыш тревожен и не уверен в себе. Когда мама уходит, эта тревога повышается еще больше. Когда мама возвращается, малыш бежит к ней, но не для того, чтобы обнять, а чтобы выразить свою обиду – укусить, ударить. Поведение таких детишек все время двойственно. Они одновременно и отчаянно добиваются контакта, и сопротивляются ему. То ластятся, то сердито отталкивают родителя и сами страдают от этого. Такой тип привязанности формируется на фоне напряженности, непоследовательности, непредсказуемости мамы, которая то чрезмерно внимательна к ребенку, то игнорирует, то взрывается и обижает его, делая и то, и другое, и третье в зависимости от своего настроения, лишая тем самым ребенка возможности понять, можно ли на нее положиться, будет ли она рядом, если понадобится?
Взрослея, «амбивалентные» детки сохраняют внутреннюю тревожность и зависимость. Часто они чувствуют себя одинокими, никому ненужными. А иногда неосознанно «цепляют» родителей, стараясь раздражить их и спровоцировать на наказания, чтобы быть в центре внимания.
3. Избегающая привязанность. Выражается в том, что такие малыши выглядят очень уверенными и самостоятельными, но при этом их контакты с мамой редки, они их даже избегают. На уход и приход мамы они вообще никак не реагируют, оказываясь у нее на руках, отстраняются, как бы отрицая какие-либо чувства к ней. Эта безразличная, сдержанная, даже отвергающая манера («мне никто не нужен») – на самом деле способ защитить себя, попытка забыть о своей потребности в матери, которая – как выясняется – неотзывчива, нечувствительна и скупа на проявления любви. Мамы «избегающих» деток, как правило, редко берут их на руки, не выражают эмоций, часто оставляют на попечение других людей, активно вмешиваются в игры, говоря «что нужно» и «как правильно».
Вырастая, такие дети стремятся эмоционально отгородиться от «ранящего» мира, не могут поверить другим настолько, чтобы установить с ними близкие, доверительные отношения. Внешне они выглядят подчеркнуто независимыми, даже самонадеянными, однако глубоко внутри сильно неуверенны в себе. Их «черствость», эмоциональная недоступность, критичность, установка «никому нельзя доверять», неумение сострадать, раскрыться даже перед самыми близкими людьми – все та же защита, уходящая корнями в раннее детство. Они ведут себя так для того, чтобы никогда больше не испытывать запредельную боль отвержения.
4. Дезорганизованная привязанность. Ее еще называют «выжженная душа». Этот тип не был описан у Эйнсворт. Выражается в том, что при уходе матери ребенок застывает, а при ее возвращении убегает от нее. «Дезорганизованный» тип отношений характерен для детей, которых систематически бьют, над которыми издеваются. В таких семьях часто встречается крайне жёсткий, даже жестокий отец и слабая мать, неспособная защитить ребёнка. Либо такие дети растут у депрессивных матерей, которые большую часть времени вообще никак не реагируют на ребенка, а когда реагируют – то агрессивно. Детям с этим типом привязанности свойственны хаотические, непредсказуемые эмоции и реакции.
5. Симбиотическая привязанность (смешанный тип). Такие детки не отпускают мам от себя ни на шаг, постоянно привлекают к себе их внимание, проверяют включенность, заглядывают в глаза («а ты точно-точно меня любишь?»), очень болезненно реагируют на то, что мама отворачивается от них, общается с кем-то еще.
Симбиотическая привязанность формируется, как правило, в семьях с очень тревожными мамами, которые ориентируются на некие «правильные» представления о воспитании, стараются избежать ошибок и уверены в небезопасности окружающего мира. У них самих очень сильная сепарационная тревога и необходимость в постоянном подтверждении: только со мной моему малышу будет хорошо. Однако при этом на потребности ребенка они отвечают лишь при прямом зрительном контакте и выраженных сигналах в виде, например, плача. Дети у таких мам тоже вырастают тревожными. Им трудно отделиться от мамы и понять, кто они на самом деле.Что здесь еще хотелось бы отметить? Сформированный в младенчестве тип привязанности – не вечный, он динамичен и может меняться в зависимости от различных факторов. Например, заботливая бабушка, внимательная, неравнодушная няня способны «развернуть» ребенка с избегающей привязанностью, дав ему опыт безопасной близости, доступности и тепла. И наоборот, надежный тип привязанности может по мере взросления ребенка приобретать черты амбивалентной или избегающей из-за травматичной разлуки с мамой, конфликтов в семье, разводов, многочисленных переездов или утраты близких родственников.
Тем не менее, это та основа, на которой затем происходит дальнейшее развитие психических процессов и личности ребенка.Как я уже говорила, мы переносим сложившуюся модель привязанности на отношения с другими людьми. Т.е. чему научились в детстве, с тем и живем, то и воссоздаем – с партнерами, друзьями, детьми (продолжение следует).
Ирина Чеснова, http://chesnova.livejournal.com/104630.html
www.babyblog.ru