12 что такое социализация: Ошибка 403 — доступ запрещён

Содержание

Что такое социализация личности — Фазы и типы социализации

Животные наделены инстинктами, позволяющими выживать в определенной среде обитания. Среда обитания человека распространилась практически на всю территорию Земли. Наша жизнь протекает в обществе. Поэтому по мере взросления человеку приходиться осваиваться в социуме, приобретать необходимые знания и поведенческие навыки, придерживаться принятых норм и правил поведения. Сложность современного общественного устройства такова, что процесс социализации сопровождается возросшими трудностями,которые иногда могут привести к развитию социофобии.

Поэтому каждому человеку важно иметь достаточно четкое представление о себе, своих возможностях и особенностях. Это подскажет, в каком направлении следует развиваться, какие коррективы внести, чтобы занять достойное место в обществе.

Общее представление о типах социализации

Социализация может быть сведена к двум базовым типам: первичной и вторичной.

У первичной социализации начальный период отсчитывается с момента рождения. Как правило, ребенок появляется на свет в семье – первичной ячейке общества. Именно проживание в семье закладывает основы жизненных ценностей, представлений об окружающем мире. Мировоззрение ребенка складывается под влиянием социального поведения его родителей, других членов семьи. Жизнь в семье накладывает наиболее сильный отпечаток на социализацию. 

Также значительным фактором выступает пребывание в школе. В подростковом возрасте наиболее сильное воздействие оказывается друзьями, уличной средой общения. Однако ценности, прививаемые в семье или сложившиеся вопреки ей, как правило, остаются доминантными на протяжении всей жизни.

Первичная социализация завершается формированием зрелой личности. После чего ее зависимость от социальной среды становится не столь сильной.

При вторичной социализации сложившаяся личность не только испытывает определенное давление социального окружения, но и находит в себе стимулы для развития, изменений. Этот процесс происходит непрерывно: пересматриваются стереотипы поведения, меняются социальные роли, происходит отказ/коррекция от ранее принятой модели поведения и мировоззренческих установок.

Рационально выделение дополнительных типов социализации:

— гендерной. Осваиваются навыки в соответствии с осознаваемой принадлежностью к полу, вырабатывается модель поведения;
— групповой. На протяжении всей жизни человек оказывается вхожим в разные группы – дружескую компанию, рабочий коллектив, клуб по интересам;
— досрочной. Происходит нечто вроде преждевременного социального созревания. Личность готовится играть определенную социальную роль, вживается в нее как актер во время репетиций;
— организационной. Деятельность в рамках собственного бизнеса, работа на предприятии, в компании требует выработать навыки, позволяющие успешно выполнять возложенные функции.

Какие фазы социализации проходит личность

Развитие личности предполагает прохождение трех фаз социализации, для каждой из которых характерны определенные стремления:

 1. Соответствовать нормам социума. Усваиваются мировоззрение, система ценностей, поведенческие навыки, свойственные среде обитания.
 2. Осознать собственную индивидуальность. В том числе, пытаясь оказывать влияние на окружающих.
 3. Интегрироваться в общество, занять место в определенной социальной группе, позволяющее как можно полнее самореализоваться. 

Как происходит социализация личности согласно теории Эрика Хомбургера Эриксона

Мы используем как общепринятую схему стадий социализации, предложенную известным психологом еще в первой половине ХХ века. Она пришла на смену пятиэтапной, свойственной фрейдистской теории развития личности. 

Э. Эриксон выделил восемь стадий, включив три, относящиеся к периоду взрослости:

 1. Младенчество. В возрасте до 1,5 лет психологическое развитие определяется общением с матерью, формирующим доверие к окружающему миру.
 2. Раннее детство. В возрасте 1,5-4 лет проявляется автономия, ребенок приучается быть опрятным, аккуратным.
 3. Детство. Для 4-6-летнего ребенка чрезвычайно важно играть для развития логики, творческого мышления, инициативности, накопления знаний и навыков коммуникации.
 4. Младший школьный возраст. В возрасте 6-11 лет значительная роль отводится школе. На успешность дальнейшего развития может повлиять отношение к учебе.
 5. Отрочество. От 11 до 20 лет. Идет процесс самоопределения, во многом связанный с физиологическим созреванием, выбора профессии. 
 6. Юность. 21-25 лет. Как правило, возникает идентификация с социальной группой, подыскивается партнер, формируется круг общения.
 7. Зрелость. 25-55 (60) лет. Человек занимается избранным делом, общается со многими людьми, среди которых особое место занимают дети.
 8. Старость. От 55 (60) до смерти. Достигнутое в жизни переосмысливается, возможна самоизоляция.

Так в самом сжатом виде выглядят современные представления о пути социализации, который проходит личность.

что это такое, ее значение, этапы и виды

Человека можно назвать продуктом своего окружения, эпохи, общества. Считается, что мы формируемся под влиянием людей, с которыми чаще всего общаемся, а также с помощью фильмов или книг, которые увлекают нас. По сути, даже личность проявляется только при взаимодействии с другими людьми.

Социализация делает человека человеком, значит, от нее зависит вся наша цивилизация. Что же известно об этом процессе? Как она происходит? Какие факторы, предпосылки, виды, этапы социализации бывают?

Что такое социализация?

Социализация — это освоение общественных норм и правил, вхождение в социальную среду, налаживание связей, приобретение знаний и навыков, которые помогают адаптироваться в социуме.

Рассматривать это явление можно в нескольких плоскостях. Во-первых, историческая социализация, превратившая наших полудиких предков в развитое общество. Во-вторых, личная социализация, посредством которой ребенок учится выстраивать диалог со сверстниками и старшими людьми, узнает правила поведения, осваивает принятую систему ценностей. В-третьих, бывает социализация взрослого человека, который переезжает, например, в другую страну и узнает местный менталитет.

Пройти тест на социофобию

Несмотря на отличия, все формы социализации похожи, так как у них общие цели — построение прочных связей в обществе, понимание основных правил поведения, эффективная коммуникация с окружающими. Отличаться могут лишь исходные значения. Социализация ребенка происходит «с нуля», а взрослому человеку свойственна сформировавшаяся ценностная система, какие-то знания и навыки.

Значение социализации

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в природе человека, как социокультурного явления. Homo sapiens — единственный биологический вид на нашей планете, который отличается сложным процессом социализации. Муравьи, пчелы, термиты также демонстрируют общественную жизнь, но в их случае все происходит на уровне инстинктов, с четким разделением ролей — рабочие, воины, продолжатели рода.

Социализация личности — это сложный процесс, который зависит от разных факторов. Среди них воспитание, социальная среда генетические задатки, стечение обстоятельств, культурные традиции. Общество сложнее стада или стаи, что обусловлено, прежде всего, непредсказуемостью и спонтанностью построения социальных связей.

Если не рассматривать отдельные примеры кастового общества, которые были распространены в Индии, среднестатистический человек способен выбрать любую роль, от изгоя до президента. Это определяется его уровнем социализации, теми талантами и качествами, которые становятся эффективными при прохождении разных ее этапов. О периодизации этого процесса сейчас и поговорим.

Этапы социализации

Учитывая особенности физиологического развития индивидуума, обусловленного гормональными изменениями, можно утверждать, что имеются общие этапы социализации:

  1. Младенчество (от рождения до года) — адаптация организма новорожденного к внешним условиям, первый контакт с миром.
  2. Ранее детство (от 1 до 3 лет) — развивается речь, формируется привязанность к окружающим.
  3. Дошкольный возраст (с 3 до 6-7 лет) — освоение социальных ролей через сюжетно-ролевые игры.
  4. Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) — первый опыт социализации с необходимостью соблюдать установленные правила и нормы поведения.
  5. Подростковый возраст (с 12 до 17 лет) — возникает самосознание, появляется интерес к своей личности, происходит половое созревание.
  6. Юность (с 17 до 21 года) — стремление к самостоятельной жизни, определение целей и приоритетов, выбор будущей профессии.
  7. Молодость (с 21 до 35 лет) — период социальных экспериментов, поиск себя, возможное создание семьи, получение профессионального и жизненного опыта.
  8. Зрелость (с 35 до 55 лет) — апогей социализации человека, связанный с его призванием, свершением основных профессиональных достижений.
  9. Пожилой возраст (с 55 до 65 лет) — постепенное замедление жизненных процессов, снижение физической силы, ориентация в сферу семейных ценностей и духовности.
  10. Старость (старше 65 лет) — угасание организма, которое может и не отражаться на социальной роли, особенно, если человек успел достичь определенного положения в обществе, обеспечивающего уважение и признание от окружающих.

Учеными предложены и другие подходы к определению этапов социализации. Например, в самом упрощенном варианте предусматривается всего 3 периода:

  • Дотрудовой — от рождения до окончания учебы;
  • Трудовой — период молодости и зрелости;
  • Послетрудовой — пенсионнный возраст.

Пройти тест на эмпатию

Расширенная версия предыдущего подхода рассматривает прохождение пяти последовательных стадий становления личности:

  • Адаптационная — подражание, как главный механизм социализации;
  • Идентификационная — ощущение своей уникальности;
  • Интеграционная — внедрение в общество, выработка системы ценностей, усвоение норм, законов, правил;
  • Трудовая — работа, поиск себя, оттачивание мастерства;
  • Послетрудовая — передача социального опыта новому поколению.

Процесс социализации тесно связан с биологическими особенностями конкретного человека, которые становятся фундаментом для восприятия общественных норм и принципов. Одни усваивают правила легче, другие же социализируются намного дольше.

Факторы социализации

Этот процесс зависит от пяти факторов, которые влияют на человека с разных сторон:

  1. Генетическая предрасположенность — наследственные признаки человека, которые упрощают или наоборот усложняют его социализацию;
  2. Индивидуальный опыт — накопленные знания и представления о мире, о других людях, о правилах поведения в обществе;
  3. Социокультурный фон — особенности мировоззрения, которые формируют личность, как часть определенного народа, этноса, сословия;
  4. Групповой опыт — система знаний и стереотипов конкретного сообщества людей, которое влияет на каждого его представителя;
  5. Физическое окружение — особенности внешней среды, определяющие простоту коммуникации между людьми (город, деревня, необитаемый остров).

Виды социализации

Учитывая масштаб этого явления, можно говорить о разных видах социализации. В самом обобщенном виде встречаются два варианта вхождения человека в общество:

  • Первичная социализация — связана со взрослением ребенка, освоением законов и правил общественной жизни, прохождением последовательных этапов (школы, университета, работы).
  • Вторичная социализация — новый виток развития человека, связанный со сменой работы, переездом в другой город или страну, вхождением в специализированное сообщество со своими нормами и распорядками.

Интеграция уже сформированной личности в новую социальную среду еще называется ресоциализацией, так как этот процесс связан не только с получением знаний или навыков, но и устранением старых, неактуальных установок, которые могут теперь мешать.

В зависимости от разных подходов к типологии социализации, выделяют такие виды этого процесса:

  • Групповая — связана с вхождением в определенный коллектив, принятием норм и правил поведения в нем;
  • Организационная — имеет место в конкретной компании, фирме, учреждении, выражается в следовании трудовым распорядкам;
  • Досрочная — ранняя социализация, которая происходит, когда ребенок вынужден быстро повзрослеть, обеспечивать себя сам или заботясь о других;
  • Упреждающая — «репетиция» будущей должности, социальной роли либо статуса, например, совместная жизнь парня с девушкой перед свадьбой;
  • Гендерная — осознание человеком своей природы, идентификация мужского или женского начала, следование стереотипам либо, наоборот, нарушение всех норм и правил;
  • Расово-этническая — принадлежность к определенному этносу, народу или культуре, принятие морально-этических ориентиров, свойственных конкретной группе людей;
  • Правовая — усвоение знаний, ценностей и норм, необходимых для жизни в конкретном обществе, с учетом его законов;
  • Политическая — понимание механизмов и принципов власти, интерес к устройству и функционированию государства;
  • Языковая — процесс обучения речи, как инструменту коммуникации с другими людьми;
  • Естественная — социализация индивида, происходящая в игровой форме по мере его взросления;
  • Запланированная — феномен человеческого общества, который выражается в преднамеренных действиях, направленных на воспитание людей с конкретными навыками и знаниями;
  • Позитивная — интеграция человека в общество путем приятных эмоций, ярких, радостных впечатлений, поощрения, похвалы;
  • Негативная — насильственное насаждение правил и принципов путем наказаний, критики, требований, принуждения.

Процесс, противоположный социализации, то есть связанный с утратой общественной роли, навыков, опыта, желания взаимодействовать с другими людьми, называется десоциализацией. Например, отшельники выбирают другой жизненный путь, уходя от людей в горы или дикие леса. Даже занимая высокие должности, владея большим капиталом, они теряют интерес к социуму, предпочитая уединение. Но чаще всего социализация личности идет в направлении сближения с обществом, усвоения законов и правил поведения.

Человек — существо социальное, что откладывает отпечаток на его потребности, мотивы. Чрезмерное стремление к вхождению в определенный коллектив, маниакальное следование всем правилам даже получило отдельное название — гиперсоциализация. С одной стороны, такие люди быстрее осваиваются в обществе, но они часто становятся фанатиками, буквально объявляя «крестовые походы» против всех «неверных». Кроме того, они могут нести вред даже сами себе, чрезмерно усложняя собственную жизнь запретами, требованиями, непомерным чувством долга.

Социализация важна для людей, но в ней, как и во всех других сторонах человеческой природы, необходимо находить «золотую середину». Необходимо балансировать между общественной жизнью и внутренним миром. В таком случае, можно выстраивать эффективную коммуникацию с окружающими, не теряя собственную уникальность. В этом кроется секрет успеха, позволяющий человеку занимать достойное место в обществе, находясь в гармонии с окружающей реальностью и самим собой.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

4.2 Объяснение социализации – социология

Цель обучения

  1. Описать теории Кули, Мида, Фрейда, Пиаже, Кольберга, Гиллигана и Эриксона.

Поскольку социализация так важна, ученые в различных областях пытались понять, как и почему она происходит, при этом разные ученые рассматривали разные аспекты этого процесса. Их усилия в основном сосредоточены на младенчестве, детстве и юности, которые являются критическими годами для социализации, но некоторые также рассматривают, как социализация продолжается на протяжении всей жизни. Давайте рассмотрим некоторые из основных теорий социализации, которые обобщены в таблице 4.1 «Краткий обзор теории».

Таблица 4.1 Снимок теории

Теория Основная фигура(ы) Основные предположения
Зазеркалье самодельное Чарльз Хортон Кули Дети получают представление о том, как люди воспринимают их, когда дети с ними взаимодействуют. По сути, дети «видят» себя, когда взаимодействуют с другими людьми, как если бы они смотрелись в зеркало. Люди используют восприятие, которое другие имеют о них, чтобы развивать суждения и чувства о себе.
Взяв на себя роль другого Джордж Герберт Мид В игре дети притворяются другими людьми и таким образом узнают, чего от них ожидают эти другие люди. Младшие дети берут на себя роль значимых других или людей, чаще всего родителей, братьев и сестер, которые больше всего контактируют с ними; дети старшего возраста, когда они занимаются спортом и другими играми, берут на себя роли других людей и усваивают ожидания обобщенного другого или самого общества.
Психоаналитический Зигмунд Фрейд Личность состоит из ид, эго и суперэго. Если ребенок не развивается нормально, а суперэго не становится достаточно сильным, чтобы преодолеть ид, результатом может стать антиобщественное поведение.
Когнитивное развитие Жан Пиаже Когнитивное развитие проходит четыре стадии. Заключительный этап — формальный операционный этап, который начинается в возрасте 12 лет, когда дети начинают использовать общие принципы для решения различных проблем.
Нравственное развитие Лоуренс Кольберг, Кэрол Гиллиган Дети развивают свою способность мыслить и действовать нравственно в несколько этапов. Если им не удастся достичь конвенциональной стадии, на которой подростки осознают, что их родители и общество имеют правила, которым следует следовать, потому что они имеют моральное право следовать им, они вполне могут начать вести себя пагубно. В то время как мальчики, как правило, используют формальные правила, чтобы решить, что правильно, а что нет, девочки склонны принимать во внимание личные отношения.
Развитие идентичности Эрик Эриксон Развитие личности включает в себя восемь этапов на протяжении всей жизни. Пятая стадия возникает в подростковом возрасте и особенно критична, поскольку подростки часто переживают кризис идентичности по мере перехода от детства к взрослой жизни.

Социологические объяснения: развитие себя

Один из наборов объяснений, наиболее социологический из тех, что мы обсуждаем, рассматривает, как развивается личность или чья-то идентичность, я-концепция и образ себя. Эти объяснения подчеркивают, что мы учимся взаимодействовать, сначала взаимодействуя с другими, и что мы делаем это, используя это взаимодействие, чтобы получить представление о том, кто мы и чего они от нас ожидают.

Чарльз Хортон Кули

Среди первых, кто выдвинул эту точку зрения, был Чарльз Хортон Кули (1864–1929), который сказал, что, взаимодействуя с другими людьми, мы получаем представление о том, как они нас воспринимают. По сути, мы «видим» себя, когда взаимодействуем с другими людьми, как будто смотримся в зеркало, когда находимся с ними. Кули (1902) разработал свою знаменитую концепцию «я-зеркальца», чтобы резюмировать этот процесс. Кули сказал, что мы сначала представляем, как мы выглядим в глазах других, а затем представляем, как они думают о нас и, более конкретно, оценивают ли они нас положительно или отрицательно. Затем мы используем это восприятие для выработки суждений и чувств о себе, таких как гордость или смущение.

Иногда в этом сложном процессе случаются ошибки, поскольку мы можем неверно воспринимать то, как другие относятся к нам, и формировать ошибочные суждения о своем поведении и чувствах. Например, вы могли быть в ситуации, когда кто-то смеялся над вашими словами, и вы думали, что они насмехаются над вами, когда на самом деле они просто думали, что вы шутите. Хотя вы должны были воспринять их смех положительно, вы восприняли его отрицательно и, вероятно, почувствовали себя глупо или смущенно.

Независимо от того, случаются ошибки или нет, процесс, описанный Кули, особенно важен в детстве и юности, когда наше «я» все еще находится в постоянном движении. Представьте, насколько лучше себя чувствуют дети из спортивной команды, когда их подбадривают за отличную игру, или как дети из школьного оркестра чувствуют себя после аплодисментов в конце выступления группы. Если они почувствуют себя лучше, в следующий раз они могут сделать это намного лучше. Хорошо это или плохо, верно и обратное. Если дети плохо выступают на спортивной площадке или в школьном представлении, а аплодисменты, на которые они рассчитывали, не раздаются, они могут чувствовать себя подавленными и хуже, а из-за разочарования или беспокойства в следующий раз выступить хуже.

Тем не менее верно и то, что процесс зазеркалья влияет на нас на протяжении всей жизни. К тому времени, когда мы выходим из позднего подросткового возраста и вступаем в ранние взрослые годы, наше представление о себе уже очень сильно развито, но это развитие никогда не завершается. Будучи молодыми, людьми среднего или пожилого возраста, мы продолжаем реагировать на наше восприятие того, как другие смотрят на нас, и это восприятие влияет на наше представление о себе, даже если это влияние зачастую меньше, чем в молодые годы. Независимо от того, взаимодействуем ли мы с друзьями, родственниками, коллегами, начальниками или даже с незнакомцами, наше «я» продолжает меняться.

Джордж Герберт Мид

Другим ученым, который обсуждал развитие личности, был Джордж Герберт Мид (1863–1931), основатель области символического интеракционизма, обсуждаемой в главе 1 «Социология и социологическая перспектива». Мид (1934) делал основной акцент на детских играх, которые он считал центральными для их понимания того, как люди должны взаимодействовать. Когда они играют, сказала Мид, дети берут на себя роль других. Это означает, что они притворяются другими людьми в своей игре и таким образом узнают, чего эти другие люди ожидают от них. Например, когда дети играют в дом и изображают из себя своих родителей, они обращаются со своими куклами так, как, по их мнению, относятся к ним их родители. При этом они получают лучшее представление о том, как они должны себя вести. Другими словами, они усваивают ожидания других людей от них.

Младшие дети, по словам Мид, берут на себя роль значимых других или людей, чаще всего родителей, братьев и сестер, которые имеют с ними наибольший контакт. Дети старшего возраста берут на себя роли других людей и узнают ожидания общества в целом. Поступая таким образом, они усваивают ожидания того, что Мид называл обобщенным другим, или самим обществом.

Весь этот процесс, как писал Мид, включает в себя несколько этапов. На стадии имитация младенцы могут только имитировать поведение, не понимая его целей. Если их родители потирают себе животы и смеются, годовалые дети могут делать то же самое. После того, как они достигают возраста 3, они находятся в играть этап. Здесь большая часть их игр проходит в одиночестве или только с одним или двумя другими детьми, и большая часть этого заключается в том, чтобы притворяться другими людьми: их родителями, учителями, супергероями, телевизионными персонажами и так далее. На этом этапе они начинают брать на себя роль другого. Как только они достигают возраста 6 или 7 лет, или примерно в то время, когда начинается школа, начинается этап игр , и дети начинают заниматься командными видами спорта и играми. Многие игроки в этих играх выполняют самые разные роли, и все они должны научиться предвидеть действия других членов своей команды. Поступая таким образом, они узнают, что ожидается от ролей, которые должны играть все члены команды, и, в более широком смысле, начинают понимать роли, которые общество хочет, чтобы мы играли, или, используя термин Мида, ожидания обобщенного другого.

Мид чувствовал, что самость состоит из двух частей: я и я . I — это творческая, спонтанная часть личности, в то время как me — более пассивная часть личности, происходящая из внутренних ожиданий общества в целом. Эти две части не противоречат друг другу, полагал он, а дополняют друг друга и, таким образом, увеличивают вклад человека в общество. Общество нуждается в творчестве, но ему также нужен хоть какой-то минимум конформизма. Развитие обеих этих частей самости важно не только для индивидуума, но и для общества, к которому он принадлежит.

Социально-психологические объяснения: личность и когнитивное и нравственное развитие

Второй набор объяснений носит более психологический характер, поскольку фокусируется на развитии личности, когнитивных способностей и нравственности.

Зигмунд Фрейд и бессознательная личность

В то время как Кули и Мид, объясняя развитие личности, сосредоточились на взаимодействии с другими людьми, великий психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939) сосредоточился на бессознательных биологических силах, которые, по его мнению, формируют индивидуальную личность. Фрейд (1933) считал, что личность состоит из трех частей: ид, эго и суперэго. Ид является эгоистичной частью личности и состоит из биологических инстинктов, которые есть у всех младенцев, включая потребность в еде и, в более общем плане, потребность в немедленном удовлетворении. По мере того, как дети становятся старше, они узнают, что не все их потребности могут быть удовлетворены немедленно, и таким образом развивают эго, или рациональную часть личности. Когда дети становятся старше, они усваивают нормы и ценности общества и, таким образом, начинают развивать свое Супер-Эго, которое представляет собой совесть общества. Если ребенок не развивается нормально и суперэго не становится достаточно сильным, человек подвергается большему риску того, что Ид подтолкнет его к антиобщественному поведению.

Основная точка зрения Фрейда о том, что личность и поведение человека развиваются в значительной степени изнутри, отличается от акцента социологии на социальной среде. Это не означает, что его точка зрения неверна, но означает, что она игнорирует многие очень важные факторы, подчеркнутые социологами.

Piaget and Cognitive Development

Дети обретают себя и личность, но они также учатся думать и рассуждать. Как они приобретают такое когнитивное развитие был предметом исследования швейцарского психолога Жана Пиаже (1896–1980). Пиаже (1954) считал, что когнитивное развитие проходит через четыре стадии и что для адекватного развития необходимы правильное созревание мозга и социализация.

Первая стадия — это сенсомоторная стадия , на которой младенцы не могут по-настоящему думать или рассуждать, а вместо этого используют свой слух, зрение и другие чувства, чтобы познавать окружающий мир. Второй этап — предэксплуатационный 9Стадия 0096, длящаяся примерно от 2 до 7 лет, на которой дети начинают использовать символы, особенно слова, для понимания объектов и простых идей. Третья стадия — это конкретная операционная стадия , продолжающаяся примерно с 7 до 11 или 12 лет, на которой дети начинают мыслить с точки зрения причины и следствия, но еще не понимают лежащих в основе принципов честности, справедливости и связанных с ними концепций. Четвертая и заключительная стадия — формальная операционная стадия , которая начинается примерно в возрасте 12 лет. Здесь дети начинают мыслить абстрактно и использовать общие принципы для решения различных проблем.

Недавние исследования подтверждают акцент Пиаже на важности раннего возраста для когнитивного развития детей. Ученые обнаружили, что активность мозга быстро развивается в первые годы жизни. Стимуляция со стороны социальной среды ребенка усиливает это развитие, а отсутствие стимуляции ухудшает его. Дети, чьи родители или другие опекуны регулярно играют с ними, разговаривают, поют и читают им, имеют гораздо лучшее неврологическое и когнитивное развитие, чем другие дети (Riley, San Juan, Klinkner, & Ramminger, 2009).). Предоставляя биологическую основу важности стимуляции человека для детей, это исследование подчеркивает как важность взаимодействия, так и опасность социальной изоляции. Как по биологическим, так и по социальным причинам социализация невозможна в полной мере без широкого социального взаимодействия.

Кольберг, Гиллиган и нравственное развитие

Важным элементом мышления детей является их способность отличать правильное от неправильного и решать, что делать с моральной точки зрения правильно. Психолог Лоуренс Кольберг (1927–1987) сказал, что дети развивают свою способность мыслить и действовать нравственно в несколько этапов. На стадии доконвенциональной стадии маленькие дети приравнивают то, что морально правильно, просто к тому, что удерживает их от наказания. На стандартной стадии подростки осознают, что их родители и общество имеют правила, которым следует следовать, потому что они имеют моральное право следовать им, а не только потому, что неподчинение им влечет за собой наказание. На постконвенциональной стадии , которая приходится на поздний подростковый возраст и начало взрослой жизни, люди осознают, что более высокие моральные стандарты могут вытеснить стандарты их собственного общества, и даже решают не подчиняться закону во имя этих более высоких стандартов. Если люди не достигают хотя бы условной стадии, Кольберг (1969), у них не развивается совесть, и вместо этого они вполне могут вести себя пагубно, если думают, что не будут наказаны. Неполное нравственное развитие, заключил Кольберг, является первопричиной антиобщественного поведения.

Одним из недостатков исследования Кольберга было то, что он изучал только мальчиков. Проходят ли девочки подобные этапы нравственного развития? Кэрол Гиллиган (1982) пришла к выводу, что это не так. В то время как мальчики, как правило, используют формальные правила, чтобы решить, что правильно или неправильно, писала она, девочки склонны принимать во внимание личные отношения. Если люди нарушают правило из-за какой-то важной личной потребности или из-за того, что пытаются кому-то помочь, то их поведение не может быть неправильным. Иными словами, мужчины склонны использовать безличное, универсальные критерии принятия моральных решений, в то время как женщины склонны использовать более индивидуальные, партикуляристские критерии.

Пример из детской игры иллюстрирует разницу между этими двумя формами морального рассуждения. Если мальчики занимаются каким-либо видом спорта, скажем, баскетболом, и игрок говорит, что на нем фолили, они могут расходиться во мнениях — иногда очень резко — о том, как часто происходил контакт и действительно ли его было достаточно, чтобы считаться фолом. Напротив, девочки в похожей ситуации могут решить в интересах того, чтобы все поладили, назвать пьесу «переделкой».

Эриксон и развитие личности

Ранее мы отмечали, что развитие личности не ограничивается детством, а продолжается на протяжении всей жизни. В более общем плане, хотя социализация наиболее важна в детстве и юности, она также продолжается на протяжении всей жизни. Психолог Эрик Эриксон (1902–1990) четко признал этот центральный факт в своей теории развития идентичности (Erikson, 1980). По его словам, такое развитие охватывает восемь жизненных стадий на протяжении всей жизни. На первых четырех этапах, происходящих последовательно от рождения до 12 лет, дети в идеале учатся доверию, самоконтролю и независимости, а также учатся выполнять задачи, сложность которых возрастает с возрастом. Если все это развитие идет хорошо, у них развивается позитивная идентичность или самооценка.

Пятая стадия происходит в подростковом возрасте и особенно критична, сказал Эриксон, потому что подростки часто переживают кризис идентичности . Этот кризис возникает потому, что подростковый возраст является переходным периодом между детством и взрослой жизнью: подростки покидают детство, но еще не достигли взрослой жизни. Пытаясь справиться со всеми сложностями подросткового возраста, подростки могут время от времени бунтовать, но большинство из них в конечном итоге вступают во взрослую жизнь с устоявшейся идентичностью. Стадии 6, 7 и 8 включают юношескую, среднюю и позднюю взрослость соответственно. На каждом из этих этапов развитие личности людей напрямую связано с их семейными и рабочими ролями. В позднем взрослом возрасте люди размышляют о своей жизни, пытаясь оставаться полезными членами общества. Стадия 8 может быть особенно тревожной для многих людей, поскольку они понимают, что их жизнь почти подошла к концу.

Исследования Эриксона помогли стимулировать дальнейшее изучение социализации в подростковом возрасте, и сегодня бурно развивается изучение социализации в зрелом возрасте. Мы возвращаемся к взрослой жизни в Главе 4 «Социализация», Разделе 4. 4 «Социализация на жизненном пути» и снова обращаемся к ней при обсуждении возраста и старения в Главе 12 «Старение и пожилые люди».

Key Takeaways

  • Кули и Мид объяснили, как развиваются самооценка и представление о себе.
  • Фрейд сосредоточился на необходимости выработать правильный баланс между ид, эго и суперэго.
  • Пиаже писал, что когнитивное развитие у детей и подростков происходит в результате четырех стадий социального взаимодействия.
  • Кольберг писал о стадиях нравственного развития и подчеркивал важность формальных правил, а Гиллиган подчеркивал, что нравственное развитие девочек учитывает личные отношения.
  • Теория развития личности Эриксона включает восемь стадий, от младенчества до старости.

Ссылки

Кули, CH (1902). Общественная организация . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Scribner’s.

Эриксон, Э. Х. (1980). Личность и жизненный цикл . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон.

Фрейд, С. (1933). Новые вводные лекции по психоанализу . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон.

Гиллиган, К. (1982). Другим голосом: Психологическая теория и развитие женщины . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Кольберг, Л. (1969). Состояния в развитии нравственного мышления и действия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Мид, GH (1934). Разум, личность и общество . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.

Пиаже, Дж. (1954). Конструирование реальности у ребенка . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Райли, Д., Сан-Хуан, Р.Р., Клинкнер, Дж., и Раммингер, А. (2009). Интеллектуальное развитие: соединение науки и практики в условиях раннего детства . Сент-Пол, Миннесота: Redleaf Press.

Почему общение важно для студентов?

Обладая обширным опытом в области онлайн-обучения, мы знаем, что социальные и эмоциональные потребности учащихся имеют решающее значение для их успеха в образовании и психического здоровья. Мы предлагаем учащимся широкие возможности для общения со своими сверстниками как онлайн, так и лично, чтобы они могли завязать ценные дружеские отношения, которые способствуют их развитию и всестороннему академическому опыту.

Как школы помогают учащимся общаться

Социальное развитие является важной частью качественного образования, и то же самое относится и к онлайн-школе. Благодаря интерактивным обсуждениям в классе, внеклассным клубам, экскурсиям и многому другому учащиеся школ на базе K12 узнают, как преуспеть в онлайн-среде обучения.

Часто задаваемые вопросы о социализации учащихся

Почему социальные навыки важны для учащихся?

Социальные навыки необходимы учащимся, потому что то, чему они учатся в школе, находит применение в их личной и профессиональной взрослой жизни. Обладание сильными социальными навыками полезно не только для их психического здоровья, но и для их будущего благополучия и успеха. Сильные социальные навыки помогают учащимся обрести уверенность, улучшить разговорные навыки, развить эмпатию, отточить навыки ведения переговоров, укрепить доверие, улучшить навыки межличностного общения и многое другое.

Учащиеся, обучающиеся на дому, менее общительны?

Многие эксперты считают, что учащиеся, обучающиеся на дому, имеют широкие возможности для участия в значимой общественной деятельности. Дети, обучающиеся на дому, и дети, которые посещают онлайн-школы, не ограничиваются своим домом. Скорее, их поощряют участвовать в различных мероприятиях на свежем воздухе и общаться с друзьями и сверстниками. Это могут быть экскурсии в зоопарк, на спектакль или в музей; заниматься спортом; заниматься художественной деятельностью; или иным образом участвовать в их сообществах.

Как общение помогает учащимся?

Социализация позволяет учащимся полноценно функционировать как дети, подростки и взрослые. Воздействие различных социальных ситуаций и опыта может помочь учащимся обрести уверенность и преодолеть застенчивость, предоставляя им больше возможностей для профессионального и эмоционального роста в будущем. У них также улучшается психическое здоровье в целом.

Социализация позволяет учащимся получить доступ к уникальным точкам зрения сверстников, которые, возможно, выросли иначе, расширяя их мировоззрение и открывая для них большее разнообразие. Эти навыки в значительной степени являются производными от социальных взаимодействий, которые начинаются с самого раннего возраста, и именно поэтому социальное взаимодействие жизненно важно для учащихся всех возрастов.

Как онлайн-обучение влияет на социальные взаимодействия учащихся?

Социальная составляющая обучения не исчезает, когда школа проходит онлайн, но выглядит по-другому. Студенты участвуют в групповых проектах через секционные заседания. Они также могут совместно выполнять домашние задания для решения проблем и преодоления трудностей. Студентам рекомендуется относиться к онлайн-классу как к традиционному опыту, оставляя свои камеры и микрофоны включенными, чтобы помочь им более эффективно общаться.

Вне классной комнаты ученики собираются на онлайн-клубы, конкурсы, экскурсии, семинары и другие внеклассные мероприятия.* Эти инструменты могут быть особенно полезны для застенчивых учеников, у которых уже может быть что-то общее с другими учениками, зачисленными в клуб. , что облегчает начальные подключения.

Способствуйте социализации вашего ученика с помощью K12

Важность общественной деятельности для учащихся очевидна. В то время как может показаться, что онлайн-школа может уменьшить взаимодействие и усилить изоляцию, школы на базе K12 предоставляют множество социальных онлайн-мероприятий для учащихся, которые помогают сочетать безопасность и комфорт виртуальной среды с социальным взаимодействием в традиционной физической среде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *